Сочинение анализ рассказа белый пудель куприна

Анализ рассказа «белый пудель», характеристика главных героев

Сюжет — краткое содержание

По дорогам Крыма бредут бродячие артисты и дают представления для дачников, но платят им мало.

Они заходят на дачу “Дружба” и мальчик Трилли, увидев выступление пуделя Арто, начинает требовать, чтобы ему купили эту собаку.

Мартын Лодыжкин отказывается продавать пуделя, к которую относится и как к другу, и как к члену семьи и стыдит владельцев дачи.

Дворник выкрадывает собаку, а Мартын раскрывает Сереже тайну своего прошлого, из-за которой он не может обратиться в полицию.

Сережа ночью уходит спасать Арто, пробирается на дачу и, рискуя жизнью, возвращает собаку.

Он возвращается к Мартыну Лодыжкину, и тот радуется.

Краткое содержание рассказа «Белый пудель» подробно по главам

Глава 1

Автор описывает своих персонажей: он подчеркивает ум мальчика, трудолюбие Лодыжкина, метко характеризует большого белого пуделя Арто.

Глава 2

Куприн рассказывает о трудном дне, который выпал на долю бродячих артистов, которые трудились весь день на жаре в дачном поселке, но их везде выгоняли, и они ничего не заработали. А хозяйка одного дома поиздевалась над ними, дав им испорченную монету.

Глава 3

Начинается завязка истории: герои выступили перед дачей одной барыни, у которой был избалованный сын. Мальчику понравился Арто, и тогда дама предложила Лодыжкину за пуделя крупную сумму, но старик отказался продавать пса.

Глава 5

Происходит развитие действия: маленькая труппа остановилась у водопада, где они решают переночевать. Наутро они обнаружили исчезновение пуделя. Лодыжкин догадался, что собаку украл дворник барыни. Мартын и Сергей тщетно пытаются найти пса. Они не могли обратиться к мировому судье, так как у Лодыжкина не было паспорта.

Глава 6

Кульминация истории. В ней повествуется о решимости Сергея выручить Арто. Ночью мальчик один отправился на дачу, с трудом нашел Арто в сарае и вместе с ним, рискуя быть пойманным дворником, бежал. Сергей выбрал кратчайшее расстояние до улицы. Мальчик-акробат перелезает через стену и вместе с Арто возвращается к Мартыну. Тот хотел расспросить мальчика о случившемся, но Сергей так крепко заснул, что разговор пришлось отложить.

Краткое содержание произведения

Начало знакомит читателя с главными героями «Белого пуделя», бродячими артистами, которые бредут от одного дачного поселка к другому в поисках заработка. Впереди всех бежал небольшой белый пудель по кличке Арто, за ним шел двенадцатилетний мальчик Сергей с ковриком под мышкой и клеткой со щеглом в руке. Позади них, едва передвигая уставшие ноги, плелся старик Лодыжкин со старой, давно потерявшей товарный вид шарманкой. Эти трое были как одно целое: их связывала работа, в отдельности они были никому не нужны, но нужны были друг другу.

Завязка сюжета

Лодыжкину эти места были давно знакомы, и он шел, не обращая внимания на окружающую его природу. Сергею же, который был первый раз в Крыму, все было в новинку:

  • и море, мелькавшее между диковинными деревьями;
  • и заброшенный графский парк с его цветниками и яркими клумбами;
  • и поющие в траве цикады.

День стоял жаркий. Щедрое южное солнце раскалило землю, и она жгла босые ноги. То и дело встречались богатые дачи, но их хозяева чаще всего прогоняли бродячих артистов или обманывали несчастных, рассчитываясь ненастоящими деньгами. Правда, иногда все же платили, но так мало, что едва хватало на ночлег и скромный ужин. Однажды труппа артистов увидела дачу «Дружба», название предполагало удачу, и он подошли к балкону. Вначале на террасе появился орущий на все лады мальчик лет десяти. За ним бежала и старалась успокоить нянька.

Похищение собаки

При виде представления Трилли (так звали богатого мальчика) успокоился, а когда артисты собрались уходить, неожиданно заорал, что хочет эту собаку себе. Родители стали просить дедушку и Сережу продать собачку, но они отказались: ведь это был их друг. Тогда богатая барыня, разозлившись, не дала им ничего и велела прогнать со двора. Но на этом она не успокоилась и послала дворника выкрасть Арто.

Дворник забрал собаку, пока дедушка и мальчик спали. Утром их горю не было предела. Они везде искали своего любимца, но Артоши нигде не было. На следующую ночь Сережа перебрался через забор той самой дачи, пытаясь найти место, где держали собаку.

Спасение и развязка

Он понимал, что в дом такие люди Арто не пустят, и искал его во дворе. Вдруг послышался «тонкий, словно стонущий визг», и мальчик позвал его. Услышав знакомый и родной голос, пес перегрыз веревку и прибежал к своему маленькому хозяину. Когда они убегали, то слышали, что за ними гонятся, и припустили что есть духу. От погони удалось уйти, и друзья снова были вместе.

Анализ рассказа Белый пудель 2

В каждом произведении Александра Ивановича Куприна раскрывается отношение авторской привязанности к животным, обездоленным людям, детям и природе. Он искренне радуется их удачам, подчеркивает проявление лучших человеческих качеств.

С точки зрения построения, рассказ «Белый пудель» не вызывает затруднения для понимания. В этом немалую роль играет кольцевая композиция произведения. Изображение автором троих героев в начале рассказа сохраняется и в конце. Их количественный состав меняется в центральной части, совпадающей с кульминацией рассказа.

Сюжет прост. Дружную компанию: старика, мальчика и пуделя время от времени посещает удача. Заработанных с помощью акробатических трюков и музыкального сопровождения денег хватает на пропитание и ночлег. Случай, произошедший на юге Крыма, на одной из дач богатой семьи, стал проверкой артистов на прочность отношений. Желание барского сына присвоить собаку для развлечения привело к похищению ее дворником. Ради спасения друга мальчик Сережа совершает рискованный поступок.

Благодаря действиям героев произведения, их речи, поведению, А.И. Куприн раскрывает бескорыстные взаимоотношения настоящих товарищей, которые не променяли собаку ни на что. Они согласны на дальнейшее нищенское существование, сохраняя совместные выступления в полном составе.

Автор изображает опыт, мудрость представителя старшего поколения. Однако, несмотря на свой возраст, сирота удивлял старика разумными рассуждениями, терпением, присущими взрослому человеку. В рассказе демонстрируются бесценные чувства любви, верности, доверия не только к людям, но и к животным.

Отношения героев, проявление их настоящих чувств и эмоций складывается вокруг пуделя Арто. Это преданная, умная собака, ради которой люди рисковали жизнью. Благодаря ей в рассказе раскрылись истинные качества людей.

Образ двенадцатилетнего Сережи — отважного, трудолюбивого, знающего цену заработанным деньгам, противопоставлен сыну барина — Трилли, избалованному, капризному мальчику. Именно за счет изображения разного мировосприятия героями, автор поднимает тему социального неравенства

Имея разный статус в обществе, одни сохраняют, преумножают в разных ситуациях духовные богатства, человеческие качества. Другие — эгоистично относятся к окружающим, не зная цену ни дружбе, ни деньгам.

Все события рассказа выстраиваются на фоне пейзажа Крымского полуострова. Южная природа вызывает неподдельный восторг Сережи, подчеркивая его открытость миру, жизнелюбие, доброту. Он радуется теплому морю, цветущим магнолиям, виноградникам и розам. Дачные участки, где расположилась барская семья, не привлекает особого внимания оранжереями и цветниками местных жителей. Равнодушие к природе одних героев противопоставляется положительным эмоциям других.

Рассказ привлекает удивительным пониманием автора души ребенка, трогательным отношением к животным и пожилым людям, стремлением показать победы любви и доброты над скупостью и эгоизмом.

Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети Тургенева Екатерина Локтева — сестра Анны Одинцовой, очень тихая и спокойная девушка. Образ Екатерины в романе «Отцы и дети» Тургенева Ивана Сергеевича является одним из самых приятных женских образов

Несколько интересных сочинений

В современном мире очень сложно находиться без общества. Именно поэтому мы вынуждены искать новые знакомства и заводить друзей. Даже если человек совсем одинок, он все равно находится в обществе

Сочинение Опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет обихода) 5 класс

Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно

Собака Травка из рассказа Кладовая солнца Пришвина характеристика и образ

Травка — собака лесничего Антипыча, является одним из центральных героев повествования. Через нее автор показывает преданную душу собаки, безумно тоскующую по своему хозяину

Анализ рассказа Чехова Смерть чиновника

Главный герой — Червяков. Его фамилия является говорящей, показывает на его ничтожность, на его убогое положение. Он работает экзекутором, то есть, проводит различного рода наказания для людей

Быков

Сочинения и анализ по рассказам Быкова

Cочинение Куприн «Белый Пудель»

Я прочитал рассказ А. И. Куприна « Белый Пудель», и там есть пудель Арто. Окраса белого, пострижен как лев, дрессирован. Он бродил вместе со своими товарищами по Крыму, зарабатывая этим на жизнь, как бродячие артисты. Они были один раз на даче «Дружба», где жила одна барыня. Она была нервная, а её сын ещё хуже. Он хотел иметь Арто при себе. Барыня предложила за него от 10 до 300 рублей, но даже при этом артисты не согласились продать Арто. Барыня думала, что он — вещь, потому что она была богатая и могла купить всё что угодно. А Серёжа думал, что он друг, потому что с его помощью они могли заработать с дедушкой Лодыжкиным денег на пропитание. Серёжа даже ради Арто рисковал собой! Арто не продаётся, потому что дружбу нельзя купить и, наверное, поэтому и сочинена такая поговорка: «Не всё, что продаётся, покупается». Я думаю, что Арто все таки друг, и, наверное, барыня не знала такую поговорку.

 Зачем нужно учиться?

Каждого человека с раннего детства готовят к тому, что надо учиться. Когда подросток приходит в школу, его захватывает интересная жизнь. Он узнает целое море слов, шумный океан речи подхватывает его за широкими дверями школы. Сквозь живые беседы учителей, страницы сотен книг впервые видится ему необъятно-сложная вселенная. На черной доске класса резко белеет строгая формула математики. Через слово мы узнаем то, чего не видели и не знали никогда. На уроках русского языка мы узнали, что изучать строение слова — это увлекательное занятие. На уроках литературы летит радостная и горькая песня стиха

«Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне»)

Она, правда-то, может, обух для тебя… Лука По-моему – вали всю правду, как она есть! Бубнов. Что лучше: истина или сострадание, правда или лож во благо? На этот вопрос пытались и попытаются ответить многие философы, мыслители, литературоведы, писатели. Да и каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над этой дилеммой. Но однозначного ответа не найдено до сих пор. Вопрос о том, что лучше: горькая правда или сладкая лож во благо, весьма непрост. Поэтому отношение к правде у всех людей разное. Весьма ярко это проявляется в пьесе А. М. Горького «На дне», своеобразном калейдоскопе судеб, надежд и

Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Войнам мир». Смысл их противопоставления

Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно- философского плана эпопеи — это поражение всего “наполеоновского”: как определенной философии, определенного принципа жизни. Философия эта глубоко антипатична Л. Н. Толстому: он расценивает ее как нечто фальшивое, искусственное, а потому несвойственное русскому человеку. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” начинается с описания приема у Анны Павловны Шерер. Между гостями салона это

Душевная драма Катерины (по пьесе А.Н.Островского «Гроза») — сочинение

Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве

Моя любимая игрушка

Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. я заплакал, но и это делу не помогло. Через некоторое время сестра взялась перемывать все в посудном шкафу, и достала моего тигренка. я уже мог дотянуться до него. я схватил тигренка и стал бегать с ним по квартире. Мама и сестра пытались меня поймать. я споткнулся, упал и выронил тигренка. Он разбился, и я по-настоящему почувствовал гоСейчас смотрят:{module Куприн:} Похожие сочинения

  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • А.И. Куприн «Белый пудель» (рассказ от лица Сережи)
  • Арто — сочинение по произведению Куприна «Белый пудель»
  • Белый Пудель сочинение по произведению Куприна
  • Куприн «Белый пудель» — сочинение «Куприна «Белый Пудель» «
  • Рассказ Куприна «Белый Пудель» сочинение
  • Тема дружбы в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»
  • < Назад
  • Вперёд >

Краткий сюжет

По Крыму путешествовала небольшая труппа бродячих артистов-циркачей. В ее состав входил старик-шарманщик Мартын Лодыжкин, мальчишка Сережа, занимавшийся акробатикой, и красивый белоснежный пудель по кличке Арто. Они не были известными, поэтому пытались заработать на кусок хлеба, переходя из одного города в другой. Небольшие представления пользовались популярностью у местной публики. Вырученных денег артистам хватало на то, чтобы сводить концы с концами (покупать еду и платить за ночлег).

В один прекрасный летний денек, когда, казалось бы, можно было выручить немного денег, героям не удалось ничего заработать. Они подходили к домам с богато оформленными фасадами, но никто не желал подкинуть копеечку выступающим. Подойдя к даче «Дружба», герои встретили капризного мальчика Трилли. За ним по пятам следует нянька, тщетно пытающаяся успокоить дитя.

Привыкший получать всегда то, чего хочет, новый знакомый захотел стать хозяином Арто. Больно понравился ему кудрявый пудель. Бродячие артисты прошли в дачный двор, чтобы показать свое представление. Этого избалованному Трилли было мало. Он захотел оставить цирковую собаку себе. В бой за нового питомца вступила мать богатого наследника

Она считала себя важной дамой с большой буквы, предложила Мартыну огромную денежную сумму за пса. Но шарманщик отказался от сделки

Артисты были выгнаны со двора без гроша в кармане.

Но хозяева дачи не стали так легко сдаваться. Они подослали к труппе дворника, снова предложившего вознаграждение за собаку. Героям пришлось спать голодными. Поутру циркачи обнаружили, что Арто пропал. Его выкрал дворник. Но старый музыкант не мог обратиться в полицию, так как владел только поддельным паспортом.

Тогда акробат решает пробраться на дачу, чтобы помочь выбраться псу на волю. Что ему с успехом удается сделать. Мальчик догадывается, что столь высокомерные люди не будут держать собаку в доме. Он слышит вдалеке тонкий лай и начинает звать по кличке четвероногого друга. Пес перегрызает веревку и подбегает к истинному хозяину. Вместе друзья спасаются от погони, устроенной владельцами дачи.

Другие участники истории

В противопоставление главным героям Куприн показывает тех, кто «спрятался» за оградой дачи. Разодетые, влюблённые только в себя, готовые всё иметь за деньги — люди, нарядные снаружи, но в большинстве своём тёмные и гнилые внутри. Это хозяева дачи и их прислуга:

  • Трилли — мальчик лет восьми — десяти;
  • жена инженера Обольянинова — мамаша Трилли;
  • дворник;
  • гувернантка, врач, лакей, кухарки.

Как противоположность Серёже показан маленький тиран в семье дачников. Этот ребёнок так заласкан и избалован с самого детства, что в таком возрасте дома его называли Трилли, словно малыша, несмотря на то, что его зовут Николай. Исполняя все его капризы, отец готов был купить хоть лодку, хоть лошадь

И не важно, предмет это или живое существо, главное — прихоть дитяти будет исполнена

«Звезда» в доме, вокруг которой вращалось всё и все — Трилли. Его отказ принимать лекарство превратился не в простой скандал — в истерику с визгом и топаньем ногами. Маленький наглец не дрыгал ими в разные стороны, «несмотря на своё крайнее волнение, он всё-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей». Мамаша встала перед ним на колени, предложила деньги, была готова выполнить любой каприз. Но в ответ от ребёнка получала только ругательства. Даже страшно представить, что ждёт людей, которые будут общаться с этим эгоистом, когда он вырастет.

Мама Трилли — барыня, которая растила маленького наглеца. Она так боялась, чтобы с её ненаглядным ребёночком ничего не случилось, что постоянно держала при нём серьёзного врача. А ведь доктор мог бы помогать в это время действительно больным людям. Бездушная женщина для своего любимого сыночка готова на всё, даже на такую подлость, как кража собаки. Автор поселил её семейство и прислугу на даче под названием «Дружба», хотя никто из них не представляет, что значит это слово.

Возможно, такой поступок оправдывается тем, что дворник — человек подневольный. Но ведь ему было достаточно сказать барыне, что артистов найти не удалось. А может быть, он просто забрал деньги, которые хозяйка дала для выкупа пуделя? Тем временем собаку выкрал, а сказал, что купил у старика. Тёмные души — тёмные мысли.

Другие персонажи

Трилли

сын хозяев дачи «Дружба», капризный мальчик восьми-десяти лет.

Дама

хозяйка дачи «Дружба».

Дворник

служил у родителей Трилли.

Глава 1

«Пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа». Впереди бежал пудель Арто, за ним шел Сергей, а сзади плелся дедушка Мартын Лодыжкин «с шарманкой на скрюченной спине» . Шарманка едва работала, и на ней можно было сыграть только давно устаревшие вальс и галоп.

Глава 2

Труппа вышла к старинному графскому парку, «в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи» . Сергей и Мартын начали ходить по дачам, но «день выдался для них неудачный» .

Почти везде их прогоняли или отказывали, заплатили только в двух. И хотя Лодыжкин был рад хоть какому-то заработку, его сильно возмутила одна барыня: женщина долго смотрела представление и расспрашивала их, а после дала лишь дырявый гривенник.

Они обошли весь дачный поселок. Оставалась последняя дача за высоким забором, на которой было написано «Дача Дружба» .

Глава 3

Труппа зашла в сад, и Сережа расстелил перед балконом коврик. Только они собрались начать представление, как на террасу выбежал, издавая пронзительные звуки, мальчик. Вслед за ним спешили прислуга, молодая дама и толстый лысый господин. Они всячески пытались успокоить ребенка, но тот не унимался.

Лодыжкин сказал начинать представление. Услышав звуки шарманки «все на балконе разом встрепенулись» . Артистов хотели прогнать, но Трилли начал капризничать, чтобы их вернули. Лодыжкин играл на шарманке, Сергей выполнял акробатические трюки. После этого Мартын достал тонкий хлыстик, и Арто послушно выполнял его приказы.

Увидев дрессированную собачку, Трилли тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько хочет Лодыжкин за Арто. Мартын ответил, что пудель не продается, ведь он их кормит. Мальчик кричал еще громче. Рассерженная дама готова была заплатить сколько угодно, но Лодыжкин не уступал. Тогда дворник прогнал артистов из дачи.

Глава 4

Уже у моря артистов догнал дворник. Подкармливая пуделя колбасой, он объяснил, что пришел по поручению барыни, которая предлагает за собаку 300 рублей. Старик же решительно отказывался продавать Арто.

Глава 5

Лодыжкин и Сережа остановились позавтракать в «уголке между Мисхором и Алупкой» у источника. После завтрака они решили немного поспать. В полудреме дедушка говорил сам с собой: рассуждая, как купит розовое трико с золотом и атласные розовые туфли.

Пока Сергей и Мартын спали, Арто пропал. Увидев лежавший на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку забрал дворник. Мартын очень расстроился.

Возмущенный Сергей сказал, что сейчас вернется и заставит отдать собаку, а иначе придется обратиться к мировому. Лодыжкин ответил, что им нельзя обращаться к мировому: он живет по чужому паспорту, и на самом деле крестьянин Иван Дудкин.

Глава 6

«Молча они дошли до Алупки» и остановились в грязной турецкой кофейной, носившей название «Ылдыз» – «Звезда» . Поздно ночью Сергей незаметно собрался и вышел. Мальчик отправился к даче «Дружба». Перебравшись через узорчатые чугунные ворота, он решил обойти дачу кругом.

Из каменного подвала Сергей услышал стонущий визг. Мальчик позвал собаку и «неистовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад» . В подвале раздался басовый крик, и что-то стукнуло. Возмущенный Сергей закричал, чтобы не смели бить собаку.

Из подвала выбежали дворник и Арто с обрывком веревки на шее. Сережа, а за ним и пудель, бросились наутек. Найдя место, где стена забора была достаточно низкой, мальчик подсадил собаку, запрыгнул сам, и они быстро побежали прочь.

Хотя дворник и не преследовал их больше, собака и мальчик еще долго бежали. Передохнув у источника, Сергей и Арто вернулись в кофейню. Арто на радостях с визгом подбежал к Лодыжкину и разбудил его. Старик хотел обратиться к мальчику за объяснениями, но тот уже заснул.

Роль контраста в изображении героев

Анализ рассказа Куприна «Белый пудель» можно полностью построить на контрасте, противопоставлении резко выраженных черт характера, качеств и свойств личности и даже картин природы. В центре повествования — конфликт между богатой барыней и труппой бродячих артистов. Для первой пудель Арто является просто вещью, которую можно купить. Для Лодыжкина и Сергея — это друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.

Произведение делится на 6 глав, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку. Для удобства анализа можно вместе с детьми их озаглавить. Эти заголовки и будут планом для записи в читательский дневник:

  • Знакомство с героями.
  • В поисках заработка.
  • Представление артистов и каприз Трилли.
  • Предложение о продаже пуделя и отказ.
  • Кража Арто.
  • Спасение друга.

Сцена похищения пуделя разделяет рассказ на 2 части. В первой герои в предвкушении заработка, они понимают и любят друг друга. Вторая часть наполнена страхом, тревогой и безысходностью: «с тоской подумал Сергей», «безнадежней становились его мысли», «подчиняясь одному чувству страха». При создании пейзажа автор использует контраст света и тени, цветовых зарисовок. Когда они идут по дороге мимо дач, описывается солнечный день, ярко-зеленая трава, синий цвет моря, цветущие магнолии и т. д.

Бедный старик Лодыжкин даже к шарманке относится, как к живому существу: «гладил её по резному боку и шептал ласково». И если сын барыни Трилли изнежен и неуклюж в своих действиях, то Сережа у Куприна описан не только ловким и сильным, но умным и рассудительным, умеющим видеть красоту природы: «он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав». Он высоко ценит то, что у него есть: «Дай-ка я тебя от пыли очищу, совсем ты у меня раскис, дедушка».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: