Популярные сегодня темы
С работами великолепного стихотворца мое знакомство произошло еще в детском саду. Как-то раз на одном из утренников, посвященных природным богатствам, я продекламировала стихотворение Есенина «Береза».
Всем знакомы сказки Пушкина с самых малых лет. Они яркие, красочные, имеют смысл. Поэма «Руслан и Людмила» является именно таким произведением. В нем, вместе с реальными людьми существуют
В рассказе «Ионыч», напечатан в 1898 году в журнале «Нива», А. Чехов продолжил тему человеческого счастья. Рассказ имеет ряд художественных особенностей.
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода.
Произведение относится к разряду знаменитых творений писателя, в котором в качестве названия романа автор использует метафорическое выражение, заимствованное из латинского языка, означающее оптическое явление, прообраз фотокамеры, то есть темную комнату.
-
Миллион в брачной корзине цитаты из фильма
-
Жан бодрийяр общество потребления цитаты
-
Цитаты из фильма полтергейст
-
Цитаты из аниме апельсин
- Дружба на расстоянии цитаты
Общее впечатление
Ноздрев не был хорошим хозяином. Не следил он ни за деревней, ни за собственным домом, в котором царил беспорядок в расстановке предметов интерьера. Не было у героя ни домашнего уюта, ни какой-либо красоты или комфорта. Вероятно, потому что проводил Ноздрев дома не так уж много времени, поскольку любил разъезжать по другим помещикам, чтобы кутить и «проигрываться».
Когда Чичиков по настоянию Ноздрева приезжает к нему в гости, в доме «не было никакого приготовления к их принятию». Ноздрев не заботился о том, как выглядят его владения в глазах других людей, он не видел упадка в своих делах, а, наоборот, гордился всем тем, что у него было.
Вариант 1
Господский дом Ноздрева был одним из самых роскошных в городе. Он был построен в стиле классицизма и имел два этажа. Фасад был украшен колоннами и балконами, а входная дверь была из массивного дерева с резными узорами. Внутри дома были высокие потолки, большие окна и множество комнат. В гостиной стоял огромный камин, а на стенах висели картины известных художников. В спальне господина Ноздрева была огромная кровать с бархатными подушками и одеялом из меха.
В доме была также библиотека, где были собраны книги на разные темы. На полках стояли тома классической литературы, исторические романы, научные труды и многое другое. В библиотеке было уютно и тихо, и здесь господин Ноздрев проводил много времени, читая книги и размышляя.
В доме была также большая столовая, где господин Ноздрев принимал гостей. Здесь были установлены длинные столы, на которых стояли серебряные приборы и кристальные стаканы. На стенах висели портреты предков Ноздрева, а на полу лежал ковер из мягкой шерсти.
Во дворе дома был сад, где росли разные растения и цветы. Здесь были установлены скамейки и столы, где можно было отдохнуть и насладиться красотой природы. В саду была также построена небольшая беседка, где господин Ноздрев проводил время со своими друзьями.
В целом, господский дом Ноздрева был прекрасным местом для жизни. Здесь было все необходимое для комфортного проживания, а также много места для отдыха и развлечений.
Кабинет
Название кабинета, как отмечает автор поэмы, было только условным, потому что в нем не было ни одного признака настоящего рабочего кабинета. Книги, различный бумаги, нужные для работы, просто отсутствовали. Вместо этого были сабли и дорогие ружья. Были также кинжалы турецкого производства, на которых, однако, написано было «Мастер Савелий Сибиряков». Это отличная деталь, передающая лживый характер Ноздрева, который любил хвастаться абсолютно всем.
Были у Ноздрева и различные трубки, Н. В. Гоголь подробно описывает материалы, из которых они были созданы.
Находилась также в кабинете героя шарманка, которая играла «не без приятности», но была сломана, поэтому песни играли как попало.
Дается указание на кисет, который Ноздрев получил от какой-то графини, которая была в него влюблена. Читатель понимает, что это очередная ложь героя.
Описание усадьбы
Ноздрев показал Чичикову все, что у него только было в деревне. На все это ушло примерно два часа. Причем показал он и лишнюю территорию, ему не принадлежавшую.
В первую очередь Ноздрев отвел Чичикова в конюшню, в которой только и были две кобылы и один «неказистый» жеребец, который, по словам помещика, стоил целых десять тысяч. Остальные стойла были пусты, хотя, как отмечал герой, раньше там были такие же «хорошие лошади». Здесь же, в конюшне, был козел.
Затем Ноздрев повел гостя смотреть на свою гордость – волчонка, который находился на цепи. Герою нравилось иметь «совершенного зверя».
Помимо волчонка Ноздрев гордился своими собаками. Это были собаки всех возможных пород, автор подробно описывает их
Особое внимание писатель уделяет кличкам, среди которых были обругай, припекай, стреляй и многие другие. Находились животные в «красивом маленьком домике, окруженным большим загороженным со всех сторон двором»
Был в деревне Ноздрева и пруд. В этом пруду, как рассказывал Ноздрев, была настолько большая рыба, что ее с трудом могли вытащить двое человек.
Стояла недалеко мельница, которая оказалась сломанной. Ноздрев показывает и ее.
Все это время герои шли «гадкою дорогой»: это было поле, состоящее из кочек, которое нужно было переходить различными перелогами и нивами
Под ногами было полно воды, из-за чего Чичиков сначала пытался идти осторожно, но позже шел уже не разбирая
Основные черты героя
Раскрывая образ Ноздрева, автор изображает пошлость в некой лживо-нахальной форме. Истоки ее прослеживаются в комедиях Аристофана и Плавта. Однако много в персонаже и исконно русского, национального. Основными чертами характера Ноздрева являются хвастовство, наглость, склонность к дебоширству, непредсказуемость, энергичность. Как отмечает сам автор, люди такого склада, как правило, «лихачи, кутилы, говоруны», а в их лицах всегда можно увидеть что-то прямое, удалое, открытое. Кроме прочего, они любят погулять и являются заядлыми игроками. Их отличает общительность, сочетающаяся с бесцеремонностью. Иногда кажется, что дружба с ними может продлиться очень долго, однако с «новым знакомым» такие люди могут подраться на пирушке в тот же вечер.
Кабинет
Название кабинета, как отмечает автор поэмы, было только условным, потому что в нем не было ни одного признака настоящего рабочего кабинета. Книги, различный бумаги, нужные для работы, просто отсутствовали. Вместо этого были сабли и дорогие ружья. Были также кинжалы турецкого производства, на которых, однако, написано было «Мастер Савелий Сибиряков». Это отличная деталь, передающая лживый характер Ноздрева, который любил хвастаться абсолютно всем.
Были у Ноздрева и различные трубки, Н. В. Гоголь подробно описывает материалы, из которых они были созданы.
Находилась также в кабинете героя шарманка, которая играла «не без приятности», но была сломана, поэтому песни играли как попало.
Дается указание на кисет, который Ноздрев получил от какой-то графини, которая была в него влюблена. Читатель понимает, что это очередная ложь героя.
Экранизации
Сюжетом произведения в 1909 году заинтересовался режиссер Павел Чердынцев, в чьей ленте в образе Ноздрева предстал сам постановщик.
Борис Ливанов в фильме «Мертвые души»
В 1960 году в ленте Леонида Трауберга по инсценировке Михаила Булгакова снялся Борис Ливанов. Постановка была организована в формате телеспектакля.
Аналогичный по жанру проект снял Александр Белинский в 1969 году. Ноздрева на экране воплотил Павел Луспекаев.
Следующая кинокартина по классическому произведению вышла в свет в 1984 году благодаря режиссеру Михаилу Швейцеру. В образе Ноздрева выступил Виталий Шаповалов.
Александр Абдулов на съемочной площадке («Дело о мертвых душах»)
«Дело о мертвых душах» Павла Лунгина – сериал 2005 года, вобравший в себя несколько сюжетных линий, позаимствованных режиссером из разных произведений Гоголя. Ноздрева в многосерийном проекте сыграл Александр Абдулов.
Общее впечатление
Ноздрев не был хорошим хозяином. Не следил он ни за деревней, ни за собственным домом, в котором царил беспорядок в расстановке предметов интерьера. Не было у героя ни домашнего уюта, ни какой-либо красоты или комфорта. Вероятно, потому что проводил Ноздрев дома не так уж много времени, поскольку любил разъезжать по другим помещикам, чтобы кутить и «проигрываться».
Когда Чичиков по настоянию Ноздрева приезжает к нему в гости, в доме «не было никакого приготовления к их принятию». Ноздрев не заботился о том, как выглядят его владения в глазах других людей, он не видел упадка в своих делах, а, наоборот, гордился всем тем, что у него было.
Вариант 2
Описание поместья одного из помещиков произведения в лице Ноздрева, представленное автором в четвертой главе романа, играет особую роль, поскольку раскрывает характер героя с точки зрения существенного восприятия и правильного понимания образа персонажа.
Усадьба Ноздрева не является красивой и комфортной, при этом сам хозяин совершенно не беспокоится об этом и способен пригласить в дом гостей в момент царящего там беспорядка либо даже проведения ремонтных работ, например, при побелке стен в господском доме.
Интерьер внутренней обстановки господского дома Ноздрева также является неуютным и некомфортным. В первую очередь, стоит рассмотреть кабинет хозяина дома, который отличается отсутствием книг и бумаг. Данный факт свидетельствует о нежелании Ноздрева заниматься хозяйственными делами. При этом в кабинете развешано дорого оружие в виде сабель, кинжалов, ружей отечественного и зарубежного производства. Следует отметить, что увлечением Ноздрева является охота, поэтому помимо многочисленного оружия в поместье имеются охотничьи псы различных пород.
Кроме того, в кабинете присутствуют странный предмет в виде забавной шарманки, сделанной из красного дерева, издающей приятные звуки, правда недолго, в многочисленном количестве разнообразные курительные трубки, изготовленные из различных материалов (дерево, глина, пенька, замша), а также кисет с вышивкой и чубук со вставленным мундштуком.
В момент посещения поместья Ноздрева главным героем произведения Чичиковым в столовой господского дома выполняются ремонтные работы, и Чичиков наблюдает, как крепостные крестьяне белят стены помещения, стоя на деревянных козлах. Внешний вид столовой является достаточно грязным, поскольку, помимо пятен на полу от краски, в помещении много мусора и грязи, что свидетельствует об отношении хозяина к поддержанию чистоты. Следует отметить, что главный герой отмечает неаккуратность Ноздрева и на следующее утро, видя запачканную табаком скатерть на столе в столовой, усыпанный хлебными крошками пол помещения, а также остатки вчерашнего и обеда, и ужина. Соответственно, от Ноздрева не исходят распоряжения об уборке в столовой, а по собственной инициативе крепостные крестьяне и не собираются ее осуществлять.
Беспорядок, царящий в господском доме Ноздрева, является яркой характеристикой его внутреннего мира.
Вариант 2
Описание поместья одного из помещиков произведения в лице Ноздрева, представленное автором в четвертой главе романа, играет особую роль, поскольку раскрывает характер героя с точки зрения существенного восприятия и правильного понимания образа персонажа.
Усадьба Ноздрева не является красивой и комфортной, при этом сам хозяин совершенно не беспокоится об этом и способен пригласить в дом гостей в момент царящего там беспорядка либо даже проведения ремонтных работ, например, при побелке стен в господском доме.
Интерьер внутренней обстановки господского дома Ноздрева также является неуютным и некомфортным. В первую очередь, стоит рассмотреть кабинет хозяина дома, который отличается отсутствием книг и бумаг. Данный факт свидетельствует о нежелании Ноздрева заниматься хозяйственными делами. При этом в кабинете развешано дорого оружие в виде сабель, кинжалов, ружей отечественного и зарубежного производства. Следует отметить, что увлечением Ноздрева является охота, поэтому помимо многочисленного оружия в поместье имеются охотничьи псы различных пород.
Кроме того, в кабинете присутствуют странный предмет в виде забавной шарманки, сделанной из красного дерева, издающей приятные звуки, правда недолго, в многочисленном количестве разнообразные курительные трубки, изготовленные из различных материалов (дерево, глина, пенька, замша), а также кисет с вышивкой и чубук со вставленным мундштуком.
В момент посещения поместья Ноздрева главным героем произведения Чичиковым в столовой господского дома выполняются ремонтные работы, и Чичиков наблюдает, как крепостные крестьяне белят стены помещения, стоя на деревянных козлах. Внешний вид столовой является достаточно грязным, поскольку, помимо пятен на полу от краски, в помещении много мусора и грязи, что свидетельствует об отношении хозяина к поддержанию чистоты. Следует отметить, что главный герой отмечает неаккуратность Ноздрева и на следующее утро, видя запачканную табаком скатерть на столе в столовой, усыпанный хлебными крошками пол помещения, а также остатки вчерашнего и обеда, и ужина. Соответственно, от Ноздрева не исходят распоряжения об уборке в столовой, а по собственной инициативе крепостные крестьяне и не собираются ее осуществлять.
Беспорядок, царящий в господском доме Ноздрева, является яркой характеристикой его внутреннего мира.
Все сочинения
Вариант 2
Описание поместья одного из помещиков произведения в лице Ноздрева, представленное автором в четвертой главе романа, играет особую роль, поскольку раскрывает характер героя с точки зрения существенного восприятия и правильного понимания образа персонажа.
Усадьба Ноздрева не является красивой и комфортной, при этом сам хозяин совершенно не беспокоится об этом и способен пригласить в дом гостей в момент царящего там беспорядка либо даже проведения ремонтных работ, например, при побелке стен в господском доме.
Интерьер внутренней обстановки господского дома Ноздрева также является неуютным и некомфортным. В первую очередь, стоит рассмотреть кабинет хозяина дома, который отличается отсутствием книг и бумаг. Данный факт свидетельствует о нежелании Ноздрева заниматься хозяйственными делами. При этом в кабинете развешано дорого оружие в виде сабель, кинжалов, ружей отечественного и зарубежного производства. Следует отметить, что увлечением Ноздрева является охота, поэтому помимо многочисленного оружия в поместье имеются охотничьи псы различных пород.
Кроме того, в кабинете присутствуют странный предмет в виде забавной шарманки, сделанной из красного дерева, издающей приятные звуки, правда недолго, в многочисленном количестве разнообразные курительные трубки, изготовленные из различных материалов (дерево, глина, пенька, замша), а также кисет с вышивкой и чубук со вставленным мундштуком.
В момент посещения поместья Ноздрева главным героем произведения Чичиковым в столовой господского дома выполняются ремонтные работы, и Чичиков наблюдает, как крепостные крестьяне белят стены помещения, стоя на деревянных козлах. Внешний вид столовой является достаточно грязным, поскольку, помимо пятен на полу от краски, в помещении много мусора и грязи, что свидетельствует об отношении хозяина к поддержанию чистоты. Следует отметить, что главный герой отмечает неаккуратность Ноздрева и на следующее утро, видя запачканную табаком скатерть на столе в столовой, усыпанный хлебными крошками пол помещения, а также остатки вчерашнего и обеда, и ужина. Соответственно, от Ноздрева не исходят распоряжения об уборке в столовой, а по собственной инициативе крепостные крестьяне и не собираются ее осуществлять.
Беспорядок, царящий в господском доме Ноздрева, является яркой характеристикой его внутреннего мира.
В чём своеобразие произведения?
Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.
Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.
- Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. Образ дороги «звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.
- Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд».
- Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.
- В небольших по объёму лирических «вставках» — мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему.
- Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.
- Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.
- Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. Образы чиновников мы описали в одноименном сочинении.
- Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.
Общие настроения России начала XIX столетия
Отечественная государственная система того времени развивалась с упором на крепостное право. Важные нравственные ценности были отодвинуты на второй план, а приоритетными считались положение в обществе и деньги. Люди не стремились к лучшему, их не интересовали ни науки, ни искусство. Они не пытались оставить потомкам абсолютно никакого культурного наследия. В достижении своей цели – богатства – человек не останавливается ни перед чем. Он будет обманывать, воровать, предавать, продавать. Сложившаяся ситуация не могла не волновать людей мыслящих, тех, кому далеко небезразлична была судьба Отечества.
Столовая
Место, которым обычно гордятся все помещики, – столовая. Ноздрев же и ей не уделил особого внимания. Появившихся гостей встретили мужики, которые стояли ровно посередине столовой. Они белили стены, из-за чего пол был весь в белилах. Неизвестно, сколько уже продолжался этот ремонт, но автор с помощью детали «бесконечной песни» намекает читателю, что начались эти работы уже давно и закончатся еще не скоро.
Чистоте в доме Ноздрева не уделялось должного внимания даже в столовой. После ужина никто не убирался, бутылка рома и столовый прибор остались лежать еще со вчерашнего ужина. На полу были крошки от хлеба, на скатертях была видна табачная зола. Как о. Это показывает отсутствие какой-либо брезгливости и абсолютное равнодушие к своим гостям, которым приходится находиться в таких условиях.
Отношение Чичикова к Ноздрёву
Эти люди познакомились в городе, и Ноздрёв сразу стал говорить Чичикову «ты», хотя тот не подавал никакого повода к такой фамильярности. Встретив помещика в придорожном трактире, Чичиков решил принять его предложение и заехать к нему, так как надеялся выпросить у такого разбитного человека мёртвые души даром.
Когда Ноздрёв принялся в ответ на его просьбу настойчиво предлагать купить всякие не нужные для Чичикова вещи, и только тогда дать в придачу мёртвые души, Чичиков стал досадовать на себя. Он жалел, что предложил ему сомнительную сделку, ведь «Ноздрёв человек-дрянь», он может распустить сплетни. Такое безрассудство Чичикова чуть не стало причиной того, что его чуть не побили дюжие слуги Ноздрёва, разъярённого тем, что он отказался играть в шашки, уличив его в плутовстве
Вся эта история с поездкой к Ноздрёву показала непростительное безрассудство Чичикова, он и сам понял, что заговорив с этим помещиком о своём деле, «поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак»
Характеристика образа Ноздрева
Впервые в произведении он появляется в городе NN. Читатель ничего особенного о нем не узнает кроме того, что был он карточным шулером. Все его существо было каким-то нелепым: он смешон, говорит ерунду, не задумываясь о последствиях своих высказываний. Сам автор, изображая образ Ноздрева, говорит о нем как о «разбитном парне». Собственно, это верно, и все действия героя подчеркивают это. Ноздрев привык жить сегодняшним днем, мало задумываясь о будущем. Так, к примеру, выигрыш в карты он обменивал на абсолютно ненужные предметы и вещи, которые он на следующий же день проигрывал другим, более удачливым игрокам. Все это, по мнению самого Гоголя, происходило из-за какой-то юркости, бойкости и неугомонности характера героя. Эта «энергичность» заставляла Ноздрева совершать и другие поступки, в большинстве необдуманные и спонтанные.
Значение описания
Чтобы полностью охарактеризовать помещика Ноздрева и его отношение к жизни, Николай Васильевич Гоголь использует в повествовании описание поместья Ноздрева, которое находится не в самом лучшем состоянии. Показывая весь этот неухоженный вид окружающей героя обстановки, писатель сравнивает владения с самим помещиком, который не следит за своими поступками и речами. Как отмечает автор, Ноздрев среди всех собак был как отец среди семейства. К собакам герой относился даже лучше, чем к собственным детям. Это также показывает героя как родителя.
То, что он гордился тем, что владеет настоящим диким волком, показывает его характер. Он такой же зверь, который готов наброситься на свою жертву. Его постоянные споры и конфликты говорят об этой черте характера героя.
Ноздрев не видит того, что его владения находятся в упадке, он гордится всем, что у него есть, поэтому показывает даже полностью поломанные вещи. Он хвастается даже тем, чем он не владеет: он рассказывает Чичикову, что владеет всем «по эту сторону и даже по ту сторону».
Герой явно преувеличивает, когда говорит про рыбу, которую поймать могут только двое. Он привирает, когда рассказывает про русака, которого Ноздрев лично поймал одной рукой.
Ноздрев не подозревает о том, что многие не верят ему. Однако он настолько привык лгать, что сам верит в придуманное.
Данная статья поможет кратко рассмотреть образ Ноздрева через его отношение к хозяйству, показать условия, в которых жил персонаж, а также статья поможет написать сочинение «Усадьба Ноздрева».
Отношение к ведению хозяйства
Отображение усадьбы и подворья Ноздрева, одного из помещиков, где побывал главный герой Чичиков, считается одним из весомых показателей, который описывает тип провинциального помещика.
В произведение нет описания дома самого барина, изб, крепостных жителей и других сооружений на земле усадьбы.
Писатель видит имение Ноздрева в облике большой земли полей, небольшого озерца, конюшен и мастерских. Помещик не ведет дела собственного имения, потому что содержит приказчика. Ноздрев его каждый день ругает и именует мерзавцем.
Ключевой примечательностью ноздревского имения считаются конюшни. На момент приезда Чичикова конюшни оказались пусты. Владелец извел некоторое количество неплохих лошадок, а сберег лишь темно-рыжего коня и двух кобыл, каурую и серую в яблочки. Не считая малочисленного табуна, применяемого только для верховой езды, в помещении по древним обычаям располагался козел.
Ноздрев испытывал гордость за своего воспитанника, которого содержал на своем подворье, волчонка. Так как хозяин хотел в дальнейшем видеть его животную натуру, он кормил едой только из сырого мяса и держал привязанным веревкой.
Не считая перечисленных выше воспитанников, Ноздрев обладает большой псарней. Здесь он содержит собак разных пород и разных мастей. Своих псов помещик безгранично обожает, забывая о своих собственных ребятишках.
На земле усадьбы размещаются еще кузнечная мастерская, водяная мельница, оказавшаяся в плачевном состоянии, а еще запущенный пруд, где, по рассказам не отличающийся скромностью владельца, находятся огромные рыбы ценных пород.
Изображая полевые угодья Ноздрева, обход коих владелиц совершает совместно со своим гостем, автор обрисовывает их в неопрятном состоянии. Они находились на болотистой территории, где пространство состояло из кочек и отвратительной, необузданной грязи.
Чтобы показать вздорный нрав владельца усадьбы, автор описывает домашний быт, где указывает в центре столовой комнаты на материалы для стройки. В рабочем кабинете нет никаких книжек, нет бумаг, но зато виден интерес Ноздрева к охоте, выражено это большим количеством разного вида орудия, имеются и сабли, и ружья, и турецкие кинжалы. А наиболее приметным в жилище, по рассуждению основного героя, считается присутствие шарманки, повторяющей всю суть характера владельца.