«Возвращение»: содержание ночного разговора
Любовь Васильевна ожидала вечера, чтобы остаться наедине с мужем. Но разговор не получался. Проснувшийся Петрушка услышал громкие голоса родителей. Алексей обвинял жену в связи с Семеном Евсеевичем, а она пыталась объяснить, что между ними ничего не было. Любовь Васильевна рассказывала о нелегкой жизни с двумя малыми детьми — Петрушка не сразу стал хозяйственным. О том, что всегда думала лишь о муже. И лишь однажды поддалась чувствам, когда невмоготу уже было выносить и тяготы жизни, и нескончаемое одиночество. Но сразу же заметила, что встреча с инструктором райкома дала ей понять, как сильно она После этого жила надеждой на его возвращение
Платонов (краткое содержание разговора не может передать всех чувств героини) привлекает внимание к женщины, не испытывавшей вины, но и не способной убедить в этом мужа. Звук треснувшего на лампе стекла — его раздавил Алексей — заставил сына вмешаться в разговор
Он вступился за мать и рассказал историю о местном мужике Харитоне. Пока тот воевал, его жена жила с другими. Вернувшись, он сначала злился, а потом придумал историю, что у него тоже были женщины. Теперь они живут по-хорошему. Иванов смутился: «Я думал, он и про Машу мою скажет…».
Краткое содержание рассказа
Очень краткое содержание произведения «Возвращение» может не объяснять мотивации главных героев. Постараемся внести больше подробностей. Алексей чувствует в случайной попутчице Маше духовное родство – ведь она тоже была на фронте. Девушка делится с мужчиной своими переживаниями о будущем и о том, какова жизнь без войны.
«Оба они ощущали себя без армии осиротевшими»
На станции поселка отца встречает сын Петруша. Иванов помнит его совсем маленьким, и чувствует себя неловко от деловитости подростка. В родных стенах Алексея встречает жена. Обняв ее, и прижавшись к родному телу, он приходит в радостное возбуждение.
Но супруги чувствуют и отчуждение. Жена стесняется мужа «как невеста». Да и главный герой ожидаемой полноты радости от того, что он попал домой, не ощутил. Сын успокаивает сестру, не узнающую отца: «Это папа наш, он – родня!»
Обедая, мужчина обратил внимание, что Петруша очень мало кушал, хотя старательно собрал даже крошки и все их съел. Он сказал, что желает оставить другим членам семьи больше еды
А добрая Настя даже решила накормить «дядю Семена». Так муж узнал о роли соседа в их семейной жизни, «по-недоброму ухмыльнулся и закурил».
Конфликт
Поздно вечером между супругами произошел напряженный разговор. Алексей выпытывал у жены, что за Семен Евсеевич захаживает к ним домой. Любовь уверяла, что это хороший человек. Его семья погибла, а он просто заботится о детях, когда она целый день, до позднего вечера пропадает на заводе. Алексей говорит, что «без расчета добра не бывает».
Наконец, измученная расспросами женщина признается, что однажды, «когда душа совсем обмерла», она позволила себе близость с другим высокопоставленным мужчиной, но потом очень об этом жалела. Он был партийным инструктором района. «Я живой человек, не игрушка!» — вспылил вчерашний солдат. Подслушивавший этот разговор Петя жалеет плачущую мать. Он появляется перед родителями и говорит очень мудрые для своего возраста слова:
«У нас важное дело имеется – жить дальше. А вы ругаетесь, как глупцы!». Мальчик рассказывает про дядю Харитона, которому стало известно, что в его отсутствие жена ему изменяла
Тогда он сказал, что у него на фронте тоже были разные женщины. И хотя Харитон соврал, это дало возможность супругам простить друг друга и зажить счастливо. Петя рассказывает, как тяжело им приходилось с матерью, сколько она перетерпела, чтобы поднять на ноги его и Настю
Мальчик рассказывает про дядю Харитона, которому стало известно, что в его отсутствие жена ему изменяла. Тогда он сказал, что у него на фронте тоже были разные женщины. И хотя Харитон соврал, это дало возможность супругам простить друг друга и зажить счастливо. Петя рассказывает, как тяжело им приходилось с матерью, сколько она перетерпела, чтобы поднять на ноги его и Настю.
Но Алексей остался тверд в своем намерении. Дождавшись ухода жены на работу, он собрал вещи и подался на вокзал. Стоя в тамбуре вагона, мужчина видит, как в последний раз перед его глазами проплывает родной поселок. Он замечает две маленькие фигурки, которые бегут, падают и вновь бегут вслед за поездом. Мужчина спрыгивает с подножки вагона и идет навстречу детям – своим детям.
Подписи к слайдам:
Рассказ «ВОЗВРАЩЕНИЕ» (1946)
Рассказ Андрея Платонова под названием “Возвращение” (1946) не был опубликован при жизни писателя, Фадеев назвал рассказ “лживым и грязноватым”, “перерастающим в злопыхательство”, даже “ выползшей на страницы печати обывательской сплетней”, Ермилов же охарактеризовал рассказ как произведение наполненное “мраком, цинизмом, душевной опустошенностью”, “гнуснейшей клеветой на советских людей”. По словам последнего, Платонов всегда любил “душевную неопрятность”, обладал “пакостным воображением”, у него тяга ко всему “страшненькому и грязненькому”, в духе дурной “достоевщины”, он превратил даже 11-летнего героя “в проповедника цинизма”
Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какую мысль посылает читателю автор?
1.Значение названия рассказа. Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов. 2.Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию. 3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь, наиболее ярко характеризующую героев 4.Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.
Значение названия рассказа Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЙНА МИР ВОКЗАЛ ДОРОГА МАША – дочь пространщика ВОЛЯ ПРОСТРАНСТВО Запах листьев СКУКА ДОМ ЛЮБОВЬ жена ДЕТИ Петр и Настя ОГОНЬ ПЕЧЬ ВЕЩИ Запах дома ЖИЗНЬ Убывал из армии Вышел вслед за Машей Откладывал час свидания с семьей Экспозиция Завязка Развитие действия Развязка Уезжал далее Обещал помнить Уехал Приехал Не сразу узнал ребенка Умылся Почувствовал тихую радость Рассматривал предметы Дышал запахом Что-то мешало чувствовать радость всем сердцем Взял мешок Сидел на вокзале Кульминация Сердце ожесточилось Посмотрел назад Закрыл глаза Почувствовал жар в груди Узнал все Почувствовал жизнь обнажившимся сердцем Сошел с поезда
Композиция рассказа: Рассказ строится на антитезе (война – мир) и перевернутом вечном сюжете. Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной. Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям. В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.
Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире) Идея рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.
Составить синквейн
Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»
Экранизация рассказа: «Возвращение» (1961) «Отец»(2007) «Возвращение» А.Звягинцева
Подписи к слайдам:
Рассказ «ВОЗВРАЩЕНИЕ» (1946)
Рассказ Андрея Платонова под названием “Возвращение” (1946) не был опубликован при жизни писателя, Фадеев назвал рассказ “лживым и грязноватым”, “перерастающим в злопыхательство”, даже “ выползшей на страницы печати обывательской сплетней”, Ермилов же охарактеризовал рассказ как произведение наполненное “мраком, цинизмом, душевной опустошенностью”, “гнуснейшей клеветой на советских людей”. По словам последнего, Платонов всегда любил “душевную неопрятность”, обладал “пакостным воображением”, у него тяга ко всему “страшненькому и грязненькому”, в духе дурной “достоевщины”, он превратил даже 11-летнего героя “в проповедника цинизма”
Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какую мысль посылает читателю автор?
1.Значение названия рассказа. Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов. 2.Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию. 3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь, наиболее ярко характеризующую героев 4.Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.
Значение названия рассказа Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЙНА МИР ВОКЗАЛ ДОРОГА МАША – дочь пространщика ВОЛЯ ПРОСТРАНСТВО Запах листьев СКУКА ДОМ ЛЮБОВЬ жена ДЕТИ Петр и Настя ОГОНЬ ПЕЧЬ ВЕЩИ Запах дома ЖИЗНЬ Убывал из армии Вышел вслед за Машей Откладывал час свидания с семьей Экспозиция Завязка Развитие действия Развязка Уезжал далее Обещал помнить Уехал Приехал Не сразу узнал ребенка Умылся Почувствовал тихую радость Рассматривал предметы Дышал запахом Что-то мешало чувствовать радость всем сердцем Взял мешок Сидел на вокзале Кульминация Сердце ожесточилось Посмотрел назад Закрыл глаза Почувствовал жар в груди Узнал все Почувствовал жизнь обнажившимся сердцем Сошел с поезда
Композиция рассказа: Рассказ строится на антитезе (война – мир) и перевернутом вечном сюжете. Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной. Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям. В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.
Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире) Идея рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.
Составить синквейн
Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»
Экранизация рассказа: «Возвращение» (1961) «Отец»(2007) «Возвращение» А.Звягинцева
Анализ рассказа Платонова Возвращение
Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.
Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.
Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.
Литературное направление:
реализм.
Тема:
рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.
Основная мысль
: писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.
Проблематика рассказа:
в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.
Озарение
Утром Алексей собрал вещи и ушел на вокзал. Он принял решение поехать к Маше. Петрушка, проснувшись, обнаруживает, что дома только младшая сестренка. Мать уже ушла на работу, а про отца Настя ничего не знает. Одевшись, дети выходят из дома.
7 стр., 3241 слов
Сатирическая направленность кукольного: основные образы. Петрушка …
… имя упоминается с 1840-х годов. Театр Петрушки Театр Петрушки — русская народная кукольная комедия. Главным его персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Этот герой именовался также Петр … образом двумя куклами разом». Прообразы куклы ярмарочный театр петрушка представление Как ни странно, Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных …
Герой стоит в тамбуре. Поезд подъезжает к переезду, что недалеко от дома Алексея
Вдруг его внимание привлекают две детские фигурки, одна из которых, та, что побольше, тянет за собой маленькую. Маленький ребенок не успевает за старшим и смешно перебирает ножками
Алексей понимает, что это его родные дети. Они уже отдаляются, но не перестают идти за поездом. Тогда Иванов сбрасывает на землю вещевой мешок и прыгает с нижней ступеньки вагона. Он возвращается к своей семье.
Этот рассказ учит доброте и прощению, тому, что необходимо хранить семейные ценности, которые должны быть на первом месте у любого человека.
По произведению возвращение платонова
… несколько месяцев в статье В. Ермилова рассказ «Возвращение». Платонов (краткое содержание текста это покажет) изобразил вернувшегося … сердцем, человек честолюбивый и тщеславный. А. Платонов по-новому говорит о трагедии войны: он обратился к …
Рассуждение по произведению «Возвращение»
… тему рассказа — возвращение с войны. Но возвращение с войны это всего лишь одна из тем, которую хотел донести до нас автор. Возвращение к детям, возвращение к человечности и состраданию-вот главная мысль рассказа. В этом …
Иванов в рассказе Платонова Возвращение
… изменило, надломило морально, ранило духовно, испортило характер. Алексей Иванов – главный герой произведения, русский офицер, прошедший войну. … условиях фронта, тяжело было вернуться к мирной жизни. Иванов несколько суток ждет поезд, будто он тоже …
Герои А.П. Платонова (по рассказу А.П. Платонова «Возвращение») / Возвращение / Платонов …
… Он по- настоящему «возвращается» в семью. Герои рассказа А.П. Платонова «Возвращение» перенесли все испытания Великой Отечественной войны, и … помещении. Люба все вынесла на своих плечах, заботясь о детях, научила их хозяйничать. Это очень терпеливый …
“Возвращение” сочинение
В 1946 году Платонов написал рассказ “Семья Ивановых”, который затем был назван “Возвращение”. Новое название более соответствует философской проблематике, подчеркивает основную тему рассказа – возвращение с войны.
Но возвращение с войны это всего лишь одна из тем, которую хотел донести до нас автор. Возвращение к детям, возвращение к человечности и состраданию-вот главная мысль рассказа.
В этом произведении речь идет не о конкретной семье, а обо всей России, которая пережила трудный период в своей жизни. После страха и разрухи страна пыталась обрести былую гармонию.
Совет
Главный герой Алексей Иванов возвращается домой после войны. В это время его поглощает одиночество. Это подчеркивается грустным ожиданием поезда. Те же чувства испытывает и Маша. Во время войны она служила помощником повара.Как замечает Платонов: “Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека”.
Маша и Алексей чувствуют себя осиротевшими без армии. Маше трудно вернуться домой, к своей семье, которая стала для нее чужой, от которой она отвыкла. То же самое происходит и с Алексеем. Он не чувствует радости от возвращения. Любовь Васильевна при встрече с мужем тоже застеснялась.
Она слишком отвыкла от него. За то время пока не было мужа, она с детьми прожила трудное время. Она была вынуждена работать на кирпичном заводе. Ее лицо несло на себе печать утомления. Она виделась с детьми очень редко.
Ее образ – яркий пример самоотверженности, которую Любовь Васильевна проявляла в нелегкое время. Ради семьи она устроилась на непосильную для нее работу. Она сказала: “Я стала на лицо совсем худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни”.
Привлекают внимание и образы Петруши и Насти. Особое внимание Платонов обращает на образ Петруши
Во многом преувеличенный,
При встрече на станции Петруша холодно поприветствовал своего отца, сказав: “Ты отец, что ль?”. Это говорит о том, что за время пребывания на войне отец и сын слишком отдалились друг от друга, маленькая Настя была еще совсем маленькой и помнила отца. Отец очень удивлялся, глядя на Петрушу.
Вместо детских игр и обучения грамоте мальчик взял на себя ответственность хозяина дома. Он заботится о матери, учит свою сестренку писать и считать и даже дает распоряжения по дому. Однажды отец не выдержал и сказал: “Рассуждает, как дед”. По таким мелочам можно понять насколько разрушительной оказалась война для человеческих отношений.
Чтобы подчеркнуть мысль о том, что судьба Ивановых похожа на судьбы многих семей в те времена, Платонов дал своим героям самую распространенную фамилию в России. Однако рассказ повествует не только о возвращении домой, но и о возвращении к себе. За годы войны поменялась не только семья, но и главный герой.
Обратите внимание
За то время, которое он провел без семьи, он зачерствел морально, он не понимает чувства своей жены, которая, как и он испытывала одиночество. Она пыталась бежать от этого одиночества и позволила инструктору райкома профсоюза быть близким к ней, но потом очень сожалела об этом. Когда жена призналась в этом Алексею, то это повлекло за собой ссору.
Любовь Васильевна искренне раскаялась в своем поступке, упрашивала мужа остаться. “Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей. Живи с нами, Алеша, нам хорошо будет!”. Также Иванову не нравится и то, что к ним приходит Семен Евсеич.
Алексей достаточно жесток по отношению к своей жене, не желая простить ей ее неверность (хотя и сам не до конца честен с ней). Он собирается оставить семью и уехать к Маше. Алексей поступает эгоистично. Рассказ завершается сценой в вагоне. Когда Алексей отъезжал на поезде, он увидел Петрушу и Настю. Они, выбиваясь изо всех сил, бежали за поездом.
Темы
Тематика произведения «Возвращение» достаточно обширная, но основной акцент обозначен на темах войны и измены.
Тема войны: война представлена в рассказе, как разрушительное начало, оказывающее губительное воздействие на социальный и морально-нравственный уклады, разобщающее родных, разъедающее духовные связи между людьми
Первоначальное название рассказа – «Семья Ивановых» акцентировало внимание на типичности возникшего в результате неестественности войны конфликта.
Тема измены: Измена освещается в рассказе под разными углами. В случае Иванова увлеченность Машей – ветреный поступок, протест окончанию вольной жизни
В случае Любы измена – попытка выжить, не сойти с ума в нечеловеческих условиях военного времени.
Тема семьи. Автор показывает те испытания, которые супругам пришлось пережить в условиях военного времени. Под влиянием разлуки, лишений, опасности люди отдаляются друг от друга, семья оказывается под угрозой
Остановить этот процесс может только сила любви, которую важно найти в себе вновь.
Тема детства. Петя и Настя вынуждены повзрослеть раньше времени и принять все тяготы войны
Герои недоедают и трудятся наравне со взрослыми. У них нет ни игрушек, ни детских развлечений. Их жизнь испорчена войной.
Тема любви. Ивановы любят друг друга по-настоящему, но их союз претерпевает кризис из-за долгой разлуки. Оба героя оступились, но сохранили чувства ради семьи.
Сочинение по рассказу Возвращение Платонова рассуждение
Автор произведения, в первую очередь, демонстрирует тяжёлые послевоенные времена. Все очень ждали окончание войны, так как надеялись на лучшую жизнь, на процветание страны, возрождение разрушенных ожиданий. Принято считать, что лучше себя чувствовать будут солдаты. Ведь не будет больше страха перед обстрелом или нападением врага. Это самое главное заблуждение. Военные, привыкшие жить и поступать по приказу, теряются в обычной среде обитания. Этот момент хорошо показывает автор данного рассказа. Главный герой сначала только мыслями боится будущего на гражданской земле. Он в замешательстве, не знает, что делать и что ему хочется. Наверное, запутавшись в своих раздумьях, Алексей решает ехать за Машей. Начать все с чистого листа с новым человеком и в незнакомом месте. Можно предположить, что они не остались вместе лишь потому, что Маша считала Алексея почти что отцом, ведь он намного старше ее. Хоть она и боялась остаться в одиночестве, ведь родители ее погибли, но не решилась предложить Иванову совместную жизнь. Сердце ее было большое, и любила она лишь всех вместе, своих знакомых. Маша отпустила Алексея не почувствовав к нему особой привязанности или любви.
Все же, на пути домой, главный герой возрождает теплые воспоминания о своей семье. Обескураженный встречей с, уже повзрослевшим, сыном он понимает, что им было нелегко. Теплая встреча с женой вновь зарождает трепетные чувства, душевное спокойствие и заботу о близких. Алексей больше тянется к маленькой Насте, к послушной и работящей девочке, так как сын Петруша пугает своим стремлением командовать домашними, даже матерью. Иванов не понимает, что забота о семье легла на плечи маленького мальчика, ведь мать должна была целый день работать, чтоб прокормить детей. Сыну пришлось повзрослеть слишком рано, но никто и не догадывался, что и рассуждал Петруша, как взрослый мужчина, о житейских ситуациях.
Неприятный разговор с женой разочаровал, прошедшего всю войну, солдата. Он увидел, что справлялись и без него, что нашлись, в те тяжелые времена, мужчины, которые были готовы заменить отца его родным детям
Но, вопреки женским слабостям, Любовь Васильевна поняла, что любит и ждет единственного важного человека домой. Иванов был готов бросить свою семью на произвол судьбы, лишь из-за разыгравшейся гордости, хоть и понимал, что сам не лучше поступил
Он еще жил надеждой, что нужен молоденькой Маше.
Только благодаря детям, семья не распалась из-за необдуманных поступков родителей. Умный, не по годам, мальчишка и наивная девчушка, жаждущие полноценной семьи, возродили былые чувства зачерствелых мыслей взрослых. Берегите детей, они наше все.
Первый семейный обед
Наконец все собрались за столом. Петрушка съел кусочек пирога и собрал все крошки. На предложение взять еще серьезно ответил, что сыт. Его слова: «Я хочу, чтоб вам больше досталось» — заставили родителей вздрогнуть. Отодвинула свой кусок и Настя. Она сказала, что это для Семена Евсеевича. Алексей напрягся — этот момент стал началом непростого разговора между супругами. Любовь Васильевна попыталась уйти от темы, коротко ответив, что мужчина потерял семью и теперь приходит к ним повозиться с детьми. Ей от этого спокойнее: она работает допоздна, а ребята под присмотром. Однако Иванову ответ не понравился.
Петрушка, почуяв неладное, перевел разговор на погоду, затем отдал распоряжения насчет завтрашнего дня. Они касались и отца, которому нужно было срочно встать на учет и получить карточки. Алексей вдруг почувствовал робость перед рано повзрослевшим сыном.
Щи ели молча, словно пытаясь насладиться тихим семейным счастьем — так завершает рассказ об обеде А. Платонов.
Тема, основная мысль, проблематика
Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.
Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.
Тема, основная мысль, проблематика
Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.
Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.
Основная мысль, Проблематика рассказа:
Сочинение 3
Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.
Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.
15 стр., 7259 слов
Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Льва Толстого
… на одном основном событии в жизни главного героя. Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника. Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала» — сочинения … знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза Иван Васильевич — главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя …
Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.
Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.
Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.
Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.
Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.
Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным
То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета
В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.
Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь
Сочинение-рассуждение по рассказу
Война искалечила жизни и судьбы миллионов людей. Нелегко пришлось и тем, кто выжил. Им предстояло вернуться с войны. И это оказалось не так просто, как закрыть одну дверь и открыть другую — в прежнюю, довоенную жизнь, к своей семье и детям. Война изменила людей, и жизни уже не суждено было стать прежней. Герою рассказа Платонова предстояло долгое возвращение не только домой, но и к самому себе.
Алексея Иванова война не отпускала. С одной стороны, тянуло домой, к жене и детям. А с другой — что-то задерживало, какой-то страх не давал покоя. Этот страх и сблизил его с Машей, которая тоже боялась возвращения к полузабытыми родственниками. Остановку на пару дней с Машей в ее городке Алексей объяснил себе как стремление помочить девушке освоиться, не оставлять ее в одиночестве. На самом деле его тянуло к молоденькой Маше, к ее запаху волос, широкому открытому сердцу. Скорее, это было желание немного отойти душой от войны, расслабиться, переключиться. Оставаться с Машей навсегда Иванов не собирался.
Дома Алексея ждали: жена и дети ежедневно встречали все поезда, шедшие с запада, в надежде поскорее увидеть мужа и отца. Долгожданная встреча состоялась, но все чувствовали себя скованно. Алексей и Люба научились жить друг без друга, и даже их дети стали вполне самостоятельными: 12-летний сын Петрушка научился вести хозяйство и заботился о матери и младшей сестре.
Счастье для семьи — дождаться солдата с войны живым и невредимым, счастье для солдата — найти свою семью в добром здравии и хотя бы относительном благополучии. Но Алексею этого мало
Ему важно знать, что Люба ждала его и была верна. Как она выживала в войну, как тяжело работала и растила детей, воспринимается им как что-то естественное и обычное: «Другие и по четверо детей воспитывали, и ничего»
Известие о том, что в отсутствие мужа Люба принимала материальную и эмоциональную помощь от других мужчин, вызвало у Алексея жгучую ревность. Как-то при этом он забыл о Маше и своей спонтанной остановке в ее городе. Ему все это вполне могла «списать» война, а «стерве» Любе прощения не было. Однако если Алексей на фронте ежедневно рисковал лишь своей жизнью, то на его жене лежала ответственность еще и за жизнь маленьких детей. Стоит ли винить ее в желании получить хотя бы каплю человеческого тепла и внимания? Да и о том эпизоде в своей жизни Люба давно пожалела и раскаялась. Потому и призналась во всем мужу.
Алексей не хотел принять жизнь такой, какой ее сделала война, а вот сын Петруша оказался мудрее: «Я все дочиста понимаю. Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо». 12-летний мальчик не смог убедить отца, и наутро Алексей решил уехать от семьи к своей знакомой Маше. Петруша и Настя бежали за поездом, надеясь вернуть Алексея. И сердце отца дрогнуло, он сошел с поезда и отправился навстречу детям — своему продолжению, а значит, навстречу к самому себе. Именно в этот момент состоялось настоящее возвращение Алексея домой.