Мы напишем — Описание смиренной но опрятной обители станционного смотрителя Жилище Вырина. Подсказки школьнику
Описание жилища Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» встречается дважды. Рассказчику два раза довелось побывать в доме, где жил герой с дочкой. Он провёл там, не один час, потому смог его хорошенько рассмотреть и запомнить всю обстановку.
Первый раз это случилось в мае 1816 года. В дороге рассказчик промок под проливным дождём. Добравшись до станции, он поспешил переодеться и заказал горячего чаю. Пока смотритель переписывал подорожную, он рассматривал его небогатую обитель. Она была скромной, но чистой и опрятной. Везде чувствовалась женская рука дочери Самсона – красавицы и умницы Дуни. На подоконниках стояли цветочные горшки, в которых рос бальзамин. Кровать украшали пёстрые занавесочки. Разные другие милые предметы делали комнатку уютной. Хозяйскую часть прикрывала от той, где принимали путешественников, перегородка.
Однако особое внимание привлекали к себе картинки, висевшие на стенах комнатки. Все вместе они представляли собой историю евангельской притчи о блудном сыне
На первой изображался пожилой мужчина, благословляющий молодого человека и дающий ему мешок с деньгами. На второй картинке была ярко передана развратная жизнь юноши вдали от родной земли: веселье, пьянки, ложные друзья и бесстыжие женщины. На третьей – тот же юноша, но уже не в красивом наряде, а в рубище и треуголке. Он пас свиней и кушал то же, что и они. Лицо его выражало раскаяние и глубокую печаль. Наконец, на последней картине художник нарисовал возвращение блудного сына: старик почтенных лет выбегает встречать юношу, а тот падает перед ним на колени. Под каждой картинкой имелись неплохие стихи на немецком языке.
Второй же раз на станцию, где занимал должность станционного смотрителя Самсон Вырин, обстоятельства привели рассказчика через несколько лет. На стенах помещения висели те же картинки. Нехитрая мебель (то есть стол и кровать) находилась на прежних местах. Однако эту обитель уже нельзя было назвать смиренной и опрятной. С окон исчезли цветы. Все обветшало и выглядело как-то небрежно. Да и сам хозяин спал не под одеялом, а под тулупом.
С тех пор, как дочь Дуня, на которой держался весь дом, уехала с офицером, Вырин сильно изменился и пристрастился к водке, чтобы заглушить душевную боль. Очень постарел и сгорбился. Его мало что уже интересовало. Жизнь ему казалась бессмысленной, поэтому за домом он совершенно не следил.
Предварительный просмотр:
Характеристика героя
Самсон не показан одиноким, уставшим или огрубевшим «изношенным» смотрителем, какими привыкли видеть путники его «собратьев по рабочему месту». Подбадривая своих собеседников, Самсон располагал к себе историями и застольными байками.
Отрада его и поддержка во всём – дочка Дуня. После смерти жены, на Дуне сошелся свет, Самсон жил и дарил людям свою энергию, за счастье дочери. В повести он показан хорошим, правильным отцом. Спонтанность Дунечки, в свою очередь, автором не скрыта. А.С. Пушкин одним предложением раскрыл её характер и возможности поведения: рассказчик поцеловал девушку с её согласия и даже запомнил и выделил сей момент из сотен и тысяч тех, что с ним уже случались и ни раз. Что открыто говорит о том, что Дуню невинным трепетным цветком назвать сложно, хоть дочерью она показана послушной и исполнительной. Отца она любит и уважает – не боится, а именно любит. Но понимает ли, что Самсон живёт исключительно для неё и ради неё? Едва ли.
После того, как дочка сбежала с заезжим гусаром, жизнь Самсона резко изменилась. Сперва, в поисках истины, он, забыв себя, кинулся на поиски своей кровинки. Вскоре был унижен податью Минского, бессовестно укравшим у него дочь и не давшим возможности увидеться им даже после того, как Самсон нашел их.
Тоска, непонимание «за что» и огромные переживания за судьбу Дуни сводят Самсона сначала к больничной койке, за тем опускают на дно бутылки. Такая неприятная трансформация из боевого молодца в хмурого замкнутого старика поразила и рассказчика и, конечно, читателей. Жизнь ушла из Самсона вместе со сбежавшей в неизвестность Дунечкой.
Однако, не смотря на личные переживания, Самсон не озлобился на людей, его продолжали любить в городе Н и он уделял много времени здешней детворе, даже если проводил время в местной пивной. Он больше не делал попыток увидеть Дуню, после их мимолётной встречи в одном из городских домов, куда отец попал хитростью. Но у читателя остаётся уверенность в том, что Самсон ждал её возвращения и не было дня без переживаний и боли за своего единственного ребёнка, что и согнуло нашего главного героя, так скоро покинувшего мир живых.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Цейтон
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Музей — «Станционный смотритель» Музей — «Дом станционного смотрителя»
Пой, ямщик! Я молча, жадно, Буду слушать голос твой. Месяц бледный светит хладно, Грустен ветра дальний вой. |
Недалеко от центра Рождествено находиться почтовая станция Выра.
Выра
«Дом станционного смотрителя» — литературно-мемориальный музей в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области, филиал ленинградского областного государственного учреждения культуры «Музейное агентство». Музей создан по повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам в 1972 году в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. Является первым в России музеем литературного героя.
История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. Тогда управляющий деревней Выра Федор Рылеев, отец поэта-декабриста Кондратия Рылеева, получил в собственность от землевладельца генерал-лейтенанта и кавалера Малютина «особый дом» — крестьянскую избу с прилежащими к ней сараями. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга.
Типичная почтовая станция, отнесенная по «Табели о рангах» к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей), она имела два корпуса: северный и южный — два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет.
Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Через них на широкий мощеный двор въезжали кареты, коляски, возки и брички путешествующих.
в Выре колодец и водопой
Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча, коновязи и колодец. Все это располагалось по краям двора, образуя замкнутый квадрат, который соединялся с трактом подъездной дорогой. Северный корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название — «Дом станционного смотрителя». Полосатый верстовой столб с цифрами «69» на тракте официально зафиксировал расстояние до Петербурга.
Вывеска на почтовом домике
Конюшня
Почтовая станция была открыта в 1800 году на Белорусском почтовом тракте, она была третьей по счёту станцией от Санкт-Петербурга. В 1831 году была опубликована повесть Пушкина. Народное предание связывает события повести с Вырой. Автор повести бывал на Вырской почтовой станции не менее 13 раз. Согласно архивным исследованиям на Вырской станции долгое время служил смотритель, у которого была дочь. А фамилия главного героя, Самсона Вырина, могла быть образована от названия деревни.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Музей состоит из двух каменных корпусов, конюшни, сарая с каланчой, колодца, шорной и кузницы. В главном корпусе 3 комнаты: комната смотрителя, комната дочери и ямщицкая.
русская печь в ямской избе
Медная утварь
Когда музей открылся, по описи значилось 72 предмета, ныне их — свыше трех с половиной тысяч и… никаких меценатов, модных сегодня спонсоров. Этот музей, где мирно сосуществуют художественный вымысел Пушкина и историческая подлинность предметов прошлого, — истинно народный.
Предок утюга
Этим нехитрым приспособлением в старину стирали и гладили бельё. Процесс глажки происходил так: бельё накручивалось на валик, валик укладывался на край стола, сверху прикладывали рубель, зубчатой стороной вниз. Правой рукой хозяйка бралась за ручку, левой бралась за выступ с противоположного от ручки края, и, с силой нажимая на рубель, несколько раз прокатывала по вальку.
Здесь, в этой комнате и жил станционный смотритель. Она же служила и залом ожидания для господ проезжающих.
телеграфный аппарат
Часовня, д.Выра
Документально подтверждено, что Пушкин побывал на вырской станции не менее 13 раз. Тем, кто хорошо знаком с творчеством Пушкина, известно, что поэт был точен в названиях мест и использовал реальные имена.
Музей «Дом станционного смотрителя» проводит большую культурно-массовую работу. Здесь организуются литературные встречи, праздники поэзии, пушкинские чтения.
Фото из интернета
Авторский зачин
Начинается повесть с того, что автор — Белкин И. П. — говорит добрые слова в адрес станционных смотрителей. Сетует на их незавидную долю: им попадаются по долгу службы разные люди, и всех они должны ублажить, быть с ними вежливыми. Но автор признается, что так он думал о станционных смотрителях не всегда, затем он рассказывает историю, которая должна смягчить читателя строк повести и сделать его более терпимым к этим несчастным людям. Таково своеобразное вступление к повести
Оно важно для автора, потому с него мы и начинаем свое краткое изложение. «Станционный смотритель» написан с определенной целью
Изменение обстановки
Смиренная обитель Самсона Вырина, где остановился Белкин, сначала не кажется ему особенной. Он часто путешествовал и знал, какой приём его ожидает. Но впечатление, оставленное красотой Дуни, открыло его чувства для глубокого восприятия обычных вещей.
Молодой чиновник замечает скромность, но аккуратность обстановки. Пушкин пишет лишь о пёстрой занавеске над кроватью и горшках с бальзаминами на окнах. Но внимательный читатель видит за этим всю комнату, оформленную старательной женской рукой.
Посетив станцию во второй раз, Белкин замечает скорбное преображение обстановки. Теперь милая обитель представляет собой запущенный дом спивающегося старика. С исчезновением Дуни пропадают цветы. Смотритель спит уже не за пёстрой занавесью, а под старым тулупом.
Обстановка жилища
Жилье героя повествования именуется «опрятным и смиренным». Хотя тот отнюдь не обеспокоен порядком в доме, чувствуется женская забота, хотя бы в цветах — на них приятно взглянуть.
Хотя, конечно, в доме и селится бедность, потому как смотрителю всегда достается больше претензий, чем он того заслуживает. И оплата — скромная. Уют в доме поддерживался дочерью Дуней. Однако с её уходом Вырину нет желания поддерживать прежнюю жизнь, и он живет «как придется».
Главная роль в произведении отводится картинам. Особенно последняя, которая демонстрирует радостное лицо отца, принимающего обратно ребенка. Наверное, это дает читателю право понять, что, застав отца живым, Дуня бы непременно получила прощение.
Примечателен и образ обители из отрывка «Станционного смотрителя». Описана она рассказчиком в двух словах — «смиренная и опрятная». В этих словах уже дается теплая, дружеская оценка герою повести. Во-первых, слово «обитель», вместо дома, квартирки, избы, уже немного возвышает и умиляет его в глазах читателя. А словом «смиренная», которым он обозначил её, ассоциируется с простотой, отсутствием высокомерия и всякой горделивости у её владельца. «Опрятная» — чистая, комфортная и ухоженная, несмотря на всю её простоту.
Однако, когда рассказчик встречается с Выриным во второй раз, картинка меняется — прежде благоухающая жизнью комнатушка стареет и теряет жизнь вместе с её опечаленным хозяином.
Смотритель теряет всяческий стимул поддерживать в доме прежний порядок. Ему нечем заняться, жилище становится не нужным, а прихорашивать дом для гостей он смысла не видит, да и не заходит к нему уже никто давно. Лишь редкие незваные гости.
Когда отчий дом покидает Дуня, она точь-в-точь повторяет библейский сюжет за одним-единственным прискорбным отклонением: отец не дожидается возвращения и раскаяния дочери, а умирает, ей остается идти на кладбище, прочитать его имя на кресте и обнять его могилу.
Смиренная, но опрятная обитель
Первое описание комнаты смотрителя относится ко времени посещения автором станции в начале повести. Помещение произвело на него приятное впечатление: скромное, небольшое, но чисто убранное место. «Обитель», как называет комнату Пушкин, навевает воспоминания о монашеской келье, где уединенно и мирно живут люди.
Смирение стало, можно сказать, характерной чертой этой профессии. Жилище Самсона Вырина было смиренным, то есть простым, небогатым, без претензий на моду или какой-то шик.
В то же время комната была опрятной, то есть чистой, прибранной, аккуратной. Уставший и сердитый посетитель навряд ли отдавал себе в этом отчет, но наверняка эта опрятность оказывала на него умиротворяющее, успокаивающее действие. В интерьере комнаты можно выделить следующие яркие детали:
- серия картинок на тему библейской истории о блудном сыне;
- горшок с бальзамином на окне;
- кровать с пестрой занавеской.
Эти простые неброские предметы позволяют автору воссоздать атмосферу жилища, понять взаимоотношения героев и их характеры.
Блудный сын
Подробное описание картин не ставит целью ознакомить читателя с библейским сюжетом. Современники Пушкина были в той или иной степени знакомы со Священным Писанием. Цель автора заключается в другом:
- Такая деталь обстановки снова указывала на ее простоту, ведь подобные картинки украшали жилища бедных сословий в противоположность живописным полотнам, которые заказывали богачи. Их можно сравнить с современными плакатами или постерами.
- Картины, изображавшие историю блудного сына, пророчески указывают на то, что в итоге произошло в повести. Такой прием часто употреблялся писателем (вспомнить хотя бы сон Гринева во время метели). Дочь смотрителя, как и блудный сын, поспешила покинуть дом своего отца, влекомая мечтами о неизвестной и волнующей жизни, полной удовольствий.
Но судьба Дуни все же отличалась от участи блудного сына. Если юноша из притчи, попав в тяжелое положение, когда закончились деньги и все друзья бросили его, раскаялся и вернулся домой к прощающему отцу, то в истории Пушкина несчастный родитель так и не дождался своей дочери.
Судьба Дуни сложилась не так уж плачевно. У нее появились дети и семья, но она так и не увидела отца живым после своего побега. Наверное, всю жизнь она страдала муками совести из-за того, что без отцовского благословения ушла из дома и стала виновницей его гибели. Только спустя много лет, когда отец умер, она пришла отдать дань раскаяния на его могилу.
Элементы домашнего уюта
Такая трогательная деталь, как горшок с цветком, говорит о том, что дочь любила своего отца и дом, старалась сделать приятной обстановку в скромном жилище. Это вполне согласуется с ее характером, описанным автором.
Об этом же говорит читателю и пестрая занавеска на кровати. Она делает комнату ярче и веселее. Это такие простые и милые попытки создать домашний уют, сделать скромное жилище красивым для хозяев и гостей.
Драматические перемены
Совершенно другая картина предстает перед автором, когда он приезжает на станцию во второй раз. Вроде бы не изменилась общая обстановка, но пропали все предметы, указывавшие на присутствие заботливой и любящей хозяйки. Путешественник сразу же узнал картинки на стенах, кровать и стол также находились на прежних местах.
Тревожные перемены заключались в отсутствии уюта. Нет больше цветов на окнах, пропали красивые занавески. Без девушки станция стала совсем ветхой и неопрятной. Запущенная и пыльная комната производит поистине шокирующее впечатление на автора. Видно, что в доме не хватает хозяйской руки, которая бы вносила жизнь в простой быт.
Изменился и хозяин станции. При знакомстве Самсон Вырин произвел приятное впечатление на рассказчика. Он был бодрым и сильным мужчиной лет пятидесяти, который радовался жизни и гордился своей прелестной дочерью. Активный и веселый, в чистом зеленом сюртуке, грудь которого украшали медали, — таким он запомнился герою.
Но на этот раз Самсон Вырин не вышел встречать приезжего, он спал под старым тулупом. В нем пропал интерес к происходящему. Сильно поседевший, с глубокими морщинами на небритом лице, он из бодрого мужчины превратился в слабого старика, убитого своим горем. Пушкин добивается того, что сравнение описаний одной и той же комнаты в разные периоды помогает понять характеры героев и их взаимоотношения, прочувствовать глубину постигшей их трагедии.
Значение повести в истории литературы
Фактически с «Повестей Белкина» началась русская реалистическая проза. Пушкинская проза отличается простотой или, по определению самого автора, «смиренностью». Современниками Пушкина «Повести Белкина» не были поняты, их воспринимали как собрание занятных и простых «анекдотов». Белинский назвал эти повести «сказками для семейного чтения» ради удовольствия или от скуки. Критик счел повести неплохими по уровню творчества для юноши, но не для уже зрелого литератора Пушкина. Сам же Пушкин считал, что повести нужно стараться писать «просто, коротко и ясно».
При кажущейся простоте содержание повестей наполнено глубоким смыслом. Повесть «Станционный смотритель» из всех «Повестей Белкина» является наиболее сложной по глубине смыслов, с нее начался новый этап творчества Пушкина. Он ввел в русскую литературу тип нового героя – беззащитного «маленького человека», к его образу будет неоднократно обращаться в дальнейшем творчестве. Образ «маленького человека» будут развивать в своих произведениях Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие писатели.
Сочинение чем запоминается рассказ Станционный смотритель Пушкина, что интересно
В рассказе «Станционный смотритель» Пушкина А.С. главными героями являются: служащий человек Самсон Вырин и его дочь Дуня. Это произведение очень поучительное. В нем рассматривается вечный конфликт между родителями и детьми. Дети хотят жить самостоятельно, родители же не желают отпускать их из семьи.
Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь − Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.
Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.
Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.
Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.
Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом. Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.
Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.
Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.
История написания «Повестей Белкина»
Первые прозаические произведения А. Пушкина
Осенью 1830г. Пушкин находился в Нижегородском имении отца Болдино, куда ему пришлось поехать по наследственным делам. Из-за эпидемии холеры и санитарного карантина он вынужден был задержаться там почти на три месяца. Это время стало для Пушкина плодотворным периодом, он увлеченно и много писал. Помимо множества других замечательных произведений, в Болдино Пушкин написал пять повестей, объединенных под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Написав повести, Пушкин решил прибегнуть к литературной мистификации. Он приписал авторство выдуманному человеку – Ивану Петровичу Белкину, сам выступил в роли издателя. Пушкин в предисловии от имени издателя представил жизнеописание Белкина. Иван Петрович был сыном секунд-майора, воспитан деревенским дьячком
Отслужив в егерском полку, он подал в отставку, уехал в родительское имение, которым неважно управлял. Иван Петрович представлен как человек непримечательной внешности, скромный, честный, заурядный, «умеренный в излишествах»
Скончался 29 лет от роду от простудной лихорадки. Простодушный дворянин был любителем всевозможных историй, оттого имел склонность к сочинительству. Но истории, который попали к издателю, были записаны Белкиным со слов других людей.
Кажущиеся простоватыми повести по строению непросты и интересны. Представлены они от имени нескольких рассказчиков: ироничного издателя, писателя Белкина, и тех, кто рассказывал эти истории Ивану Петровичу. Создается впечатление, что сюжеты этих историй не придуманы одним человеком, а взяты из реальной жизни разных людей. Пушкин в изложении событий в «Повестях Белкина» нарушил привычные литературные и романтические штампы, показал, что жизнь часто бывает непредсказуема и интереснее любых фантазий. Эта идея объединяет сюжеты всех повестей.
«Повести Белкина» были опубликованы без упоминания имени истинного автора в 1831 г. Повторно были изданы в 1834 г. в сборнике прозаических произведений под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным». При публикации Пушкин изменил последовательность повестей, расположив их не по дате написания, а чередуя тексты с благополучным и неблагополучным финалом. Первой в сборнике стала повесть «Выстрел», написанная 14 октября. Второй повестью – «Метель», написанная последней 20 октября. Следующая повесть «Гробовщик» была написана первой 9 сентября. Далее следовал «Станционный смотритель», который написан 14 сентября. Последней стала повесть «Барышня-крестьянка», написанная 20 сентября.Созданы повести с использованием характерных черт различных литературных направлений. «Выстрел» напоминает романтическое произведение, «Барышня-крестьянка»,«Станционный смотритель», «Метель» можно отчасти отнести к сентиментализму, «Гробовщик» содержит черты готической мистической прозы.
9 сентября, на пятый день своего вынужденного деревенского заточения, Пушкин в конце рукописи оконченной повести «Гробовщик» набросал план незатейливого сюжета новой повести «Станционный смотритель», которую завершил 14 сентября. Эта повесть отлична от других повестей по духу, ее история трагична.
Смотритель и рассказчик
Значение повести в истории литературы
Фактически с «Повестей Белкина» началась русская реалистическая проза. Пушкинская проза отличается простотой или, по определению самого автора, «смиренностью». Современниками Пушкина «Повести Белкина» не были поняты, их воспринимали как собрание занятных и простых «анекдотов». Белинский назвал эти повести «сказками для семейного чтения» ради удовольствия или от скуки. Критик счел повести неплохими по уровню творчества для юноши, но не для уже зрелого литератора Пушкина. Сам же Пушкин считал, что повести нужно стараться писать «просто, коротко и ясно».
При кажущейся простоте содержание повестей наполнено глубоким смыслом. Повесть «Станционный смотритель» из всех «Повестей Белкина» является наиболее сложной по глубине смыслов, с нее начался новый этап творчества Пушкина. Он ввел в русскую литературу тип нового героя – беззащитного «маленького человека», к его образу будет неоднократно обращаться в дальнейшем творчестве. Образ «маленького человека» будут развивать в своих произведениях Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие писатели.
Предварительный просмотр:
Развитие речи 6 класс
Выборочное изложение «Смиренная обитель Самсона Вырина» от 3-го лица
(По повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
1. Тут он (Самсон Вырин) принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах.
2. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! … Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.
Работа с текстом
Слова для вставки:Слова для вставки:
Работа с толковым словарём.Подобрать синонимыЛексическая работаЛексическое значение
Подберите синонимы к слову «тихая» в названии картины И.Левитана «Тихая обитель»: спокойная, пустынная, уединенная, умиротворенная, смиренная, безмятежная.
в первой, в другой, наконец, в перспективе, далееПроверить
Вставить пропущенные слова в текст
Слова для вставки
Восстановить и сопоставить описаниеОбратите внимание на детали портрета
Сравните,Слова для вставки
Итоговое задание: Как раскрывается образ Самсона Вырина через описание его обители?
“МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)
“МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ
(по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)
1 вариант
Повесть “Станционный смотритель” – это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем – Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия “маленького человека”, чиновника
четырнадцатого класса.
Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь – милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.
Горе потрясло старика, но не сломило – он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался
к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер.
Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба “маленького человека”, мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.
2 вариант
А. С. Пушкин открыл тему “маленького человека”, которая познакомила читателей с добрыми, тихими, страдающими героями.
Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель” посвящена этой теме. Нужно заметить, что произведение отличается предельной экономией художественных средств. С первых же строк писатель знакомит нас со своими героями, вводит в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого персонажа отчетливо проступает из его поступков и речи.
Рассказчик с самого начала повествования ставит нас в известность, какое жалкое положение в обществе занимают станционные смотрители: “Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… ” Все их проклинают, обзывают разбойниками, унижают. Никто даже не хочет задуматься, какая у них тяжелая жизнь: “Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе… Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага…” Автор призывает читателей забыть о своем эгоизме, посмотреть другими глазами на жизнь этих людей и проникнуться к ним “искренним состраданием”. Рассказчик говорит, что изъездил всю Россию, много повидал и всегда приглядывался к ним, поэтому он может сделать вывод, что “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые… скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые” . Далее он приводит рассказ об одном
Своем знакомом смотрителе, Самсоне Вырине. Это был дружелюбный, добрый человек, вдовец, очень любивший свою единственную дочь. Однажды он приютил у себя гусара, прикинувшегося больным, который соблазнил и выкрал у него дочку. “Старик не снес своего несчастия”, и его сломила болезнь. Оправившись, он поехал в Петербург искать Дуню, но его не пустили к ней, а выгнали на улицу. Только сунули в руку денег. Это было большим оскорблением человеческих чувств, ведь какие деньги могут заменить отцу его ребенка? Никто не помог Вырину, он спился с горя и рано умер.
А. С. Пушкин показывает, что “маленький человек” достоин сожаления, понимания и уважения.