Мы узнаем — Демиан — краткое содержание романа Гессе. Подсказки школьнику
Роман об истории взросления молодого человека с десятилетнего возраста.
Синклеру 10 лет, он видит мир с двух сторон. Светлой – дом семья праздники, и тёмной – улица рабочий люд прислуга. Мальчика манит тёмный мир, там много запретов и интересных вещей. Любопытство побеждает, Эмиль заводит дружбу с Францером – хулиганом.
Чтобы расположить к себе нового знакомого мальчик придумывает историю про ограбление сада со своим участием. Кромер требует от Синклера деньги. Сначала мальчик отдаёт свои накопления, а потом таскает деньги у родителей. Он знает, что не прав, совесть терзает душу, но тёмный мир тянет за собой.
Герой романа учится в гимназии, там появляется новый ученик Макс Демиан. Между Эмилем и новым учеником завязывается дружба, несмотря на то, что макс старше мальчика. Мальчики много разговаривают. Эмиль изумлён знаниями нового друга, знающего много историй, его рассказы сильно впечатляют мальчика.
Демиан чувствовал людей, Синклер предполагал, что Демиан умел читать мысли. Макс догадался о преследовании Эмиля Кромером и помог решить парню эту проблему. Синклер рад решению конфликта, но в его душе появляется страх из-за непонимания. Он реже общается с Максом и в итоге уходит в свой светлый мир, понятный ему. Их общение с Демианом возобновится через несколько лет, в тот период Эмиль поймёт свои внутренние изменения.
Синклер едет учиться в пансион. Некоторое время у него нет друзей, но потом он находит общий язык со старостой Беком, который старше Синклера. Тот быстро посвящает юношу в секреты взрослой жизни.
Синклер начинает вести распутную жизнь, стоит вопрос об отчислении его из пансиона. Уговоры родителей не действуют. Но Эмиль, ведя подобный образ жизни, скучает по светлому миру.
К Синклеру пришла первая любовь. Он увидел её в парке и влюбился, с девушкой он так и не познакомится, но даст ей имя Беатриче. Влюблённость полностью изменит Юношу. Он больше не пьёт, не гуляет. Синклер чаще остаётся один и много читает, ему не хватает Демиана. Эмиль рисует ястреба и отправляет рисунок другу.
Спустя время Синклер найдёт записку, явно философского характера с упоминанием о боге. Эмиль понимает, это ответ от Демиана. Синклер начинает задумываться о боге и погружается в мир грёз и размышлений. Юноша не понимает, своих желаний, он ждёт любовь, но её нет. Всё чаще Синклер приходит в церковь, он слушает орган и размышляет о боге. Здесь у Эмиля появляются новые друзья, но в какой-то момент он отходит от них и снова становится одиноким.
Юноша поступает в университет, хотя учёба его не увлекает, он продолжает учиться. В городе Эмиль встречает Демиана, их общение продолжается. Юноша знакомится с матерью Макса – Евой. Эмиль обнаруживает, что Ева, женщина из его снов. Синклер ощущает на себе печать Каина. Демиан и Ева впускают его в своё общество. Все состоящие в общине предвидят нависшую угрозу и изменение мира. Предчувствие их не подводит, начинается Первая Мировая война. Демиан и Синклер уходят воевать. В одном из боёв Эмиль получает ранение, его привозят в госпиталь. На соседней койке юноша видит друга. Он умирает и прощается с Синклером, он убеждает его не тосковать, потому что всегда будет рядом. Эмиль проваливается в беспамятство. Придя в себя, он видит на соседней кровати уже другого раненого.
Птица выбирается из гнезда
Вскоре Эмиль обнаруживает в своих вещах маленький клочок бумаги, на котором были непонятные с первого взгляда слова о том, что птица выбирается из яйца, которое является миром. И если человек хочет родиться, то должен разрушить этот мир и отпустить птицу к Богу — Абраксасу.
Это таинственное божество Эмилю неизвестно, однако, уже на следующем уроке он узнает, что это персонаж, который объединяет в себе божественное и дьявольское начала. Интерес к таинственному божеству мгновенно пробуждается, но все поиски в библиотеке оказываются тщетными.
Ситуация меняется, когда Эмиль встречает органиста Писториуса, который также поклоняется этому божеству. Он убеждает Синклера полагаться только на собственное мнение, самому решать, что можно в этом мире, а что запрещено. Писториус также сомневается в христианской вере.
Начало конца
После окончания школы-интерната Эмиль поступает в университет. Учебы его разочаровывает, он не находит в ней утешения, которого давно искал в знаниях. Зато он знакомится с матерью Демиана, которую все называют госпожой Евою
Таким образом, госпожа Ева, Демиан и Синклер образуют гармоничное сообщество, которое чувствует себя соединенным законами Каина. Вместе они готовы к любым неприятностям и перипетиям.
Эмиль Синклер суммирует все свои знания, чтобы привлечь Еву, в которую влюбился, к себе, но в это время в мире начинаются коренные преобразования. Первая мировая война… Мир, всем кажется, вот-вот рухнет. Друзья отдельно друг от друга отправляются на войну.
В последний раз Эмиль и Демиан встречаются в военном госпитале. Демиан передает ему прощальный поцелуй от матери, а наутро исчезает. Однако для Эмиля все уже и так изменилось. Теперь Демиан становится его частью и он, наконец, готов сделать выбор и пойти по собственному пути.
История создания
Писатель Лев Толстой Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь. Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества. Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.
Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.
Иллюстрация к повести Толстого «Детство»
Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.
Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.
«Над пропастью во ржи», Джером Д. Сэлинджер
Шестнадцатилетнего ученика школы-интернета исключают за неуспеваемость, и он отправляется домой, впутываясь во «взрослые» передряги.
По отношению к максималистически настроенному главному герою читатели разделились на два лагеря: на тех, кто видит в нём себя, и на тех, кто видит в нём нестабильную личность. Всё из-за того, что юноша открыто выражает свою неприязнь к окружающим людям, часто признается в ненависти к привычным вещам (например, к кино), но в то же время ценит непримечательные мелочи и искренне любит свою младшую сестру и покойного брата.
Во время его пути домой вы сможете вместе порассуждать обо всём на свете: об искусстве, религии, себе и мире вокруг и даже о таких неприметных вещах, как исчезновение уток после замерзания озер. Как сильно вам понравится книга, зависит от того, насколько характер главного героя и его рассуждения на вышеперечисленные темы будут схожи с вашими.
«Ты поймёшь, что не один ты так чувствуешь, и это тебя обрадует, поддержит»
Чтобы лучше прочувствовать главного героя, советуем читать роман на языке оригинала. Какие ещё произведения следует читать исключительно на английском рассказали в статье «Пять лучших подростковых книг на английском языке».
Художественные приемы в романе взросления
Для раскрытия названных тем в романе воспитания используются ряд художественных приемов и средств.
Соучастие читателя в образовательном процессе
Роман воспитания вовлекает читателя в тот же процесс обучения и развития, что проходит главный герой. Это делается с целью повлиять на личностный рост читателя. В какие-то моменты повествования читатель может не согласиться с героем. Но, осознавая ошибочность суждения героя, читатель тем самым извлекает урок из ситуации.
Акцент на главном герое
В романе воспитания акцент стоит на главном герое. Другие герои, конечно, тоже присутствуют, но их значимость определяется только тем, какой вклад они вносят в рост и развитие протагониста. Таким образом, читатель полностью сконцентрирован на процессе становления главного героя.
Форма личного дневника
Роман взросления представляет собой хронику событий из жизни главного героя с юных лет до взрослой жизни. Тем не менее, это не беспристрастное фиксирование разрозненных эпизодов, а скорее дневник, описывающий поступательное развитие молодого человека. Иногда автор сознательно выбирает для своего романа форму личного дневника героя.
Преодоление трудностей
На пути главного героя встречается множество подводных камней и непредвиденных трудностей. Конфликты, возникающие между героем и судьбой, природой, обществом или с самим собой являются частью процесса становления. Кризисы, преодолеваемые героем, помогают закалить или испытать его моральную стойкость.
Преобладание диалога над сюжетом
Поскольку роман воспитания сфокусирован на главном герое, развитие сюжета часто оказывается вторично по отношению к диалогу. Диалог является средством взаимодействия героев. Использование автором диалогов позволяет читателю чувствовать себя свидетелем происходящего. Читатель знает то же, что узнает герой в процессе общения с другими персонажами, и, таким образом, совершает те же открытия.
Знакомство с Лангом
Перечисленные выше события ухудшают психическое состояние прозаика, и он решает обратиться к специалистам. В 1916 в Люцерне он знакомится с доктором Йозефом Лангом. В течении полутора лет проходит вместе с ним около 60 сеансов психоанализа. Впоследствии Ланг становится близким другом для Германа. Во многих произведениях угадываются персонажи-прототипы доктора.
В 1919 году новый роман издает Гессе — «Демиан». Книга подписана при этом его псевдонимом — в то время он публикуется под именем Эмиль Синклер.
Полное название произведения «Демиан, или История юности». Гессе скрывает от всех, что именно он автор. Издателя удается убедить, что его сотворил молодой начинающий писатель, который перед самой смертью попросил Гессе опубликовать роман.
Лишь в 1920 году признает авторство Гессе. «Демиан» выходит с подзаголовком «История юности Эмиля Синклера, написанная Германом Гессе».
Обучение
Развитие главного героя предполагает также получение им новых знаний. Не обязательно это должно быть обучение в школе или другом образовательном учреждении. Получение новых знаний о жизни, процесс взросления сам по себе может являться уроком. Обучение может быть как академическим, так и касаться других сфер – деловой, любовной, социальной.
«Большие надежды» (Чарльз Диккенс, 1861 г.)
Главный герой, рано осиротевший юный Пип, отправляется из родного маленького городка в Лондон, чтобы стать джентльменом. Он думает, что богатство таинственного благодетеля сделает его счастливым и поможет завоевать сердце красавицы Эстеллы и положение в обществе, но в итоге извлекает урок, что истинную ценность представляют не деньги.
Беатриче
В 16-летнем возрасте Эмиль переходит на учебу в школу-интернат. С новым товарищем, Альфонсом Беком, самым старшим среди его одноклассников, он впервые для себя познает еще один грех — пьянство. При этом Синклер продолжает испытывать двойственные чувства. С одной стороны он понимает, что все сильнее погружается в темный мир, с другой — жаждет светлой и чистой любви.
Переломным моментом в этом конфликте становится встреча с молодой женщиной Беатриче. Правда, образ ее является вымышленным. Даже не читая Данте, Эмиль узнает ее по репродукции английской картины, которую всегда носил с собой. Он начинает посвящать своему идеалу множество рисунков. И тут снова происходит удивительное в романе «Демиан» Герман Гессе. Содержание этих полотен указывает на то, что черты Беатриче схожи с внешностью Демиана. Это подтверждает, что он испытывает глубокую тоску по своему другу.
Аника Тор, тетралогия «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море»
Шведская писательница Аника Тор (1950 г. р.) написала эти романы во второй половине 90-х годов, на русском они изданы с 2006 по 2010 годы московским издательством «Самокат».
Действие первого из этих романов начинается в Австрии в 1938 году, когда та была оккупирована нацистской Германией. Главные героини — две девочки-сестры, еврейки. Их удалось вывезти в Швецию, и там они растут в разных семьях, развиваются, сталкиваются и с возрастными проблемами, и с семейными, и, конечно, с политическими, общемировыми.
Подходит для чтения детям с 14 лет.
Подготовил Виталий Каплан
На заставке фрагмент фото Virginia State Parks
Когда говорят о романах о взрослении, наравне с «Убить пересмешника» на ум сразу же приходит «Над пропастью во ржи» (по крайней мере, американцам). Лично мне роман не очень нравится; прочтите лучше «Фрэнни и Зуи» или, ещё лучше — «Девять рассказов» . Однако, роман многим запал в душу, и об этом говорит сам факт того, что мы всё ещё обсуждаем и оцениваем Холдена спустя почти 70 лет с первой публикации.
5 романов воспитания: книги про взросление, написанные для подростков
В художественной литературе есть такой жанр — «роман воспитания». Роман воспитания — это о том, как правильно проходить через проблемы подросткового возраста, что может юноше помочь стать настоящим человеком, а что — помешать, причем все это показывается на фоне реальной жизни, с ее социальными противоречиями, катаклизмами, трагедиями. Авторы классических романов воспитания ставили перед собой не только художественные, но и педагогические цели.
Чем же роман воспитания отличается от любых других книг про детей и подростков? Прежде всего тем, что дается большой временной охват, юный герой на протяжении книги успевает повзрослеть не только внутренне, но и внешне. Действие же обычных детско-подростковых произведений длится сравнительно недолго, максимум несколько месяцев. Другая особенность романа воспитания — юный герой меняется качественно.
Жанр этот возник в конце XVIII века в Германии, быстро распространился на всю Европу, а расцвет его пришелся на вторую половину XIX — первую половину XX веков.
В европейской литературе романы воспитания писали Диккенс, Флобер, в русской — Гончаров, Толстой, Достоевский, Гарин-Михайловский, Бунин. Особый расцвет романа воспитания был в нашей стране в советский период. «Детство», «В людях», «Мои университеты» Максима Горького, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Школа» Аркадия Гайдара — классические образцы этого жанра.
В современной России тоже пишут романы воспитания, хотя таких примеров немного. Причин тому несколько — и нелюбовь массового читателя к большим текстам (а романы воспитания, как правило, бывают весьма объемистые), и опасение издателей, что подобные книги могут создать им проблемы (например, какой возрастной гриф ставить, если в начале повествования герою 10 лет, а в конце — 20?), и общее ускорение темпов жизни, из-за чего психологическое взросление сейчас может происходить значительно быстрее, чем в былые времена.
Тем не менее читать современным детям (и читать вместе с детьми!) романы воспитания очень даже стоит. Для детей это полезно и для осмысления своих возрастных проблем, и для знакомства с мировой и отечественной историей. А родителям такое совместное чтение даст дополнительные возможности для неутилитарного общения с детьми (а такое общение — это основа воспитания).
Мы решили предложить читателям несколько произведений в жанре «романа воспитания» (и отечественных, и переводных) и обратились за советом к Татьяне Валерьевне Рудишиной, главному библиотекарю Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара (Москва). Вот ее «топ-5».
Да, даже клоны взрослеют. Джозеф О’Нилл писал в The Atlantic:
Вениамин Каверин, «Два капитана»
В нём описан год ну, 13 месяцев — по главе на каждый из жизни тринадцатилетнего заикающегося мальчика.
01.07.2017 6:34:30
2017-07-01 06:34:30
Любые данныеЛюбые данные Любые данные Любые данные
Проблематика
В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.
Потеря близкого человека . Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
Дурное влияние . Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться
К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании
Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
Проблема выбора жизненного пути . Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.
«Подросток», Ф. М. Достоевский
Нервный и неуверенный девятнадцатилетний юноша мечтает стать могущественным богачом и познать жизнь.
Главный герой романа всю жизнь терпит унижения из-за своей незаконнорождённости, из-за чего вырастает закомплексованным и чересчур ранимым. По ходу произведения он ищет общественное признание, попадает в неудобные ситуации, выясняет отношения со своим отцом, и, волей случая, влияет на судьбы других людей.
Юноша стремится к могуществу, к пониманию жизни, но, зачастую, все его попытки и предположения разбиваются о суровую реальность. В связи с этим происходит «нравственное взросление» главного героя и формирование его мировоззрения, которое приводит к глубоким рассуждениям.
«Пусть я не достигну ничего, пусть расчёт неверен, пусть лопну и провалюсь, всё равно — я иду. Иду потому, что так хочу».
У произведения есть экранизация — шестисерийный сериал 1983 года. Другие достойные киноадаптации отечественной классики найдёте в статье «Лень читать, лучше посмотрю»: 18 экранизаций произведений из школьной программы».
Персонажи романа
-
Аркадий носит фамилию своего отца по документам – Долгорукий. На самом же деле жизнь ему дал дворянин Версилов. С детства мальчик был отдан на попечение чужим людям. О себе юноша говорит как о нелюдимом человеке. Он решил посвятить жизнь идее разбогатеть, так как именно богатство дает власть. Роман представляет из себя рассказ Аркадия о последнем годе его жизни. Подросток, с детства лишенный общества родителей, стремится разгадать тайну отца. Пройдя через множество испытаний, он обретает понимание того, что необходимо дальше учиться.
-
Версилов – некогда богатый дворянин, промотавший три состояния. На момент повествования он разорился, лишился поддержки старых друзей. Потеряв законную жену в 25 лет, он остался с двумя детьми. Встретив мать главного героя, Андрей Петрович выкупил ее у мужа и стал везде с собой возить. Этот персонаж по-своему уникален: пытаясь совершить доброе дело, он попадает в ситуацию, когда его поступки окружающие воспринимают как низкие.
-
Софья Андреевна, будучи в законном браке, вступила в любовную связь с Версиловым. В результате на свет появилось трое детей, один из которых умер в младенчестве. Она беззаветно привязана к своему возлюбленному, терпит его пренебрежение, долгие годы хранит верность.
-
Катерина Ахмакова – оставшаяся после брака без гроша в кармане дочь богатого князя Сокольского. Задумала объявить отца недееспособным, но затем отказалась от этого замысла.
-
Лиза – сестра подростка, забеременевшая от князя Сергея.
-
Анна – сестра главного героя по отцу, вышедшая замуж за старого Сокольского. После его смерти отказалась от оставленных ей денег.
-
Васин – участник запрещенного кружка. Влюблен в Лизу.
-
Ламберт – знакомый подростка по гимназии. Занимается подлыми делами. Способен на обман и шантаж.
Переходный возраст
Сложные переживания подростка описывает в своем романе Гессе «Демиан». Главные герои впадают в период полового созревания. Эмиль чувствует, что в нем происходят перемены, но он относит их к темному и злому миру. Свои желания и позывы подавлять становится все сложнее.
На этой уже почве дружба с Демианом укрепляется. Эмиль видит в нем родственную душу. Особенно Синклеру импонирует возможность Демиана контролировать людей и подчинять их своей воле.
У него собственный особый взгляд на религию. По его мнению, библейский Бог — несовершенный и недалекий персонаж, потому что он олицетворяет только добрую половину этого мира. В то время как вторую, злую половину, олицетворяет дьявол.
Эмилю близка эта точка зрения, так как он сам чувствует противоречия между мирами, осознавая теперь, что это не его личный конфликт, а проблема всего человечества.
К этим мыслям подводит читателя и Гессе. «Демиан», содержание которого отражает взгляды самого автора, утверждает, что каждый должен самостоятельно решить, что ему позволено, а что запрещено. Жить по своим правилам, а не оглядываться на чужие, не взирать даже на заповеди.
Отношение к maman
Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.
Мать для Николеньки – самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.
Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.
И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.
Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», Л. Н. Толстой
Автобиографическая трилогия Толстого о превращении чистого искреннего ребенка в порочного взрослого.
Автором фиксируются все душевные колебания главного героя, каждое его чувство и каждая хоть сколько-нибудь необычная мысль.
Читатель сможет во всех деталях изучить жизненный путь героя: стать свидетелем его первой влюблённости, скорби по поводу смерти близкого человека, переживаний из-за поступления в училище; сможет проследить череду отклонений от первоначального характера и зарождения порочных мыслей и, на примере работы Толстого, провести собственный самоанализ.
«Зачем всё так прекрасно, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни?».
Надеемся, вы нашли в этом списке произведение себе по душе и с удовольствием и пользой проведёте время за его прочтением.
Демиан
Аннотация: Едва появившись на книжном рынке в 1919 г., роман крупнейшего прозаика, поэта, эссеиста, одного из классиков немецкой и мировой литературы Германа Гессе «Демиан» сразу завоевал огромную популярность. Томас Манн писал: «Незабываемо электризующее действие, вызванное вскоре после Первой мировой войны романом “Демиан”, произведением, которое с беспощадной точностью задело нерв эпохи и вызвало благодарное восхищение целого поколения молодежи…»
———————————————
Герман Гессе
История юности, написанная Эмилем Синклером
Я ведь всего только и хотел попытаться жить тем, что само рвалось из меня наружу.
Почему же это было так трудно?
Чтобы рассказать мою историю, мне надо начать издалека. Мне следовало бы, будь это возможно, вернуться гораздо дальше назад, в самые первые годы моего детства, и еще дальше, в даль моего происхождения.
Писатели, когда они пишут романы, делают вид, будто они Господь Бог и могут целиком охватить и понять какую-то человеческую историю, могут изобразить ее так, как если бы ее рассказывал себе сам Господь Бог, без всякого тумана, только существенное. Я так не могу, да и писатели тоже не могут. Но мне моя история важнее, чем какому-нибудь писателю его история; ибо это моя собственная история, а значит, история человека не выдуманного, возможного, идеального или еще как-либо не существующего, а настоящего, единственного в своем роде, живого человека. Что это такое, настоящий живой человек, о том, правда, сегодня знают меньше, чем когда-либо, и людей, каждый из которых есть драгоценная, единственная в своем роде попытка природы, убивают сегодня скопом. Если бы мы не были еще чем-то большим, чем единственными в своем роде людьми, если бы нас действительно можно было полностью уничтожить пулей, то рассказывать истории не было бы уже смысла. Но каждый человек – это не только он сам, это еще и та единственная в своем роде, совершенно особенная, в каждом случае важная и замечательная точка, где скрещиваются явления мира так – только однажды и никогда больше. Поэтому история каждого человека важна, вечна, божественна, поэтому каждый человек, пока он жив и исполняет волю природы, чудесен и достоин всяческого внимания. В каждом приобрел образ дух, в каждом страдает живая тварь, в каждом распинают Спасителя.
Мало кто знает сегодня, что такое человек. Многие чувствуют это, и потому им легче умирать, как и мне будет легче умереть, когда допишу эту историю.
Знающим я назвать себя не смею. Я был ищущим и все еще остаюсь им, но ищу я уже не на звездах и не в книгах, я начинаю слышать то, чему учит меня шумящая во мне кровь. Моя история лишена приятности, в ней нет милой гармонии выдуманных историй, она отдает бессмыслицей и душевной смутой, безумием и бредом, как жизнь всех, кто уже не хочет обманываться.
Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один человек никогда не был самим собой целиком и полностью; каждый, тем не менее, стремится к этому, один глухо, другой отчетливей, каждый как может. Каждый несет с собой до конца оставшееся от его рождения, слизь и яичную скорлупу некоей первобытности. Иной так и не становится человеком, остается лягушкой, остается ящерицей, остается муравьем. Иной вверху человек, а внизу рыба. Но каждый – это бросок природы в сторону человека. И происхождение у всех одно – матери, мы все из одного и того же жерла; но каждый, будучи попыткой, будучи броском из бездны, устремляется к своей собственной цели. Мы можем понять друг друга; но объяснить может каждый только себя.
Глава первая
Два мира
Я начну свою историю с одного происшествия той поры, когда мне было десять лет и я ходил в гимназию нашего города.
Роман воспитания в современном мире
В 20-м и 21-м веке роман воспитания, сохраняя свои основные отличительные черты, приобрел новое звучание и стабильно входит в 10 самых популярных книжных тем. Современные романы взросления зачастую включают черты других жанров, например романа-антиутопии (цикл «Голодные игры», 2008 – 2010 гг.), фантастики («Игра Эндера», 1985 г.) и фэнтези (цикл о Гарри Поттере, 1997 – 2007 гг.)
Неослабевающий интерес читателя к этим произведениям говорит о том, что нам предстоит познакомиться со многими новыми примерами романа взросления, некоторые из которых наверняка станут международными бестселлерами.
Поиск смысла жизни
В романе воспитания герой развивается, постепенно проясняя для себя те или иные ценности. Взросление включает поиск универсальных истин. Для викторианцев, например, такие истины заключались в долге и чести, усердной работе, финансовом процветании, браке и уважении общества. Однако, уже в 20 веке некоторые писатели, напротив, отвергают ценности среднего класса и провозглашают главной истиной отрыв от общества и независимость.
«Портрет художника в юности» (Джеймс Джойс, 1916 г.)
Главный герой, Стивен Дедал, покидает родину и свою семью, восставая против религиозных постулатов и устройства современного ему общества. Одиночество художника здесь провозглашается необходимым компонентом способности творить.
Вам также будет интересно
Анна Кузьмина
27 декабря, 2021
3 мин
17 пособий и онлайн-ресурсов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
ЕГЭ по русскому языку для многих выпускников становится «спасательным кругом», чтобы набрать…
3162
Анастасия Воронова
27 марта, 2023
1 мин
Перевод баллов ОГЭ по английскому языку 2023 года
Английский язык один из самых популярных предметов в 9 классе. Проходной балл для ОГЭ по…
28328
Дарья Мальцева
26 апреля, 2022
1 мин
6 вещей, которые обязательно нужно сделать накануне ЕГЭ
Вечер и ночь накануне экзамена часто ощущаются даже более волнительно, чем сам экзамен. В это время…
1637
Дарья Мальцева
29 марта, 2023
3 мин
5 ресурсов для подготовки к ОГЭ по физике в 2024 году
Чтобы хорошо сдать ОГЭ по физике, нужно регулярно готовиться и решать типовые тренировочные…
1300
РЕАЛИТИ О ЕГЭ
22 ноября, 2022
2 мин
Октябрь: Ожидания родителей, организация выпускного и самые запоминающиеся события месяца
Второй месяц подготовки к ЕГЭ позади. Наши герои реалити рассказали о поддержке близких, прогрессе…
519
Дарья Мальцева
02 февраля, 2023
1 мин
Самые сложные и самые лёгкие ЕГЭ в 2023 году
Не получится сказать, какой экзамен ЕГЭ в 2023 году окажется самым лёгким, а какой самым сложным,…
10099
Вениамин Каверин, «Два капитана»
Роман писался с 1938 по 1944 годы, первое полное издание вышло в 1945 году. Книга выдержала более сотни переизданий, переведена на многие иностранные языки, дважды экранизировалась, в 2001 году по ее мотивам поставлен мюзикл «Норд-Ост».
Действие романа начинается в начале XX века в провинциальном российском городе, главному герою, Сане Григорьеву одиннадцать лет. В финале Александр Григорьев — военный летчик. Сама по себе его история — это история взросления подростка на фоне глобальных исторических катаклизмов. По жанру «Два капитана» — остросюжетный приключенческий роман, но вместе с тем это и романтическое произведение, где есть и романтика человеческих отношений, и романтика познания мира. Здесь тоже фоном присутствует советская идеология, но ключевой роли не играет. Эта книга подходит и для самостоятельного чтения с детьми, и для совместного. Что касается экранизаций, их лучше посмотреть вместе с детьми не до, а после прочтения книги.
Подходит для чтения детям с 9 лет.
Барственность героя
Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, — слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.
Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.
Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он – барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.
Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.
Классик немецкой литературы
Герман Гессе родился в немецком городке Кальве в 1877 году. Его родители были миссионерами. Дедушка по материнской линии увлекался теологией, а отец, Иоганнес Гессе, ездил с миссионерской миссией в Индию, а, вернувшись в Германскую империю, познакомился с будущей женой в издательстве Гундерта. Герман был вторым ребенком в семье. Первой на свет появилась его сестра Адель в 1875 году. Младшими были Марулла и Ганс.
В семье Гессе культивировался пиетизм. Это особое направление лютеранства, заключавшееся в исключительном благочестии, постоянном непосредственном общении с Богом, а также чувстве постоянного контроля за твоей жизнью высших сил.
В 1881 году в Швейцарию переезжает семья Гессе («Демиан» был позже написан в этой же стране). В Базеле Герман поступает в миссионерскую школу. С малых лет все отмечали его талант — тягу к живописи и игре на музыкальных инструментах. В школьные годы он проводит первые писательские опыты. Первое произведение Гессе, о котором доподлинно известно, — сказка «Два брата», написанная им для младшей сестры в десятилетнем возрасте.
В 1886 году Гессе возвращаются в Кальв, и Герман продолжает учебу в семинарии при монастыре. Он осваивает древние языки, подробно изучает Евангелие, пишет первые поэтические произведения. Позже некоторые события этого периода он включит в роман «Под колесом». Большинство исследователей небезосновательно считают его автобиографическим.
https://youtube.com/watch?v=YbTdRmJyAKc