Мцыри — любимый идеал Лермонтова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
М. Ю. Лермонтов — современник А. С. Пушкина, его преемник в поэзии. Нравственный идеал Лермонтова — свобода, свет, Родина, жизнь. В. Г. Белинский, общаясь с поэтом, увидел в нем семена «глубокой веры, веры гордой в людей и жизнь иную». Поэт стремился к свету, сердечности, простоте, но сталкивался с ложью, пороками. Самую точную характеристику Лермонтову, по словам современника, дают его произведения, в них он «отразился каким был и каким хотел стать».
Поэма «Мцыри» написана в 1839 году. Она была любимым произведением автора. Он читал ее наизусть своим современникам восторженно и самозабвенно.
«Мцыри» означает «не служащий монах, пришелец, чужеземец». Лермонтов рассказал в своей поэме историю такого человека, которого ребенком оставили в монастыре на попечение монахов.
Лермонтов хорошо знал Кавказ — это было место ссылок поэта. Поэтому он так красочно нарисовал картину природы кавказского высокогорья, где находился мужской монастырь и где развивались события поэмы. Однажды проезжий генерал оставил в монастыре больного пленного шестилетнего мальчика. Шли годы. Мальчик стал юношей. Привык к плену. Собирался «изречь монашеский обет». Но однажды он исчез. Юношу искали три дня, но потом «в степи без чувств его нашли». Измученный, худой, бледный, со следами глубоких ран от когтей дикого зверя, он умирал. Чернец уговорил его исповедаться, но услышал не предсмертную исповедь Мцыри, а страстную проповедь.
Перед нами вся короткая жизнь юноши: его затворническое детство, мечты о свободе, «о чудном мире тревог и битв, где люди вольны», о том, чего он никогда и никому не говорил за время своей жизни в монастыре.
Рассказ Мцыри о трех днях на воле — это рассказ о жизни на природе: общении с полями, скалами, небом, птицами, снегами, хребтами, водными потоками, утренними зорями, которыми одарил его седой Кавказ. Все, что он увидел, заставило его вспомнить детство, тот мир, где прошли первые годы его жизни. Юноша признается старому монаху в том, что он давно задумал побег: «взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля». Он бежал в темноте, не зная, что его ждет. Утром он обнаружил, что лежит на самом краю бездны. Его окружал прекрасный цветущий сад, слышались голоса птиц. Чтобы удовлетворить жажду, юноша спустился к потоку и тут увидел прекрасную грузинку, которая пришла к потоку за водой.
Обессиленный ночным побегом, он уснул в тени. Когда проснулся, была уже ночь. Взбираясь на деревья, юноша пытался найти дорогу, но напрасно. От безысходности и горя он рыдал и грыз землю, но «помощи людской» не желал. В эти минуты отчаяния он увидел барса. Встречи избежать было нельзя. Вооружившись рогатым суком, он ждал. Сердце зажглось жаждой борьбы: он понял, что надо делать, и к нему пришла уверенность в том, что в краю отцов он мог бы быть «не из последних удальцов».
Единоборство человека и барса продолжалось долго. Животное обессилело раньше человека, но и человек, победив барса, почти умирал.
Выйдя из леса, Мцыри понял, что вернулся к своей тюрьме. Умирающего Мцыри нашли монахи. Прощаясь со стариком-монахом, он обращается к нему с предсмертной просьбой: когда он станет умирать, пусть его перенесут в сад, «где цвели акаций белых два куста». Оттуда виден и Кавказ, где он может заснуть с мыслью о милой стране. Материал с сайта //iEssay.ru
Лермонтов — мой любимый поэт. Образами своих героев он говорит с моим поколением, борется с косностью, насилием над личностью, зовет к свободе, свету, счастью. Мцыри — любимый идеал Лермонтова, потому он и вложил в его образ свои самые сокровенные мечты, свое видение красот Кавказа, свое неприятие затворничества в стенах монастыря. Мцыри, как и Лермонтов, готов отдать жизнь за свои идеалы, мечты о воле.
Грузинские экскурсоводы и сейчас показывают туристам монастырь вблизи Мцхеты, где томился Мцыри. На высоком берегу реки стоят руины монастыря прошлого века, угадываются кельи, вырубленные прямо в скале, невдалеке стоят одичавшие остатки сада, а внизу — место слияния двух рек, Арагвы и Куры. И память выдает:
Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…
Вдаль уходят, не смешиваясь в одном русле, потоки Арагвы с чистой, быстрой, прозрачной водой, и Куры — с мутной, медленной.
На этой странице материал по темам:
- сочинение по теме характеристика мцыри
- мцыри любимый идеол леромнтова
- сочинение — характеристика по поэме лермонтова мцыри
- сочинение по теме мцыри любимый идеал лермонтова
- сочинение мцыри-любимый идеал м.ю лермонтова
Несколько интересных сочинений
Красота это понятие двойственное, если берётся во внимание человеческая красота. Ведь внешне человек может быть красивым, то есть привлекательным внешне.2 стр., 721 слов
… из монастыря
Жить для героя поэмы — значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри … делает открытие о высшей свободе. Герой не случайно возвращается к монастырским стенам. Ворота, ведущие в монастырь, открывают герою дорогу в «небесную … мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также «узнать, прекрасна …
Русская литература всегда была неким знаменем, путеводной звездой для русского человека. Такого рода произведения, отражающие социальную и психологическую сторону жизни, позволяют людям думать,
Пьеса Александра Островского Гроза создавалась драматургом накануне реформы 1861 года. Уже назрела необходимость общественно-социальных перемен, идут споры, обсуждения, движение общественной мысли.
Николенька Иртеньев. Главным персонажем произведения является десятилетний добродушный мальчишка.
Решетников Павел Фёдорович родился в июле 1906 года в творческой семье. С ранних лет мальчик работал, так как денег на пропитание не хватало. 1929 год Решетников поступает в Высший художественно-технический институт.
Три дня на воле мцыри . Как Мцыри провёл три дня на свободе Что он увидел на воле мцыри
… одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется … с природой, а не общество, которое способно испортить любую душу. Вариант 2 Мцыри является главным героем произведения Лермонтова. …
Мцыри – романтический герой (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова)
… днями в его жизни. Мцыри, как истинный романтический герой, в конце поэмы умирает. … к бегству и спасению. Мцыри противопоставляется всему обществу. Он здесь чужой и пытается найти свое место в этом мире. Как и типичный романтический герой, Мцыри …
ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?
… а жизнь ограничивалась монастырской работой, служением в церкви и молитвой. Сочинения Мцыри — герой романтической поэмы Лермонтова. Его судьба трагична, ведь еще в детстве горского мальчика пленил русский офицер, но …
Почему Мцыри бежал из монастыря 8 класс
… Мцыри, но и жизненную позицию всех свободолюбивых людей. Почему Мцыри бежал из монастыря Несколько интересных сочинений «Алые паруса» — это одна из … люди, так и природа, так и свобода. Мцыри бежал из монастыря не необдуманно. Он понимал, что его стены …
Почему Мцыри бежал из монастыря? в поэме Мцыри, Лермонтов
… от мирской жизни. Однако Мцыри не мог принять навязанный ему образ жизни. Он даже и не знал, чего лишиться, приняв … помыслы Мцыри были устремлены на Кавказ. Он хотел побывать в родных краях, найти светлую и прекрасную родину предков. Родина в …
Сочинение на тему “Мцыри – “любимый идеал” Лермонтова”
О чем мечтал одинокий мальчик, который за всю свою жизнь видел только мрачные стены монастыря? Вдохнуть воздух свободы, найти дом и прикоснуться к родной земле…
Молодой послушник лелеял мимолетные воспоминания о родных горах, Кавказе, об отце – отважном воине с гордым взором, о песнях юных сестер и о своих играх близ шумного водного потока. Ему представлялся звон отцовской кольчуги, блеск его ружья, тень дома и рассказы стариков…
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Красота окружающего беглеца нового мира оставила в его душе неизгладимое впечатление. Гармония природы восхитила его, дала почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И бушующий, усиленный грозою горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже с Мцыри, как и ночная гроза. И навсегда остаются у него в душе пышные поля, зеленые холмы, темные скалы и виденные вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны.
Никто не может убедить Мцыри прекратить поиски своей родины, своей дороги. Даже встреча с грузинкой, пришедшей к реке набрать воды, не заставила послушника отказаться от своей желанной цели.
Уже находясь на пороге смерти, когда Мцыри рассказывает о своем трехдневном приключении старику-монаху, он говорит, что жил только на воле. Мцыри не боится смерти, потому что верит, что могила подарит ему покой. Однако ему жаль расставаться с жизнью, ведь жить по-настоящему герою удалось лишь несколько дней.
Между чувствами героя и чувствами автора, несомненно, существует очень тесная связь. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье. И потому монастырь, который вырывает человека из жизни, Лермонтов изображает как клетку с толстыми прутьями, как мрачную тюрьму.
Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию, звучал голос Мцыри, звавшего на волю:
Свобода… Это прекрасное слово… Свобода… Повторяй его на всех языках мира, шепчи его про себя или кричи изо всех сил, чтобы слышал тебя каждый. Ведь никто и никогда не сможет отнять у тебя стремление и жажду стать свободным.
Написанная М.Ю.Лермонтовым поэма «Мцыри» повествует о свободолюбивом грузинском юноше, который мечтал о возвращении на родину из монастыря, где оказался ещё в раннем детстве. Несмотря на печальное завершение этой истории, мы понимаем, что Мцыри погибает человеком, который, пусть и не исполнил своей мечты, но сделал всё, чтобы к ней прикоснуться.
М.Ю.Лермонтов использует в своей поэме мужскую рифму, из-за чего при чтении произведения создаётся ощущение постоянного напряжения, решимости, сражения. Автор относился с глубоким уважением к людям, наделенным такими качествами, как отвага, свободолюбие, смелость. Всё это присутствует в характере главного героя, мы понимаем, что он неспроста покинул монастырь — оставаться там и дальше было бы просто невыносимо для юноши, томившегося размеренной жизнью монахов. Он убегает, и, совершив этот поступок, впоследствии уже никогда, даже лёжа на смертном одре, не сожалеет о содеянном:
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
Мцыри в красках описывает монаху всё то, что он увидел: как поражён он был великолепием природы, красотой случайно встреченной грузинки и свежестью встречного ветра
Этим Лермонтов стремится донести до нас, как важно молодому человеку любить родной край, иметь мечты и стремления, ведь именно это — те вещи, за которые не жалко погибнуть
Обратимся к эпизоду сражения Мцыри с барсом
Поэт уделяет огромное внимание описанию смелости главного героя в этой борьбе. Он не просто не боится, он рвётся в бой, которого ждал в душе всю свою жизнь
Мцыри юн и неопытен, но даже это не мешает ему проявить мужество и смелость в развернувшейся битве. Он выходит из боя с диким зверем победителем — настолько сильно его желание победить, вернуться к собственным истокам, стать свободным человеком.
Таким образом, даже оказываясь на смертном одре, Мцыри не сожалеет о своей угасающей жизни. Его беспокоит и тяготит лишь то, что он так и не оказался на родине, но юноша беспрекословно смиряется с собственной судьбой. За дни побега он испытал всё то, что никогда не тронет старческие, равнодушные к жизни сердца монахов. Можно сказать, что, несмотря на быстротечность счастья, Мцыри был счастлив собственной свободой и несокрушимостью, и именно это делает его нравственным идеалом Лермонтова, воспевавшего смелость, независимость и пылкость юных сердец.
«Мцыри» Лермонтова: идеал героя автора
Идеал героя
В поэме «Мцыри» Лермонтова герой, Мцыри, изображается как высокий идеал для автора. Этот идеал порождали различные факторы: бурный жизненный опыт Лермонтова, его отчасти бунтарский дух, любовь к свободе и красоте.
Мцыри – это молодой, сильный, умный и справедливый человек, который отрицает ограничения и правила общественного порядка своего времени. Мцыри живет по своим правилам, которых нет в стандартном поведенческом кодексе, и стремится совершенствоваться. Эти качества сделали героя примером романтического героя, символом гениального человека, которому приходится столкнуться с невосприимчивыми миром и обществом.
Идеология автора
Мцыри – это не просто герой Лермонтова, это авторская идеология. Автор призывает не подчиняться законам и общественному мнению, не бояться выражать себя и свои чувства, не забывать о своей свободе и достоинстве.
Лермонтов считал, что красота и свобода являются ключевыми понятиями, которые должны присутствовать в жизни любого человека. Герой его поэмы – это пример человека, который не забывает об этом и ходит по жизни несмотря ни на что.
Заключение
Идеал героя в поэме «Мцыри» Лермонтова – это не просто герой, это идеология автора, его мироощущение и философия. Автор хотел, чтобы его герой стал примером для молодой аудитории, открыв нам глаза на то, что в подобном мире, где много зависит от обстановки, мы можем отстаивать свои ценности, идеалы и права.
2 вариант
При написании произведения его создатель непременно отражает в нём себя. Он может воплотить собственные идеалы, чувства и мысли, или выписать персонаж, в чём-то на себя похожего. Поэтому у писателей и поэтов всегда есть любимые герои.
Мысли о создании произведения о судьбе монаха, стремящегося стать свободным, Лермонтов вынашивал многие годы. Каждый, кто читал эту поэму и знаком с судьбой её автора приходит к мнению, что Мцыри наделён качествами, которые очень ценил проставленным поэтом. Ведь он, как и персонаж его поэмы, постоянно боролся за право быть свободным.
Мцыри является отражением автора. Этот персонаж, сберёгший до смерти веру, человечность, мужество, жажду свободы, лучше и полнее остальных героев произведений Лермонтова отражает характер знаменитого поэта. Мцыри проявляет лучшие качества романтического героя. Он чувствителен, раним, не способен смириться с жестокими правилами общества. И также он очень любит природу. Мцыри получает удовольствие от шелеста листьев, с любовью смотрит на облака. Дикая природа Кавказа сильно очаровывает главного героя поэмы. Она пробуждает в нём лучшие чувства.
Его образом поэт демонстрирует, что вольнолюбивый дух, победит жёсткое общество. Поэтому в будущем люди непременно победят тиранию и будут высоко ценить свободу.
Поэма навеяна необычным знакомством. Пребывая в ссылке, поэт посетил руины монастыря и встретил там пожилого монаха. Старик рассказал знаменитому поэту о своей очень трудной судьбе. Когда он был ребёнком его взяли в плен русские военные. А затем он был ими отправлен на служение в монастырь. Старик смирился со своей судьбой, но, воспоминания о родном доме и тоску по свободе он сберёг на всю жизнь. Эта история очень тронула Лермонтова, и через несколько лет он написал «Мцыри».
Все знакомые прославленного поэта заявляют, что это было любимое произведение Лермонтова. Ведь автор наделил Мцыри своей судьбой. Мать поэта рано умерла, а с отцом ему не разрешали видеться. Как и персонаж, поэт рос среди людей, которые не поощряли свободомыслие и свободу слова. Но, несмотря на это им обоим свойственны ум, свободолюбие, стойкость и преданность идеалам.
Лермонтов создал персонаж, очень близкий ему по духу. Ведь поэт был гордым и чувствительным мужчиной, который сильно страдает от одиночества. Мцыри был для него своеобразный другом, помощником, а также опорой в его трудной жизни.
Сочинение: Мцыри — любимый идеал Лермонтова (по одноименной поэме)
(516 слов) В 1837 году, следуя по Грузинской дороге к месту своей первой ссылки на Кавказ, остановившийся в древней грузинской столице Мцхет, Лермонтов услышал рассказ о судьбе одинокого монаха горца, плененного ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой, но в пути ребенок заболел, и тогда мальчика оставили монастырской братии. Там он и вырос, вдали от Отечества, тоскуя, живя жизнью узника. Но со временем он как будто смирился с обстоятельствами, принял обычаи, собрался принести монашеские обеты, но из-за стремления к свободе, стремления к Родине, он решился на побег. Эта история и вдохновила М. Ю. Лермонтова на создание романтической поэмы. Образ Мцыри стал идеалом для Лермонтова, потому что Михаил Юрьевич тоже чувствовал себя узником в когтях царского «правосудия».
Мцыри в переводе с грузинского — “послушник”, но есть и второй перевод — “чужеземец”. Это в большей степени соответствует сути главного героя и всего произведения. Поэма написана в форме исповеди, что позволяет раскрыть героя более подробно. Перед нами не человек, а воплощенная в теле идея. Мцыри не принадлежит действительности. Он витает в мыслях о свободе и ничего не желает видеть, кроме своей мечты. И хотя монахи любили его, уважительно к нему относились, для героя их жизнь была тюрьмой. Идеальный мир для него — Родина. Для него отчизна — это символ счастья, а монастырь — плена. Такое самозабвенное стремление к воле и поиску дома кажется многим из нас преувеличенным, ведь побег в никуда после стольких лет сытого существования и своеобразного воспитания кажется абсурдным, немыслимым, обреченным на поражение. Решившись на побег, он бежит неведомо куда. Но такова суть любого романтического идеала, свойственного поэтам эпохи Лермонтова. Им нравилось все возвышенное, оторванное от бренной земли. Обычный человек не привлекал их как художников, поэтому они изображали «исключительного человека в исключительных обстоятельствах». Стоит отметить, что Мцыри — потомок воинственных горцев с горячей кровью. Этот образ как нельзя лучше подходит для романтического героя и еще больше отражает его противоречия с неволей. Происхождение Мцыри объясняет и то стремление к родине, о которой так вдохновенно мечтает герой. Ощущение воли возвращает юноше память о детстве. Он вспоминает родную речь, родной аул, и лица близких — отца, матери, братьев, сестер. Эта сентиментальная нотка — тоска по семье и горечь одиночества — очень близка самому Лермонтову, который рано лишился родителей и не смог завести жену и детей.
Образ Мцыри очень трагичен, так как противостоит реальности. Романтический герой почти всегда обречен на гибель, он не может смириться с реальностью, но и не знает\не может что-то сделать, чтобы вырваться из порочного круга. Казалось бы, у Мцыри есть шанс все изменить, его идеальный мир вполне досягаем. Но Мцыри не принадлежит ни к одному из миров. Его еще птенцом вынули из родительского гнезда навсегда, научили новому языку, новым обычаям. Он не может принять монастырские стены также, как его никто не ждет на Родине. Если бы он был нужен, его бы искали, но нет: память о нем не живет даже в родных местах. Мцыри совершенно чужд реальному миру, в этом трагедия романтического героя. Эта последняя черта тоже роднит Лермонтова с его идеалом: поэт был также отвержен и забыт на родине, пока отбывал ссылку.
Таким образом, Мцыри стал идеалом Лермонтова, так как их истории имеют очень много общего. Поэт-романтик видел в этом образе отражение своих печалей, скитаний и желаний.
Ответы на вопрос
Отвечает Романова Софья.
Мысли о написании произведения о судьбе монаха, желающего обрести свободу, Лермонтов вынашивал много лет. Мцыри вобрал в себя человеческие качества, которые больше всего ценил Лермонтов. Он, как и главный герой его произведения, всегда боролся за свободу, человеческую волю. Именно поэтому Мцыри стал любимым идеалом поэта. Будучи в ссылке, поэт повстречал среди развалин монастыря старого монаха. Старик поведал Лермонтову о своей непростой судьбе. В детстве он был взят в плен и отправлен на служение в монастырь. Старик смирился со своей судьбой, однако, воспоминания о родном доме и свободе он пронес через всю жизнь. Эта история настолько тронула поэта, что через несколько лет он все же решился на написание знаменитой поэмы «Мцыри». Мцыри — молодой послушник, выросший в стенах мрачного монастыря. Он горячо тоскует по Родине. Монастырь описывается, как мрачное место, больше похожее на тюрьму
Молодой монах вспоминает свой дом, пение сестер, отважного отца и горные пейзажи. Тоска по отчизне настолько велика, что он решается на побег
Главный герой поэмы совершает побег ночью в грозу. Это явление природы подчеркивает эмоциональное состояние беглеца. Мцыри такой же эмоциональный и мятежный, непокорный. Эти же качества были присущи Лермонтову. Юноша, сбежавший из монастыря, отчаянно борется за свою свободу и вступает в схватку с природой. Им движет мечта, которая по мнению Лермонтова возвышает человека над обстоятельствами. Желание увидеть родные просторы, повидать своих близких намного сильнее других обстоятельств, поэтому герой побеждает в схватке с диким зверем. Трёхдневное пребывание на воле произвело на монаха сильнейшее впечатление. Он желает вновь оказаться на свободе, жаждет вольной жизни. В то же время герой не боится смерти, ведь только погибнув он может обрести покой. Автор подчеркивает, что человек способен изменить жизненные обстоятельства, если есть настоящая мечта и высокие цели. Мцыри может послужить примером любви к Родине, преданности своим идеалам.
Отвечает Шульгина Аня.
Эпиграф: «И вам прошу не поминать мня; забудьте и молитвы мои…»
– М.Ю. Лермонтов
Мцыри – одна из самых загадочных и противоречивых поэм Михаила Юрьевича Лермонтова, которая занимает особое место в его творчестве. Написанная в 1837 году, эта поэма оказала влияние на множество поколений читателей и стала объектом множества исследований и интерпретаций. В этом сочинении мы рассмотрим, почему Мцыри был любимым идеалом Лермонтова.
С самого начала, эпиграф к поэме – фраза из героя «Мцыри» – открывает перед нами загадку и многозначность этого произведения. Возможно, Лермонтов с этими словами хотел предостеречь читателя от принятия Мцыри как своеобразного автобиографического откровения, несмотря на некоторые схожие черты между поэтом и его литературным героем.
Мцыри – это личность, которая противоречит общественным нормам и стандартам. В поэме мы видим его как мятежного, непокорного духа, стремящегося к свободе и идеалам, которые не всегда понимаются и разделяются окружающими. Мцыри чувствует себя чужим в мире, полном лицемерия и несправедливости. Это чувство изоляции и неудовлетворенности преследует его на протяжении всего произведения.
Возможно, именно эта противоречивость и непонимание себя и мира привлекли Лермонтова к Мцыри. Поэт сам был сложной личностью, часто подвергавшейся несправедливости и общественной критике. Он был человеком, горячо искавшим свою жизненную идею, но вечно неудовлетворенным своим положением. В Мцыри Лермонтов мог увидеть себя, отразившегося в зеркале литературной вымышленной судьбы.
Кроме того, Мцыри представляет собой образ свободного человека, который отказывается подчиняться тирании общественных конвенций. Это герой-индивидуалист, готовый бороться за свои идеалы и ценности, несмотря на все трудности и опасности. Лермонтов был приверженцем свободы и самобытности, и в Мцыри он смог воплотить эту свою идею.
Таким образом, Мцыри стал любимым идеалом Лермонтова за его сложность, противоречивость и стремление к свободе. В этом герое поэт нашел отражение своей собственной души, его бунтарский дух и стремление к идеалам взывали к сердцу Лермонтова. Мцыри остается одной из наиболее интересных и загадочных личностей в русской литературе, продолжающей вдохновлять и завораживать читателей.
Суть, смысл и идея
Произведение относится к периоду творчества поэта, называемому Болдинской осенью и по жанровой направленности является повестью, написанной в стиле сентиментализма и реализма, включенной в прозаический сборник автора под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Основной темой произведения является размышления о проблемах маленьких людей, оказавшихся в обездоленном положении. Помимо данной темы, автор рассматривает в повести вопросы нравственности, человеческой любви, являющихся актуальными и в современном мире.
Композиционная структура повести представляет собой три составные части, первая из которых является лирическим отступлением автора, вторая часть изложена в виде бесед рассказчика с главным персонажем, где сюжетная линия проходит свое развитие и кульминацию, а в третьей части описывается в форме эпилога.
Ключевым персонажем повести автор представляет пятидесятилетнего старика, Самсона Вырина, отличающегося добротой и общительностью, безграничной любовью к своей единственной дочери Дуняше. Мужчина характеризуется радушием, отзывчивостью, кроткой и открытой душой.
Девушка является вторым главным героем произведения и изображается в качестве заботливой дочери, защищающей старика от претензий постояльцев, которая, однако увлекается заезжим военным офицером и оставляет отца в одиночестве. В результате отъезда любимой дочери Самсон опускается, запивая горе алкоголем, а впоследствии умирает, так и не дождавшись возвращения Дуняши.
Смысловая нагрузка произведения заключается в раскрытии образа маленького человека, неспособного противостоять жизненным обстоятельствам, надломившим его несильную, неумную, но добрую и кроткую личность.
В этой связи автор размышляет о нравственной проблематике во взаимоотношениях родителей и детей, подчеркивая необходимость помнить о человеке, позволившим ощутить вкус к жизни, а также испытать самые лучшие человеческие чувства в виде любви, материнства, личного счастья.
Финал повести представляется автором печальным и грустным, однако повествовательное содержание наполняется надеждой на перемены в человеческом сердце, которые способны преодолеть эгоизм, равнодушие в близких людях. Это демонстрируется в сцене осознание девушкой невозможности возвращения в эту жизнь родного и преданного человека и глубокого людского раскаяния.
Произведение является одним из самых сильных повестей, входящих в прозаический сборник писателя.