Максим горький

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Детство

Повесть «Детство» является первой частью в автобиографическом цикле из трех книг. Произведение было издано в 1913 году.

Максим Горький пишет о своем детстве, обо всех потрясениях и трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в юном возрасте.

Писатель пытался как можно более подробно описать те условия, в которых ему приходилось жить, и все важные события из своего детства.

В раннем возрасте Максим Пешков теряет отца и младшего брата. С матерью и бабушкой он отправляется жить в семью деда Василия, который отличается строгим нравом.

В новом доме Алексей Пешков наблюдает за родными, которые постоянно ссорятся друг с другом. Также мальчик познает на себе, что такое несправедливость, и многие тяготы жизни.

После смерти матери Алексей вынужден бороться за выживание и самостоятельно зарабатывать себе на хлеб.

Жизнь Клима Самгина

«Жизнь Клима Самгина» является самым большим творением Максима Горького и представляет собой роман-эпопею.

Все произведение разделено на четыре самостоятельных части. Заключительная часть не завершена полностью, так как работу над романом Алексей Пешков вел до самой своей смерти.

Основным замыслом писателя было изобразить в своем произведении как можно подробнее сорок лет из истории России – вплоть до 1918 года.

Действия разворачиваются как в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, так и в провинциальных поселениях.

Что касается основных персонажей произведения, то ими являются представители всех социальных слоев общества.

Главным же героем романа, вокруг которого и строится сюжет, является революционер, ступивший на этот путь против своей воли и считающий себя «жертвой истории».

Первый выезд за границу и скандал в США

Путешествие его продолжалось с 1906 по 1913 г. 28 марта 1906 года он прибыл в США. В то время говорили, что Горький был самой значительной личностью из когда-либо посещавших Америку. В США был создан Комитет знаменитых американцев, который должен был провести финансовую политику для содействия русской революции. Но в итоге уже через пять дней вокруг Горького разразился скандал. Американская пресса попрекала его «брошенной женой с детьми». Конфликт до такой степени раздули СМИ, которым хорошо была известна биография Горького, что писатель и его спутница не смогли даже найти ночлег поздним вечером — нигде не хотели их принимать, были отменены все пропагандистские митинги и назначенные встречи. Комитет американцев сразу же прекратил существование.

Уже осенью 1906 г. Горький покидает США и уезжает в Италию, там он пробудет до 1913 г. В Италии он продолжал проводить агитационные мероприятия среди населения, тем самым содействуя росту революционного сознания народа. Горький глубоко проникся социализмом, считал, что выступает за правое дело, никогда не отходил от намеченных позиций, всегда оставался верным правительству.

Пьеса: Дачники

Риторика на почве истерии…

Мы — дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… мы ничего не делаем и отвратительно много говорим. (Варвара Михайловна) Если бы я не знала кто автор этой пьесы и у меня о нём спросили, с уверенностью ответила: Антон Павлович Чехов! Очень «чеховская» манера построения диалогов с вопросами о смысле жизни, отношениях, великих мечтаниях… Декорации тоже подходящие — дача, пикник на природе. Приезжают на лето врачи, инженеры, адвокаты отдохнуть, свежим воздухом подышать, рыбу поудить, но собравшись вместе, начинают вести разговоры. Разговоры, разговоры, разговоры… Разговоры на веранде, за чаем, на опушке возле леса. Ольга Алексеевна постоянно жалуется на многочисленных детей и мужа, сбегающего от семьи… Марью Львовну многие осуждают за смелость взглядов, прямоту и откровенность… Юлия Филипповна флиртует и поёт… Варвара Михайловна чужая всем… Во всех бесконечных разговорах-жалобах присутствует юмор, часто приправленный цинизмом, или сдержанный сарказм, а в конце третьего действия появляются и пьяные шуточки. Персонажи могут чуть раздражать нытьём о человеческом несовершенстве, но чаще вызывают улыбку. Отдельное спасибо хочется сказать за персонаж Семёна Семёновича (у него даже фамилия смешная: Двоеточие), а словечки, типа «спиноза тонконогая», «брандахлыст», радуют оригинальностью. Но к четвёртому действию обстановка на даче Басова накаляется, герои не могут скрывать раздражения, срываются на оскорбления. Именно в этой части оглашается вслух основная идея произведения. Высказывает её Влас, который понял, что не может больше принадлежать к «дачному кругу», он хочет покинуть общество бесполезных людей, очерствевших душой, у которых нет никаких идей… Они называют себя «интеллигенцией», но выглядят праздными дачниками.

Пьеса становится драмой.

Захотелось сложить мини-зарисовку из отдельных реплик действующих лиц. Варвара Михайловна.

Странно мы живем! Говорим, говорим — и только!Юлия Филипповна.Милые мои женщины, плохо мы живем!Дудаков.Д-да… И вообще… некогда всем… Хлопот у всех много, а дела — нет… почему?Суслов(усмехаясь). А вот я застрелюсь… и будет действие.Влас.Велик для маленького дела, Для дела крупного я — мал!Басов.Главное в жизни спокойное, внимательное отношение ко всему… вот как я думаю.Калерия.Люди блуждают, как льдины в холодном море севера… сталкиваются друг с другом…Марья Львовна.… Может быть, это смешно, уродливо, но в наши дни стыдно жить личной жизнью.Замыслов.Верю только в мое право жить так, как я хочу!Двоеточие.Чудны дела ваши, господа хорошие!Шалимов.Все это, мой друг, так незначительно… и люди и события…Пустобайка.Дачники — все одинаковые. За пять годов я их видал — без счету. Они для меня — вроде как в ненастье пузыри на луже… вскочит и лопнет… вскочит и лопнет… Так-то…

Пьеса прочитана к Клубе Последних романтиков, за это всем огромное спасибо!

Работа журналистом и первый успех

Он уехал в Самару, где стал профессиональным журналистом в местной газете, вел отдел фельетонов, подписывая зарисовки псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1896 г. он начал работу журналистом у себя в Нижнем Новгороде. В этом же году женился на Волжиной Екатерине Павловне, с которой они познакомились в «Самарской газете». Это был счастливый брак. Вскоре Горький заболел туберкулезом, они переехали в Крым, затем в село Мануйловка Полтавской губернии. Горький все это время усердно работал, в печати появлялись его рассказы, а в 1898 г. вышел двухтомник «Очерки и рассказы», который положил начало мировой славе Горького, его знакомству с Толстым, Чеховым. Современники по заслугам оценили труд писателя, называя его первым талантливым художником пролетариата. Прежде всего, такая реакция обусловлена бунтарской, романтической направленностью двухтомника, призыву к свершениям, уходу от мещанской жизни. Горький с точностью передал настроение интеллигенции, а герои-босяки его рассказов нашли отклик в душе читателя.

Незаурядность творчества Горького

Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность. М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».

В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).

От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям литературы. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.

Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания)

Творчество Горького в эмиграции

В 1905 году Максим Горький знакомится с В. И. Лениным В 1906 году Горький, во избежание репрессий за поддержку революционного движения, был вынужден эмигрировать за границу. Сначала писатель уезжает в США, а затем переезжает в Италию, на Капри. В период своего пребывания на Капри Горький сблизился с видным революционером и философом А. А. Богдановым. В 1909 году Максим Горький вместе с Богдановым и Луначарским создают на Капри партийную школу, где писатель читает лекции по истории российской литературы. Главная задача партийной школы заключалась в совмещении русского богостроительства и революционных идей.

Эти идеи отражаются в почести М. Горького «Исповедь», написанной в 1908 году. Идея нового мира, социализм, становилась новой религией, которая основывалась на вере в их торжество. В соответствии с наивно-идеалистическими взглядами русской интеллигенции, сформировавшимися еще в последние годы 19 века, народ в этой новой концепции выступает одновременно и в роли богостроителя, и в роли божества. То есть Богданов и Горький собрались представить народ в качестве божества уже после того, как свершилась революция 1905 года, которая показала истинное лицо народа. В это же появляется сборник «Вехи», в котором авторы, ужасаясь пугачевщины и разинщины, предлагали иначе взглянуть на идею служения народу-богоносцу.

Идея Богданова и Горького не понравилась Ленину, который считал, что совмещение социалистических идей и божественной веры в эти идеи невозможно.

Период жизни на Капри стал очень плодотворным для творчества Максима Горького. В этот период были написаны следующие произведения:

  • пьеса «Последние»
  • первая редакция «Вассы Железновой»
  • повесть «Городок Окуров»
  • повесть «Лето»
  • роман «Жизнь Матвея Кожемякина».

Роман «Жизнь Матвея Кожемякина» Горький считал национально значимым произведением. Отрицательные черты национального характера, такие как пассивность в отношении к реальности, неспособность самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, которые выливаются в трагедию бессмысленно прожитой жизни, писатель отразил в образе главного персонажа романа.

После амнистии 1913 года Горький возвращается в Петербург, где пишет цикл «Сказки об Италии», первые две части автобиографической трилогии «Детство» и «В людях».

Революцию 1917 года писатель воспринял неоднозначно. Горький верил в необходимость революции, в необходимость социальных реформ, но при этом опасался, что эти идеалы будут искажены и считал, что крестьянство не способно к развитию и движению, и не может быть революционным.

Свои сомнения Горький отразил в цикле статей «Несвоевременные мысли», который опубликовал в газете «Новая жизнь в 1917-1918 гг. Горький был поражен устраиваемыми самосудами, разграблениями культурных ценностей людьми, которые презирают культуру, пьяными погромами. Писатель пришел к пессимистическому выводу том, что революция – это тотальное разрушение культуры, жизни и государства.

Газета «Новая жизнь» была закрыта в 1918 году, а отношения Горького с большевиками еще сильнее обострились. Дружба с Лениным переросла в конфликт, и Горький, по настоянию Ленина, был вынужден вновь эмигрировать.

До весны 1924 года писатель жил в Германии и Чехословакии, а затем переехал в Италию. Во время пребывания в Италии Горький завершил работу над своей автобиографической трилогией, написав третью часть «Мои университеты». В этот же период он написал роман «Дело Артамоновых» и начал работать над произведением «Жизнь Клима Самгина». Эта книга так и не была дописана.

Примечательно, что Горький ни одного произведения не написал о зарубежье и о послереволюционной жизни в России.

Творчество Максима Горького

  • «Макар Чудра» — 1892 год. Рассказ о любви и трагедии.
  • «Дед Архип и Ленька» — 1893 год. Нищий больной старик и при нем внук Ленька, подросток. Сначала дед не выдерживает невзгод и умирает, затем погибает внук. Добрые люди похоронили несчастных у дороги.
  • «Старуха Изергиль» — 1895 год. Несколько рассказов старой женщины об эгоизме и самоотверженности.
  • «Челкаш» — 1895 год. Рассказ о «заядлом пьянице и ловком, смелом воре».
  • «Супруги Орловы» — 1897 год. Рассказ о бездетной супружеской паре, решившей помочь больным людям.
  • «Коновалов» — 1898 год. Повествование о том, как в тюремной камере повесился Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество.
  • «Фома Гордеев» — 1899 год. Повесть о событиях конца XIX века, происходивших в приволжском городе. О мальчике по имени Фома, который считал своего отца сказочным разбойником.
  • «Мещане» — 1901 год. Повесть о мещанских корнях и новом веянии времени.
  • «На дне» — 1902 год. Острая злободневная пьеса о бездомных людях, утративших всякую надежду.
  • «Мать» — 1906 год. Роман на тему революционных настроений в обществе, о событиях, происходящих в пределах мануфактурной фабрики, с участием членов одной семьи.
  • «Васса Железнова» — 1910 год. Пьеса о моложавой 42-летней женщине, владелице пароходной компании, сильной и властной.
  • «Детство» — 1913 год. Повесть о простом мальчишке и его далеко не простой жизни.
  • «Сказки об Италии» — 1913 год. Цикл коротких рассказов на тему жизни в итальянских городах.
  • «Страсти-мордасти» — 1913 год. Короткий рассказ о глубоко несчастной семье.
  • «В людях» — 1914 год. Рассказ о мальчике на побегушках в модном обувном магазине.
  • «Мои университеты» — 1923 год. Повесть о Казанском университете и студенчестве.
  • «Голубая жизнь» — 1924 год. Рассказ о мечтах и фантазиях.
  • «Дело Артамоновых» — 1925 год. Повесть о событиях, происходящих на фабрике тканного полотна.
  • «Жизнь Клима Самгина» — 1936 год. События начала XX века — Петербург, Москва, баррикады.

Каждый прочитанный рассказ, повесть или роман, оставляет впечатление высокого литературного мастерства. Персонажи несут в себе целый ряд уникальных признаков и особенностей. Анализ произведений Горького предполагает всесторонние характеристики героев с последующим резюме. Глубина повествования органично сочетается с непростыми, но понятными литературными приемами. Все произведения великого русского писателя Максима Горького вошли в Золотой фонд российской культуры.

С дачностью до наоборот

1K 3 мин.

На фестивале в Зальцбурге впервые поставили пьесу Максима Горького. Радоваться «Дачникам» или смеяться, разбирался Алексей Мокроусов.

Заставив своих дачников веселиться под техно, режиссер мало прояснил намерения Горького

Фото: SF/Monika Rittershaus

Заставив своих дачников веселиться под техно, режиссер мало прояснил намерения Горького

Фото: SF/Monika Rittershaus

Из пьес Горького самой любимой в Европе остается «На дне», «Дачников» же даже в России едва встретишь в репертуаре, так что выбор отвечающей за драму в Зальцбурге Беттины Херинг изначально выглядел решительным. Вдобавок за пять недель до премьеры из-за болезни отказалась от работы режиссер Матейя Колежник. В театре все бывает, иногда надо спасать коллег. Горького бросился спасать 39-летний Евгений Титов. Он учился и работал в Петербурге, изучал режиссуру в Семинаре Макса Рейнхардта в Вене. Среди его постановок — «Собачье сердце» Булгакова и расхваленная «Охота на ведьм» Артура Миллера в Дюссельдорфе.

В почти готовом проекте Титов получил актерский состав и декорации Раймундо Орфео Фойгта. Декорации он «отредактировал», замкнув дачную жизнь на сцене бывшей солеварни в Халляйне, где показывают «Дачников», в тесное пространство ар-нувошного особняка — горьковских стогов сена, куда регулярно падают парами герои, не осталось. С исполнителями повезло, команда на редкость профессиональна, и видно, что Титов, работающий на сцене с 15 лет, умеет раскрыть в и без того пластичных коллегах лучшее. Герти Драсль как Калерия, Шалимов Томаса Даннемана — иные роли как бенефисы.

Перевод «Дачников» по такому случаю отредактировали; многие реплики вызывают смех в публике, тем более что алкоголь, флирт, измены и столь модный теперь сюжет, как роман молодого человека и зрелой женщины (ей 37, ему 25 — сегодня норма, тогда скандал), соседствуют с политической риторикой. Сокровенную фразу Варвары Михайловны (яркая Женя Рыкова): «Интеллигенция — это не мы! Мы что-то другое… Мы — дачники в нашей стране…» вообще размножили на плакатах по всему Зальцбургу. Но одних лозунгов мало, танцы под техно тоже не спасают; Титов меняет финал, и Рюмин (Марко Мандич) у него стреляется не в плечо, а буквально решетит себя пулями. Эффектно, но количество пуль не переходит в качество — эти люди неспособны даже на самоубийство.

Порой сюрреалистическая атмосфера всеобщего порока и самобичевания напоминает «Ангела-истребителя» Бунюэля, но для притчи слишком физиологично, для социальной сатиры — вневременно, кроме имен, ничто не подсказывает, где и когда происходит действие. Публика не догадывается и о трудностях перевода: слово «дача» в немецком уже прижилось, а «дачники» еще нет, переводят как «летние гости», даже не любящему быстрой езды русскому ясно — совсем не то. На дачу приезжали надолго, это второй дом, здесь проводили четверть года, метафора же гостя об ином. Не сразу объяснишь и конфликт автора «Дачников» с МХТ в 1904-м. После читки на труппе Немирович-Данченко отправил автору отзыв, где прошелся по «Дачникам» железной рукой правдолюбца. Ему не возразить и сегодня — да, неудачно, нет художественных образов, идея размыта, и вообще

Горький пьесу переделал и отдал Комиссаржевской, обиду же таить не стал — ответил Немировичу грубо: «По поводу Вашего уверения в том, что отношение Ваше ко мне «остается неизменным», позволю себе сказать Вам, что для меня всегда гораздо более важно и интересно мое отношение к людям, а не отношение людей ко мне»

Немирович был не одинок, о подражании Чехову писал и Дмитрий Философов, видя в пьесе «детскую беспомощность техники, полное непонимание условий сцены». В общем, есть что преодолевать в плохо удавшемся фельетоне, прикинувшемся театром, хотя главную проблему, содержательную, не удается решить и Титову. Горький не любил интеллигенцию, и многим в 30-е аукнулись его путаные взгляды 1900-х, но, если их суммировать, получится каша. Интеллигенция для автора — образованщина, удалившаяся от народа во внутреннее безделье. Но быть врачом или адвокатом еще не значит быть интеллигентом. Героям «Дачников» все безразлично, но отменяет ли это статус мещан?

Помимо Горького в драмафише Зальцбурга в этот раз ХХ век — подробная инсценировка Томасом Остермайером и берлинским театром «Шаубюне» антинацистского романа Эдёна фон Хорвата «Юность без Бога» (он из школьной программы), «Лилиом» Ференца Мольнара и инсценировка современного романа Терезии Вальзер «Возмущенные». Рифмуются ли они с главной темой «оперного Зальцбурга», античными мифами, их актуальностью сегодня, прояснится премьерами этой недели. Пока понятно одно — Горький в «Дачниках» если и близок мифам, то скорее как сказочник, чем интерпретатор и мыслитель.

Популярные сегодня пересказы

  • Носов Евгений Талантливый писатель Носов Е. И. родился в дер. Толмачево (Курская обл.) в 1925 году 15 января. Тихая деревушка расположена недалеко от реки Сейм. Отец будущего писателя потомственный ремесленник
  • Дом у дороги — краткое содержание поэмы Твардовского Произведение под названием «Дом у дороги» написано известнейшим русским писателем Твардовским. Эта поэма по праву признается критиками одним из лучших творений автора. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
  • Ранние журавли — краткое содержание повести Айтматова В холодном классе киргизской школы, учительница ведет урок. Она рассказывает детям, которые озябли от холода, об экзотическом острове Цейлоне, где круглый год стоит лето, и растут необыкновенно вкусные фрукты
  • Девочка и птицелет — краткое содержание рассказа Киселева Главной героиней сочинения оказывается девчонка, которую звали Оля Алексеева, показанная автором в качестве тинэйджера четырнадцати глет, от лица которой осуществляется рассказ в представленной истории.

Итоги творчества

В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).

В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.

Драматургическое новаторство Горького связано с концепцией личности в его творчестве. Создание нового типа социально-философской драмы, где конфликт выражен не во внешней и сложной интриге, а во внутреннем движении пьесы, в столкновении идей

Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Как правило, человек показан через призму восприятия других людей

Герой писателя – активная созидающая личность, реализующая себя на общественном поприще (Данко – один из первых героев этого типа). Герой – носитель идеалов автора – должен преодолевать и побеждать власть социума, к которому он принадлежит.

Концепция социально и духовно активной личности вытекала из системы взглядов Горького, из его миропонимания. Писатель был убежден во всемогуществе человеческого разума, в силе знания, опыта жизни.

Осмысляя свой опыт в драматургии, Горький писал: «Пьеса-драма, комедия – самая трудная форма литературы, трудная потому, что требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора».

В пьесе «Дачники» писатель обличает обывательскую интеллигенцию — спокойную и довольную, чуждую забот о благе народа.

Пьеса была обвинительным актом тем вышедшим из простого народа людям, тем «тысячам, изменившим своим клятвам», которые забыли о своем святом долге служить народу, скатились в обывательщину, стали лицемерными, равнодушными, склонными к позерству людьми.

С предельной циничной откровенностью убеждения «дачников» выражает в конце пьесы инженер Суслов: «Мы наволновались и наголодались в юности; естественно, что в зрелом возрасте нам хочется много и вкусно есть, пить, хочется отдохнуть… вообще наградить себя с избытком за беспокойную, голодную жизнь юных дней… Мы хотим поесть и отдохнуть в зрелом возрасте — вот наша психология… Я обыватель — и больше ничего-с. Мне нравится быть обывателем…»

В то же время «Дачники» показывают раскол интеллигенции, выделение в ней тех, кто не хочет быть «дачниками», тех, кто понимает: так жить, как живут сейчас, «нехорошо». «Интеллигенция — это не мы! Мы что-то другое…Мы — дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди. «Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… мы ничего не делаем и отвратительно много говорим…» — говорит задумчивая, серьезная, строгая Варвара Михайловна, которая «задыхается от пошлости». Марья Львовна, Влас, Соня, Варвара Михайловна понимают, как тяжело жить среди людей, которые «все только стонут, все кричат о себе, насыщают жизнь жалобами и ничего, ничего больше не вносят в нее…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: