Мы узнаем — Политика Аристотеля — краткое содержание. Подсказки школьнику
Трактат о государстве «Политика» был написан Аристотелем на закате его жизни (335-322 до н.э.) и описывает возникновение и сущность государственного устройства. Рассуждения Аристотеля сформулированы в двух векторах – практическом и этическом. По мнению Аристотеля политико-правовая тематика тесно связана с этикой и предполагает развитие идей нравственности и нравов. Так, взаимоотношения между людьми, в семье, между разными сословиями являются основополагающими в устройстве государства. По мнению Аристотеля, патриархат единственно правильная форма уклада внутри семьи. Мужчина как глава наделен всеми правами и свободами. Мужчина есть монарх, домохозяин и господин. Женщина обладает более слабой природой, в связи с чем, не может играть главенствующую роль ни в семье, ни в государстве. Тем не менее, мужчина и женщина существуют только вместе. Лишены всяческих прав домашние рабы, которые, по природе своей, должны только подчиняться. Семьи объединены в селения, они и образуют государство.
Разбирая семейный уклад, Аристотель проводит аналогию с государственным устройством, где монарх – мужчина, который обладает властью над рабами, но дела ведет не насильственным путем. Порядок в государстве зависит от того, кому принадлежит. По мнению философа возможны три варианта: глава – один человек, определенный круг или многие. Отсюда возможно несколько формы правления – правильные и не правильные. Существует несколько форм верного политического устройства государства: монархия, аристократия и полития. При монархии власть принадлежит одному правителю, избранному народом или ставшему по наследству. Аристократия дает власть народу, а именно знати. А полития – правление большинства. Этому трио, по мнению Аристотеля, противостоят «извращенные» или ошибочные формы правления. Тирания, как единоличное правление, олигархия – власть немногих или избранных и демократия – власть, положенная в угоду толпы. Аристотель детально и критически рассматривает приведенные формы, изучает их, характеризует, рассказывает о том, как ту или иную форму поддержать или разрушить. Обобщая, Аристотель практически приводит морфологию государства.
По мнению мыслителя, государство – не самоцель. Смысл государства – в объединении людей для достижения всеобщего блага, счастливая жизнь граждан в совершенном государстве. Отсюда и другая мысль Аристотеля: военные действия возможны только в случая крайней необходимости, а именно обороны или завоевания земель и рабов. Граждане должны приобщаться к добродетели, ведь счастье – одна из составляющих цели его жизни. Добродетель есть общественные деяния.
Рассмотрев устройство государства, философ развивает идею идеального государства, которое видится ему небольшим греческим полисом. Именно греческим, поскольку другие народы, варварские племена, варвары, по его мнению, не обладают теми качествами, которые необходимы для построения лучшего государственного устройства. Полис-государство по Аристотелю должен быть республикой, с монархом, добровольно признанным народом. Должен быть именно городом, небольшим и удобно управляемым. В управлении принимают участие только полноправные граждане. Исключены из этого круга торговцы, ремесленники и рабы. Первостепенная задача государства при этом – гуманное воспитание граждан в нравственности и добродетели, ведь теряя добродетель, человек превращается в самое низкое существо.
Важным элементом философского труда Аристотеля является часть, посвященная критике политических сочинений Платона, Фалея и Гипподама, а также разбор политического устройства других народов – лакедемонян, критян и карфагенян. Эти мыслители, так же как и Аристотель занимались решением вопроса о наилучшем устройстве государства.
«Политика» Аристотеля дошла до наших дней не в полном виде. Отсутствует часть, посвященная идеалу государственного устройства. Существует лишь вступление к ней, из которого можно вычленить ряд идей философа. Это ясный и глубокий труд, в котором систематически собраны мысли Аристотеля о государственной и общественной жизни. Аристотель обобщил политический и социальный опыт греков и на его основе разработал свое философское, социальное и политическое учение. Государство по Аристотелю – естественное развитие общества и человек в этом государстве раскрывает свою естественную природу.
Мы изучаем — Краткое содержание трактата Политика Аристотеля. Подсказки школьнику
Жанровая направленность произведения определяет его в качестве социально-политического, философского трактата, ключевая тематика которого заключается в рассуждении об государственных основах.
Композиционная структура произведения включает в себя восемь книг, рассматривающих каждый элемент государства.
В первой книге философ определяет понятие государства, которое, с его точки зрения, представляет собой политическое общение
При этом автор акцентирует внимание на существующих отличиях царя, домохозяина, господина, одобряя совместное проживание представителей мужского и женского пола
С точки зрения философа, греки отличаются главенствующей позицией и имеют возможность управления рабами.
Философ дает определение селения, под которым рассматривает общение нескольких семей, при это он указывает, что общество, которое включает несколько таких селений и представляет собой государство, которое находится под управлением царя.
Только человек, по мнению философа, наделен способностью говорить, что отличает его от животных. Кроме того, человек имеет способность к пониманию понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, а также обладает умственной и нравственной силой. При это люди должны жить исключительно при соблюдении законов.
Вторая книга посвящается устройству семьи, при этом философ утверждает, что главой семьи является муж. Автор придерживается точки зрения о трех видах семейных отношений: отцовское, брачное и господское.
Господин властвует в отношении раба, однако насилие над ним не допускается, но раб является собственностью своего хозяина.
Живое существо представляет собой единение тела и души. Не оспаривается главенство домашних животных по сравнению с дикими, а также более высокий статус мужчины над женщиной, которая находится в его подчинении.
Философ проводит сравнение домашних животных и рабов, подчеркивая, что и те, и другие предназначены для удовлетворения человеческих потребностей посредством физического труда. Свободные же люди не должны заниматься физической работой, поскольку их удел политика и управление.
Третья книга посвящается искусству наживы состояния, которое автор разделяется с ведением домохозяйства, отмечая, что ленивые люди вынуждены по жизни кочевать, а люди, занимающиеся военным искусством, как раз и применяют способ наживы состояния.
Далее философ исследует политические проекты Платона, соглашаясь с ним в том, что в государстве должно быть единство и множество. При этом он не совсем соглашается с Платоном о том какой должна быть собственность, поскольку считает, что существуют многочисленные несоответствия и сложности.
Затем исследованию подвергаются и проекты Фалея и Гипподама, которые философ признает практичными, поскольку они основываются на жизненных реалиях. Поэтому автор соглашается с разделением государства на три части: ремесленники, земледельцы, воины.
В последующих книгах философ представляет свои размышления об иных государствах, указывая на их плюсы и минусы.