Чем понравилось произведение горе от ума. сочинение на тему: «горе от ума»: комедия или драма? почему? перечитывая комедию а.с

Чем понравилось произведение горе от ума. сочинение на тему: «горе от ума»: комедия или драма? почему? перечитывая комедию а.с

Прощание с Матёрой

Матёра — место, существующее как бы в мифологическом времени, почти вне истории. Деревня живёт «внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперёд каждого дня», но исторические перемены практически не затрагивают её жизненный уклад. За триста с лишним лет существования деревня повидала всякое: «Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов»; здесь два дня шёл бой между занявшими остров колчаковцами и штурмующими его на лодках партизанами. Знала деревня «наводнения… пожары, голод, разбой», а также — хотя эти исторические обстоятельства никак не выделены — коллективизацию, антирелигиозную кампанию, в ходе которой церковь утратила крест и была приспособлена под склад, Великую Отечественную войну, на которой жители Матёры потеряли сыновей, кое-какие достижения прогресса: «В последние годы дважды на неделе садился на старой поскотине

Пастбище, выгон. В другом значении — изгородь вокруг пастбища. ⁠ самолёт, и в город ли, в район народ приучился летать по воздуху».

Как отмечает филолог Игорь Сухих, «Матёра — это и мир мифа, царского лиственя и Хозяина, противопоставленный цивилизации самолёта и электростанции, и малая родина в противопоставлении новому посёлку за рекой, и деревня в её противопоставлении городу, и историческая Русь-Россия с петровских до советских времён, для которой характерна непрерывность существования»

1 Сухих И. Н. Русский канон: Книги XX века. М.: Время, 2012. C. 759. ⁠ .

Несмотря на историческую бессобытийность матёринской жизни, деревня и её старики-жители — единственные в мире Распутина хранители исторической памяти. Живым воплощением истории оказывается старик Богодул, пугающий берданкой чужаков, которые дразнят его: «Эй ты! Партизан! — Снежный человек! — Турок! — С кем воевать собрался, а? Какого она у тебя образца, пушка твоя? — Ты спроси, какого он сам образца. Не служил ли он у Петра Первого? — А у Ивана Грозного не хошь?»

Будущее, которое стремятся приблизить сторонники прогресса, беспамятно — эту позицию воплощает в повести Андрей, представитель молодого поколения, рвущийся на великую стройку коммунизма: «Много ли толку от этой Матёры? И ГЭС строят… наверное, подумали что к чему, а не с бухты-барахты. Значит, сейчас, вот сейчас, а не вчера, не позавчера, это сильно надо. Вот я и хочу туда, где самое нужное. Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось, а там думают обо всех сразу».

Зато его отец, Павел, к коллективной памяти относится с уважением. Понимая, что сжечь деревню необходимо, он не представляет возможности делать это своими руками: «И двадцать, и тридцать, и пятьдесят лет спустя люди будут вспоминать: «А-а, Павел Пинигин, который Матёру спалил…» Такой памяти он не заслужил».

Как отмечает Сухих, в образе Матёры Распутин описывает исчезновение всей «крестьянской Атлантиды», существовавшей триста лет, от освоения Сибири казаками до строительства электростанции на Ангаре, причём потопить эту старую крестьянскую Россию не могут ни Гражданская война, ни коллективизация, ни репрессии, ни война — конец ей приносит технический прогресс. Одним из источников вдохновения для Распутина могла быть русская легенда о заповедном граде Китеже, ушедшем под воду.

Сочинения

Повесть Распутина «Прощание с Матерой», которая была написана писателем еще в 1976 году, раскрывает нам самые разнообразные проблемы. Прежде всего, в произведении затронуты проблемы экологии, показаны последствия развития научно-технического прогресса и подняты вопросы человеческого существования.

Распутин Прощание с Матерой краткое содержание

Для того чтобы познакомиться с произведением Распутина «Прощание с Матерой» и сделать анализ, можно прочитать работу Распутина «Прощание с Матерой» в кратком содержании. Итак, согласно краткому содержанию, мы попадаем на остров Матеру, где живут люди своей жизнью, обрабатывают землю, но, в связи со строительством гидроэлектростанции, им сообщают о необходимости переселения в другое место, так как их родной уголок будет затоплен. Молодое поколение данную новость воспринимает хорошо, а вот для стариков жить в городе, отказаться от родных мест, забыть о прошлом – хуже смерти.

Долго они никуда не переезжают, защищают жилье и могилы, которые стали разрушать, спиливая ограды и кресты. Но, старики отстояли могилы, хотя, переселение неизбежно. Люди живут в своих домах до последнего. Уже неоднократно приезжали дети, чтобы забрать родителей в город, где живется хорошо, но старики отказываются

Для них очень важно оставаться здесь, как можно дольше

Последний раз на остров приезжают для того, чтобы собрать урожай, забрать скот, вещи, предметы быта, а также, чтобы сжечь свои дома, при этом внук главной героини успокаивает бабушку тем, что ГЭС принесет пользу и такая жертва, как затопление острова, это небольшая плата за будущее. Он говорит, что эти перемены только к лучшему. Вот только сложно переживают старики переезд, мало того, дед Егор и вовсе умирает, настолько сложно ему дался переезд, а тоска свела его в могилу.

Заканчивается повесть Распутина «Прощание с Матерой» тем, что председатель острова, узнав о том, что не все старики покинули остров, едет за ними на катере. А далее мы можем лишь предполагать, чем завершается произведение Распутина. Ведь дальше автор ничего не пишет.

Работа Распутина «прощание с Матерой» интересная и вызывает бурю эмоций. Мы переносимся на остров к главным героям и переживаем вместе с ними. Автор настолько хорошо передал все их чувства, что невольно хочется протестовать вместе с ними, стать на их защиту и остановить процесс запуска ГЭС. Но, все мы бессильны. Процесс запущен, да и цели благородные, ведь ГЭС обеспечит электричеством всю страну. Но, цена здесь очень большая – стереть с лица земли сибирское село, лишив людей не просто родного уголка, а всю их историю.

Для стариков – это трагедия. Переехать в город для них – это что-то ужасное и почему-то администрация не может понять все чувства пожилых людей, не понимают, насколько больно видеть старым людям, как разоряются могилы их пращуров, как рушатся надежды, как ломается их судьба. Мы видим, насколько велика любовь людей к их малой Родине, но, тут же автор показывает, как могут ослабевать связи с родными местами в зависимости от поколения.

Распутин Прощание с Матерой герои

Если говорить о произведении Распутина «Прощание с Матерой» и о его героях, то в первую очередь стоит упомянуть стариков, среди которых коренная жительница острова восьмидесятилетняя старуха Дарья. Это мудрая женщина, которая много чего повидала в жизни и не желала предавать свою малую Родину, оставаясь на острове до конца. Далее Сима, Настасья, Катерина, Богодул – это все старики острова, жители, с которыми никто не считался, лишь поставили перед фактом переезда.

Павел – сын Дарьи. Женатый и имеет семью. Он с женой хорошо воспринял информацию о переезде и, даже больше, в новом месте им живется лучше.

Андрей – сын Павла, внук Дарьи. Это уже молодое поколение, которое не столь болезненно относится к потере родного уголка и легче всего относится к переменам. К тому же, в техническом прогрессе Андрей видит одни только плюсы, а островом, ради благого дела, можно и пожертвовать.

Хозяин – сказочное существо, которого никто не видит, но, он каждый вечер делает обход острова и охраняет его от бед и невзгод.

Так, в повести мы увидели отношения поколений, разные взгляды на одну и ту же проблему, различия двух укладов жизни: городского и деревенского, отношение властей и народа.

Сочинение на тему Лизавета

Лизавета – одна из второстепенных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Лизавета – это младшая сестра старухи Алены Ивановны, у которой главный герой занимал деньги. Старуха била ее, держала в порабощении и обращалась с ней, как с маленьким ребенком. Девушка работала на свою сестру не покладая рук. Она выполняла роль кухарки и прачки в доме. Лизавете было уже тридцать пять лет. Так же она шила одежду на продажу, но весь свой заработок отдавала сестре. Без позволения своей старшей сестры Лизавета не имела права взять какую-либо работу.

Из внешности известно следующее: она выглядело не очень складно, была очень высокого роста, примерно 177 сантиметров. У нее очень красивая улыбка, добрые глаза. Девушка была тихой, спокойной. Еще она смуглая. Не смотря на ее многочисленные недостатки, что ее кое-кто даже считал уродом, она многим нравится.

Лизавета была умственно отсталой девушкой. Она очень часто ходит беременная. Можно сделать вывод, что плохие люди ее используют для удовлетворения своих желаний. Она была похожа своим поведением на маленького ребенка.

Алена Ивановна совсем не заботится о будущем своей сестры. Все свои деньги она предпочла не передавать по наследству сестре, а завещала какому-то монастырю. Лизавета от процентщицы получит всего лишь движимое имущество, например мебель.

По ходу событий романа Лизавета погибла вместе с Аленой Ивановной от рук Раскольникова. Сцена с ее убийством очень сильно напоминает убийство лошади на глазах у Раскольникова.

Немного позже оказывается, что Соня Мармеладова была знакома с Лизаветой. Во время рассказа Раскольникова об убийстве лицо Сони покажется ему похожим на лицо Лизаветы во время убийства. Он запомнил тот момент, когда в комнату где лежал труп Алены Ивановны вошла она. Девушка увидела его. Лизавету начало сильно трясти от испуга, по ее телу шли судороги. Сестра процентщицы хотела вот-вот закричать, но не стала. Будто ей не хватило воздуха для этого. Она начала медленно отодвигаться от него в угол комнаты. Раскольников подошел к ней и замахнулся. Губы Лизаветы сильно перекосились, как бывает у аленьких детей когда их что-то напугало и они пристально смотрят на этот предмет, собираясь вот-вот закричать. Девушка не стала закрывать лицо, когда топор был прямо возле него, а вытянула руку. Будто она пыталась отодвинуть его от себя. Убийца пробил лоб девушки и она рухнула на пол.

Случайное убийство Лизаветы очень сильно поспособствовало тому, что главный герой решился сам понести наказание за содеянное им убийство.

Другие сочинения:

Главные герои и их характеристика

Сюжет развивается вокруг двух состоятельных семей Калинова.

Одну возглавляет Савел Прокофьевич Дикой

– влиятельный купец и помещик, резкий и несдержанный самодур, требующий от всех почитания. Связи и состояние привили ему чувство безнаказанности – горожане его ненавидят, но считаются с его мнением.

Лидером дома Кабановых является Марфа Игнатьевна, «Кабаниха»

, богатая вдова, также вовлеченная в торговлю. Держит домашнее окружение в страхе и повиновении, почитает старый патриархальный уклад.

В противоположность им представлены их дети:

  1. Племянник Дикого Борис

    – прекрасно начитанный и воспитанный юноша, явившийся к дяде за своей долей завещания. Общество склочного и агрессивного родственника ему неприятно, но он вынужден быть «вежливым и учтивым» — только так он получит деньги, столь нужные ему для дальнейшей жизни.

  2. Тихон Иванович

    – сын Кабановой, безропотно следующий воле своей матери. От бытовых и деловых проблем спасается крепким алкоголем под молчаливое согласие семьи.

  3. Варвара

    – дочь Кабанихи, легкомысленная добродушная девушка, приноровившаяся к тяжелому характеру своей матери. Живет по своим правилам и в свое удовольствие – ни мать, ни общество ей не указ.

  4. Катерина

    – юная супруга Тихона, боязливая, глубоко верующая и строго наученная быть верной женой. Семейная жизнь не приносит ей счастья: муж вызывает лишь жалость, свекровь постоянно причитает и ругается. Мечтательность и замкнутость девушки усугубляют её положение в доме Кабановых: все слухи и упреки она воспринимает близко к сердцу.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

История создания пьесы А. Н. Островского

Рукопись писатель составлял во время поездок по Волге. Интересные байки и слухи, а также происходящие в прибрежных городах события легли в основу сюжета.

Люди — как богачи, так и простолюдины, их поступки и характер, нашли определенное отражение на страницах произведения.

Много внимания в пьесе уделяется Катерине – несчастной девушке с чистым сердцем. Для Александра Николаевича она была напоминанием об актрисе Любови Косицкой – горячо любимой, но, как и сам Островский, связанной узами брака.

Предполагаемым прообразом героини являлась Александра Клыкова, горожанка, утопившаяся в Волге из-за нападок свекрови.

Четвертый сон

О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.

Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.

Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.

Главные герои

Дарья Пинигина

Деревенская жительница, женщина преклонных лет.

Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и суровой. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривают на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старух её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.

Павел Пинигин

Сын Дарьи, тракторист, 50-летний мужчина.

Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не так трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.

Андрей Пинигин

Сын Павла Пинигина, 22-летний парень.

Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии

Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, участвовать в чём-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в посёлке

Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.

Богодул

Деревенский житель, одинокий старик.

Странный одинокий житель Матёры. Старик, заросший, как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, грубо выражается. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матёре.

Настасья и Егор

Пожилая семейная пара, соседи Пинигиных.

Первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.

Катерина Зотова

Жительница Матёры, подруга Дарьи Пинигиной, пожилая женщина.

Добрая, славная женщина. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.

Петруха

Сын Катерины, пьяница, настоящее имя – Никита.

Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить себе значимости, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

Горе от ума — комедия или драма Грибоедова?

Само название говорит за себя. Слишком умным людям тяжело живётся во все времена. Это уже не комедия, это драма. Другой бы человек не стал связываться с обществом. Но не Чацкий. Не стоит никогда выступать против большинства. Затравят, как собаки зайца на охоте. Чацкий бросает вызов всему обществу, пытается изобличить ложь. Ничего смешного здесь нет. Он заранее обречён на провал. У него нет союзников. Общество не понимает и не принимает его идеи. Оно отвергает его. Люди не хотят ничего менять. Им комфортно жить в их болоте.

А Чацкий не может понять, почему общество отвергло его с новыми прогрессивными идеями. Даже любимая девушка предпочла другого. Пусть не такого умного, не такого «продвинутого», как Чацкий.

Потом его вообще объявили сумасшедшим. Он раздражает всех, мешает им жить. А менять жизнь на новую, выходить из зоны комфорта людям так не хочется. И он просто вынужден уехать. Он чужой в этом мире, чужой в этом городишке.

Некоторые, в частности, Тугоуховский плохо слышит. Но старая графиня пытается завязать разговор именно с ним. Вот так они и кричат в течение всего вечера. Каждый хочет слушать только себя и не слышит другого. Им не интересна точка зрения другого человека.

Сам Грибоедов обозначил своё произведение, как комедию в стихах. Но это не комедия в чистом виде. Здесь специально смешаны разные жанры и сюжетные линии под видом комедии.

Первое несоответствие жанра. Софья и Чацкий переживают из-за любви. Чацкий к Софье, а Софья – к Молчалину. Оба разочаровываются друг в друге, в обществе, в жизни. Какая же это комедия? А где счастливый конец? Его нет.

Главный герой подавлен, разочаровался в людях и в нравственных идеалах, просто ретируется с поля боя. Это уже не комедия, а драма жизни. Но это ещё не всё.

Грибоедов добавил сюда и элементы сатиры. Он откровенно потешается, высмеивает пороки жителей городка – безграмотность, вульгарность, нормы поведения в обществе.

Мне почему-то кажется, что в роли Чацкого Грибоедов выписывает себя. Он ведь тоже был умница, блестящий дипломат. Наверное, многие не знают, что он любил импровизировать на рояле. Он был не профессиональным музыкантом, был просто любителем. Но он написал два прекрасных вальса — лёгких, изящных.

Общество по-своему отвергло его. Он трагически погиб на дипломатической службе в Персии. Ему было всего 34 года.

Несколько интересных сочинений

«Тихий Дон» — это невероятно интересное и легендарное произведение. Роман насыщен интересными образами, сюжетными линями и драмами.

Одним из персонажей сатирического произведения является молодая женщина по имени Зоя Березкина. Сюжетная линия пьесы построена на описании жизни общества в период новой экономической политики (нэпа) начала двадцатого века.

Практически каждый русский поэт в своих произведениях в первую очередь старался передать свои чувства, эмоции, любовь. Именно поэтому зачастую каждое стихотворение поэтов это именно их истории. Одним из знаменитых русских поэтов

Одним из второстепенных персонажей произведения является приблудный житель острова по прозвищу Богодул, представленный писателем в образе глубокого старика.

Основным персонажем произведения является Ковалев Платон Кузьмич, представляющийся писателем в образе коллежского асессора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: