Джон бойн, «мальчик в полосатой пижаме»: отзывы и рецензии, анализ книги

Краткое содержание бойн мальчик в полосатой пижаме

LiveInternetLiveInternet

Среда, 09 Января 2013 г. 20:03 + в цитатник Annataliya

все записи автора


Наверное, это — одна из самых известных книг о Холокосте. Причем, о Холокосте глазами десятилетнего мальчика. Немецкого мальчика Бруно — сына коменданта концлагеря Аш-Высь, как он его называет немного неправильно. Книга и фильм. Что сильнее бьет по нервам, не знаю. И казалось бы, история вполне рядовая для девятилетних мальчишек, у которых в головах еще не укладывается, как такое может быть, когда твой ровесник, родившийся в один день с самим тобой, не сделавший ни тебе, ни кому-либо другому ничего плохого, а наоборот ставший твоим лучшим другом, по мнению взрослых, — враг и тот, кого нужно ненавидеть, держать за колючей проволокой, а затем уничтожить. Бруно вместе с родителями и старшей сестрой приезжает из Берлина в Аш-Высь — на новое место службы отца, нацистского офицера, на которого «у Фурора большие планы». Что такое на самом деле Аш-Высь, и кто такой Фурор, рассказывать не надо, об этом становится ясно буквально с первых страниц. Отец Бруно становится комендантом концлагеря, мать и служанка недоумевают, как он мог согласиться на это, а Бруно и его сестра Гретель маются от безделья, не зная, чем себя занять и с кем поиграть. Ведь никаких детей в округе нет за исключением тех, которые ходят по лагерю в «полосатых пижамах», и которых они лишь могут видеть из окна спальни Бруно. Однажды Бруно от нечего делать решает отправиться в экспедицию вдоль колючей проволоки. Она тянется далеко-далеко, и Бруно идет долго-долго. Так он знакомиться со Шмуэлем — маленьким узником концлагеря, и ребята становятся лучшими друзьями. С тех пор они встречаются почти каждый день, сидят по разные стороны колючей проволоки и разговаривают. Девятилетние мальчишки — истинный ариец и еврей. Наверное, больше всего в этой книге цепляют детали: непонимание Бруно, почему ему нельзя поиграть вместе с Шмуэлем и другими детьми из лагеря, глаза Шмуэля, завороженно глядящие на то, как Бруно поедает фаршированную курицу, синяки на его лице, его страх перед немецкими солдатами, наивность ребят и желание, несмотря на ужасы концлагеря, смеяться, озорничать и оставаться детьми… Но, что самое интересное, хотя, возможно, это только мое ощущение, но у меня это — первая книга о Холокосте, после прочтения которой у меня не возникло жгучее и нестерпимое чувство боли. Почему так? Быть может, потому что мальчишки, ставшие за короткий промежуток времени друг для друга самыми близкими людьми, так и остаются вместе. И пусть они так и не понимают до конца, что происходит с ними, это спасает их от страха и боли, которую испытывают взрослые заключенные. Ну, и, конечно, заслуживший возмездие отец Бруно… Очень простой, я бы даже сказала, детский язык повествования. Но, как было написано в аннотации, «эта книга никак не предназначена для детей девятилетнего возраста, напротив, это очень взрослая книга, обращенная к людям, которые знают, что такое колючая проволока».

Рубрики: Советую! Интеллектуальная проза Зарубежная Проза

Метки: джон бойн

Нравится Поделиться

Нравится

  • 4 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • Сохранить в ссылки

Герои романа

Если честно, мне ужасно хочется знать, какие обоснования были у рецензоров, когда они номинировали «Мальчика в полосатой пижаме» на более чем 20 наград? Любое произведение должно оцениваться по упоминающимся в нем героям. И чем сильнее персонажи, чем они харизматичнее и интереснее, тем больше шансов у книги стать хитом. Но здесь же мы не увидели ни единого раскрытого персонажа. В образах каждого остались белые пятна и недосказанности.

Но как умудрился роман с такими слабыми персонажами стать популярным, вот загадка.

Бруно

Главный провал произведения и причина большинства отрицательных отзывов, как мальчик из Берлина, учащийся в одной из школ нацистской Германии, где на «Гитлерюгенд» просто молились, мог абсолютно ничего не знать про нацистов, евреев, Гитлера, концлагеря, приветствие со вскинутой рукой? Неужели автор вот на этом самом моменте уже не задумался над абсурдностью своей истории? А дальнейшие нестыковки, связанные с Бруно, можно даже не обсуждать, ведь корень всех проблем я уже упомянул — авторская промашка.

Шмуэль

Как 9-летний ребенок умудрялся дни напролет просиживать у забора концлагеря, который должен регулярно обходиться охранными подразделениями? Плюс если он знал про дырку в ограде, то почему бы ему было не позвать своего отца и им вместе не сбежать из лагеря? Учитывая, насколько все в Аушвице были истощены, большинство бы спокойно пролезло через отходящую ограду. Если упитанный бюргерский сынок 9 лет от роду смог, то почему бы узникам концентрационного лагеря этого не сделать? Все-таки не зря существует версия, что Шмуэль просто-напросто отомстил своему германскому дружку, отведя того на верную смерть.

Папа и мама Бруно

Эпичные персонажи, которые решили привезти своих детей в дом, в нескольких метрах от которого расположен Аушвиц. Мама — абсолютно аморфная дама, без характера, которая могла вести себя надменно только с Бруно и прислугой. В остальном же ее поведение не вызывает симпатий. Против деспотии мужа она почти ничего не предпринимала, зато умело заигрывала с его помощником, который к слову очень нравился сестре Бруно. Про отца, который принял предложение стать комендантом концлагеря, думаю, и говорить ничего не стоит. Единственное, хотел бы отметить, что его характер абсолютно никак не раскрыт. Мотивы его фанатичной преданности Фюреру не поясняются, плохие взаимоотношения с родной матерью, бабушкой Бруно, затрагиваются лишь отчасти. А ведь такую подробность можно было бы развить куда шире, что помогло бы взглянуть на многих жителей Германии тех лет другими глазами. Узнать, почему одни так резко переключились на режим жестоких зомби, и какова была судьба тех, кто упрямился власти НСДАП.

Остальные герои

Второстепенных персонажей было на самом деле не мало, и в контексте данной истории они могли бы играть куда более важную роль, нежели им отвел автор. Это касается и прислуг в доме коменданта, и евреев, и немецких солдат, или хотя бы побольше рассказать нам о сестре Бруно

Но Бойн был непреклонен, сконцентрировав все свое внимание на двух мальчиках. Хотя вряд ли непродолжительные отступления могли как-то испортить произведение

Наоборот, обогатили бы его и сделали содержательнее.

Как Шмуэль ответил на вопрос Бруно

Шмуэль рассказывает Бруно, что же случилось с ними. Ребята выясняют, что отцы у обоих носят нарукавные повязки только с совершенно разными рисунками и назначением. Шмуэль рассказывает, как всю его семью поселили в район Кракова, отделенный высокой стеной, в крохотной комнатке вместе с еще одной семьей. Потом приехали солдаты и, отловив всех, посадили сначала в грузовик, а потом в поезд. У Бруно создается впечатление, как будто у них со Шмуэлем одинаковая ситуация.

Мальчики прощаются, Шмуэль уходит, а Бруно обещает навестить его завтра. Сначала мальчик думает похвастаться новым другим и интересным путешествием домочадцам, но потом решает, что делать этого все-таки не стоит.

«Это смешно, что взрослые не могут понять, что именно хотят делать»

Мальчик Бруно — обладатель зрительного вектора. Ему не сидится на месте, он любознателен, увлечен исследованием мира вокруг. Такие дети общительны, добры, искренни. Бруно любит читать, особенно книги о пиратах, рыцарях, подвигах. Но после переезда книги о приключениях ему запрещает новый учитель, который дает частные уроки и пропагандирует лишь историческую литературу, день за днем рассказывая о том, что евреи — это зло. Он скучает дома один, почти не играет со старшей сестрой Гретель, которая увлеклась фашистской идеологией. Девочка ощущает себя ярой патриоткой и в один день выбрасывает все куклы в подвал, завешивая комнату постерами Гитлера. Эта трехсекундная сцена горы голых куколок в подвале у зрителя ассоциируется с тысячами людей, над которыми проводили опыты, мучали и жестоко убивали в концлагерях.

Вернемся к нашему герою, который надеялся прожить в новом доме всего пару недель, но в итоге остался там навсегда. «Ферма», которую он видит из окна каждый день, не дает ему покоя. Не ощущая сильной эмоциональной связи с кожно-зрительной мамой, оставшись без общения со сверстниками, Бруно просто вынужден найти себе друзей. Он наблюдает за взрослыми и ребятами в одинаковой одежде и решает дойти до фермы и познакомиться с ними. Ведь им будет так здорово вместе играть! Продумав план «побега» через задний двор, Бруно удается совершить свое первое исследовательское путешествие в сторону концлагеря. Колючая проволока и постоянные крики военных не наводят ребенка на мысль о том, что эти люди — заключенные. Он думает, что номера на полосатой одежде, окрики, собаки за забором — это часть игры.

Подойдя к ограде, он видит одиноко сидящего еврейского мальчика Шмуэля. Ребята довольно быстро находят общий язык, новая дружба воодушевляет Бруно. Он носит своему товарищу бутерброды, они через решетку играют в шашки, кидают мяч. Жизнь в новом месте налаживается, и Бруно уже не скучает по Берлину. Однажды на вопрос о том, почему Шмуэль не живет дома с семьей, а за колючей проволокой, мальчик отвечает, что он просто еврей. Бруно не может понять, почему этот факт сразу делает его плохим человеком.

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» каждый герой вызывает интерес. Ни один персонаж не появляется в картине просто так. Еврейский работник на кухне — бывший врач, оказавший Бруно первую помощь, когда мальчик упал с качели. Этот звуко-зрительный старичок в коротком диалоге говорит очень глубокие слова, которые производят на ребенка большое впечатление. «Если кто-то по ночам смотрит на небо, это еще не значит, что мы имеем дело с астрономом». Именно в этот момент Бруно осознает, что иногда люди делают что-то не по своей воле и зачастую в реальности оказываются абсолютно другими людьми.

Бруно — пока еще ребенок, он живет в детском мире из книг о рыцарях и приключениях. Он плачет, когда отец не заступается за еврея, которого избивает лейтенант Курт. Ведь раньше он так гордился отцом — «настоящим солдатом». Он чувствует, что происходит что-то нехорошее, когда бабушка, не одобряющая убеждений сына, не приезжает их навестить, когда слышит ссору родителей. Но его детская психика противится тому, что пока не может осмыслить и перенести. Подсмотрев агитационный фильм о замечательной жизни евреев в лагере, он радостно обнимает отца: ведь он опять может гордиться им. Его детское, наивное восприятие мира сопротивляется жесткости и несправедливости.

Однажды наш герой неожиданно встречает Шмуэля у себя

Измученного еврейского малыша привели в дом коменданта чистить посуду, которую нужно было подготовить к важному обеду. Его худенькие пальчики показались лейтенанту Курту идеальными для протирания маленьких рюмочек

Бруно, уже столкнувшийся с непонятными запретами выходить за пределы двора и тем, что взрослые плохо относятся к евреям, понимает, что его семье пока не следует знать о его дружбе с еврейским мальчиком. Он врет лейтенанту, когда тот, заподозрив что-то, спрашивает Бруно о том, знает ли он Шмуэля. Не выдав товарища, Шмуэль возвращается в лагерь, где его жестоко избивают.

Чувство вины заставляет Бруно извиниться перед товарищем, ему стыдно за минуту слабости и страха перед лейтенантом. Желая хоть чем-то помочь, Бруно соглашается пойти на поиски отца Шмуэля, который недавно пропал в концлагере. В день запланированного отъезда Бруно пораньше сбегает из дома, чтобы довести начатое дело до конца. Ведь он обещал другу помочь.

«Это смешно, что взрослые не могут понять, что именно хотят делать»

Мальчик Бруно — обладатель зрительного вектора. Ему не сидится на месте, он любознателен, увлечен исследованием мира вокруг. Такие дети общительны, добры, искренни. Бруно любит читать, особенно книги о пиратах, рыцарях, подвигах. Но после переезда книги о приключениях ему запрещает новый учитель, который дает частные уроки и пропагандирует лишь историческую литературу, день за днем рассказывая о том, что евреи — это зло. Он скучает дома один, почти не играет со старшей сестрой Гретель, которая увлеклась фашистской идеологией. Девочка ощущает себя ярой патриоткой и в один день выбрасывает все куклы в подвал, завешивая комнату постерами Гитлера. Эта трехсекундная сцена горы голых куколок в подвале у зрителя ассоциируется с тысячами людей, над которыми проводили опыты, мучали и жестоко убивали в концлагерях.

Вернемся к нашему герою, который надеялся прожить в новом доме всего пару недель, но в итоге остался там навсегда. «Ферма», которую он видит из окна каждый день, не дает ему покоя. Не ощущая сильной эмоциональной связи с кожно-зрительной мамой, оставшись без общения со сверстниками, Бруно просто вынужден найти себе друзей. Он наблюдает за взрослыми и ребятами в одинаковой одежде и решает дойти до фермы и познакомиться с ними. Ведь им будет так здорово вместе играть! Продумав план «побега» через задний двор, Бруно удается совершить свое первое исследовательское путешествие в сторону концлагеря. Колючая проволока и постоянные крики военных не наводят ребенка на мысль о том, что эти люди — заключенные. Он думает, что номера на полосатой одежде, окрики, собаки за забором — это часть игры.

Подойдя к ограде, он видит одиноко сидящего еврейского мальчика Шмуэля. Ребята довольно быстро находят общий язык, новая дружба воодушевляет Бруно. Он носит своему товарищу бутерброды, они через решетку играют в шашки, кидают мяч. Жизнь в новом месте налаживается, и Бруно уже не скучает по Берлину. Однажды на вопрос о том, почему Шмуэль не живет дома с семьей, а за колючей проволокой, мальчик отвечает, что он просто еврей. Бруно не может понять, почему этот факт сразу делает его плохим человеком.

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» каждый герой вызывает интерес. Ни один персонаж не появляется в картине просто так. Еврейский работник на кухне — бывший врач, оказавший Бруно первую помощь, когда мальчик упал с качели. Этот звуко-зрительный старичок в коротком диалоге говорит очень глубокие слова, которые производят на ребенка большое впечатление. «Если кто-то по ночам смотрит на небо, это еще не значит, что мы имеем дело с астрономом». Именно в этот момент Бруно осознает, что иногда люди делают что-то не по своей воле и зачастую в реальности оказываются абсолютно другими людьми.

Бруно — пока еще ребенок, он живет в детском мире из книг о рыцарях и приключениях. Он плачет, когда отец не заступается за еврея, которого избивает лейтенант Курт. Ведь раньше он так гордился отцом — «настоящим солдатом». Он чувствует, что происходит что-то нехорошее, когда бабушка, не одобряющая убеждений сына, не приезжает их навестить, когда слышит ссору родителей. Но его детская психика противится тому, что пока не может осмыслить и перенести. Подсмотрев агитационный фильм о замечательной жизни евреев в лагере, он радостно обнимает отца: ведь он опять может гордиться им. Его детское, наивное восприятие мира сопротивляется жесткости и несправедливости.

Однажды наш герой неожиданно встречает Шмуэля у себя

Измученного еврейского малыша привели в дом коменданта чистить посуду, которую нужно было подготовить к важному обеду. Его худенькие пальчики показались лейтенанту Курту идеальными для протирания маленьких рюмочек

Бруно, уже столкнувшийся с непонятными запретами выходить за пределы двора и тем, что взрослые плохо относятся к евреям, понимает, что его семье пока не следует знать о его дружбе с еврейским мальчиком. Он врет лейтенанту, когда тот, заподозрив что-то, спрашивает Бруно о том, знает ли он Шмуэля. Не выдав товарища, Шмуэль возвращается в лагерь, где его жестоко избивают.

Чувство вины заставляет Бруно извиниться перед товарищем, ему стыдно за минуту слабости и страха перед лейтенантом. Желая хоть чем-то помочь, Бруно соглашается пойти на поиски отца Шмуэля, который недавно пропал в концлагере. В день запланированного отъезда Бруно пораньше сбегает из дома, чтобы довести начатое дело до конца. Ведь он обещал другу помочь.

Герои произведения

Бруно — 9летний мальчик, сын немецкого военного. Именно его глазами читатель наблюдает за происходящим. Гретель — старшая 12-летняя сестра мальчика. Эльза — мама Бруно. Ральф — отец Бруно, назначен комендантом еврейского концлагеря. Натали — бабушка Бруно по отцовской линии, ей 62 года, обладает великолепным голосом. Матиас — дедушка мальчика, ему 73 года. Имеет ресторан. Лейтенант Курт Котлер — подчинённый Ральфа, ему 19 лет. Павел — еврей, приходит с территории концлагеря, чтобы помогать по хозяйству. Шмуэль — 9-летний еврей из Польши. Находится в концлагере. Друг Бруно. Герр Лицт – учитель Гретель и Бруно. Мария — горничная.

Конфликты произведения

В книге и экранизации романа «Мальчик в полосатой пижаме» содержание иллюстрирует настроения немцев в первые годы Второй мировой войны на примере одной семьи.

Здесь сплетаются несколько характеров, которые отражают разное отношение к еврейскому вопросу.

Главная же тема раскрывается через призму мировосприятия восьмилетнего немецкого мальчика, который подружился с маленьким евреем в концлагере. Он не понимает, что за «ферма» находится невдалеке, а также почему его не пускают туда.

Со временем, общаясь со слугой-заключенным, а также мальчиком Шмулем, он понимает, что происходит что-то плохое, однако все еще идеализирует отца.

Кульминация наступает в финале книги, который остается открытым. В фильме самый сильный момент также отражается в концовке, но она сделана завершенной.

Второй героиней предстает двенадцатилетняя сестра Бруно — Гретель. Она находится в начале переходного возраста и уже лишена многих наивных иллюзий. Ее гибкое мировосприятие живо реагирует на сказки о страшном Еврее, который уничтожает немецкую нацию. До концовки фильма она горячо поддерживает идею очистки нации от злых недолюдей.

Также раскрывается конфликт между отцом и матерью, показаны душевные переживания обоих взрослых. Первый хочет сделать свою семью счастливой, получив повышение, но скрывает ото всех, чем занимается на самом деле. Мать же стремится защитить детей от ужасов войны, но кульминация наступает, когда она узнает правду о концлагере.

Лейтенант, бабушка и дедушка Бруно отражают противоположное отношение к событиям в Германии. Первый настроен радикально, вторая резко отрицательно, а дедушка более нейтрально.

Примечательным моментом является смерть старушки. Мы узнаем, что она «болеет» (официальная версия для Бруно, почему она не приезжает в гости), а после сообщают о ее смерти. Это событие таит в себе загадку, но никак не получает развитее в фильме. Получается, она символизирует образ людей, которые выступали категорически против новой власти и ее методов. Такие «протестующие» просто пропадали без вести или внезапно умирали.

Таким образом, очертив вкратце настроения в романе, давайте поговорим подробнее о кино «Мальчик в полосатой пижаме».

И как он только мог?

Следующие несколько дней дождь начинался снова и снова, так что Бруно виделся с другом намного реже, чем до этого. Приближался день рождения отца Бруно, и мама устроила ужасную суету по этому случаю, составляла всевозможные списки. Вдохновившись этим, Бруно решил составить свой собственный список: «Почему я не люблю лейтенанта Котлера», и список это был достаточно большим, и с каждой их встречей поводов для неприязни к Котлеру становилось все больше.

Как-то раз войдя на кухню, Бруно неожиданно увидел там Шмуэля, которого привел лейтенант, чтобы тот отмыл «рюмки до блеска». Мальчики разговаривали друг с другом, как вдруг на кухню вошел Котлер, он накричал на Шмуэля, мальчик упомянул, что они с Бруно — друзья, и тот угостил его. Сын коменданта же, находясь в растерянности, не мог выдавить ни слова. В конце концов, Бруно ответил, что они со Шмуэлем не знакомы, и этот ответ лейтенанта удовлетворил.

Следующую неделю мальчики не встречались, и вот наконец они увиделись на том же месте. Когда Шмуэль поднял голову, Бруно увидел, что все его лицо – в синяках. После нескольких искренних извинений от Бруно, мальчик по ту сторону ограды протянул ему руку.

Интересные факты из биографии писателя

Сам писатель рассказывает, что привычка писать по утрам у него появилась, когда он ещё работал в книжных магазинах. Тогда, будучи еще начинающим автором, он вставал в пять утра, чтобы до работы успеть посидеть и пописать. С тех пор многое поменялось в жизни писателя, но привычка рано подниматься никуда не исчезла. Писатель говорит, что утро — это самое креативное, самое позитивное и самое насыщенное время для него, когда писать — одно удовольствие.

«Мальчика в полосатой пижаме» Бойн написал за два дня — сел писать в среду утром и, не поспав две ночи, с небольшими перерывами на еду, закончил книгу в пятницу к обеду.

Бойн называет себя «ненасытным читателем», говоря, что иногда уходит в книги с головой, забывая про все на свете. На своем сайте он ведет список книг, которые прочитал. Среди любимых писателей он называет Диккенса, Патрицию Хайсмит, Тобиас Волфа и Джона Ирвинга.

Между первым черновиком романа и его редакцией писатель делает около месяца перерыва — чтобы подзабылись детали, захотелось вновь работать.

Матье Зелл — своеобразный герой-любимчик писателя, который фигурирует во многих его работах фантастического жанра. Кто-то из критиков называет его «альтер-эго» писателя, кто-то — просто удачно прописанным персонажем. Что ж, прием не нов, когда писатель в свои книги периодически вводит одного и того же персонажа, частенько наделяя его своими чертами. Это сделали Хемингуэй с Ником Адамсом, это сделали Курт Воннегут с Килгором Траутом.

Основная мысль и анализ

При создании романа автор не подозревал, какой фурор он произведет в мире. Книга собрала самые престижные литературные премии. В 2008 году по сюжету был снят фильм, который получил сразу несколько наград. Душераздирающая история о дружбе еврейского и немецкого мальчиков тронула людские сердца. Главная мысль, которую преследовал автор, показать на примере Бруно, что даже сына высокопоставленного германского офицера не пощадила война. Эта трагедия касается всех независимо от возраста, положения в обществе. Роман учит тому, что зло всегда возвращается, расплата за ужасные поступки обязательно наступит. Трагичная концовка произведения показывает это как нельзя лучше.

Сын полка — краткое содержание для читательского дневника повести Катаева

Очень краткий пересказ романа «Мальчик в полосатой пижаме»

Девятилетний мальчик Бруно беззаботно проживает со своими родителями, сестрой Гретель, горничной Марией в замечательном доме в Берлине. У парнишки есть друзья и множество интересных занятий.

Счастливая жизнь Бруно круто изменяется, когда ему становится известно, что его семейство переезжает в другой город. И все из-за новой должности отца. Вскоре они переселяются в местечко Аж-Высь (так сестре Бруно послышалось название Аушвиц). Мальчик первое время тоскует по друзьям и веселому времяпрепровождению.

Ему ничего не остается, как только наблюдать из окна дома за странными людьми в полосатых пижамах, находящихся на огороженной колючей проволокой территории («ферме») вблизи жилища семьи Бруно. Мальчишке невдомек, что его отца назначили начальником концлагеря, а люди, находящиеся по соседству – это узники.

По натуре Бруно непоседа, исследователь и первооткрыватель. Однажды он задумывает подойти к загадочной территории поближе и хорошенько изучить ее. Ежедневно его прогулки проходят вдоль забора из колючей проволоки, он отходит от дома все дальше.

Однажды по ту сторону изгороди Бруно замечает мальчика в полосатой одежде и знакомится с ним. Имя нового приятеля Шмуэль. Бруно рад знакомству, по доброте душевной угощает еврейского мальчика едой. Сын коменданта находит между собой и Шмуэлем много общего, к тому же они появились на свет в один и тот же день.

Общение друзей близится к завершению, когда становится известно, что семья Бруно возвращается в столицу. Мальчик желает напоследок повидаться с Шмуэлем и бежит к нему на встречу. Тот сообщает о пропаже своего отца. Бруно намеревается помочь другу в поисках и, переодевшись в полосатую форму, оказывается внутри концлагеря.

Внезапно случается страшное: узников сгоняют в газовую камеру. Бруно попадает в число очередных жертв немецких палачей. Поиски Бруно родителями сначала ни к чему не приводят, пока охрана лагеря не обнаруживает у колючей проволоки брошенную одежду мальчика…

Второстепенные герои и их характеристика

  •  Ральф  – папа Бруно, амбициозный офицер вермахта, согласившийся стать комендантом концлагеря по приказу самого фюрера. Карьериста мало волнуют судьбы посторонних ему людей, но сильно задевает трагический случай с его сынишкой.
  •  Эльза  – жена Ральфа, привлекательная женщина, старающаяся не вникать в дела мужа, и в то, что творится на соседней огороженной территории рядом с их домом.
  •  Гретель  – старшая сестра Бруно, любительница кукол и нарядов. Вызывающе ведет себя по отношению к брату, часто с ним конфликтует, но после горькой потери осознает, насколько он был ей дорог.
  •  Шмуэль  – маленький узник концлагеря, еврей, подружившийся с Бруно, сын часовщика и учительницы, примерно того же возраста, что и главный герой произведения. До войны семья Шмуэля проживала в Польше, потому мальчик одинаково легко изъясняется и на польском языке, и на немецком.
  •  Мария  – горничная, работающая в доме коменданта лагеря, послушная и спокойная женщина.
  •  Матиас  – дедушка Бруно и Гретель, бывший владелец ресторана, патриот, гордящийся успехами сына.
  •  Натали  – бабушка главного героя, певица в прошлом, любящая устраивать домашние спектакли, презирающая службу Ральфа.
  •  Курт Котлер  – рыжеволосый офицер, служащий при концентрационном лагере, всегда опрятно и безупречно выглядящий, отличающийся коварством и жестокостью.
  •  Павел  – пожилой человек, прислуживающий за ужином в семье Бруно в качестве официанта и специалиста по нарезке овощей. В прошлом был врачом.
  •  Герр Лицт  – домашний учитель, нанятый отцом Бруно и Гретель.

«Отзыв по книге Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»»

Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке.

Я бы сказала, что название повести Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» — одно из самых миролюбивых в мире. И даже не смела предположить, что, открыв ее, погружусь в самые страшные события 20 века — историю Холокоста. Правда, поначалу об этом даже не догадываешься. Книга начинается мирным описанием жизни 9-летнего мальчика Бруно. Он, вместе с родителями и старшей сестрой, живет в Берлине. Семья Бруно — обеспеченная и вполне интеллигентная. Отец мальчика — военный офицер, которому так идет его форма, а особенно — красная повязка с черным крестом. У отца Бруно есть начальник — Фурор, который направляет его на службу в отдаленный лагерь. Папа мальчика стремится сделать карьеру, поэтому он с радостью соглашается на переезд, несмотря на мнение остальных членов семьи. И вот Бруно оказывается рядом с лагерем, обнесенным колючей проволокой. В «Ай-Выси» все ходят в полосатых пижамах, и Бруно поначалу завидует детям, находящимся там. Из небольшого фильма, снятого об этом лагере, герой узнает, что дети в полосатых пижамах могут ходить и играть где им вздумается. Немного времени спустя Бруно знакомится с мальчиком из «Ай-Выси» — Шмуэлем. Бруно, не догадывающийся о том, что творится в лагере, искренне поражается — почему его новый друг такой худой, для чего на его пижаме нашивка с желтой шестиконечной звездой, почему Шмуэлю запрещено приглашать гостей. Однако Бруно, несмотря на запреты, каждый день тайно общается со своим другом. И однажды это приведет к трагедии… В отличие от наивного девятилетнего Бруно, который до конца так и не понимает, что происходит в «Ай-Выси», мы постепенно догадываемся, чем занимается отец героя и что происходит за колючей проволокой. Автор книги напрямую не показывает ужасов, творящихся в концлагере (скорее всего, Аушвице), но и отдельные детали позволяют почувствовать весь кошмар происходящего там. «Мальчик в полосатой пижаме» — книга, несомненно, антифашистская и глубоко гуманная. Писатель показывает, что взгляды отца Бруно позволяют не только уничтожать миллионы невинных людей, но разрушают его семью, его самого. В финале комендант лагеря теряет всех дорогих ему людей, теряет смысл жизни: «Спустя пару месяцев в Аж-Высь пришли другие солдаты и велели отцу идти с ними, и он пошел — без возражений и даже с радостью, потому что ему было совершенно безразлично, что его ждет». Последней и, наверное, самой тяжелой потерей этого героя становится его сын Бруно, вместе со Шмуэлем погибший от удушающего газа. Страшный и такой реалистичный финал — сколько подобных историй видели стены Аушвица и подобных ему концлагерей! Бесчеловечность фашизма приводит в ужас всех жителей земного шара, однако человеческая память очень коротка. И вот уже снова появляются сторонники идей Гитлера, звучат его лозунги, молодые люди вкидывают руки в нацистском приветствии. Д. Бойн надеется, что «…все это никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке». Чтобы эти слова сбылись, все мы должны приложить усилия. И маленький вклад в это — книга «Мальчик в полосатой пижаме», которую я советую прочитать всем — и детям, и взрослым.

Анализ книги

Роман был выпущен в 2006 году и сразу же попал в списки претендентов почти на все литературные премии — от чисто ирландских, местного значения, до популярных, имеющих авторитет во всем мире. Такие награды, как Irish Book Awards и Bisto Book of the Year книга получила сразу же, по выходу. Также роман был признан лучшей книгой года. Перевели её на сорок шесть языков, и почти восемьдесят недель она возглавляла список самых читаемых произведений в Ирландии, став бестселлером.

«Мальчик в полосатой пижаме» — анализ книги неоднозначный. По содержанию и главной идее она очень тяжела. Роман не о войне с грохочущими пушками и танками, но о том, как эта бойня отражается далеко-далеко от передовой. Книга о немецком концлагере и удивительном товариществе двух мальчиков — сына немецкого офицера и маленького узника, еврея по национальности. Иногда, читая книгу, создается ощущение того, что война — просто нереальна. Где-то очень далеко. Настолько яркие и свежие эмоции мальчишек вытесняют все остальное. Но время нещадно берёт своё и финал книги — неизбежно-трагичный. Собственно, как и любая война — трагична.

Писатель, как отмечают многие, очень удачно «попал» и с образами главных героев, и с интересной сюжетной линией. Пожалуй, именно эти факторы и вывели книгу на ведущие роли в мире современной литературы.

Мальчик в полосатой пижаме

Фурор для детей

Девятилетний Бруно живёт в красивом пятиэтажном доме в Берлине. Он любит ходить в «походы» по дому – такой он большой. Однажды к ним в гости приходит Фурор – и жизнь Бруно меняется. У Фурора большие планы на папу, семья переезжает в местечко Аж-Высь, там живут папины подчинённые и много других людей. От Бруно их отличает то, что все они ходят в полосатых пижамах. Так Бруно встречает нового друга.

Ирландец Джон Бойн до 2006 года писал романы для взрослых, его первое произведение для юных читателей написано детским языком, но прочитать его необходимо, прежде всего, людям взрослым. «Мальчик в полосатой пижаме» переведён на 50 языков мира, но перевести его нужно и на все остальные, книга сразу была номинирована на два десятка литературных премий, включая и главные британские. И ещё: единственная вещь, которую я вам расскажу об этом романе то, что это — маленький шедевр. А больше ничего я вам о нём сказать не имею права: читать и разбираться в нём вам придётся самим.

Загадки

Это, конечно, не какая-то там моя странная блажь: если начать рассказывать об этой книге, то читать её станет вполовину не так интересно. Что это за Фурор, вы поймёте после сцены в доме Бруно. Люди, знакомые с историей, в конце романа разгадают, что такое Аж-Высь. В середине книги вы поймёте, о каких годах идёт речь в романе.

Но я расскажу вам, что это книга об ужасе, хотя в ней и нет никаких монстров. А ваш ребёнок, прочитав книгу, этого ужаса даже не поймёт, но вы точно объясните ему, о чём она, чтобы последние слова романа всё-таки сбылись. Чтобы никто больше не повторил путешествия маленького мальчика Бруно, а на пути у людей не встречались заборы и ограды. И чтобы тысячи людей больше никогда не надели полосатые пижамы.

Разрывая душу

Итак, мы уже выяснили, что вы должны начать путешествие вглубь романа Джона Бойна не ведая, что вас ждёт. Но думаю, я не должен скрывать от вас, что слова из рецензии на роман газеты «The Irish Times» о том, что эта «удивительная вещь, такая простая и такая лёгкая, разрывает душу», не просто журналистский приём. До этой книги вы вряд ли осознаете, что такая простая вещь, как съеденный маленьким мальчиком шоколадный пирог, может оказаться жестокостью, которой он даже не понимает.

И ещё вы узнаете, что в те тяжёлые для всего мира времена, не все были согласны с папой Бруно и Фурором. И лучше поймёте, что значит быть патриотом. И уж абсолютно точно согласитесь с бабушкой Бруно, которая, узнай она, что тот венок прислал ей Фурор, перевернулась бы в гробу.

Вы простите ирландца

Я не знаю, простите ли вы Джона Бойна за такую концовку романа, но по-другому он, наверное, не мог. Рука Бруно должна всегда сжимать руку Шмуэля, потому что иногда ничего больше не сможет отрезвить взрослых, на которых имеет большие планы сам Фурор. В конце концов, всё это случилось очень давно и никогда больше не повторится.

Не в наши дни и не в нашем веке.

Показ фильма в России

В России фильм не выходил на большие экраны, и, наверное — к лучшему. Все же, тема войны для бывшего постсоветского пространства — это «больная» тема и оценивать ленту на такую тему будут особо строго, а может и — жестко. А, вообще, рейтинг фильма составляет около восьми из десяти, рецензии на фильм в большинстве своем — положительные. Приведем несколько выдержек из плохих и хороших отзывов:

  • Бруно напоминает мальчика, который сильно отстает в развитии. Мать — истеричная женщина, внезапно осознавшая, с каким чудовищем живет, отец — фашист до мозга костей, словно бы списанный с агитационных плакатов.
  • Это завораживающая история, в которую хочется окунуться с головой.
  • Очень удачная попытка передать все ужасы войны «без войны».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: