А.т. твардовский «василий тёркин»: история создания поэмы

Анализ произведения маленький солдат платонова сочинение

Жанр

Жанр произведения определён как поэма. По существу – это скорее лироэпическое произведение, так как оно содержит множество сюжетных повествований, но и лирические отступления равнозначны эпическому началу. Сам автор называет жанр “книгой про бойца”, так как уложиться в традиционные структуры и компоненты ему не удавалось. Слишком особенной, самобытной получилась у него история о парне-рубахе Василии, чтобы попасть в рамки определённого жанра. Очень масштабна проблематика, затронутая автором, чтобы уместиться в жанр поэмы или повести в стихах.

Предыдущая

Сочинения«Шинель» анализ произведения Гоголя – тема, жанр, история создания, план повести

Следующая

Сочинения«Маленький принц» анализ произведения Сент-Экзюпери – тема, жанр, план, смысл сказки

Тема подвига в произведениях о Великой Отечественной войне.

Подвиг – это героический поступок. Но не каждый героический поступок можно назвать подвигом, а только тот, который совершён ради других людей, ради Родины.

Мы знаем, что во время Великой Отечественной войны солдаты и офицеры на фронте, партизаны, советские люди в тылу врага героически сражались во имя Родины и свободы. Тема подвига нашла отражение в мемуарах, фильмах и, конечно, в художественной литературе.

Обратимся к повести Б. Васильева «В списках не значился». Главный герой её – молоденький лейтенант, только что закончивший военное училище и прибывший на службу на границу. Даже в списки офицеров его занести не успели, потому что приехал он поздно вечером, а утром, 22 июня, пронеслись над крепостью немецкие самолёты, началась война. Брестская крепость подверглась артиллерийскому налёту, оставшиеся в живых бойцы сражались, героически обороняясь, даже тогда, когда немецкие войска продвинулись далеко вперёд по советской земле.

В своём произведении писатель рассказывает о том, как в крепости осталось из её защитников всего несколько человек, а потом – один, Николай Плужников, тот самый лейтенант, которого даже не успели внести в списки. Героями, совершившими подвиг во имя Родины, мы можем назвать всех защитников крепости и, несомненно, Плужникова. Даже оставшись один, он продолжает сражаться с врагами. Когда он попадает в руки немцев, измученный, раненый, те, покорённые его мужеством и отвагой, снимают перед советским солдатом свои фуражки.

В произведении Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» тоже говорится о подвиге.

Когда в бою был сбит самолёт лётчика Мересьева, он долго полз к людям по зимнему лесу. Выжил, но ему ампутировали ступни обеих ног. Сила духа, мужество, желание вернуться в строй помогли герою повести совершить духовный подвиг. Он не только научился заново ходить, но и вновь стал летать, воевать и сбивать немецкие самолёты, и это можно назвать подвигом во имя Родины. Прототипом героя произведения Полевого стал легендарный лётчик, Герой Советского Союза Маресьев.

Можно ли сказать, что героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» тоже совершили подвиг? В произведении автор рассказывает о девушках-зенитчицах. Пять из них погибли, когда вместе со старшиной Васковым преграждали путь вражеским диверсантам, которые направлялись к железной дороге, чтобы подорвать её. И пусть не все девушки погибли героически (утонула в болоте Лиза Бричкина, испугалась и выскочила на врага Галка Четвертак), я думаю, можно сказать, что и они совершили подвиг: не дали врагам пройти к железной дороге, взорвать её, нанести урон советской армии. Особенно яркой является героиня повести Женька Комелькова. Именно она выходит на берег озера, зная, что враг рядом, что она под прицелом. Но её поступок заставил фашистов отступить, пойти кружным путём, а бойцы во главе со старшиной выиграли время. Женька погибает героически: уводит за собой врагов, спасая жизнь своим товарищам. Скромный обелиск, поставленный на опушке леса после войны, — это память о молодых, которые сражались за свою Родину и погибли, защищая её.

Читая книги о войне, о подвигах, совершённых во имя людей, во имя Родины мы учимся у их героев стойкости, преданности Родине, умению защищать её до последней капли крови.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

«Летающая тетушка», Анатолий Приставкин

Не стоит забывать о том, что наш автор писал не только для взрослых. Рассмотрим самое известное его произведение для детей. «Летающая тетушка» — это сказка, но не привычная, в которой говорится о волшебных зверях, удалых молодцах и прекрасных царевнах. Приставкин рассказывает совершенно другую историю. Она о нашем мире, где люди давно разучились гулять, предпочитая передвигаться на автомобилях, да и умение плавать многим без надобности. Полеты же считаются вообще чем-то нереальным. Но если предположить, что люди когда-то спокойно могли передвигаться по воздуху, как сегодня ходить? О том, почему мы утратили эту способность, рассказывает книга Приставкина.

Произведение, совершенно детское, затрагивает очень серьезные темы, связанные с внешней и внутренней человеческой свободой.

Главный персонаж произведения

Одет мальчик был как настоящий красноармеец. Потертая шинель, которая уже плотно прилегала к детскому телу, на голове пилотка, сапоги, сшитые явно на заказ, так как не были велики ребенку, а приходились именно впору. Его детское личико было обветренным, но тем не менее не выглядело изможденным или истощенным. Оно как будто стало приспособленным ко всем жизненным тяготам.

Светлые глазки ребенка, которые смотрели на офицера, державшего его маленькую ладошку, были полны мольбы. Как будто он всем своим сердцем хотел о чем-то попросить его. Но не мог выразить это словами маленький солдат. Анализ первых строк произведения показывает, что мальчик прощается с этим человеком, который является либо его отцом, либо очень близким товарищем.

История создания произведения

Андрей Платонов сам познал все тяготы военного времени, и, конечно, не мог не затронуть эту тему в своих произведениях. Именно в 1940-е годы автор начинает полностью посвящать свое творчество детям, пережившим события войны. Платонов становится популярен не только своими рассказами, но и сборником сказок, который называется «Волшебное кольцо».

Писатель очень тепло относился к тем детям, которых называли «маленькие солдаты». Это ребята, знающие о войне не понаслышке. Они сражались рядом со взрослыми бойцами и тоже вносили свой вклад в долгожданную победу над немецкими оккупантами. Часто слыша о таких подвигах, а возможно, и становясь их очевидцем, Андрей Платонович хотел выразить в своих произведениях, как отразилось это время в душах детей.

Как пережили войну маленькие солдаты? Что пришлось испытать этим ребятам, которые порой находились достаточно близко к линии сражений? В 1943 году появился рассказ «Маленький солдат», краткое содержание которого опишет небольшой фрагмент из жизни ребенка, на собственном опыте узнавшего, что такое война.

«А зори здесь тихие…»

Произведение советского и русского писателя Бориса Львовича Васильева. Одна из известнейших фронтовых повестей во многом благодаря одноименной экранизации 1972 года. «А зори здесь тихие…» Борис Васильев написал в 1969 году. Произведение основано на реальных событиях: во время войны солдаты, служащие на Кировской железной дороге, помешали немецким диверсантам взорвать железнодорожное полотно. В живых после жестокого боя остался только командир советской группы, который был награжден медалью «За боевые заслуги».

«А зори здесь тихие…» (Борис Васильев) – книга, описывающая 171-й разъезд в карельской глуши. Здесь находится расчет зенитных установок. Солдаты, не зная, что делать, начинают пьянствовать и бездельничать. Тогда Федор Васков, комендант разъезда, просит «прислать непьющих». Командование отправляет к нему два отделения девушек-зенитчиц. И как-то одна из новоприбывших замечает в лесу немецких диверсантов.

Васков осознает, что немцы хотят пробраться к стратегическим объектам и понимает, что их необходимо перехватить здесь. Для этого он собирает отряд из 5 зенитчиц и ведет их к Синюхиной гряде через топи одному ему ведомой тропой. В ходе похода выясняется, что немцев 16 человек, поэтому он отправляет за подкреплением одну из девушек, а сам преследует врага. Однако девушка не доходит до своих и погибает на болотах. Васкову приходится вступить с немцами в неравный бой, и в результате гибнут оставшиеся с ним четыре девушки. Но все же коменданту удается захватить врагов, и он отводит их в расположение советских войск.

В повести описывается подвиг человека, который сам принимает решение противостоять врагу и не позволить ему безнаказанно ходить по родной земле. Без приказа начальства главный герой сам отправляется в сражение и берет с собой 5 добровольцев – девушки вызвались сами.

Суть произведения

Главный герой рассказа остался неизвестным, он олицетворял множество военных историй. Сюжет стихотворения заключается в небольшом эпизоде, повествующем о том, как советские солдаты взяли поселок. Начало произведения вносит интригу в повествование. Герой описывает свои мысли и сожаления о том, что не познакомился с мальчиком. Он коротко описывает внешность парнишки и сравнивает его со многими детьми, детство которых было испорчено войной. Также здесь упоминается страшный и трудный бой, в котором нужно идти до конца.

В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки. Суть заключалась в том, что во время нападения танковая группа не могла добраться до центра города из-за атаки противника. Ребенок смог узнать позицию пушки врага и сообщил об этом танкистам. Этим самым он помог уничтожить три танка противников. Уставший солдат произнес только слова «Спасибо, хлопец!» и пожал маленькую ручку.

В конце изложения можно понять, что композиция замыкается. Среди многих боев, которые были на счету у танкиста, он не мог забыть только один. Герой очень хотел встретить того мальчика, он узнал бы его сразу. Танкист очень сожалел, что не спросил, как звали этого ребенка.

Анализ главы «Поединок»

Глава «Поединок» имеет в поэме «Василий Теркин» особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который «был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит», но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: «Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит». Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами — натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом («Человек ты? Нет. Подлец!», — говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая «подвиги» этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: «Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: — Герой!» Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом — в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Творческий успех

Анатолий Приставкин на долгие годы связал свою жизнь и творчество с ГЭС. Его произведения были посвящены исключительно людям, работающим там. В 1961 году Приставкина принимают в союз писателей. После этого выходят несколько его книг, посвященных сибирякам: «Записки моего современника», «Страна Лэпия», «Костры в тайге».

Когда строительство было окончено, писатель вернулся в столицу, но не обрывал связи с друзьями, обретенными в Сибири. Часто возвращался на Ангару, Богучаны, Усть-Илим. В эти годы в печати за свои произведения он был прозван «летописцем эпохи».

На все время строительства писатель совсем оставил тему военного детства. Перерыв длился почти два десятка лет. Но вот уже в 1971 году выходит повесть под названием «Солдат и мальчик». Однако опубликована она была только через 7 лет в журнале «Знамя», в редакции которого и пролежала все эти годы.

Кроме этого, Приставкин увлекся документальной прозой и быстро заслужил звание признанного мастера этого жанра. Писатель много путешествовал, посещал различные предприятия. Так, после посещения завода появился очерк «Мастера», который был опубликован в «Литературной газете» в середине 70-х.

В 1985 автор окончил роман «Вор-городок», в которой затронул новую для себя тему – работу учителей и жизнь школы. Произведение имело невероятный успех у читателей.

Вариант 2

Годы войны от нас всё дальше и дальше. Новому поколению остаётся только узнавать от своих дедушек и бабушек, насколько страшная была война. Столько крови и слёз было пролито. Сколько людей было убито. И все эти страшные воспоминания унесла с собой война. Нельзя забывать эти тысячу четыреста восемнадцать дней, каждый из которых важен каждому. Ту войну нужно вспоминать с гордостью. Ведь столько подвигов совершили герои, которые пошли на фронт. Будущее поколение должно знать своих героев. Это надо помнить вечно.

Ещё один хороший способ рассказать будущему поколению о подвигах и трагедиях той войны – писатели. Благодаря писателям, мы можем понять то время, понять тех людей и людей, которые потеряли близких. Одно из этих произведений « В списках не значился». Это произведение не об одном герое, а обо всех защитниках.

Николай Плужников воплощает в себе черты характера тех самых защитников, их образ, неизвестный. Его имени не было в списке, его имени не знали, но это не помешало ему стать на защиту Брестской крепости. Буквально когда он туда прибыл, начался бой… Бой, который длился 9 месяцев. Он не сбежал, не испугался, а защитил родную землю, как герой.

Этот образ, который создаёт Николай, воюет до конца, до смерти. Не ради славы, не ради чего-то там, а ради Родины. Честь – самое главное. Он защищал свою землю, не боясь смерти

Он был готов умереть, потерять самое важное, но не проиграть в этой битве и не сдаться

Такие люди должны оставаться в наших сердцах. Эту любовь и гордость мы должны передавать из поколения в поколение. Ведь время идёт, и мы становимся всё дальше и дальше от войны. Ветеранов осталось совсем немного, мы должны их навещать, благодарить за победу, спрашивать, как там, на войне, помогать. Узнавать о войне больше и больше, развивать в себе патриотов. Нужно надеяться, чтоб в будущем был только мир и такая война больше не повторилась.

Для того, чтоб развивать будущее поколение, существуют фильмы о войне, песни, книги. Столько источников. Пусть все помнят о великих подвигах людей. Пусть, большинство до этих дней неизвестные, но мы должны это исправить и узнать. Люди должны знать настоящих героев и помнить их вечно.

Вариант 3

Образ главного героя произведения Твардовский задумал еще в 1939 году, когда его призвали в армию и он работал военным корреспондентом во времена финской кампании. Стихотворение о бойце Васе Теркине было опубликовано в военной газете в 1940 году, а первые главы поэмы автор написал весной 1941 года.  Но, когда началась Великая Отечественная война, Твардовский переосмыслил взгляды на образ Теркина, этот образ он вынашивал всю войну,  дорабатывая главы, писал новые, а последняя глава появилась уже летом 1945 года.

Можно уверенно сказать, что это произведение – энциклопедия жизни народа и солдат в военное время, ибо каждая глава являлась как бы реакцией автора на происходящее на фронте. В целом тема поэмы – это Великая Отечественная война  во всех ее тяготах и лишениях, выпавших на долю страны.

Так принято, что за жанром это произведение – поэма, но это не совсем так. Автор считал, что это «книга про бойца», давая ясно понять, что в ней много отступлений от жанра поэмы. И это так, ведь каждую главу можно читать, как отдельное произведение. Это поэма многожанровая, ибо здесь переплетаются лирика, былина, сказка, анекдот, присказка и другое. Поэтому это уникальное, реалистическое произведение,  адресованное сражающимся на фронте бойцам за свободу Родины.

Каждая глава является самостоятельным произведением. Все  главы связаны между собой только образом главного героя Василия Теркина.

Василий Теркин простой русский боец, который прошел через горнило войны от самого начала до конца, завершив свой боевой путь в Берлине. На его военную долю выпало немало испытаний – он был три раза ранен, один раз еле выжил, голодал, мерз. При всем этом он храбро сражался, был душой среди солдат, весельчаком и никогда не унывал. Этим образом автор показал, что русские люди уверены в своей победе над врагом, что их дело правое, ибо они сражаются, героически отстаивая свою родную землю. Василий Теркин является символом непобедимости русского народа.

В произведении также подчеркнут подвиг русских женщин в тылу, а вот образы врагов изображены обобщенно. В поэме нет фамилий, кроме главного героя. Этим Твардовский подчеркнул, что весь народ является героем.

Поэма написана простым разговорным русским языком, понятным и близким для бойцов. Здесь есть описание природы, фронтового быта, жизни в тылу, а переплетение трагического и смешного еще более подчеркивает оптимизм народа. Внутренние монологи и рассуждения автора раскрывают истинную душу русских людей.

Это произведение Твардовского имело колоссальный успех как среди бойцов на фронте, так и мирных жителей.

Сочинения

Василий Теркин — произведение, раскрывающее тему нравственной силы русского народа, тему солдата и его подвига. Работа представлена отдельными автономными рассказами, которые объединяет главный герой и общая тема. Как и у всех произведений Твардовского, Василий Теркин имеет историю создания и свои художественные особенности. Их мы изучали на уроке в школе, а сейчас озвучим в нашем сочинении.

Василий Теркин история создания кратко

История создания поэмы Твардовского началась конечно с замысла. Идея будущей поэмы возникает у писателя, еще в годы Финской войны. Тогда совместными усилиями редколлегии ленинградской газеты На страже Родины, и был придуман главный герой. Изначально персонажа использовали для небольших стихов, и на страницах газеты появлялись небольшие фельетоны о боевом товарище, удачливом бойце. Но видя популярность персонажа, писатель решается на большее. К тому же завершение Финской войны заставило писателя взглянуть на ситуацию по-другому, и переосмыслить образ Теркина. Твардовский начинает работать над написанием масштабной работы.

Так, история создания поэмы Василий Теркин начинается уже в 1940 году, когда автор написал черновые варианты первых глав. Одну из них писатель успевает разместить на страницах газеты. Так появился боец, воплотивший нравственные качества поколения предвоенных лет

Популярность Теркина росла, а сам автор чувствовал важность поэмы, и ее роль для солдат

Если в 1941 году автор приостановил написание поэмы, то в 1942 году работа возобновляется. Начинается новый этап создания поэмы. Теперь читатель видит измененную философию, обновленного персонажа, с помощью которого автор раскрывает военную тему, тему Родины и народа. Начиная с 1942 года Твардовский непрерывно печатает отдельными главами свои работы. Работа над поэмой завершилась в 1945 году. Именно тогда была написана последняя глава поэмы.

Замысел автора и художественные особенности

Как уже было отмечено выше, поэма Василий Теркин и ее история создания началась с замысла, который появился еще в годы войны с Финляндией, где писатель работал военным корреспондентом. Военные события стали причиной создания главного персонажа и написания поэмы в целом. Произведение держится на оптимизме и юморе, которые были так нужны боевым солдатам.

Говоря о художественных особенностях, стоит отметить присутствие образа автора. Они представлены в лирических главах От автора, где писатель описывает своего персонажа или же делится размышлениями о произведении и его сюжете. Когда читаешь поэму, видишь подробное описание быта солдат, включающее походное питание, описание одежды бойцов, снаряжения. В этом также проявляется художественная особенность произведения. Но главной особенностью поэмы о Василии Теркине является то, что каждая глава как отдельное полноценное произведение, со своим началом и концом. Объединяет же все главы Василий, позволяя обобщить работы и назвать их историей об одном бойце, не имеющей ни начала, ни конца.

Заключение

Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.

Писатели-фронтовики — это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов.

Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя.

В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт.

Стоит отметить, что тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается всей нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.

Таким образом, изучив данное произведение, можем сделать вывод, что повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации.

Произведения Кондратьева — это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после.

Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза — свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения.

И, следовательно, повесть «Сашка» посвящена обычному человеку, ничем не выделявшемуся среди других, бою местного значения и отрезку времени жизни других таких же солдат — его товарищей, которые и помыслить не могли тогда, что эти четыре года войны, представятся им бесконечной вечностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: