А.п. чехов рассказ «анна на шее». психология женщины

Герои произведения смерть чиновника чехова

Почему рассказ называется «Смерть чиновника»?

(335 слов) Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» относится к разряду анекдотических произведений, в которых автор рассматривает традиционную для русской литературы проблему (жизнь «маленького человека») через призму смеха. Даже во время первого прочтения бросается в глаза явное несоответствие между драматическим сюжетом и комическим тоном повествования. С одной стороны, уже из заглавия становится понятно, что в конце рассказа чиновника Червякова ожидает смерть (первым словом в заглавии является «смерть», последний словом в рассказе – «помер», так создаётся кольцевая композиция, завязанная на гибели героя), однако само происшествие и причина смерти персонажа настолько абсурдны, что трагический рассказ воспринимается как анекдот.

Однажды, сидя в концертном зале, Червяков чихнул и нечаянно обрызгал сидящего впереди генерала Бризжалова. На этом завершается завязка рассказа и начинается развитие действия, которое составляют попытки Червякова извиниться перед генералом. Здесь-то и проявляется новаторство Чехова в переработке образа «маленького человека»: персонажа никто не просит извиняться целых пять раз, унижаться перед начальством, вымаливать прощение, так как генералу, по сути, всё равно, он не держит зла на чиновника и пытается забыть о случившемся. Но ему это не удаётся, потому что виновник инцидента всячески пытается не только напомнить о своей провинности, но и убедить Бризжалова в том, что он очень виноват перед ним. И когда генерал не выдерживает и прогоняет Червякова, не пожелав в очередной раз выслушать его извинения, мир маленького человека рушится, он не понимает, как может чинопочитание быть не в угоду высокопоставленному лицу.

В заглавии «Смерть чиновника» речь идёт не столько о физической смерти, сколько о духовной гибели. Добровольное пресмыкательство и самоуничижение, а также та настойчивость, с которой чиновник пытается убедить генерала в своей вине, демонстрируют полную утрату человеческого достоинства. Дав рассказу такое заглавие, Чехов не только сразу же «убрал» интригу, раскрыв дальнейшую судьбу героя (читатель, даже приступив к прочтению рассказа, знает, что персонаж умрёт), но и обозначил главную проблему текста – моральное разложение человека, чья психология близка к мировоззрению «маленького человека», не мыслящего свою жизнь без чинопочитания. Таким образом, автор делает акцент на том, что зло исходит не столько от людей, обладающих властью, сколько от тех, кто пытается делать всё в угоду власть имущим.

Мы напишем — Образ и характеристика Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение. Подсказки школьнику

В данном произведении персонажей не так уж и много, но зато каждый из них способен наполнить пустоту, которую создал автор. Он сделал это для того, чтобы каждый образ выделялся по-своему. Особенно здесь выделяется господин Червяков.

Этот персонаж действительно особенный. У него присутствуют собственные черты характера. В его привычку вошло понятие, что он практически не должен показываться людям на глаза. Он обычно сиди тихо как мышка и старается не высовываться из норки. К его моральным принципам стало относиться правило, что он обязать почитать людей стоящих выше его по званию. Он должен им во всём беспрекословно повиноваться. Словом, людей выше его по рангу, он почитал как богов. Проживая подобным образом свою жизнь, он сформировал под влиянием этого убеждения свой характер. То есть, его поведение чётко соответствовало его убеждениям. А его фамилия лишь подчёркивает его низкий уровень собственного достоинства. Он не имел своей цели в жизни, у него отсутствовало даже собственное мнение по поводу того или иного события.

На протяжении всего произведения его характер всё более раскрывается перед читателем. Червяком противен тем, что он всегда и всем подчиняется. Даже если с ним поступают не справедливо, он ни слова не скажет в своё оправдание. В пример можно привести один случай с Червяковым. В одном моменте произведения персонаж не сдерживается и случайно чихает на чиновника, который старше его по званию. После этого инцидента, Червяков ищет случай, чтобы встретить этого чиновника и принести ему свои извинения. Однако несмотря на то, что чиновник уже давно простил Червякова, тот продолжает его преследовать. Через некоторое время чиновнику это надоедает и он срывает свой гнев на Червякове. Тот, подавленным данным фактом, возвращается в свой дом, где ложиться на кровать и помирает.

Из всего перечисленного стоит сделать вывод, что Червяков был настолько трусом, что боялся высказать в своё оправдание высшему по чину человеку. Он очень боялся лишиться своей должности. Автор показывает, что данный персонаж дошёл до такой степени абсурда, что умудрился умереть от стыда. Если человек находиться в более низком чине, ему совсем не обязательно раскланиваться перед более высоким чином. Червяком уронил своё достоинство подобным мировоззрением.

Сочинение про Лопахина

Мужик–мужиком – говорит о себе Лопахин. Этот образ является собирательным и представляет собой в некоторой степени властителя нового времени.

Лопахин действительно властитель грядущей эпохи, он сумел заработать, благодаря новым условиям. Такие трудолюбивые люди становятся купцами и дельцами, сколачивают капиталы. Они вхожи в высшее общество, но не претендуют на высокую культуру и высокие идеалы, засыпают над книгами, но много работают.

Для Лопахина вишневый сад (который, к слову говоря, олицетворяет Россию) не несет в себе никакого символического идеала или святыни, он – только выгодное пространство для того чтобы сделать дачные участки и получать деньги за аренду. Спустя совсем немного времени после того как Чехов напишет свою пьесу, такие мужики как Лопахин пройдут громадой по всей стране, поделят участки для дачников, да и вообще, как говорится, «отберут и поделят». Лопахинам не особенно требуется в действительности комфорт и изящество высшего общества, они – люди практичные.

Конечно, для этого мира нужны такие люди как Лопахин, простые и деятельные, но когда они становятся основной движущей силой и замещают собой элиту, то и страна из вишневого сада превращается в пошлые участки для дачников. Конечно, счастью Гаева тоже является пошлым, его мещанство никуда не годится, однако, пролетарское счастье Лопахина не выглядит здоровой альтернативой.

Ведь в чем счастье для Лопахина? Мы видим в завершение пьесы, когда он теряет контроль, начинает приплясывать и даже не дает Раневской и остальным покинуть усадьбу спокойно, он начинает рубить сад при бывших владельцах, для того чтобы, как говориться, ткнуть носом. Раньше предки Лопахина работали в этом саду на своих хозяев, а теперь он король мира, который всего достиг своим горбом.

Да, Лопахин трудолюбив, но, по сути, он всего достигает только грубой силой. Более-менее нормальное воспитание и какие-то моральные устои он получил именно благодаря помещикам и семье Раневской в частности. Кстати, с представителями высшего сословия он продолжает вести себя учтиво и сдерживает себя, хотя стоит только ему получить искомое, прежние манеры исчезают и Лопахин становится простым и грубым хищником, который видит только практическую сторону существования.

Конечно, Чехов не видит в Лопахине фигуру негативную, наверное, он видит в нем естественный ход мира, подобно тому как времена года сменяют друг друга, так, когда помещики становятся изнеженными Гаевыми, на смену приходят более практичные и суровые Лопахины. В заключается смена эпох, которую точно увидел и охарактеризовал Чехов в собственном творении.

Лопахин и Раневская

Характеристика Лопахина из «Вишневого сада» была бы неполной без анализа взаимоотношений этих двух персонажей. Дело в том, что Раневская, когда Лопахин был еще «мальчонком» с носом, окровавленным от отцовского кулака, повела его к рукомойнику и сказала: «До свадьбы заживет». Сочувствие Раневской по контрасту с кулаком отца воспринято было Лопахиным как проявление женственности и нежности. Любовь Андреевна, собственно, сделала то, что полагалось сделать матери. Возможно, именно она причастна к тому, что у этого купца такая «тонкая нежная душа». А ведь именно эта характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад» делает образ интересующего нас купца противоречивым. Ермолай Алексеевич хранил в душе прекрасное видение. Так, в первом действии он говорит Любови Андреевне о том, что она сделала для него когда-то так много, и что он любит ее «больше, чем родную». Такова характеристика Раневской и Лопахина, их взаимоотношений.

Слова Лопахина в первом действии — это «признание» в первой, давней любви, сыновней благодарности, светлой влюбленности Ермолая Алексеевича в прекрасное видение, не требующее ничего взамен и не обязывающее ни к чему.

История создания

Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал от управляющего императорскими театрами.

По другой версии, источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.

Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (на родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли. В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее чем за два дня. Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Смерть чиновника»

для самых компанейских —

Главные герои «Смерть чиновника»

для самых занятых —

Читательский дневник «Смерть чиновника»

для самых крутых —

Читать «Смерть чиновника» полностью

Другие персонажи

  • Марья Алексевна Розальская – мать Веры Павловны, очень предприимчивая женщина, которая во всем и всегда искала выгоду.
  • Павел Константиныч Розальский – управляющий домом Сторешниковых, отец Веры Павловны.
  • Михаил Иванович Сторешников – «видный и красивый офицер», ловелас, сватался к Вере Павловне.
  • Жюли – француженка, женщина со сложным прошлым, нашла себе русского возлюбленного, помогала и симпатизировала Вере.
  • Мерцалов Алексей Петрович – хороший знакомый Лопухова, священник, обвенчавший Лопухова и Веру.
  • Мерцалова Наталья Андреевна – жена Мерцалова, а затем подруга Веры.
  • Рахметов – приятель Лопухова, Кирсанова, был прямолинеен, со смелыми взглядами.
  • Катерина Васильевна Полозова – жена Бьюмонта (Лопухова).
  • Василий Полозов – отец Катерины Васильевны.

А.П.Чехов «Смерть чиновника»

— Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.)

«Ничего … ничего … «

«Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать».

«Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой».

«Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю».

«Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой».

«Да вы просто смеётесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью».

«Пошёл вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал».

«Пошёл вон!! — повторил генерал, затопав ногами».

Работа в тетради

Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:

Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.

— Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала? (Приём градации — последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста).

— Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта? (Чувства действующих лиц — страх у одного и гнев у другого — не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь, «слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи»).

— А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России

Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.

Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на первом месте — деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя.

(Деталь — один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради).

Послушайте отрывки. О какой детали идёт речь? «На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. В конце рассказа последняя фраза сообщает: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и: помер». (вицмундир Червякова — деталь-символ чиновника). Каждое слово здесь насыщено смыслом, Каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника («машинально» — бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, «не снимая вицмундира»), и тут Чехов использует гиперболу: » … лёг на диван и … помер».

Тема

В рассказе Чехов затрагивает важные темы, касающиеся человеческого бытия: богатство и бедность, нравственность и духовное падение, смысл жизни, обывательщина. Основная проблема произведения – социальное неравенство и его влияние на жизнь (как меняются мировоззрение и личность человека в обществе, построенном на власти денег).

Жизнь Анны и мужа показывается параллельно, они не пересекаются

Это чужие друг другу люди, добившиеся того, о чем мечтали, но потерявшие что-то очень важное. Анна обрела богатство, положение в обществе и от этого – ощущение счастья, но её душа очерствела, она забыла о братьях и отце, отчаянно нуждающихся в помощи

Модест Алексеич получил желаемые чины и награды, но потерял уважение супруги и стал её “прислугой”.

Смысл названия произведения в том, что вместе с желаемой наградой (орденом Святой Анны, который носили на шее) главный герой получил ещё одну Анну – жену-распутницу, неблагодарную, своенравную, которая тоже оказалась “на его шее”.

Сочинение Рахметов в романе Что делать?

Образ Рахметова является в каком-то смысле по-настоящему уникальным и удивительным. Это была высшая чистая натура, которая воплотила в себе черты эпохи. Чернышевский восторгается характером своего персонажа, он глубоко симпатичен ему. Рахметов наделен невероятными чертами характерами.

По происхождению этот человек был аристократом, его идеи и мысли были демократической направленности. Сам Чернышевский говорит о своем герое, что таких людей осталось совсем немного.

Стоит отметить, что персонаж Чернышевского не сразу был наделен всеми вышеперечисленными чертами. Когда он только приехал в Петербург, он был обыкновенным молодым человеком без особых ярких идей, планов на будущее, мечтаний, но потом у Рахметова происходит знакомство с Кирсановым. Именно он познакомил нашего персонажа с учением социалистов-утопистов. Это учение буквально перевернуло все мировоззрение Рахметова, оно и сделало его человеком особенным. Не последнюю роль сыграло и учение Фейербаха, который также поразил его своими идеями.

Рахметов невероятно быстро осваивает и запоминает то, что ему говорят, он поражает своими способностями Кирсанова. У него пытливый ум, он наблюдателен, Рахметов работает в самых разнообразных сферах, он не чурается любой работы. Бурлаки даже прозвали Рахметова именем волжского богатыря, настолько он был близок к народу.

Он ограничивает себя во многих вещах, нарочно заставляет себя терпеть физические страдания. В тайне Рахметов готовился к революции, у него даже было несколько людей, которые были заинтересованы в революционной деятельности. Ради революции он даже смог отказаться от любимой женщины. Он считал, что его прямой обязанностью является работа и деятельность, а позволить себе связать себя с женщиной он не мог. Его самой главной задачей была борьба за благополучие и счастье народа. И, стоит отметить, это у него получалось очень хорошо. Многие люди черпали силы у Рахметова, восхищались им, он служил для них примером. Ему самому было невероятно интересно исследовать их жизнь, наблюдать, изучать их жизнь.

Пожалуй, в определенный период у нас в стране всегда были люди, которые отличались умом, способностью предвидеть те или иные обстоятельства, прозорливостью. К сожалению, мы не можем сказать, что таких людей много, но к ним нужно прислушиваться, задумываться над каждым словом, быть предельно внимательными.

Мы напишем — Образ и характеристика Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение. Подсказки школьнику

В данном произведении персонажей не так уж и много, но зато каждый из них способен наполнить пустоту, которую создал автор. Он сделал это для того, чтобы каждый образ выделялся по-своему. Особенно здесь выделяется господин Червяков.

Этот персонаж действительно особенный. У него присутствуют собственные черты характера. В его привычку вошло понятие, что он практически не должен показываться людям на глаза. Он обычно сиди тихо как мышка и старается не высовываться из норки. К его моральным принципам стало относиться правило, что он обязать почитать людей стоящих выше его по званию. Он должен им во всём беспрекословно повиноваться. Словом, людей выше его по рангу, он почитал как богов. Проживая подобным образом свою жизнь, он сформировал под влиянием этого убеждения свой характер. То есть, его поведение чётко соответствовало его убеждениям. А его фамилия лишь подчёркивает его низкий уровень собственного достоинства. Он не имел своей цели в жизни, у него отсутствовало даже собственное мнение по поводу того или иного события.

На протяжении всего произведения его характер всё более раскрывается перед читателем. Червяком противен тем, что он всегда и всем подчиняется. Даже если с ним поступают не справедливо, он ни слова не скажет в своё оправдание. В пример можно привести один случай с Червяковым. В одном моменте произведения персонаж не сдерживается и случайно чихает на чиновника, который старше его по званию. После этого инцидента, Червяков ищет случай, чтобы встретить этого чиновника и принести ему свои извинения. Однако несмотря на то, что чиновник уже давно простил Червякова, тот продолжает его преследовать. Через некоторое время чиновнику это надоедает и он срывает свой гнев на Червякове. Тот, подавленным данным фактом, возвращается в свой дом, где ложиться на кровать и помирает.

Из всего перечисленного стоит сделать вывод, что Червяков был настолько трусом, что боялся высказать в своё оправдание высшему по чину человеку. Он очень боялся лишиться своей должности. Автор показывает, что данный персонаж дошёл до такой степени абсурда, что умудрился умереть от стыда. Если человек находиться в более низком чине, ему совсем не обязательно раскланиваться перед более высоким чином. Червяком уронил своё достоинство подобным мировоззрением.

Кто такой Лопахин

Ермолай Алексеевич Лопахин — представитель нового для того времени общества, капиталистического. Это предприимчивый купец. Когда Раневская сталкивается с необходимостью продать вишнёвый сад за долги, Лопахин предлагает ей интересный вариант «спасения» участка. По его мнению, деревья в саду нужно вырубить, а землю разделить на участки и сдавать в аренду дачникам.

Предложение Лопахина, понятное дело, вызвало негодование. Ведь вишнёвый сад для Раневской был не просто доходным участком, который ежегодно приносит некоторое количество ягод; для неё он был символом родного дома, непременным атрибутом всей её жизни. Здесь прошла её молодость, здесь же погиб её сын Гриша. Таким образом, этот сад является своеобразным памятником, культовым местом, и вырубать его, да ещё и раздавать землю по кускам в аренду дачникам, Раневская ни за что бы не согласилась.

Лопахин же — абсолютный материалист. Он совершенно не понимает, как вишнёвый сад может значить что-то ещё, кроме земли, деревьев и ягод.

В конце концов, вишнёвый сад всё-таки приходится продать на аукционе. Некоторой неожиданностью для Раневской стало то, что покупателем участка стал тот самый Лопахин. Став владельцем сада, он сразу осуществил то, что хотел: вырубил деревья, разделил землю на куски и стал сдавать их в аренду.

В этом, казалось бы, можно усмотреть истинную сущность Лопахина. Его интересуют деньги — и только деньги. В начале пьесы кажется, что он предлагает свой вариант раздела вишнёвого сада как вынужденную необходимость, чтобы спасти Раневскую от безденежья. Но в финале оказывается, что его интересует лишь сам процесс уничтожения сада и раздачи его арендаторам, а также ещё большая прибыль: сам он от безденежья явно не страдает.

Внешность и происхождение персонажа

Ермолай Алексеевич – выходец из бедной крестьянской семьи. Жестокий отец бил сына палкой, не обеспечивал необходимым. Ермолай бегал по снегу босиком, нигде не учился. Крепостные дед и отец были «в рабстве» родителей Раневской. Ермолай любит называть себя «мужиком». Под этим словом он подразумевает целый класс крепостных крестьян, работающих на хозяев. Мужиков не пускали в дом, даже в те комнаты, где редко были хозяева. Из слов сына становится понятно, что отец по профессии, по роду занятий – торговец в лавке. Возможно, торговая жилка отца и переросла в предприимчивость сына. В какие-то моменты кажется, что Лопахин не гордиться, а кичится своим происхождением. Но здесь, наверное, смешанные чувства. Ермолай Алексеевич доволен собой: он сумел приобрести имение, о котором не могли бы и мечтать его предки.

Молодой купец аккуратен внешне. Странно, но автор не говорит о возрасте Лопахина. Можно только предположить ему где-то между 30 и 40. Ему было лет 15, когда Раневская была молодой и худенькой. Что подчеркивает классик в облике персонажа:

  • Нежные пальцы;
  • Белая жилетка;
  • Желтые башмаки.

Скромные детали, но легко представляемый образ.

Деловая хватка Лопахина

Безусловно, Лопахин, характеристика которого нас интересует, обладает предприимчивостью, деловой хваткой и умом. Масштабы его деятельности намного шире, чем у прежних хозяев. Он энергичен. При этом основная часть состояния этого героя заработана была его собственным трудом. Для него не был простым путь к богатству. Отдельные замечания и реплики говорят о том, что у этого купца есть какое-то большое «дело». Им он всецело поглощен. Лопахин при этом легко расстается со своими деньгами, давая их взаймы Симеонову-Пищику и Раневской, предлагая настойчиво Пете Трофимову. Этому герою вечно не хватает времени: он или отправляется в деловые поездки, или возвращается. По его собственному признанию, он встает в пятом часу утра, с утра до вечера работает. Ермолай Алексеевич говорит, что без работы не может. Чаще остальных в произведении смотрит на часы именно Лопахин. Характеристика его дополняется этой существенной деталью уже в начале произведения. Его первая реплика в пьесе: «Который час?» Этот купец постоянно помнит о времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: