Краткое содержание книги «Таис Афинская»
Книга рассказывает о жизни известной греческой гетеры Таис Афинской. Гетеры были куртизанками, свободными и независимыми, и путать их с женщинами легкого поведения не только ошибочно, но и исторически недостоверно.
Таис, по сюжету книги, уже была известной, когда ее захотел заполучить Александр Македонский, и это ему удалось. Между молодыми людьми вспыхнуло чувство, но у них не было общего будущего. Завоеватель большей части ойкумены и руководитель государства не мог взять в жены гетеру.
Поэтому Македонский, не лишая гетеру своей благосклонности, находит ей достойного мужа, своего соратника Птолемея по прозвищу Лаг. Однако с этим человеком Таис не нашла того счастья, которое было у нее с Александром, хоть и недолго. Тем не менее, от Птолемея она рожает детей, помогает ему в политической карьере, ведет светскую жизнь.
Таис позволяла себе изменять мужу, но не только с любимым Александром, но и с другими мужчинами. Автор показывает, что для древнегреческого общества с его раскованными нравами такие увлечения были довольно обычными.
Иван Ефремов очень тонко, соединяя знания и точность историка и вкус писателя, показывает особый быт и нравы древних греков. Он ненавязчиво окутывает читателя атмосферой Древней Греции, описывая:
- трапезы;
- праздники;
- обычные дни;
- предметы быта, одежды и украшения.
Конец книги ознаменовывает собой не смерть, а конец былого могущества прославленной гетеры. Ее старость и постепенная потеря влияния, увядание и выход из активной жизни как бы сравниваются с внезапной и трагической смертью Македонского, который ушел, так и не завершив всего начатого, на вершине молодости и успеха.
Литература
1. Стороженко Н.И. Роман // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1890—1907. Т. 53 (27). С. 68—71.
2. Горнфельд А.Г. Поэтика // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1890—1907. Т. 48 (24А). С. 837—844.
3. Веселовский А.Н. История или теория романа? // Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939. С. 3—22.
4. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души // К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика. М., 1982. 384 с.
5. Белинский В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души // В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений: В 12 т. СПб., 1904. Т. 7. «Отечественные записки» 1842 года. С. 286—292.
6. Аверинцев С.С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или Счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. М., 1994. Т. 1. С. 637—653.
7. Мандельштам О.Э. Конец романа // О.Э. Мандельштам. Сочинения: В 2 т. / Сост. С. Аверинцев и П. Нерлер; Коммент. П. Нерлера. М., 1990. Т. 2. Проза. С. 201—205.
8. Дилите Д. Античная литература. М.: Греколатинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2003. 488 с.
9. Шамшин Л.Б. Биография . Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/057.htm (дата обращения: 11.04.2015).
10. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. 280 с.
11. Винокур Г.О. Биография и культура // Биография и культура. Русское сценическое произношение. М., 1997. С. 17—88.
12. Радциг С.И. История древнегреческой литературы: Учебник. 5-е изд. М.: Высш. школа, 1982. 488 с.
13. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Пер. с древнегр. / Сост. и прим. М. Томашевской. М.: Правда, 1987. Т. 2. 608 с.
14. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для ун-тов и пед. ин-тов; 5-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1988. 464 с.
15. Тронский И.М. История античной литературы. Л.: Учпедгиз, 1946. 496 с.
16. Холиков А. Писательская биография: жанр без правил // Вопросы литературы. 2008. № 6. С. 41—62.
17. Ефремов И.А. От автора // И.А. Ефремов. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1989. Т. 5. Кн. 3. Таис Афинская. С. 5—12.
18. Ефремов И.А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 5. Кн. 3. Таис Афинская. М., 1989. 494 с., с ил.
19. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека . Режим доступа: http://simposium.ru/node/863 (дата обращения: 11.04.2015).
20. Арриан. Поход Александра . Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/arrian/03.html (дата обращения: 11.04.2015).
Лучшие книги
Всего Ефремов написал четыре романа, и из них трудно однозначно выбрать самый лучший, поэтому вкратце расскажем о каждом:
- «Туманность Андромеды» — социально-философский научно-фантастический роман Ивана Антоновича Ефремова.
- «Лезвие бритвы» — роман Ивана Антоновича Ефремова, написанный в период с 1959 по 1963 год. В сюжете переплетены приключенческий роман, психиатрические теории и практики, любовные линии, философские и научные размышления.
- «Час Быка» — социально-философский научно-фантастический роман Ивана Антоновича Ефремова о путешествии людей будущего, уроженцев коммунистической Земли, на планету Торманс, куда ранее бежала с Земли часть людей и где в результате возникло статичное тоталитарное общество.
- «Таис Афинская» — исторический роман Ивана Антоновича Ефремова, написанный в 1972 году. В книге повествуется о судьбе известной афинской гетеры Таис, пользовавшейся благосклонностью Александра Македонского. Роман основывается на реальных исторических событиях с 337 по 308 годы до нашей эры, которые автор дополняет вымышленными событиями и персонажами.
Популярные сегодня пересказы
- Снежная книга — краткое содержание рассказа Бианки Действия рассказа Виталия Бианки происходят в лесу. Его героями выступают любимые животные. Автор с удовольствием наблюдает привычное для зимнего периода явление. На бескрайнем снежном покрывале невозможно пройти мимо разных следов
- Летучий корабль — краткое содержание сказки У старика со старухой было три сына: двое старших умные, а младший дурак. К умным сыновьям родители всегда хорошо относились, мать давала им чистые рубашки. А третий сын все время сидел на печи
- Девочка, с которой ничего не случится — краткое содержание рассказа Булычева Главными героями произведения являются отец и дочь. Девочку зовут Алиса, ее отец профессор по фамилии Селезнев. Он работает в очень необычном зоопарке, здесь находятся самые разные животные, собранные с разных планет.
- Краткое содержание басни Волк и ягненок Крылова Ягненок приходит к ручью, чтоб утолить свою жажду. За этим занятием его застает волк, который искал добычу. Он не может просто взять и съесть ягненка, ему необходима уважительная причина
Связь книги с реальными событиями
Согласно историческим источникам, около 330 года до нашей эры был сожжен почти дотла город Персеполис. Историки того времени перекладывают вину за это событие на одну из известных гетер. Многие историки ХХ века считали, что этой гетерой была именно прославленная Таис. Так ли это на самом деле – не доказано.
Известно, что Александр Македонский питал благосклонность к Таис, но история их чувств осталась интимной, и ничего нельзя сказать наверняка. Ефремов, по сути, придумал их романтические отношения, так как ни в одном источнике точных сведений нет, пара, скорее всего, была очень осторожна.
Реальная Таис долго жила в Греции, хоть и была замужем за соратником Александра Птолемеем Лагом. После смерти Македонского гетера, которая тогда уже давно отошла от дел и была видной светской дамой, покинула Родину и переехала в Египет. Постепенно и там она устроила все по-своему и стала звездой государства, заняв пост королевы Мемфиса. Читать книгу о Таис Афинской на сайте можно бесплатно, в удобном онлайн режиме.
Иван Ефремов описывает в своём историческом романе не только быт и нравы Древней Греции, но и достоверно показывает политические интриги и военные походы того времени, в особенности – походы Александра Македонского. К тому же, он много внимания уделил политике Древнего Египта, других провинций империи, он даже упомянул Китай.
Книга Ивана Ефремова тонко соединяет в себе достоверность исторического документа и гармоничный, насыщенный сюжет художественной литературы. Читать «Таис Афинскую» онлайн будет интересно даже тем, кто не связан с историей, так как главное, о чем пишет автор – это любовь.
Уничтожение Персидского царства
Поджог стал политическим актом, ознаменовавшим уничтожение Персидского царства. Выступление Таис было запланировано заранее. Едва ли на это ее толкнул сам Александр, который предпочитал действовать прямо. Более вероятно, что слова Таис были инспирированы Птолемеем и македонянами, выступавшими за уничтожение Персеполя. Такая версия сожжения дворца принадлежит Птолемею.
Во время пребывания македонской армии в Персеполе Птолемей, хотя и знал Александра с детства, не входил еще в его ближний круг. Поэтому вероятно, что он мог настроить Таис, которая могла позволить себе больше него и рискнуть. Факт, что ее выступление вызвало бурное одобрение присутствовавших, показывает незаурядность этой женщины. Плутарх при этом отмечает, что речь, произнесенная гетерой была слишком возвышенной для ее положения в обществе. Словом «гетера»
обозначались женщины, не имевшие законной семьи, начиная с бедных обитательниц публичных домов, заканчивая богатыми куртизанками и просто женщинами, которые позволяли себе вести независимый образ жизни.
Примечания
. Работа выполнена в рамках реализации Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012—2016 гг.
. Примером более злобных и значительно менее обоснованных нападок может служить фраза из этой же статьи Л. Успенского: «Имеет ли право современный автор, рисуя будущее коммунистическое общество, барахтаться в потоке слов и образов, заимствованных из самых низкопробных бульварных повествушек, культивировать язык и стиль не большой литературы, а именно словесной суетни этих далеко не почтенных, хотя и ходких когда-то произведений?» . По своему стилю это высказывание напоминает речь одного из Стражей Неба в романе И.А. Ефремова «Час Быка», так поразившую звездолетчиков: «Вы слышали гнусную ложь дрянной женщины, предводительницы шайки межзвездного ворья, с беспримерной наглостью посмевшей назвать себя кровной сестрой нашего великого народа» . Вполне возможно, что именно этот отрывок из статьи Л. Успенского и стал образцом стиля для речи персонажа романа.
. Безусловно, не всегда эти знания абсолютно точны. Например, на сайте МГУ, посвященном астрономическим ошибкам известных писателей и поэтов, упоминают, как минимум, две астрономические неточности И.А. Ефремова. Позволим себе привести цитаты из произведения с соответствующим комментарием. «…Солнце скрылось за холмами, когда Александр покинул празднество. Они ехали все в ряд — Таис, по-прежнему в обличье амазонки, Птолемей, Гефестион и Кратер. Остальные следовали на шаг позади, а по сторонам двойной цепочкой ехала охрана из одетых в броню гетайров. Узкий серпик молодого месяца заблестел над самой вершиной почерневших восточных гор, едва погасла палевая кайма заката…» . Серп молодого месяца действительно появляется низко над горизонтом сразу после захода Солнца, но на западе, а не на востоке. Другая ошибка не так очевидна, но тоже свидетельствует о незнании закономерностей смены фаз (Комментарий создателей сайта выделен нами курсивом). «Афинский ваятель и Эхефил закончили свою работу почти одновременно… Клеофрад пригласил Таис и Эрис прийти попозже в дом Лисиппа, провести конец ночи до утра. Чтобы ничего не случилось с красавицами в такое позднее время, несколько друзей явились провожать их по узким улицам на восток и немного выше жилья Таис. Поздняя половина луны ярко освещала отшлифованные ногами светло-серые камни улицы, придавая им голубоватый отблеск. <…> У дверей их встретили Эхефил и Клеофрад в праздничных светлы одеждах. Каждый взял свою модель за руку и повел за собой во мрак неосвещенного дома. <…> Таис, углубленная в созерцание обеих статуй, не заметила, как опустилась луна. Очертания скульптур изменились в предрассветном сумраке. <…> С ошеломляющей внезапностью из-за хребта вспыхнули розовые лучи Эос — яркой горной зари» . Итак, направляясь в дом скульптора, Таис видит Луну в фазе последней четверти — позднюю, предутреннюю половинку. Однако Луна в этой фазе кульминирует утром и заходит в полдень, опускаясь уже в светлое время суток. Таис и не могла бы видеть, как Луна опускается перед рассветом .
. К сожалению, издатели нигде не указали, где именно они взяли текст для этого издания, поэтому приходится поверить им на слово, что это именно авторский вариант.
. Большая часть той части рассказа, которая названа «Песнь жизни» , в роман не вошла, но и мы привести этот отрывок в формате статьи, к сожалению, не можем. Что касается более кратких изменений, то вот характерный пример: в стандартном издании 1989 г. выделенный курсивом отрывок отсутствует, что на самом деле мешает воссоздать в воображении такой важный для автора зрительный образ: «Таис выпрямилась и, подняв руки к голове, сняла ленту и распустила волосы. Птолемей бросился на колени, обнимая юную гетеру, на миг прижался к ее животу, откинулся назад и, не опуская рук, с восторгом взглянул в лицо Таис, как богине. Она молчала. Пальцы ее рук сжимались и разжимались, лаская волосы Птолемея, скользя по его затылку и шее» , . В рассказе это описание носит еще более откровенный характер: «Антенор бросился на колени, его руки скользнули по гибкой спине, сблизились на талии и вновь разошлись на бедрах, очертив дивные линии тела возлюбленной» (выделенный курсивом отрывок не вошел в текст романа в принципе).
Сбывшиеся и несбывшиеся предсказания
В эпоху «атомного бума», когда возможности ядерной энергетики захватывали дух и открывали новые горизонты, Ефремов одним из первых заговорил о той опасности, которая она может в себе нести. В романе «Туманность Андромеды» читатель знакомится с планетой Зирда, которая превратилась в выжженную пустыню из-за неуемного пристрастия ее обитателей к ядерной энергии.
Ефремов еще в 50-х писал о вреде электромагнитного излучения, что было подтверждено наукой только в последние годы. Также он первым поднял вопрос необходимости преобразований земных почв для того, чтобы прокормить все более растущее население.
Вклад в развитие науки
Помимо писательской деятельности, Ефремов отметился и на научном поприще — он стал основоположником тафономии. Тафономия — это учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Окончательно эта теория была сформулирована в 1943 году в соответствующей рукописи, но в течение семи лет так и не была издана.
Наконец, в 1950 году работа «Тафономия и геологическая летопись» увидела свет, но даже тогда она была встречена достаточно холодно. Лишь в 70-е годы о ней заговорили серьезно, и тогда к Ефремову пришла заслуженная слава как ученого. Тем не менее, в своих первых произведениях писатель использовал данную концепцию — она описана в повести «Дорога ветров», написанной по итогам трехлетней экспедиции в Монголию.
Вошла в историю
Таис сопровождала Александра Македонского на протяжении всей компании в Малой Азии
Она привлекла внимание историков в 330 году, когда войском Александра был сожжен Персеполь
Александр, по словам Диодора, хотел полностью разрушить город. Он отдал его на разграбление своему войску. Полководец пробыл в нем четыре месяца, дал отдохнуть войску и подготовиться к новому походу на восток. Незадолго до ухода из Персеполя (весна 330 г. до н.э.) Александр устроил пир в царском дворце. Во время пира был подожжен сам дворец, вследствие чего сгорел весь некогда роскошный и могущественный город.
Строительство величественного города длилось шестьдесят лет и, что особенно удивляет, в нем не был задействован ни один раб, только свободные строители, а также лучшие архитекторы и скульпторы того времени.
По мнению историков вина за подстрекательство к пожару лежит на Таис Афинской. Плутарх так описывает эти события. «В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таис, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таис сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии.
Виннипегский волк
Однажды охотник пристрелил волчицу, в логове которой обнаружил восемь маленьких волчат. Он убил семерых щенят, а одного взял живым. Получив премию за уничтоженных хищников, живого волчонка охотник продал трактирщику.
Щенок вырос, и превратился в сильного, могучего зверя. Трактирщик использовал волка для потехи своих клиентов, натравливая на него собак, с которыми волк разделывался играючи. Нелёгкой была жизнь зверя в постоянной борьбе за выживание. У него был единственный друг, относившийся к нему по-человечески—маленький сын хозяина трактира. Джим и волк были очень привязаны, они оберегали и защищали друг друга, и дружба их крепла день ото дня.
Однажды зверя решили затравить двумя огромными датскими догами. Трактирщик отправил Джима к бабушке, и продал волка хозяину собак. Волка увезли далеко в прерию и спустили на него догов. Волк тяжело ранил противников, и на него уже вывели ещё четырёх больших псов, готовясь добить зверя дубинами. Тут на помощь своему другу подоспел Джим. Он с ненавистью обругал толпу людей и увёл с собой волка.
Зимой Джим заболел, волк ни на шаг не отходил от него, а когда Джим умер, волк убежал.
Волк погиб через три года в неравной схватке с вооружёнными людьми и сворой собак.
О чём писал, особенности
Ефремов, как и многие советские фантасты того времени, описывал возможное будущее мира, которое было полностью коммунистическим. В его произведениях человечество добивалось невероятных успехов во многом благодаря коммунистическому строю, который развивал заложенные в человеке положительные качества.
По оценке писателя и литературного критика Дмитрия Быкова:
Ефремов выступал против пессимистических взглядов на природу человека, согласно которым человек несовершенен и руководствуется низменными инстинктами
Будучи ученым-палеонтологом, Ефремов очень большое внимание уделял вопросам исторических процессов, формированию общества, общаясь со своими учеными-современниками, писатель строил различные научные предположения
Примечания
. А.Н. Толстой, например, при первой встрече с молодым писателем (но уже признанным ученым) говорил об «изящном и холодном стиле» , . Но этот легко узнаваемый, хотя, возможно, несколько тяжеловесный стиль вызывал у читателей, критиков и даже собратьев-писателей весьма противоречивую реакцию: от восторга до резкого неприятия. Так, очень высоко оценили стиль И.А. Ефремова Лев Кассиль и Р. Штильмарк , а П.П. Бажов сравнивал его с «белым золотом» — платиной, которой уральские мужики заряжали ружья вместо дроби, не понимая ее ценности . С другой стороны, Л. Успенский в своей статье «Приключения языка» так отзывается о романе «Туманность Андромеды»: «…синтаксис романа небрежен, дефектен, туманен, слаб. С этим пороком весьма близко сочетается и другой: автор часто употребляет самые обычные слова в каком-то смещенном, невыверенном значении, безнадежно «одвусмысливая» содержание своей речи» . И это пример одной из многих его претензий к стилю И.А. Ефремова, при этом не самых злых. Хотя надо сказать, что друзья и истинные ценители таланта писателя как раз восхищались точностью и тщательностью подбора слов. Например, друг и коллега Ефремова А.П. Быстров в письме от 24 ноября 1944 года пишет: «…изумительно-литературный русский язык; огромный словарь <…> ни одной, хотя бы неряшливо построенной фразы; я уже не говорю о неправильных построениях фраз — их вообще нет…» .
. Подробнее вопрос о сроках и методах написания «Таис Афинской» рассматривается в нашей статье: Агапитова Е.К. Исторические источники в романе И.А. Ефремова «Таис Афинская» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 7 (152). С. 103—106.
. Возможно, это связано с замалчиванием имени Ефремова, последовавшим после обыска в его квартире через месяц после смерти.
В собрание сочинений 1975 года «Таис Афинская» не вошла, поскольку, как говорит сам автор в письме своему биографу Е.П. Брандису, собрание сочинений должно состоять из вещей, уже издававшихся и «имеющих прессу» , а все возражения автора, что к моменту печати последнего тома «Таис» уже дважды будет издана и, соответственно, «прессу» иметь будет, во внимание приняты не были
Хотя в 1976 году роман вышел отдельным томом в серийном оформлении, но без номера тома.
. Скорее всего, правку проводил С.Г. Жемайтис — заведующий редакцией издательства «Молодая гвардия» в 19571973 годах, который, по словам Ефремова, «враждует с эротикой» , что было их «вечным камнем преткновения» .