«иисус христос -суперзвезда», рок-опера: краткое содержание, сюжет

Иисус в искусстве

Христианские мотивы являются вдохновляющими на творчество. В искусстве распространено немало произведений, что соотносятся с жизнью и делами Бога-Сына.

Изображение Иисуса Христа

Иконопись. Иконопись начинает становиться известной с VI века нашей эры. Тогда только складывается образ Божьего Сына, но заметны подвижки. Со временем сформировались канонические черты изображения Его. В православии популярными стали Спас Вседержитель (Пантократор) и Нерукотворный.

Живопись. Широкое распространение образа Христа получили картины, написанные в Европе в периоды Ренессанса и Реформации. Религиозное назначение практически отсутствовало, но это подтолкнуло художников к новому витку творчества.

Prev 1of4 Next

Скульптура. Широко распространены скульптуры в виде распятия. Самой популярной является Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро.

В литературе

Являясь популярным персонажем произведений, где необходимо указать на греховность человека, образ Христа стараются не афишировать, скрывая его под другим именем. Одним из примеров может послужить образ Иешуа Га-Ноцри из произведения  Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

В таких фильмах присутствует описание жизни Христа. Как раньше, так и сейчас тема плодотворная.

Prev 1of5 Next

В музыке

Известен клип 1994 года на песню Ирины Аллегровой «Я тебя отвоюю» был снят тематический клип, где был показан крупным планом сюжет распятия Христа.

Жизнь Спасителя могла сложиться иначе, будь он простым человеком. Но будучи Сыном Божьим и обладая безмерной любовью ко всем живущим, он не мог поступить иначе. Его Жертва – это настоящий подвиг, который служит современным христианам ориентиром к вратам Града Господня.

Раскаяние предателя Иуды и приговор Пилата

Увидев истязания Христа, его бывший товарищ начинает мучиться угрызениями совести. Он приходит к первосвященникам, которые убеждают его, что он все сделал правильно. Тем временем Иисуса снова приводят и Пилату и просят, чтобы тот приказал его распять. Пилат возражает, но в конце концов дает согласие. Заканчивается опера выкриком Христа, который просит Отца простить своих палачей. Также он передает в руки Богу свою душу.

“Иисус Христос — суперзвезда” — рок-опера (краткое содержание вам уже известно), продолжающая звучать со многих сцен мира в течение более чем 40 лет. Прекрасная музыка и текст, полный гуманистических идей, — вот главные составляющие ее успеха и популярности.

Как войти в Царство Божие

Для начала стоит поверить в того, кого послал Всевышний. Так Христос отвечал тем, кто спрашивал его о способах попасть в Град Божий. Тот, кто верит, обретает благодать, неверующий обретает Гнев Божий в себе.

Фарисеи и книжники, что осудили Спасителя на долгую и мучительную смерть, были близки Земному Царству, но так далеки от Небесного. В их деяниях нет ничего богоугодного, потому что они даже не старались понять суть учения Христа.

Чтобы встать подле Него, ощутить счастье и радость от пребывания с Ним, достаточно довериться Божественному Промыслу. Не искать закономерностей, спорных моментов. Подобное знание вводит в заблуждение и лишь усугубляет процесс отдаления от Господа. Сын Божий учил доверию. Только доверяя можно стать лучше.

Человек грешен. Каждый день, прожитый на земле, является испытанием, в ходе которого испытывается наша вера. В Град Божий имеют доступ только те, кто не имеет за собой грехов. Но как, спросите, достичь Его, если люди грешны?

Необходимо покаяться. Покаяние – это признание своего греха. Только в истинном прозрении и страхе перед собственными прегрешениями можно вернуть душу в то состояние, когда она была кристально чиста и невинна. Тогда Господь откроет перед вами врата Дома Своего.

РЕКОМЕНДУЕМ: Благодарственные молитвы Господу Богу.

В крещении человек обретает сам себя. Такова была жертва Сына Божьего, теперь все верующие могут попасть в Рай. Помимо желания, необходима еще и божественная помощь. Лишь то, что от Духа имеет право на Царство Божие.

Плоть – часть Земного Мира, сотворенного Всевышним давным-давно. Здесь она и должна остаться. Поэтому одних хороших дел недостаточно. Необходима крепкая вера в праведность своих дел, согласно заповедям, которые нам оставил Спаситель.

Ожидание пришествия Мессии

Событие появления Спасителя не было спонтанной блажью Всевышнего. Он понимал, что просто обрестись в Земном Царстве не получится, необходимо подготовиться к этому. Пришествие Сына Божьего на землю не было секретом. Многие ветхозаветные пророки высказывались по этому поводу.

Творец являлся перед ними и давал знамения, по которым можно было судить о том, что скоро мир изменится. А пока нужное время не наступило, Господь находился в ожидании, наблюдая за потомками Ноя, Авраама и Давида, пока, наконец, не появилась женщина достойная выносить Его. Ей стала Дева Мария, которая известна как Богоматерь.

В руках Бога были все события мира. Он лицезрел с небес, как войска одного государства покоряют воинов другого, строятся города и разрушаются под натиском неприятелей. Каждое событие имело свою связь с Промыслом Божьим, который вершился во имя одной цели – создать условия, где появится Мессия, что приведет человечество к Царству Его.

Время появления Спасителя совпадает с периодом, когда все языческие народы были покорены Римской империей. Это обстоятельство позволяло апостолам Божьим беспрепятственно путешествовать по всей империи, в рамках единого государства. Общим языком для всех был греческий. Это упрощало распространение религиозных идей.

Каждая община, вне зависимости от того, где она находилась, могла связаться с другой и не терять с остальными контакта. Римляне принесли с собой науку и философию. Подобные новшества были чужды язычникам, но в рамках ассимиляции они смирились с этим.

Вера в языческих богов стала разрушаться. Интеллектуалы прошлого, наблюдая за упадком культур многих языческих народов, делали надежду на то, что скоро придет Спаситель, который восстановит миропорядок и не позволит роду человеческому загнать себя в тупик.

Учение Господа Иисуса Христа

Спаситель прибыл на землю с целью – засвидетельствовать истину. Поэтому каждое слово Христа священно. Верующий человек должен беспрекословно доверять Ему и жить так, как завещал Всевышний. О себе Сын Божий говорил, как о Спасителе. Но кого он спасал? Людей. Каждый прожитый день на земле был направлен на то, чтобы понять людей и за них отдать свою душу в искупление грехов.

У Господа был единственный Сын, которому Он доверился и отправил в Земное Царство спасти заблудшие души. Только благодаря Его смерти, каждый верующий обрел шанс попасть в Град Божий и стать бессмертным, если его поступки можно оправдать в лице Христа.

Христос Сын Божий, так как родился на земле, но духовно он единороден Творцу. Иными словами, Христос и Господь – это одно и то же. Как чтят Бога, так должны чтить и Спасителя, так как он и есть Бог. О Божественной Сущности Бог-Сын рассказывал каждому. Открылся  Он и перед алчными судьями Синедриона, которые посчитали эту истину за богохульство, не узнав в Нем Сына Божьего.

Он был равным им, но и одновременно выше. Своим проповеди он читал не индивидуально, а всем людям вместе. Таким образом, одна из главных идей христианства состоит в совместном спасении. Если оступился один, другой должен подать ему руку. Этот путь для каждого един, а в конце него наступит эпоха Истины и Благодати.

У христианина есть цели и задачи. Только при соблюдении особых правил, у верующего появится возможность вступить в Град Божий и жить вечно.

Праздник в православном Богослужении

Триумфальный въезд Христа в Иерусалим произошел за неделю до Его смерти. Когда Спаситель появился в городе, то первым делом направился в Храм. Там он перевернул все прилавки торгашей и выгнал их на улицу. Он объявил, что с этого момента Его дом нарекается Домом молитвы.

Первые упоминания о праздновании вхождения Христа в Иерусалим появились в описаниях событий 3 века. Верующие совершали крестный ход, держа над головой пальмовые ветви. Празднование продолжалось целую неделю, до дня распятия и смерти Иисуса. Эти 7 дней получили название Неделя виий – так называли на местном наречии пальмы.

Характеристика главных героев

Уэббер и Райс в одном интервью говорили, что хотели показать на сцене не Бога, а человека, а это музыкальное произведение не имеет особого отношения к религии. Актеры, наряженные под апостолов, скорее походили на хиппи, актуальную молодежную субкультуру 70-х. По словам авторов, они намеренно сняли с Христа ореол божественности. Здесь 2 главных героя противопоставлены друг другу, две разные жизненные позиции, в которых правы и неправы оба.

Описание Христа

Нельзя считать одного из героев положительным, а другого — отрицательным. Иисус в опере далеко не похож на героя из Библии, и конфликт не в том, что один добрый, а другой злой. Иисус в опере больше похож на лидера хиппи. Цель его жизни — избавить людей от всякого зла и бороться за справедливость. Тем не менее он весь в сомнениях и предчувствиях чего-то катастрофического и не может понять, зачем нужно жертвовать жизнью.

Он верит в предписания судьбы, считает, что в жизни каждого человека все заранее предопределено. Кульминационной является сцена суда. Иисус с достоинством принимает обвинение и согласен на казнь. Он отказывается от помощи Понтия Пилата, и все завершается смертью. В последнюю минуту Христос просит простить его убийц. Отношения с толпой у Иисуса тоже не из простых:

  1. Для нее он является богом и суперзвездой, народ преклоняется перед ним: «Иисус Христос, коснись нас, целуй нас… Мы любим тебя».
  2. Но человеческие страдания толпу не интересуют. Когда миф о боге развеивается, люди отрекаются от него и требуют расправы.

Только Мария-Магдалина по-настоящему любит Иисуса, любит не суперзвезду, а обыкновенного земного человека, сомневающегося, одинокого и страдающего. Эта высокая и светлая любовь противостоит всем драматическим событиям рок-оперы и представляет большую ценность для зрителя.

Характер Иуды

Иуда достаточно умен и знает, что Иисус — Божий сын и имеет дар предвидеть события, поэтому прекрасно представляет, что роль доносчика уготована ему заранее. По его мнению, Иисус все дальше уходит от целей своего учения, и скоро наступит тупик. И желая найти выход из этого тупика, Иуда доносит римским властям о месте нахождения сына бога.

Сегодня, спустя три десятка лет, значение этого музыкального произведения не утратило своей актуальности, и на спектаклях сплошные аншлаги. Это одно из самых значимых явлений в развитии современного музыкального театра, стимул к становлению жанра рок-оперы в России.

Иконография

Первые изображения Входа Господня в Иерусалим, появились на саркофагах, и дата их определяется как начало 4 века. Изложения событий на иконах имеют отличия. Различают три основных типа подачи картины въезда в ворота города.

Чаще всего Христос изображен восседающим на осле. За ним следуют его ученики. Реже на иконах рядом с ослицей, везущей Спасителя, нарисован молодой белый жеребенок. Впереди Иисуса бегут дети. Они в качестве приветствия и поздравления, стелют под ноги животного одежды, бросают ветви, которые срывают с деревьев.

Позади Иисуса следуют апостолы. На некоторых иконах за учениками идут христиане, желающие услышать Его проповедь, женщины с детьми на руках. Позади шествия видно город и церковные купола, часто увенчанные крестами.

Среди икон встречаются композиции, где по бокам от едущего верхом на осле Учителя, следуют два апостола: Петр и Иоанн.

В 15 веке в русской иконографии появилось новое течение. Его сторонники изображали Учителя, который ехал на осле спиной вперед, повернувшись к своим ученикам и беседуя с ними.

Легендарный состав

Мало кто знает, что Уэббер и Райс приглашали уже бывшего на тот момент солиста группы The Beatles, но всё ещё культового рок-музыканта Джона Леннона для исполнения роли Иисуса. И тот даже дал согласие — при условии того, что Марией Магдалиной будет Йоко Оно. Но Йоко не согласилась, и авторам пришлось искать других исполнителей ключевых ролей. А жаль.

Роль Иуды в альбоме и премьерной постановке исполнял Мюррей Хэд. Он долгое время не соглашался участвовать в этом проекте, но, по иронии судьбы, именно эта роль не только сделала его знаменитым, но и стала вершиной его музыкальной карьеры, а песня «Superstar» в его исполнении по-прежнему остаётся хитом. Конечно, стиль песни, выходящий далеко за пределы привычного церковного стиля, был непривычен для слушателей, но неожиданно она получила положительную оценку со стороны духовенства.

На роль Иисуса был приглашён Ян Гиллан — солист группы Deep Purple. Кроме того, исполнитель роли мессии пел и играл во многих других группах, в том числе в Black Sabbath, а также учился в одном классе с Питом Таунсендом, одним из основателей группы The Who. Партия Иисуса также стала одной из основных вех в карьере музыканта, однако в экранизации 1973 года её исполнил Тед Нили, так как Гиллан предъявил слишком высокие требования, связанные с плотным графиком гастролей Deep Purple.

Уэббер долгое время не мог найти достойную солистку на роль Магдалины. К счастью, однажды он случайно в ресторане услышал девушку, которая проникновенно пела под собственный гитарный аккомпанемент. Это была юная Ивон Эллиман, которая, конечно же, приняла предложение композитора за шутку, но, подумав, согласилась принять участие в записи и не пожалела. Партия Марии Магдалины сделала её знаменитой.

Роль Понтия Пилата исполнил американский актёр и певец Барри Деннен, который в начале шестидесятых ещё жил в Нью-Йорке с никому пока не известной Барброй Стрейзанд и помогал ей делать первые шаги на пути к славе. К счастью, в конце десятилетия он уехал жить в Лондон и стал частью легендарного состава рок-оперы.

Прекрасно исполнил партию Симона Зилота Джон Густафсон, который на самом деле вовсе не певец, а самый значительный ливерпульский бас-гитарист (после Пола Маккартни). Он играл во многих английских группах, в том числе в проектах Роджера Гловера и The Ian Gillan Band.

Под псевдонимом Пол Рейвен будущий звезда глэм-рока Гарри Глиттер исполнил роль одного из священников.

«Суперзвездный» миф об Иисусе

Спорить можно до бесконечности. И все-таки стоит учесть, что евангельский текст и рок-опера лежат в разных плоскостях — смысловых и стилистических, и рок-опера Ллойда Уэббера обращена прежде всего к современности, особенно когда задает сакраментальные вопросы о взаимоотношениях «суперзвезды» и толпы, психологии сильных мира сего и цене человеческой жизни. Изначальная установка авторов сочинения была полемической: «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, — говорил Тим Райс. — Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека».

«Либретто оперы… мягко говоря, «адогматическое», — пишет в своем блоге богослов диакон Андрей Кураев. — Но музыка талантливая. И в истории религиозного пробуждения в СССР эта опера сыграла важную и добрую роль». В 1970-е годы рок-опера Ллойда Уэббера «сняла шоры с многих комсомольских глаз». Оказалось, что Христос может быть интересен нынешнему человеку, а «вера бабушек может давать повод для современнейшего искусства».

В рок-опере Иисус Христос, по словам культуролога Бориса Парамонова, «был выведен из автоматизма восприятия, был дан вне богослужения». И оказалось, что «именно в этом качестве он по-новому близок и родствен».

По сути, Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер написали оперу-диалог, открытое по смыслу произведение, в котором поставлено много вопросов, но далеко не на все вопросы даны привычные канонические ответы.

Один из вопросов задает Богу-отцу сам Иисус Христос, который в рок-опере не понимает, почему должен погибнуть: «Show me just a little of your omnipresent brain,/ Show me there’s a reason for your wanting me to die». Понтий Пилат называет Иисуса «невинной марионеткой».

В трактовке Райса Иуда — «самый мыслящий апостол», остальные апостолы — почти безликое окружение «суперзвезды».

Так или иначе, отличия сюжета рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» от текста Евангелия можно перечислять бесконечно. Если же рассуждать о трактовке евангельских мифов, то, по мнению Александра Журбина, роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — «гораздо более серьезное проникновение» в библейские легенды.

«»Иисус Христос — суперзвезда» не совсем библейская история, — говорит Александр Журбин. — И изложена она на хипповатом, молодежном сленге». Тем не менее, подчеркивает композитор, «тот, кто не знает евангельского мифа, благодаря красочной, развлекательной истории может заинтересоваться историей, рассказанной в самой Библии».

Кстати, такой же эффект производит и «Мастер и Маргарита» — одно из самых насыщенных смыслом и открытых для разных трактовок произведений русской литературы.

Аллилуйя любви

В России «Иисус Христос — суперзвезда» идет в разных переводах (в театре имени Моссовета и в Санкт-Петербургском театре «Рок-опера») или на языке оригинала (Московский театр музыки и драмы Стаса Намина). В петербургском театре «Рок-опера» спектакль стал долгожителем — «Иисус Христос — суперзвезда» впервые был поставлен в 1990 году.

В Театре Стаса Намина рок-опера идет 11 лет. По словам Стаса Намина, художественного руководителя и главного режиссера театра, постановка «делалась максимально близкой к бродвейскому образцу, с теми же аранжировками, весь звук снимался с оригинала». Однако в версии театра есть существенное смысловое отличие: «Наша постановка дает ощущение, что Иисус Христос воскрес. Этого нет в оригинале, там открытый финал». В юбилейный для оперы год, заключает Стас Намин, готовится новая постановка на русском языке.

Опера, когда-то взорвавшая музыкальный мир, стала в стране классикой и обещанием хороших кассовых сборов, особенно на общем фоне мюзиклов, отечественных и западных, которые с трудом определяются со стилем и качеством исполнения.

Из всех современных рок-опер и мюзиклов «Иисус Христос — суперзвезда» — одно из немногих сочинений, побуждающих публику размышлять. Это своего рода учебник психологии, главы которого изложены с помощью музыки и лирики.

И одновременно эта рок-опера — аллилуйя любви, добру, романтике, смелости, которые составляют суть всех вечных мифов и которые так малозаметны в нынешней жизни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Подробный пересказ

Иисус приходит в Иерусалим и убеждает людей, что он сын Божий. Говорит им жить сегодняшним днём и ни о чем не беспокоиться. Иуда же недоволен, что Иисус чрезмерно возвышает себя, не заботится о нищих и приводит Марию, которая не вызывает доверия. Христос в порыве злости кричит на Иуду, говорит, что нищие будут всегда, а он, Иисус, скоро исчезнет, поэтому нужно внимать истине, пока не стало поздно.

В это время первосвященник Каиафа убеждает остальных представителей власти в том, что Иисус опасен для народа. Они выходят на площадь и просят Христа успокоить народ, однако толпа продолжает петь и ликовать.

Симон — человек из толпы — говорит Иисусу, что люди уже готовы свергнуть власть Рима, но Христос отказывается, потому что толпа не понимает, что значат сила и слава на самом деле.

Следом за этим эпизодом — Сон Пилата. Римскому правителю приснилось, что он встретил в городе иудея с печальными глазами. Тот не отвечал ни на какие вопросы. Зал заполнился обозленными на него людьми, и также быстро опустел. В следующий миг эта толпа плакала по иудею и винила Пилата за его казнь.

Иисус строит храм, однако выгоняет оттуда всех людей, потому что они не поняли священности этого места. Христос осознает, что последние три года пролетели как 30 лет. Нищие и убогие люди молят Христа о помощи, однако их становится слишком много, и Иисус не может спасти всех, поэтому велит им лечить себя самостоятельно.

Снова появляется Мария. Она успокаивает Иисуса, просто его ни о ком не заботиться, кроме себя самого, а сама размышляет, как сильно ее жизнь изменилась с появлением этого человека.

Иуда же обращается к властям, потому что боится, что Иисус не принесет ничего хорошего людям. Иуда предает Иисуса за 30 монет, рассказывая Каиафе, что они смогут найти Христа в полночь в Гефмиманском саду.

Иисус расстраивается, что народ не смог внять его идеям и не запомнит его так, как ему хотелось бы. Также предрекает, что один трижды отречется от него, а другой предаст.

На тайной вечере Иуда признается, что выдал Иисуса властям, целует его в лоб и уходит. Иисус обнаруживает, что вокруг не осталось ни одного апостола: ни Петра, ни Иоанна, ни Якова. За ним приходят власти.

Народ гонит Иисуса в дом Каифы. Вопрошает, сможет ли он теперь выкрутиться своими чудесами. Христос никак не может подтвердить, что он действительно сын Божий. Петр трижды отрекается.

Христа приводят к Пилату. Тот удивляется, что Иисус, хоть и считается царём иудеев, на царя совсем не похож. Иисус отрицает, что он царь, и говорит, что Пилат сам дал ему такой титул. Король Ирод в манере ток-шоу говорит, что был рад встретиться с Иисусом, но издевается над ним и объявляет мошенником.

Иуда раскаивается в своем предательстве. Спрашивает Бога, почему именно он избран для такого тяжкого преступления, обвиняет во всем Бога и убивает себя.

Начинается суд над Иисусом. Народ признает, что тот должен быть распят. Пилат не хочет казнить Христа, поэтому прилюдно хлещет его бичом, но толпе этого мало.

С терновым венком на голове, отдав душу Богу, Иисус был распят на кресте.

Читательский дневник.

Происхождение Иисуса

На современном этапе развития истории сложно принять одну из точек зрения, касательно реального существования Христа. Это проблематично, потому что ежедневно публикуются новые источники, которые подтверждают факт существования Иисуса, то опровергают его. Впрочем, некая историчность свидетельствует реальность деяний Божьего Сына в нашем мире.

Историчность Иисуса Христа

Первым свидетельством, в котором упоминается Спаситель, является цитата из исторического труда древнееврейского историка Иосифа Флавия. Сообщение было сделано на заре нашей эры в 1 веке. Историк не был христианином.

Источнику сложно доверять по причине того, что его переписчик работал на рубеже III-IV века и был христианином. Вполне вероятно, что текст был интерполирован и приведен в форму, согласно которой не возникало бы вопросов, о происхождении Христа.

Часть критиков полагает, что если бы Флавий признал Христа Сыном Божьим, то не ограничился бы одним параграфом в своем труде. Скорее всего, была бы написана подробная книга, куда вошли бы упоминания о ранних годах жизни Христа и Его конечный путь на Голгофу.

Исследования по вопросу продолжались и в 1971 году израильский ученый Шломо Пинес при детальном изучении труда на арабском языке христианского епископа X века Агапия Манбиджского. В работе он ссылается на текст Иосифа Флавия. В представленной интерпретации Христос назван Мессией.

Ученые не могут дать четкого ответа на возникший вопрос. Вероятно, что  фрагмент имеет место быть и отражает реальную историческую ситуацию. А возможно, произошла еще одна интерполяция с целью возвышения христианского учения.

Много упоминаний о существовании Христа можно найти в работах таких римских историков, как Транквилла, Тацита и Плиния Младшего. Ближе к 21 веку появляются исследователи, которые выступают в пользу неисторичности Спасителя ( Роберт Прайс, Томас Томпсон, Дороти Мердок).

Точки зрения на происхождение Иисуса

Считается, что Спаситель был рожден в маленьком городке Вифлеем. Дева Мария взяла на себя обязанность стать сосудом для Святого Духа, который непорочно зачал Его.

Имеется мнение, что об этом говорил еще ветхозаветный пророк Исаия, который утверждал, что Мессия появился из чрева девственницы. Эту версию отвергают как иудейские толкователи, так и светские исследователи христианского учения.

В период античного общества были распространены антихристианские полемики, в которых выдвигалось мнение, что Христос – дитя внебрачной связи. Христиане отвечают на подобные вопросы категорическим отрицанием.

На то есть ряд причин. В те времена дитя вне брака считалось позором. Таких детей не несли в храм. Из Библии известно, что Спаситель еще в малом возрасте имел привычку часто посещать церковь, но и общаться с местными учеными мужами (Ему тогда было 12 лет).

Критики пытаются очернить Библию и идеальный образ Сына Божьего, однако, даже эта попытка натыкается на Евангелия, написанные очевидцами событий – апостолами Иоанном и Матфеем. Присутствуя на казни Христа, они видели все своими глазами. У них нет причин лгать, Евангелии можно приравнять к историческому источнику.

Заговор и ликование народа

Иисус входит в Иерусалим и его приветствуют толпы, выкрикивающие: “Осанна! Осанна!” Народное ликование ввергает в ужас священников, которые решают любым способом избавиться от Христа. Они говорят о нем, используя лексику, которая применяется при описании жизни и карьеры звезд шоу-бизнеса.

Далее на сцену вступает Симон Зелот, по прозвищу Петр, который призывает Спасителя выступить против Рима. В ответ Иисус говорит о том, что смерть можно попрать только смертью, и что Иерусалим никогда не сможет понять смысла этой фразы. С его арией перекликается певческий монолог Пилата, в котором он рассказывает о приснившемся ему печальном иудее, на которого толпа сначала излила свой гнев, а затем вознесла, обвинив в его гибели римского прокуратора.

Икона праздника:

В центре иконы — Сам Христос.

Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.

Слева изображены апостолы,

они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.

Справа на иконе — жители Иерусалима и гости,

которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.

В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.

Елеонская гора

Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24

), а позднее — вознесется на Небо (Деян1 ). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.

Ослик

на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред

.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.

Дети, постилающие одежду

в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали:воцарился Ииуй! (4 Цар9 :13).

Пальмовая ветвь

для еврейского народа символизировала веселье и торжество. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней

(Лев23 :40). Когда первосвященник Симон освободил Иерусалим от язычников, то его, как победителя, встретили пальмовыми ветвями (1 Макк13 :51). Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Пальмовым, илиВербным, воскресеньем (Неделя ваий).

О природе Царства Божия

Ответ на то, что собой представляет Царство Божие можно найти в Притчах Христа, которые он рассказывал на проповедях. Каждая из них пропитана истинным смыслом, который сложно не понять, если иметь доверие соразмерное детскому.

Выделяется притча, смысл которой в пастырской миссии Спасителя, а все люди на земле подобны овцам. Как пастырь Иисус заботится о каждом, чтобы тот ни в чем не нуждался. Истинное счастье можно обрести также через послушание.

Благодать и истина являются частью Царства Его. И именно эти сокровища были дарованы Церкви, ради людей, что ищут ответ и никак не могут насытиться в познании. Эти Дары принадлежат нам и мы в состоянии ими пользоваться, если имеет достаточную веру и любовь Всевышнего.

Жизнь Христа – пример того, как должен жизнь настоящий христианин, чтобы попасть в Царство Божие. Искренне верить в Господа, на Его силу и Божественный Промысел, не избегать уготованных Им испытаний и достойно сносить их.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: