Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Ивана Васильевича из рассказа После бала
Центральным персонажем в рассказе Л. Н. Толстого является Иван Васильевич. В произведении «После бала» он рассказывает историю, которая оставила неизгладимый след в его жизни.
- Образ и характеристика Дон Кихота сочинение
Для испанской культуры образ Дон Кихота является одним из центральных и основополагающих, также, наверное, и для всей европейской культуры Дон Кихот обладает огромным значением. Мне кажется, для российской культуры он не так понятен
- Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения
После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события прошлого, обратился к эпохе правления Петра I
- Образ и характеристика Герасима в рассказе Муму Тургенева 5 класс сочинение
Главный герой рассказа Герасим – дворник, высокий и богатырского телосложения, которого барыня забрала из деревни с собой в Москву.
- Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева
Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке
«Доходное место» — комедия А.Н. Островского. Написана в октябре-декабре 1856 г. Первая публикация: журнал «Русская беседа» (1857 г., т.1, кн.5).
2 вариант
С юмором, сарказмом и критикой отобразил Островский
дореволюционную жизнь русского общества. Представители самых разных сословий, профессий, быт и нравы богатых и бедных ярко описаны в его произведениях. Вот и в основе сюжета пьесы из пяти действий “Доходное место” лежит конфликт отцов и детей, двух поколений с разными принципами, столкновение двух миров – услужливых, корыстных чиновников и, нетерпимой к их лицемерию и продажности, молодежи с честными намерениями.
Молодой, хорошо образованный Жадов живёт в доме дядюшки, убеждения и принципы которого он не разделяет, тяготится чуждым ему образом жизни и страстно желает независимости.
Антиподы – генерал Вышневский, молодой служащий Белогубов, вдова Кукушкина, все чиновничье общество во главе со старым бюрократом и взяточником Юсовым, для которых человек, отказывающийся от взяток и живущий на честные доходы, вольнодумец и опасный враг. Понятие порядочность для этих людей не существует, произвол и беззаконие для чиновников норма. Подлостью же Юсов считает, взять взятку и не выполнить обещанного после. Он благодушно патронирует Белогубова, вставшего на путь бесчестья. Таким же “благородством” полон Вышневский.
Жадов ненавидит чиновничий разбой и затхлость мещанского быта, не желает иметь тёплое место, не боится бедности и этим опасен для мира сытых и продажных. В глазах многих он выглядит мечтателем и идеалистом. Конечно же, молодой человек страдает и терзается под влиянием окружения. Горячо любимая им жена не становится поддержкой, она подталкивает его на предательство своим принципам, а окружение жестко высмеивает. Он слаб и под её давлением всё-таки на время сдаётся и идет просит доходное место, но нравственность побеждает, и Жадов остается верен себе и своим убеждениям.
Основа сюжета — размышления, жить ли по совести или по корысти, актуальна и сейчас. Кроме того, отображены в ней проблемы семьи, неравного брака, нищеты и богатства.
Островский, как мастер диалогов, наполнил пьесу иронией и сатирой, он правдиво изобразил быт мещанства. Комедия написана не равнодушным летописцем своего времени, а гневным обличителем тёмного мира, где погоня за достатком лишает людей нравственности.
Писатель отразил своё отношение к бюрократическим порядкам общества. Произведение совершенно не устарело, чиновничьи нравы не исчезли ни после революции, ни вовремя реформ. Творчество писателя способствовало и сейчас способствует развитию общественного самосознания.
Герои произведения
В пьесе описано много интересных персонажей. Главные герои произведения:
- Вышневский Аристарх Владимирович — пожилой, богатый чиновник.
- Анна Павловна — молодая жена Аристарха Владимировича, желающая встретить настоящую любовь.
- Жадов Василий Николаевич — племянник Вышневского, принципиальный, гордый парень.
- Полина — невеста, а затем жена Жадова, девушка из бедной семьи, без образования.
Кроме того, в пьесе есть второстепенные персонажи. В их число входят:
- Юсов Аким Акимович — предприимчивый чиновник, работающий под началом Аристарха Владимировича.
- Белогубов Анисим Панфилович — чиновник молодого возраста, служащий у Юсова.
- Юлинька — супруга Белогубова и сестра Полины.
- Мыкин — хороший друг Жадова, учитель.
- Кукушкина Фелисата Герасимовна — мать Юлиньки и Полины, нищая вдова.
Четвертая часть
В четвертом действии краткого содержания «Доходное место» Полина сидит в своем бедном доме и сильно скучает. К ней приходит Юлинька. Она хвастается успехами супруга и ужасается, что ее сестра такая нищая. Полина возмущается, что муж заставляет ее работать по дому и не разрешает никуда ходить. Юлинька дарит Полине красивую шляпу и рассказывает, как нужно обращаться с мужчиной.
Дом Жадовых посещает вдова Кукушкина, она ругает Полину, что та не просит от супруга денег и хвалит Юлю за разумность и практичность. Мать обещает, что поможет дочери изменить мнение зятя, который решил, что жить нужно на одно жалование. Женщина не понимает, как женатый мужчина может отказываться от взяток, раз взял ответственность перед супругой, значит, обеспечивай ее на должном уровне.
Приходит Жадов, он жалуется теще на трудную работу, а также на ленивую Полину, которая вечно ничего не делает. Эти слова возмущают Кукушкину, она растила дочь не для того, чтобы та была служанкой в своем доме. Женщина рассказывает, что ее зять Белогубов всегда балует Юлиньку и она проблем не знает. Жадов злится и просит Кукушкину покинуть дом.
Жадов говорит Полине, чтобы та больше не ходила к матери и сестре и не принимала их в гостях, ведь они учат ее дурному. Полина же повторяет слова, которые сказала ей Юлинька.
Популярные сегодня пересказы
- Мельник — колдун, обманщик и сват — краткое содержание пьесы Аблесимова Замечательное произведение, в котором скрыт глубокий философский подтекст, называется «Мельник – колдун, обманщик и сват». Написано это гениальное творение писателем Аблесимовым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
- Уроки музыки — краткое содержание рассказа Петрушевской Главный герой по фамилии Иванов сидел в тюрьме, отсидел этот срок и вышел на свободу. Сейчас у него в планах прийти к Гавриловым. Он желает установить размеренную, равномерную жизнь.
- Голубая змейка — краткое содержание сказки Бажова В далёкие времена, когда сокровища уральских гор лежали близко к поверхности, существовали сказы о хранителях драгоценных камней. Голубая змейка тоже охраняла сокровища, она не допускала к ним алчных и жадных людей
- Краткое содержание книги История государства Российского Карамзина Книга «Николая Карамзина «История государства Российского» — литературное и историческое наследие русского народа. Произведение содержит основные этапы описания исторических событий России.
Ссылки[ | ]
В Викицитатнике есть страница по теме: Доходное место |
Пьесы Александра Островского |
|
Ситуация морального выбора
Важный вопрос, который поднимает автор в пьесе, — это моральный выбор Жадова. Именно в такой ситуации оказался главный герой, когда бедность и недостаток средств вынудили его пойти на поклон к дяде, чтобы просить доходного места. Жена Полина и ее неприглядная судьба заставили Жадова задуматься о правильности его взглядов.
Но в результате главный герой не смог поступиться своими принципами и даже согласился на то, чтобы предоставить полную свободу своей супруге. Однако Полина осталась с мужем. Это стало олицетворением победы мировоззрения Жадова, стремящегося к честности и следованию нормам закона в своей жизни.
Судьба Жадова, описанная автором, является превосходным примером нравственного выбора, перед которым может оказаться любой человек. И каждый свободен в своем выборе.
-
«Доходное место», краткое содержание по действиям пьесы Островского
-
«Свои люди – сочтемся», анализ пьесы Островского
-
«Бесприданница», анализ пьесы Островского
-
«Гроза», анализ пьесы Александра Островского
-
«Снегурочка», краткое содержание по действиям пьесы Островского
-
«Гроза», краткое содержание по действиям пьесы Александра Николаевича Островского
-
«Бесприданница», краткое содержание по действиям пьесы Островского
-
«Снегурочка», анализ пьесы Александра Николаевича Островского
-
«Женитьба Бальзаминова», краткое содержание по главам пьесы Островского
-
«Свои люди – сочтемся», краткое содержание по действиям пьесы Островского
-
«Женитьба Бальзаминова», анализ пьесы Островского
-
«Бедность не порок», краткое содержание по действиям пьесы Островского
-
«Бедность не порок», анализ пьесы Островского
-
Александр Николаевич Островский, краткая биография
По произведению: «Доходное место»
По писателю: Островский, Александр Николаевич
Второй и третий эпизод
Во втором действии Полина и ее сестра Юлинька разговаривают о своих женихах. Полина любит Жадова и с нетерпением ждет свадьбы, а вот Юлинька не в восторге от Белогубова, но женитьбе рада, потому что ей хочется выпорхнуть из родительского гнезда как можно скорее. Входит вдова Кукушкина, она говорит девушкам, что мужей надо направлять, чтобы они стремились больше зарабатывать.
В дом к Кукушкиным приходят Юсов и Белогубов. Оставшись наедине с Юсовым, вдова просит у него денежную должность столоначальника для будущего зятя Белогубова. Чиновник соглашается, и заодно говорит женщине, что жених Полины Жадов — партия крайне неперспективная. Кукушкина считает, что все глупости в жизни мужчин от холостой жизни и после свадьбы он станет другим человеком.
Оставшись вдвоем с Жадовым, Полина говорит, что она нищая и не образованная. Жениха это не расстраивает, он даже рад. Ему хочется самому научить будущую жену всему необходимому и вместе добиться успеха в жизни. Парень признается Полине в любви и просит у ее матери согласия на женитьбу.
В третьем действии после свадьбы Жадова и Полины прошел уже год. Василий сидит в трактире и встречает там своего старого друга, бедного учителя Мыкина. Товарищ ругает Жадова, за то, что он женился, не имея ни копейки за душой, взял на себя неподъемную ношу. Племянник Вышневского сетует на то, что ему некогда воспитывать супругу, а она не считает его умным. Полина верит в то, что все умные люди обязательно богаты.
В трактир заходят Белогубов, Юсов и еще несколько чиновников. Они отмечают заключение выгодной сделки, которая принесла Белогубову много денег. Он очень счастлив и в порыве радости даже пытается угостить Жадова, но тот отказывается в резкой форме. Белогубов осыпает Юсова благодарностями, ведь это он научил его всему, что нужно знать чиновнику, чтобы жить хорошо.
Некоторые известные постановки
- Самая первая постановка — 1857 в Казанском театре (антреприза Милославского; Жадов — Дудукин,Юсов — Виноградов,Кукушкина — Стрелкова 1-я).
- 14 октября 1863 — в Малом театре поставлена в бенефис Е. Н. Васильевой. Режиссёр Богданов, Вышневский — Дмитревский,Вышневская — Васильева,Жадов — Шумский,Мыкин — Колосов,Юсов — П. Садовский,Белогубов — Рассказов,Кукушкина — Акимова,Юлинька — А. П. Савина,Полина — Колосова,Досужев — В.Ленский) (1907; реж. Н. Попов,Вышневский — Айдаров,Вышневская — Яблочкина,Жадов — Остужев,Юсов — К. Рыбаков,Белогубов — Н. Яковлев,Кукушкина — О. Садовская,Досужев — М. Садовский.
- Малый театр (Николай Александрович Анненков исполнял роли Жадова и Белогубова).
- 1929 — Армянский театр имени Сундукяна в постановке Рубена Симонова (Вышневский — Вартанян, Кочарян, Жадов — Г. Нерсесян, Юсов — Манвелян, Белогубов — Вагаршян, Кукушкина — Гулазян, Юлинька — Гарагаш, Полина — Р. Вартанян).
- 1967 — Московский театр Сатиры в постановке Марка Захарова (в роли Жадова — Андрей Александрович Миронов, Юленька — Татьяна Николаевна Егорова). Энциклопедия Кругосвет об этой постановке:
- 2003 — Театр «Сатирикон» в постановке Константина Райкина..
Вариант 2
Пьеса Островского “Доходное место” – это яркий образец русской комедии, написанный в 1861 году. Она рассказывает о жизни мелких купцов и их стремлении к богатству. Главный герой, купец Перепёлкин, мечтает о том, чтобы стать богатым и знаменитым. Он пытается достичь своей цели, используя различные способы, в том числе и обман. Однако, его планы не всегда удаются, и он попадает в забавные ситуации.
В пьесе Островского “Доходное место” много ярких персонажей. Каждый из них имеет свои особенности и характеристики. Например, купец Перепёлкин – это человек, который не останавливается перед ничем, чтобы достичь своей цели. Он готов на все, даже на обман и ложь. Его жена, Агафья Тихоновна, наоборот, очень добрая и мягкая. Она всегда старается помочь своему мужу, но не всегда получается.
Пьеса Островского “Доходное место” имеет яркую сюжетную линию. Она рассказывает о том, как купец Перепёлкин пытается достичь своей цели, но не всегда получается. В пьесе много забавных ситуаций, которые вызывают у зрителей улыбку. Например, когда Перепёлкин пытается продать свои товары, но никто не хочет их покупать.
Пьеса Островского “Доходное место” имеет яркий социальный подтекст. Она рассказывает о жизни мелких купцов и их стремлении к богатству. Однако, автор показывает, что деньги не всегда приносят счастье. Купцы, которые стремятся только к богатству, часто оказываются несчастными и одинокими.
В пьесе Островского “Доходное место” много забавных ситуаций, которые вызывают у зрителей улыбку. Например, когда Перепёлкин пытается продать свои товары, но никто не хочет их покупать. Еще одна забавная ситуация – это когда Перепёлкин пытается убедить свою жену, что он богатый и знаменитый человек, но она не верит ему.
Пьеса Островского “Доходное место” имеет яркий образец русской комедии. Она показывает, что деньги не всегда приносят счастье, и что настоящее богатство – это любовь и дружба. В пьесе много забавных ситуаций, которые вызывают у зрителей улыбку. Однако, автор не забывает о социальном подтексте, который показывает, что жизнь мелких купцов не всегда легка.
Пьеса Островского “Доходное место” – это яркий образец русской комедии, который до сих пор остается популярным. Она показывает, что деньги не всегда приносят счастье, и что настоящее богатство – это любовь и дружба. В пьесе много забавных ситуаций, которые вызывают у зрителей улыбку. Однако, автор не забывает о социальном подтексте, который показывает, что жизнь мелких купцов не всегда легка.
Пьеса Островского “Доходное место” – это яркий образец русской комедии, который до сих пор остается популярным. Она показывает, что деньги не всегда приносят счастье, и что настоящее богатство – это любовь и дружба. В пьесе много забавных ситуаций, которые вызывают у зрителей улыбку. Однако, автор не забывает о социальном подтексте, который показывает, что жизнь мелких купцов не всегда легка.
Пьеса Островского “Доходное место” – это яркий образец русской комедии, который до сих пор остается популярным. Она показывает, что деньги не всегда приносят счастье, и что настоящее богатство – это любовь и дружба. В пьесе много забавных ситуаций, которые вызывают у зрителей улыбку. Однако, автор не забывает о социальном подтексте, который показывает, что жизнь мелких купцов не всегда легка.
Пьеса Островского “Доходное место” – это яркий образец русской комедии, который до сих пор остается популярным. Она показывает, что деньги не всегда приносят счастье, и что настоящее богатство – это любовь и дружба. В пьесе много забавных ситуаций, которые вызывают у зрителей улыбку. Однако, автор не забывает о социальном подтексте, который показывает, что жизнь мелких купцов не всегда легка.
Пьеса Островского “Доходное место” – это яркий образец русской комедии, который до сих пор остается популярным. Она показывает, что деньги не всегда приносят счастье, и что настоящее богатство – это любовь и дружба. В пьесе много забавных ситуаций, которые вызывают у зрителей улыбку. Однако, автор не забывает о социальном подтексте, который показывает, что жизнь мелких купцов не всегда легка.
Сюжет
В центре сюжета пьесы стоит молодой чиновник Жадов, амбициозный, но придерживающийся идеалистических взглядов. Он не желает выслуживаться, угождать, брать взятки, льстить, пользоваться протекцией. Он готов жить пусть и бедно, но честно. По мере развития сюжета Жадов подвергается всё большему давлению окружающих, считающих, что материальное благополучие важнее принципов, Жадов всё чаще ссорится с женой Полиной из-за денег. В последнем акте герой уступает жене и идёт просить доходного места, но подвергается насмешкам над «слабым поколением» и в итоге его принципиальность возобладает. Жадов сообщает, что в каждом поколении есть честные люди, и если его жена тяготится бедностью, то он её отпускает. Полина уверяет, что и не собиралась покидать его, а только следовала советам родных. Жадовы целуются и уходят.
Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом. Жадов |
Появление других персонажей
Пьесы Островского отличаются динамичностью развития сюжета с акцентом на высмеивание социальных пороков людей среднего сословия. В рассматриваемом произведении читатель знакомится с типичными представителями городской бюрократии, которые представлены подчиненными Вышневского, Юсовым и Белогубовым.
Смотреть галерею
Первый уже стар годами, поэтому он опытен в ведении делопроизводства, хотя занятия его, очевидно, не являются чем-то выдающимся. Однако он пользуется доверием начальника, чем очень гордится. Второй находится в непосредственном его подчинении. Он молод и несколько неопытен: так, Белогубов сам признается, что не очень хорошо разбирается в грамоте. Тем не менее молодой человек намерен неплохо устроить свою жизнь: он метит в столоначальники и хочет жениться.
В рассматриваемой сцене чиновник просит Юсова похлопотать о его повышении в должности, и тот обещает ему свое покровительство.
Жанр
Это классическая классицистская комедия. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над своими крепостными крестьянами).
Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы поведения личности.
Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.
«Доходное место»: анализ комедии
Формирование гражданского общества — характерная черта социальной жизни России в эпоху «либеральных реформ». Островский отразил ее в своей первой «общественной» комедии, предварившей время перемен. В «Доходном месте» предметом художественного исследования драматурга явилось общество как социальное новообразование. Действующие лица со вкусом произносили новые, только что вошедшие в быт, слова и выражения: «Человек создан для общества…»; «член общества, все уважают…»; «в обществе заметно распространяется роскошь…»; «общественное мнение…»; «общественные предрассудки…»; «общественные пороки…»; «наперекор устаревшим общественным привычкам и условиям…».
Актуальность и злободневность пьесы «Доходное место» вызвала острую полемику, преимущественно связанную с образом главного героя Жадова. В нем видели нового Чацкого, обличителя взяточничества и лихоимства, и сожалели о его нравственном падении. Его рефлексию сравнивали с гамлетовской. Над ним иронизировали: «Служит он дурно, женится глупо и, наконец — о, ужас! идет просить доходного места малодушно». Жадова ругали за отсутствие «вкуса, такта и знания людей». Его упрекали за публицистические тирады и «книжный язык». Героя комедии осуждали, как живого человека, за то, что он «не герой» а «обыкновенный слабый человек». Предпочтительный интерес и похвалы вызвало изображение чиновничества: не через внешнюю служебную деятельность, а изнутри — через семейные отношения. Лицо «идеолога» чиновничьего общества Юсова Л.Н. Толстой назвал «безукоризненным». Доминировала в обсуждении тема взяток и взяточничества как коренного российского зла.
В основу комедии легли впечатления молодого Островского, полученные за время службы писцом в Московском Совестном суде. Лично пережитое слышится в суждениях молодого адвоката Досужева («Много надо силы душевной, чтобы с них взяток не брать. Над честным чиновником они сами же смеяться будут»); в откровениях бедного учителя Мыкина («Мы работники. Уж служить, так служить; для себя пожить после успеем, коли придется».); в отчаянии Жадова («Мне тяжело! Не знаю, вынесу ли я! Кругом разврат, сил мало! Зачем же нас учили!..»).
Воззрения общества на брак, на службу, на гражданские добродетели пародийно отражаются в речах Кукушкиной и ее дочерей; уровень общественной нравственности раскрывается в отношениях четы Вышневских; философия службы — в разговорах чиновников, обмывающих первую крупную взятку сослуживца; правила «грамотного» общественного поведения — в суждениях Юсова. За всеми ними — сложившийся порочный, общепринятый «порядок вещей», освященный силой обычая. О нем-то Жадов и «не имеет никакого понятия».
Жадов — человек «книжный». Его общественные воззрения сложились под воздействием речей, услышанных «с пастырских и профессорских кафедр» и идей, вычитанных «в лучших литературных произведениях наших и иностранных». Пылкость обличений Жадова говорит о его восприимчивости к добру, но недорого стоит, с точки зрения Островского. То, что не прошло через сердце, не может стать прочным нравственным стержнем личности: «Это — мишура; тряхнули, всё и осыпалось». Вчерашний выпускник университета, Жадов должен выстрадать усвоенные благородные идеи, чтобы они обрели свою подлинную цену и ценность.
Островский ведет своего героя путем страдания — и не через какие-то особо тяжкие испытания, а через мелкие уколы и покусывания окружающих, насмешки сослуживцев, слезы и капризы жены, пошлые наставления тещи, оскорбительное сочувствие новообретенных родственников, желающих «благодетельствовать» ему. Мелочность и незначительность обыденного жизненного тягла становится главным испытанием для героя. Некрасивость, неэффективность, неромантичность его страдания принципиально важна для драматурга. «Благородная бедность хороша только на театре. А попробуй-ка перенести ее в жизни…». Островский «на театре» показывает «как в жизни», считая, что современный театр — «ничто иное, как драматизированная жизнь». Противостояние «обыкновенного слабого человека» сплоченному «невежественному большинству», по замечанию Л.Н. Толстого, таит в себе «мрачную глубину».
Показывая беспочвенность романтических порывов, бессильных преодолеть тяжкую инерцию российской действительности, А.Н. Островский своей первой общественной комедией предупреждает о трудностях грядущей эпохи общественных перемен. Корень проблем он видит не в шумихе вокруг отдельных злоупотреблений (она лишь способ борьбы за «доходные места», как проницательно замечает Вышневский в монологе о «врагах»), а в необходимости нравственного самоопределения личности и мужественного противостояния законам быта и обычая.
Вариант 2
Произведение относится по жанровой направленности к комедии и основной темой имеет авторское исследование общественной жизни в качестве социального новообразования.
Композиционная структура пьесы представляется пятью действиями
Основу пьесы составляет противостояние старшего и молодого поколений, выражающееся в принципиально разных жизненных позициях героев произведения по отношению к старым порядкам и новым веяниям.
Основным персонажем пьесы писателем представляется Жадов, изображенный в качестве амбициозного молодого человека, имеющего университетское образование, живущего в московском доме дядюшки, но стремящегося к независимости от презираемого им образа жизни родственника и окружающих его людей.
Главному герою противопоставляется чиновничье общество, в которой самой яркой фигурой становится образ старого чиновника Юсова, убежденного взяточника, являющегося типичным представителем чиновничьего мира, где главенствует принцип торговли законами в виде жизненного правила. Каста чиновников представляется помимо Юсова генералом Вышневским, молодым служащим Белогубовым, вдовой Кукушкиной, являющимися типичными образцами царской бюрократии. С точки зрения чиновников, служащий, отказывающийся от взяток и выражающий честную позицию, является врагом и вольнодумцем, тем самым писатель утверждает собственное отношение к российской бюрократии, считая взяточничество широко распространенным негативным явлением.
Чиновничьему обществу в пьесе противопоставляется главный персонаж Жадов, выражающий искреннее негодование образом жизни бюрократического слоя населения, проповедующий демократические жизненные взгляды, но осознающего собственное бессилие перед самодурством. При этом писатель демонстрирует слабые черты Жадова, подчеркивая необходимость претворения благородных целей в жизнь путем преодоления трудностей, выстрадав их подлинную ценность.
Среди многочисленных проблемных вопросов, затрагивающихся в пьесе, присутствуют семейная тема, коррупционная составляющая власти, тема бедности и неравного брака, а также выбора жизненного пути и становления отдельной личности.
Динамичная сюжетная линия пьесы повествует о сопротивлении Жадова существовать по правилам чиновничьего мира в виде угождения, взяток, дести и лжи, принимая материальное благополучие в форме истинного жизненного смысла.
Повествование произведения иллюстрируется яркими и острыми диалогами, мастерски представленными писателем, в которых автор использует художественные приемы в виде тонкой иронии, юмора и сатиры.
Отличительной особенностью пьесы является изображение быта мещанства, описанного в правдивой и достоверной реальной действительности.
Смысловая нагрузка произведения состоит в убеждении зрительской аудитории о правильности жизненного выбора каждого человека, стремлении к его реализации и нравственной самореализации.
Все сочинения