Сочинение костылин в рассказе кавказский пленник толстого (образ и характеристика)

«кавказский пленник» главные герои

Краткое содержание по главам

Далее можно прочитать краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» согласно главам. Краткий пересказ можно использовать для читательского дневника.

Глава 1 Краткое содержание этого рассказа следует начать с получения офицером Жилиным письма из дома. Он давно проходил военную службу на Кавказе, но теперь собрался в отпуск, поскольку его старенькая мать написала, что стала совсем слаба, и ей хочется, возможно в последний раз, увидеть сына.

Однако шла война и проехать без сопровождения было невозможно. Только дважды в неделю шел обоз в сопровождении конвоя. Дорога была дальняя, поэтому выехали рано утром. Шли медленно под палящим солнцем. Жилин и один из офицеров, Костылин, решили ехать самостоятельно.

Добравшись до ущелья, Жилин поднялся на гору осмотреться

Он заметил группу татар, которые тоже обратили внимание на русского. Крикнув Костылину, чтобы тот готовил ружья, Жилин увидел, как его напарник бросился назад в лагерь, оставив его наедине с врагом

Жилина догнали, избили и крепко связали. Затем погрузили на лошадь и привезли к себе в селение.

Глава 2 Утром в сарай, куда его бросили, пришли два горца — говорили по-своему, видно, решали его судьбу. Жилин попросил пить. Один из них позвал девочку лет тринадцати, и она принесла воды. Через некоторое время его пригласили в дом хозяина. Там сидели татары и ели блины, затем они долго молились.

Через переводчика пленнику сообщили, что его хозяин теперь Абдул-Мурат, и он требует выкуп. Узнав о сумме, Жилин сообщил, что таких денег у него нет, он может заплатить меньше. Такая смелость пришлась по душе татарину. Он пригласил в дом Костылина, который тоже оказался у них в плену. Тот согласился написать письмо домой с просьбой о деньгах.

Им дали бумагу и велели писать домой. Жилин тоже написал, но указал неверный адрес. Взамен потребовал, чтобы их держали вместе, кормили и поили, а заодно и сняли колодки с ног. Хозяин согласился на все условия, кроме колодок — их он снимать не велел.

Глава 3 Так они прожили месяц. Костылин успел написать домой второе письмо, а Жилин надеялся убежать и развлекался тем, что лепил из глины кукол. Он дарил их Дине, той самой девочке. Ей было жаль офицера, поэтому часто она тайком носила ему лепешек и молока.

По аулу разлетелся слух, что Жилин хороший мастер. Жители несли ему вещи на починку, иногда он сам ходил по аулу. Под горой он заметил дом с черешней и ульями на участке: там жил уважаемый старец. Заметив Жилина, тот отправился к Абдул-Мурату и потребовал убить пленников. Когда-то всех его сыновей убили русские, а одного переманили на свою сторону. С тех пор старик был уверен, что русские – к большой беде.

Глава 4 Прошел еще месяц. Жилин по ночам делал подкоп в сарае. Когда все было готово, он попросил мальчика, который за ним присматривал, отпустить его на гору – необходимо было осмотреться. За это он пообещал ему сделать лук и стрелы. Он поднялся и понял, куда нужно бежать. С одной стороны были аулы, а с другой – равнина. Ночью, когда все татары уехали после похорон своего товарища, они с Костылиным сбежали.

Глава 5 Как только они выбрались из сарая, загавкал пес, но Жилин давно его прикармливал. Он поманил собаку и успокоил. Однако шум услышали татары. Костылин снял сапоги, чтобы идти тише и не натереть ноги, но поранил их еще больше. Шел он очень тяжело, поскольку был грузный. Часто останавливался, охал, а потом и вовсе сел и отказался двигаться дальше.

Жилину пришлось взять его на плечи. Так они прошли еще немного. На привале их увидел татарин, который пас коров. Через некоторое время их схватили и привезли к Абдулу. Офицеров бросили в яму и сообщили, что выкуп должен быть через 2 недели.

Глава 6 Теперь им стало совсем тяжело. Они сидели в яме постоянно, еды им не давали, воды было мало. Костылин только стонал или спал. Жилин снова начал делать подкоп, но это заметил хозяин и сказал, что убьет. Надежда осталась на Дину.

Жилин наделал игрушек и подарил их девочке. Попросил о помощи, но она испугалась и убежала. Вечером из разговоров татар, стало понятно, что русские близко и жители опасаются, что они зайдут в селение.

Ближе к ночи в яму спустилась длинная палка. Ее принесла Дина. Костылин наотрез отказался выбираться из ямы, а Жилин с помощью девочки оказался наверху. Они попытались снять колодку, но не смогли. Девочка, попрощавшись, заплакала и убежала, а пленник отправился в путь.

Утром он был на равнине. Увидел лагерь с русскими солдатами и бросился к ним, громко крича. Его уже настигали горцы, но русские были ближе. Они поскакали к нему навстречу, поэтому татарам пришлось повернуть назад.

Жилина узнали, накормили и приняли с почетом. Он продолжил службу на Кавказе. Костылин же выкупили спустя месяц.

О чем говорят фамилии жилин и костылин. Жилин и Костылин – почему Толстой выбрал именно такие фамилии (по рассказу «Кавказский пленник»)

Помогите пожалуйста с вопросами, к рассказу Л.Н.Толстого “Кавказский пленник” 1) Смысл фамилии Жилин и Костылин 2) Внешность Жилина и Костылина 3) Мнение татар о Жилине и Костылине 4) Отношение к лошади Жилина и Костылина 5) Выносливость Жилина и Костылина 6) Помощь в беде Жилину и Костылину

Лучший ответ:

1) Смысл фамилии Жилин и Костылин Л.Н.Толстой употребляет “говорящие фамилии”. Жилин от слова “жила”, то есть жилистый, сильный, выносливый человек. Он действительно таким себя показал в плену. Костылин – от слова “костыль” – опора, которая нужна человеку для поддержки при ходьбе. Костылин показал себя слабым, безвольным человеком, ему нужна была опора и поддержка (Жилина, родных). 2) Внешность Жилина и Костылина Жилин: “. А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. “

Костылин: “. мужчина грузный, толстый. “

3) Мнение татар о Жилине и Костылине Жилина татары уважали, он завоевал авторитет своим твёрдым характером, мастерством, упорством, весёлым нравом. С татарской девочкой Диной он даже подружился. Костылина держали только ради выкупа.4) Отношение к лошади Жилина и Костылина Жилин разбирается в лошадях, свою лошадь он выдрессировал : “. Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил); как на крыльях, взнесла его на кручь. ” Жилин относился к лошади трепетно, любил её. Костылин не любил лошадь, жестоко с ней обращался: “Костылин нещадно плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит”.5) Выносливость Жилина и Костылина Жилин был выносливым, удалым. целеустремлённым, не надеялся на выкуп бедной матери. Татары даже его похвалили за то, что он просил снижения выкупа. В плену он не падал духом, что-то мастерил, рукодельничал, плел корзины из прутьев, лепил кукол, ремонтировал часы и пистолеты, лечил татар. Костылин был слабым, безвольным, трусливым человеком, он только спал и считал дни, когда придёт выкуп.6) Помощь в беде Жилину и Костылину Жилин надеялся на себя, обдумывая побег, помогал Костылину. Костылин только ждал выкупа. Жилин бежал из плена и остался служить на Кавказе. Костылина выкупили за пять тысяч через месяц, его оттуда привезли еле живого.

Несколько интересных сочинений

Из-под пера гениального писателя Льва Толстого появилось множество прекрасных произведений. К таковым относится и рассказ . Читатели и критики с интересом встретили это произведение. И в наше время рассказ вызывает неподдельный интерес у любителей литературы.

Главными героями являются русские офицеры с красноречивыми фамилиями и . Благодаря этой художественной детали читатели могут сразу же определить отношение автора к обоим героям. Фамилия Жилин ассоциируется с жилой, которую не так легко разорвать, а значит и герой – сильный человек. И напротив Костылин представляется человеком зависимым, слабым исходя из того, что его фамилия происходит от слова костыль.

В начале рассказа герои позиционируются как близкие приятели. Однако они скорее антагонисты. Автор сравнивает их, и это сравнение явно в пользу русского офицера Жилина.

Иван Жилин был хоть и невысокого роста, но крепкий и выносливый. Внешность Костылина сильно отличается: он высокий, но слабый. Писатель так же отмечает грузность героя и его лишний вес.

Жилин и Костылин принадлежат к дворянству. Но первый – не богат, а второй имеет некий достаток. Поэтому Жилин не может заплатить за себя выкуп, попав в плен к горцам, а Костылин с легкостью на это идет. Но кроме денежной проблемы Иван не хочет волновать мать и пишет на письме с просьбой выкупа неправильный адрес. Напротив Костылин способен переживать только за себя.

Иван Жилин всегда идет наперекор злым обстоятельствам, не желает смириться с ними. Когда горцы окружили его, безоружного, он со всех сил давал им отпор. А попав в плен, продолжал надеяться на то, что сможет сбежать. Даже будучи пленным, Жилин не сидит без дела, а мастерит игрушки для дочки главного в ауле татарина

Его внимание к девочке окупается с торицей. Она приносит пленным еду и даже помогает сбежать.

Костылин проявляет трусость и сбегает, когда Жилина окружили горцы. Но все равно он тоже попадает плен. Находясь там, он смиренно принимает свою участь и ждет, когда пришлют выкуп за него.

Жилин даже в трудные времена остается оптимистом. Он верит в то, что с аула можно сбежать. И не просто верит, а готовит побег. А Костылин пессимистично смотрит на возможность побега. И поэтому не принимает участия в организации побега. Костылин не умеет принимать самостоятельные решения, а просто плывет по течению. Будучи в плену Костылин ничем не занимается, а просто ждет выкупа, считая дни, или спит.

Костылин вырос изнеженным человеком, не привыкшим к трудностям. Бежать с аула ему пришлось босиком — и спустя время он сильно натер ноги. Костылин начинает отставать от Жилина, постоянно жалуясь на боль. Жилин тоже чувствовал сильную боль, но терпел и старался идти быстрее, ведь понимал, какая цена их промедления. Скорее всего, ему удалось бы избежать повторного плена, если бы он оставил Костылина, но герой не мог так поступить. Жилин тащит на себе Костылина, и движется теперь намного медленнее. В результате они снова попадают в плен.

Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры.

В центре этого мира стоит человек, поэтому особое место в произведении занимают персонажи – действующие лица.

Образ каждого героя автор создает при помощи особых приемов. Моя задача – научить детей видеть их в тексте, чтобы составить полное впечатление о герое, научить понимать их чувства и мысли. Сравнительная характеристика даст полное представление о них.

Знания теории литературы помогут ученикам свободно ориентироваться в прочитанном, а это значит, что книга в их руках «заговорит».

Урок сопровождается презентацией

«Кавказский пленник»

Сюжет рассказа таков: два российских офицера, Костылин и Жилин, на Кавказе попадают в плен. Татары держат тех в сарае, а на ноги героям надевают колодки, чтобы не сбежали. От обоих требуют написать письмо с просьбой о выкупе.


Костылин

В финале рассказа Жилину удается сбежать из плена, в то время как пассивный Костылин от побега отказывается. Герой чувствует себя скверно и говорит, что сил бежать у него нет. На успешный исход этого предприятия Костылин не рассчитывает и смиряется с тем, что ему не вырваться. Татары отпускают героя только через месяц после того, как Жилин благополучно сбегает, – когда татары получают за Костылина выкуп, собранный родственниками.

Костылин — русский офицер из обеспеченного дворянского рода. Герой служит на Кавказе, но к военной жизни не привык. Это изнеженный человек, который плохо переносит трудности и легко сдается. Физическая подготовка Костылина оставляет желать лучшего — во время попытки побега герой постоянно отстает и жалуется на измученные ноги.


Кадр из фильма «Кавказский пленник» (1975 год)

Неуклюжесть героя тоже создает проблемы — тот запинается о камни, шумит, позволяет себе издавать крики и не думает о том, что выдает собственное местоположение преследователям. Герой оправдывает собственную фамилию, всю дорогу являясь «костылем» для Жилина — то есть, мешая главному герою выбираться из неприятностей.

Внешне Костылин грузен, красен лицом. Из-за лишнего веса герой сильно потеет и плохо приспособлен к пешим переходам по лесу. Помимо этого, он еще и труслив и, едва увидев татар, норовит спрятаться в крепость.

Как товарищ Костылин ненадежен. Герои выезжают из крепости с обозом, но в итоге решают от обоза оторваться и ехать вдвоем, чтобы добраться до места скорее. Офицеры договариваются не разъезжаться и держаться вместе. Однако при первых признаках опасности Костылин бросает Жилина и сбегает. Татары подстрелили лошадь Жилина, и тот из-за предательства товарища попадает в плен. Сам Костылин, впрочем, тоже скоро оказывается в плену в том же горном ауле, что и Жилин.


Жилин пишет письмо домой

Бороться с обстоятельствами Костылин не склонен. Попав в плен, герой смиряется с ситуацией и пишет письмо домой, чтобы родные заплатили за него выкуп, без каких-либо условий и мыслей о побеге. После этого Костылин решает, что все необходимое сделано, и больше не предпринимает ничего, а только пассивно ждет, когда из дома пришлют деньги. Идею побега герой встречает с пессимизмом. Костылин убежден, что незнание местности и ночная темнота — препятствия, которые не преодолеть.

Загадка персонажа

Первое, что читатель узнаёт о Костылине, — герой служит не в самом выгодном месте. По каким причинам богатый дворянин оказывается на Кавказе во время военных действий, неизвестно. Многие офицеры стремились попасть туда для быстрейшего продвижения по службе, получения очередной награды. Но большинство из них получало должность где-то при штабе, в безопасных городах, а Костылин служит там, где из крепости нельзя выехать без сопровождения вооружённой охраны. Может, попал он туда по воле начальства, потому что проштрафился, участвовал в дуэли, к примеру. Или из романтических побуждений захотел сражаться на реальной войне. Толстой не объясняет его мотивов. Но в любом случае этот факт делает образ персонажа более интригующим, чем кажется поначалу.

Неудавшийся побег

Жилин было ловким и выносливым. Костылин — медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости. Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру. Жилину пришлось тащить его на себе — бросить товарища он не мог.

Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

Мы напишем — Сочинение по рассказу кавказский пленник на любую из тем в плену почему удалось спастись жилину. Подсказки школьнику

Главный герой произведения офицер Жилин. Он служил на Кавказе и решил поехать домой к матери. По дороге Жилина взяли в плен татары.

В плену герой вел себя очень отважно. Татары привели его в Дом и хотели заставить написать письмо с просьбой о выкупе, но запросили очень большие деньги

Жилин знал, что у его матери нет такой суммы

Татары привели его в Дом и хотели заставить написать письмо с просьбой о выкупе, но запросили очень большие деньги. Жилин знал, что у его матери нет такой суммы.

Герой не стал тревожить свою мать. Он заявил татарам, что больше пятисот рублей за выкуп им не даст. Если они его убьют, то вообще не получат никаких денег. Татарам понравилась смелость Жилина, но им все-таки были нужны деньги.

Они привели Костылина, товарища Жилина.

Оказалось, что тот тоже попал в плен. Костылин сразу же написал письмо с просьбой о большом выкупе. Жилин тоже написал такое письмо, но специально указал неправильный адрес.

Он надеялся самостоятельно выбраться из плена. Находясь в плену, Жилин стал общаться с жителями аула.

Особенно он подружился с Диной дочкой хозяина: Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа… Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Вначале Дина боялась героя: Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого.

Когда он, попив, вернул ей кувшин, Дина отскочила от Жилина, как ужаленная. Но вскоре она привыкла к молодому человеку.

Оказалось, что Дина очень добрая девочка. Она жалела пленного офицера, старалась принести ему хорошей еды или молока.

И это несмотря на то, что отец запрещал Дине общаться с пленником. А ослушаться мужчину у кавказских народов означает нарушить законы предков. Но такова была сила привязанности Дины к Жилину.

Да и Жилин полюбил дочь человека, у которого был плену. Он общался с девочкой, больше, чем со всеми остальными детьми, делал ей красивых кукол. Да и вообще, в плену Жилин не бездельничал.

Он много рукодельничал, делал игрушки из глины и дарил их детям. Поэтому о Жилине пошла слава, что он мастер на все руки.

К нему стали обращаться люди из других аулов. Этот герой все мог починить, все очень ловко сделать

Однажды русские солдаты убили одного татарина, важного человека

Старейшины аула ополчились против пленных и захотели их убить. Жилин понял, что нельзя больше терять времени.

Он решил бежать из плена. Жилин уже давно рыл подземный ход. Офицер не мог оставить своего товарища в беде, поэтому взял с собой и Костылина.

Тот был грузным человеком, ему было очень трудно бежать.

Поэтому через какое-то время их поймали. Жилин и Костылин вернулись обратно в аул. Теперь им стало очень тяжело жить. Их почти не кормили и больше не выводили на свежий воздух.

Рыть новый подкоп было уже невозможно, потому что некуда было девать землю.

Потом выяснилось, что русские солдаты подошли очень близко. Поэтому татары решили убить пленных. Дина очень переживала из-за этого.

Она предупредила Жилина об угрозе.

Позже отважная девочка даже помогла герою бежать. Она принесла ему длинный шест и вытянула из ямы, в которую их с Костылиным посадили татары. Прощаясь, Дина дала герою в дорогу лепешек.

Жилин был очень благодарен девочке. А Дина, прощаясь с ним, как заплачет…, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте, слышно, монисты в косе по спине побрякивают.

Жилин долго шел к своим. Но в самом конце дороги его заметили три татарина. Казакам удалось отбить пленного офицера.

Жилин вернулся в свою крепость. Он не помнил себя от радости, мог только плакать и приговаривать: Братцы!

. Конечно же, Жилин главный герой повести Кавказский пленник. Мне очень нравится этот офицер своей отвагой, находчивостью, умом. Несмотря на все случившееся, он не потерял веры в собственные силы.

Но, я думаю, Жилин до конца жизни будет помнить черноглазую худенькую девочку, не раз спасавшую ему жизнь и так горячо привязавшуюся к нему.

Сочинение 2

В своем произведении Лев Николаевич знакомит читателя с двумя главными героями, они офицеры. Проходят службу на Кавказе, здесь другие люди и совершенно иные правила. Два героя попадают в плен, реакция на эту ситуацию совершенно разная. У каждого героя свой взгляд на жизнь и происходящее.

Данное произведение поднимает тему реакции разных людей на одно и то же обстоятельство. Эта работа является отражением мировосприятия отдельно взятого персонажа. Оба офицера проходят службу в одном полку, который находится на Кавказе. Здесь свои законы и совсем другие люди. Жилин и Костылин вместе отправляются в отпуск.

Татары вскоре после выезда напали на героев. Этот случай мгновенно показывает, в чем заключается отличие характеров героев. Примечательно, что у Костылина с собой было оружие, а у Жилина – нет. С первых минут нападения Костылин принимает решение возвратиться в крепость. Если у него и была смелость, то только тогда, когда рядом есть сослуживцы. Драться в одиночку он был не в состоянии.

Жилин же сразу поступил по-другому, он был готов драться до смерти. Татар было много, у Ивана была одна шашка, но и этот факт его не остановил. Однако, татары знали, как всё сделать, чтобы скрутить героя. Был произведен выстрел в лошадь, что помогло схватить Ивана.

Таким образом офицеры оказались пленниками. Разница между характерами проявляется во всех обстоятельствах. После того, как герои оказались в заточении, Костылин сразу же начал причитать и жаловаться. Он сразу же написал письмо домой, чтобы его выкупили. Его очень беспокоит тот факт, что жизнь может скоро закончиться. 

Жилину не на кого положиться, дома у него больная мать, у которой нет денег. Да и не в его это правилах. Иван уверен, что сможет выбраться собственными силами. Герой написал неверный адрес, он не будет пугать свою родню.

Костылин постоянно находится в состоянии сна и ведет отсчет до освобождения, ведь выкуп должны заплатить.

Жилин и здесь не сидит, сложа руки. Он занимается ремонтом поломанных вещей, делает игрушки для ребят и находит время, чтобы изучить местность для побега.

Иван в течение месяца потихоньку роет подкоп. Как только он уловил возможность, сразу же устроил побег, взяв с собой товарища.

Однако, из-за Костылин побег был сорван. Он не смог убежать, по этой причине офицеров опять поймали. После этого героев заставили написать новые письма, теперь они оказались в яме.

После произошедшего Костылин окончательно сдался, он серьезно заболел. Жилин не перестает искать способы покинуть злополучную яму. Благодаря девчонке по имени Дина, Жилин смог покинуть заточение. Его целеустремленность, сила воли и духа помогли осуществить поставленную цель. Он не поддавался панике и страху, действовал разумно, опираясь на холодный и расчетливый ум.

Жилин – герой, достойный звания офицера. На него всегда можно рассчитывать. Костылин показал себя, как слабого и боязливого человека, который думает только о себе. Именно по этой причине он остался в яме и ждал пока его вытащит семья. Сам же он не приложил усилий для того, чтобы освободиться.

5 класс

Вариант 2

Недавно я познакомился с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Он наглядно продемонстрировал мне то, как люди попадая в одинаковые сложные условия, поступают по-разному.

Главные герои произведения – офицеры русской армии Жилин и Костылин, принимающие участие в войне с горцами. 

Рассказ построен на противоречии между изображенными характерами.

Жилина Л.Н.Толстой характеризует так: «…хоть невелик ростом, а удал был».  Описывая Костылина, автор замечает: «…мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Это несходство во внешности усугубляется значением «говорящих» фамилий персонажей. Фамилия Жилина ассоциируется со словом «жила», и он в самом деле сухощав, крепок и вынослив.  Фамилия же Костылина  вызывает в памяти  образ костыля: этот человек, действительно, без  чьей-либо помощи ни на что не способен.

Такая непохожесть внешности и  характеров героев послужила тому, что и судьбы их сложились неодинаково. 

В начале произведения автор сводит этих двух офицеров в драматической ситуации. Жилин спешит к больной матери и поэтому совершает  рискованный маневр, а Косты­лин — оттого, что «есть хочется, да и жара».

Столкнувшись с горцами,  Жилин кричит: «Неси ружьё!». Но Костылин трусливо бежит, бросив товарища в опасности. И Жилин решает: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

Находясь в неволе у татар, Жилин сумел не только выжить, но и завоевать уважение своих противников. Он чинил вещи горцев, мастерил кукол и обдумывал план побега. Костылин же спал и бездельничал.

Жилин любит свою престарелую мать, жалеет ее и  не требует собрать непосильный выкуп. Он надеется только себя, и без устали ищет выход. Костылин – слабовольный эгоист. Он, смирившись с обстоятельствами, покорно ждет, когда за него внесут выкуп, считая это святой обязанностью его родственников.

Сообразительный и находчивый Жилин сумел бежать из плена и как верный товарищ не оставил  Костылина у татар. Несмотря на то, что у Жилина ноги «в крови и уморился», он упорно двигается вперед, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не оставляет его, а тащит на своей спине.

Снова очутившись в неволе у татар, Жилин по-прежнему не опускает руки и совершает новый побег.  Костылин же безучастно  ждёт выкуп и не стремиться к иному спасению. Таким образом, он остается не только в плену у татар, но и в плену своего малодушия, безволия и эгоизма.

В конце концов, главные герои оказываются на свободе. Но поступки Жилина вызывают у читателя  глубокое уважение, а трусливое и малодушное поведение  Костылина достойно лишь презрения и стыда за честь русского офицера.

Характеристика в цитатах

Он был толстым человеком

А Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт

Костылин предложил ехать Жилину вместе

И подъезжает к нему на лошади другой офицер Костылин, с ружьём, и говорит — Поедем, Жилин, одни

Тот согласился

Ну, так поедем. Только уговор — не разъезжаться

И поехали они вперёд по дороге

Вскоре на них напали татары

Вынимай ружьё! …. Доберусь до ружья, я и сам не дамся

Но Костылин его бросил

А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости

Это его не спасло, его всё равно поймали

Так и ахнул Жилин — узнал Костылина. И его поймали

Костылин рассказал, что лошадь под ним стала и ружьё осеклось и что этот самый Абдул нагнал его и взял

Его вынудили написать письмо домой с просьбой о выкупе

он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют

Его посадили в сарай с Жилиным

Отвели Жилина с Костылиным в сарай

Жил так Жилин с товарищем месяц целый

Кормили их плохо

А кормил плохо — только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепёшками печёный, а то и вовсе тесто непечёное

Костылин ждал выкупа, а Жилин собрался совершить побег

Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт

«Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо», — и говорит Костылину. А Костылин заробел

Костылин сначала не хотел бежать, а потом согласился

Подумал, подумал Костылин

Ну, пойдём!

В один из дней они сбежали

Перекрестились, пошли. Пошли через двор под кручь к речке, перешли речку, пошли лощиной

Из-за Костылина их схватили и посадили в яму

Стал Костылин отставать

Пошёл Костылин босиком — ещё того хуже: изрезал все ноги по камням и всё отстаёт

Костылин всё отстаёт и охает

Как хочешь, а я не дойду: у меня ноги не идут

Стал Костылин вставать и упал

Не могу, ей-богу, не могу; сил моих нет

Мужчина грузный, пухлый, запотел; да как обхватило его в лесу туманом холодным, да ноги ободраны, — он и рассолодел

Он и вправду расслаб, что мне с ним делать?

Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок

Татарин выхватил ружьё, выпалил — не попал, завизжал по-своему и поскакал прочь по дороге

Ну, — говорит Жилин, — пропали, брат! Он, собака, сейчас соберёт татар за нами в погоню

Слышат — трещит что-то по кустам, прямо к ним собака чужая чья-то. Остановилась, забрехала

Лезут и татары — тоже чужие; схватили их, посвязали, посадили на лошадей, повезли

Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти — и спустили их в эту яму

Жить им стало плохо, а Костылин стал совсем плох

Житьё им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непечёное, как собакам, да в кувшине воду спускали. Вонь в яме, духота, мокрота. Костылин совсем разболелся, распух, и ломота во всём теле стала, и всё стонет или спит

Он отказался от второго побега

Ну, Костылин, пойдём, попытаемся последний раз; я тебя подсажу

Костылин и слышать не хочет

Нет, — говорит, — уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

Он простился с Жилиным и помог ему выбраться из ямы

Поцеловался с Костылиным

Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх

Через месяц его выкупили в плохом состоянии

А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли

Побег

Бездеятельность персонажа сыграла с ним злую шутку при побеге. Отвыкший от движения, от ходьбы, располневший мужчина быстро устаёт, задыхается. Сапоги стирают в кровь ноги. Ходить босиком богатый барин вовсе не может. Он допускает губительный для беглецов промах, когда, не удержавшись, громко вскрикивает от боли, зная, что поблизости всадник, который в первом же ауле расскажет о крике в ночном лесу. В конце концов, грузного офицера тащит на себе Жилин. Костылин умоляет товарища оставить его. Причина этого «благородного» поведения кроется, скорее всего, в том, что продолжать путь ему труднее, чем сидеть на месте. А этот герой, как уже было сказано, всегда выбирает путь полегче и попроще.

Посаженный в сырую яму, Костылин вызывает жалость. Опухают и покрываются язвами ноги, он постоянно охает и стонет, здоровье его зримо ухудшается. Жилину, наверное, тоже не сладко, но думать о своих бедах некогда, ведь, возможно, для спасения ему осталось несколько часов.

Помогая товарищу выбраться из ямы, Костылин проявляет лучшие свои качества. Не желая снова стать обузой, он наотрез отказывается бежать, хотя обычно этот ведомый, слабохарактерный человек позволяет себя уговорить. Татары, не обнаружив утром одного из узников, поймут, что без помощи второго не обошлось. Это грозит Костылину наказанием, а то и смертью. На этот раз герой поступает действительно мужественно и благородно. Жилин обязан ему своим спасением почти в той же степени, что и Дине.

Спасение

Во время нахождения в ауле Жилин высматривал, куда нужно идти, чтобы оказаться на свободе. Он копал яму для того, чтобы в нужный момент выбраться из плена. Когда главный герой понял, что нужно бежать, он не оставил Костылина, а всячески ему помогал. Костылин не мог долго идти, он жаловался на то, что он сбил все ноги в кровь. Жилин поддерживал героя, он не мог оставить его и уйти. Главный герой принимает решение нести грузного Костылина на своих плечах.

Это говорит о том, что предательство для Жилина просто немыслимо. Костылин своими криками привлекает татар, и персонажи вновь оказываются в плену. Их сажают в глубокую яму. И если Костылин уже не надеется на спасение, то Жилин придумывает новый план побега. Когда предоставляется такая возможность, Костылин отказывается бежать вместе с другим пленником. С помощью Дины, которая отдала Жилину палку, главному герою удается выбраться. Он оказывается на свободе благодаря собственной силе и смекалке, Костылин же – благодаря выкупу, который за него все же прислали.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы», рассмотрит образы пленников, которые совершенно по-разному смотрят на жизнь.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Кавказский пленник»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Кавказский пленник»

для самых компанейских —

Главные герои «Кавказский пленник»

для самых крутых —

Читать «Кавказский пленник» полностью

Тест по произведению

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Самые популярные материалы августа для 5 класса:

Характеристика Тома Сойера

Краткое содержание «Ю-ю»

Краткое содержание «Белый пудель»

Краткое содержание «Кондуит и Швамбрания»

Краткое содержание «Хоббит, или Туда и обратно»

Краткое содержание «Черная курица или подземные жители»

Краткое содержание «Приключения Тома Сойера»

«Черная курица, или Подземные жители» главные герои

Краткое содержание «Петька на даче»

Главная мысль (Приключения Тома Сойера)

Анализ произведения

Сюжетная линия

События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить. В пути он встречается с другим офицером — Костылиным — и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села. Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.

Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала. Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата. Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.

Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать. Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму. Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.

В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.

История создания


Писатель Лев Толстой Лев Толстой подготовил школьное пособие, по которому дети должны были учиться чтению, письму и арифметике. Рассказ «Кавказский пленник» писался специально для этого пособия, а опубликован был впервые в литературно-политическом журнале «Заря» в 1872 году. Рассказ назван автором так же, как одна из поэм Александра Пушкина.

В основе рассказа частично лежит личный опыт Толстого, который служил на Кавказе в 50-х годах XIX века и едва не попал в плен. Толстой ехал верхом вместе с чеченцем, который был его большим другом. Спутников настигли преследователи, которые имели некий повод мстить другу Толстого, и собирались взять обоих в плен. Однако ситуация разрешилась благополучно — погоню заметил часовой, и Толстого с другом отбили. По собственному признанию писателя, это был «чувствительный» эпизод в его биографии, который, видимо, и вдохновил Толстого на рассказ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: