Идейное содержание
Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.
По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст – не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.
Социум и индивид
Проблема отношений общества и человека существует с давних времен и актуальна до сих пор:
- она освещается в классической литературе и современных эссе;
- является центральной идеей множества художественных фильмов;
- проблема поднимается в школах на уроках литературы;
- этот вопрос поднимается художниками, музыкантами, танцорами и другими представителями творческих профессий.
Влияние общества на человека
Индивид не может выжить без общества, так как именно оно влияет на развитие и становление личности. Ребенок смотрит на себе подобных и копирует их поведение. Так, со временем он понимает:
- справлять нужду надо в специальной комнате;
- нельзя бить других детей;
- старших надо слушаться и уважать;
- чтобы тебя принимали, нужно вести себя дружелюбно;
- необходимо соблюдать общие правила и др.
Мы ходим в школу, магазин, спортзал, на работу и т. д. И везде нас окружают такие же члены общества: учителя нас обучают, парикмахеры стригут, продавцы отпускают товар в супермаркете, таксисты везут туда, куда нам нужно. Мы обмениваемся знаниями, предметами, материальными ценностями, услугами. Без такого взаимодействия большинство из нас просто погибнет.
Помимо физического, материального влияния общества на человека существует еще психологическое. Как пример: социум способен как возвысить человека до небес, так и морально уничтожить. Звезды кино, театра, музыкальной сферы потому и звезды, что таковыми их сделало положительное общественное мнение. Если ты нравишься другим, твоя самооценка и уверенность в действиях растет, повышается мотивация.
И наоборот. Отрицательное, негативное мнение окружающих подавляет личность, лишает желания что-то делать, высовываться из толпы, чтобы не быть посрамленным. В этом случае человек страдает на психологическом уровне и даже может заболеть.
Несколько интересных сочинений
Володимир Короленко був видатним українським та російським письменником. Він був гуманістом. У своїх творах митець ставив у центр людину, її переживання, проблеми та виклики. Твір
Что значит словосочетание «недостижимый идеал»? Итоговое сочинение
Существует мнение, что если мечта не может осуществиться, то и не стоит в дальнейшем тратить пустое время и силы, для того чтобы её выполнить, конечного результата не будет. Ошибочно так думать.
«Экология стала самым громким словом на земле…» Эти слова принадлежат Валентину Распутину. Писателю, который лучше и тоньше многих чувствовал природу. Любил родную землю.
Образ Ани Раневской в пьесе Вишнёвый сад и ее характеристика сочинение
Аня Раневская – это малозначащее действующее лицо, но все же раскрыла значительный образ в пьесе Чехова «Вишневый сад».
Критика о повести Детство Горького: отзывы критиков и других современников писателя
Писатель Пришвин отмечает, что детство – хорошее произведение, но в ней чего-то не хватает, скорее всего в ней не хватает того мальчика Пешкова». Он дает совет Максиму Горькому, чтобы тот каждой главе дал своё название.
Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека, намереваясь озаглавить его обобщенно: «Четыре эпохи развития». Начинающий писатель вынашивает обширный и интересный замысел повествования о детстве, отрочестве, юности и молодости. Четвертая часть задуманного произведения не была написана, и оно сложилось в трилогию, ставшую первым значительным творением Толстого и его художественным шедевром.
Тема
В главе «Фаталист» анализ стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.
Истоки мотива фатума (рока) находим еще в античной литературе. Позже его развивали многие труженики пера, интерпретируя согласно духу своей эпохи. Не остался в стороне и М. Ю. Лермонтов. В анализированном произведении тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эти проблемы можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней главе они наиболее выразительны.
Система образов «Фаталиста» неразветвленная: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трех офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казацкой станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.
Один из таких вечеров стал последним для Вулича. Странный мужчина – именно таким его считали окружающие – решил проверить, может ли он властвовать над своей судьбой. Поспорить с ним решился только Печорин, считавший, что лишь человек управляет своей жизнью. Поручик взял пистолет, приставил ко лбу. Картежники замерли и с облегчением вздохнули только, когда случилась осечка. Вулич довел, что жизнь человека определена заранее.
Печорин заметил на лице поручика печать смерти и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прямолинеен и жесток, его правда всегда страшна своей неприкрытостью. Ночью поручика убил пьяный казак. Трагедия стала еще одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил испытать свою судьбу. Он забрался к казаку-убийце в дом и смог захватить его. Казалось бы, вот и третье доказательство. Но даже после этого герой не захотел верить, что не он хозяин собственной жизни.
Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с событиями, воспроизведенными в ней. Фаталист – не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.
Основная мысль произведения: каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но все же с судьбой лучше не играть.
Анализ романа Шмелева Лето Господне сочинение
Повесть Шмелева «Лето Господне» была написана в 1948 году. Главной темой данного произведения является память людей о том, что с ними происходило несколько лет назад и что их ждет в будущем. Ведь без прошлого невозможно построить будущее, именно поэтому из прошлого складывается будущее каждого человека. Каждый день человек выполняют ту или иную работу, и постепенно это становится их обычным делом, которым они занимаются каждый день.
А когда остается время на отдых, то тут появляются и всплывают яркие моменты в памяти, которые произошли когда-то давно с вами. Есть воспоминания яркие и счастливые, которые приносят только положительные эмоции. А есть и такие воспоминания, которые не очень-то хочется вспоминать, но они сами всплывают в голове и забыть о них нельзя. Постепенно жизнь уходит и вернуть уже ничего нельзя, но можно вспомнить те моменты и радоваться, что это происходило именно с вами и рядом в эти моменты находились самые близкие и родные люди.
Если тщательно вчитаться в произведение, то можно понять, что Шмелев писал его для двух людей, которые встретились в его жизни. Сначала он познакомился с философом Ильиным, а потом уже и с его супругой Натальей. И до самой смерти он вел с ними переписку и рассказывал о своей жизни. Если подсчитать, сколько автор написал им писем, то получилось около четырехсот.
Многие ищут в этом определенный смысл, вот только смысла здесь совершенно нет и быть не может. Всего здесь представлено сорок две главы. И каждая эта глава является отдельным произведением и со своим закрученным сюжетом. Главным героем данного произведения является маленький мальчик по имени Ваня. У него есть отец, которому он постоянно подражает и ему очень хочется стать таким же человеком. Отец всегда и во всем хочет помогать другим людям и если у них случилась беда, то он никогда не пройдет мимо. И это он воспитывает в своем сыне.
Это не просто произведение. Здесь каждый человек соблюдает все праздники, а также и церковные. В это время люди просто радовались, потому что им весело, и вместе с другими людьми они могут переживать и даже плакать.
Как только переворачиваешь первую страницу, то сразу же попадаешь будто совсем в другой мир, где нет зла и коварства. Здесь рассказываются все мысли, которые появляются у автора и всю обстановку, в которой он жил в то время.
Книга рассчитана для каждого читателя и поэтому любой желающий может отыскать хотя бы несколько минут для того чтобы погрузиться в этот мир и уже потом не сможет оторваться. Ее могут читать не только подростки, но и взрослые люди. И для каждого книга откроется по-своему.
История создания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность»
В 1851 г. Лев Толстой, служивший на Кавказе, задумал создать произведение о духовном становлении человеческой личности и написал повесть «Детство», получившую продолжение в еще двух произведениях. В трилогии, ставшей дебютом молодого автора, отражены духовные искания самого Льва Толстого.Основой для написания многих эпизодов повестей стали детские воспоминания автора и рассказы близких людей о его жизни.
В своем дневнике в юности Толстой составлял для себя «правила жизни», в основе которых лежала ответственность за свои поступки. Среди этих правил была запись высказывания Марка Аврелия: «Кто не осознает движения собственной души, обречен на злосчастье, не внимателен к тому, что происходит в душе другого человека». Толстой считал, что понимание другого происходит через познание себя, развивая интуитивную способность почувствовать то, что чувствует другой.
Началась публикация трилогии в журнале «Современник» с повести «Детство» (1852 г.), которая была подписана «Л.Н.». Ободренный успехом Толстой опубликовал «Отрочество» (1854 г.) под инициалами «Л.Н.Т.», после вышла «Юность» (1857 г.), уже подписанная полным именем автора. Так началась творческая карьера писателя Льва Николаевича Толстого. Предполагалась еще четвертая часть «Молодость», но она так и не была завершена, а стала материалом для последующих произведений.В каждой повести описаны определенные периоды жизни, играющие важную роль в становлении личности главного героя произведения Толстого.
В первой повести «Детство» показан своеобразный и сложный мир детской души от момента пробуждения в ней сознательности. Детство Николеньки Иртеньева окружено любовью и заботой близких, протекает в безмятежном патриархальном мире помещичьей семьи. Переживания и чувства мальчика связаны с игрой, занятиями в классной комнате, охотой, балом, смертью матери. Повествование в повести «Детство»заполнено добрыми чувствами, миросозерцанием, гармонией с миром.
В «Отрочестве» показано начало формирования личности, когда основные черты только намечаются, находясь в состоянии «брожения» внутренних противоречий, но уже определился путь, по которому пойдет в своем развитии мятущаяся душа, познавшая скептицизм, неопытность, самоуверенность, зарождение тщеславия. Мышление героя становится аналитичным, он задумывается о душе, жизни и смерти, счастье и несчастье, причинах социальной несправедливости.Это время духовного кризиса, подросток осознает свое «я», но растет его разобщенность с близкими людьми.
В заключительной повести «Юность» намечается становление личности героя, у него формируется новое видение жизни, в основе которого лежит мысль о нравственном совершенствовании. Повесть «Юность» была начата Толстым в 1855 г., когда он служил в действующей армии во время осады Севастополя, закончена в 1857 г. в Ясной поляне. В повести Львом Толстым использованы дневниковые записи и факты собственной биографии: время поступления и учебы в Казанском университете, общение с товарищами-сокурсниками, отчисление за провалы на экзаменах.
Толстой в юности
Анализ «Юности»
«Юность» — третья часть трилогии, опубликованная в «Современнике» в 1857 году, — повествует об укреплении нового взгляда на жизнь, о стремлении героя к «нравственному усовершенствованию». Мечты, переданные в одноименной главе, укрепляют юношу в этом стремлении, хотя они достаточно оторваны от реальной жизни, и вскоре обнаруживается неспособность героя осуществить свои намерения. Высокие представления о жизни подменяются светским идеалом
comme
il
faut
(благовоспитанности). Однако искренняя исповедь Иртеньева свидетельствует о его тяготении к правдивости, благородстве, о стремлении его стать внешне и внутренне совершеннее. А рассказ в последних главах о поступлении юноши в университет говорит о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которых он здесь встречает, о признании их превосходства в знаниях. Иртеньев обретает связи с людьми, и это значительная веха в истории его созревания. Однако последняя глава повести носит название «Я проваливаюсь». Это откровенное признание в крахе прежней морали и философии, разочаровании в усвоенном образе жизни и одновременно — залог дальнейшего созревания личности героя. Не случайно критик П. Анненков писал о «героизме внутренней честности», проявленной Толстым в «Юности».
Сюжет
Николеньке Иртеньеву уже четырнадцать лет. После смерти горячо любимой матери он вместе с отцом, старшим братом Володей и сестрами Любой и Катей переехал в Москву. Семья поселилась в доме бабушки по материнской линии. В этот период повзрослевший подросток стал лучше понимать чувства и поступки других людей. Неожиданным для него стало непонятное влечение, которое вызывало у него молодая и красивая уборщица Маша.
Николенька был убежден в своем уродстве, которое, по его мнению, особенно остро выделялось на фоне красавца Владимира. Он все больше задумывался над тем, что в его жизни не будет счастья, и остаток своих дней он проведет в гордом одиночестве.
Когда бабушка узнала, что мальчики играли с порохом, она обвинила в безалаберности их старого гувернера Карла Иваныча, и заменила его столичным гувернером. Николенька остро переживал расставание с верным другом. Напоследок Карл Иваныч рассказал ему печальную историю своей жизни.
У мальчика сразу не сложились отношения с новым гувернером. Он стал вести себя излишне дерзко, вызывающе, и даже самому себе не мог объяснить перемены в поведении. После очередной некрасивой выходки отец запер Николеньку в чулан и пригрозил выпороть розгами. Мальчик, чувствуя острый стыд за свое дурное поведение, попросил прощение, и сразу после этого с ним случился припадок, который взволновал все семейство.
После этого досадного случая Николенька замкнулся в себе. Чувствуя себя одиноким, никем не понятым, он предавался уединенным размышлениям и наблюдениям за домашними. Его неприятно поразила связь портного Василия и горничной Маши. Юноша не понимал, как такие грубые, плотские отношения можно называть любовью.
Тем временем Володя поступил в университет, и Николенька завидовал, каким взрослым и самостоятельным стал его брат. Он стал еще более усердно учиться, чтобы в скором будущем поступить на математический факультет. Анализируя свой характер, Николенька понял, что наибольшим его недостатком является склонность к бездеятельной философии. Знакомство с молодым князем Дмитрием Нехлюдовым окончательно укрепило в нем решимость бороться с собственными недостатками. Николенька решил встать на путь самосовершенствования, чтобы стать лучше самому и изменить все человечество.
Книга вторая. «Отрочество»
Вторая часть романа « Детство, отрочество, юность» описывает события, которые произошли после того, как Николенька с братом и отцом переезжает в Москву. Он ощущает перемены в себе и в своем отношении к окружающему миру. Николенька способен теперь сопереживать и сочувствовать. Мальчик понимает, как страдает бабушка, потерявшая дочь.
Николенька все глубже уходит в себя, считая, что он некрасив и не достоин счастья. Он завидует своему красавцу-брату. Бабушке Николеньки сообщают, что дети играли с порохом, хотя это была только свинцовая дробь. Она уверена, что Карл состарился и плохо смотрит за детьми, поэтому она меняет им гувернера. Детям тяжело расставаться со своим учителем. Но новый учитель-француз не нравится Николеньке. Мальчик позволяет себе дерзить ему. По непонятной причине Николенька пытается открыть ключом портфель своего отца и при этом ломает ключ. Он думает, что все настроены против него, поэтому ударяет гувернера и ругается с отцом и братом. Его закрывают в чулане и обещают, что высекут розгами. Мальчик чувствует себя очень одиноко и униженно. Когда его выпускают, он просит прощения у отца. У Николеньки начинаются конвульсии, что повергает всех в шок. Проспав двенадцать часов, мальчик чувствует себя лучше и ему приятно, что все беспокоятся за него.
Через некоторое время брат Николеньки, Володя, поступает в университет. Вскоре у них умирает бабушка, вся семья тяжело переживает утрату. Николенька не может понять людей, которые ругаются из-за бабушкиного наследства. Еще он замечает как постарел отец и делает вывод, что с возрастом люди становятся спокойнее и мягче. Когда остается несколько месяцев до поступления в университет, Николенька начинает усиленно готовиться. Он знакомится с Дмитрием Нехлюдовым, знакомым Володи по университету, и они становятся друзьями.
Доброволец из любопытства
Памятник герою повести «Хаджи-Мурату» в имении Толстых Большое Пирогово. Надпись на камне — «Памяти всех погибших на кавказских войнах»
Только осенью 1851 года Толстой, наконец, получил документы, сдал положенные экзамены и стал уже законно служить в 20-ой артиллерийской бригаде в чине юнкера. Получается, служил он первое время под командованием брата Николая Николаевича. Они вместе уезжают в станицу Старогладковскую, расположенную на левом берегу Терека, близ города Кизляра. Там располагался полк Николая. Так началась служба Л. Толстого на Кавказе, продлившаяся почти три года.
Отношение Максима Максимыча
В главе «Бэла» повествование ведет Максим Максимыч. Он относится к Печорину положительно, но излагает линию сюжета без особых психологических описаний. Единственная характеристика, которую он дает Печорину – «странный». И действительно, странность и внутренний конфликт героя открыто читается уже в повести «Бэла».
К Бэле рассказчик тоже относится положительно. Он жалеет ее, ведь испытывает к ней отеческие чувства. Видя ее страдания от того, что Печорин холоден с ней, Максим Максимыч пытается поговорить с героем, образумить его. В ответ он получает слова о том, что Бэла наскучила Печорину, что любовь дикарки не отличается от любви светской барышни. Герой не винит себя, он считает, что и сам достоин сожаления.
Штабс-капитан относится к жизни по-другому. Он не понимает, как 25-летний обеспеченный человек может жаловаться на жизнь. Скука не является объяснением поведения Печорина для Максима Максимыча. Для него Печорин – обычный столичный дэнди. читатель видит явные различия в мировосприятии героев, которые основаны на разнице в возрасте, образе жизни, культурном уровне. Тем не менее, Максим Максимыч не относится к Печорину с негативом. Он привязывается к молодому человеку, принимает его таким, какой он есть, ведь у штабс-капитана, в отличие от Печорина, «золотая душа», чистое и открытое сердце.
Юность
«Юность» — это третья и финальная повесть знаменитой автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого.
В этой части происходит конечное определение и расставление приоритетов в жизни Николая. Все то, что простым, почти, незримым карандашом зарисовывалось в детстве, крепчало в отрочестве, укоренилось в юности, вероятно, на всю оставшуюся жизнь. Речь идет о стремлении к саморазвитию и совершенствованию разума, развитию духовных качеств. Общество не сломало этот стержень в маленьком Николеньке.
Будучи сознательным юношей, главный герой развивается, анализирует свои поступки, бескорыстно помогает другим. Он становится уверенным в себе человеком, у которого есть самоуважение, не задирающее других.
У Николая есть совесть. Это доказывают его действия и поведение. Не признавшись о своем грехе священнику в первый раз, он возвращается к нему во второй и исправляет ошибку. Он доволен собой и хочет, чтобы другие думали о нем также хорошо.
Бег за хорошим мнением чужих о себе доказывает, что главный герой на верном пути, пути самосовершенствования, но стоит он на нем еще неуверенно. В некоторой степени, часть Николеньки принадлежит тому аристократическому обществу самовлюбленных дворян, среди которых он вырос. Провал на экзамене, ссора с друзьями со студенческих кружков вернули Николая на землю и очистили нравственно. Это помогло ему уверенней идти по выбранному пути.
Безусловно, трилогия автобиографическая, а, значит, можно сравнивать главного героя со Львом Николаевичем Толстым, который прошел много испытаний, чтобы стать таким, каким он есть.
Основные герои трилогии
- Николенька Иртеньев – главный герой всех трех повестей трилогии, растет в дворянской семье, умен не по возрасту, тонко чувствует мир.
- Иртеньева Наталья Николаевна– мать Николеньки, напрямую образ этой героини писатель не демонстрирует, но мы видим ее влияние на сына, благодаря ей он стал добрым и чутким человеком.
- Иртеньев Петр Александрович– отец Николеньки, граф, рассудительный, строгий, авторитетный мужчина.
- Наталья Савишна – экономка, самозабвенно служит семейству, на которое работает.
- Карл Иванович – учитель Коленьки, добрый и заботливый.
- St.-Jerome – француз по происхождению, гувернёр в доме Иртеньевых, по началу у него и Николеньки очень скверные отношения, постепенно они движутся в лучшую сторону, главный герой признает, что он хорошо выполнял свои обязанности, однако был самовлюблен и тщеславен.
- Бабушка – графиня, величественна, уважаема, с внуками добра и весела, особенно сближается с ними после смерти дочери.
- Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеньевых г-жи Валахиной. Николенька был влюблен в эту девочку.
- Семенов – студент-разночинец, учился вместе с Николенькой, часто прогуливал, пользовался уважением среди студентов, влез в долги, продал себя в рекруты.
- Дубков— адъютант, приятель Володи Иртеньева, ограничен, но при этом искренен и чистосердечен, увлекается шампанским и женщинами, игрой в карты.
- Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеньевых, вторая жена отца Николеньки, любит красиво одеваться, но неряшлива дома, с Николенькой у нее неприятные отношения, с отцом Николеньки отношения дошли до состояния тихой ненависти и отвращения, несмотря на то, что она всячески старалась завоевать любовь своего мужа.
- Зухин — товарищ Николеньки по университету. Пылкий, деятельный, не любил науку, хотя легко все схватывал. Сначала Николенька испытывал к нему чувство призрения, однако позже видит в нем положительные качества.
- Ивин Сережа — родственник и сверстник Иртеньевых, Николенька испытывает симпатию к Сереже, но не находит ответных чувств.
- Иртеньев Володя – старший брат Николеньки, провоцирует брата на соперничество, несмотря на это отношения братьев хорошие.
- Иртеньева Любочка — старшая сестра Николеньки, имеет сходство с матерью в манерах и в голосе.
- Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеньевой, первая любовь Николеньки.
- Князь Иван Иваныч — тип аристократа прошлого столетия, уважаем, имеет высокие нравственные принципы, добр, хорошо образован, однако несколько надменен.
- Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, Николенька считает ее некрасивой, неинтересной, отношения с Николенькой у нее натянутые.
- Мими (Марья Ивановна) — гувернантка Иртеньевых, мать Катеньки, по мнению Николеньки скучная женщина, отец Николеньки некогда был увлечен ею.
- Михайлов Яков — приказчик, крепостной Иртеньевых, вел себя спокойно и достойно, был предан своим хозяевам.
- Дмитрий Нехлюдов — князь, приятель Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Толстой Л. Н. «Детство. Отрочество. Юность», краткий анализ 420 руб.
- Реферат Толстой Л. Н. «Детство. Отрочество. Юность», краткий анализ 270 руб.
- Контрольная работа Толстой Л. Н. «Детство. Отрочество. Юность», краткий анализ 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Основные произведения
Романы:
- «Семейное счастье» (1859)
- «Декабристы» (1860—61, незаконч., опубл. 1884)
- «Война и мир» (1863— 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)
- «Анна Каренина» (1873— 1877, опубл. 1875—77)
- «Воскресение» (1889— 1899, опубл. 1899)
Повести:
- Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.—1864)
- «Два гусара», «Утро помещика» (обе — 1856)
- «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
- «Смерть Ивана Ильича» (1884—86)
- «Крейцерова соната» (1887—89, опубл. 1891)
- «Дьявол» (1889—90, опубл. 1911)
- «Отец Сергий» (1890—98, опубл. 1912)
- «Хаджи-Мурат» (1896—1904, опубл. 1912)
- «Посмертные записки старца Федора Кузьмича…» (незаконч., 1905, опубл. 1912)
Рассказы, в т. ч.:
- «Набег» (1853)
- «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба — 1855)
- Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба — 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
- «Метель», «Разжалованный» (оба — 1856)
- «Люцерн» (1857)
- «Три смерти» (1859)
- «Холстомер» (1863—85)
- «Франсуаза» (переделка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
- «Кто прав?» (1891—93, опубл. 1911)
- «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
- «После бала» (1903, опубл. 1911)
- «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
- «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
- «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все — 1906)
- «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
- «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
- «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)
Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:
- в «Азбуке» (кн. 1—4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):
«Три медведя», «Филипок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.
- Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
- «Чем люди живы» (1881)
- «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь — не потушишь», «Два старика» (все — 1885)
- «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все—1886)
Драматургия:
- комедии
- «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
- «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
- «Плоды просвещения» (1891)
- «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
- драмы
- «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
- «Живой труп» (1900, незаконч., опубл. 1911)
- «И свет во тьме светит» (1880-е—1900-е гг., опубл. 1911)
Публицистика, в т. ч.:
«Исповедь» (1879—82; опубл. 1884, Женева, в России — 1906)
- статьи
- «О переписи в Москве» (1882)
- «Так что же нам делать?» (1882—86; опубл. полн. 1906)
- «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
- «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
- «Стыдно» (1895)
- «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1—1906, полн.—1917)
- «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России — 1917)
- «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
- «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распространялась нелегально)
Педагогические сочинения, в т.ч.:
ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.
Религиозно-философские сочинения:
- «Исследование догматического богословия» (1879—80)
- «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—81)
- «В чем моя вера» (1884)
- «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.
Критика, в т.ч.:
- «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
- «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
- «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897—98)
- «О Шекспире и о драме» (1906)
- «О Гоголе» (1909)
Дневники (1847—1910)
Структура и характеристика произведения
Трилогия включает в себя три повести — «Детство», «Отрочество» и «Юность», которые скреплены одним героем и описанием становления и развития его личности.
Первая повесть «Детство» имеет следующие особенности:
✓ героем является маленький мальчик Николенька Иртеньев, живущий в атмосфере патриархально-помещичьего быта;
✓ герой ведет радостное, безмятежное существование, ощущая любовь и заботу близких;
✓ в герое присутствует радостное чувство гармонии, согласие с самим собой;
✓ прослеживаются мельчайшие движения человеческой души и смена переживаний и чувств ребенка;
✓ используется описание бытовых событий — сцен игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери для раскрытия черт характера ребенка и условий формирования его личности;
✓ описываются те черты, которые формируются у ребенка, — искренность, доверие к миру, естественность поведения;
✓ многие описываемые эпизоды взяты из детства самого автора;
✓ пора детства раскрывается с максимальным обобщением, несмотря на автобиографичность произведения.
Вторая повесть «Отрочество» имеет следующие особенности:
✓ продолжает многие мотивы первой части, но и существенно отличается от нее;
✓ у героя появляются такие качества личности, как аналитичность мышления, возникает потребность в философском осмыслении мира и поиске ответов на такие вопросы, как жизнь и смерть, душа и ее жизнь после смерти и т. п.;
✓ раскрывается новая фаза духовного развития ребенка, которая характеризуется следующим образом:
• появляется новое представление о мире, которое заключается в более полном его сознании не только через себя и свою жизнь, но и через жизни других людей;
• возникает понимание социального неравенства, причин существования богатых и бедных;
• появляется представление и понимание того, что такое счастье и несчастье;
✓ растет разъединение подростка с окружающими его близкими людьми;
✓ происходит явственное осознание своего «я»;
✓ сюжет повести приобретает напряженность, не свойственную первой части, которая связана с душевным кризисом подростка, а не с внешними событиями, которых по-прежнему немного, и с преодолением этого душевного кризиса с помощью дружбы с Нехлюдовым, который выступает как носитель идеи внутреннего совершенствования.
Третья повесть «Юность» имеет следующие особенности:
✓ повествует об укреплении у героя нового взгляда на жизнь, основой которого становится стремление к нравственному усовершенствованию;
✓ отражает трудности, с которыми сталкивается герой, двигаясь к своей цели, и среди них ключевыми являются:
• разрушение детских и юношеских идеалов и мечтаний;
• замена высоких представлений о жизни светским идеалом благовоспитанности;
✓ показывает через исповедь героя настойчивость его стремления к своей цели;
✓ рассказывает о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которые обладают превосходством в жизненных знаниях, и обретение Иртеньевым связей с людьми является важной вехой в его личностном и нравственном росте, созревании;
✓ в последней главе, которая называется «Я проваливаюсь», рассказывает о крахе всех прежних моральных и философских идеалов и откровенном и честном признании героя в разочарованности прежними взглядами и образом жизни, но и это также является основой для дальнейшего нравственного и личностного развития и роста героя.
Основные герои трилогии
- Николенька Иртеньев – главный герой всех трех повестей трилогии, растет в дворянской семье, умен не по возрасту, тонко чувствует мир.
- Иртеньева Наталья Николаевна– мать Николеньки, напрямую образ этой героини писатель не демонстрирует, но мы видим ее влияние на сына, благодаря ей он стал добрым и чутким человеком.
- Иртеньев Петр Александрович– отец Николеньки, граф, рассудительный, строгий, авторитетный мужчина.
- Наталья Савишна – экономка, самозабвенно служит семейству, на которое работает.
- Карл Иванович – учитель Коленьки, добрый и заботливый.
- St.-Jerome – француз по происхождению, гувернёр в доме Иртеньевых, по началу у него и Николеньки очень скверные отношения, постепенно они движутся в лучшую сторону, главный герой признает, что он хорошо выполнял свои обязанности, однако был самовлюблен и тщеславен.
- Бабушка – графиня, величественна, уважаема, с внуками добра и весела, особенно сближается с ними после смерти дочери.
- Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеньевых г-жи Валахиной. Николенька был влюблен в эту девочку.
- Семенов – студент-разночинец, учился вместе с Николенькой, часто прогуливал, пользовался уважением среди студентов, влез в долги, продал себя в рекруты.
- Дубков— адъютант, приятель Володи Иртеньева, ограничен, но при этом искренен и чистосердечен, увлекается шампанским и женщинами, игрой в карты.
- Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеньевых, вторая жена отца Николеньки, любит красиво одеваться, но неряшлива дома, с Николенькой у нее неприятные отношения, с отцом Николеньки отношения дошли до состояния тихой ненависти и отвращения, несмотря на то, что она всячески старалась завоевать любовь своего мужа.
- Зухин — товарищ Николеньки по университету. Пылкий, деятельный, не любил науку, хотя легко все схватывал. Сначала Николенька испытывал к нему чувство призрения, однако позже видит в нем положительные качества.
- Ивин Сережа — родственник и сверстник Иртеньевых, Николенька испытывает симпатию к Сереже, но не находит ответных чувств.
- Иртеньев Володя – старший брат Николеньки, провоцирует брата на соперничество, несмотря на это отношения братьев хорошие.
- Иртеньева Любочка — старшая сестра Николеньки, имеет сходство с матерью в манерах и в голосе.
- Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеньевой, первая любовь Николеньки.
- Князь Иван Иваныч — тип аристократа прошлого столетия, уважаем, имеет высокие нравственные принципы, добр, хорошо образован, однако несколько надменен.
- Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, Николенька считает ее некрасивой, неинтересной, отношения с Николенькой у нее натянутые.
- Мими (Марья Ивановна) — гувернантка Иртеньевых, мать Катеньки, по мнению Николеньки скучная женщина, отец Николеньки некогда был увлечен ею.
- Михайлов Яков — приказчик, крепостной Иртеньевых, вел себя спокойно и достойно, был предан своим хозяевам.
- Дмитрий Нехлюдов — князь, приятель Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос