Рассказ михаила зощенко «великие путешественники»: краткое содержание, анализ и характеристика героев

Краткое содержание рассказа великие путешественники зощенко (сюжет произведения)

Краткое содержание

Это произведение написано в легкой сатирической форме, что позволяет маленьким детям быстро и с нескрываемым интересом читать его. В нем рассказано о приключениях дружных приятелей. Степка любил книги о путешествиях, поэтому в один из летних дней решил рассказать своим товарищам о том, что наша планета круглая. Он говорил, что если отправится из определенного пункта и постоянно идти прямо, то можно скоро вернуться обратно. Однако Минька не поверил ему.

Тогда Степка предложил друзьям отправиться в кругосветное путешествие, чтобы проверить эту теорию. Они решили выходить на следующее утро, когда взрослые уедут в город по делам, а бабушка пойдет на водоем стирать. Девочка сказала, что у нее есть 4 рубля, и она возьмет их с собой. Друзья решили, что этих средств им хватит, потому что им нужно купить лишь конфеты, так как продукты они возьмут из дома.

Затем они собрали свои вещи в небольшой мешок. Туда же приятели положили немного хлеба, пакетик сахара и кусок сала, а также много ненужных предметов, к примеру, подушки. Ранним утром товарищи пошли в поход вместе с псом по кличке Тузик. Мальчики, начитавшись разных книг, взяли с собой рогатку и сачок. С их помощью они собирались охотиться на мелких зверьков, а потом готовить их на костре.

Компания долго шла через лес. Мешок был очень тяжелым, поэтому друзья решили нести его по очереди. Девочка смогла пронести его совсем немного, а Степка под его тяжестью быстро рухнул лицом в канаву. Как оказалось, из-за этого разбилась вся посуда. Товарищи сильно устали, и только пес весело вилял хвостом. Затем Тузик прогрыз большую дырку в мешке и съел все припасы.

Через некоторое время приятели вышли на опушку и захотели на ней заночевать. Из книг Степка узнал, что если лечь спать ногами в определенную сторону, то это позволит постоянно идти в одном направлении. Леля не спала всю ночь. Она боялась, что они заблудятся, поэтому девочка повернула ноги мальчиков в обратную сторону. На следующий день компания встретила мужчину на повозке, и попросили их подвезти.

Сейчас читают

В произведении рассказывается о необычной жизни мальчика. Оскару всего 10 лет. На его долю выпало серьезное испытание: он болен раком и понимает, что дни его сочтены.

Один мальчик, который учился в специальной закрытой школе, был см по себе очень сильный духом, так как именно это заведение занималось тем, что всех детей, откуда только возможно, брали, или же даже похищали

Роман повествует нам о приключениях солдата, который ушел в отставку причине своего бестолкового поведения. В самом начале произведения мы видим, что политические события, происходящие в Праге в 1941 году

Совершая паломничество в Кентербери в апреле месяце, в харчевне останавливаются и знакомятся между собой группа из 29 человек. Они все разного социального статуса, в разном экономическом положении

Источник

Читательский дневник по рассказу «Великие путешественники» Михаила Зощенко

Название: «Великие путешественники»

Число страниц: 8

Жанр: рассказ

Главные герои: Минька, Лёля, Стёпа, папа.

Второстепенные герои: мама, няня.

Характеристика главных героев:

Лёля — любопытная, находчивая, хитрая девочка.

Умная.

Сумела выбраться из сложной ситуации.

Минька — маленький, слабый, трусливый.

Во всём слушался старших ребят.

Стёпка — сильный, настоящий лидер.

Вёл ребят за собой, не разрешал вернуться.

Папа — мудрый и начитанный.

Справедливый.

Не стал наказывать детей.

Характеристика второстепенных героев:

Мама — добрая, любящая.

Нянька — испуганная, суетливая.

Краткое содержание рассказа «Великие путешественники»

Стёпка уговаривает детей отправиться в кругосветное путешествие.

Дети собирают огромный мешок продуктов и нужных вещей.

Они тайком уходят из дома и по очереди несут мешок.

Минька падает в канаву, а на привале его кусают осы.

Он плачет и хочет вернуться.

Дети ночуют в лесу и Лёля разворачивает Стёпку, чтобы утром идти в обратную сторону.

Дети возвращаются в родную деревню и видят родителей. Папа решает не наказывать детей, ведь они сами всё осознали.

План рассказа:

  1. Обсуждение формы Земли.
  2. Детские переговоры.
  3. Сборы в путь.
  4. Отправление.
  5. Тяжесть.
  6. Падение в канаву и разбитая посуда.
  7. Ночёвка.
  8. Идея Лёли.
  9. Обратное направление.
  10. Удивления Стёпы.
  11. Встреча с родными.
  12. Наказание Стёпы.

Основная мысль рассказа «Великие путешественники»

Главная мысль рассказа в том, что прежде чем отправляться в путешествие, надо выучиться.

Основная идея рассказа в том, что, играя в путешественников, всегда следует знать, когда остановиться и повернуть назад.

Чему учит рассказ

Рассказ учит нас тому, что для любого дела нужны знания и умения.

Учит планировать и учитывать, предусмотрительности.

Учит хитрости и находчивости.

Краткий отзыв о рассказе «Великие путешественники» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что любое дело, даже если оно кажется очень простым, требует определённых знаний и умений.

Нельзя ничего достичь, если не владеть знаниями, как это сделать.

Герои рассказа не знали как трудно и опасно быть путешественниками.

Они узнали об этом на собственном опыте.

Это очень смешной и увлекательный рассказ.

Автор с юмором рассказывает о собственном детстве, о совершённых ошибках и уроках, которые он получил.

Он говорит о пользе образования, учёбы, знаний.

Мне очень понравилась Лёля, главная героиня этого рассказа.

Она показала себя умной и находчивой девочкой.

Лёля первая поняла, что далеко они не придут и нужно скорее возвращаться.

И она нашла способ вернуться вопреки воле организатора побега — Стёпки.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда ничего не предпринимать, не продумав все возможные последствия.

А чтобы лучше знать, что может пригодиться или случиться, нужно хорошо учиться.

Пословицы к рассказу:

  • Если недостаёт сил, то похвально, по крайней мере, желание.
  • Хочешь ехать далеко, начинай с близкого.
  • Учение — свет, а неученье — тьма.
  • Дурная голова ногам покоя не даёт.

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:

  • «30 лет спустя»
  • «Ёлка»
  • «Самое главное»
  • «Золотые слова»
  • «Не надо врать»
  • «Глупая история»
  • «Колдун»
  • «Галоши и мороженое»
  • Краткая биография Михаила Зощенко и презентация

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Интересные темы

  • Носов — Заплатка Бобка испытывал чувство гордости за свои зеленые штаны и очень их любил. Дворовые товарищи чувствовали зависть к нему. Однажды, перелезая через забор, он зацепился за гвоздь и порвал их.
  • Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был уникальной многогранной личностью. Он был выдающимся дипломатом, занимался музыкой и драматургией. Но известным он стал благодаря своим комедиям, а особенно
  • Пиранделло — Черепаха Мистер Микшоу живёт в Нью-Йорке с женой и двумя детьми. Однажды его друг, который играет на бирже и верит, что черепахи приносят счастье, купил и подарил ему это маленькое существо. При этом
  • Астафьев — Васюткино озеро Короткое северное лето. Бригада Шадрина ловит рыбу в низовьях Енисея, однако она ушла на глубину и уловы маленькие. Свободное время рыбаки проводят в избушке, а Васютка, сын бригадира

Анализ рассказа Зощенко «Великие путешественники»

Краткая история создания

«Великие путешественники» – произведение из цикла детских рассказов «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Циклом «Леля и Минька» писатель, во-первых, откликнулся на социальный заказ на привлечение профессиональных авторов в литературу для детей. Во-вторых, были у него и личные интересы. В середине 1930-х годов Зощенко посещал психотерапевта, изучал труды Зигмунда Фрейда, вел записи своего психического состояния

«Детские рассказы не совсем для детей», как писатель сам их называл, были для Зощенко результатом его желания использовать накопленный психоаналитический материал, который имел большую важность

Композиционная схема

Рассказ «Великие путешественники» построен по простой композиционной схеме. Начинается все с проступка детей. Леля, Минька и Степка отправляются в кругосветное путешествие. Затем следует наказание. Наказывают только Степку. По-видимому, из-за того, что именно ему пришла в голову идея обогнуть Землю. Степку мама заперла в бане, где он просидел целый день. Лелю и Миньку хотела выпороть бабушка, но папа запретил, сказав, что такой метод воспитания устарел. Ближе к финалу проговаривается мораль. Она звучит из уст отца Лели и Миньки, который отмечает: «Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления».

Персонажи

Главные герои рассказа – дети. Минька – шестилетний мальчик. Для него путешествие оказывается самым сложным. Сначала он упал в канаву вместе с тяжелым мешком, в котором были вещи путешественников. Потом его ужалила в щеку пчела, из-за чего щека начала гореть и ныть. В итоге мальчик плелся «позади всех, скуля и хныча».

Леля – старшая сестра Миньки. Ей тоже путешествие надоело практически в самом начале. Девочка мечтала о возвращении домой и говорила, что там тоже бывает хорошо. Именно благодаря смекалке Лели кругосветное путешествие завершилось относительно быстро. Дело в том, что Степка лег спать и протянул ноги в том направлении, куда им следовало идти. Леля подговорила Миньку повернуть его ноги в обратную сторону, чтобы поутру отправиться домой.

Третий путешественник – Степка, хозяйский сын, у родителей которого Леля и Минька жили на даче. Как говорилось выше, именно он предложил совершить кругосветное путешествие. Естественно, о подобных мероприятиях Степка имел лишь приблизительное представление. Мальчик искренне верил, что на путешествие хватит трех рублей, что питаться можно убитыми мелкими животными, что по дороге можно брать в плен индейские племена. В отличие от других ребят Степке не хотелось возвращаться домой. Другим о возвращении он даже думать запрещал: «Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям».

Юмор в рассказе

Зощенко считал, что с маленькими читателями нельзя говорить догматическим языком, поэтому в его детских рассказах много юмора. В «Великих путешественниках», как и в других произведениях цикла «Леля и Минька», встречается немало комических ситуаций. Пожалуй, самая лучшая сцена – эпизод, когда Минька тащит слишком тяжелый для него мешок, в котором лежат пожитки путешественников. Заканчиваются страдания мальчика, когда он вместе с мешком падает в канаву.

Комическая игра создается не только при помощи смешных ситуаций, но и посредством языковых приемов. Периодически в речи детей встречаются свойственные взрослым выражения. Например, Леля говорит, что Степка может завести их туда, куда Макар телят не гонял. Кроме того, в рассказе используются комические сравнения, среди них – «щека вздулась, как пирог», «подскочил на земле, как мячик».

Возвращение домой

Утром ребята продолжили путешествие. Но благодаря находчивости девочки, они шагали в обратном направлении, а Стёпа даже не подозревал этого. По дороге им встретился мужик, ехавший на лошади с телегой. Дети попросили их подвезти, так как, по мнению Степана, если воспользоваться попутным транспортом, можно быстрее преодолеть свою кругосветку. К его великому удивлению ребята очень быстро оказались в родной деревне.

Здесь их уже ждали родители, поднявшие переполох. Они даже хотели наказать несостоявшихся путешественников. Отец сказал маленьким беглецам, что прежде, чем идти в столь серьёзный поход, нужно выучиться и получить образование. Степку всё-таки наказали, заперев его в бане.

Главная мысль, которую хотел передать писатель: любому делу надо учиться и подходить серьёзно. Повествование о том, как дети познавали окружающий мир, учились выходить из трудных положений, анализировали свои поступки — это настоящий урок для юных читателей. Автор в этом сочинении, возможно, описывал реальные картины из своего детства.

Анализ текста и план пересказа

В произведении Михаила Зощенко рассказывается о том, как дети захотели совершить кругосветное путешествие. Их любопытство в таком раннем возрасте било через край. Они стремились познать окружающий мир, посмотреть его самые отдаленные места и переплыть моря.

Главным персонажем рассказа является Минька. Это 6-летний робкий и немного наивный парень. Он, как и остальные дети, пытается подражать взрослым и находиться с ними на одном уровне. Прознав о намечающемся путешествии, мальчик подарил перочинный ножик его организатору и смог попасть в число его участников.

Если кратко, то своим повествованием писатель пытался донести до читателей мысль о том, что любое важное дело и крупное действие необходимо совершать после основательной подготовки. Умом в произведении Михаила Зощенко являлись родители Миньки и его сестры

Этот рассказ призывает сначала думать, а затем уже действовать. Нужно адекватно и рационально оценивать собственные возможности. Все люди имеют право на небольшие ошибки, но за них необходимо уметь отвечать. Маленькие дети не знали, что для совершения кругосветного путешествия следует обладать многочисленными навыками и знаниями.

Если внимательно прочитать краткое содержание «Великих путешественников» Зощенко, то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:

  1. Разговор товарищей и сборы в поход.
  2. Путешествие по лесу и отдых на опушке.
  3. Возвращение домой и реакция родителей.

Пример краткого пересказа рассказа Зощенко ‘Великие путешественники’

Однажды Степка рассказал Миньке, что земля круглая и предложил отправиться в кругосветное путешествие. Мальчики решили взять с собой сестру Миньки — Лелю. Дети собрались на совещание и стали решать как они будут путешествовать и что надо с собой взять.

На следующий день родители Миньки уплыли в город, а дети взяли большой мешок и пошли в кругосветное путешествие. Мешок оказался очень тяжелым и дети несли его по очереди. Но Минька все равно упал в овраг и переколотил все чашки и умывальник.

На обед у детей был хлеб с сахаром и Миньку ужалила оса. Он плакал и не хотел идти дальше. Но Степка угрозами заставил детей продолжать путешествие.

Они остановились на ночлег на полянке и утром Леля попросила Миньку помочь развернуть Степку. Когда Степка проснулся, он посмотрел на свои ноги и повел детей в обратную сторону. Вскоре показалась родная деревня Пески. Степка был сильно удивлен.

В это время как раз вернулись родители и поругали Миньку и Лелю. Но папа Миньки сказал, что пороть детей не будет, а вот учиться им надо. Потому что без высшего образования любое кругосветное путешествие может закончится печально.

А Степку родители в наказание посадили в баню.

Ещё Пересказ
Рассказ ‘Великие путешественники’ один из серии рассказов про брата и сестру Лёльку и Миньку.

Когда Миньке было лет 6, их родители снимали дачу около реки в деревне Пески. У хозяев дачи был сын Стёпка. Он рассказал Миньке, что земля круглая, но Минька не поверил. Тогда Степка рассердился и сказал, что не возьмет его в кругосветное путешествие. Чтобы Степка передумал, пришлось отдать ему перочинный ножик.

Ребята договорились отправиться в путешествие на следующий день, когда взрослых не будет дома. Они также решили прихватить с собой Лёльку, а также собачку Тузика.

Вечером они собрали полный мешок продовольствия и всяких нужных вещей для путешествия.

Продуктов решили много не брать, так как по дороге они собирались убивать дичь и готовить ее на костре.

Мешок они несли его по очереди, сначала нес Степа, потом Лелька и наконец Минька. Мешок был настолько тяжелый, что Минька упал от его тяжести в канаву. Когда они вытащили его из канавы, Тузик успел съесть все сало, ребята решили нести мешок все вместе.

После привала они выкинули из мешка большинство вещей. Миньку укусила в щеку пчела и она ужасно раздулась.

Каждый раз когда они делали привал, Степка садился или ложился повернув ноги в ту сторону куда они должны были идти. Так ребята бродили до позднего вечера. Ранним утром Лелька уговорила брата повернуть ноги Степки в сторону дома, ей очень хотелось домой. По дороге их подвез мужик на телеге и они удачно добрались до дома. Степка решил, что они совершили кругосветное путешествие.

Родители Лельки и Миньки так обрадовались детям, которых не было целые сутки, что решили обойтись без наказания. Только Степку мать закрыла в бане на целый день.

Персонажи

Главные герои рассказа – дети. Минька – шестилетний мальчик. Для него путешествие оказывается самым сложным. Сначала он упал в канаву вместе с тяжелым мешком, в котором были вещи путешественников. Потом его ужалила в щеку пчела, из-за чего щека начала гореть и ныть. В итоге мальчик плелся «позади всех, скуля и хныча».

Леля – старшая сестра Миньки. Ей тоже путешествие надоело практически в самом начале. Девочка мечтала о возвращении домой и говорила, что там тоже бывает хорошо. Именно благодаря смекалке Лели кругосветное путешествие завершилось относительно быстро. Дело в том, что Степка лег спать и протянул ноги в том направлении, куда им следовало идти. Леля подговорила Миньку повернуть его ноги в обратную сторону, чтобы поутру отправиться домой.

Третий путешественник – Степка, хозяйский сын, у родителей которого Леля и Минька жили на даче. Как говорилось выше, именно он предложил совершить кругосветное путешествие. Естественно, о подобных мероприятиях Степка имел лишь приблизительное представление. Мальчик искренне верил, что на путешествие хватит трех рублей, что питаться можно убитыми мелкими животными, что по дороге можно брать в плен индейские племена. В отличие от других ребят Степке не хотелось возвращаться домой. Другим о возвращении он даже думать запрещал: «Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям».

Юмор в рассказе

Зощенко считал, что с маленькими читателями нельзя говорить догматическим языком, поэтому в его детских рассказах много юмора. В «Великих путешественниках», как и в других произведениях цикла «Леля и Минька», встречается немало комических ситуаций. Пожалуй, самая лучшая сцена – эпизод, когда Минька тащит слишком тяжелый для него мешок, в котором лежат пожитки путешественников. Заканчиваются страдания мальчика, когда он вместе с мешком падает в канаву.

Комическая игра создается не только при помощи смешных ситуаций, но и посредством языковых приемов. Периодически в речи детей встречаются свойственные взрослым выражения. Например, Леля говорит, что Степка может завести их туда, куда Макар телят не гонял. Кроме того, в рассказе используются комические сравнения, среди них – «щека вздулась, как пирог», «подскочил на земле, как мячик».

  • «Аристократка», анализ рассказа Зощенко
  • «История болезни», анализ рассказа Зощенко
  • «Беда», анализ рассказа Зощенко
  • «Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко
  • «Встреча», анализ рассказа Зощенко
  • «Галоша», анализ рассказа Зощенко
  • «Нервные люди», анализ рассказа Зощенко
  • «Ёлка», анализ рассказа Зощенко
  • «Стакан», анализ рассказа Зощенко
  • «Самое главное», анализ рассказа Зощенко
  • «Монтёр», анализ рассказа Зощенко
  • «Карусель», анализ рассказа Зощенко
  • «Колдун», анализ рассказа Зощенко
  • Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович

Зощенко, Великие путешественники: краткий анализ

Рассказ, который смешит добрым юмором своих читателей, шуточно называется Великие путешественники. Великими автор назвал своих маленьких героев с добрым юмором. Они малыши, вообразившие себя взрослыми и умными, захотели отправиться в дальний путь вокруг земли и увидеть неведомые места.

Их вожак, Стёпка, нахватался из простеньких книжек кое-каких сведений и щедро делится ими с друзьями. Ну, например, он предлагает разжигать костёр увеличительным стеклом, жарить на нем мясо убитых мелких животных. Ребята не представляют реальной жизни и во всём соглашаются с великим выдумщиком. Дети не представляют, сколь серьёзная стоит перед ними задача, а потому, когда читаешь эту историю, смеёшься над их сборами и дальнейшими приключениями. Вывод, который стоит сделать из этого рассказа: всем детям стоит научиться смеяться над собой и чаще спрашивать родителей, насколько правильны их действия.

2 стр., 505 слов

Ближе всего к великому стоит честность — -рассуждение

… и по любым даже «уважительным» причинам) то честность исчезает, такое качество трудно развить и заслужить. ` Ближе всего к великому стоит честность Популярные сочинения Я занимаюсь спортом с четырех лет. Легкая атлетика … самом деле достойны величия и в каком-то смысле являются великими. На мой взгляд честность близка к величию, так как величие не терпит оправданий. Не представляется возможным …

Опиши главных героев рассказа. Сравни характеры Стёпки и Миньки.

Стёпка – энергичный мальчик, который жаждет приключений.

Его возраст не указан в рассказе.

Он имел организаторские способности, ведь именно он взял на себя подготовку к путешествию.

А также Стёпке присущи лидерские качества.

Его слушались и даже опасались спорить с ним.

Неизвестно, как бы сложилась судьба мальчика, если бы не вмешательство Лели.

Минька был более спокойным ребёнком шести лет.

Играть он, конечно, любил, но как-то быстро уставал, если приходилось иметь дело с трудностями.

Он, как и другие, слушался Стёпку.

Но под конец путешествия, мальчик уже был недоволен, что отправился в него.

В Миньке присутствует некая наивность.

Это выражается, когда он советует взять в поход нож, хотя это знали и без него.

В рассказе немалую роль играет и сестра Митьки – Леля.

Она на 2 года старше и заметно умнее.

Именно благодаря ей, история имена благополучный конец.

Сочинение по рассказу Зощенко Великие путешественники

Рассказ Великие путешественники юмористический

В нём повествуется о том, как трое ребят: Стёпка, рассказчик Минька и его старшая сестра Лёля отправились в кругосветное путешествие. И ещё они взяли с собой собаку Тузика. Стёпка, как самый старший, всё это и затеял, а своих младших приятелей уговорил идти с ним. Конечно, далеко уйти им не удалось. Зато с ними произошло немало забавных приключений. И я думаю, что рассказ для того и написан, чтобы развеселить читателя. Я, например, смеялся от души.

Что мне больше всего запомнилось в этом рассказе? Во-первых, то, как Стёпка заставлял всех нести тяжёлый мешок. В конце концов Минька, как самый маленький, вместе с мешком свалился в канаву. А когда ребята хотели приспособить для переноски Тузика, тот прогрыз мешок и в одно мгновение скушал всё сало.

Пришлось путешественникам есть хлеб, посыпанный сахарным песком. Но тут налетели осы, и одна из них ужалила Миньку в щеку. Щека вздулась, как пирог. Но самым смешным показался мне эпизод, в котором спящего Стёпку друзья развернули ногами в обратном направлении, чтобы поскорее вернуться домой. И тот был очень удивлён, увидев свою деревню. А потом решил, что они обогнули землю, то есть совершили кругосветное путешествие.

Когда дети благополучно вернулись домой, папа Миньки сказал: Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в путешествие, надо иметь высшее образование. И конечно, он прав. Чтобы из путешествия вышел толк, к нему надо готовиться. Накапливать знания и опыт туристических походов. Иначе можно попасть в такую же комическую ситуацию, в которой оказались герои рассказа Зощенко.

Зощенко, Великие путешественники: краткий анализ

Рассказ, который смешит добрым юмором своих читателей, шуточно называется Великие путешественники. Великими автор назвал своих маленьких героев с добрым юмором. Они малыши, вообразившие себя взрослыми и умными, захотели отправиться в дальний путь вокруг земли и увидеть неведомые места.

Их вожак, Стёпка, нахватался из простеньких книжек кое-каких сведений и щедро делится ими с друзьями. Ну, например, он предлагает разжигать костёр увеличительным стеклом, жарить на нем мясо убитых мелких животных. Ребята не представляют реальной жизни и во всём соглашаются с великим выдумщиком. Дети не представляют, сколь серьёзная стоит перед ними задача, а потому, когда читаешь эту историю, смеёшься над их сборами и дальнейшими приключениями. Вывод, который стоит сделать из этого рассказа: всем детям стоит научиться смеяться над собой и чаще спрашивать родителей, насколько правильны их действия.

Главные герои рассказа Зощенко Великие путешественники

Главными героями рассказа Зощенко ‘Великие путешественники’ являются мальчишки Степка и Минька, а также девочка Леля.

Степка – хозяйский сын и лидер в этой компании. Очевидно, что мальчик много читал о приключениях, и чтение книг навеяло ему идею отправиться в кругосветное путешествие.

Минька – товарищ Степки. По возрасту он немного младше своего друга, обладает более робким характером и во всем слушается своего друга, чтобы не показаться перед Степкой трусом.

Леля – сестра Миньки. Как и любая девочка, она немного капризничает в походе. Однако вскоре Леля понимает, что идея пойти в поход была неудачной, и ночью она с братом переворачивает ноги Степки в противоположную сторону, чтобы быстрее оказаться дома.

Если мы сравним характеры мальчиков Степки и Миньки, то увидим, что они полностью противоположные.

Степка – лидер и заводила в компании детей. Он храбрый, не боится уйти из дома, убедив в этом и своих друзей. Минька же более младший по возрасту, он всего опасается в лесу, даже шишки, упавшей с дерева. Мальчик безоговорочно признает лидерство Степки, робко соглашаясь со всеми его идеями, чтобы не выглядеть в компании друзей слабым и хилым. Однако писатель в своем рассказе не издевается над Минькой, называя его трусливым, он добро подтрунивает над мальчиком, который еще маленький для такого похода.

Краткое содержание и Отзыв о рассказе Великие путешественники

Главные герои рассказа Михаила Зощенко Великие путешественники дети, решившиеся на кругосветное путешествие. Все началось с того, что шестилетний Минька, родители которого снимали дачу в деревне, узнал от Степки, сына хозяев дачи, о том, что земля круглая.

Степка сказал, что если все время идти прямо, то обязательно вернешься в исходную точку. В кругосветное путешествие Степка согласился взять Миньку и его сестру Лелю. Дети тщательно подготовились к походу: Леля взяла свои карманные деньги, а Степка собрал большой мешок, в который он положил хлеб, сахар, немного сала, посуду, пару одеял и подушку.

Популярные сегодня темы

Повесть Золотой горшок является одним из самых известных произведений Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана.

Рассказ В.П. Астафьева «Последний поклон» является автобиографичным. В нем затрагиваются две животрепещущие темы для автора – деревенская жизнь и война. В повести мы следим за судьбой мальчика – сироты, оставшегося у бабушки на попечении.

Прежде всего стоит отметить небольшие очевидные сходства между Живаго и Пастернаком: это любовь к стихотворениям, литературе, воспитание в интеллигентной семье и профессия врача

Аня Раневская и Петя Трофимов выступают представителями молодого поколения в комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад». В отличие от других героев, их мало заботит продажа вишнёвого сада за долги

Благодаря выходу в свет трогательной истории о взаимоотношениях двух по-своему влюбленных героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи», читатель имеет возможность познакомиться с яркими образами

Источник

Пересказ

Минька и Леля, брат с сестрой, летом вместе с родителями жили на дачи, у хозяев которой был сын Степка.

Однажды Минька не поверил Степке, что наша Земля круглая и имеет форму шара. Хозяйский сын начал дразнить Миньку, что пойдет в кругосветное путешествие с Лелей, потому что она умнее и сообразительнее. Минька тоже очень хотел в поход, он загладил свою вину, подарив другу перочинный нож.

У детей возник план, как уйти из дома незамеченными, они обговорили детали: что с собой взять, в какую сторону пойти, какие опасности и сложности, по их мнению, могут возникнуть. После собрания ребята положили нужные вещи в мешок и разошлись.

Прошла ночь, утором Степка, Минька, Леля и собачка Тузик ушли из деревни Пески и отправились в кругосветное путешествие.

Степка нес большой мешок, через час он устал и предложил нести его по очереди. Леля мало смогла пронести тяжелое снаряжение, а Минька вообще через несколько шагов упал в канаву вместе с мешком. Тузик тоже не смог стать носильщиком, ребята все вместе протащили ношу еще около двух часов, а потом Степка скомандовал отдохнуть и сделать привал. Он протянул ноги в том направлении, в котором они шли, и все начали кушать. Неожиданно Миньку укусила оса в щеку, она сильно распухла.

Через некоторое время, выкинув вещи из мешка, ребята продолжали путь. Миньке было больно щеку, он шел и мечтал вернуться домой, Леле тоже надоел этот поход, но Степка никого не пускал обратно, пригрозил, что отдаст на съедение муравьям, если они вернуться. Только Тузик радовался путешествию.

Стало темнеть, ребята решили остановиться на ночь. Степка сразу заснул, а Леле и Миньке было страшно, деревья и ветер пугали их. Утром брат с сестрой проснулись раньше, и Леля предложила повернуть Степкины ноги в обратную сторону. Так ребята и сделали.

Через некоторое время Степка проснулся, дети поели хлеба и снова отправились в путь. Дорога стала знакомая, Степка пытался это объяснить тем, что Земля круглая и все повторяется. Вдруг ребята увидели телегу, уговорили дядьку, чтобы он их подвез немного и через тридцать минут они вернулись в деревню Пески. На пристани дети увидели своих родителей и няню.

Родители Миньке и Лели выслушали рассказ своих детей, но не стали их наказывать, потому что ребята осознали свою ошибку. А Степку, мать заперла на целый день в бане. Тузик так устал бежать за телегой, что после путешествия проспал до вечера.

История написания текста

Зощенковское творение принадлежат к циклу произведений писателя, адресованных детской аудитории. Автор назвал свой сборник «Лелей и Минькой». Автор работал над своими текстами, которые впоследствии войдут в сборник, в период до 1940-х годов. На самом деле, исторически, этот сборник Зощенко был обусловлен социальными запросами. Партия отчаянно желала привлечь писателей-профессионалов к созданию детской литературы. Но нельзя сказать, что русский автор создавал свои творения механически. Автор был заинтересован в этом цикле.

Удивительно, но Зощенко – невероятно передовой автор. В 1930-х годах русский автор интересовался психоанализом. В те годы психоанализ создавал впечатление экспрессивной, шокирующей методики. Люди вдруг узнали, что глубины человеческой психики скрывают вещи, о которых страшно даже подумать. Зощенко навещал ученых-психотерапевтов, изучал фрейдовские работы. Писатель также вел дневник, документируя собственного психическое состояние.

(Не)детские рассказы

Свой цикл Зощенко лишь формально называл детскими рассказами. На самом деле, автор сопровождал свои слова примечанием: эти тексты предназначаются не совсем детям. Литература для детей иногда латентно адресуется взрослым. Как пример, можно вспомнить о «Маленьком принце» Сент-Экзюпери.

Чем были для Зощенко его собственные тексты? Писатель задался целью продемонстрировать опыт, который получил, изучая психоанализ. Для русского автора опыт психотерапии и психоанализа казался очень важным. Чтобы полноценно раскрыть сущность смыслов, заложенных в «Великих путешественниках», следует обратиться к личности автора.

Зощенко и психоанализ

Зощенко родился в 1895-м году. За русским автором закрепилась репутация весельчака. Не зря Михаила Михайловича называли «смешным писателем». Зощенко мучился от желаний и страхов, природу которых не мог понять. В поисках ответов Михаил Михайлович обращался к психоанализу. Первый объект для изучения – сам писатель, его личность. Что же мучило писателя?

В каком предложении заключена главная мысль рассказа? О чём важном хотел рассказать Зощенко? Обсудите с другом.

Герои произведения решились на путешествие, которое могло иметь плохие последствия.

Читателю, конечно, сразу понятно, что дети далеко не зайдут.

Но при этом, даже за такое короткое время они могли пострадать.

Ведь в лесу можно заблудиться, растеряться и запаниковать.

А родители даже не знали, куда ушли их дети.

Минька, когда попал в канаву, мог бы себе что-то сломать.

Не думаю, что Леля и Стёпа умели предоставлять первую медицинскую помощь.

Осы тоже представляют собой опасность.

Хорошо, что такой необдуманный поступок имел благополучный конец.

Поэтому главная мысль выражена в словах автора:

«Всё хорошо, что хорошо кончается».

Зощенко учит читателя, что каждый поступок должен быть тщательно обдуман.

Нельзя в таком возрасте покидать дом, не спросив родителей. Ведь если что-то случится, они даже не смогут помочь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: