Формирование жанровой проблематики и поэтики литературной антиутопии в художественной прозе русских писателей xix века коломийцева елена юрьевна

Русская антиутопия хх – начала ххi веков в контексте мировой антиутопии

Основные черты

Что касается основных черт и признаков антиутопии, к ним стоит отнести то, что всё повествование основывается на описании какого-либо государства или общества, их политической структуры. Также априори антиутопия – это взгляд в будущее, то есть действия, описанные в произведении, происходят в будущем. Обычно в подобных текстах нет одного взгляда на какой-то режим, зачастую несколько точек зрения сравниваются, объясняются, может даже где-то сталкиваются и создают конфликт. Но есть и другие особенности.

Признаки

  • В произведениях этого жанра показываются негативные явления в жизни социалистического или же буржуазного общества, часто затрагиваются вопросы классовой морали, эфемерного «уравнения» личности, последствий технического прогресса.
  • Что также характерно жанру, рассказ ведется от лица героев не просто так, а как будто бы вы читаете дневник или заметки этого человека, тем самым ощущая себя частью происходящего.
  • Если традиционные жанры считали своим долгом содержать в себе описание героя, его семьи, ближнего окружения, какие-либо семейные или личностные ценности, традиции, то в антиутопии всё аннулируется — не существует никакого описания домашнего жилья или семьи как социального института, где царили бы свои принципы и духовная атмосфера.
  • В процессе чтения создается впечатление «омашинивающейся» цивилизации, то есть какой-то запрограммированности человечества и каждой личности в отдельности, что присуще больше каким-то механизмам, нежели человеку.

Темы

  • Противостояние технократии и человечества;
  • Взаимодействие с инопланетными существами;
  • Социальные аспекты политических идеологий, доведенных до гротеска;
  • Технологический прогресс и его последствия для людей;
  • Жизнь после апокалипсиса;
  • Противоборство природы и техники;
  • Мировые войны и агрессивные государства-антиутопии

Особенности

Антиутопия – одно из открытий 20 века, основательно потрясших опоры литературной традиции. Новаторская тематика обнажила социальные последствия войн, революций и полной неуверенности в завтрашнем дне. Люди были потеряны, угнетены и озлоблены, поэтому хотели видеть на страницах книг скептически окрашенный, мрачный мир будущего, как оправдание своим пророчествам и предчувствиям. После стольких потрясений, когда голод, обездоленность и нищета превратились в бедствие мирового масштаба, самое время было подумать о будущем. Многие прогрессивные художники слова представляли его, изображая в темных красках. Но лишь оттого, что сгущали полутона настоящего, которые уловили феноменальным чутьем.

Стиль

Схема построения антиутопии стандартна, если не сказать, шаблонна.  Общество разглажено тоталитарным нажимом: все счастливы по незнанию. Свобода, равенство и братство приобретают кошмарные формы, как в королевстве кривых зеркал. Главный герой (обычно работает на правительство) прозревает и начинает бороться против системы, неожиданно находя сторонников. Примечательно, что хэппиэндов в привычном понимании слова не бывает.

Некоторые, прочитав ту или иную антиутопию, отмечают, что читать подобные произведения достаточно тяжело: вокруг пессимизм и ничего, что могло бы хоть немного окрасить жизнь главного героя. В этом заключается стиль данного жанра — вызывает недоумение и непонимание у читателей смирение героев, их примирение с окружающей их реальностью и слепое поклонение строгому режиму.

История возникновения

Антиутопия как жанр считается продолжением развития жанра утопии, описывающей идеальный и не существующий мир, где царят любовь, довольство и счастье. Жанр утопии берет свое начало в эпохе Ренессанса, и своим появлением обязан Томасу Мору, написавшему в 1516 году одноименное произведение. События в книге происходят на вымышленном острове Утопия, где все люди имеют равные права, где нет частной собственности, где труд осуществляется всеми на благо всех, а распределение ресурсов осуществляется исходя из потребностей каждого члена общества.

Говоря об истории происхождения Антиутопии, стоит отметить, что термин был впервые употреблен британским философом Джоном Стюартом Миллем в парламентской речи 1868 года. Однако характерные для антиутопии произведения, были написаны задолго до этого, и встречаются в работах таких философов как Аристотель (384 г. до н.э-321 г. до н.э.) и Марк Аврелий (121 г.- 180 г.). Элементы антиутопии можно наблюдать и в более поздних литературных произведениях, таких авторов как: Жюль Верн, Герберт Уэллс и Джек Лондон и др.

Фантастика как жанр художественной литературы

Фантастика как жанр в художественной литературе существует не так давно. Она возникла в конце девятнадцатого века, а свою особую популярность набрала в конце двадцатого-середине двадцать первого века.

Замечание 1

Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором сочетаются нереальные, неосуществимые на данный момент события с нашей действительностью. Фантастика отличается от фэнтэзи тем, что в ней присутствуют в качестве нереальных явления не мистические, а научные (то есть далекое будущее людей, новые технологии, новый общественный порядок и так далее).

Фантастика набрала свою популярность в тот момент, когда первый человек полетел в космос, а также начала развиваться астрофизика. Все эти события дали почву писателям-фантастам, простор для размышлений над тем, есть ли в этой Вселенной другие цивилизации.

Фантастика, как известно, может смешиваться и с другими жанрами – например рассказом, утопией или антиутопией. Здесь отличным примером может послужить роман Замятина «Мы», в котором утопичный мир представлен как результат технического прогресса. Однако, идейным замыслом все же является представление существующего государственного строя в непривычном свете, поэтому роман можно отнести к антиутопиям. Аналогичным примером также может послужить роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

К характерным чертам фантастических произведений можно отнести следующее:

Ирреальность происходящих событий. Сюжет может развиваться где угодно: от морских глубин до космоса

Важно отметить, что в фантастическом сюжете обязательно будет взаимодействие главных героев с внеземными формами жизни. Эти формы жизни будут характеризоваться непохожими на людей, то есть у них могут быть две головы, несколько ног, иной цвет кожи и тому подобное

Все это и характеризует фантастическое произведение.
Главный герой – простой человек. Именно с каким-то обычным человеком, ничем, казалось бы, непримечательным, происходят фантастические события. То есть, главной задачей автора в выборе героя являлась его «обыкновенность» и посредственность. Примером тому может служить почти каждое фантастическое произведение.
Присутствие нескольких параллельно развивающихся сюжетных линий. Это может быть романтическая линия, боевая линия, историческая линия и тому подобное. Сам сюжет содержит интригу – то есть держит читателя в напряжении до последнего момента. Такой подвид фантастической художественной литературы можно назвать фантастическим детективом.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые отличительные черты фантастики как жанра в художественной литературе. Однако, наличие всех этих черт одновременно вовсе необязательно.

В русской художественной литературе фантастика возникла относительно недавно. Этот жанр, столь непохожий на другие, вызвал интерес и любопытство, особенно у школьников. Многие книги были экранизированы, а фильмы становились по-настоящему культовыми. Примером тому может служить знаменитый советский фильм «Электроник», снятый по одноименному роману. Также на экраны выходит в это время фильм «Гостья из будущего» про девочку Алису, ставшую героиней целого цикла книг Кира Булычева.

Современные книги во многом являются продолжением моды на фантастику, поэтому смело можно утверждать, что фантастика как жанр в художественной литературе актуальна и по сей день.

5 действие

На палубе корабля очень старый, но бодрый Пер Гюнт.

Буря усиливается, корабль гибнет у норвежских берегов, Гюнту удаётся спастись.

На перекрёстке Пер встречается с Пуговичником, который сообщает, что его душа должна быть переплавлена. Пуговичник объясняет, что Гюнт не был большим грешником, но и добродетельным тоже не был. Пер – нечто среднее и подлежит переплавке. Гюнту страшно. Он обещает Пуговичнику, что найти свидетелей и предоставить доказательства, что он был самим собой всю жизнь. Пуговичник переносит их встречу до первого перекрестка.

Пер встречает знакомого тролля, но тот отказывается свидетельствовать в пользу Гюнта.

Осознавая скорую гибель Пер бредёт по лесу и видит, свою избушку. Дверь отворилась, на порог вышла старая, слепая женщина – это Сольвейг. Она рада возвращению Пера. Сольвейг говорит, что самим собою он был в её любви, надежде, вере. Пер понимает, что спасён.

Пуговичник прощается с ним до встречи на последнем перекрёстке.

Пьеса учит самопознанию. Человек приходит в этот мир с определённой целью. Его задача: понять в чём суть его существования и жить соответственно.

Читательский дневник.

История создания

Жанр антиутопии появился благодаря предшествующей ему утопии, которая была популярна еще в 17 веке благодаря своим идеалистическим представлениям о будущем. Одним из первых примеров страны грез послужила Эльдорадо – волшебная долина изобилия из романа Вольтера «Кандид». Сам термин вошел в обиход с легкой руки Томаса Мора, так он назвал свое произведение об идеальном острове. Чем же антиутопия отличается от утопии? Новый тип фантастического романа берет на себя функцию критического отношения к возможному будущему, нынешнему обществу и человечеству в целом. В отличие от утопических произведений, в антиутопиях описывается не идеальное представление о завтрашнем дне, а самое что ни на есть худшее представление о том, что нас ждёт. Данный жанр зародился в Англии, где, как ни странно, доселе создавались позитивные утопические романы.

Самая первая литературная антиутопия — это «Левиафан» Т. Гоббса, где государство уподобляется библейскому чудовищу левиафану. Опубликована она была в 1651 году в Англии, и тогда вызвала всеобщее потрясение и осуждение такой смелой теории. Однако антиутопия как жанр окончательно устанавливается лишь во второй половине 19 столетия.

Антиутопия в мировой литературе занимает весьма шаткое положение, так как её относят больше к фантастике, которую люди не привыкли воспринимать всерьез. Возможно, это происходит из-за страха признаться самим себе, что всё, описанное в жуткой книге, действительно грядёт, может, не в столь крупных масштабах, но отчасти. Толика того, что человечество наблюдало раньше и наблюдает сейчас, было предсказано еще в самых ранних произведениях этого жанра.

Причины появления антиутопии стоит искать в том факте, что для каждого явления всегда находится противоположность и довольно быстро. Раз есть хорошее в лице утопии, пусть будет и плохое, как, например, антиутопия. Эти две крайности отталкиваются друг от друга как магниты, что даёт каждому человеку право выбора: позитивный взгляд в будущее или наоборот. Но всё же говорить о таких категориях, как «добро» и «зло», здесь было бы неправильным, поскольку ни утопия, ни дистопия не знают таких разграничений, как «хорошее» и «плохое». В данном случае их  можно охарактеризовать как «оптимизм» и «пессимизм», «позитив» и «негатив».  Исходя из своих личных взглядов на настоящее, прошлое и будущее читатель выберет тот жанр, который будет ему по душе и будет соответствовать его мировоззрению.

Основные черты

Для того чтобы определить, относится ли то или иное произведение к жанру антиутопии, следует знать ее основные черты:

  1. Во-первых, полное отсутствие индивидуальности. Люди воспринимаются как однородная серая масса, роботы или винтики механизма.
  2. Во-вторых, отсутствие личного пространства, тотальный контроль над всеми сферами жизни общества со стороны государства.
  3. В-третьих, постулат о том, что высшая благодетель на Земле — правящая власть.
  4. В-четвертых, крах всех человеческих ценностей: запрет на духовную любовь, несовместимость счастья и свободы.
  5. В-пятых, общество утрачивает способность к свободному мышлению и воображению, так как власть считает это главной преградой к счастью.

Характеристика лирики

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Особенности драматических произведений

Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене

Единственное средство раскрытия характера героя в драме — его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир.

Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.

Драматические произведения

Трагедия, комедия и фарс жанры драмы.

В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.

Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором — сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.

Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям

Фарс — это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль — лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем

Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения — отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.

Основные литературоведческие определения

Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.

Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:

  • Эпос,
  • Лирика,
  • Драма.

Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте — само повествование.

Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия.

Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках — кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр.

Эпос (с греческого — «повествование») Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) Драма (с греческого — «действие»)
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие — чувство и то, как оно повлияло на героя. Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра.

Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.

2 действие

Пер проводит с Ингрид ночь в лесу, а утром уходит. Ингрид бежит вслед, взывая к его совести, но он глух.

Бродя по горам, Пер встречает дочь короля троллей. Убеждает её, что они пара друг другу. Называя себя принцем, Пер требует у Короля троллей его дочь в жёны и царство в приданое, хотя видит, что дворец и его обитатели безобразны. Тролль говорит, что с человеческим взглядом на жизнь нельзя жить в его царстве, поэтому: правый глаз Пера нужно удалить, левый искривить. Тогда Пер будет видеть светлое вместо тёмного, красивое вместо страшного. Пер отказывается и хочет уйти, но тролли набрасываются на него. Понимая, что спасения нет, он зовёт на помощь мать. Раздаётся звон церковных колоколов, стены дворца рушатся, тролли разбегаются.

История создания

Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа.

В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лег в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. При написании книги «История одного города» писатель на некоторое время приостанавливал работу ради сказок и некоторых других произведений.

Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году свет увидела полная версия книги.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «История одного города»
  • для самых компанейских — Главные герои «История одного города»
  • для самых занятых — Читательский дневник «История одного города»
  • для самых крутых — Читать «История одного города» полностью

Литературные жанры

Жанр — это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное — вид. Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) — жанрами.

Пример: род — эпический, вид — рассказ, жанр — святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица.

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:
  • Героическая,
  • Воинская,
  • Сказочно-легендарная,
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы,
  • поговорки,
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический,
  • фантастический,
  • авантюрный,
  • роман-притча,
  • утопический,
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть,
  • рассказ,
  • новелла,
  • басня,
  • притча,
  • баллада,
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:
  • положений,
  • характеров,
  • масок,

Драма:

  • философская,
  • социальная,
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы — лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой — описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора.

4 действие

Юго-западный берег Марокко. В пальмовой роще Пер Гюнт, господин пятидесяти лет, в дорогом костюме, принимает гостей: Трумпетерстроле, фон Эберкопф, мастер Коттон и мосье Баллон.

Пер рассказывает, как ловко и изворотливо торговал рабами, идолами, возил миссионеров. Он желает отправиться в Грецию на яхте и предлагает друзьям совместный бизнес. Но желания друзей расходятся с желаниями Пера. Они недовольны и угоняют яхту Гюнта. На яхте происходит взрыв, она тонет.

Гюнт в ущелье находит одежду, драгоценности и коня. Переодевается, уезжает.

Арабы принимают его за пророка. Он увлекается Анитрой, обещает дать ей душу. Девушку больше интересуют драгоценные камни и перстни. Она забирает кошелёк Пера и уезжает на коне.

Пер в Египте, в мыслях он — египтянин. Его новый друг — Бегриффенфельдт, утверждает, что Пер – царь. Они вместе идут в Каир.

Высокое здание с решетками на окнах. Это дом для сумасшедших. Бегриффенфельдт, управляющий этим домом, под большим секретом говорит Перу, что сегодня, скончался абсолютный разум. Затем знакомит Пера с сумасшедшими, один из которых, Гуссейн перерезает себе горло. Пер теряет сознание.

Название

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора – «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427–347 гг. до н. э.).

Примеры

Для наглядности мы собрали список книг, который поможет вам самостоятельно разобраться во всех тонкостях этого жанра. Если вы не нашли для себя то, что искали, рекомендуем обратить взор на подборку, где есть свыше 20 антиутопий разных видов и стилей.

Известные

Самыми известными антиутопиями являются такие произведения, как «О дивный новый мир» О. Хаксли и «» Д. Оруэлла. Оба произведения построены почти одинаково — новое государство, подчиняющееся одному «Богу», общество разделено на касты, и нет никаких моральных ценностей, принципов и культурных традиций

Также немаловажно здесь существование любовной линии, которая, по сути, движет героем в борьбе с режимом

Современные

Что насчет современности, наше поколение уже считает за классику такие антиутопии, как «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Кысь» Т. Толстой и «Generation «П» В. Пелевина.

Все три произведения построены на более или менее одинаковом сюжете, но, например, пелевинская антиутопия более сатирична, чем остальные две, хотя не сильно уступает в этом Толстой, чьё творение отличается небольшим уклоном во что-то сильно фантастическое или даже мистическое.

Русские

Из отечественных антиутопий со школьной скамьи всем известен Евгений Замятин, а его роман «Мы» обычно любим старшеклассниками за нонконформистский дух и новаторство стиля. Это самый известный пример русскоязычной антиутопии.

«История одного города» М. Салтыкова-Щедрина — тоже своего рода антиутопия, хотя, для кого-то это, наверное, станет открытием. Но, несмотря на свою своеобразность, антиутопические смыслы всё же сохраняются в этом произведении, и город Глупов так похож на мир Хаксли или «Поколение Пепси» Пелевина.

«Котлован» же Платонова походит на сатиру, направленную на советскую власть, на режим, ограничивающий людей буквально во всем и пытающийся уровнять общество ив нищете и бесправии, буквально «шагая» по трупам тех, кто чем-то посмел отличиться.

Сатирические и политические

Конечно, какая же антиутопия без политического и сатирического подтекста? Все вышеназванные произведения, так или иначе, содержат политическую сатиру, но «Скотный двор» Д. Оруэлла буквально кричит об этом всем своим содержанием.

Также сатирой на политику отличился Виктор Пелевин в своих произведениях «Омон Ра» и «S.N.U.F.F.», где пытливый читатель может увидеть множество намеков на советские и российские реалии.

Социальные

К социальным антиутопиям относят «Пикник на обочине» Стругацких, где присутствует вполне обычный сюжет, в котором главный герой раскрывается по мере прочтения через различные жизненные препятствия с примесью инопланетной тематики и фантастическими веяниями.

Также социальные аспекты технократии описал Курт Воннегут в произведении «Колыбель для кошки».

Научные

А вот роман Г. Уэллса «Война миров» больше знаком аудитории по кинофильму с Томом Крузом в главной роли. Этот роман относят к научной антиутопии, где происходит противостояние людей и машин — наиболее популярный мотив современных бестселлеров и кинофильмов.

Кроме того, бесподобный Курт Воннегут написал «Утопию 14», которая понравится сторонникам механизации человеческого труда.

Молодежные

Стоит выделить особый вид антиутопий, так называемые «подростковые», чья целевая аудитория в основном состоит из молодежи, которая, возможно, уже пресытилась заезженными сюжетами этих самых антиутопических романов. К таковым относят подростковые антиутопии «Повелитель мух» У. Голдинга и «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса. Первый привлекает таинственностью необитаемого острова и подростков, очутившихся на нём (беспроигрышный вариант для любого произведения или фильма), а второй, возможно, своей развязностью и несуразностью.

Произведение китайского писателя Лао Шэ «Записки о Кошачьем городе», близкое, по сути, к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, самое остроумное из нашего списка и не лишено восточного колорита.

Эпос и его особенности

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: