О чем рассказ
Паустовский рассказывает об одиночестве старых родителей, дети которых забыли о своих корнях. Это произведение можно считать образцом такой ситуации, когда дети свой долг перед родителями видят в материальном обеспечении стариков
Но стоит помнить, что родителям в преклонном возрасте важно видеть своих детей рядом, говорить с ними, прижимать к себе. Часто в жизни бывает так, что неродные люди становятся ближе, чем самые родные
Главные герои:
- Анастасия -дочь главной героини. Она работает и живет в Ленинграде, много делает для совершенно посторонних людей, но для родной матери у нее нет времени. Она предпочитает откупаться от мамы, ей некогда даже съездить навестить матушку.
- Катерина Петровна – старушка. Она одиноко живет в Заборье. Ей печально и тоскливо. Она ждет, что, может быть приедет, дочь. Но так и не дожидается, умирает рядом с чужими людьми.
Паустовский «Телеграмма» это рассказ или повесть? По жанру произведение Константина Паустовского логично отнести к рассказу.
Причины:
- имеется одна сюжетная линия,
- героев немного, и все они связаны с развитием сюжета,
- объем произведения маленький.
В современном мире набирает обороты чтение книг онлайн. Не стало исключением и произведение Паустовского. «Телеграмму» можно читать онлайн.
Википедия содержит большую статью, посвященную личности и творчеству Константина Паустовского. В ней упоминается рассказ «Телеграмма». Речь идет о сюжете и истории создания текста.
В школьной программе «Телеграмма» входит в перечень обязательных для чтения текстов. Кроме того, предусматривается, что ребята должны заучивать наизусть отрывок из произведения Паустовского.
Образ Насти в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»
В основе сюжета рассказа К. Паустовского «Телеграмма» лежит история отношений матери – Катерины Петровны и её дочери – Насти. Катерина Петровна живет в одиночестве в селе Заборье. Она очень скучает по дочери, думает о Насте каждую минуту и страдает, потому что та не спешит навестить свою маму.
Эта маленькая, несчастная старушка чувствует приближение смерти. Но она не хочет уходить из жизни, так и не увидев в последний раз единственного родного человека. Катерина Петровна ждет от дочери хотя бы письма. Но, кроме телеграммы с деньгами, ей ничего не приходит. Мать совсем отчаивается и пишет Насте сама: «Ненаглядная моя…Зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки…»
А что же Настя? Она живет в Ленинграде. Всё её время отнимает интересная работа в Союзе художников. Автор не говорит, есть ли у Насти семья: муж, дети. Можно сказать, что роднее матери у этой женщины никого нет. Автор дает ответ, почему Настя не едет к матери, редко вспоминает о ней, не пишет писем. Причиной этого являются «важные дела», занятость в Союзе художников.
«Дело», которым Настя занимается в то время, когда мать умирает в одиночестве, кажется нам действительно важным. Она заботится о человеке: едет к скульптору Тимофееву помочь ему. Но эпизод с Тимофеевым неслучаен. Он показывает нам, как мелки проблемы скульптора по сравнению с тем, что переживает обделенная любовью и заботой Катерина Петровна. Смешно и невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «непонятно, как я еще не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары».
Вскоре Настя получает телеграмму, в которой говорится, что ее мать умирает. Это происходит в тот момент, когда раздаются аплодисменты в честь Насти. Начинают открываться истинные ценности для «ненаглядной» дочери. Автор прямо не осуждает Настю. Его точка зрения передается через символический образ Гоголя.
Вот первая «встреча» с Гоголем: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!» А вот вторая, последняя, «встреча» после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».
За свою сухость, черствость, невнимание к близкому человеку Настя горько расплачивается. Приехав, наконец, к матери, она не застает её в живых: «Настя…вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье»
Когда Настя вспоминает слово «мама», её давят слезы отчаяния. Она чувствует, что в это мгновение отдала бы всё, чтобы оказаться рядом с ней, но, в то же время, она сразу опускает руки. Когда Настя подходит к кассе и узнаёт, что до дома билетов нет, то даже не пытается попросить помочь ей. Едет Настя в Заборье только благодаря понимающей кассирше.
Какие-то высшие силы наказывают Настю. Она не только не застает мать в живых, но и опаздывает на её похороны. Хоронят Катерину Петровну чужие люди, они не говорят о Насте, но в глубине души осуждают её. Бабка Матрёна говорит проходящей мимо похорон учительнице о Катерине Петровне: «…почитай, что совсем одинокая… Есть у неё в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников».
Приехав в Заборье, Настя проплакала в доме всю ночь. Но это пустые, бессмысленные, поздние слёзы. Этими слезами нужно было покаяться перед брошенным несчастным человеком. Мать бы простила Настю, а теперь ей остается жить с тяжелым грузом на душе.
Для человека нет ничего важнее в жизни, чем родители. Ведь они дарят ему жизнь, заботятся, отдают всех себя, без остатка, детям. Рассказ «Телеграмма» заставляет нас задуматься об отношении к своим родителям. Настя променяла любовь матери на пустую работу и взяла на себя большой грех
И совсем не важно, что говорят другие люди. Главное, что на душе Насти всю жизнь будет лежать тяжелый, холодный камень вины
Речевая характеристика
Высказывания героини очень эмоциональны. В этом есть особое обаяние, привлекательность. Появляясь в первом действии, она говорит практически одними восклицаниями. Её реплики сопровождаются авторскими ремарками «плачет», «сквозь слёзы», «целует». Короткие предложения заканчиваются восклицательными знаками и многоточиями.
Это обусловлено не только волнением при встрече. Раневская и после говорит с чувством и сбивчиво, редко выстраивает развёрнутые, длинные высказывания. В сущности, она не умеет полно и всесторонне обосновать своё мнение, высказать свою мысль. Речь обнажает смятение, непоследовательность, неясность чувств.
26.05.2019
Паустовский К. «Телеграмма»
Главные герои рассказа «Телеграмма» и их характеристика
Чему учит рассказ «Телеграмма»
Рассказу учит любить и почитать своих родителей, заботиться о них. Навещать и писать письма родителям. Учит любви и состраданию, верности и добру. Учит правильно расставлять приоритеты. Учит дорожить своими близкими.
Отзыв на рассказ «Телеграмма»
Это очень трогательный рассказ о женщине, для которой забота о других людях стояла на первом месте, так как была ее работой. Но при этом она забыла о собственной матери. Она была чуткой к другим, но бесчувственной к маме. И она испытала огромнейшее раскаяние, когда не застала мать в живых. Это стало для нее важным уроком, но маму все равно не вернуть.
Пословицы к рассказу «Телеграмма»
Мать о детях беспокоится, а дети в степь смотрят. У матери дочь и в тридцать лет дочурка. У матери на все слез хватит. Родительское сердце в детях, а детское в камешке. Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Телеграмма»
Осень была холодной и дождливой. Дороги развезло и пастухи перестали гонять стадо. Катерина Петровна видела все хуже и только по памяти понимала где одна картина, а где другая. Она доживала свой век в доме, построенном ее отцом, известным художником. Дом был мемориальным, но что с ним станет после ее смерти, Катерина Петровна не знала. К старушке прибегала Манюшка, дочь соседа, приносила воды, мела полы. А Катерина Петровна дарила ей перчатки, страусиные перья, стеклярус. Манюшка шмыгала носом и обещала сдать подарки в утиль. Заходил к старушке Тихон, сторож, который еще помнил ее отца, и спрашивал про Настю, дочь Катерины Петровны. После ухода Тихона Катерина Петровна всегда плакала. Она знала, что Насте не до нее, что она живет в Ленинграде, и последний раз приезжала три года назад. Катерина Петровна старалась не мешать дочери и редко ей писала, а письма в ответ получала еще реже. Но раз в два-три месяца почтальон приносил ей перевод от Насти на 200 рублей и несколько строк текста. Однажды ночью Катерина Петровна услышала настойчивый стук и вышла к калитке. Она долго всматривалась в темноту, но там никого не было. Старушка зашла в дом и написала Насте письмо. Она писала, что эту зиму не переживет и умоляла дочь приехать, чтобы поглядеть на нее перед смертью.
Настя получила письмо на работе и спрятала его в карман, решив прочитать после. Она работала в Союзе художников, устраивала выставки. Каждое письмо от матери было для нее и облегчением, еще жива, и укором. После работы Настя отправилась к художнику Трофимову, который показал ей скульптурный портрет Гоголя. Писатель с укором смотрел на Настю, напоминая ей про письмо матери. Настя пообещала помочь Трофимову, который жаловался, что его затирают и на холод в мастерской. Дома Настя прочитала письмо, но ехать было некогда. Две недели она устраивала выставку Трофимову и наконец та состоялась. Седой художник подошел к Насте и поблагодарил ее за чуткость и заботу. В это время Насте предали телеграмму. В ней было всего три слова: «Катя помирает. Тихон». Настя не сразу поняла о чем речь. Ее хвали, выражали благодарность, и только Гоголь смотрел с немой укоризной. Настя встала и быстро ушла. Настя села на скамейке и заплакала. Она понимала, что больше не увидит маму. Она не понимала, как это могло случиться и бросилась на вокзал. Билетов не было, но кассирша, узнав в чем дело, помогла, и вот уже «Красная стрела» несла Настю в Заборье.
Тихон пришел на почту, взял у телеграфиста телеграмму и поплелся к Катерине Петровне. Старушка не вставала десятый день, а Манюшка шестой день подряд дежурила у ее кровати. Тихон принес телеграмму и прочитал ее. Настя сообщала, что выехала и просила дождаться. Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброту, но не поверила. Она отвернулась к стене и умерла. Похоронили Катерину Петровну завтра. Гроб нес Тихон и еще четыре старичка. Собрались старики и ребятишки. По дороге к процессии присоединилась молодая учительница, которая еще никого не знала в Заборье. Она сказала, что старушка наверное была одинокой, и деревенские сказали, что дочь ее залетела высоко, в Ленинград.
Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холмик и холодную комнату, в которой проплакала всю ночь. Уехала она утром, крадучись. Ей казалось, что никто кроме матери не сможет снять с нее невыносимой тяжести вины.
Вариант 2
В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Паустовским раскрывается идея того, что некоторые люди забывают о своих самых близких людях, которые о них заботились, и старались сделать все, чтобы они выросли хорошими и добрыми людьми. Екатерина Петровна показана очень доброй женщиной, которая жила в непростых условиях. Читателю порой хочется, чтобы все в данной истории сложилось совершенно иначе, однако, писатель неизбежно подводит рассказ к тому, что женщина доживает свои последние дни в крайне тяжелых условиях, и мечтает об одном – увидеть на прощание свою родную дочь. Однако, ее дочь совершенно не думает о родной матери, и старается устроить лишь свою личную жизнь.
Образ Екатерины Петровны
Данная женщина показана довольно одинокой, которая доживает свои последние дни в том месте, где она когда-то воспитывала родную дочь, что покинула ее, и оставила одну в столь тяжелом состоянии. Ее папа был связан с художественной деятельностью, она когда-то проживала во Франции. Иногда дочь помогала ей материально, однако, этого, не хватало женщине для того, чтобы жить нормально. Она очень скучает по родной дочери, и хочет, чтобы все было как раньше, когда ее родная Настенька прижималась к ее груди, и она рассказывала ей сказку. Женщина понимает, что это будет последняя зима в ее жизни, и поэтому очень хочет, чтобы дочь приехала к ней из города. Несмотря на свою мечту, увидеть Настю ей так и не удается.
Образ Насти
Данная героиня проживала в городе Ленинград, где работала художницей. Она не навещала родную маму, потому что всегда была занята по профессиональным делам, и считала, что ей некогда делать это. Она добилась большого карьерного роста, и только после этого поняла, что у нее есть мама, которая осталась одна в ветхом жилище. Также, она поняла, что женщина больна. Когда она приезжает, то понимает, что сделать уже ничего нельзя, так как Екатерины Петровны не стало
Она чувствует большой стыд за то, что не смогла увидеть родную маму в тот период, когда ей нужна была особая поддержка и внимание. Плача, и переживая о том, что мама не сможет ее простить, девушка отчаивается, и чувствует сильную душевную боль
Тихон
Данный герой показан сторожем, а также соседом мамы Насти. Когда-то он дружил с отцом девушки, и старался помогать и заботиться о Екатерине Петровне. Как-то раз, он, зная то, что женщина ждет какое-либо известие от Насти, решает написать телеграмму от имени дочери женщины, и говорит о том, что ее дочь скоро прибудет в дом к ней. Однако, его план не срабатывает, и женщина быстро понимает, что это дело рук сторожа, который очень хотел ей помочь.
Телеграмма — сочинение
Рассказ «Телеграмма» Паустовского раскрывает некоторые особенности в отношениях родителей и детей, в данном случае об отношениях матери с дочерью. Рассказ заставляет задуматься, а правильно ли я поступаю со своими родными и близкими? Многие узнают в этом повествовании себя или своих знакомых. Может после прочтения этого рассказа они пересмотрят своё поведение и сделают для себя правильные выводы.
Катерина Павловна, пожилая уже женщина довольно долгий промежуток времени ждёт домой Настю, свою дочь. Она живёт в старом доме совсем одна, дочь уехала в Ленинград, живёт и работает там и кажется совсем забыла про мать. Здравый рассудок говорил старушке, что дочь – девушка молодая, у нее своя жизнь, какие – то свои дела и заботы и ей не очень то и интересно, как и чем живёт её престарелая мать. Катерина Павловна не в коем случае не пеняла на дочку, она ее понимала, она просто ждала…Удивительно, каким любящим может быть материнское сердце, каких только оправданий не найдет мать для своего ребенка.
Настя девушка красивая, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь и поддержать другого. Она работает секретарем и работа поглощает всё её свободное время. Но она активно принимает участие в жизни других людей. Так, например, она организовала одному молодому талантливому скульптору персональную выставку. В Ленинграде её ценят и считаются с ней, она здесь как рыба в воде. Она всегда в перерывах между повседневными делами находила время для других. Сумасшедший ритм города просто засосал ее. А что деревня? Сплошное однообразие и скука. В глубине души Настя чувствует себя виноватой, её сердце разрывает тоска по дому. Она понимает, что некрасиво поступает с матерью, ей ужасно стыдно и больно от осознания этого.
Устав от постоянного ожидания, Катерина Петровна перестает ждать и надеяться, что дочь хотя – бы перед смертью удосужится её навестить. В конечном итоге Настина мама умирает, так и не получив весточки от любимой дочери. Опоздав к маме, не попрощавшись с ней, Настя очень раскаивается и понимает, что совершила самую страшную ошибку в своей жизни и никто кроме родной, любимой, единственной мамочки не поймет её и не простит.
Вся трагедия этой поучительной истории в том, что мать и дочь на самом деле любят друг друга очень искренне и нежно, но при этом их разделяет целая пропасть. Мама с пониманием относится к постоянной занятости дочери, но всё равно надеется до последнего увидеть родное дитя.
Дети Лопухиной[ | ]
Алексей
Алексей Основная статья: Алексей Петрович
Царевич Алексей Петрович
(18 (28) февраля 1690, Москва — 26 июня (7 июля) 1718, Трубецкой бастион Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге) — первенец Петра I. Был назван в честь деда, царя Алексея Михайловича.
Был женат с 1711 года на принцессе Софии-Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской (сестре Елизаветы, супруги императора Карла VI). Дети — Наталья (1714—1728) и Пётр II (1715—1730), на смерти которого род Романовых по мужской линии пресёкся.
Был осуждён за заговор против отца и умер в тюрьме. Считался официальным наследником престола до своего ареста.
Был похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге 30 июня 1718 года.
Александр
Александр Петрович | |
Мерная икона царевича Александра Петровича (1691) | |
царевич | |
Рождение | 3 (13) октября 1691(1691-10-13) Село Преображенское |
Смерть | 14 мая (25 мая) 1692(1692-05-25) Москва |
Место погребения | Архангельский собор (Москва) |
Род | Романовы |
Отец | Пётр I |
Мать | Евдокия Лопухина |
Супруга | нет |
Дети | нет |
Медиафайлы на Викискладе |
Александр Петрович
(3 (13) октября 1691, село Преображенское под Москвой — 14 (25) мая 1692, Москва) — царевич, второй сын Петра I от Евдокии Лопухиной, умерший во младенчестве.
Родился в Преображенском, 3 октября 7200 (13 октября 1691) года:
Крещён 1 ноября 7200 (11 ноября 1691) года в Чудовом монастыре, восприемники — келарь Троице-Сергиева монастыря и тётка Царевна Наталья Алексеевна. Сохранилась мерная икона, написанная после его рождения.
Небесный покровитель — святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий). Имя царевича «Александр» было нетипичным для Романовых, видимо, было выбрано, чтобы подходить к имени старшего брата. «Самым любопытным фактом в истории романовского именослова можно считать имянаречение по созвучию имён (принцип „варьирования родового имени“ у Рюриковичей). (…) Скорее всего, выбор имени определялся фонетической и семантической близостью обоих имён — Алексей и Александр. Совпадают их первые части, и, соответственно, схоже значение (по-гречески „защитник“)».
Скончался в Москве14 мая 7200 (24 мая 1692) года, не прожив и года:
Погребён в Архангельском Соборе Московского кремля 14 мая 7200 (24 мая 1692) года. Надпись на надгробии:
И в одиночестве жестоком
Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.
Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.
Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.
И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества – не открывавшаяся несколько лет калитка.
Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.
Автор подчеркивает, что Катерина Петровна воспринимает дерево как живое и отождествляет с ним свое состояние беспомощности и одиночества.
В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.
Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота – бездушие дочери.
Вариант 2
В данном замечательном произведении, которое было написано Кавериным, рассказывается о том, что мечту можно реализовать только при помощи большого старания, а также веры в лучшее. При этом нужно принимать тот факт, что на пути у человека постоянно возникают различные преграды, которые заставляют его ошибаться. И все свои ошибки необходимо принять, ведь не ошибается только тот человек, которые не стремиться делать что-либо. Помимо осознания своих недочетов, нужно стремиться к тому, чтобы исправлять их, и переходить на новый уровень, следующий этап по реализации своих целей.
Хочется отметить тот факт, что Александр Григорьевич имел мечту всей жизни – он хотел получить должность капитана, и отправиться на поиски пропавшей экспедиции. Также, герою предстоит разузнать об опасной тайне, которую хранит капитан Татаринов. Всю свою жизнь он хочет реализовать мечту. При этом для такого персонажа, как Григорьев, капитан Татаринов становится примером для подражания, ведь он также мечтал достичь Северный Полюс. Ему удалось реализовать свою цель, и несмотря на огромные жертвы, которые ему пришлось принести, он стал героем. Трагедия, которую он пережил, заставляет задуматься о том, как иногда непросто бывает реализовывать свои цели. Он потерял много своих братьев по команде, так как условия в Северной части мира, были просто ужасные.
Говоря про такого персонажа, как Григорьев, следует отметить, что для него мечта – это не просто очередное красивое слово. За ним он подразумевает большой ряд действий, который, в случае большого везения, сможет привести к реализации мечты. Несмотря на то, что у героя от рождения было несколько страшных недугов – он был немым от рождения, а также остался сиротой, персонаж преодолевает все трудности на своем пути, и стремится познавать этот мир. Он поступил в летное училище, и сделал своим жизненным принципом то, что никогда нельзя сдаваться, ведь, за горизонтом, открываются новые просторы, которые ведут вдаль. Даже в те моменты, когда у него многое не получалось, он не опускал руки, и стремился находить новые пути решений. И все же, герой реализовывает свою мечту, и становится летчиком. Через некоторое время, ему также удается узнать о тайне Татаринова. Он, после того, как расследует все происходящее о деле капитана Татаринова, решает, что должен восстановить образ героя. И ему это удается. Также, стоит отметить, что благодаря своей решимости и настойчивости, герою удалось реализовать все свои планы.
7 класс
Популярные сегодня темы
Моим самым любимым животным является щенок. Я готова целый день проводить с ним время, его зовут Кузя, а подарил мне его папа на мое день рождение.
Айвазовский известен по большей части как маринист, то есть существенную часть своего творчества он отдал морю. Георгиевский монастырь является ранней картиной
Главной героиней произведения, написанного в жанре детской сказочной пьесы, является Падчерица, девушка, ставшая сиротой и вынужденная проживать совместно с озлобленными против нее мачехой и ее дочерью.
Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.
Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе Телеграмма
Источник
Литературное направление и жанр
В эпоху засилья соцреализма Паустовский не просто хранит верность реализму классическому, но и развивает его в том естественном, органичном для него направлении, которое указал зрелый Чехов и в котором в то же самое время (1940-е годы) продолжает двигаться Бунин. А самым актуальным и плодотворным для этого направления литературным жанром явилась психологическая новелла, причём Паустовский одновременно с Буниным идёт по пути ещё большей (по сравнению с поздним Чеховым) лаконизации, «новеллизации» новеллы чеховского типа. Для той разновидности русской психологической новеллы, блестящим образчиком которой и является «Телеграмма», характерны ещё большая, чем даже у Чехова, завуалированность авторской позиции и неоднозначность моральной трактовки. Их контуры открываются лишь внимательному читателю, правильно толкующему те «слова-сигналы», что связывают сюжет с исторической действительностью и с литературным контекстом, и различающему строгий композиционный каркас новеллистически сжатого текста.
Кадр из к/ф «Телеграмма» 1957 год
Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева).
На чужую, но вот не на материнскую — ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.
Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, — ей стыдно.