Образ и характеристика хариты огудаловой в пьесе бесприданица островского сочинение

«бесприданница» главные герои

Краткая история создания

Работу над пьесой драматург начал в 1874 году. Исследователи считают, что сюжет «Бесприданницы» был основан на реальных событиях: Островский в 1870-ых годах работал почётным мировым судьёй в городе Кинешме и был частым свидетелем семейных распрей на почве ревности. Произведение было закончено в 1878 году; тогда же состоялись и первые премьерные спектакли, которые завершились неожиданным для Островского результатом:

  • Пьеса с лёгкостью прошла цензуру, литературные журналы готовились печатать её на своих страницах, шла подготовка со стороны актёров Александринского и Малого театров. Всё указывало на дальнейший успех произведения.
  • Однако после первых представлений стало понятно, что ни искушённые любители театра, ни провинциальная публика не приняли «Бесприданницу». Если кратко — критические отзывы содержали в себе сплошные упрёки в адрес автора (главным образом за отсутствие динамики в пьесе и за банальный сюжет). Тем не менее драматург сам считал её успешной и не изменил в тексте произведения ни одной буквы.
  • При жизни Островского эта пьеса так и не была понята зрителями; вообще, она стала одним из самых громких провалов с точки зрения успешности представления. Через 10 лет после смерти драматурга интерес к пьесе вернул Александринский театр (во многом благодаря актрисе, игравшую главную героиню).

Помимо прочего, в произведении роковым качеством является гордость или, вернее, гордыня. Из-за непомерного самолюбия мать хочет выдать свою последнюю дочь замуж за нелюбимого человека (так как он единственный берёт её без приданого), а впоследствии именно из-за гордыни муж убивает её («чтоб не досталась никому»).

Фамилия Кулигин в архивных записях

  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Подробнее…

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Подробнее…

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Подробнее…

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Кулигин: Рекомендуемые профессии

Такие люди, чья фамилия Кулигин, выбирают профессии, которые могут иметь отношение к бизнесу, профессиональному спорту, деятельности, которая может оказаться довольно сложной, требующей силы характера. Они могут прекрасно чувствовать себя в финансовой сфере, заниматься бизнесом, спортом, военной карьерой, юридическими науками, практически везде они могут проявить себя с самой лучшей стороны.

Они могут найти себя и в творческих профессиях, но по-настоящему их влечет то, что связано с силой характера, где можно проявить свои лидерские качества, нестандартное мышление и способность находить выход из практически любой ситуации.

Действие второе

В первом явлении второго действия автор переносит читателя в дом Огудаловой. Описывается их интерьер, где основным элементом выступает фортепиано, на которой лежит гитара.

К Харите Игнатьевне пожаловал Мокий Парменыч. Кнуров, понимая, что Юлий довольно несостоятельный чиновник, негодует и возмущается в связи с предстоящей женитьбой.

По его точке зрения, бесприданница сотворена «для блеска». Он считает, что девушка в скором времени после брака уйдет от супруга, и в таком случае ей будет нужен состоятельный «друг», а самому Кнурову ничего для нее не жалко. Уходя, Мокий просит, чтобы Огудалова подготовила дочке подвенечный гардероб, а счета за покупки оформила на него.

Девушка сообщает матушке, что желает в ближайшем будущем уехать в деревню, объясняя это тем, что по сравнению с жизнью, которая протекает в городе, даже дикое место покажется сущим раем. Увидев на улице цыгана Илью, приглашает к себе.

В разговоре с девушкой цыган обмолвился, что в Бряхимов прибыл барин, который отсутствовал здесь год. Харита Игнатьевна размышляет о том, что, может быть, дочь слишком поторопилась с замужеством, а потому могла «прозевать» богатейшего человека – Паратова. Дочка отвечает матери, что не хочет больше терпеть унижений.

К Огудаловым приходит Юлий. Девушка настойчиво интересуется, когда молодые отправятся в деревню, однако Карандышев отвечает, что не желает форсировать события. Юлий с осуждением говорит о принципах, моральных сторон и нравах общества.

Негодует и злится, что в Бряхимове только и говорят о приехавшем барине – Паратове. Бесприданница сильно пугается и требует немедленного отъезда в деревню. В этот момент к Огудаловым с визитом является Сергей Сергеевич.

Харита Игнатьевна приглашает Паратова, который ведет себя достаточно серьезно, но иногда может и «откинуть» какую-нибудь шуточку.

Он кратко повествует о том, что год назад его вынудила уехать ситуация, в которой необходимо было решить вопросы, связанные с имуществом. Также не упускает возможности рассказать о своей богатой невесте и предстоящей женитьбе.

Паратов попросит матушку пригласить Ларису, на что она отвечает согласием.

Паратов осуждает ее за том, что не дождалась его, обвиняет в этом «ветреность», присущую всем женщинам. Лариса обижается, говорит о все еще сохранившихся к нему сильных чувствах, но она от безысходности выходит замуж за Карандышева. Паратов отвечает, что сохранит об этой девушке лучшие воспоминания, но расстанутся они, как хорошие друзья.

К разговору Паратова и Ларисы присоединяются её мать и будущий супруг. Паратов всеми способами пытается «задеть» Юлия Капитоновича, обидеть, в результате происходит ссора. Харита Игнатьевна извиняется и требует у Карандышева пригласить Паратова на обед.

В дом Огудаловых прибывают Василий Данилович с актером Робинзоном, которого Вожеватов представляет как англичанина. Паратов желает «потешиться» над будущим супругом во время предстоящего обеда.

Мы напишем — Образ и характеристика Хариты Огудаловой в пьесе Бесприданица Островского сочинение. Подсказки школьнику

Харита Игнатьевна Огудалова, хотя и является второстепенным персонажем, очень яркая героиня пьесы «Бесприданница», написанной А. Н. Островским.

Харита Игнатьевна – вдова средних лет. Она происходит из порядочного, но очень бедного дворянского рода. А она любит «пожить весело», поэтому частенько устраивает у себя приемы, как говорится, живет не по средствам. Собирая у себя людей на приемах, в основном холостых мужчин, она пытается выдать замуж свою младшую дочь Ларису Дмитриевну Огудалову – главную героиню пьесы.

Кроме Ларисы, у Огудаловой есть две старших дочери, которых она уже выдала замуж, да обеих неудачно. Первую увез князь с Кавказа и ходят слухи, что он ее зарезал, приревновав. А вторая вышла замуж, как все считали, за жителя другой страны, который на поверку оказался обычным шулером.

Харита Игнатьевна очень умна, она очень бойкая, проворная и ловкая женщина. Она хитрая и считает, что без хитрости на свете не прожить. Она не боится унижаться, притворяться и врать если того требуют обстоятельства. Ради счастья в будущем, считает она, можно пройти через презрение со стороны других людей. Поэтому она заставляет Ларису стараться понравиться потенциальному жениху, даже если он пьяница или старик с подагрой.

Лариса и мать абсолютно непохожи друг на друга. Как выражается Вожеватов «не в матушку» дочь пошла. Харита Игнатьевна одевается изящно, но смело, не по возрасту, а Лариса – богато и со вкусом, но при этом скромно. Мать с радостью принимает подарки от богатых покровителей, а дочери это неприятно. Лариса простодушна и не умеет скрывать свои чувства, о своей любви и ненависти она говорит прямо и совсем не понимает стремления маменьки поскорее выдать ее замуж. Дочь очень устала жить по правилам, заведенным Харитой Игнатьевной. Ларисе тесно и душно в родном доме, среди громоздкой мебели, тяжелых гардин и дешевых безделушек.

Островский подобрал героине «говорящее» имя. Харитами раньше называли цыганок, а имя Игнат носил почти каждый московский цыган. Вот и в доме у Хариты Огудаловой частенько собиралась разношерстная публика, как в цыганском таборе. Огудалой в народе раньше называли мошенника.

Харита Игнатьевна находит для Ларисы жениха – мелкого чиновника Карандышева. У Карандышева напрочь отсутствует понятие чести и благородства и он, конечно же, совсем не любит Ларису. Огудалова надеется, что ее дочь сможет вырваться из жизни и окружения, где она сейчас живет и уедет с женихом за Волгу. Но все заканчивается трагично: новоиспеченный жених убивает Ларису.

Цитаты Паратова

  • Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…
  • О вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих.
  • Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода.
  • Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею
  • У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик.
  • А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.
  • Я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.
  • Если я кого хочу поучить, так на неделю дома запираюсь да казнь придумываю.
  • Я обручен. — Ах!. — Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь.
  • Очень просто; потому что если мужчина заплачет, так его бабой назовут; а эта кличка для мужчины хуже всего, что только может изобресть ум человеческий.

Мы изучаем — Сочинение Харита Огудалова образ героини Бесприданницы Островского. Подсказки школьнику

В своей пьесе Островский затрагивает не только социальную тему, но и поднимает важные нравственные проблемы. В обществе, где всем правит капитал, не имеют значения ум, талант и чистая душа человека, если у него нет денег. Образ матери главной героини, бесприданницы Ларисы, помогает понять причины трагедии девушки и ответить на вопросы, поставленные автором.

Харита Игнатьевна Огудалова вдова средних лет, родом из обедневших  дворян. Не привыкшая работать, она большая любительница «весело пожить»

Чтобы привлечь к себе внимание, одевается броско «не по летам», любит подарки и хочет всем нравиться. Цель её жизни – выгодно выдать замуж младшую дочь и обеспечить себе безбедную старость

Средств у неё нет, но она «ловка», «проворна» и «одурачивает  многочисленных женихов» Ларисы.

У неё в доме всегда веселье и «полно холостых» мужчин. Таким же образом она выдавала замуж двух старших дочерей, что обернулось для них трагедией. Одну убил ревнивец – муж, князь с Кавказа, другую обманул «богатый иностранец», который оказался шулером. Но Харита Игнатьевна всё равно принимает гостей «без разбора» и её дом «похож на базар».

Хитрая и расчётливая, она учит Ларису: «Без хитрости на свете не прожить». Льстиво разговаривает с важными гостями, а с мелкими чинами речь её пренебрежительна и иронична. Харита Игнатьевна считает, что лгать, притворяться и унижаться ради выгоды – это не стыдно. Она заставляет дочь любезничать с богатыми женихами, даже если это «старик с подагрой» или «вечно пьяный» управляющий. «Маменька приказывает» Ларисе улыбаться, петь романсы и развлекать гостей, даже когда у неё на глазах слёзы. Девушка должна нравиться женихам и получать от них подарки. Как говорил друг детства Ларисы, что «бывать у них в доме – большое удовольствие», а «за удовольствие надо платить».

Харита Игнатьевна не глупая женщина и понимает, что, если нет у дочери приданого, то можно торговать её талантом, красотой и молодостью. Она не хочет, чтобы Лариса стала женой бедного клерка Карандышева и готова отдать дочь на содержание пожилому, хотя и женатому богачу Кнурову. Она выторговывает у богатого дельца триста рублей задатка на гардероб Ларисы.

Харита Огудалова, как и все персонажи драмы, наделены говорящими фамилиями. «Огудалами» народ называл мошенников, но она и сама является жертвой социальной системы, где царит культ денег. Раскрывая образ Хариты Игнатьевны, автор обличает безнравственность и порочность общества, где вместо любви и сочувствия властвуют расчёт и страсть к наживе.

Харита Игнатьевна является очень заботливой матушкой из пьесы Островского, которая дни и ночи думает о своих дочерях. Будучи ограниченной в средствах, она устраивает веселые пирушки, на которые заманивает перспективных холостяков. Таким немудреным способом Харита Огудалова выдает дочек замуж.

Две старшие уже пристроены, как выяснилось позже, неудачно. На одной из сестер женился кавказский князь, но по слухам зарезал ее из ревности. Вторая выходила замуж, вроде бы за иностранца, а оказалось, что стала женой обыкновенного жулика.

На попечении Хариты Игнатьевны осталась последняя дочь, Лариса, судьбу которой мать пытается устроить. Будучи женщиной умной, энергичной и ловкой, она знает, что в ее положении не прожить без хитрости. Она готова к унижению и притворству, без стеснения говоря об этом дочери. Чтобы обеспечить себе будущее счастье можно потерпеть и не придавать значения презрению остальных людей. Следуя материнской теории, Лариса должна увлечь любого выгодного жениха, даже пьяницу или немощного старца.   

Но беда в том, что мать с дочерью абсолютно разные. Харита Огудалова одета с изяществом, но вызывающе смело, одежда же Ларисы – скромная. Мать радуется, принимая подношения богатых спонсоров, а дочери противно с этим мириться.

Искренняя и простодушная Лариса не склонна к подавлению чувств, свою любовь или ненависть она не скрывает, а рассказывает о них честно. Ей не понятно желание матушки так спешно отдать ее замуж. Дочь измучилась соблюдать правила, установленные матерью. Ей тесен родной дом, переполненный громоздкой обстановкой и дешевыми безделушками.

Островский не случайно присвоил героине такое звучащее имя. В прошлом харитами звали цыганок, а огудалами – мошенников. Потому и дом Хариты Огудаловой напоминает пестрый балаган для самой разношерстной публики. Не дом, а цыганский табор!

Харита Огудалова одержима желанием обеспечить своим дочерям безбедную жизнь. Она старается изо всех сил, но получается плохо. Прообразом Хариты явилась материнская любовь – слепая и бессмысленная, которая всегда желает своим детям самой лучшей участи. Даже невзирая на то, что детям и самим известно, какая участь для них лучшая.

Происхождение фамилии с суффиксами -ина/-ына

Как возникла и откуда произошла фамилия Кулигина? Кулигина – белорусская, татарская, мордовская, еврейская, чаще русская фамильная модель, образованная от прозвищ, иностранных фамилий, топонимов заканчивающихся на -а/-я (Правша → Правшина; Москва → Москвина и т.п.); от имён образует отчество (Кирилл → Кириллина; дочь Никиты → Никитина и т.п.); редко от имени либо прозвища матери (Маша → Машьина, Ольга → Ольгина). В основном все фамилии, заканчивающиеся на -ина/-ына, происходят от слов с окончанием -а/-я и от существительных женского рода с окончанием на мягкий согласный.

Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ина/-ына:

  • От прозвищ.Например, Борода → Бородина, Пушка → Пушкина и т.п.
  • От иностранных фамилий.Например, Эмден → Эдмина, Хазан → Хазина и т.п.
  • От топонимов.Например, Самара → Самарина, Москва → Москвина и т.п.
  • От имён образует отчество.Например, Илья → Ильина; сын Кузьмы → Кузьмина и т.п.
  • От имени либо прозвища матери.Например, Павла → Павлина; Дарья → Дарьина и т.п.

Мы изучаем — Образ Хариты Огудаловой в пьесе Островского Бесприданница. Подсказки школьнику

Харита Игнатьевна Огудалова – мать главной героини Ларисы. Несмотря на то что это второстепенный персонаж, образ Хариты Огудаловой очень ярок, индивидуален, но в то же время собирателен. Ее образ важен для полного раскрытия образа центральной героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». Лариса полностью отличается от своей матери.
Харита Игнатьевна происходит из бедного, но знатного дворянского рода. На протяжении всего повествования она стремится найти для своей дочери Ларисы лучшего жениха. Богатство – вот что ценит Харита Огудалова. Ее попытки добиться для Ларисы лучшей жизни кажутся смешными, так как автор отмечает, что две другие дочери имеют трагичные судьбы: одну зарезал ревнивый кавказец по дороге к нему домой, а вторая вышла замуж за иностранца, который оказался обычным шулером.
Харита Огудалова – типичная представительница дворянского общества. Этот женский образ является обобщением черт современного А.Н. Островскому поколения. Харита Игнатьевна любит жить праздно: каждый день ее дом посещают известные и знатные люди. Харита Огудалова живет на широкую ногу, несмотря на то что средств к этому у нее нет. У героини нет приданного для своей дочери, и это становится основным двигателем сюжета: Лариса не имеет права выйти за Паратова, которого она любит.
В ходе повествования читатель узнает, что многие люди, которые посещают дом Огудаловых, материально помогают Харите Игнатьевне. Она не смущается принимать различные подарки от своих гостей и открыто говорит им, что ей не хватает денег на определенную вещь.

В отличие от своей «простой» дочери, Харита Игнатьевна – хитрая и проворная женщина, которая может поменять стратегию своего поведения в нужный момент. А.Н. Островский дает героине говорящую фамилию, которая происходит от слова «огудать», обозначающего «обмануть».
Харита Огудалова учит свою дочь унижаться и притворяться, чтобы выйти замуж за нелюбимого, но богатого человека. Харита Игнатьевна не поддерживает то, что Лариса не умеет пользоваться хитростью.
Лариса соглашается выйти за Карандышева, потому что ей надоело находиться под контролем матери, которая заставляет флиртовать с любым богатым мужчиной, коих в ее доме бывало много.
А.Н. Островский показывает, что Харита Огудалова – женщина неглупая, однако ее мир ограничен, причем ограничила его сама Огудалова. Ее интересуют только деньги, богатства и положение в обществе. Счастье дочери для нее не имеет значения. Харита Игнатьевна насмехается над желанием Ларисы жить в деревне, для нее это неприемлемо. Мать не соглашается на скромную свадьбу, о которой просит Лариса, потому что она привыкла блистать в обществе, а не скрываться. Харита Огудалова считает, что унижаться – это ее удел и удел ее дочерей, однако она уверена, что после этого они смогут «пожить по-человечески».
Разногласия с матерью, непохожесть Хариты Игнатьевны с Ларисой становятся одной из причин трагичной судьбы главной героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».

Жанр

Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге – трагическая судьба. Но вместе с тем драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.

Характеристики главных героев

Главная героиня пьесы, дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с великолепными личностными качествами. Она скромна, начитана, открыта, честна, не льстива, обладает целым набором талантов, способна на глубокие чувства. Однако в обществе, которое ее окружает, ее искренность и добродетели считаются чуть ли не пороком. Один из новоиспеченных молодых дельцов, Вожеватов, отмечает, что бесприданницам вроде нее, не следует быть такой прямодушной. Подробнее>>>

Один из главных персонажей пьесы, молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны. Это скромный молодой человек с претензией на большее. Основные его черты – это болезненное чувство собственного достоинства и уязвимое самолюбие. Собираясь жениться на Ларисе, он считает себя благодетелем, спасающим бесприданницу. На самом деле, он хочет обладать «вещью», чтобы утереть нос ее предыдущим поклонникам. Подробнее>>>

Один из главных героев пьесы, блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым. В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и­ красивая бесприданница, которой он вскружил голову, чтобы лишь потешить свое самолюбие. Подробнее>>>

Один из персонажей драмы, пожилой и состоятельный человек, крупный делец с завидным состоянием. Это истинный представитель «чистой публики» города Бряхимова, как отмечает буфетчик Гаврило. В начале пьесы становится ясно, что у него есть определенные привычки. Например, он любит заботиться о своем здоровье, подолгу гуляя по бульвару, чтобы нагулять аппетит. Подробнее>>>

Один из персонажей пьесы, молодой человек, представитель богатой торговой фирмы, любит одеваться по-европейски, типичный пример купеческой знати XIX века. Этот герой полагается только на холодный расчет и деньги для него самоцель. К людям он относится в зависимости от их материального благосостояния и социального положения. Подробнее>>>

Хитрая и проворная вдова, мать Ларисы Дмитриевны. Благодаря ее ловкости, их дом всегда полон гостей, в частности женихов. Автор настойчиво подчеркивает разность дочери с матерью. Если Харита Игнатьевна одевается изящно, но не по летам, то Лариса всегда одета со вкусом, но скромно. Она умеет льстить и заискивать, принимать подарки и материальные блага от богатых, в то время как Лариса далека от этого. Подробнее>>>

Гаврило

Второстепенный персонаж, содержатель кофейной на бульваре, где происходят выжные события пьесы.

Иван

Второстепенный персонаж, слуга Гаврило в буфетной.

Робинзон

Второстепенный персонаж, актёр Счастливцев, которого Паратов подобрал на необитаемом острове на Волге. Его высадили там за непотребное поведение на одном из кораблей.

Илья-цыган

Второстепенный персонаж, руководитель цыганского хора.

Евфросинья Потаповна

Второстепенный персонаж, тетка Карандышева.

­

см. также:Краткое содержание Бесприданница, Островский

Композиция

Анализ «Бесприданницы» включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, пьеса состоит из четырех актов:

  • первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и её семьи, приезд Паратова);
  • во втором акте происходит развитие событий (Лариса всё больше убеждается, что её личное счастье возможно только с Паратовым и ради него готова пожертвовать многим);
  • третий акт – кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
  • четвертый акт – развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто так или иначе виновен в её гибели).

Все события происходят в течение суток, что ещё более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и той средой, в которой они живут.

Значение букв в имени Харитина

Х

— стремление всеми силами завоевать авторитет в обществе. Несмотря на это, они обладают высокими моральными качествами. Бурно реагируют на то, что о них говорят люди. Они ответственные, отзывчивые. Такие люди имеют очень много друзей и знакомых.

А

— с нее начинается алфавит, и она символизирует начало, желание достигать успехов. Если у человека в имени есть эта буква, то он постоянно будет стремиться к физическому и духовному равновесию. Люди, чье имя начинается на «А», достаточно трудолюбивы. Они любят проявлять во всем инициативу и не любят рутину.

Р

— люди с буквой «Р» в имени обладают неординарным мышлением. Они очень ответственны, на них можно положиться в любой ситуации. У них хорошо развита интуиции, крайне негативно относятся ко лжи. Постоянно стремятся к лидерству, но в семейных отношениях они полагаются на своего партнера.

И

— тонкая душевная организация, романтичность, доброта, честность и миролюбие. Представительницы прекрасного пола уделяют много внимания своей внешности, а мужчины делают акцент на внутренние качества. Больших успехов им удается достичь в науке и работе с людьми. Очень хозяйственны и расчетливы.

Т

— люди с именами, которые начинаются на эту букву, всесторонне развиты.

Они ранимые, чувствительные и творческие натуры. Стараются быть во всем справедливыми. Обладают хорошей интуицией, хорошо приспосабливаются к разным условиям окружающего мира. Способны проявлять великодушие.

Н

— сильные, волевые и решительные личности. Достаточно трудолюбивые, однако не переносят монотонную и скучную работу. Умны, привлекательны, присутствует критическое мышление. Человек долго выбирает избранника, с которым он сможет прожить до конца дней. Любит заботиться о близких людях.

Харита Игнатьевна Огудалова в пьесе Бесприданница

Харита Игнатьевна Огудалова образ и характеристика

План

1. Введение

2.Общая характеристика

3.Цель оправдывает средства

4.Трагическая развязка

Вторым по значимости трагическим женским персонажем в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» является Харита Игнатьевна Огудалова. Ее трагедия заключается в неудачно складывающейся судьбе всех дочерей. Любовь и забота о последней надежде матери, Ларисе, оборачиваются катастрофой.

Харита Игнатьевна — еще относительно молодая вдова. Потеряв мужа и оставшись без средств к существованию, она возложила все свои надежды на дочерей. Выдать замуж троих «бесприданниц» — тяжелая задача. Тем не менее Харите Игнатьевне удалось «сбыть с рук» двух дочерей. Как оказалось, счастья эти браки не принесли. Поэтому Огудалова с еще большим рвением принялась устраивать судьбу последней дочери.

Харита Игнатьевна производит впечатление очень бойкой и «проворной» женщины. Она смогла организовать в собственном доме что-то напоминающее «цыганский табор», главная цель которого — подобрать жениха для Ларисы. Эта цель становится определяющей в жизни Хариты Игнатьевны. Ей она подчиняет все свои действия.

Если бы Лариса пошла на поводу у матери и проявила хитрость в отношении с поклонниками, она бы уже давно была замужем. Но, к огромному сожалению Хариты Игнатьевны, она совершенно не похожа на мать. Все усилия Огудаловой напрасны: Лариса ищет настоящей любви, а не денег. Отчаявшись сладить с Ларисой, Харита Игнатьевна идет на довольно-таки бесчестные средства. Она тайно принимает и даже выпрашивает богатые подарки от мужчин для Ларисы, зная, что «такие предложения не бывают бескорыстны».

На самом деле за любовью к дочери скрывается и забота Хариты Игнатьевны о собственном будущем. Если Лариса выйдет замуж за небогатого человека, то она ничем не сможет поддержать мать. Харита Игнатьевна не имеет власти, чтобы запрещать что-то дочери, но она перед свадьбой с Карандышевым прозрачно намекает: «Заболотье не Италия». Харита Игнатьевна пытается оказать давление на Ларису. Приводя в пример свой жизненный опыт, она призывает ее «притворяться и лгать» в молодости во имя счастливого и обеспеченного будущего.

Харита Игнатьевна с огромным сожалением принимает выбор Ларисы. Она не может понять, что дочь выходит за Карандышева, просто пытаясь кардинально изменить свою жизнь. Огудаловой отвратительны бедность и ничтожество жениха, его неумение вести себя в приличном обществе. Махнув на все рукой, Харита Игнатьевна предоставляет Ларисе полную свободу действий. В то же время Харита Игнатьевна до сих пор не оставляет своих хитроумных замыслов. Она нисколько не препятствует и даже способствует общению Паратова с Ларисой.

Харита Игнатьевна — очень умная женщина. Она прекрасно понимает, что уже обрученный Паратов не возьмет ее дочь в жены, но у него есть деньги. В сцене торжественного обеда в честь свадьбы Огудалова, по сути, показывает, что также относится к дочери, как к дорогой вещи. После короткого прощания с Ларисой Харита Игнатьевна признается самой себе: «потеря не велика!». Одна эта фраза свидетельствует, что настоящей материнской любви и не было. Харита Игнатьевна даже не захотела удержать дочь от падения. Тем сильнее будет ее раскаяние на всю оставшуюся жизнь.

Подведем итоги

Таков краткий пересказ основных событий пьесы. Конечно, чтобы прочувствовать глубину произведения, необходимо читать его не в сокращении, а полностью.

Только тогда возможен анализ персонажей и их поступков, ведь особенность драматургического произведения состоит в том, что для характеристики героев используется их речь.

Характеристика героя

Лариса Дмитриевна Огудалова — главная героиня пьесы. Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Л.- девушка умная и гордая.

Л. любит Паратова. Но любит не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать. С Паратовым в сознание Л. вошло представление о легком и поэтичном мире, который ей недоступен и который она знает только по любимым ею стихам и романсам.

Выходя за Карандышева, Л. чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к ничтожной жизни, которую может дать ей мелкий чиновник. Тем более она не может простить неудач Карандышева, пытающегося сравниться с Паратовым: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Наедине с женихом Л. постоянно внушает, что не любит его, а что за Паратовым пойдет на край света. В душе девушки происходит борьба между стремлением смириться с участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Л. пытается сама решить свою судьбу. Она едет с Паратовым кататься на пароходе. Эта поездка открывает Л. глаза на ее истинное положение — красивой вещи, которую мужчины оспаривают между собой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том…» В финале пьесы Л. погибает от руки Карандышева. Перед смертью героиня благодарит его за то, что он помог ей уйти из страшного мира, где не существует ничего святого и человек является объектом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия… нечего и искать». По Островскому, мечта Л. иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова. Попытка Л. одним безрассудным поступком получить любовь и счастье — это бегство от своей судьбы. Поэтому неизбежно трагическое разочарование героини.

Жен. девушка, которую берут замуж, не требуя приданого, за красоту и достоинства ее. Бесприданником зовут, шуточно, бедного жениха или обманутого приданым. Бесприданная невеста, бедная, у которой ничего нет. Беспридаточная мена, при которой не… … Толковый словарь Даля

Невеста, славенка Словарь русских синонимов. бесприданница сущ., кол во синонимов: 3 безприданница (1) … Словарь синонимов

БЕСПРИДАННИЦА, бесприданницы, жен. В буржуазно дворянском обществе не обеспеченная приданым девушка или девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЕСПРИДАННИЦА, ы, жен. В старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

— «БЕСПРИДАННИЦА», СССР, Рот фронт, 1936, ч/б, 85 мин. Драма. По одноименной пьесе А. Н. Островского. Фильм вошел в фонд советской киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, яркой образности в изображении нравов русского купечества и… … Энциклопедия кино

— (иноск.) красивая девушка (которую возьмут в жены и без приданого) Бесприданница безобманница, что есть, то и есть. Ср. Ну, Авдотья Власьевна, сказал я: у тебя растет внука бесприданница; гляди какая красоточка будет! Даль. Новые картины русского … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Безприданница (иноск.), красивая дѣвушка (которую возьмутъ въ жены и безъ приданаго). Безприданница безобманница, что̀ есть, то и есть. Ср. Ну, Авдотья Власьевна сказалъ я: у тебя растетъ внука безприданница; гляди какая красоточка будетъ! Даль.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Ж. Девушка невеста, не имеющая приданого. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Бесприданница , Островский Александр Николаевич. Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино «жестоким романсом», -такова пьеса А. Н. Островского» Бесприданница» . Написанная в XIX веке, она ничуть…
  • Бесприданница , Островский, Александр Николаевич. Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино «жестоким романсом», — такова пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» . Написанная в XIX веке, она ничуть…
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: