«третий в пятом ряду»: краткое содержание повести и анализ произведения

Анатолий алексин "третий в пятом ряду" - книги, которые следует прочитать - страна мам

Краткое содержание Алексин Третий в пятом ряду для читательского дневника

Рассказ ведется от лица вышедшей на пенсию учительницы литературы. Ее сын и невестка часто бывают в командировках, поэтому воспитанием внучки Елизаветы занимается в основном бабушка. Девочка любит разглядывать фотографии классов, где работала героиня, особенно ее интересует снимок, на котором ученики расположились не в четыре ряда, как обычно, а в пять. Пятый ряд – три человека, поспорившие, что смогут удержаться на поставленных друг на друга стульях. Один из этих учеников – папа Елизаветы Володя, другой – его друг Ваня Белов.

Положение героини в классе, где учился ее собственный сын, всегда было сложным. Пытаясь следовать педагогической этике, она часто перегибала палку и придиралась к Володе. Замечающий это Ваня старался, как мог, исправить несправедливость. Однажды он объявил голодовку из-за двойки, которую поставили Володе, хотя часть материала тот знал.

По характеру Ваня – рыцарь, спасающий не только друзей, но и всех, кто, по его мнению, попал в беду. После одной подобной истории терпению героини приходит конец: она переводится работать в другую школу и забирает с собой сына.

Действие возвращается в настоящее время. Елизавета – сильный аллергик, о чем не знала ее воспитательница в детском саду. Девочка попадает в больницу на операционный стол. Дежурного хирурга зовут Иван Белов, и лишь это немного успокаивает героиню. Пока идет операция, она вспоминает свою жизнь, распавшийся брак с отцом Володи, возможные промахи в воспитании сына. Ваня кажется ей защитником, его появление в такой сложный момент – настоящим чудом.

Операция закончена, Елизавета вне опасности. Хирург оказывается однофамильцем бывшего ученика героини, которая решает навестить родителей «настоящего» Вани и узнает, что тот погиб на Великой Отечественной войне.

Повесть учит ценить людей, пока они рядом.

Читать краткое содержание Третий в пятом ряду. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Житков
  • Краткое содержание Не все коту масленица Островского

    Ипполит, приказчик богатого купца Ахова тихонько ходит вокруг дома, заглядывая в окна. Агния, дочь обедневшей купчихи Кругловой нетерпеливо просит его войти. Ипполит оглядывается по сторонам, не услышит ли его мать Агнии, и признаётся девушке в любви.

  • Краткое содержание Быков Обелиск

    исторически бессмертная повесть В.Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.

  • Краткое содержание Крапивин Брат которому семь

    Алька – это мальчик, которому семь лет. Он – большой романтик, любит и верит в сказке. А также, он очень добрый, хотя это не мешает его старшей сестре по имени Марина часто ругать и наказывать его. Сам Алька имеет место

  • Краткое содержание Тайна заброшенного замка Волкова

    На землю летит странного вида звездолет, на котором, как после оказалось, находятся пришельцы. Эти пришельцы очень опасны, потому что они хотят завоевать территорию на Земле. Но они никак не могли подозревать, что на самом деле оказалось

Анатолий Алексин

Продолжаю пополнять свою библиотеку повестями, рассказами о школьниках, первой любви. И опять книга из серии “Школьная библиотека”.

Книги из серии “Школьная Библиотека” имеют совершенно доступную цену, качественный переплет, белоснежные страницы, четкий довольно крупный шрифт! Очень-очень советую обратить внимание на эту серию, если кто с ней не знаком. Ранее писала отзывы на книги для подростков из серии ШБ:

Ранее писала отзывы на книги для подростков из серии ШБ:

“Из-за девчонки”

“Белая лошадь – горе не моё”

А теперь хочу рассказать о книге

Анатолий Алексин “Третий в пятом ряду”.

Алексина люблю со школьных лет. Если не ошибаюсь, “Третий в пятом ряду” и “Мой брат играет на кларнете” проходят классе в седьмом-восьмом. Тогда эти повести произвели на меня огромное впечатление.

Наоборот! Начинаешь замечать какие-то нюансы, на которые раньше в детстве внимания совершенно не обращал.

В книге содержится семь повестей.

Расскажу о двух, которые наиболее известные и самые проникновенные.

“Мой брат играет на кларнете”.

Повествование идет от лица девочки Жени, которая пишет свой дневник. У неё есть брат Лева, он студент консерватории и играет на кларнете. Женя решила, что посвятит всю свою жизнь брату, ради него забудет о себе.

Как и другие сестры великих талантливых людей! Она будет отвечать за его внешний вид, за организацию его выступлений, сама будет руководить его действиями (как надо себя вести и как не надо в той или иной ситуации), потому что её брат слишком мягкий человек.

“Долгие годы я слышала о том, что наш дедушка “играл в фойе”. Я не знала, что такое фойе, но слово это казалось мне очень красивым. “Фо й е”, – четко выговаривала я.

А когда первый раз сходила в кино и увидела музыкантов, которые играли в фойе, мне стало жаль моего бедного дедушку: зрители переговаривались, жевали бутерброды, шуршали газетами, а старые люди на сцене играли вальс.

Они прижимали к подбородку свои скрипочки и закрывали глаза; может быть, от удовольствия, а может быть, для того, чтоб не видеть, как зрители жевали бутерброды”.

Женька не хотела такой судьбы для своего брата. Она постоянно мечтала о красивых концертных залах. И, непременно, чтобы брат выступал сольно. Он бы был первым кларнетистом.

Только чего хотел сам брат – её не волновало.

“- Ты неплохо устроилась, – как-то сказала мама. – Значит, Лева будет учиться, с утра до вечера играть на кларнете, совершенствоваться, готовиться к конкурсам, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!”

А случилось то, что Лева однажды влюбился. Женька считала должным вмешаться (ну не время для любви – считала она. Да и в кого он влюбился?))) и вмешалась.

Сказала той самой девочке-страшекласснице, что у Левы есть невеста! В результате брат Женьки неважно сыграл на одном очень важном концерте ввиду своего плохого настроения. Он очень ждал, что на концерт придет эта девушка (старшеклассница Алина), а она не пришла

Не пришла из-за слов Женьки. Получается, что Женька сама вырыла себе яму… Но хорошо, что нашла в себе силы признаться брату во всем.

“- Но ведь я хочу посвятить тебе всю свою жизнь, – тихо сказала я. – Я готова пожертвовать…

– Это манера деспотов, – перебил меня Лева.

– Какая манера? – не поняла я. – При чем же тут деспоты?

– Они превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят свем на свете пожертвовать.

– Но ведь любящие сестры часто вмешиваются в личную жизнь своих братьев. Они имеют на это право!

– А есть ли вообще на свете такое право? – спросил Лева как бы самого себя. – Хоть у кого-нибудь… Может быть разве такое право?”

——–

” Я больше не буду вести дневник. А то, пожалуй, в книге о брате могут не поместить мой портрет с подписью: “Сестра музыканта”.

“Третий в пятом ряду”.

Очень трогательная повесть!

У бабушки на стене висят фотография её учеников. На одной – школьники стоят не в четыре ряда, как на всех остальных, а в пять. И вот на этой самой фотографии есть мальчик Ваня Белов, который, в отличии от всех остальных, улыбается. Елизавета часто просит рассказать об этом мальчике, и бабушка рассказывает все его выходки.

Он и по карнизу проходил, стучал в окно и спрашивал, можно ли войти?! И учительницу математики запирал в учительской. Но он был далеко не отъявленных хулиган. Он был “спасателем” (если можно так назвать) и покровителем всех и вся. В том числе и отца Елизаветы (Володи), который учился в том же классе.

Алена

Так звали воспитательницу в детском саду, который посещала Елизавета. Алена была не только доброй, но красивой и неимоверно женственной. Ее любили не только дети. Алене симпатизировали также и отцы ее подопечных. Вскоре популярность молодой воспитательницы стала слишком заметна. Матери ополчились против Алены, вспомнили о том, что в детском саду она оказалась случайно, то есть не имела специального образования. Было составлено коллективное заявление с требованием поменять воспитательницу. И вдруг Елизавета вспомнила о Ване Белове и решила последовать его примеру. А именно – объявить голодовку.

Вера Матвеевна рассказывала внучке о конфликтном ученике, дабы та не повторяла его проделок. Но вышло иначе. Елизавета влюбилась в Ваню. Она стала подражать ему. И так же, как и Белову, девочке удалось добиться своего: Алена осталась при своей должности.

Скачать: Третий в пятом ряду , Анатолий Алексин

…Я часто слышала, что внуков любят еще сильнее, чем своих собственных детей. Я не верила… Но оказалось, что это так. Наверно, потому, что внуки приходят к нам в ту позднюю пору, когда мы больше всего боимся не смерти и не болезней, а одиночества.

Лиза явилась на свет в такую именно пору: мне было под шестьдесят.

Володя, мой сын, и Клава, его жена, еще раньше оповестили, что идут на столь смелый шаг лишь потому, что рядом есть я. Иначе бы они не решились. А когда Лизу привезли домой, Володя и Клава сказали, что возлагают на меня всю ответственность за ее судьбу. Тем более, что я тридцать пять лет проработала в школе.

— Ни один из нас не попадал во власть педагога в таком раннем возрасте! — сказал мне Володя.

Клава присоединилась к мнению мужа.

Когда же Лизе исполнился год, Володя и Клава уехали на раскопки: где-то обнаружился очередной древний курган. Их профессией было не будущее, а далекое прошлое — оба они занимались археологией. И поэтому тоже казалось логичным, что Лизой должна заниматься я.

Я понимала, что моя внучка обязана заговорить раньше всех своих сверстников, что она должна научиться читать раньше всех остальных детей и раньше других проявить понимание окружающего ее мира… Ибо сын намекнул, что на пенсию могла уйти я сама, но не мой педагогический опыт.

Клава присоединилась к мнению мужа.

Они были убеждены, что весь этот опыт, огромный, тридцатипятилетний, должен был обрушиться на бедную Лизу — и принести поразительные результаты.

Но мой опыт столкнулся с ее характером…

Что характер у внучки есть, я поняла сразу: она почти никогда не плакала. Даже если ей было больно и мокро. Не подавала сигналов! И от этого возникало много дополнительных трудностей.

Когда внучке исполнилось три с половиной года, я объяснила ей, что Лиза — это не полное имя, а полное звучит торжественно и парадно: Елизавета. С тех пор на имя Лиза она реагировать перестала. Не откликалась — и все. Я стала убеждать внучку, что называть ее, маленькую, длинным именем Елизавета неестественно, что люди будут смеяться.

— И пусть, — сказала она.

Тогда я ей объяснила, что такое имя без отчества произносить просто нельзя, потому что без отчества им называли царицу. С тех пор Лиза приобрела царственную осанку. А я стала сообщать родителям, звонившим откуда-то, где были усыпальницы и курганы: «Елизавета спит… Елизавета сидит на горшке…»

Внучка одержала первую в жизни победу.

В моей комнате, над столом, висели фотографии классов, в которых я преподавала литературу и русский язык. Или была к тому же еще и классной руководительницей. На фотографиях первые ряды полулежали, вторые сидели, а третьи и четвертые обычно стояли. У лежавших, у сидевших и у стоявших выражение лиц было не детское, напряженное. Может быть, из-за присутствия учителей, которые всегда располагались в центре второго ряда.

Елизавета любила водить пальцем по фотографиям и спрашивать: «Это кто? А это кто?..»

Поскольку главное свойство склероза — помнить все, что было очень давно, и забывать то, что было недавно, я сразу называла имена и фамилии своих бывших учеников.

Только на одной фотографии рядов было пять… Рыжий парень, который на черно-белом снимке выглядел просто светловолосым, в отличие от других, улыбался. Он был третьим слева в том самом пятом ряду.

Я уже давно объяснила внучке, что это Ваня Белов, а рядом с ним стоит ее папа. Ваня поспорил в тот день, что сможет удержаться на стуле, который будет поставлен на другой стул. Так образовался дополнительный ряд, которого не было больше ни на одном снимке.

Папа Елизаветы последовал за приятелем, хотя еле удерживался на этом сооружении. Ему было особенно трудно оттого, что он с рождения прихрамывал на правую ногу. И еще чуть не падал со стула Сеня Голубкин, который вс…

К сожалению, текст книги удалён по просьбе правообладателя.

Рецензии на книгу Третий в пятом ряду

Это не детская литература. Категорически! Эта повесть для взрослых людей, в первую очередь — для учителей и воспитателей. Особенно для тех, кто считает, что дети «обязаны», «должны» и так далее. Для тех, кто не понимает и не принимает индивидуальности ребенка. Главная героиня — шестидесятитрехлетняя бывшая учительница, занимающаяся воспитанием внучки, вспоминает тридцать пять лет своего школьного стажа и на примере проделок одного мальчика «показывает» маленькой Елизавете как нельзя себя вести. Только девочка отчего-то не осуждает мальчишку из бабушкиного прошлого, а хохочет над проделками и даже повторяет их. Бабушка в тихом шоке — ведь она рассказывает о злом гении, а тут на тебе… И только когда на семью обрушивается беда, бабуля начинает понимать и того мальчишку, и его поступки, и их цену, и их причины. А самое главное — свои собственные недостатки.

Вообще главная героиня достаточно неприятная тетка, как по мне, хотя и не безнадежная. Правда, автор смотрит шире и со мной не согласен.

И в моем детстве были учительницы, считавшие, что главное «заставить» выучить от сих до сих за именно такое отведенное время. А иначе ай-я-яй будет. И им, и ученикам. И никак не могли взять в толк, почему другие учительницы добиваются намного больших результатов без криков, угроз и ругани. А все дело в том, что те, вторые, просто любили детей, а не учили и не воспитывали. Любой нормальный ребенок, которого любят и пытаются понять, раскроется и будет стараться изо всех сил, чтобы оправдать такое отношение.

Вообще, хорошая коротенькая повесть. Правда, нужно учесть когда она была написана и сделать поправочку на модные советские стилистические штампы. У Алексина есть такой грешок в большинстве произведений — строить предложения под копирку, по шаблону.. Но если абстрагироваться от этого, получится увидеть важную, я бы сказал, главнейшую суть взаимоотношений поколений, да и людей в целом.#флешмоб_СССР

Анализ повести «Третий в пятом ряду» Алексина

Повествование ведется от лица пожилой женщины Веры Матвеевны, несколько десятков лет проработавшей в школе учительницей литературы. Теперь она давно является пенсионеркой, и ее главной заботой становится шестилетняя внучка Елизавета, поскольку сын Веры Матвеевны и его жена, археологи по профессии, постоянно находятся в экспедициях. Бабушка прекрасно знает о том, что девочка страдает тяжелейшими аллергическими реакциями на многие лекарства, однако она забывает предупредить об этой особенности Елизаветы молодую заведующую детским садом.


После одной-единственной таблетки внучка Веры Матвеевны оказывается в критическом состоянии, ее немедленно отправляют в больницу, и бывшая учительница едет с ней, жестоко упрекая себя за то, что не сообщила всем в дошкольном учреждении о проблемах девочки.

Елизавета сразу же поступает в реанимацию, и симпатичная медсестра в приемном покое рассказывает Вере Матвеевне о том, что оперировать ее внучку будет лучший хирург больницы Иван Белов.

При этом имени пенсионерка сразу же вспоминает Ваню Белова, одного из наиболее проблемных учеников, создававшего ей немало трудностей на протяжении всей своей школьной жизни. Ваня постоянно придумывал различные проделки, хотя при этом прекрасно учился и отличался явными способностями к точным наукам.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Вера Матвеевна, ожидая исхода операции, вспоминает все случаи, связанные с этим непростым и своеобразным мальчиком, который, не задумываясь, рисковал навлечь на себя серьезные неприятности ради того чтобы выручить товарищей, в частности, сына классной руководительницы Володю, отца Елизаветы, безумно боявшегося контрольной работы по математике. В тот день молодая преподавательница оказалась закрытой в учительской, и Ваня Белов взял вину на себя, хотя педагоги нисколько не сомневались в том, что на самом деле ее запер Володя, у которого всегда были немалые сложности с изучением этого предмета.

Ваня без колебаний стремился помочь другим людям, даже тем, кто неоднократно проявлял к нему недоброжелательность и неприкрытую враждебность, что касалось завистливого и ехидного Сени Голубкина, на которого Вере Матвеевне никогда не удавалось повлиять. Размышляя обо всех событиях уже далекого прошлого, пожилая учительница приходит к выводу, что нет ничего удивительного в избрании Беловым профессии хирурга, в том, что Иван, действительно благородный и мужественный человек, решил посвятить жизнь спасению людей от смерти.

Вера Матвеевна верит в то, что Белов обязательно вернет ей внучку, она обещает себе, что непременно поговорит с ним после операции и попросит прощения за несправедливость, которую ранее допускала в отношении этого подростка. Но в итоге из операционной выходит рослый, крупный мужчина, тогда как ученик Веры Матвеевны всегда был весьма невысоким и худощавым. Женщина понимает, что хирург оказался лишь однофамильцем того Вани Белова, о котором она думала все это время, но решает все же разыскать именно этого парня, ставшего за эти годы взрослым, состоявшимся человеком.

Учительница приходит к выводу, что Ваня не случайно пришел к ней в воспоминаниях именно в эти ужасные для нее часы, когда самое дорогое для нее создание находилось между жизнью и смертью. Елизавета спасена, девочке больше ничего не угрожает, и Вера Матвеевна приступает к поискам Белова.

Встретившись с постаревшими родителями Ивана, она узнает о том, что их сын погиб в 1945 году, проявив в бою истинную храбрость и бесстрашие. Женщина с горечью осознает, что уже никогда не признается ушедшему ученику в своей неправоте, к несчастью, она слишком поздно по-настоящему поняла «трудного подростка». В финале повести читатель также неизбежно задумывается над тем, что за поступками окружающих его людей могут скрываться совершенно иные мотивы, и не так уж легко правильно оценить того или иного человека.

Популярные сегодня пересказы

  • Вишнёвый сад — краткое содержание пьесы Чехова Главная героиня пьесы Раневская Любовь Андреевна, возвращается в Россию после 5 лет отсутствия за границей. Эта средних лет женщина уезжала из поместья из-за трагической гибели своего сына. Но, кроме него, у нее есть семнадцатилетняя дочь Анна.
  • Бильярд в половине десятого — краткое содержание роман Белля В центре внимания читателей находится человек по имени Генрих, который хочет поменять свою жизнь. У него есть такая наивная, детская мечта: переехать жит в большой город, а через некоторое время занять
  • Краткое содержание романа Ярмарка тщеславия Теккерея Роман «Ярмарка тщеславия», написанный известным английским автором Уильямом Мейкписом Теккереем, впервые был издан на протяжении 1847-1848 годов. Перед читателями предстают судьбы двух основных героинь произведения
  • Невеста — краткое содержание рассказа Чехова Главные герои произведения – Надежда Шумина и Андрей. Они готовятся к новому периоду жизни. Андрей уже сделал предложение Наде, и дело идет к свадьбе. Андрей является сыном священника.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: