Образ и характеристика александра адуева в романе обыкновенная история

«образ евгения в поэме александра пушкина "медный всадник".  образ евгения в поэме «медный всадник» пушкина образ главного героя евгения медный всадник

Сочинение про Евгения (Медный всадник)

«Медный всадник» — поэма Александра Сергеевича Пушкина, одним из ключевых персонажей которой является Евгения. Он представлен в образе обычного петербургского чиновника, который ничем особо не выделялся.

Евгений, сам по себе, меланхолик. Он является потомком знатного дворянского рода, однако стыдится того, что не имеет огромного богатства за спиной. Это вызывает небольшой страх встреч с представителями аристократии, которых он старается избегать.

Он имеет обычную для каждого человека мечту — хорошая работа, любящая жена, счастливые дети, финансовая обеспеченность. Он связывает эти мечты с Парашей, обычной, небогатой сельской девушкой, которая живет в старенькой хижине на берегу Невы.

Однажды, на город обрушилось огромное наводнение, которое и стало причиной смерти главной любви героя. Её постигла участь многих жертв того стихийного бедствия — её домик был разрушен, а сама она, вместе с матерью, трагически погибла. Наш персонаж потерял счастье и смысл жизни, из-за чего и потерял рассудок. Он стал жить на улице, собирая милостыню у прохожих. Ему приходилось ежедневно терпеть насмешки и побои некоторых злых прохожих.

Он начинает винить во всем Медного Всадника — памятник Петру Первому. Он думает что тот постоянно насмехается на ним. Всадник преследовал его ночных кошмарах, с насмешкой напоминая о том несчастном дне и смерти любимой.

Он не понимал, что памятник не может иметь отношения к его бедам. Дело доходило до того, что Евгений подходил к нему, с целью взглянуть в его наглые глаза. Он ругал и бранил его, высказывая кучу обвинений.

Герой обещает Всаднику мести, грозится принести возмездие. Однако, во время его несчастного монолога, произошло ещё одно стихийное бедствие — огромная буря, которая своей разрушительной силой поразила весь город. Ураган даровал нашему герою упокоение, и возможность присоединиться к своей возлюбленной.

Автор сделал образ персонажа, как образ обычного человека, которого постигло большое несчастье. Он, из обычного жизнерадостного мужчины, превратился в озлобленного на мир мятежника, который не желал молчаливо мириться со своей судьбой.

Характеристика

Евгений готов работать с утра до вечера.

» Молод и здоров, трудиться день и ночь готов…»

Возлюбленную он выбрал под стать себе. Параша девушка из небогатой семьи. Живет вместе с матерью на окраине города. Все мечты молодого человека сводятся к созданию семьи с любимой, совместных детях. Однако мечтам не суждено было сбыться.

Рискуя жизнью, он отправляется на лодке к маленькому домику, надеясь на чудо. То, что он увидел потрясло его до глубины души. Дома на месте не оказалось. Близкие ему люди утонули. Страшное наводнение забрало их жизни. Река накрыла их с матерью дом огромной волной, смыв с лица земли.

Трагедия отразилась на психике Евгения. Он сходит с ума.

» Увы, его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял».

Страдание разъело душу и сердце. Домой не хотелось. Там никто не ждал. Евгений скитался по пустынным улицам, ночуя, где придется, питаясь тем, что найдет.

Одинокий, несчастный человек.

«И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек. Ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый…»

Бесцельно шатаясь по городским улицам, мужчина выходит на Сенатскую площадь. Здесь установлен памятник Петру I. В это мгновение в Евгении просыпается чувство ненависти. Он словно прозрел. Голова стала ясной, а мысли здравыми.

«Евгений вздрогнул. Прояснились в нем страшно мысли…»

Слова, обращенные к императору, были полны брани. Это был настоящий бунт. Он горел жаждой возмездия. Воображение разыгралось не на шутку. Ему кажется, что Петр недоволен его тирадой. Он в бешенстве от того, что мелкий, ничтожный человек осмелился говорить такие вещи. Сознание Евгения оживляет Петра. Медный всадник сходит с пьедестала. Конь готов затопать копытами наглеца. Евгений в страхе бежит от своего преследователя.

Вскоре после этих событий тело Евгения было найдено возле прибившего волной к берегу дома Параши.

Противостояние грозного правителя и человека, имеющего сердце, способного любить и переживать — это пускай и нелепая попытка изменить ситуацию, но она была, есть и будет лучшим выходом, чем раболепство и смирение со своей жалкой участью.

Краткий анализ

Год написания
– 1833 г.

История создания
– В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъем. В то «золотое» время автором было создано множество гениальных произведений, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема
– Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция
– Композиция состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идет речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года, и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр
– Жанр «Медного всадника» – поэма.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление
– реализм.

Образы в поэме «Медный всадник»

Во вступлении к поэме говорится об императоре Петре: он строил Петербург, не думая о простых людях, не думая о том, что жизнь в городе на болоте может быть опасной… Но для императора важнее было величие России.

Главный герой поэмы
— юноша по имени Евгений, чиновник. Он немного хочет: всего лишь спокойно жить своей обычной жизнью… У него есть невеста — Параша, простая девушка. Но счастье не свершается: они становятся жертвами петербургского наводнения 1824 года. Невеста погибает, а самому Евгению удается спастись, забравшись на одного из петербургских львов. Но, хоть он и выжил, после гибели невесты Евгений сходит с ума.

Его безумие вызвано осознанием собственного бессилия перед стихией, свершившейся в Петербурге. Он начинает гневаться на императора, допустившего в городе своего имени такие беды. И тем самым гневит Петра: в одну прекрасную ночь, когда он подходит к памятнику императору, ему мерещится, что Медный всадник (конная статуя Петра Первого на Сенатской площади) сходит со своего постамента и гоняется за ним всю ночь по улицам Петербурга. После такого шока Евгений не выдерживает — потрясение оказалсь слишком сильным, в конце концов бедняга умер.

В этой поэме Пушкин сравнивает две правды:
правду Евгения, частного человека, и правду Петра — государственную. По сути, вся поэма — это их неравный конфликт. С одной строны, тут нельзя сделать однозначный вывод, кто прав: оба преследуют свои интересы, обе позиции имеют право на существование. Однако тот факт, что в итоге Евгений все-таки сдается (умирает), позволяет понять, что, по мнению самого Пушкина, прав Петр. Величие империи важнее трагедии маленьких людей. Частный человек обязан покоряться воле императора.

Интересно, что помимо Петра, в поэме появляется и Александр Первый. Он смотрит на наводнение с дворцового балкона и понимает: с божьей стихией царям не совладать. Таким образом, Пушкин выстраивает иерархию: император выше простого человека, но бог выше императора.

Тема: « Анализ поэмы «Медный всадник»

Цели урока:
выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.

Методические приемы:
рассказ учителя, сообщения учеников, словарная работа, элементы анализа текста.

Ход урока

1.
Проверка домашнего задания.

Реализация индивидуального задания: сообщение «Образ Петра I в поэме «Полтава».

2.
Слово учителя.

Образ Петра I выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстает вдохновенным военачальником – победителем, но и во многих других произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого» и др. В каждом из этих произведений раскрываются новые грани характера царя, его государственной деятельности.

В начале 30-х годов у Пушкина возникло желание приступить к работе над «Историей Петра». Он получил доступ к государственным архивам и в хранящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, принялся за поиски и собирание материалов из многотомного труда Голикова «Деяния Петра Великого» и «Дополнений..» к нему. До нас материалы, собранные писателем, дошли не полностью, но они составляют целый том в собрании его сочинений.

К этому времени углубились его представления о Петре, его заслугах перед страной, о его достоинствах и недостатках. У Пушкина есть запись: «Достойна удивления разность между государств енными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плода ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом.

Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, — вторые вырвались у нетерпеливого

самовластного помещика». Пушкин отмечает, что произвол Петра I нарастал от года к году.

То, что осознал Пушкин как историк, он захотел отобразить как художник. Так родилась в 1833 году одна из лучших его поэм – «Медный всадник». В ней Пушкин выразил неразрешимый конфликт, противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой этой необходимости. В поэме действует уже не сам Петр, а его «кумир», памятник. Этот образ неотделим от образа Петербурга, он является символом северной столицы.

3.
Реализация индивидуального задания.

Сообщение подготовленного ученика об истории создания Петербурга, истории создания памятника Петру I.

4.
Выразительное чтение отрывка поэмы «Медный всадник» учителем.

Образ Евгения в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”

Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер.

Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность, а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты.

Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.

Важно

Герой поэмы “Медный всадник” Евгений – порождение “петербургского” периода русской истории. Это “маленький” человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.

…я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он

Живет в Коломне и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине)

Являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его “маленьким” человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей “петербургского” периода.

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом, но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков, а Евгений смотрит на дом любимой.

И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека.

Он – антипод “кумира на бронзовом коне”, у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться.

Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей, а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него Героя. Он сходит с ума, бродит по улицам враждебного ему города, но “мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах”.

Совет

Именно шум природной стихии в сочетании с “шумом” в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с “кумиром на бронзовом коне”.

Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли.

Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, “того, чьей волей роковой под морем город основался”. В нем родились чувство ненависти к “державцу полумира” и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: “Ужо тебе!..”.

Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения.

И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.

В тот момент, когда Евгений “прозревает”, он становится Человеком в его родовой сущности. Мы видим противостояние “грозного царя”, олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, “мгновенно гневом возгоря”, наказывает “безумца бедного”.

При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный “шепотом”. Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это “святое” безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно.

Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Обратите внимание

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации, действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведенному им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя все жанровое своеобразие, подчеркивая отношением автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идет повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идет обычным языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Образ Евгения в поэме «Медный всадник» Пушкина: характеристика, жизнь и судьба героя

В “Медном всаднике” А.С. Пушкина Евгений является центральной фигурой, вокруг которой и разворачивается почти весь круг событий. Молодой человек, живущий в Санкт-Петербурге, не обладает какими-либо качествами, отличающими его от общества, окружающего его. Его здоровье и молодость, подчёркнутые А.С. Пушкиным – лишь намёк на то, что миру он ничего пока предложить не может.

Бедность Евгения не является пороком – она явление временное, с которым можно и нужно бороться упорным трудом. Фамилию главного героя в произведении найти нельзя, и сделано это не случайно.

Автор намекает нам на то, что его главный персонаж – лицо с известной фамилией боярского рода.

Обратите внимание

Но в годах эта фамилия порастеряла былой блеск, именно ради неё и упомянут Карамзин со своим историческим произведением об истории России.

Работает Евгений в чиновничьей конторе, надеясь получить какое-то предложение поинтересней – эти два года в одном и том же месте его не прельщают. Он готов работать долгое время, лишь бы было осознание того, что делается это не зря. Такое же положение обстоит и с квартирой, она снимается в одном из дальних районов Санкт-Петербурга с надеждой, что будет сменена на что-то лучшее.

Евгений не жалуется и на личную жизнь, его любимая девушка Параша, с которой он вместе уже несколько лет, является для него смыслом жизни: он хочет жениться на ней, создать семью и периодически мыслит об этом, представляя годы на закате жизни. Сама Параша – девушка небогатая, под стать Евгению. Живёт она с матушкой в небольшом домике, не отличающимся вычурностью.

События в произведении развиваются стремительно: потопом накрывает домик Параши река Нева, забирая с собой жизни двух обитателей. Евгений сходит с ума. Его страдания нельзя измерить, он скитается по городу с горящими глазами, не видя перед собой никого. Проходит неделя, другая, он не возвращается домой, питаясь лишь подачками бедняков, ночуя там, где застаёт его тьма.

Утомлённый мозг Евгения начинает рисовать ему картины бреда. Однажды, проходя мимо памятника Петру I, Евгений останавливается перед ним и начинает обвинять императора в том, что Параша умерла из-за него, ведь он основал город, не слушая тех, кто говорил о наводнениях в этой местности.

После этого происшествия Евгений старается не показываться на глаза памятнику, а если и проходит мимо, то с опаской следит за ним. В один из дней скитаний по городу дорога выводит его на пустырь, где он видит домик Параши, прибитый к берегу течением. Евгений не видит ничего другого, как занять его, горько тоскуя по любимой. Из-за перенесённых переживаний главный герой совсем скоро умирает.

Последствия бунта

Духовная эволюция Евгения одновременно порождает и естественность бунта. Классик показывает и трансформацию героя. Внутренний протест приподнял его к новой, переполненной драматизмом жизни, в дальнейшем она заканчивается скорой смертью.

Внутренний протест Пушкин описывает так:

Не настолько важна практическая сторона (а вернее, ее отсутствие) бунта героя

В самом угрожающем обращении к памятнику («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») находится большая духовная сила, наивысшая точка самосознания обычного человека.
Немаловажное значение имеет преследование всадника. Если до этого «кумир» относился к подвластной ему безликой народной массе с абсолютным безразличием, то сейчас он столкнулся с ярко выраженным неповиновением.
Герой обречен, безумное преследование завершается его гибелью

Но непосредственно факт протеста представляет духовную победу простого народа над деспотичным государственным строем.

Необходимо сказать, что ни разу в этом эпизоде писатель не назвал своего персонажа по имени — он опять стал безликим, таким, как и весь народ. В этом случае можно увидеть противостояние деспотичного государя и Человека, у которого есть душа и воспоминания. В протесте героя отображена угроза для всего самодержавного строя, возможность народной кары. Однако оживший памятник наказывает Евгения. В этом состоит основная трагедия в произведении Пушкина.

Рассуждение

Поэма «Медный всадник» Александра Пушкина – это одно из самых ярких произведений русской литературы, которое затрагивает тему человеческой судьбы и природных катаклизмов.

В центре повествования находится образ Петербурга, который переживает страшную наводнение. Однако, главным героем поэмы является Евгений, молодой человек, несмотря на все неудачи, стремится к успеху и благополучию.

История Евгения достаточно символична: он изображен как символ всего русского народа, который всегда оказывается подверженным бедствиям и страданиям. Но Евгений не сдаётся и продолжает бороться за свои мечты.

Одним из ключевых моментов поэмы является встреча Евгения с памятником Петру I – Медным всадником. Эта встреча символизирует борьбу человека с природой, а также его желание преодолеть все трудности на пути к успеху.

Пушкин описывает город на фоне стихийного бедствия, подчеркивая его неустойчивость и ненадежность. Весьма символично здесь звучат строки: «Громыхает всё; вздымаются волны…».

Поэма «Медный всадник» является прекрасным примером того, как литература может отражать жизнь. Она представляет из себя уникальную комбинацию драматизма и лиричности, которая позволяет читателю по-настоящему пережить все трудности и испытания, которые переносит главный герой.

В итоге, можно сказать, что поэма «Медный всадник» Пушкина – это произведение, которое остается актуальным до сегодняшнего дня, ведь оно затрагивает такие важные для нас темы, как человеческая судьба, власть, природа и борьба со стихийными бедствиями.

Тема

В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем
– власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия
– «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью
не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».

По – разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своем вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Петр смотрел далеко вперед, он думал о будущем России, о ее мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник»
Образ Медного Всадника в одноименной поэме А. С. Пушкина
Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Образ царя Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Сюжет и композиция поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Проблема личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник»
Образ Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник»
Образ Петра в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”
Образ стихии в поэме «Медный всадник»
Правда Евгения и правда Петра (по поэме Пушкина «Медный всадник»)
Краткий анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»
Конфликт в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник»
Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
Конфликт частного человека и государстваВерсия для мобильных Конфликт личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник»

Ключевым персонажем произведения, наряду с Медным Всадником, является Евгений, представленный поэтом в образе мелкого петербургского чиновника, не отличающегося никакими талантами и не имеющего особых заслуг.

Евгений имеет дворянские корни, но поскольку в настоящее время беден, то он сторонится встреч со знатными людьми аристократического круга, проявляя трусость и меланхоличность.

Жизненным смыслом героя является мечта о хорошем месте работы, семье, финансовом благополучии, детях. Свою мечту Евгений связывает с обыкновенной девушкой из бедной семьи Парашей, живущей с матерью на берегу Невы в обветшалом домике.

В один из дней на город обрушивается стихия в виде наводнения, сопровождающегося сильной бурей, в результате которой Параша погибает, а ее ветхий домик оказывается разрушенным, как и многие другие в городе. Убитый горем и утратив надежду на счастье в будущем, Евгений теряет рассудок и становится невменяемым человеком, скитающимся по улицам, собирающим милостыню, ночуя на сырой земле и порой терпя побои злых прохожих, которые относятся к мужчине с презрением и насмешками.

В какой-то момент Евгений начинает думать, что виновником всех его жизненных потрясений является памятник основателю города Петру Первому, сотворенный в виде Медного Всадника. Юноше представляется, что монументальное творение издевается над его горем, преследует его даже во сне, насмехаясь над страданиями отчаявшегося человека.

Несмотря на ненастную погоду, Евгений подходит к величественному памятнику, желая лишь взглянуть в его наглые глаза, произнося бранные высказывания в отношении железного истукана, не понимая, что памятник не может быть виноват в произошедших несчастьях.

Мелкий и ничтожный человечек осмеливается грозить самодержцу в виде монумента, проклиная его и обещая божье возмездие в будущем. Во время монолога Евгения, обращенного к основателю Петербурга, происходит новое стихийное бедствие в виде разрушительной бури, в результате которой герой находит упокоение, погибая.

Повествуя о жизни главного героя поэмы, автор в образе Евгения раскрывает преображение обычного человека, пережившего жизненные потрясения, в протестующего мятежника, осмелившегося поднять протест против существующей несправедливости, вступая в неравную схватку и выражая нежелание молчаливо смиряться с жестокостью злого рока и судьбы.

Образ Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» | Обучонок

В поэме «Медный всадник» не указаны ни его фамилия, ни чин, ни место службы.

Автор ничего не говорит о прошлом своего героя, его внешности, чертах характера.

Пушкин только намекает на его аристократическое происхождение, как и на само его имя:

Прозванья нам его не нужно,

Хотя в минувши времена

Оно, быть может, и блистало

И под пером Карамзина

В родных преданьях прозвучало;

Но ныне светом и молвой

Оно забыто…

Лишив Евгения особых отличительных примет, Пушкин превращает его в самого заурядного человека из толпы, мечтающего о тихом счастье:

«Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят…

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой пойдем мы оба,

И внуки нас похоронят…»

Но вот в городе разыгрывается страшная стихия, которая приносит с собой многочисленные несчастья. И тихий, неприметный Евгений, охваченный тревогой за судьбу близких, забывает о собственной безопасности.

Он совершает смелый поступок, отправившись в лодке «чрез волны страшные» к ветхому домику «у самого залива», где жила его невеста Параша.

Последствия страшного наводнения были так разрушительны, что от их вида Евгений сходит с ума. Он покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде. Люди начинают насмехаться над ним и презирать его.

Но бедный, бедный мой Евгений…

Увы, его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Не устоял. Мятежный шум

Невы и ветров раздавался

В его ушах. Ужасных дум

Безмолвно полон, он скитался.

Его терзал какой-то сон…

… Он скоро свету

Стал чужд, весь день бродил пешком,

А спал на пристани; питался

В окошко поданным куском.

Одежда ветхая на нём

Рвалась и тлела. Злые дети

Бросали камни ему вслед

Нередко кучерские плети

Его стекали, потому

Что он не разбирал дороги

Уж никогда; казалось – он

Не примечал. Он оглушён

Был шумом внутренней тревоги

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек,

Ни то ни сё, ни житель света,

Ни призрак мёртвый…

В финале поэмы Евгений неожиданно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана»:

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом.

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! –

Шепнул он, злобно задрожав,-

Ужо тебе!».

Очень ясно виден конфликт между государством и отдельным человеком. Но разрешения этого конфликта в поэме нет, по-видимому, он вообще неразрешим.

Поэма «Медный всадник» предстает перед нами как трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, который стал жертвой «исторической необходимости».

Перейти к разделу: Заключение

Холодное изваяние

(Юрий Жданов — Евгений, балет «Медный всадник»

Скитаясь год, Евгений ночует на пристани, отказавшись от своего съемного жилья, кормится подачками. Печаль доводит его до отчаянного умопомрачения, он бродит по городу в грязном рванье. Непонимающий его горе народ презрительно относится к бедняге. Так, бессмысленно блуждая, Евгений оказывается возле самого Медного всадника, где и происходит кульминация, трактовка идеи всей поэмы — подкрепленный страданиями бунт против государства, против самого Петра первого. Бывший служащий яростно выражает недовольство тому, кто бездумно выстроил город для своего народа в непригодном для проживания, опасном месте. Он обвиняет памятник, ставший для него ненавистным, в погибели своей суженой.

В итоге пошатнувшееся воображение бродяги оживляет Медного всадника, и тот преследует его повсюду, грозясь наказать больного мятежника. Более Евгений не станет без смятения проходить по площади, где стоит памятник Петру.

Суть произведения — безысходность людей, слабых перед власть имущими, их извечное противостояние. Поэтому Александр Сергеевич делает ударение на то, что мелкий человек, невзирая на свои чувства или нрав, обречен остаться лишь тенью. Когда сумасшедший Евгений набредает на унесенный течением «ветхий домишко» погибшей возлюбленной, он умирает в нем от немыслимой тоски. А Медный всадник и по сей день стоит.

В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений — один из центральных персонажей. Этот герой является своеобразным обобщением, порождением «петербургской» эпохи в отечественной истории. Его можно назвать «маленьким человеком» — ведь жизненные смыслы Евгения заключаются в простом человеческом счастье. Он желает обрести уютный дом, семью, благополучие.

«Медный всадник» главные герои

Имя Александра Сергеевича Пушкина широко известно не только в русской, но и в мировой литературе. Произведения Пушкина – сказки, поэмы, стихи, повести и рассказы – бесценное наследие, которым владеет наше поколение.

Главный герой “Медный всадник” мелкий чиновник Евгений, который видит смысл жизни в семье, детях и тихой жизни с возлюбленной. Описание его душевного состояния, внутреннего мира сходно с погодой в Петербурге. В поэме “Медный всадник” герой одинок, духовно слаб, потерян.

После смерти любимой он сходит с ума, глазами безумного человека Петербург выглядит правдиво, праздно и уныло.

Бедный чиновник, когда-то принадлежавший к знатному роду. Живёт мечтами, заботами о будущем. Хочет поскорее встретится со своей возлюбленной, живущей на другом берегу Невы. Из-за непогоды Нева выходит из берегов, что омрачает Евгения, он томится без возлюбленной. Засыпая, герой мечтает о семье, доме и детях. Добравшись на место трагедии, Евгений видит развалины и трупы, сходит с ума. Много дней он бродит, ночует на улицах, живёт подаянием. Однажды повторяется непогода, он снова находится возле памятника Петру, вспоминает всё, грозит ему. В забытье Евгению кажется, что владыка разгневан и преследует его.
Олицетворение Петра I, его величия, его заслуг и ошибок. Этот образ у Пушкина двойственен. В первом случае – мудрый правитель, справедливый и всевидящий владыка, родоначальник реформ, нововведений, защитник слабых, “отец” просвещения. С другой стороны – обычный человек, недальновидный, грубый, самодурство которого принесло немало бед. Медный всадник преследует несчастного сумасшедшего, это очень символичный, многозначительный образ. Петра Первого многие видели ни разумным правителем, а деспотичным тираном.
В непогоду за гривенник перевозит на лодке Евгения к дому возлюбленной.
Возлюбленная Евгения, которая живёт на берегу Невы с обратной стороны залива в маленьком домишке вместе со своей матерью. Это всё, что известно о героине. Она погибает во время наводнения. Параша – главный смысл существования Евгения, потеряв её, он теряет будущее. Проходит время и Евгения находят мёртвым – он утонул в Неве и выброшен на островок.

По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека.

Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути.

Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя.

Совет

Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся.

Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.

Будь в числе первых на доске почета

Популярные сегодня темы

На картине известного знаменитого живописца изображена окраина села в зимний период.

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте

Татьяна Ларина – главный женский образ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Тема сочинения «идеал русский женщины». Считал ли Пушкин героиню идеалом?

Саша учится в гимназии и живет в мещанском доме в чужой семье. Тетя Варя заменила ему мать. Женщина часто сравнивала мальчика с подснежником за открытость миру, доверчивый взгляд, чистоту души

Сюжет сказки Ослиная шкура тесно связан с сюжетом еще одной сказки Шарля Перро — Золушкой. У короля погибает жена. Перед смертью она просит его об одном.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: