Сочинения по произведению: медный всадник, пушкин (13 топиков)

Анализ поэмы «медный всадник» (а. с. пушкин)

Краткое содержание

Поэма начинается с предисловия, в котором в сокращении говорится, что описанное наводнение произошло на самом деле. Прочитать о нем подробнее можно в журналах, выпущенных в то время, и в сообщении Берхома. Далее следует вступление, в котором рассказывается о городе кратко, и две главы.

Рассказ о Петербурге

Около ста лет на месте нынешнего Санкт-Петербурга не было ничего — лишь река, болото и густой лес, иногда встречались бедные домишки. Император Петр Великий задумал построить на берегу моря город — прорубить окно в Европу и оставить за собой берег Балтийского моря, отвоеванный у шведов.

Прошел век. Там, где еще недавно бедный финский рыболов бросал невод в реку, выросли пышные дворцы и стройные башни, появились благоустроенные сады, узорчатые ограды, берега Невы заковали в гранит и провели через нее мосты. Красота юного города затмила даже старую Москву.

Автор любит Петербург. Это красивый и величественный город, выросший на месте болота и дремучего леса, торговый и стратегически важный порт. Ему нравится все — белые ночи и жестокие зимы, когда вдоль Невы несутся санки с румяными девушками, шумные балы и холостяцкие пирушки, военные учения и парады.

Первая часть

Был холодный ненастный ноябрь, Нева волновалась и била о гранит, шел сильный дождь и дул ветер. В это время из гостей вернулся в крохотную комнатку Евгений — молодой петербургский чиновник. Он родом из Коломны, в столице служит недавно. Юноша влюблен в девушку Парашу, которая живет на другом берегу Невы. Из-за дождя реку размыло, скорее всего, Евгений не сможет увидеться с любимой несколько дней.

Герой пытался заснуть, но в голове крутились невеселые мысли: он хотел бы завести семью и детей, купить свой дом, но его жалования еще слишком мало — придется подождать со свадьбой 1−2 года, пока не удастся устроиться.

Потоп застал Евгения на крыльце богатого дома на Петровской площади (сегодня Сенатская). Он успел забраться на мраморную скульптуру льва и так спасся. Но мысли юноши далеко — он переживает за Парашу и ее мать, вдову, смотрит через реку и, кажется, даже видит их домик. Вокруг плывут обломки, ветер срывает с места, дождь хлещет в лицо, вокруг Евгения разлилось море — виден только памятник Петру Великому, который стоит спиной к герою.

Окончание потопа

Едва слегка схлынула, Евгений побежал к реке и переправился на тот берег. Он увидел место, где стояла избушка, но ни домика, никаких следов человека больше нет — их смыло вместе с Парашей и матерью. От ужасного известия Евгений сошел с ума и только захохотал.

Постепенно город возвращается к привычной жизни: открываются лавки, чиновники спешат на службу, граф Хвостов сочиняет стихи про стихию. Но Евгений не оправился, не пережил потерю. Он бросил дом и работу, скитается по Петербургу без цели, спит где придется, ест что найдет. Иногда в него швыряют камни дети и бьют плетями возницы, сгоняя с дороги.

Летом вновь разразилась буря. Евгений спал на берегу, но воспоминания о пережитом потопе заставили его убежать глубже в город. Он вновь оказывается на крыльце дома со львами и видит статую Петра I. В голове у бедняги все смешивается, и он мысленно обвиняет императора в несчастье: ведь это монарх решил построить город именно тут. Юноша грозит ему кулаком и внезапно бросился бежать: ему почудилось, что лицо Петра Великого повернулось к нему.

Всю ночь Евгений бежал по пустым улицам и всюду слышал тяжелый топот медных копыт, видел всадника с поднятой рукой. С тех пор, если юноше приходилось проходить мимо Медного всадника, он почтительно снимал шапку, опускал глаза и старался обойти стороной.

Особенности жанра

Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма – произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией рыцарского романа, популярного в средневековье. Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока. Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.

Вариант 2

В 1824 году в Санкт-Петербурге случилось самое разрушительное по своей силе наводнение, которое принесло разорение и горе великому и прекрасному городу: разрушило здания, стерло дома, унесло много жизней… Этому историческому событию Александр Сергеевич Пушкин посвятил свое произведение: «Медный всадник»; которое увидело свет лишь после смерти великого поэта. Автор рассказал читателю о судьбе обычного жителя города, «мелкого чиновника», который во время стихийного бедствия потерял свою невесту и сошел с ума. Однажды он забрел на то место, где стоит памятник Петра 1, изображенного на коне, и гневно обвинил его в своей беде. Внезапно всадник ожил и стал преследовать Евгения (так звали главного героя). Вскоре, его нашли мертвым возле разрушенного дома, где погибла под водой возлюбленная…

Раскрывая тему «маленького человека», его мечты, заботы и проблемы, до которых нет никакого дела государству и правителю, поскольку «великие думы» Петра не были обращены на простого человека, Пушкин использует все богатство русского языка и стилистическое разнообразие. Знакомя с Евгением, он использует простой, лирический стиль. Великого царя Петра 1 и его деяния восхваляет торжественной одой. Такой контраст стилей изложения делает произведение ярким, новаторским и звучит гармонично, целостно, продолжая основную социально-философскую тему.

Прекрасный город Петербург был построен по приказу царя, чтобы «В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море.». Писатель воспевает «вторую столицу», реку Неву, расположенную возле него, белые ночи…Однако Петербург построили несмотря на опасную близость финского залива и реки, что и привело к ужасной гибели многих людей во время наводнения. Именно поэтому, главный герой обрушивает свой гнев на памятник «чудотворного строителя». Связь истории и вымысла, общего и частного в произведении придает ему художественное своеобразие, где существует одновременно «ода» и «новелла», «поэзия» и «проза».

По этой причине многие исследователи писали о смешении нескольких жанров в «Медном всаднике». Однако, сам Пушкин, назвал свое творение «Петербургской повестью», имея в виду то, что в основе заложено подлинное историческое событие. И все же, это великое произведение по сути своей относится к стихотворной поэме, но с реалистическим направлением, во главе которой рассказана трагическая судьба ничем не примечательного обычного человека.

Характеристика главных героев

  1. Евгений – молодой человек, скромный, совершенно не амбициозный, порядочный. Занимает скромную чиновничью должность, живет в Коломне. Несмотря на свою бедность, сохраняет в себе человеческие качества. На первый взгляд кажется совершенно обычным, ничем не примечательным человеком. Евгения согревает мечта – жениться на любимой девушке Параше, создать с ней большую счастливую семью. Однако его мечтам не суждено сбыться из-за сильного наводнения 1824 года, во время которого погибает Параша вместе с матерью. Не сумев справиться со страшной потерей, Евгений сходит с ума. На фоне монументальной фигуры Петра Первого личность героя кажется жалкой и ничтожной, однако автор показывает, что даже «маленький» человек способен иметь чистую и возвышенную цель, которая ни в чем не уступает масштабным планам правителя.
  2. Петр Первый – великий император России, прославившийся своими значительными реформами и нововведениями. Пушкин демонстрирует его неукротимую волю, амбициозность и деспотизм. Для Петра Первого проблемы «маленьких» людей ничего не значили, и зачастую простой народ становился жертвой глобальных реформ правителя. Однако автор напоминает, что только железная воля и тирания способны подтолкнуть страну к масштабным переменам: мягкость и толерантность в этом вопросе недопустимы.

Жанр, размер стиха и композиция

«Медный всадник» написан в жанре поэмы, с использованием четырехстопного ямба. Композиция произведения отличается своеобразием. Так, к примеру, вступление поэмы настолько велико, что может расцениваться как самостоятельное стихотворение, посвященное описанию Петербурга. Далее следуют две части, в которых автор повествует о Евгении и его возлюбленной, наводнении и роковой встрече героя с Медным всадником. Примечательно, что в поэме нет четко обозначенного эпилога: его заменяют последние строки произведения, в которых говорится о смерти Евгения.

При всей своей нестандартности композиция «Медного всадника» позволяет воспринимать поэму легко, на одном дыхании. Благодаря таланту поэта временная грань между событиями столетней давности (жизнь Петра Первого) и современными реалиями (жизнь Евгения) стирается, и личность великого реформатора воспринимается, как наяву. Его выдающуюся личность Пушкин изображает посредством монумента, однако Петр Первый незримой тенью присутствует и во вступлении, когда поэт упоминает стратегическую значимость Петербурга. В своем произведении Александр Сергеевич утверждает бессмертие реформатора, чьи нововведения продолжают жить и развиваться даже после его смерти, и благодаря которому была запущена в работу тяжелая на подъем реформаторская машина.

Фигура правителя так или иначе появляется на протяжении всей поэмы, и даже будучи в образе памятника, она оживает посредством больного воображения Евгения. Между вступлением и первой частью временной разрыв составляет сто лет, однако он совершенно не ощущается благодаря тесному взаимодействию центральных персонажей с событиями 1824 года. Стоит отметить, что подобный принцип построения композиции произведения совершенно не свойственен для творчества А. С. Пушкина, и является своеобразным литературным экспериментом.

Значение образа Петра I в поэме “Медный всадник”

С одной стороны, Пётр 1 – великий деятель: он перевернул русскую историю, ускорил развитие всех областей науки, культуры. Просветительство, реформы, стремление поднять свою страну на новый уровень – это безусловные заслуги , значение которых огромно. С другой стороны, Пётр – самодержавец, он тиран и самодур. Его сложный характер, горячая натура, минутные прихоти погубили множество человеческих судеб. Его деспотичное правление, о котором ходят легенды нельзя рассматривать, как всеобщее благо. Интересы народа – не то, на что ориентировался монарх, ему чужды судьбы мелких простых людей.

Образ Петра символичен и многосторонен: и во времена царствования монарха едва ли волновали судьбы простых людей, а век спустя – плоды деятельности Петра продолжают рушить жизни жителей города.

Суть

Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.

Автор плавно переходит к жизнеописанию главного героя. Евгений, мелкий чиновник, бедный и ничем не примечательный, мечтает о счастливой семье. Он думает о Параше, своей возлюбленной, на которой он хочет жениться и с которой хочет встретить старость. Но случается катастрофа: Нева разбушевалась и затопила город. Под ее волнами погибает Параша – читатели так и не встречаются с ней в сюжете.

Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице.

Однажды герой доходит до статуи Петра I, и им овладевает ярость. Он кидает на памятник «дикие взоры» и упрекает за строительство Петербурга. Но неожиданно Евгений стремглав убегает – ему показалось, что Медный всадник ожил и начал за ним гнаться. Всю ночь молодой человек пытался оторваться от преследования, но везде он слышал цоканье тяжелых копыт. После этой встречи Евгений чувствовал смятенье рядом тем местом, где стоит памятник. В конце читатель узнает о смерти героя: к одному из островков прибило пустой ветхий домик, который, видимо, принадлежал Параше, ведь на его пороге нашли «хладный труп» Евгения.

Главные герои и их характеристика

Евгений – главный герой поэмы, «маленький человек». Он был беден, однако не мечтал о богатствах. Молодой человек ничем не отличается от жителей столицы. Пушкин сам отмечал «серость» героя, его заурядность. У Евгения есть мечта – создать семью с любимой девушкой и жить счастливо. Подобная мечта свойственна многим, так что и здесь он не выделяется «среди толпы». В тексте не упоминаются его внешность и характер, и он становится безликим. Евгений принадлежит к такому типу персонажей, как «маленький человек» — ничтожный, слабый, довольствующийся малым. Как только в нем появляются сильные чувства – гнев, ярость – при виде статуи Петра I, он как будто их пугается и сразу видит, что его противник оживает, намереваясь наказать холопа за бунт. Евгений не готов встретиться с тем, кого обвиняет, и сбегает.

Петр I – великий реформатор Российской империи, умный, расчетливый и деспотичный. Он мало думает о судьбах простых людей, его великие идеи, пускай и обращены во благо России, мало касаются большинства ее населения. Пушкин раскрывает самодержца с двух сторон: он модернизирует страну, строит блестящий город и одновременно является олицетворением бесчеловечной власти, которая, разбегаясь, топчет народ. Образ медного всадника полностью соответствует этому описанию: бронзовая громада готова обрушиться на Евгения всей тяжестью и грозно нависает над ним.

Медный всадник — символ бездушной и безразличной власти, которая не идет на контакт с народом и возвышается над ним угрожающим и надменным памятником. Власть имущие так же холодны и равнодушны, как глыба бронзы. Евгений мог с тем же успехом обращаться к реальному чиновнику — результат был бы тот же: его не услышали бы и наказали за вольнодумство.

Санкт-Петербург также является героем поэмы. В прологе город выглядит роскошным и величественным. Его построили во благо нации, и теперь он стал для многих домом и крепостью, находящейся под охраной реки Невы. Но уже в первой части произведения Петербург не кажется таким прекрасным. Вместо «золотых небес» над городом разгорается «мгла несчастной ночи»; Нева заливает улицы места, которое ранее защищала, обнажая бедность и отчаяние его жителей. Вода разрушает дома, и под ее толщей тонет много людей. Император, который возвышается над городом, перед природной стихией бессилен. Но на следующий день Петербург продолжает стоять, будто не его улицы разрушены и не его население запугано. Он все такой же холодный, недоступный и даже лицемерный – как и массивная статуя его основателя, «кумира на бронзовом коне».

Стихия — символ мятежной воли, которая противостоит бездушной и мертвой государственной машине в образе Медного всадника

В какой-то мере она, непокорная и вольная, могучая и бесстрашная, напоминает восстание декабристов, которые были близки Пушкину: дворяне призывали государя обратить внимание на проблемы простого народа, но тот отказался к ним прислушиваться и отправил в ссылки; но мысль, словно стихия, не может и не будет подчиняться власти, какой бы деспотичной она не была

Темы сочинений:

Поэма «Медный всадник» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году и представляет собой одно из самых совершенных в художественном отношении произведений русской литературы. Написанная в стихотворной форме, с первых строк она увлекает читателя и мысленно переносит в город на берегу Невы … Полное сочинение>>>

Тема «маленького человека» стала одной из ключевых в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833). Потому главный герой этого произведения — молодой бедный чиновник Евгений во многом напоминает смиренных персонажей Гоголя и Достоевского. Но все же его образ несколько выходит за рамки данного типажа. Полное сочинение>>>

Поэма «Медный всадник» стала последней работой Пушкина в Болдино, таким образом, завершая цикл Болдинской осени. Написанная в 1833 году, только через четыре года она была опубликована с внесением некоторых цензурных поправок. Полное сочинение>>>

Поэма «Медный всадник» — одно из самых идеальных в художественном плане творений А. С. Пушкина. Он написал ее в 1833 году во время своего пребывания в Болдино. Многие критики после выхода поэмы в печать поднимали вопрос о том, зачем автору понадобилось изображать конфликт между героями двух разных эпох. Полное сочинение>>>

С творчеством Пушкина каждый школьник знакомится с ранних лет. Это и рифмующиеся стихи, и интересные рассказы, и вещие сказки. Одним из самых органичных произведений считается поэма «Медный всадник», в которой писатель наглядно, с помощью ряда метафор и эпитетов, показал конфликт личности и государства. Полное сочинение>>>

Наводнение — это страшное стихийное бедствие, которое разрушает все на своем пути и уносит жизни людей. Такие природные катаклизмы происходили во все времена. Но наводнение 1824 года, настигшее Петербург, прочно вошло в историю нашей страны. Полное сочинение>>>

В своей поэме «Медный всадник» Александр Пушкин впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в образе Петра I, и человека с его личными интересами и переживаниями. Написана она была во время Болдинской осени, а именно в 1833 году. Это был один из наиболее плодотворных периодов в творчестве поэта. Полное сочинение>>>

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833) — это грустное произведение, повествующее о трагических событиях 1824 года. Тогда неожиданно начавшееся в Петербурге наводнение разрушило судьбы многих русских людей, и в частности судьбу главного героя — мелкого коломенского чиновника Евгения. Полное сочинение>>>

Поэма «Медный всадник» является одним из наиболее удачных шедевров в творчестве А. С. Пушкина. В ней он описал жизнь в Петербурге такой, какой он ее видел. На одной чаше весов он изобразил могущественное государство, а на другой — простой народ. Полное сочинение>>>

Поэма «Медный всадник» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. Её не сразу допустили к печати из-за присутствия темы взаимоотношений личности с властью. Однако в 1837 году с некоторыми цензурными изменениями поэма была напечатана в «Современнике». Полное сочинение>>>

В поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году, Пушкин показал Санкт-Петербург во всей его красе и именно таким, каким он сам его видел. С тех пор, как город на Неве был основан Петром Великим, он вдохновляет писателей, художников и других людей искусства на создание гениальных произведений. Полное сочинение>>>

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была создана в Болдине в 1833 году. Её не сразу допустили к печати из-за затронутых в ней вопросов превосходства власти над обыкновенной личностью. Поэтому поэма была опубликована только после смерти писателя. Полное сочинение>>>

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833) — это произведение, в основе сюжета которого лежит описание наводнения, произошедшего в Петербурге осенью 1824 года и унесшего жизни множество русских людей. На фоне этого события разворачивается личная трагедия главного героя Евгения. Полное сочинение>>>

см. также:Характеристики главных героев произведения Медный всадник, Пушкин

Чему учит

Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным.

Тем не менее, гуманистическая мысль становится очевидной. Автор детально описывает ужасы наводнения, страх и отчаяние людей, их бедность и беспомощность, пытаясь вызвать у читателя сострадание к простому народу. Его мораль сводится к тому, что никакие достижения не смогут оправдать безразличия большого человека по отношению к маленькому. Ведь все хорошее и грандиозное делается для людей, а не для того, чтобы «прорубить окно» или «закрепиться на Балтийском море».

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Общая характеристика

А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану». Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.

Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».

«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».

Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.

Духовное перерождение «маленького человека»

Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.

У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.

Трагедия «маленького человека»

После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.

В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».

Бунт «маленького человека»

После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.

Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.

Большое значение имеет погоня Медного Всадника за «бунтарем». Если прежде «кумир» относился к подвластной ему серой массе людей, их бедам и страданиям с холодным безразличием, то теперь он столкнулся с открытым неповиновением.

Бедный Евгений обречен: безумная ночная погоня заканчивается его смертью. Однако сам факт восстания представляет собой духовную победу «маленького героя» над грозным «властелином судьбы».

Образ Петра в поэме «Медный всадник»

Отношение автора к Петру I

«Петровская» тема занимает очень большое место в творчестве А. С. Пушкина. Еще в детстве поэт был погружен в атмосферу семейных воспоминаний об эпохе Петра Великого. Один из предков Пушкина по отцовской линии был казнен за участие в стрелецком заговоре 1697 г. Его прадедом по материнской линии был знаменитый «арап Петра Великого» — Ганнибал. Столь несхожие судьбы предков, вероятно, стали причиной двойственного отношения Пушкина к Петру I. В исторических заметках, многих произведениях поэт называет его одновременно «вечным работником» и беспощадным деспотом, «северным исполином» и «самовластным государем». Особенно интересна следующая мысль Пушкина: «Петр I… доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон».

Петровской эпохе поэт посвятил стихотворения «Стансы», «Пир Петра Великого», поэму «Полтава», неоконченный роман о Ганнибале и незавершенный исторический труд «История Петра Первого». Особое место в этом ряду занимает «Медный Всадник», в котором двойственный образ царя-реформатора очень ярок.

Величие Петра

«Вступление» к «Медному Всаднику» представляет собой экскурс в героическое прошлое и торжественный гимн первому российскому императору. Пушкин был убежденным сторонником государственного развития России, поэтому он с огромным уважением описывает могучую фигуру Петра, погруженного в «думы великие».

Государь показан в момент решения о начале строительства Петербурга. Новая столица России была заложена в таком месте, где о строительстве не могло быть и речи: «на мшистых, топких берегах». Однако Петр I руководствуется государственными масштабами и смотрит далеко в будущее. Город призван стать «окном в Европу» и местом, откуда «грозить мы будем шведу».

Время доказало верность прогнозов Петра Великого. Основанный им город «вознесся пышно, горделиво», затмив собой прежнюю столицу — Москву. «Град Петров» стал настоящей гордостью страны и одним из ее главных символов. При этом Петербург олицетворяет собой победу созидательной деятельности человека над природной стихией.

Данный во «Вступлении» образ императора — сугубо положительный. Это великий исторический деятель, мудрец и государственный устроитель. Совершив невозможное, выдающийся государь получил право на заслуженный отдых («вечный сон»).

Деспотический лик Петра

В поэме дух великого монарха фантастическим образом воплощается в своем памятнике — Медном Всаднике. При этом совершенно исчезают его человеческие качества. Остается лишь безмолвная непоколебимая фигура, обращенная при первой встрече спиной к «ничтожному» Евгению. В этом пренебрежении к «мелким» людским страданиям отражается негативный характер преобразовательной деятельности Петра I.

Пушкин, естественно, был крайне осторожен в высказывании своих мыслей, однако не смог избежать цензурного запрета «Медного Всадника». В кульминационной сцене «бунта» Евгения высказан ряд прозрачных намеков на несправедливость и деспотизм Петра Великого.

Медный Всадник «неподвижно возвышается» над «волнами хищными», т. е. самодержец был абсолютно равнодушен к человеческим жертвам. Его «медная глава» символизирует полное отсутствие сострадания.

Петербург был основан по «воле роковой». Петр I был убежден в своей мудрости и даже не допускал мысли о возможности ошибки. В результате основание города обошлось слишком дорогой ценой, за которую до сих пор приходится расплачиваться человеческими жизнями.

В величественное описание Медного Всадника («Какая дума на челе!») закрадывается горькая авторская ирония. Тревожный вопрос Пушкина («Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?») напрямую обращен к покойному монарху. С помощью «узды железной» император «поднял на дыбы» страну и спас ее от падения в «бездну». Но если в петровскую эпоху крутые меры и «писаные кнутом» законы были суровой необходимостью, то к настоящему времени они стали тормозом для дальнейшего развития. Абсолютистский характер самодержавия был заложен именно Петром I. Гениальный государь все же не смог предугадать, к чему приведет его чрезмерное увлечение деспотическими методами правления.

Погоня за Евгением Медного Всадника — символ устойчивости беспощадного деспотизма. Дух Петра I продолжает незримо царить в царской России, освящая собой самые бесчеловечные формы русской самодержавной власти.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 20.08.2023 15:18 18 Петрик Микола.

Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ о лесной прогулке летом. Запиши план рассказа

Ответов: 1

Литература 20.08.2023 15:14 22 Соловьёв Никита.

Помогите срочно составить план к расказу ПРЕСТУПНИК ДАЮ РОВНО 30 балов

Ответов: 1

Литература 20.08.2023 15:10 26 Черняк Влад.

Помогите написать сочинение про белку

Ответов: 1

Литература 20.08.2023 15:04 30 Алиева Алина.

Кто написал у локоморья

Ответов: 2

Литература 20.08.2023 15:03 23 Васильева Ульяна.

Речевая характеристика бабушки из рассказа конь с розовой гривой

Ответов: 1

Литература 20.08.2023 14:58 2 Суржан Артур.

Характеристики героев профессор Пирогов Мерцалов-Гриша и Володя Елизавета Ивановна-жена Мерцалова

Ответов: 1

Литература 20.08.2023 14:50 6 Лукьянова Лида.

почему николай алексеевич не мог представить надежду женой и хозяйкой петербургского дома? из расска

Ответов: 1

Литература 20.08.2023 14:50 3 Чернякова Александра.

«Профессия врача – подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты духа и чистоты помыслов.» -А. П. Ч

Ответов: 1

Литература 20.08.2023 14:50 30 Миронов Александр.

напишите пожалуйста рассказ о домашнем животном(кошка собака) тема. какой нибудь интересный случай.

Ответов: 2

Литература 20.08.2023 14:39 20 Каландарова Ангелина.

1)люди каких профессий заняты в сфере досуга?

Ответов: 1

В чем смысл поэмы?

Александру Сергеевичу удалось написать весьма неоднозначное произведение, которое вызывало немало пересудов в литературной среде первой половины XIX столетия. Поэт осмелился продемонстрировать противостояние личности и государства, однако некоторые критики считали, что в основе конфликта Евгения и Медного всадника лежит ни что иное, как соперничество христианства и язычества. Петра Первого нередко сравнивали с антихристом, и в этом случае Евгений становится его антиподом, то есть, олицетворением истинного православия и чистой веры. Не менее популярна была версия и о том, что в лице Евгения автор показал протест против самодержавия и насилия, поскольку и сам поддерживал мятежные идеи декабристов. Однако он понимал, что все попытки повлиять на власть изначально обречены на провал, и постарался это описать в поэме в аллегорической форме.

Второстепенные персонажи

Перевозчик

Является тем персонажем, который за небольшую плату соглашается отвезти Евгения на лодке к его возлюбленной. Данному персонажу отведена роль связующего звена между возлюбленными.

Параша

В данном произведении является любимой женщиной бедного чиновника Евгения. Является очень красивой женщиной с чистой душой и сердцем. Любит жизнь и без ума от Евгения. Так же ожидает встречи с любимым и вынуждена коротать вечера в одиночестве в размышлениях о будущем, о детях и Евгении. Живет на обратной стороне реки Невы в крохотной избушке вместе с матерью. Параша является смыслом жизни Евгения, в которой он души не чает. Но она трагически погибает во время одного из наводнения вызванными длительными проливными дождями. После гибели Параши Евгений сходит с ума, так как теряет тот самый смысл жизни. Что в итоге его находят мертвым. Утонув в реке его тело выбрасывает на островок посередине реки Невы.

Маленький человек

Александр Сергеевич в своем творчестве большое внимание уделял «маленькому» человеку. Не стала исключением и поэма «Медный всадник»

Таким персонажем в произведении выступает бедный, скромный чиновник Евгений, который ничем не выделяется из сотен тысяч других таких же «маленьких» людей по всей России. Он осмеливается роптать на власть лишь после пережитого страшного горя, и даже в этом случае его критика самодержавия не является глубокой и конструктивной. Он считает, что в смерти его драгоценной Параши виновен реформатор, поставивший город на Неве. Однако этого робкого противостояния достаточно для Медного всадника, чтобы в гневе покинуть постамент и наказать недовольного. Евгений убегает в страхе, и вскоре умирает смертью жалкого, никому не нужного бродяги на одной из петербургских улочек.

Главная мысль

Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим.

Пушкин призывает нас и обладателей власти быть более гуманными. Евгений, Параша, ее мать, как и другие пострадавшие при наводнении, принадлежали к низшим слоям общества. Бедные и нищие, они не моли рассчитывать на чью-то помощь. Поэтому автор наделяет «маленького человека» голосом, и тот корит власть за равнодушие. В этом гуманном посыле и заключается основная идея поэмы «Медный всадник».

Возможно, смысл поэмы заключается и в том, что Пушкин пытался показать высшему сословию, что ради перемен в стране действовать должны именно они, а не простолюдины. Любая попытка «маленького человека» обречена на неудачу. Так, Евгений разговаривает со статуей императора, а не с живым властелином, но даже бронзовая скульптура пытается его наказать.

Тематика

Центральная тема произведения – конфликт власти и простого человека. Эта тема всегда волновала Александра Сергеевича, который решил поделиться своими размышлениями о роли личности в судьбе государства. В произведении олицетворением Петра Первого становится Медный всадник – большой, монументальный памятник, который как нельзя лучше характеризирует деспотичного, склонного тирании самодержца. Петру удалось стать первым великим реформатором в истории русского государства, однако у этой истории есть и обратная медаль. При этом его совершенно не волновало, какие последствия его нововведений будут для простых, «маленьких» людей. Безусловно, в подобной ситуации неизбежно столкновение государства и народа, но, как показывает практика, интересы последнего правителя редко когда волнуют.

Размышляя о принципах устройства государства, Пушкин приходит к неутешительному выводу, что империя проявляет себя крайне деспотично по отношению к простым, беззащитным людям. Поэт поднимает вопрос – а стоит ли ее величие подобной жертвы, но этот вопрос так и остается открытым.

Кроме того, Пушкин поднимает тему трагической утраты, способной навсегда перечеркнуть жизнь человека. Со всеми жизненными трудностями Евгению помогала справлять его искренняя любовь к Параше, мечта о семье. Это был его спасательный круг в житейском море проблем. Утратив его, Евгений не смог оправиться от сильной душевной боли, найти себе новую цель. Герой лишает рассудка, а в скором времени и сам погибает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: