Иммануил кант

Мы узнаем — Краткое содержание Критики чистого разума Канта. Подсказки школьнику

В «Критике чистого разума» Кант задумывается о вопросах рационального познания. Сам философ считал свое учение критическим, противопоставляя его догматическим и скептическим доктринам. И если Вольф считал, что разум индивидуума способен познать даже то, что находится за пределами чувственного осознания, а Юм полагал, что человек не вправе посягать на то, что перечит существующим данным – то Кант лишен предвзятости. Его основная задача -понять, как формируется познание человеком окружающего мира, какие существуют особенности и детали этого процесса.

Что же такое «чистый разум» в его понимании? Это умение мыслить и генерировать идеи независимо от опыта. Соответственно «Критика чистого разума» — это попытка философа понять, насколько же далеко личность может зайти в своих рассуждениях, какая же картина мира будет сформирована, если просто-напросто отбросить такой фактор, как опыт.

Кант считает, что поскольку суждения являются обязательными элементами, формирующими знания, то их свойства имеют самое непосредственное влияние на все явления и процессы. Субъект суждения имеет предикат. Они находятся в тесной связи.

Философ делит синтетические суждения на те, что формируются «с опытом» и «вне опыта»

Особое внимание уделяется, конечно же, доопытным суждениям (a priori). Априорные элементы составляют идеалистическую сторону учения, а внешние впечатления являются отражением реальности

Все суждения Канта наглядно показывают, что метафизика реальна – как бы многие не стремились отрицать ее существование. Конечно же, любое учение либо доктрина имеет свои минусы – нельзя сказать, что идеи философа являются абсолютной истиной. Тем не менее, в высказываниях присутствует некий смысл, заставляющий задуматься над сутью не зависящих от опыта мыслей, их значении в жизни человека, теории возникновения и прочих весьма интересных вещах.

Какие же априорные формы, по мнению Канта, имеет рассудок?

  • Количество;
  • Качество;
  • Отношения;
  • Модальность;
  • Идеи души;
  • Временные и пространственные категории;

Опыт же состоит из чистых форм воззрения и рассудочных форм с одной стороны, и из материй и ощущений с другой. Чистое сознание базируется на аналитике и диалектике.

Что же касается вывода, он заключается в том, что вне нас существует, неподвластная формам пространства и времени, «вещь в себе» — свойства которой, увы, неясны. Кант всячески отвергает догматическую метафизику, утверждая, что существует лишь метафизика критическая.

К точке зрения философа можно относиться по-разному. Однако, безусловно, в ней было некое рациональное зерно, ведь именно на философии Канта частично базируются суждения Гегеля, Шопенгауэра и многих других.

Рассудок и разум

Впечатления от вещей в себе, уложенные в априорные формы есть лишь первая ступень познания, результаты которой ограничены набором случайных эмпирических фактов. Научное познание действительности, представление о предмете достигается лишь благодаря рассудку, главная сила которого заключается в категоризации.

Рассудок способен установиться связи между воспринимаемыми явлениями, классифицировать и рассортировать их создав стройную и непротиворечивую систему окружающего мира. Однако в отличие от материалистов Кант полагает, что категоризация действительности возможна не потому, что человеческий разум способен ухватить сущностные связи между предметами, а лишь потому что самому рассудку свойственны априорные категории реальности, в соответствии с которыми он и классифицирует свой чувственный опыт. Т.е. реальность организуется сообразно внутреннему трансцендентному единству разума.

Рассудок является важнейшим звеном в системе познания Канта, лишь благодаря рассудку человек способен организованно взаимодействовать с окружающим миром, однако зона его применимости ограничена – конструкции рассудка достоверны до тех пор, пока ограничиваются категоризацией явлений, но начинают давать сбой и противоречить друг другу в том, что касается сущности вещей в себе, которая остается скрытой от человека. В попытке овладеть ею человек переходит от рассудка к разуму, блуждающему в плену иллюзий.

Подробнее

Все читатели отметят, что данное произведение считается ключевой работой, относящаяся к философским темам. Автор пытается обозначить ценности, которые уместны для многих людей. Стоит отметить, что Иммануил делает акцент на личной свободе. В творческих работах философ отмечает аналитику, имеющую отношение к возможности чисто выражать свои мысли. Далее описывается конкретный метод.

Для Канта познания считается родственной деятельностью. В познании идут конкретные процессы, контролирующиеся системными законами. Стоит отметить, автор стремится понять, обозначение истинного знания. Иммануил начинает отражать состав субъекта. Ведь в теории философия основана на законах разума личности, а познавательная относится к этим моментам. Потом автор внедряет термин, как трансцендентальный, обозначающий выход за границу допустимых ресурсов.

Стоит отметить, что великий мыслитель подразделяет трансцендентальную логику на пару частей: Первое учение касается рассудка, а второе — разума.

Книга отражает конкретные замыслы. Они были известны до создания метафизики. Эта критические замечания давали ответы на вопросы: вопросы, отражающие создание математики, естествознания. Еще необходимо рассмотреть восприятия метафизики в качестве науки.

Иммануил убежден, что предмет познается вместе с объектом, связанным с анализом при помощи чувств, отражающим конкретное явление. В результате невозможно отразить предмет отдельно от конкретных факторов.

Теперь философ стремится отразить предмет в качестве непознанной, неопределенной вещи. К этим моментам относят феномены, которые фильтрует сознание. Ноумены — вещи, которые требуют размышления.

Еще автор отражает основные умения личности. К ним стоит отнести: разум, восприятие при помощи чувств и рассудок.

Рассудок имеет возможность не использовать чувства в решении проблемы. Он стремится опереться на опыт. Иммануил убежден, что рассудок опирается на конкретные определения. Эти факты позволяют упорядочить материал по определенным категориям.

Опыт перенимают по четырем путям: качество и количество, отношение и модальность.

Философ отражает такие вещи к идеям чистого разума: теологию, психологию, космологию.

Дело в том, что реальная жизнь не сочетается с идеями разума. По этой причине при желании сотворить антиномию.

Критика проникает в самые наболевшие вопросы философии, задевающие душевные качества человека. Еще следует отметить волевую свободу, стремление понять божественную суть.

Читательский дневник.

И религия, и наука зависят от метафизических концепций, поэтому скептицизм опасен для них обеих.

Все мы, живущие в эпоху «фейковых новостей» и «альтернативных фактов» знакомы со скептицизмом. В Европе XVIII века, когда Кант писал свои труды, скептицизма тоже опасались, но по другим причинам. В то время наука активно развивалась, и рост скептицизма в отношении метафизики означал рост скептицизма в отношении религии. При этом скептицизм работал и в обратную сторону, подрывая основы породившей его науки.

Давайте начнем с религии. Общеизвестно, что многие верования базируются на метафизических идеях: в религиях в основном идет речь о таких вещах, как Бог и душа, и эти понятия предположительно существуют в какой-то нематериальной, вне-физической, или мета-физической сфере бытия.

Эта сфера находится за пределами досягаемости наших чувств. Мы никогда не увидим Бога в телескоп, а душу – в микроскоп и не сможем оценить любую другую метафизическую сущность средствами эмпирического наблюдения. Но если и разум тоже не может ничего о них знать, то все подобные верования ничем не обоснованы и, соответственно, не могут служить основанием для чего бы то ни было.

Философский труд Канта

Считается, что у Иммануила Канта было всего три главных труда, которые изменили его жизнь и мировоззрение многих людей в мире. После 1770 года философ работал над своими книгами, но лишь в 1781 г. ему удалось опубликовать первую из них.

«Критика чистого разума» – это основа последующих двух книг. Возможно, некоторым они покажутся абсолютно разными, но все же их связь неразрывна. Описывает в этом труде Иммануил Кант следующее: критика – это ключ к исследованию собственного разума человека. Поэтому все люди должны не только адекватно относиться к ней, но и желать ее. Именно таким путем человек разгадает частичку собственного разума. «Критика чистого разума» (Иммануил Кант) освещает вопросы пространства, времени, возможности с помощью мыслительной деятельности доказать существования Бога и так далее.

Обдумывал Кант свою первую работу более десяти лет, поэтому каждое слово, описанное в труде, является взвешенным и несет некоторый смысл, читать который нужно между строк. Тем не менее, чтобы написать «Критику чистого разума», Иммануилу понадобилось лишь несколько месяцев.

6 доказательство бытия Бога

Итак, Кант начинает шестое доказательство бытия Бога с известной посылки: ничто не происходит в мире без причины. Ведь принцип детерминизма (причинно-следственных отношений) – это, по сути, самый общий закон мироздания. Этому закону подчиняется и человек.

Однако бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем не понуждаемый. То есть, как будто без причины.

Теперь предположим, что у каждого человеческого поступка есть свои причины. В таком случае награждать за подвиги надо не людей, а эти самые «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо тех, кто совершает преступление.

Иными словами, там, где нет свободы – там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности.

Иммануил Кант

Но Иммануил Кант считает, что отрицать свободу человека – это то же самое, что отрицать всю мораль.

С другой же стороны, если даже в действиях других людей я и могу усматривать причины, по которым они поступают в каждой ситуации именно так, то как только я присмотрюсь к себе самому, то должен будут признать, что по большому счету я-то действую свободно.

Иначе говоря, не смотря на окружающие меня обстоятельства, особенности моего характера, наследственность и т.п., перед любым поступком у меня есть время, когда я могу сделать свободный выбор в пользу того или иного решения.

Это и есть свобода.

По мнению Канта именно в это время история всей вселенной как бы начинается с меня.

Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего такого, чем бы я мог оправдать ту подлость, на пороге которой я стою.

Итак, Кант в доказательстве бытия Бога выводит два факта:

  1. Все в мире живет по закону причинности.
  2. Человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону.

И есть еще один принцип: на территории государства его законам не подчиняются только те лица, у которых есть право «экстерриториальности», т.е. дипломатический корпус.

Так вот, человек не подчиняется Основному Закону нашей Вселенной, а это значит, что он не является ее частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; мы – посланцы.

Мы – послы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны.

Из всего вышесказанного вытекает простой вывод: мы свободны – а, значит, Бог существует.

Интересен факт, что выдающийся русский поэт и современник Канта – Гавриил Державин, в своей известной оде «Бог» приходит тому же выводу:

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

История Иммануила Канта

Немецкий философ родился в 1724 году. Его семья была небогатой, но мальчику дали престижное образование в элитной гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году Кант поступил в университет, но завершить учебу ему не удалось. Причиной такого мрачного события стала смерть отца Иммануила, после которой молодой человек стал главным кормильцем всей семьи. Тем не менее, немецкий ученый нашел выход из затруднительного положения и стал преподавать на дому. Таким образом Кант проработал десять лет, которые не прошли даром, так как за данный период он сумел защитить диссертацию, получить докторскую степень, разработать и опубликовать космическую гипотезу происхождения Солнечной системы, а также имел право преподавать в университете. Пережив множество неприятных событий, к которым приписывают Семилетнюю войну (1758-1762 гг.), Кант начал новый этап своего творчества. Его называют «критическим».

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание баллады Вересковый мед Стивенсона Действие баллады Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мед» происходит в раннее средневековье. Шотландцы последовательно завоевывали территорию острова, уничтожая местное население
  • Девочка Снегурочка — краткое содержание сказки Даля Во время игры в снежки, старик и старуха решили посмотреть, как люди праздник отмечают, порадоваться за чужих детей. И возникла у них мысль – неплохо было бы ребенка иметь, да возможности нет
  • Дом у дороги — краткое содержание поэмы Твардовского Произведение под названием «Дом у дороги» написано известнейшим русским писателем Твардовским. Эта поэма по праву признается критиками одним из лучших творений автора. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
  • Огнеопасный груз — краткое содержание книги Кассиля В школьный класс приходит человек по имени Афанасий Гурыч, чтобы рассказать свою фронтовую историю. Однажды ему с товарищем Клоковым поручили сопровождать пломбированный вагон с таинственным грузом

Критический характер философии Канта

Первый период своей жизни и творческой деятельности Кант посвятил науке – его работы охватывали широкий спектр проблем от механики и космологии, до физической географии. При этом Кант, как и большинство ученых восемнадцатого века стоял на позициях материалистического механицизма, претендовавшего на роль универсального принципа для описания мира и науки.

Суть механицизма довольно проста, привлекательна и хорошо согласуется с чувственными данным человека – весь мир состоит из материи, которая в свою очередь представлена суммой однородных, мельчайших, вечных и неделимых частиц – атомов. Атомы существуют в пространстве и времени, которые представляют собой абсолютные и независимые субстанции. Пространство рассматривается как некая физическая пустота, заполняемая вещами, мера их взаимного расположения, а время есть мера происходящих событий и процессов в этих вещах. Пространство и время однородны, они одинаковы в каждой своей точке, время к тому же линейно и течет с определенной постоянной скоростью. Взаимодействия атомов в пространстве и времени, благодаря которому и существует все многообразие реального мира, происходит по законам классической механики и может быть описано с помощью математических формул. Придерживаясь данной идеи, многие философы пытались найти одну единственную формулу, к которой можно было бы свести все существующие законы и всю науку.

Основы механицизма были заложены еще в семнадцатом веке в работах Бекона, Гоббса, Декарта и многих других, однако своего расцвета он достиг после научных открытий и философских работ И. Ньютона. Принципы механицизма позволяли успешно описывать множество природных процессов, закономерности их осуществления, не вникая в сущность происходящего, что, впрочем, позволяло использовать полученное знание на практике. Однако по мере дальнейшего развития и дифференциации естествознания ученые все чаще сталкивались с явлениями, выходящими за пределы механицизма – магнетизм, электрическое поле, тепловое излучение, дальнодействие и т.д. Накопление подобных фактов закономерно порождало стремление пересмотреть догмы механицизма.

После знакомства с работами Юма, Кант также начинает сомневаться в абсолютном характере пространства-времени и отходит от науки к философии и издает три своих знаменитых критики:

  • «Критика чистого разума»,
  • «Критика практического разума»,
  • «Критика способности суждения».

Обозначая свою философию как критическую Кант говорит о том, что до него, и наука и философия были направлены на познание мира, но оставались догматически слепы в отношении самого инструмента познания – разума, полагая его совершенным и объективным. Кант же в своей философии обращается к изучению самого разума, его возможностей и пределов в отношении отражения и познания окружающего мира. Именно стремление преодолеть догматичность делает его философию критической. В своих произведениях он последовательно раскрывает проблемы познания, этики и эстетики.

Для кого эта книга?

Вам может казаться, что вы максимально далеки от Канта и его идей, и немецкая классическая философия не имеет к вам решительно никакого отношения. Но вы заблуждаетесь. Так же, как без Баха и Моцарта не было бы ни The Beatles, ни AC/DC, без Канта невозможна не только гуманитарная мысль последних трех столетий, но и западная наука в целом. Ведь естественные и даже точные науки преследуют ту же цель, что и философия – понять, как устроен окружающий мир. Если вы хотите приблизиться к этому пониманию и увидеть истоки современной мысли, мы настоятельно рекомендуем вам этот обзор. Осталось только вооружиться терпением!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: