Мы узнаем — Путь Абая — краткое содержание романа Мухтара Ауэзова. Подсказки школьнику
Произведение описывает жизнь и действия великого для казахов человека. Его звали Абаем Кунанбаевым. Абай завоевал огромную славу, как поэт и просветитель.
Абай был рожден в богатой и знатной семье. У ребенка были все шансы унаследовать судьбу отца и стать таким же алчным, но на удивление, мальчик с детства отличался от остальных. Ребенку с ранних лет прививали любовь к чтению, этим занимались мама и бабушка, которые передали мальчику всю свою любовь. Парень был очень увлечен книгами и творчеством, что не было характерно для его родни.
У Абая был только один друг, его имя Ербол. Мальчик был из небогатой семьи, но несмотря на этот факт, стал верным товарищем на всю жизнь. Два друга придерживаются одних и тех же взглядов. Друзья с юности наблюдают происходящие в народе нарушения и жестокость установленных патриархами законов. Ербол знакомит Абая с одной девушкой, в которую парень влюбляется, но, к сожалению, безответно. Она уже помолвлена с другим молодым человеком и прожить жизнь с этой девушкой Абаю не суждено.
Прошло время, Абай полюбил другую девушку по имени Айгирим. Здесь тоже все не просто, чтобы пожениться на красавице, герою необходимо выплатить отцу невесты очень большой калым.
Абай становится старше. Отец герой грубый феодал, которого не волнуют чужие проблемы. Он может легко и ни за что казнить бедняка. Этот факт вызывает у Абая гнев и с отцом происходит серьезный конфликт. Теперь Абай помогает любому бедняку чем только может, причем делает это с остервенением. В период джута герой отдает заготовленное сено и скотин нуждающимся.
Именно в этот период Абай встречает Даркембая и Базаралы. Даркембай является бедняком и отчаянно борется за права всех обездоленных. Сам по себе он очень решительный и смелый. Когда Абай начинает с ним общение, вскоре встречает и Базаралы. Он сам по себе дерзкий и храбрый, ведет собственную войну против богачей. Парень провел на каторге несколько лет.
Абай посвящает свою жизнь родному народу. Он начал изучать труды известных поэтов и писателей. Никогда не стоял на месте, всегда стремился к самосовершенствованию, однажды начал активно увлекаться творчеством русских литераторов. Абай переводит письмо Татьяны из произведения «Евгений Онегин». Казахи сразу же положительно оценили этот труд.
Всю свою жизнь герой думал: почему же мир так несправедлив. Абай всячески пытался вывести свой народ из тяжкого положения. Жизнь героя была непростой, он потерял двух сыновей. Несмотря на горе, смог справиться с этим фактом и двигаться дальше. В памяти своего народа Абай остался как замечательный писатель, философ, защитник народа, который пытался добиться социального равенства.
Казахский народ запомнил Абая, как борца с несправедливостью местных и наглых феодалов, как героя, который пытался разобраться с укладом, мучающим огромное количество людей. Он всегда верил, что однажды наступит будущее, которое все так ждут. Именно он является воспитателем другого поколения, у которого сформировались новые ценности.
Первые стихотворения
Отроческие годы жизни поэта были наполнены обучением. В это время Абай стремился постичь ораторское искусство, а также больше узнать об обычаях и правилах, по которым жил его народ. Он слушал от сказителей, акынов, народную поэзию. Таким образом начал сочинять свои стихи, перенимая их опыт и умения.
Первые стихотворные строки, в том числе и первый из шедевров под названием «Лето — солнечная пора», он опубликовал не под своим именем, а под именем своего друга, Кокбая Жанатайулы, в 1889 году в газете «Дала уалаяты». После этого он заплатил другу откупную и вернул собственное имя своему творчеству.
«Слова назидания»
Самое значительное произведение перекликается с биографией Абая Кунанбаева. Он достаточное время проработал мировым судьей (бием), чтобы понять пороки общества. А потому плодом его размышлений над жизнью и мироустройством стал прозаический сборник «Кара сез». В дословном переводе название означает «Черное слово».
Но в казахском языке «кара» имеет несколько толкований. Идиоматическое выражение «кара сез» означает «простая речь», как бы сегодня сказали, «без зауми». Сборник состоит из 45 философских высказываний, созданных автором под конец жизни. В них Абай Кунанбаев поднимает тревожащие его проблемы морали, образования, социальной справедливости.
Классик высоко оценивает труд – как физический, так и духовный, призывает быть справедливым и добрым. «Кара сез» был переведен на русский язык дважды: В. Шкловским под названием «Книга слов» и Сатимжаном Санбаевым – «Слова назидания». Это второе издание получилось более удачным и передает всю глубину мысли великого поэта.
В 2010 году епископом РПЦ в Республике Казахстан Геннадием (Гоголевым) была совершена попытка перевести некоторые притчи Кунанбаева в стихотворной форме. А вообще, «Кара сез» существует в английском, французском, китайском, корейском, узбекском, монгольском, турецком, татарском и латышском вариантах.
Основные достижения
Только к 40 годам поэт начал создавать свои первые серьёзные стихотворения и поэмы. Переводческая деятельность Абая так же широко распространилась, как и сочинение лирики. Он писал и поэмы, в которых преобладала любовная тематика. Были в его поэмах и реалистическое изображение, и элементы волшебства («Рассказ Азима», «Масгут»).
В общей сложности Абай создал более 170 стихотворений, некоторые из них были заимствованы русскими поэтами (в частности Лермонтов переделал его произведение «Горы дремлют в ночной тиши» на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной»). Абай занимался переводами творчества русских и европейских поэтов, таким образом знакомя свой народ с их наследием.
Он ввёл в казахскую литературу новые рифмы, размеры стихотворений, а также создал несколько десятков мелодий, которые сохранили свою популярность и по сей день. Его историческое значение велико для казахской нации, выдающиеся труды почитаются и современниками. Абай собрал около себя много талантливых учеников, среди них были его сыновья и родственники. Создавая произведения, он не записывал их, поэтому многие не сохранились.
Родословная и семья
Происхождение человека для казахов того времени имело огромное значение. Родись Кунанбаев, как Тарас Шевченко, в семье крепостного, его слова и мысли не ценились бы так высоко. Но, к счастью, классик казахской литературы происходил из аристократического рода биев (глав племени).
Один из его прадедов – Ыргызбай — был предводителем (барыром) родоплеменного объединения тобыкты в середине 18-го столетия. Его дед Оскенбай был бием того же племени. Отец – Кунанбай кажы Оскенбаев – служил ага-султаном Каркаралинского округа и управителем Кокше-Тобыктинской волости. Улжан, мать Абая и одна из четырех жен Кунанбая, происходила из рода шаншар каракесек племени аргын.
Потомку таких славных предков было предназначено судьбой стать беем и правителем. И изначально мальчика готовили к такому поприщу. Но сам он распорядился своей долей иначе. Когда его мать была на сносях, отцу, Кунанбаю, приснился сон. Он увидел Аннета-бабу, великого мыслителя из рода тобыкты, который произнес всего одно слово: «Ибрагим». Этим именем и нарекли родившегося мальчика.
Но вместе с матерью Улжан его воспитывала и бабушка Токбала, которую все в семье называли Зере. Она дала любимому внуку прозвище «Абай», что значит «осмотрительный», «осторожный». И под этим именем он и вошел в историю.
Дальнейшая биография Абая Кунанбаева кратко
Отец призвал 13-летнего сына к себе, чтобы ввести его в дела управления кланом. Но разбирательства тяжб и имущественных споров были Абаю неинтересны. Из уважения к отцу он исполнял обязанности бия до 28 лет. По настоянию родителя, Абай рано женился и обзавелся детьми. Но потом, став взрослым, Кунанбаев объявил о своем твердом намерении отойти от дел бия и заняться самосовершенствованием.
Еще в медресе он начал писать стихи, но из застенчивости приписывал их авторство своему школьному другу Джантасову Коклаю. Многие из этих произведений были навсегда утрачены. Ведь юный Абай и не помышлял о том, чтобы публиковать свои стихи. До нас дошли только те лирические строки, которые сохранила устная память народа.
Лишь в 40-летнем возрасте Абай Кунанбаев опубликовал первый сборник своих стихов. На протяжении последующих 20 лет талант писателя, поэта и композитора только расцветал. Он стал настоящим властителем дум народа. И это не могло не вызвать зависть и ненависть некоторых биев.
Преждевременная смерть двух сыновей, Магавьи и Абдирахмана, на которых отец возлагал большие надежды, подорвала здоровье поэта. Он отверг возможность лечиться и уехал умирать в родной аул в урочище Жидебай. Он скончался на 60-м году жизни и похоронен неподалеку от стоянки юрты, где впервые увидел свет.
Выдающиеся сыновья
Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.
Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.
Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.
Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.
Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.
Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.
Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.
Детство и юность
Биографию Абая Кунанбаева следует начать с того, что родился будущий великий поэт в Казахстане 29 июля (10 августа) 1845 года. Он рос в аристократической семье. Мальчик обретал новые знания в русской школе и семипалатинском медресе. Когда он учился в первых классах, в нём начала зарождаться любовь к литературе. Её в нём воспитала бабушка Зере, которая и звала внука Абаем, а также мать, Улжан, от которой мальчик унаследовал любовь к шуткам. Они обе раскрывали Абаю всё богатство устного народного творчества.
Когда Абаю исполнилось 13 лет, отец начал приучать его к обязанностям главы рода. Но уже в 28 лет Абай перестал заниматься этим, посвящая всё своё свободное время творчеству.
Детство и учеба
Годы жизни Абая Кунанбаева – 23 августа 1845 г. – 6 июля 1904 г. Будущий поэт увидел свет в урочище Жидебай, в предгорьях Шынгызтау, у источника Каскабулак. Ученые идентифицировали, что это место находится в 180 км от Семипалатинска (Семея).
Начальное образование мальчик получил в семье. На него огромное влияние оказали бабушка Зере и мать Улжан. Это были добрые и мудрые женщины. Бабушка была настоящей сказительницей
Именно она рассказывала Осторожному Ибрагиму легенды о древних батырах. Все представители рода шаншар, откуда происходила мать Улжан, славились остроумием
От нее Абай унаследовал умение красиво и интересно говорить, колко подшучивать над недостатками и красноречиво бичевать пороки общества. Возможно, эти две женщины — мать и бабушка — и предопределили будущее Кунанбаева. Ведь он впоследствии отказался от роли главы племени и посвятил себя искусствам.
Однако и отец оказал на сына некоторое влияние. Он научил его быть мудрым, справедливым и сдержанным. В раннем детстве он послал сына учиться грамоте у муллы. А потом не пожалел денег на продолжение его образования в медресе Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно в русской школе этого города. В исламском духовном училище мальчик не только освоил персидский и арабский языки, но и отточил ораторское искусство.