Анализ «героя нашего времени» лермонтова

Черты романтизма в романе герой нашего времени лермонтова

Краткое содержание произведения

Действие сюжета разворачивается вокруг жизни юного Григория Печорина, офицера, прибывшего на пограничную службу. На службе герой заводит дружбу с интеллигентным и добрым пожилым офицером Максим Максимычем, который становится невольным свидетелем не только любовных приключений Печорина, но и его жизненных неурядиц.

Однажды Григорий со своим товарищем Максим Максимычем попадают на свадебное торжество одной из дочерей черкесского князя. Там герой поддаётся чарам молодой красавицы Бэлы — младшей дочери князя. Печорин, привыкший всегда получать то, что хочет, крадёт Бэлу с торжества.

Пылкая и страстная натура девушки очень быстро наскучивает Григорию. Он охладевает к ней. В это время, оскорблённый поступком Бэлы, её пытается похитить жених. Преследование заканчивается трагедией, девушка погибает от рук жениха и гаснет на руках у Печорина.

По долгу службы, Григорию приходится часто путешествовать. В одной из таких поездок он, остановившись в Пятигорске, встречает своего старого товарища, юнкера Грушницкого. Там же он знакомится и с возлюбленной приятеля, княжной Мери, которую решает соблазнить забавы ради и чтобы потешить своё самолюбие. Своим поступком он вызывает гнев Грушницкого. Это становится причиной дуэли, где юнкер погибает от рук Печорина.

Во время поездки в Пятигорск Григорий встречает свою бывшую возлюбленную Веру — девушку, к которой он всё ещё испытывал романтические чувства. Девушка, несмотря на свой брак с богатым и знатным пожилым мужчиной, вновь связывается с Печориным. Обманутый муж, узнав о её измене, увозит девушку из Пятигорска.

Смысл названия

Многие литературоведы выдвигали различные теории происхождения названия. Краеугольный камень всех дискуссий заключается в отношении самого Лермонтова к своему персонажу.

  1. Одни полагают, что слово «герой» подразумевается в своём прямом значении, и главный герой, для Лермонтова, является настоящим образцом для подражания в дворянском обществе девятнадцатого века. В подтверждение этой теории Многомудрый Литрекон написал эссе, где доказал ее состоятельность.
  2. Другие высказывают мысли о том, что слово «герой» используется в значении литературного персонажа, что подчёркивает типичность происходящего в романе.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Суть

В предисловии лирический герой автора, путешествуя по Кавказу, встречается со старым офицером Максимом Максимовичем. В разговоре офицер вспоминает о том, как он служил вместе с молодым дворянином Григорием Печориным, и том, как тот стал причиной несчастья знатной грузинской семьи.

Чуть позже лирический герой и Максим Максимович встречаются с самим Печориным, который уезжает в путешествие на Восток.

Потом мы узнаём о смерти Печорина, и том, что его дневник попал в руки героя лирического героя.

В последующих главах раскрывается внутренний конфликт Печорина. Поднимаются проблемы его одиночества и его потребности в вечном антагонизме. Если в начале романа Печорин воспринимается как бездушное чудовище, ближе к концу образ героя становится более неоднозначным и человечным. Вот подробное краткое содержание романа по главам для более глубокого погружения в сюжет.

Сочинение по роману «Герой нашего времени» на тему: Романтизм и реализм в романе.

Сочинение на тему: «Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

Лермонтов отталкивается от романтических моделей, сохраняя верность своему поэтическому миру. Романтическое начало выражается в том, что в центре главный герой и его мир близок авторскому (герой как alter ego автора). Темы романа — смысл жизни, судьба и предопределение, одиночество героя и его конфликт со средой. Важны «байронические», демонические черты в характере и портрете Печорина, его соотносимость с лирическим героем Лермонтова. Разочарование в себе и в людях, странствия, экзотическая среда, Кавказ, мир разбойников- контрабандистов, обращение к некоторым фольклорным мотивам — это тоже романтические компоненты.

Но, отталкиваясь от романтических традиций, Лермонтов выполняет и реалистическую установку: показать образ эпохи, дать углубленный психологический анализ внутреннего мира человека эпохи романтизма, показать обусловленность характера социально-историческими факторами.

В романе изображены различные социальные типы. Печорин дает «классификацию» представителей «водяного общества»; представлены разные типы дворянства — от высшей аристократии до светской черни: офицерство, женские типы, Грушницкий — провинциал, Вернер — доктор, игрок; представлены этнические меньшинства (горцы, с их бытом и нравами); представители низших слоев населения — контрабандисты; казаки; Настя — дочка урядника в повести «Фаталист» и др. В целом воссоздается объемная картину русского общества, в которой есть место и антитезе (верхи — низы, русский дворянский официальный круг — инородцы, люди другой культуры), поскольку само место действия выбрано характерное — граница Европы и Азии. Этим роман отличается от прежних «энциклопедий русской жизни» (Грибоедов делал свой анатомический срез на материале Москвы, Пушкин оставался в основном в пределах средней полосы).

Самостоятельным социально-психологическим типом является сам «герой» своего времени Печорин, глубокий анализ внутреннего мира которого составляет цель и смысл романа. При этом лермонтовский психологизм — наследие романтической школы, это проявляется как в приемах исследования внутреннего мира, наблюдения за душевными движениями противоречивой натуры, так и в той концепции человека, которая складывается в результате.

В повестях «Бэла» и «Тамань» показана несостоятельность, нереалистичность романтической идеи бегства в природу или в экзотическую культуру, к полудиким, нецивилизованным народам: в обоих случаях Печорин терпит неудачу и не догадывается о причинах ее и о сути происходящего по причине ограниченности своего взгляда через призму романтических установок. В повести «Княжна Мери» интрига насыщена глубоким психологическим содержанием. Заметно влияние психологических романов Бальзака. Интрига психологически усложнена, она не просто придает интерес чтению (как в дореалистическом романе), а обнаруживает в себе сложную философскую перспективу, «будит мысль».

Ирония по отношению к романтизму, который стал модой и нашел массу подражателей, пронизывает весь роман, доходя до степени пародийности. Печорин издевается над Грушницким, который действительно выглядит комично. В пейзажах прослеживаются пародийно-полемические отсылки к Бестужеву-Марлинскому. Истинный же романтизм, которому оставался верен Лермонтов, стал для него мостом к психологическому реализму (Достоевский, Толстой).

Романтические сцены

Любовь и романтика – слова-синонимы. Красива любовь Печорина и Бэлы в начале ее проявления. Искренность дикой княжны удивительно привлекательна. Романтизмом наполнены сцены, описывающие стремление Григория покорить сердце девушки. Их роман завершается трагично. Любовь проходит.

В главе «Тамань» вся ситуация наполнена романтизмом. Она необычна и таинственна. Девушка Ундина – героиня истории, сложно представляемой реально. Красивая дикарка и слепой слуга – чем не романтика?

Печорин в «Тамани» уже не тот равнодушный мужчина, который устало улыбается красавицам на водах Пятигорска. Контрабандист Янко, борющийся с морской стихией рискует своей жизнью, как герои, живущие по своим законам. Свободная жизнь контрабандистов напоминает жизнь вольных горцев. Она противопоставляется водяному обществу. Бесцельность жизни Печорина становится реальна на фоне бушующих страстями сердец других героев.

Реализм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений. Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Определение 2

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реализм в русской литературе 410 руб.
  • Реферат Реализм в русской литературе 230 руб.
  • Контрольная работа Реализм в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Сочинение Романтизм романа «Герой нашего времени»

В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.

Григорий Печорин – личность с романтическим воображением, человек страстей. На протяжении произведении читатель следит за последовательным разрушением романтических иллюзий героя. Молодой человек будто сошёл со страниц европейских романтических книг – одинокий, загадочный, страдающий, создающий впечатление изгнанника, что так притягивает светских барышень.

Каждая глава романа знакомит нас с определённой гранью характера молодого человека. В хронологически первой части, «Тамани», Печорин предстаёт юным романтиком, верящим в тайные знаки судьбы и склонным к предрассудкам. Ситуация со слепым мальчик манит его своей таинственностью, девушка-контрабандистка кажется ундиной из немецких баллад, а в возможности ввязаться в историю с преступниками герой слышит зов к приключениям. Романтический фон усиливает экзотический морской пейзаж. Правда оказывается прозаичной: бандиты хотят убрать Печорина как ненужного свидетеля.

В главе «Бэла» Печорин снова оказывается в центре романтической атмосферы. Окружающие горы, бесстрашные горцы – неудивительно, что в такой среде офицер влюбился в экзотичную Бэлу. Однако чувства дикарки ничем не отличаются от любви знатной барышни, и Печорин опять впадает в хандру.

Кульминационной становится глава «Фаталист», где Григорий Александрович вступает в схватку с судьбой. Герой ставит эксперимент над собой и Вуличем, проверяя существование рока. Однако ни та, ни другая ситуация не может подтвердить или опровергнуть его сомнения. Удачный захват пьяного казака можно трактовать и как благосклонность судьбы, и как хорошо продуманные действия.

В других эпизодах Печорин разрушает чужие романтические иллюзии – веру Максима Максимыча в дружбу, наивное представление княжны Мери о любви и браке. В романтичной личности героя рядом с благородными порывами соседствуют пороки общества, холодный эгоизм и бессердечное отношение к окружающим. Романтизм становится препятствием для здравого восприятия реальности, «розовый флёр», который нужно отдёрнуть. Это те самые «сласти», которыми так долго кормят людей, в то время как им нужны «горькие лекарства, едкие истины». Но автор только указывает на болезнь, а как её лечить – дело за читателем.

Особенности романа

Отличительной особенностью «Героя нашего времени» называют необычную композицию, которой представляется роман читателям. (). Рассказчики на протяжении всего произведения меняются, и мы видим сложную и удивительную натуру главного героя разными глазами.

Это позволяет на высоком психологическом уровне понять характер и личность Печорина , и разгадать его мысли и содержание его внутреннего мира. Эта художественная особенность делает роман не только поучительным и глубоким, но интересным и захватывающим.

Также в «Герое нашего времени» нарушена хронологическая последовательность событий, что нельзя не назвать особенным художественным приемом Лермонтова. Сначала автор показывает нам более поздний период жизни Печорина, затем — читатель узнает о его смерти, и после Лермонтов предоставляет слова самому Печорину.

Название произведения говорит само за себя, оно полностью раскрывает замысел талантливого писателя. (). Лермонтов желал создать полноценный и развернутый образ героя того времени, в историю одной человеческой души он вместил все типичные черты, особенности характеров и пороки, что были присущи людям последекабристской эпохи.

По этой причине личность Печорина настолько сложная и противоречивая, он бывает эгоистичным, холодным и жестоким, но нет для него самого более строгого судьи, чем он сам.

Сложная и немного запутанная композиция романа позволяет все глубже и глубже вникать в жизнь главного героя и понимать его душевное состояние. А смена рассказчиков позволяет видеть его психологический портрет ярче и шире.

Ведь созданная Лермонтовым сложность композиции и художественного повествования полностью отвечает сложности характера его героя, который является ключевым лицом всего романа.

То, как художественно строится произведение, олицетворяет логику Печорина, это — тоже ключ к пониманию его судьбы и личности.

Идейный замысел романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (Первый вариант)

Лермонтов начал писать роман в 1838 году. Через два года «Герой на­шего времени» вышел отдельным изданием.

В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим не­дюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, мо­лодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всесто­роннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Та­мань», «Княжна Мери», «Фаталист». Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Повести объединены персонажем Печорина. Этот герой за­нимает центральное место. Вокруг него сгруппированы все основные пер­сонажи произведений.

События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Место действия выбрано автором не случайно. На Кавказ ссылались кри­тически мыслящие, неугодные правительству люди. Печорин принадлежит к их числу. В тревожных условиях, вызванных войной с горцами, всесто­ронне раскрывается деятельная, не знающая покоя натура героя. Печорин сталкивается с контрабандистами, ведет скрытую борьбу с пятигорским «во­дяным обществом», ищет приключений в отдаленной крепости, в казачьей станице и в горном ауле. Автор сводит Печорина с людьми различных на­циональностей, профессий, убеждений, разной степени культуры. Обста­новка, события, люди — все привлекается для того, чтобы зримо, в полный рост показать Печорина, раскрыть его сложный, противоречивый духовный мир. Этой задаче подчинена и манера повествования.

Пушкин, как мы помним, подчеркивает свою близость к герою романа «Евгений Онегин» («Онегин, добрый мой приятель, / Родился на брегах Не­вы…»). После такого «признания», сделанного в начале произведения, рассказ о жизни Онегина становится достовернее и правдивее. Лермонтов достигает той же цели другими художественными средствами. Он отделяет от себя главного героя. В начале романа Печорин показан как бы со стороны: о жизни героя рассказывает штабс-капитан Максим Максимыч, прожив­ший с ним несколько месяцев в крепости («Бэла»), В повести «Максим Мак­симыч» сам автор говорит о встрече с Печориным, а повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» представляют собой дневник Печорина, якобы опубликованный автором романа. Такое построение произведения заинтересовывает читателя

Мы с напряженным вниманием следим за со­бытиями, стремясь понять загадочный и противоречивый характер героя

В «Герое нашего времени» связная биография Печорина отсутствует. «Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печо­рина на Кавказе», — пишет Лермонтов. Описываемые события, составляю­щие основу романа, развиваются не в хронологической последовательности. Так, сначала показана жизнь Печорина в крепости («Бэла»), а затем объя­снены причины, которые привели героя в это глухое место («Княжна Мери»). Материал с сайта //iEssay.ru

В хронологическом смещении событий есть своя художественная ло­гика и закономерность. В начале романа автор стремится показать проти­воречивые поступки Печорина: в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» его произведение кажется загадочным и непонятным. Но вот автор откры­вает страницы дневника «того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», и читатель начинает понимать тайные и явные мотивы поступков героя. Композиция и сюжет, таким образом, под­чинены задаче постепенного раскрытия и углубления внутреннего мира Печорина. От поступков, которые совершает герой, Лермонтов незаметно ведет читателя к их причинам.

Задаче всестороннего раскрытия характера Печорина подчинены и подбор и группировка всех действующих лиц.

На этой странице материал по темам:

  • герой нашего времени замысел
  • каков идейный замысел романа? герои нашего времени
  • каков был замысел романа герой наших дней
  • герой нашего времени идейный смысл
  • идейное содержание герой нашего времени

Романтика природы

Все части романа проходят в разных местах, но их объединяет Кавказ. Вольность природы гор, южного края проникает в события, меняет душу, влияет на настроение человека. Герои действуют, дыша чистым воздухом гор, ароматом растений. Все персонажи разные и природа в их восприятии меняется. Где-то в сценах любви она красива и заманчива, как чувство к женщине. В сценах дуэли, гибели героя – она обрывиста и опасна. В главе «Тамань» – море схоже с характером контрабандистов, бушующих, выступающих против закона, вырывающих средства для пропитания у других силой своего характера. Природой любуются не все герои романа, это тоже показательно. Понять окружающий мир тайн могут не все. Для людей, нищих душой, горы, цветы – это фон, нечто обыденное. Для тех, чья душа наполнена страстью, природа – место для отдыха измученной души (Бэла, Максим Максимович). Вдохновение черпает в ней Печорин. Он мчится в горы от проблем, от совести, ищет в ней возможности выплеснуть желание битвы, активности и излишней эмоциональности.

Душа главного героя ищет бури и находит ее. Романтика выплескивается в описания величественных красот южной части страны.

Характеристика 3

Николай Алексеевич Некрасов является автором произведения «Кому на Руси жить хорошо». Главным героем произведения является богатырь Савелий.

Автор представляет главного персонажа, когда тому исполняется уже большое количество лет. На тот момент когда читатель начинает знакомиться с персонажем ему приходится уже 107 лет. Смотря на такую длительную продолжительность жизни, сложно представить, каким был герой в своей молодости. Но несмотря на свой большой возраст, всё равно, можно представить, какое телосложение имел Савелий в своей молодости

Это был бесстрашный главный герой, который ничего в своей жизни, никогда и ничего не боялся. Когда он был молод, он путешествовал по своему лесу и повторял одну и ту же фразу из раза в раз, он говорил что лес, принадлежит полностью ему и он единственный его владелец. Но в один прекрасный день от него отвернулась его судьба, он наступил на медведицу и в жестоком бою с нею, сорвал свою спину, но ему всё же удалось победить безжалостное животное.

Он человек достаточно сильного телосложения, но несмотря на всё это, выглядел он очень обросшим и не знавшим уже много лет стрижки. Несмотря на все свои достижения, за всю свою жизнь и всё то что он сделал для собственной семьи, его не особо любили. Ведь половину своей жизни он провел на каторге, потому что был обвинён в одном из преступлений. Его семья пользовалась всеми средствами, которые ему удалось накопить за все эти года. Но прошло время и все эти деньги, которые были у него на руках рано или поздно закончились. В это время родственники, с которыми он проживал, начали осознавать, что это человек, который не принесет им никакого вреда.

Сын Савелия не любил его и часто его обзывал. Но и сам главный персонаж не любил своего родного сына, довольно часто он его ругал и выгонял из своей комнаты, на всё это сказалось время, которое он провел на каторге. Он никогда не был близок со своей семьёй, ведь много лет проведённые в заключении сделали его злым человеком со сложным характером. Он никогда не отступал, от принятых решений и даже часто сам говорил, что его по жизни очень часто избивали, но несмотря на всё это, он всегда поднимался с колен и продолжал свой путь вперёд.

Единственная девушка, которой мог доверять Савелий это Матрёна, она была доброй и воспитанной. И даже не могла поверить в то, что он когда-то провёл свою жизнь на каторге. А попал он туда, потому что совершил преступление, он был участником убийство одного человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: