4. Песня про царя Ивана Васильевича
Данное произведение Лермонтов написал ориентировано в период с 1836 по 1837 годы, в самый пик писательской активности. В то время писатель был очень увлечен былинами, старорусскими песнями и поверьями. В основу поэмы лег услышанный во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков рассказ о гусаре, влюбившемся в жену купца.
Данное произведение получило известность под другим названием «Песня про купца Калашникова». Сюжет рассказывает о купце Калашникове и опричнике Кирибеевиче, а события разворачиваются во времена правления Ивана Грозного – сам царь примет весомую роль в разрешении конфликта главных героев. Главная тема стара как мир – противостояние добра и зла.
Комментарии читателей
Я впервые изучила эту книгу полностью в 2021 году. Прошло уже много лет со дня написания романа мало, что изменилось. Для некоторых до сих пор на первом месте стоит эгоизм, который мешает нормально жить.
Яна
Аннотация романа о многом говорит. Изучив даже краткое содержание, становится ясно, о каком человеке идет речь. Концовка произведения показалась мне печальной и трагичной. Ведь человек прожил половину своей жизни и ничего не добился. Конечно, иногда очень трудно найти смысл жизни и правильный путь, тем не менее нужно стремиться к этому и не опускать руки.
Виктория
Я изучала это произведение в школе и тогда я не могла до конца понять, в чем же суть. Несмотря на объем и количество страниц текста, автор сумел передать свою задумку. Печорин сам виноват во всех своих страданиях, это лишь последствия его эгоистичного поведения. Он был жестоким по отношению к окружающим и это сыграло немаловажную роль в его жизни. Мария
Суть
В предисловии лирический герой автора, путешествуя по Кавказу, встречается со старым офицером Максимом Максимовичем. В разговоре офицер вспоминает о том, как он служил вместе с молодым дворянином Григорием Печориным, и том, как тот стал причиной несчастья знатной грузинской семьи.
Чуть позже лирический герой и Максим Максимович встречаются с самим Печориным, который уезжает в путешествие на Восток.
Потом мы узнаём о смерти Печорина, и том, что его дневник попал в руки героя лирического героя.
В последующих главах раскрывается внутренний конфликт Печорина. Поднимаются проблемы его одиночества и его потребности в вечном антагонизме. Если в начале романа Печорин воспринимается как бездушное чудовище, ближе к концу образ героя становится более неоднозначным и человечным. Вот подробное краткое содержание романа по главам для более глубокого погружения в сюжет.
10. Парус
«Парус» — одно из самых известных стихотворений Лермонтова, написанное в 1832 году. Это время знаменательно тем, что писатель принял решение переехать из Москвы в Санкт-Петербург. Однако продолжить получать образование не получилось – из-за отчисления из Московского университета поэта отказались принимать в Петербургские учебные заведения. У Лермонтова было много времени для прогулок и размышлений – именно тогда и было написано стихотворение.
Данное стихотворение хорошо знакомо многим людям по школьной программе – всех детей заставляли учить его наизусть. Но далеко не каждый учитель объяснял ученикам, какой именно смысл автор вложил в строки. В произведении рассказывается о парусе, одиноко плывущем по морю. Но одиночество – это свобода. Лермонтов отождествляет себя с парусом – он тоже одинок среди всех, ищет и не может найти себя, но в итоге пытается обрести внутреннюю гармонию.
Нравится +107 Не нравится -13Вы уже голосовали
Суть
В предисловии лирический герой автора, путешествуя по Кавказу, встречается со старым офицером Максимом Максимовичем. В разговоре офицер вспоминает о том, как он служил вместе с молодым дворянином Григорием Печориным, и том, как тот стал причиной несчастья знатной грузинской семьи.
Чуть позже лирический герой и Максим Максимович встречаются с самим Печориным, который уезжает в путешествие на Восток.
Потом мы узнаём о смерти Печорина, и том, что его дневник попал в руки героя лирического героя.
В последующих главах раскрывается внутренний конфликт Печорина. Поднимаются проблемы его одиночества и его потребности в вечном антагонизме. Если в начале романа Печорин воспринимается как бездушное чудовище, ближе к концу образ героя становится более неоднозначным и человечным. Вот подробное краткое содержание романа по главам для более глубокого погружения в сюжет.
Сочинение Романтизм романа «Герой нашего времени»
В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.
Григорий Печорин – личность с романтическим воображением, человек страстей. На протяжении произведении читатель следит за последовательным разрушением романтических иллюзий героя. Молодой человек будто сошёл со страниц европейских романтических книг – одинокий, загадочный, страдающий, создающий впечатление изгнанника, что так притягивает светских барышень.
Каждая глава романа знакомит нас с определённой гранью характера молодого человека. В хронологически первой части, «Тамани», Печорин предстаёт юным романтиком, верящим в тайные знаки судьбы и склонным к предрассудкам. Ситуация со слепым мальчик манит его своей таинственностью, девушка-контрабандистка кажется ундиной из немецких баллад, а в возможности ввязаться в историю с преступниками герой слышит зов к приключениям. Романтический фон усиливает экзотический морской пейзаж. Правда оказывается прозаичной: бандиты хотят убрать Печорина как ненужного свидетеля.
В главе «Бэла» Печорин снова оказывается в центре романтической атмосферы. Окружающие горы, бесстрашные горцы – неудивительно, что в такой среде офицер влюбился в экзотичную Бэлу. Однако чувства дикарки ничем не отличаются от любви знатной барышни, и Печорин опять впадает в хандру.
Кульминационной становится глава «Фаталист», где Григорий Александрович вступает в схватку с судьбой. Герой ставит эксперимент над собой и Вуличем, проверяя существование рока. Однако ни та, ни другая ситуация не может подтвердить или опровергнуть его сомнения. Удачный захват пьяного казака можно трактовать и как благосклонность судьбы, и как хорошо продуманные действия.
В других эпизодах Печорин разрушает чужие романтические иллюзии – веру Максима Максимыча в дружбу, наивное представление княжны Мери о любви и браке. В романтичной личности героя рядом с благородными порывами соседствуют пороки общества, холодный эгоизм и бессердечное отношение к окружающим. Романтизм становится препятствием для здравого восприятия реальности, «розовый флёр», который нужно отдёрнуть. Это те самые «сласти», которыми так долго кормят людей, в то время как им нужны «горькие лекарства, едкие истины». Но автор только указывает на болезнь, а как её лечить – дело за читателем.
История создания
История романа покрыта тайной. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило Лермонтова на создание книги. Однако доподлинно известно, что у многих персонажей и ситуаций в произведении имели свои реальные прототипы:
- Так, Лермонтову самому пришлось испытать то, что произошло сего героем в главе «Тамань».
- Образ доктора Вернера был вдохновлён доктором Н. В. Майером, имевшим дружбу с сосланными на Кавказ декабристами.
- А юнкер Грушницкий стал отражением никого иного, как Николая Мартынова, которому было суждено стать убийцей Лермонтова.
Замысел «Героя нашего времени» во многом перекликается с «Евгением Онегиным» Пушкина. Даже фамилию главного героя Лермонтов выбрал по подобию пушкинского героя — Онегин от названия реки «Онега», а Печорин от названия реки «Печора». Так, задумка Лермонтова продолжает творческие поиски Пушкина. Перед нами новая версия Онегина — более циничный и глубокий лишний человек, раскрытый со всех сторон.
Вариант 2
В романе Михаила Лермонтова представлено несколько проблем. Самая главная из них – поиск главным героем смысла жизни. Печорин всё время спрашивает себя об этом и не может найти ответа. Он представляет собой незаурядную личность. Это умный и сильный человек. В то же время Григорий не может найти применения своим способностям. В душе молодого человека разлад. Его постоянно преследует скука и хандра. У героя нет цели в жизни. Он непостоянен в своих стремлениях и делах: ему быстро всё надоедает. От неудовлетворения в жизни, Печорин тратит свою энергию на интриги и бессмысленные поступки. Он циничен и жесток, относится ко всему скептически.
Ещё одна проблема – одиночество героя. У Печорина, практически, нет друзей. С теми же, кто к нему тянется, он холоден и безучастен. Своим равнодушием Григорий наносит обиду Максим Максимычу, который любит его, как родного сына. Наиболее близок ему по духу доктор Вернер, с которым он состоит в приятельских отношениях. В то же время, Печорин не хочет назвать его своим другом, потому что предпочитает независимость в отношениях. Из-за своего честолюбия убивает на дуэли бывшего сослуживца Грушницкого.
Несчастлив Григорий и в любви, хотя красивая внешность и уверенность в себе привлекают к нему женское внимание. Он знает, как завладеть сердцем девушки и успешно применяет эту тактику в жизни
Многие красавицы влюблены в него, но Печорин не любит – никого. Он не считается с чувствами девушек, безжалостно играет их судьбами. Подчинив волю красавицы себе, Григорий быстро теряет к ней интерес. Он доводит Мэри до нервного истощения, вносит разлад в семью Веры, а Бэлла по его вине трагически погибает. Всё потому, что Печорин – чёрствый эгоист, притягивающий любовь к себе и ничего не отдающий взамен. Свободу он понимает, как вседозволенность. Печорин не способен ни любить, ни быть верным другом. Он всё время находится в поиске счастья, но в его душе так и не наступает гармонии.
Другая проблема героя – самобичевание, не приносящее плоды. Печорин смотрит на себя, как бы со стороны, всё понимает и осуждает свои поступки. Это доставляет ему невыносимые страдания. Однако работать над своими ошибками Григорий не собирается и не прислушивается к добрым советам окружающих. Иногда у него возникают добрые порывы, но ненадолго.
Следующая проблема – вера и безверие. Печорин пытается найти ответы о судьбе человека: предопределена она свыше или каждый сам может управлять ей. Эксперименты над жизнью, поставленные им с приятелями, доказывают, что от человека ничего не зависит. Однако Печорин по-прежнему сомневается в истине. Он авантюрист и постоянно испытывает судьбу, не желая быть игрушкой в её руках. Безверие является причиной оскудения его души, неумения любить людей.
Герои-двойники в романе
В романе «Герой нашего времени» представлено 3 двойника главного героя – Григория Печорина – Вулич, Вернер, Грушницкий.
С Грушницким нас знакомит автор в начале главы «княжна Мэри». Данный персонаж всегда находится в игре «трагического спектакля». На каждый вопрос он всегда имеет заготовленную красивую речь, сопровождающуюся жестами и жизнеутверждающей позой. Как ни странно, именно это и делает его двойником Печорина. Но поведение юнкера, скорее, пародия на поведение Григория, нежели его точная копия.
В этом же эпизоде читатель знакомится с Вернером. Он врач, его взгляды на жизни весьма циничны, но основаны они не на внутренней философии, как у Печорина, а на врачебной практике, которая явственно говорит о смертности любого человека. Мысли молодого офицера и врача похожи, что и зарождает дружбу между ними. Доктор, как и Григорий, скептик, причем его скепсис гораздо сильнее Печоринского. Чего не скажешь о его цинизме, который только «на словах». Герой достаточно холодно относится к людям, он живет по принципу «а вдруг завтра умрешь», в общении с окружением выступает в роли покровителя. В руках у него зачастую оказываются «карты» человека, расклад которых делать ему, ведь он отвечает за жизнь пациента. Так же и Григорий играет судьбами людей, но ставит на кон и свою жизнь.
В главе «Фаталист» появляется Вулич, который верит в предрешенность судьбы, играя с заряженным пистолетом. Печорин пророчит ему смерть, но оружие дает осечку, что очень удивляет Григория, ведь печать смерти была так явственна на челе офицера. Ночью последнего зарубит шашкой пьяный казак. Знаток предопределения является двойником Печорина потому, что юный офицер так же позднее испытает свою судьбу и так же останется жив после выстрела, но умрет позднее в дороге. Складывается впечатление, что он пошел по следам смерти, оставленным Вуличем. Подробнее об этом мы написали в сочинении «Двойники Печорина».
Несколько интересных сочинений
Антипыч является второстепенным персонажем произведения, в котором повествуется о приключениях осиротевших детей.
На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.
Сказки у Щедрина всегда были в фольклорном стиле, но все равно они являются литературными произведениями. Больше всего они похожи на произведения Пушкина, потому что у обоих писателей в сказках
Сюжет данного произведения Гоголя в том, что главный персонаж по фамилии Ковалев «потерял свой нос», в этом и есть фантастическое действие этой повести и это является в сюжете главным.
Весна приходит не одна, она приносит с собой то, что всю зиму спало крепким сном. Нет, я говорю не о медведях! И не о зеленых листьях на ветках деревьев. Я говорю о той силе и энергии что приносит с собой весна.
Чему учит книга «Герой нашего времени»
Она предупреждает о беспощадности жизни. Человек бессилен и может лишь смириться перед судьбой. Но одновременно поэт призывает читателя жить и противостоять жизненным сложностям, даже при неравной борьбе.
Лермонтовская нравственность характерна для мироощущения романтика: бунт лишен целесообразности, но он прекрасен и делает ближе к идеалу. Этого хватает, чтобы, словно Печорин, поиграть с судьбой.
Но для более консервативного читателя нравственные уроки романа станут элементарнее и ближе – нужна трудовая деятельность и моральные задатки человеческого бытия. Безделие и лень делают людей порочнее, даже самых умных. Тогда талант будет потрачен впустую, если его не использовать. Также невозможно жить лишь в угоду себе в силу того, что подобное бытие не имеет реального смыслового содержания и тратится впустую.
Современность проблем романа
Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?
Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.
«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.
Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/problemy-romana-geroj-nashego-vremenihttp://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/problemy-proizvedeniya-geroj-nashego-vremenihttp://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/problematika-romana.html
голоса
Рейтинг статьи
Сюжетная линия
История начинается с того, как рассказчик повстречал штабс-капитана Максима Максимыча, который рассказал ему историю из жизни офицера Печорина. Мужчина проходил службу под его командованием в одной из пограничных крепостей.
Как-то Печорина и Максим Максимыча пригласили на свадьбу к черкесскому князю. Выходила замуж его старшая дочь. Там Печорин повстречал девушку по имени Бэла. Она являлась младшей дочерью князя.
Молодой офицер влюбился в нее с первого взгляда. Мужчина решил, что она обязательно должна быть его женой и украл ее из отчего дома. Девушка очень долго не принимала ухаживаний и противилась чувствам Печорина. Но через какое-то время сдалась и призналась ему в любви.
Первое время Григорий радовался тому, что у него есть любимая и верная жена. Со временем ему начала надоедать скучная жизнь с молодой горянкой. В это время влюбленный в Бэлу горец по имени Казбич выкрал ее из крепости. Во время погони он случайно ранил девушку. Бэла умерла на руках у Печорина. Он долго переживал ее смерть и вскоре его перевели на другое место службы.
Максим Максимович пришел попрощаться с Григорием. Он ждал теплой встречи и душевного разговора напоследок. Мужчина считал, что их с офицером связывала крепкая дружба. Но, как оказалось, это не так. В день отъезда Печорин холодно проронил лишь несколько слов, сел в свою карету и уехал в Персию. Максим Максимович был очень расстроен и передал рассказчику дневник, который вел молодой офицер в то время, когда находился в крепости.
Неожиданная встреча
По приезде на новое место службы офицер остановился в Тамани, снял комнату у бедной семьи. Однажды он увидел, как слепой мальчик отправился на море якобы на прогулку, Григорий решил проследить за ним. Придя на берег, Печорин стал свидетелем того, как незнакомая девушка и мальчишка помогали контрабандистам. Герой подошел и начал требовать объяснений, но чуть не поплатился за это собственной жизнью. После этого незнакомка и контрабандисты исчезли, а слепой мальчик остался без заработка.
Отдыхая в Пятигорске, Григорий встретил своего давнего товарища юнкера Грушницкого. Они были очень похожи по характеру и в какой-то степени постоянно соперничали. В маленьком городке была известна светская княгиня Лиговская. У нее была дочь Мери, в которую влюбился молодой офицер. Но он не мог сказать об этом, так как не было причин и возможности познакомиться с ней.
В это время Григорий повстречал свою бывшую возлюбленную Веру. Как оказалось, она была замужем за стариком, но это не помешало возобновить отношения с Печориным. Для того чтобы их не заподозрили в связи, Григорий начал активно ухаживать за молодой княжной Мери. Вскоре после этого по городу пошли слухи о том, что офицер собирается сделать девушке предложение.
Расставание с любимой
Грушницкий был тайно влюблен в Мери и все разговоры о ее замужестве раздражали его. Он был вынужден вызвать Печорина на дуэль, где был убит. Тем временем Вера рассказала мужу о своих изменах, и он увез ее домой. В этот момент Григорий понял, насколько сильно он ее любит, а Мери он сказал, что все это время просто играл ее чувствами.
Жизнь принесла герою лишь разочарования, и это превратило его в фаталиста. Когда офицер рассказал эту историю Максиму Максимовичу, тот ответил что это лишь стечение обстоятельств. Все происходящее может научить человека жить по-настоящему.
По мнению автора, Печорин — это эгоистичный образ, который вмешивался в жизни других и приносил им несчастья. Но итог не заставил себя долго ждать, герой понял, что его жизнь пуста и никчемна и всему виной был он сам.
Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова (газетная рецензия на роман 1840 г.)
Сочинение М. Лермонтова. С.-Петербург. В тип. Ильи Глазунова. 1840. В 12-ю д. л. В 2-х частях. В 1-й части – 173, во 11-й – 250 стр. Появление прекрасного романа г. Лермонтова вдвойне отрадно: он доставляет публике предмет истинного эстетического наслаждения и уверяет ее, что русская литература еще не умерла, а только спит, как очарованная красавица, уста которой изредка лепечут пленительными грезами. Да, такой роман, как “Герой нашего времени”, был бы важным явлением во всякой литературе, а как явление русской литературы он достаточно вознаграждает за все ее произведения, о которых журналы постоянно рассуждают. Чтобы сказать, Что их не надобно читать. “Герой нашего времени” состоит из двух больших повестей и нескольких рассказов, так тесно связанных между собою строгим единством мысли, художественно воспроизведенной, что их нельзя читать отдельно или смотреть на них, как на отдельные произведения. Некоторые из них были напечатаны в “Отечественных записках”, именно: “Бэла”, “Фаталист” и “Тамань”; но “Княжна Мери”, “Максим Максимыч” и предисловие к журналу Печорина, героя романа, в которых становится ясною идея романа, являются еще в первый раз. О таких произведениях, каково г. Лермонтова, должно говорить или много, или ничего, и читатели “Отечественных записок” в шестой книжке этого журнала, то есть 15-го июня, прочтут подробный разбор “Героя нашего времени”, а теперь мы скажем только, что отличительные свойства этого создания – художественная полнота и целость, оригинальность и самобытность вымысла, новость красок, благородная простота рассказа и рельефная живопись характеров. Кроме самого героя романа, характеры Максима Максимыча и Грушницкого принадлежат к лучшим созданиям, какими гордится наша литература
Особенное внимание обращает на себя Грушницкий, как лицо, мастерски изображенное, и как, вместе с тем, самый современный тип, представитель тех идеальных фразеров, которые теперь встречаются на каждом шагу. Так как сценою действия избран автором Кавказ, то читатели и найдут в этом романе самое поэтическое и при этом самое верное изображение сей поэтической стороны, так ложно представленной в фразистых описаниях Марлинского
Г-н Лермонтов знаком с Кавказом не понаслышке, любит его со всею страстию поэта и смотрит на него не с экзальтациею, которая видит во всем одну внешность и выражает восторг криком, но с тем сосредоточенным чувством, которое проникает в сущность и глубину предмета, которое владеет своим восторгом и передает его в стройных, гармонических и простых, но типических образах. В стихотворении “Дары Терека” его могучая и роскошная фантазия создала апотеоз Кавказа, дав ему индивидуальную личность, поэтически олицетворив Каспия и Терек; в стихотворении “Памяти А. И. O(доевско)го” он как бы мимоходом намекает на поэтическую внешность Кавказа, не касаясь его внутренней стороны: Немая степь синеет, и венцом Серебряным Кавказ ее объемлет; Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет, Как великан склонившись над щитом, Рассказам воинов кочующих внимая, А море Черное шумит, не умолкая… В “Колыбельной казачьей песне” он поэтически воссоздал сторону жизни тех новых и удалых сынов Кавказа, без которых неполна и неопределенна его физиономия. И в этих песнях так роскошно, в таком простом величии и в такой поразительной истине является поэтический образ Кавказа, сокровенная мысль природы, которая явилась в его недвижных громадах, мысль, как бы оторвавшаяся от явления и явившаяся в новых, Идеальных образах лирической поэзии. Но в “Герое нашего времени” вы видите повседневную жизнь обитателей Кавказа, виг дите ее в повести и драме нашего времени, олицетворенную в типических характерах, которые с таким творческим искусством изображает художническая кисть г. Лермонтова. Тут не одни черкесы: тут и русские войска, и посетители вод, без которых неполна физиономия Кавказа. Бывшие там удивляются непостижимой верности, с какою обрисованы у г. Лермонтова даже малейшие подробности. Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелию поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…
Проблема счастья в «Герое нашего времени»
Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.
«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.
Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.
Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место
О чем книга «Герой нашего времени»
Роман состоит из пяти глав, но их порядок не хронологический. Лермонтов стремился заставить читателей переживать, составлять свои суждения.
Начинается действие с самой грустной и проникновенной главы «Бэла». Повествование знакомит с основным персонажем – молодым офицером Григорием Александровичем Печориным, служившим в кавказской крепости под командованием доброжелательного и мудрого коменданта Максима Максимовича. Григорий Александрович ведет себя непоследовательно: «то бесстрашно скачет по на лошади», то капризничает, как избалованная девчонка.
Из соображений развеселить тоскливого юношу Максим Максимович ведет его на черкесскую свадьбу. Основному персонажу приглянулась черкешенка Бэла – дочка хозяина. Он вознамерился украсть ее с помощью Азамата (ее брата), которому офицер путем обмана помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.
Бэла поначалу опасается офицера, но затем даже влюбляется в него. Однако он уже не тот. Он как спичка – быстро возгорается и тут же гаснет.
Из мести Казбич крадет Белу, а затем серьезно ранит ее, понимая, что вместе им не скрыться. После тяжелой травмы Бэла вскоре умирает. Офицер считает себя виноватым в этом.
Вторая глава под названием «Максим Максимович» демонстрирует печоринскую эгоистичность. Изображена встреча коменданта и Григория Александровича (они давно не виделись). Комендант обрадовался товарищу, хотел его обнять, но тот холодно отстранился от него с полными безразличия глазами.
Глава «Тамань» повествует о печоринском вмешательстве в «мирное» существование членов контрабанды и его разрушения. И все из-за чрезмерного любопытства. Лишь потом Печорин осознал, что все лишь навредил: девочке, Янко, мальчику и старухе.
Четвертая глава «Княжна Мери» – больше всех остальных по объему. Переплетаются многочисленные сюжетные линии, все заканчивается грустным итогом: Григорий Александрович убивает на дуэли Грушницкого, его возлюбленную Веру неизвестно куда увозит муж-ревнивец, у княжны Марья разбито сердце, она чахнет со стыда. Это плохо для всех. Несчастны все, основной персонаж.
Четвертая глава «Княжна Мери» – самая большая. Переплетаются многочисленные сюжетные линии, все заканчивается грустным итогом: Печорин убивает Грушницкого на дуэли, его возлюбленную Веру увозит неизвестно куда муж-ревнивец, княжна Марья чахнет со стыда и из-за своего разбитого сердца. Это плохо для всех. Несчастны все, даже Печорин.
«Фаталист» (последняя глава) проникнут мистицизмом и переживаниями. Григорий Александрович предстает тут в качестве фаталиста. Он предполагает, что Вулич рано умрет. Тот смеется в ответ, и стреляет себе в висок. Произошла осечка. Но в тот же вечер Вулич все же умер, зарубленный саблей пьяного казака.
О чем книга
В романе М.Ю. Лермонтова ведется повествование о жизни Григория Печорина. Он – дворянин и офицер, о нем мы впервые узнаем «из уст» Максима Максимыча в главе «Бэла». Старый солдат поведал читателю об эксцентричности своего молодого приятеля: всегда добивается своих целей, чего бы ему это не стоило, при этом не боится общественного осуждения и даже боле серьезных последствий. Выкрав прекрасную горянку, он жаждал ее любви, которая со временем зародилось в сердце Бэлы, другой вопрос, что Григорию это стало уже не надо. Своим безрассудным поступком он в один миг подписал смертный приговор девушке, ведь позднее Казбич в порыве ревности, решает увезти красавицу от похитителя, а когда поймет, что с женщиной в руках ему не уйти – смертельно ранит ее.
В главе «Максим максимыч» раскрывается холодность и чувственный барьер Григория, которые он не готов переступить. Печорин очень сдержанно приветствует старого друга — штабс-капитана – чем очень сильно огорчает старика.
Глава «Тамань» приоткрывает завесу совести героя. Григорий искренне раскаивается, что влез в дела «честных контрабандистов». Волевая сила характера так же показана в этом фрагменте в момент борьбы в лодке с Ундиной. Наш герой любознателен и не хочет оставаться в неведение дел, происходящих вокруг него, именно поэтому он следует за слепым мальчиком посередине ночи, допрашивает девушку на предмет ночных деяний ее бадны.
По-настоящему таинства души Печорина открываются в части «Княжна Мэри». Здесь он подобно Онегину, что от скуки «волочился» за дамами, принимается разыгрывать пылкого влюбленного. Смекалка и чувство справедливости героя в момент дуэли с Грушницким поражают читателя, ведь в холодной душе живет и жалость, Григорий давал шанс товарищу на раскаяние, но тот его упустил. Главная линия в этой главе — любовная. Мы видим героя любящим, все-таки он умеет чувствовать. Вера растопила все «льды», заставив старые чувства загореться еще ярче в сердце избранника. Но жизнь его не создана для семьи, его образ мыслей и свободолюбие косвенно влияют на исход отношений с возлюбленной. Всю жизнь Печорин разбивал сердца молоденьких дам, а теперь он получает от судьбы «бумеранг». Она не уготовила для светского франта семейного счастья и тепла домашнего очага.
В главе «Фаталист» ведутся рассуждения о предначертании человеческой жизни. Печорин вновь проявляет мужество, проникая в дом к казаку, зарубившему шашкой Вулича. Здесь нам представлены размышления Григория о судьбе, о предопределении и о смерти.
3. Демон
Лермонтов начал работу над известной поэмой «Демон» в подростковом возрасте – изначально автор задумывал рассказать о Демоне, влюбившемся в монахиню. С тех пор произведение много раз переписывалось, но первая строчка всегда оставалась неизменной. Глубокое переосмысление к писателю пришло после посещения Грузии. В 1838 году Михаилом Юрьевичем было написано несколько вариантов поэмы – последний датируется 4 декабря.
По мнению многих критиков, «Демон» можно смело назвать одной из самых лучших поэм всех времен. В произведении много отсылок к мифологии. Основная мораль заключается в том, что если поддаться соблазнам, то можно не заметив встать на путь зла. Только вера в Господа может защитить человека от дьявольских чар.