Счастье Матрены
Странников отправляют к Корчагиной из-за прозвища – губернаторша. Редко кто мог из простой крестьянки стать известной в округе с таким титулом. Но принесло ли прозвище истинное счастье? Нет. Народ ославил ее счастливицей, но это только один случай из жизни Матрены. Смелость и упорство вернули в семью мужа, жить стало легче. Детям не пришлось больше ходить побираться по деревням, но сказать, что Корчагина счастлива нельзя. Матрена понимает это и пытается объяснить мужикам: среди русских простых женщин нет счастливых, и не может быть. Сам Бог отказал им в этом – потерял ключи от радости и воли. Богатство ее – озера слез. Испытания должны были сломить крестьянку, душа должна была стать черствой. В поэме все по-другому. Матрена не умирает ни духовно, ни физически. Она продолжает верить, что ключи от женского счастья найдутся. Она радуется каждому дню и вызывает восхищение мужиков. Ее нельзя признать счастливой, но и несчастной никто не посмеет назвать. Она настоящая русская крестьянка, самостоятельная, красивая и сильная.
Счастье матери
Что для Матрены Тимофеевны счастье? Это дети. Женщина понимает свое предназначение по Божьему закону – в новых жизнях. Ее дети должны быть счастливы. Но судьба крепостной тяжела и горька. Первый ребенок гибнет. Его загрызли свиньи. Такая гибель сама по себе ужасна, но еще страшнее описание действий полиции. Женщину стали обвинять в убийстве ребенке, на глазах у матери малыша начали резать, чтобы определить причину смерти. Сколько горя пережила Матрена, озлобилась на весь свет. Обидела Матрена старика Савелия, проспавшего ребенка. Но страшное потрясение не сделало женщину жестокой на всю жизнь. Горе переросло в сочувствие. Помогла и вера. Матрена молится и просит помощи у Богоматери. Та дарит ей новых детей. Тяжела судьба крепостных женщин на Руси. Они рожают детей, работают не покладая рук, чтобы те были сытыми, защищают их от чужих людей, помогают окрепнуть перед самостоятельной жизнью.
История Матрены Корчагиной
Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.
Долго думала эта тридцативосьмилетняя, красивая на вид, трудолюбивая женщина о том, что ответить странникам, и счастлива ли она. Уже и стемнело, когда Матрена, наконец, решилась рассказать о своей жизни без утайки, чтобы и самой найти ответ на этот вопрос.
Детство у нее было беззаботным и радостным. Родители не могли налюбоваться ею, любили и оберегали от невзгод. Рано приученная к труду, она помогала во всем родителям и ей нравилась такая жизнь. Да и в юном возрасте у девушки было много счастливых дней, пока ее не выдали замуж и муж увез из родных мест.
Матрена попадает в совершенно противоположную среду, в дом неприветливой семьи, где ее унижают, обижают, нагружают тяжелой работой. Муж постоянно на заработках и не заступается за нее, а иногда и поколачивает. Но Матрена очень терпелива и стойкая, она не сдается и, подчиняясь такой жизни, стойко переносит все невзгоды. Ее сильный характер еще больше закаляется, а душевная стойкость не дает себя сломать.
Даже в таких суровых условиях Матрена находит радостные моменты в жизни. И когда родился первенец, счастливее ее трудно было бы отыскать. Но тяжелая работа заставляет бросать сына на попечение старика, и когда Демушка трагически погибает, а ее обвиняют в гибели сына, горю нет предела. Но и это она стойко переживает, радуясь рождению других детей, ради которых она и продолжает жить и сносить все тяготы.
Матрена гордая женщина, которая не уступает домогательствам управляющего. Она жертвует собой ради счастья детей и мужа. Она принимает на себя наказание за проступок старшего сына, который будучи подпаском потерял овцу.
Покорная во всем, она все же решительно борется за свое счастье, вступаясь за мужа, чтобы его не отослали в солдаты. Этим она завоевывает уважение к себе окружающих и прозвище «Губернаторша». Ее даже начали уважать в семье мужа.
В селе Матрену считают счастливой. Но счастлива ли она? Рассказав странникам всю свою жизнь, она осознала, что в ее жизни были счастливые моменты, но те муки и ненастья, которые она пережила, не делают ее счастливой.
В свои 38 лет она выглядит как старуха, волосы с проседью напоминают о жизненных невзгодах, а ключи от счастья, как она считает, находятся у самого Бога.
В образе Матрены автор отобразил жизнь русских крестьянок той поры.
Составляющие счастья
Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.
Интересно мнение отдельных исследований.
Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.
У каждого сословия свои цели:
- Мужики – хороший урожай;
- Священники – богатый и большой приход;
- Солдат – сохранение здоровья;
- Женщины – добрая родня и здоровые дети;
- Помещики – большое количество слуг.
Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.
Сочинение про Матрену
Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе. Однако крестьянка предстает перед нами не только замученной тяжелым трудом, но и в образе «величавой славянки», обладающей высокими нравственными качествами, стойко переносившей жизненные неурядицы и любящей свою семью. Таковой является Матрена Тимофеевна Корчагина.
Добросердечие, приятная внешность, смекалка, слава счастливицы присущи этой женщине. Мы видим, как Некрасов показывает жизнь Матрены с детских лет и до встречи с искателями счастливой судьбы. Интересно, как автор изображает ее мысли и чувства, а также душевные потрясения, оставленные большой след в ее жизни. Особенно тяжело ей было после смерти первого сына Демушки.
В начале поэмы, где говорится о трагической кончине ребенка, описан образ птицы, которая безутешно плачет о своих птенцах ,погибших во время грозы. Он помогает т читателю понять трагедию матери-крестьянки. Однако, когда вскрывают труп Демушки, Матрена Тимофеевна оказывается во власти безысходности и ярости. В ее проклятиях злодеям и палачам у нее созрел план отмщения. И поэтому, предвидя такую ситуацию, становой велит связать мать.
Спасая младшенького Федотошку, от незаслуженного наказания она сама легла под розги, даже не вымаливая прощения у старосты. Она с гордо поднятой головой вынесла позорное наказание. Лишь только вечером у реки женщина смогла выплакать всю боль своих страданий. Матрена переживает, когда узнает, что ее мужа отдают в солдаты. Видя, как супруга избивают палками по приказу полковника Шалашникова, а ее ребятишки просят подаяние, она идет икать заступничество.
Ночью идет она в город, обращаясь с молитвой к небесной заступнице. В отличие от других героинь произведений поэта, ей выпало счастье, так как она попросила помощи у губернаторши, которая ей и помогла. И вот, крестьянка возвращается домой с мужем, которого освободили от воинской повинности и с младенцем Лиодорушкой. Ее сердце было переполнено радостью, благодарностью и любовью. В таком состоянии и окружающий мир ей видится лучше. Матрена идет и любуется природными красотами, присутствующими в начале весны. Но, при всей своей удачливости и природной одаренности Матрена не стала счастливой. Прощаясь с искателями счастливого, она говорит, что ключи от женского счастья затеряны, и вряд ли найдутся.
Сочинение 3
После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.
После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.
Другими образами, показанными в произведении является другой – более зажиточный слой персонажей , такие как поп, помещик или князь. Они не заботятся о благополучии других. Первое, что их волнует, является собственное счастье, которые они оберегают и достигают различными способами, порой идущими в разрез с интересами главных персонажей. Помещик, к примеру, считал, что самой большой единицей счастья считается «власть над мужиком», а так как в современных реалиях данной власти стало меньше, то, соответственно, и счастья тоже, по его мнению, поубавилось.
А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.
Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.
Сочинение 2
Нелёгкая судьба русской женщины волновала Некрасова. Ей он посвящал строки многих произведений, в том числе и поэмы «Кому на Руси жить хорошо», одним из основных персонажей которой является простая крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина.
«Красива; волос с проседью, глаза большие строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла» – так описывает автор свою героиню. Матрёна очень покладиста и трудолюбива. Несмотря на то, что в родном доме её любили, холили и лелеяли, с самого раннего детства Матрёна трудилась, помогала по хозяйству, пасла домашних животных, гребла сено. Работала тяжело, но успевала и отдыхать. Окружённая заботливой семьёй, она была абсолютно счастлива.
Но с замужеством всё резко изменилось. Судьбой каждой девушки того времени был уход в дом и семью мужа, безропотное принятие законов этого дома. Зная это, Матрёна горько плакала, не желая покидать родителей. Хоть судьба и послала ей любимого и любящего мужа Филиппа, но отправила далеко от родных, в чужую большую семью, которая невзлюбила сноху. Практически всё время супруг проводит на заработках, оставляя Матрёну один на один с новой роднёй. Уезжая, он не заступается за молодую жену, а напротив – советует ей молчать, терпеть своих родителей и сестёр: «Не плюй на раскалённое железо – зашипит!».
Ох и не легко пришлось Матрёне в чужом доме, некому приголубить, пожалеть, всё, что видела героиня — только лишь придирки, укоры, оскорбления. С утра до ночи тяжёлый труд и ни одного доброго слова. Даже муж поддался воздействию своих родных и раз побил Матрёну за то, что вовремя не поднесла башмаки сестре. Лишь один человек – столетний дед Савелий, отец свёкра, жалел и поддерживал её.
Лучиком света в этом тёмном царстве для Матрёны было рождение первенца – сына Дёмушки. Как же она была счастлива! Испытав радость материнства, успокоилась, смирилась со всеми обидами, послушно работала, наслаждаясь каждой минуткой, проведённой со своим ребёнком. Но пришла беда – не разрешила свекровь взять малыша с собой на работу в поле, и ребёнок, оставленный под присмотром старика Савелия, трагически погибает. Страшно представить, чего стоило Матрёне пережить это несчастье. Но она не сломалась, проявив невероятную силу духа, смогла жить дальше, радоваться рождению других детей.
Матрёна покорно трудится, не ропщет, однако, когда речь идёт о счастье и здоровье её детей и мужа, героиня меняется. Она готова на всё, свернуть горы, осушить океаны, но защитить свою семью. Не задумываясь, ложится под розги вместо восьмилетнего сына Федота, который работал подпаском и не уследил за овцой. Идёт против бога: единственная, кто не слушается требования пришедшей в село богомолки не кормить детей грудью по постным дням (средам и пятницам). А когда мужа несправедливо забирают в солдаты, Матрёна, будучи на сносях, сама отправляется к губернатору, идёт всю ночь, находит способы встретиться с губернаторшей и, упав ей в ноги, добивается возвращения Филиппа домой.
Такой Некрасов представляет читателю настоящую русскую женщину: несломленной, гордой, работящей. Её не назовёшь счастливым человеком, ведь быть счастливой, пережив столько горя и невзгод, очень сложно. Но в её жизни есть главное – это забота о родных, близких, и ради них она способна выдержать самые сложные испытания.
`
Второстепенные персонажи
Матрёна Тимофеевна Корчагина
Крестьянка
По мнению окружающих, счастливая женщина. На самом деле её трудно назвать счастливой, она перенесла немало горя в своей жизни. Это издевательства родственников мужа, тяжёлая работа, смерть маленького ребёнка, несправедливые обвинения властей. Сильная и терпеливая, она продолжает жить и работать, стойко перенося все невзгоды.
Подробная характеристика Матрены Тимофеевны.
Савелий Богатырь
Старик-долгожитель
Внешний вид старика Савелия – это образ настоящего русского богатыря, уже постаревшего. Он кряжистый и статный, 40 лет провёл на каторге и в ссылке. Он заступник угнетаемого народа. Справедливый, честный и добрый старик. Тяжело переживает, что не уберёг сына Матрёны от свиней. Ушёл в монастырь вымаливать прощение. Прожил 107 лет.
Подробная характеристика Савелия.
Яким Нагой
Простой крестьянин
В нём проявляется духовное начало, умение понимать прекрасное. Работяга, всю жизнь проводит в трудах, не имея лишнего куска хлеба. Его увлечение странно для мужиков — он любит лубочные картинки, которыми украшает стены дома. Когда случился пожар, первым делом он спас картинки, но не успел спасти накопленные монеты. Решительный человек, давший отпор барину Веретеннинову, когда тот укорил крестьян за пьянство.
Подробная характеристика Якима Нагого.
Ермил Гирин
Самый уважаемый человек среди крестьян
Честный и справедливый мужик, интересы общества для него превыше всего. Лишь один раз слукавил, спас родственника от солдатчины, в чём покаялся перед народом. Вызывает огромное доверие.
Подробная характеристика Ермила Гирина.
Князь Утятин
Выживший из ума помещик
Никак не может поверить, что крепостного права уже нет. Привык издеваться над крестьянами. Узнав о реформе, от злости заболевает. Наследники боятся, что останутся без состояния, упрашивают крестьян подыграть им в обмане старика. Жестокий самодур, до смерти остаётся тираном.
Подробная характеристика Утятина.
Ипат
Слуга Утятина.
Яркий представитель старого поколения слуг, и после реформы он остаётся преданным холопом, продолжает служить своему барину.
Оболт-Оболдуев
Представитель дворянского сословия
Всю жизнь живет за счёт других, сожалеет об уходящем времени и о том, что лишается своей власти.
Подробная характеристика Оболдуева.
Поп
Представитель духовного сословия
Живёт за счет своих прихожан, поэтому ему выгодно, чтобы крестьяне жили лучше и богаче, тогда увеличатся и его доходы. Знает об отрицательном отношении народа к священнослужителям, почему и не может назвать себя счастливым.
Подробная характеристика попа.
Гриша Добросклонов
Молодой крестьянин
Выходец из бедняцкой семьи, будущий народный заступник, поэт; мечтает стать борцом за лучшую жизнь народа.
Подробная характеристика Добросклонова.
Это был список основных персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в таблице с краткой характеристикой.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо»
для самых компанейских —
Главные герои «Кому на Руси жить хорошо»
для самых любопытных —
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
для самых крутых —
Читать «Кому на Руси жить хорошо» полностью
Тест по произведению
-
/17
Вопрос 1 из 17
Какое историческое событие описывается в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
- Отмена крепостного права Александром II;
- Бунт Пугачева;
- Покорение Ермаком Сибири;
- Реформа религии и раскол на Руси.
Самые популярные материалы августа для 10 класса:
Краткое содержание «Тупейный художник»
Краткое содержание «Грозовой перевал»
Мышкин и Настасья Филипповна
Краткое содержание «Бурмистр»
Краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда»
Краткое содержание «451 градус по Фаренгейту»
Краткое содержание «Братья Карамазовы»
Краткое содержание «Дом, где разбиваются сердца»
Краткое содержание «Над пропастью во ржи»
Почему Рогожин убил Настасью Филипповну?
Судьба Матрёны в чужой семье
Судьбу девушки, выданной замуж в чужую семью, Матрёна пропевает слушателям-крестьянам в народных песнях. В семье мужа Матрёне жилось, как в аду. Она должна была прислуживать старшей золовке Марфе, приглядывать за свёкром, чтобы не ушёл в кабак, сносить ругань свекрови. Муж советовал Матрёне молчать и терпеть. Зато с ним были «лады». Матрёна признаётся, что муж ударил её только один раз, и не видит в этом ничего зазорного: жене негоже считать мужнины побои.
Но обычно муж заступался за Матрёну, как в голодный год, когда свекровь обвиняла невестку в голоде, потому что в Рождество она надела чистую рубаху (суеверие).
Композиция и жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н.А.
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» возник в начале 1860-х годов. Некрасов продолжал работу над поэмой до конца жизни, но так и не успел завершить ее. Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности — последовательность глав оставалась неясной, авторский замысел можно было угадать лишь примерно. Исследователи творчества Некрасова остановились на трех основных вариантах расположения глав в поэме. Первый основывался на последовательности времен года в поэме и авторских пометках и предлагал следующий порядок: «Пролог и первая часть» — «Последыш» — «Пир — на весь мир» — «Крестьянка». Второй менял местами главу «Пир — на весь мир» и «Крестьянка». При таком расположении замысел поэмы выглядел более оптимистично — от крепостного права к поминкам «по крепям», от сатирического пафоса к патетическому. В третьем и самом распространенном варианте, — скорее всего, именно он и встретился вам при чтении поэмы («Пролог и первая часть» — «Крестьянка» — «Последыш» — «Пир — на весь мир») — тоже была своя логика. Пир, устроенный по поводу смерти Последыша, плавно переходит в «пир на весь мир»: по содержанию главы «Последыш» и «Пир — на весь мир» связаны очень тесно. В главе «Пир — на весь мир» находится, наконец, и по-настоящему счастливый человек. Мы будем опираться на третий вариант, просто потому что именно он стал общепринятым при публикации поэмы, но при этом будем помнить, что поэма осталась незаконченной и мы имеем дело с реконструкцией, а не действительным авторским замыслом.
Сам Некрасов называл свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». Эпопея — один из самых древних литературных жанров. Первая и самая знаменитая эпопея, на которую ориентировались все авторы, обращающиеся к этому жанру, «Илиада» Гомера. Гомер дает предельно широкий срез жизни греков в решающий для нации момент, период десятилетней войны греков с троянцами — в переломный момент народ, как и отдельная личность, раскрывается ярче. С простодушием греческого простолюдина Гомер не упускает даже мельчайших деталей жизненного и военного уклада своих героев. Перечисленные признаки стали жанрообразующими, мы без труда найдем их в любой эпопее, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в том числе.
Некрасов старается коснуться всех граней народного бытия, с вниманием относится к самым незначительным подробностям народной жизни; действие поэмы приурочено к кульминационному для русского крестьянства моменту — периоду, наступившему после отмены крепостного права в 1861 году. Композиционным стержнем эпопеи стало путешествие семи мужиков, позволившее предельно расширить границы художественного пространства поэмы
Семь странников представляют собой как бы одно целое, они плохо отличимы друг от друга; независимо от того, говорят они по очереди или хором, их реплики сливаются. Они только глаза и уши. В отличие от поэмы «Мороз, Красный нос», в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов старается быть абсолютно незаметным, спрятаться за полог и показать народную точку зрения на происходящее. Иногда, например, в знаменитом отрывке о Белинском и Гоголе, которого мужик пока что не несет с базара, авторский голос все же прорывается наружу, но это одно из немногих исключений
Композиционным стержнем эпопеи стало путешествие семи мужиков, позволившее предельно расширить границы художественного пространства поэмы. Семь странников представляют собой как бы одно целое, они плохо отличимы друг от друга; независимо от того, говорят они по очереди или хором, их реплики сливаются. Они только глаза и уши. В отличие от поэмы «Мороз, Красный нос», в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов старается быть абсолютно незаметным, спрятаться за полог и показать народную точку зрения на происходящее. Иногда, например, в знаменитом отрывке о Белинском и Гоголе, которого мужик пока что не несет с базара, авторский голос все же прорывается наружу, но это одно из немногих исключений.
Страшная трагедия
Горе пришло внезапно. Жуткое горе. Ребенок Матрены погиб. В те времена женщины работали в поле даже с новорожденными детьми, брали их с собой. Но свекровь Матрены уговорила ту оставлять кроху на бабушку с дедушкой. Дедушка не доглядел и малыш погиб.
В те времена такое не было редкостью. Но для Матрены это стало ужасным ударом. А тут еще и полиция добавила. Они обвинили женщину в сговоре со свекром с целью убить малыша. Власти приняли решение провести эксгумацию, чтобы понять причины смерти. Женщина умоляла не тревожить кроху, на коленях стояла, но ее никто не слушал. Из-за всего этого она чуть не сошла с ума.
Образ счастья как свободы в поэме
Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:
Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:
И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:
Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:
Вариант №2
Матрена Тимофеевна Корчагина рассказывает свою судьбу семерым странникам в главе «Крестьянка». Статная, красивая, лет тридцати восьми, хотя и называет себя старухой. Много страданий и горя выпало на долю этой крестьянки, но, тем не менее, она среди прочих прослыла счастливицей и получила даже прозвище губернаторша. Выросла Матрена в хорошей, работящей, непьющей семье. Вдали ее замуж рано, и попала она с «девичьей холи» в сущий ад, потому что сноха в семье мужа последняя раба. За мужа пошла по любви, обещал не обижать, но для порядка побил ее разок, когда не успела угодить золовке. Много обид терпела она от родни мужа. Только у старого деда Савелия могла найти утешение.
Когда родился первенец, свекровь не позволила ухаживать за младенцем, заставила работать в поле. А присматривавший за Дедушкой столетний дед не уберег ребенка от гибели. Чуть умом не тронулась после этой трагедии. Но вырастила все же пятерых сыновей. Иногда могла ослушаться. В отличие от суеверной родни, не верила в глупые приметы. Ребенка кормила грудью в постные дни, не смотря за запреты. Однажды в Рождество надела чистую рубаху, чем навлекла ярость деревенских, которые посчитали, что по ее вине наступила бесхлебица.
Только благодаря мужу осталась в живых. А другую женщину за подобное забили да смерти кольями. За сынишку Федота, которого совсем маленького отдали в подпаски, приняла наказание. Мальчика, который не смог отнять у голодной волчицы мертвую овцу, хотели высечь, но Матрена заступилась и не дала. В трудный год голодая с ребятишками, вспомнила эту волчицу, поняла, как на нее похожа. Мужа забирают в рекруты, и ее дети становятся обузой для семьи, потому что шумливые, «обжоры за столом». Чтобы выжить, отправляет детей просить милостыню. Дойдя до крайней степени отчаяния, решается идти просительницей за мужа к губернатору. Внезапно у нее начинаются роды в губернаторском доме, и благодаря заступничеству и жалости губернаторши, возвращает мужа в семью.
Некрасов показал глубоко одухотворенный образ русской крестьянки с несломленным, гордым характером, но безмерно терпеливой, готовой на самопожертвование.
Образ и характеристика Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо
Сейчас читают:
-
Сочинение Дзержинск — мой город
Дзержинск образовался в 1606 году и более оживлённое развитие начал в 19 веке, когда началось строительство железной дороги, а к 20 веку уже открылись более 10 предприятий.
-
Сочинение на тему Прогулка по весеннему лесу
Весной лес выгладить волшебно, а прогулка по нему способна доставить удовольствие любому человеку. Весна – это золотая серединка между холодной и мрачной зимой и теплым, ласковым летом.
-
Характеристика и образ Кирсанова в романе отцы и дети сочинение
Как может показаться на первый взгляд, Аркадий Кирсанов, один из главных персонажей романа «Отцы и дети» воспитываясь в любящей семье, станет достойной сменой своим родителям, ведь даже день свадьбы сына и родителей выпадает на одно и тоже число.
-
Душевная драма Катерины в пьесе Гроза сочинение
«Ну почему жизнь устроена так, что живые,амбициозные, талантливые, добрые и честные люди вынуждены отступать переде самой обычной серой массой, которая заполняет этот мир, с каждым днём поглощая тех, кто отличается от них?» — пожалуй,
-
Проблематика романа Герой нашего времени сочинение
Проблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.
-
Главные герои Мастера и Маргариты сочинение
Главными героями в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» являются Воланд, Мастер и Маргарита. Воланд встречается уже в самом начале романа. Он — мужчина средних лет, хитрый,Сатана, Дьявол, могущественный «князь тьмы»,
Сочинение Счастье Матрены Тимофеевны
Они идут по всей стране и ищут человека, которому на Руси жить хорошо. Мимо них проходит немало людей и каждый из них рассказывает свою историю, из которой понятно, что не так уж и хорошо живется на Руси. Тогда в одной из деревень им встречаются женщины, которые советуют сходить к Матрене Тимофеевне, ведь именно по их меркам она счастливая и живет хорошо.
Мужики находят красивую женщину с небольшой проседью в волосах, на вид ей около тридцати осьми. Они затевают разговор с Матреной Тимофеевной и спрашивают на самом ли деле она самая счастливая на Руси. Женщина подумала над вопросом и стала рассказывать путникам свою историю жизни и в чем же все-таки заключается ее счастье.
Она росла в хорошей семье и была счастлива до тех пор, пока не вышла замуж. Семья мужа невзлюбила девушку и заставляла тяжело ее работать. Единственный кто ее защищал, был дед Савелий. Муж был постоянно в командировке и приезжал только зимой. Так она и жила в мучениях, ко всему этому к ней домогался Ситников, и это продолжалось до тех пор, пока он не умер.
Когда родился первенец, Матрена отдала всю себя ребенку, и ее радости не было конца, но случилось несчастье, дед Савелий недосмотрел, и малыша съели свиньи. Матрена долго не могла простить Савелия и не могла забыть своего маленького сына. Вскоре у нее родились еще дети, и она посвятила всю себя им, когда она была беременна третьим ребенком, мужа забирают на войну, и она едет к губернатору, где упрашивает оставить мужа с ней и детьми.
Потом Матрена спасает своего сына от плетей, когда он скармливает чужую овцу волчице. Она берет всю вину на себя за своего сына Федота.
После всех этих событий ее стали в деревне называть счастливой. Сама же Матрена Тимофеевна говорит о том, что жизнь ее не сладкая, но, несмотря на этом она действительно счастлива. Ее счастье заключается в том, что она счастливая мать и жена. Она борется за свое счастье как волчица и именно поэтому считает, что счастье заключается в любви и понимании. Матрена выстояла все беды, спасла Федота от плетей, а мужа от солдатчины и у нее остались силы дарить им любовь и создавать семейный уют.
Глава 5. Помещик.
Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами. Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать. Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.
Часть 2. Последыш
На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин. Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства. Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.
Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо. За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости. Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.
Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух. Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных. Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.
Часть 3. Крестьянка.
Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю. Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей. Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка. Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети. Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.
Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.