Правьте
Не ставьте точку раньше времени.
Написать стихотворение — это полпути. Перечитайте его несколько раз вслух: не сбит ли ритм, все ли рифмы удачно вписаны в произведение. Следите за тем, чтобы в вашем литературном детище не было строк, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Каждое слово должно чётко вписываться в общую картину и наполнять историю смыслом. Не нужно подбирать рифму только для того, «чтобы была».
Если процесс застопорился, отдохните и вернитесь к стихотворению чуть позже. Если автор будет через силу дописывать своё произведение, читатель это почувствует. «Мёртвых» лирических всплесков огромное количество. Хорошенько подумайте над концовкой: обычно это главная часть произведения, которая способна вызвать сильнейшие эмоции
Если вам важно качество, не бойтесь править, вычёркивать, добавлять. Да, это займёт намного больше времени, но зато каждое слово будет бить точно в цель, пробираться к самому сердцу читателя.
Ещё один важный момент
При вычитке подумайте, всё ли ясно аудитории, просматривается ли главный смысл произведения. Лирик должен писать понятно. Заковыристые отсылки приведут только к тому, что читатель просто не поймёт, о чём вы хотели сказать, и вы его потеряете. Научитесь четко излагать свои мысли.
сочинение на тему: моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова(напишите пожалуйста про утёс либо
Сочинение на тему: моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова(напишите пожалуйста про утёс или тучи) вот план 1.Вступление 4 предложение про Лермонтова 2.Главная часть 1)Чем привлекает стихотворение? 2)Какие чувства вызывает у меня? 3)Какие средства употребляет поэт изображения,лирические образы 4)Какое настроение вызывает у меня эта поэзия 3.Вступление Животрепещущи ли стихи в наше время
- Ромик Борчиковский
- Литература 2019-01-28 16:41:19 0 1
В стихотворении Утес маленькая светлая тучка на короткое время украшает одиночество громадного утеса: Ночевала тучка золотая Но пытливой тучке хочется чего-то нового и неведомого, она не может смирно усидеть на одном месте и потому Утром в путь она умчалась рано. По лазури забавно играя Былая гармония нарушена, утес не может пренебрегать того примечательного медли, когда ему так хорошо было вкупе с тучкой: Но остался мокроватый след в морщине Ветхого утеса До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще грустнее ему представляется его одинокое существование: Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько вопит он в пустыне. Лирическому герою Лермонтова невыносимо горько осознавать свое одиночество, он грезит о тяжело достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он мыслит и пытается осознать, где были совершены оплошности. Лирический герой – это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром. Создатель чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит одиноко , тихонько плачет . Утес в громадном беспредельном море ощущает себя будто в пустыне – так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при идеи о гнете, царящем в стране. Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у стихотворца ощущается ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к воле: тучка в путь умчалась рано , по лазури весело играя . Лирический герой Лермонтова, как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки устремляется к приобретению искренней гармонии. Пусть это нелегко, дорога далекая и тяжелая, но герой не отчаивается.
Или так На 1-ый взор может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так именуемой пейзажной лирике и обрисовывают только картины природы. В этом, бесспорно, есть толика правды. Но только ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика – это всегда выражение мыслей и чувств творца, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о его чувствах, его неудачах, думах, переживаниях. И утес – это не бездушная гора, которой прихотливое воображение стихотворца придало способность думать и лить слезы, это – метафорическое изображение одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы беспокоиться и кому он был бы дорог. И сосна – метафора одинокого человека в холодном, злобном мире, а утешение ему могут принести лишь сонное забытье и мечты. И тучки небесные – все это о человеке!. . То, почему нам оказываются так недалеки, так понятны образы, сделанные поэтом, очень хорошо выразил В. Г. Белинский: Большой поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем – о населении земли, ибо в его натуре лежит все, чем живет население земли. И поэтому в его грусти всякий выяснит свою грусть, в его душе всякий выяснит свою и видит в нем не только стихотворца, но и человека, брата собственного по населению земли .
Эти слова, несомненно, относятся и к М. Ю. Лермонтову. Но того, о чем произнес критик, каждый поэт добивается своими средствами. Необыкновенности лирики Лермонтова в ее глубочайшей эмоциональности, психологизме, умении стихотворца глубоко рассматривать чувства, найти ловкие и четкие слова, выражающие самые тонкие людские переживания, в простоте, задушевности, музыкальности его речи. Основная идея стихотворения На севере диком – это тоска человека, вызванная одиночеством. 1-ая картина стихотворения – сосна, стоящая на голой верхушке. Слово сиротливо выделено тем, что стоит в конце строфы, на него падает смысловое ударение, с этой же целью выделения в предложении допущена инверсия – носитель состояния называется после того, как названо само состояние. Мотив одиночества, сна, заторможенности эмоций, принуждённого отшельничества усиливается сопоставлением снежного облачения сосны с ризой. 2-ая картина – великолепная пальма, снящаяся сосне. Она также одинока, невзирая на то что растет не в холодной, заснеженной стране, а в том крае, где солнца восход
Стихотворение «Утес» – анализ по плану
Вариант №2
В 1840 году власти считали неприемлемым выступления Михаила Юрьевича за правду и справедливость, отправили его во вторую ссылку на Кавказ. Собравшись вместе в квартире Карамзиных, что находится в Санкт-Петербурге, Лермонтов прощался со своими друзьями.
В ожидании отъезда, Михаил Юрьевич стоял у окна, наблюдая за небом, покрытое тёмными тучами. Именно так и зародилась идея написать стихотворение «Тучи».
Жанр, направление и размер стихотворения.
Стихотворение «Тучи» Михаила Юрьевича написано в жанре философской лирики. Хочется немного объяснить читателю, что же это за жанр?
Жанр философской лирики – это произведения, в основе которых лежит философия, рассуждения о смысле жизни. Направление данного стихотворения – романтизм и реализм. То есть поэт размышляет о реальных жизненных и социальных проблемах.
Что же касается размера, то написано стихотворение дактилем. Дактиль – размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, а остальные слоги безударные.
Образы и символы стихотворения.
1. В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича, облака олицетворяются как свободные, независимые существа, их невозможно обидеть, задеть, в отличие от живых людей, которые обременены мирскими проблемами.
2. Такие чувства как злоба и зависть заставили поэта покинуть свою Родину, поехав в ссылку в страшное место, на Кавказ. В то время там происходили ужасные события. Также поэт пережил предательство друзей, которые вместо поддержки, оклеветали Михаила Юрьевича перед царём, тем самым ужесточив ему приговор.
3. В стихотворении «Тучи» Лермонтов указывает на то, что герой – одиночка по жизни. Смирение с судьбой указывает на то, что он ещё и спокойный, невозмутимый человек.
Темы и настроение стихотворения.
Одна из главных тем, затронутых автором стихотворения, это доказательство того, что человек и мир никогда не смогут стать одним целым. В отличии от туч, которые ничего не чувствуют, люди обременены людскими проблемами, размышлениями. Вторая немаловажная проблема – любовь к Родине, и переживания по поводу изгнания с родной стороны. Писатель тщательно пытается скрыть свои переживания от других, и у него это хорошо получается. О причине отъезда Михаил Юрьевич также говорит в печали, упоминая предательство близких друзей.
Настроение в стихотворении печальное, тяжелое. Тёмные тучи, которые плывут по течению в небе, указывает на тяжелую пору жизни человека.
Основная идея стихотворения.
Лермонтов в своём стихотворении указывает на разницу между человеком и природой. Тучи бесчувственные, безразличные, а герой обречен на заточение. Главная мысль заключается в том, что если ты что-то или кого-то любишь, это значит, что ты привязан к чему-либо.
Средства художественной выразительности в стихотворении.
В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича Лермонтова явно выражены стандартные приёмы, такие как метафоры, эпитеты, олицетворение. Например: «тучки небесные, вечные странники».
Использование эпитетов – тоже важная составляющая стихотворения. Примеры: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные». В этих приёмах скрытые смыслы, указывающие на отношение к событиям.
Метафора указывает на скрытое сравнение главного героя с мчащимися небесными тучами: «Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники»
6 класс
Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:
«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,— — U — U — U — U
Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»U — U — U U U —
В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.
Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.
Анализ №3
Вариант 2
У Лермонтова существует очень много хороших и прекрасных произведений. Кроме этого у него имеются и стихотворения, которые также нравятся многим читателям. Но больше всего мне нравится стихотворение «Тучи». Автору прекрасно и очень аккуратно удается рассказать и нежно обратиться к облакам. Он считает, что они такие же живые, как и люди, вот только почему-то они ему не хотят отвечать на его вопросы. Кроме этого частенько он называет их странниками, которые сегодня находятся здесь, а уже спустя некоторое время отправляются в другую страну или город.
В этом произведении существует не только любовью, но и красотой. Кроме этого здесь прослеживается вся природа Кавказа и раскрывается с индивидуальной красотой. Лермонтов написал данное стихотворение на Кавказе, как раз он отправился туда второй раз. Кроме этого он никак не мог справиться с тем кризисом, который находился у него на душе. В это время он никак не мог согласиться с тем, что с ним происходит и что с ним будет дальше. Также ему не нравится и то, что происходит с миром, вот только ничего с этим он поделать не может. А его бессилие больше всего возбуждало в нем обиду и злость. Лермонтов даже со своей жизнью не знает, что делать, ведь решать проблемы он не может, да и за него все делают другие люди. Именно поэтому ему ничего не оставалось, как делать только то, что скажут или прикажут другие люди. И при этом его все убеждения и принципы ему пришлось спрятать и жить жизнью другого человека. Больше всего на свете ему хочется обрести свободу, но пока этого достичь не удается.
Но, не смотря на это данное стихотворение, имеет свою аллегорию, которую очень сильно видно. И это заключается в том, что автор сравнивает себя со странниками, которые живут на небесах. А ведь он также как и они покинул свое любимое место и был должен отправиться туда, где ему совсем не рады. Кроме этого он даже не понимал чего ждать от этой поездки. С одной стороны это может быть поворот судьбы в лучшую или худшую сторону, а с другой стороны это обычное решение побывать в другой стране и посмотреть, как они живут, и может быть даже обустроиться. Все больше он засматривается на облака и мечтает о них, больше всего на свете ему хочется стать таким же свободным, как и облака, они могут плыть туда, куда только им захочется, и никто запретить им не может. Еще Лермонтов понимает, избавиться от всего этого ему никак не удастся, а избавиться от всех проблем он сможет только после своей смерти.
Тема произведения
Это очень серьезное стихотворение, которое наполнено грустью. Переживания очень глубокие, и касаются они тех людей, которые вынуждены находиться в постоянном странствии, ни к кому и ничему не привязываясь. На самом деле данная тема знакома практически каждому человеку на определенном этапе жизни. Но у некоторых с изменением обстоятельств она проходит, а других же она преследует всю жизнь.
Безумно глубокие строки наполнены очень большим смыслом. Они заставляют задуматься о тех вещах, которые мы порой начинаем ценить слишком поздно. Здесь показана цена родины, любви и привязанности. На первый взгляд, в этих вещах нет ничего не обычного, но Лермонтову удается донести всю их невероятную ценность и значимость в жизни человека.
Не просто так Лермонтов разместил это стихотворение последним в сборнике. Тем самым он дает понять, что он устал бороться и это конец. Конец его борьбы как внутренней, так и с непониманием этого мира.
Образ лирического героя
Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.
Во-первых, оно наполнено романтикой и красотой неповторимой кавказской природы. Стихотворение было написано поэтом во время второй ссылки на Кавказ. В это время автора одолевал душевный кризис, а сам он пребывал в несогласии с самим собой и с внешним миром. Лермонтов чувствовал сильное раздражение от собственного бессилия и неспособности управлять своей жизнью. Таким образом, находясь в ссылке, поэт чувствовал себя изгнанником, не способным решать свое судьбу самостоятельно. Он вынужден был подчиняться воле других людей, отказываясь от собственных убеждений и принципов. Поэзия того периода наполнена чувством тоски и желанием обрести свободу.
Однако истина заключается в том, что освободиться от душевных страданий поможет только смерть. Судя по всему, именно этим объясняется конфликтное поведение поэта, его бесстрашие и отчаянность. В то время Лермонтов был известен как заядлый дуэлянт. Поэт сознательно искал смерть, поскольку жизнь в этом мире была для него тяжелым грузом. Спустя несколько месяцев Лермонтов погибает на дуэли, тем самым найдя свое долгожданное освобождение от оков, терзавших его душу.
Изобразительные средства
Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.
Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.
Работа над сочинением
Перед написанием важно определиться с произведением, о котором хочется рассказать. У многих школьников есть свой любимый стих поэта
В случае сомнений следует рассмотреть основные темы стихотворений Лермонтова:
- для детей — «Два великана», «Солнце осени»;
- о любви — «Тамара», «Оправдание»;
- о Кавказе — «Люблю я цепи синих гор», посвящение «Аул Бастунжи»;
- про осень — «Когда с дубравы лист слетает пожелтелый», «Блистая, пробегают облака…»;
- о свободе — «Узник», «Сосед»;
- о войне — «Юнкерская молитва», «Бой»;
- о жизни — «Мое грядущее в тумане…», «Листок»;
- грустные — «Свиданье», «Воздушный корабль».
Приступая к сочинению на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов: мое любимое стихотворение поэта» следует определиться с планом.
Образ героя
Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой
Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета
В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная
Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь
Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.
Анализируйте
Не просто проглатывайте книгу за книгой, а подмечайте красивые фразы и выражения, точные сравнения и необычные метафоры. Не бойтесь делать пометки и записывать собственное мнение о прочитанном. Запомните: не каждый автор должен вам понравиться, и не каждое произведение любимого лирика/прозаика должно привести в восторг. Искать ошибки — тоже часть анализа. Не забывайте читать объёмные разборы в литературных журналах — это поможет глубже понять смысл произведения.
Часто бывает так, что новички перенимают особенности творчества признанных литераторов. Это абсолютно нормально. Пока у вас не выработался собственный стиль (а это путь долгий и тернистый), вы будете находить мотивы любимых авторов в своём творчестве.
История создания
В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.
Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращается в поэтических строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.
Напечатаны впервые “Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием “Стихотворения”.
Вариант 2
Возможно, именно в нем чувствуется глубина и безысходность непонимания автора. Непонимания того, почему человек должен мириться с несправедливостями жизни, уезжать куда-то по приказу властей, невозможностью самому строить свою судьбу и управлять ею.
Мне очень близко это стихотворение по духу свободы, чувствующемуся в каждой строчке.
Вообще, лирика великого поэта отличается от остальных особыми темами. Это изгнание, невозможность самому решать свою судьбу. Изгнание также часто присутствует в его произведениях.
В этом стихотворении Михаил Юрьевич будто сравнивает тучи с людьми, не вписывающимися в общепринятое понятие жизни общества. Не такие, как все, они вынуждены нестись, гонимые ветрами. И тот факт, что поэт поместил это стихотворение в конце своего сборника, на мой взгляд, говорит именно о том, что он поставил точку в своей борьбе с отчуждением общества, с его непониманием таких вольнодумцев как он.
В образе этих тучах, автор видит самого себя, опять гонимого на Кавказ из милого его сердцу края. Возможно, Михаил Юрьевич и чувствует близкую смерть, потому, что обреченность сквозит в каждой строке стихотворения.
Поэт, как эти тучи, в его стихотворении, больше не имеет родины, ее отобрали. Он полностью свободен, но счастья для него без родины нет. И эта тоска проходит главной мыслью.
Тоска, смирение. Он уже не обращает внимания на страдания, на страсти, на желания. Он доверился воле ветра. Стал холодным, безвольным, как тучи в его стихотворении, без родины и без изгнания.
Но, сравнивая себя с тучами, поэтому все-таки объявляет причину всего изгнания и говорит об этом честно и открыто – ядовитая клевета, тайная зависть.
Автор разочарован царским режимом, не дающим возможности честному человеку жить по своим правилам. Но отречься от родины пока еще не готов.
Деспотичная верховная власть превращает людей, имеющих собственное мнение в рабов или в тучи, как выразит Лермонтов свою мысль в стихотворении.
Эти люди просто вынуждены под давлением отрекаться от всего, что у них было, родины, совести, чести и плыть по течению, по воле ветра, гонимые и одинокие.
Анализ, план, история написания стиха «Тучи» Лермонтова
Творчество автора
Труды писателя посвящены нравственности, правам свободного гражданина, отсутствию внутренних оков души. Ранняя лирика адресована романтике, противоречию пылкой героической натуры действительному положению в обществе. Зрелые творения наполнены чувством любви ко всей вселенной, чуждым миру желанием обрести единство с историей, природой. В этом периоде автор скупо выражает эмоции, анализирует точно, жестко и холодно.
В основном поэт реализовывал себя в рамках романтизма — направления, которое не обходит стороной тему одиночества. Творческим натурам часто приходится по душе «Парус», написанный в 1832 году
В лирических строках акцентируется внимание на изоляции, непринятии окружающего мира. Описанный пейзаж вызывает волнение, мечты о несбыточном, ставит вопросы о смысле жизни
В пророческом произведении «Нет, я не Байрон…» (1832) Михаил Юрьевич сравнивает себя с человеком, который всегда был для него авторитетом. Он заявляет, что станет «гонимым странником». В скандальном «На смерть поэта» автор обвиняет общество в том, что оно погубило Пушкина. Эти стихи наполнены глубокими чувствами, поэтому затрагивают душу читателей.
Любовная лирика занимает немало места в творчестве классика. Будучи талантливым человеком с непростым характером, он изливал свои чувства и переживания на бумаге. В послании «Я не унижусь пред тобой» видно отчаянье лирического героя. В произведении «Нищий» он сравнивает свои чувства с ощущениями человека, который просит подаяние. По описанию двух ситуаций понятно, что объект обожания относится к нему жестоко.
Грусть и драматическое настроение пронизывают большинство тем стихов поэта — о природе, о море, о Родине, о войне и смерти. Позитивные ноты отражены в трудах, посвященных дружбе и Кавказу. Красота гор восхищала Михаила, что выражалось не только в литературном творчестве, но и в создании красивых картин.
Список тем ЕГЭ по литературе: темы сочинений 2021, лирика по темам
Что символизирует собой «печальная звезда» в стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» и в каких произведениях русской литературы «звёздная» тема?
Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные таинственные картины природы? (по стихотворению «Редеет облаков летучая гряда…»)
Какие произведения русской лирики тематически перекликаются со стихотворением «Редеет облаков летучая гряда…»?
Как различные поэтические средства помогают выразит идею стихотворения «К Чаадаеву»?
В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?
Что дало основание В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На примере одного или нескольких произведений)
Что имеет в виду лирический герой стихотворения Пушкина «Поэт», когда призывает поэта «не дорожить любовию народной»
Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем эти произведения созвучны пушкинскому «Поэту»?
Как в стихотворении «И.И. Пущину» передана мысль о бесценности подлинной дружбы?
Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением Пушкина?
Что давало основание современникам Пушкина считать его «певцом дружбы»?
На какие темы откликается поэт в стихотворении «Туча»?
Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча»
Каков философский смысл стихотворения «Туча», и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
В ст. «Разговор книгопродавца с поэтом» в лице двух антагонистов – пламенного романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца – показано столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы жизни. Почему в финале произведения поэт, не сдавая своих основных позиций, признает правоту своего оппонента?
Каковы ведущие темы или основные мотивы стихотворения «Зимняя дорога»?
В чем особенность восприятия мира и природы в пейзажной лирике Пушкина, и какие русские поэты обращались в своём творчестве к теме природы?
Согласны ли вы с мнением литературоведа Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» «симметрическая»?
Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, что «Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 1820 годов?
Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина Вторая, простившая Гринёва, или Пугачев, пощадивший его?
Почему роман Пушкина, главным событием которого явилось Пугачёвское восстание, называется «Капитанская дочка»?
Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа?
Почему автор «Евгения Онегина» стремился отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким слогом»?
Что даёт основание автору считать Татьяну «милым идеалом»?
Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на любовь к нему?
Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?
Почему автор так внезапно расстается с героем в конце романа?
Является ли одинокий и разочарованный Евгений Онегин романтическим героем?
Тоска Онегина – это дано моде или глубокое внутреннее переживание?
Докажите, что роман строится по принципу «зеркальной» (Лотман) композиции?
Почему две незаурядные личности – Онегин и Татьяна – не смогли обрести счастье в любви?
С какой целью Пушкин в 1825 году предварил первую главу романа стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом»?
Почему именно в финале 6-й главы романа звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
Почему ВГ. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»?