Гуси
Предлинной хворостинойМужик Гусей гнал в город продавать;И, правду истинну сказать,Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:На барыши спешил к базарному он дню(А где до прибыли коснется,Не только там гусям, и людям достается).Я мужика и не виню;Но Гуси иначе об этом толковалиИ, встретяся с прохожим на пути,Вот как на мужика пеняли:«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?Мужик так нами помыкает,И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;А этого не смыслит неуч сей,Что он обязан нам почтеньем;Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,Которым некогда был должен Рим спасеньем:Там даже праздники им в честь учреждены!» —«А вы хотите быть за что отличены?»Спросил прохожий их.— «Да наши предки…» — «Знаю,И всё читал: но ведать я желаю,Вы сколько пользы принесли?» —«Да наши предки Рим спасли!» —«Всё так, да вы что сделали такое?» —«Мы? Ничего!» — «Так что́ ж и доброго в вас есть?Оставьте предков вы в покое:Им по-делом была и честь;А вы, друзья, лишь годны на жаркое».
Баснь эту можно бы и боле пояснить —Да чтоб гусей не раздразнить.
Басня Крылова Квартет
Иван Андреевич Крылов с помощью своих басен хотел донести до читателей насущные проблемы страны в социальной, политической и культурной сферах жизни. Он обличал человеческие пороки и дурные черты характера, указывал на слабые места в делах государства. Статья содержит анализ басни «Квартет», написанной в 1811 году.
Сюжет
Животные затеяли музыкальное представление и собрались в следующем составе: Мартышка, Осел Козел, Медведь (Мишка). Вчетвером они составили квартет. В распоряжении у зверей были ноты и музыкальные инструменты.
Начав музыкальную партию, звери поняли, что ничего у них не выходит – мелодия не идет. Тогда Мартышка предложила решение: поменяться местами и сесть друг напротив друга. После того как животные пересели, музыка все же не получалась. Тогда Осел предложил сесть зверям рядом. Но и после этого действия музыка не получалась.
К незадачливым музыкантам прилетел Соловей и раскрыл секрет их неудач: дело не в том, как они сидят, а в том, что таланта и мастерства нет ни у одного из членов квартета: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Герои
Как и во всех своих произведениях, в басне «Квартет» Крылов создает аллегоричные образы. Для этого он использует самых ярких представителей животного мира: проказницу Мартышку, Осла, Козла и косолапого Мишку. Эти животные обычно характеризуются набором определенных качеств. Например, Мартышка – глупая, озорная, любит кривляться, Осел – глуп и неуклюж, Козел – невежественен, так же неуклюж, а Медведь не образован, лишен слуха и голоса.
В качестве противопоставления автор приводит Соловья – одаренного, способного певца и музыканта, который и делает горе-музыкантам замечание, ставшее афоризмом на все времена: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь…».
Мораль
Басню «Квартет» трактуют по-разному. Одни видят здесь намек на плохих политиков и управленцев, которым недостает умения грамотно организовать дела. Вот так сидят по кабинетам чиновники и только и делают, что просто меняются местами, но от этого ничего хорошего вокруг не происходит.
Другие считают, что эта басня именно про музыкантов, которые, не обладая никакими талантами, пытаются показать себя и выставить настоящими звездами. И тут уже не помогут ни ноты, ни басы, ни альта, как их ни расставляй.
Но у всех трактовок есть одна общая мораль: в любом деле важно мастерство и умение, мало ограничиваться только наличием инструкций и инструментов. Также важен талант и понимание самой сути дела
Третейский судья в этой истории – соловей, который и выносит вердикт незадачливому квартету: чтобы что-то получилось, нужен профессионализм.
Басню Ивана Крылова «Квартет» хорошо понимают младшие школьники, которые, в первую очередь, видят в ней хвастовство – качество, которое в людях не любит никто.
Квартет
Сейчас читают:
Сочинение Память о Великой Отечественной Войне егэ 15.3
Великая отечественная война — самая жестокая и кровопролитная из всех войн 20 века. В каждой семье есть свой герой, а то и не один участник этой войны.
Сочинение по картине Боровиковского Портрет Е.Н. Арсеньевой 5 класс
Известный русский художник — портретист В. Л. Боровиковский написал портрет Е. Н. Арсеньевой в конце XIII века, в 1796 году. Владимир Лукич был востребован как мастер портретов знаменитых и влиятельных людей.
Сочинение на тему Традиции моей семьи
В нашей семье, существует, одна очень давняя традиция, которую придумали насколько мне известно, еще мои брабабушка и брадедушка. Каждое первое воскресенье весны, мы всей семьей, включая даже дальних родственников,
Адресаты любовной лирики Лермонтова сочинение 9, 10 класс
В жизни Лермонтова было несколько женщин, которые оставили след и в его сердце, и в его произведениях. Просто не понятно, как они считали его некрасивым. Выразительные карие глаза на одухотворённом лице
Сочинение по картине Суриков Степан Разин эссе 6 класс, по обществознанию
Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной
Суриков, постоянно изображал
Сочинение Пожарный моя будущая профессия
Даже маленький ребёнок знает о важности профессии пожарного. Родители с самого детства рассказывают малышам о правилах как весть себя с огнём и приборами, который его вызывают
Картинка Басня Крылова Ворона и лисица
Эту басню можно без сомнения назвать самой известной у Крылова, с этим согласятся все, от мала до велико. Весь текст произведения давно разобран на цитаты, герои непременно вызывают симпатию, а количество аллюзий в искусстве, кинематографе и мультипликации и вовсе сложно сосчитать. Да-да, речь идёт о басне «Ворона и Лисица
».
Иван Андреевич Крылов написал это ироничное произведение в 1807 году, а через год опубликовал в журнале «Драматический вестник». С тех пор, басня обречена на успех и популярность у русскоязычной публики.
Идея басни не оригинальна – сюжет прошёл долгий путь, переходя из «рук в руки» разных выдающихся литераторов. Впервые басню с аналогичной фабулой написал Эзоп, затем её переиначил французский баснописец Лафонтен, а после уже Крылов в XIX веке. Хотя и другие русские поэты переводили лафонтеновскую басню до Крылова – например, Сумороков и Тредиаковский. Но заслуга Крылова в том, что он не стал заниматься литературным переводом, а на основе известной ситуации создал совершенно новую басню с национальным русским колоритом.
Сюжет басни
Наверно, невозможно найти человека, который не смог бы пересказать сюжет этой незатейливой истории. В центре сюжета проворная, но глуповатая Ворона и очаровательная хитрая Лиса. Однажды Ворона смогла раздобыть где-то сыр – «бог послал», указывает нам автор на туманные обстоятельства обретения лакомства пернатой.
Желая полакомиться в «гордом одиночестве», птичка забралась на верхушку ели, но на её беду заприметила её Лисица. Вернее не её, а аппетитный сыр. Как достать лакомство? Не трясти же дерево?! На помощь нашей героине пришла хитрость, вернее лесть. Стала она восхищаться красотой птицы, делать комплементы, сокрушаясь при этом, что не может послушать голосок столь дивного создания. Заслушав такие речи и желая продемонстрировать голос, Ворона «каркнула во всё воронье горло». Сыр упал прямо в лапы Лисы и «с ним была плутовка такова».
Поучительное наполнение басни
Столбик текста с морализаторским содержанием автор размещает в начале произведения, превратив в его в своеобразный поучительный эпиграф.
Крылов очень красноречиво и изобразительно рассказывает своим читателям о разрушительной силе лести. Порою не в силах здраво себя оценить, человек хватается за льстивые слова других, попадая при этом в глупую ситуацию. А льстецов, к сожаленью, всегда много вокруг. Тем более, если человек обладает властью или может быть чем-нибудь полезным. Вот и начинает хитрое окружение «петь» дифирамбы жертве, преследуя только лишь личную выгоду.
При этом баснописец, утверждает, что большинство людей знает про то, что нужно быть начеку с такими вот льстивыми «подпевалами», но устоять часто невозможно. «Гнусная вредная лесть» всегда найдёт «уголок в сердце» человека, особенно если он не отличается очевидными талантами.
Роль в искусстве и отсылки в культуре
Кроме того, что басня буквально вся была разобрана на цитаты, украсив тем самым русскую речь устойчивыми выражениями, произведение не раз нашло претворение в виде намёков, аллюзий или прямых цитат в кинематографе, изобразительном искусстве и особенно мультипликации. На ум сразу приходит «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег» и «Белка и Стрелка», где ворону заменил крыс Веня, говорящий голосом Евгения Миронова. Это уже не говоря о мультфильмах, дословно передающих текст.
Яркий понятный язык, симпатичные герои, отличное чувство юмора и глубокий смысл делают басню «Ворона и Лисица» самой читаемой и любимой у взрослых и, конечно, детей, которые знакомятся с произведением уже в начальной школе.
Возможно, будет полезно почитать:
- Комплексная уборка подъездов Уборка подъездов по доступным ценам от вкосервис ;
- Тсж, жск и другие формы управления жилищным хозяйством и их особенности Кто управляет ТСЖ ;
- Порядок определения размера квартплаты и расчет стоимости коммуналки Какие коммунальные платежи в квартире ;
- Управление жилым фондом, услугами и тарифами ;
- Плюсы и минусы создания ТСЖ ;
- Ламода возврат товара: как это сделать, образец заполнения заявления Что не подлежит обмену или возврату ;
- Расчет заработной платы по совместительству примеры ;
- Система оплаты труда: нюансы и «подводные камни ;
Высказывания о людской глупости
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться!
- Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
- Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но все не впрок.
- Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.
- Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.
- Так часто человек в расчетах слеп и глуп. За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: а как на деле с ним сочтешься – попался, как ворона в суп.
- Когда боится трус кого, то думает, что на того весь свет глядит его глазами.
- Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: не видит добрых он, куда ни обернется, а первый сам ни с кем не уживется.
- Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
- Кто самолюбием чрез меру поражен, тот мил себе и в том, чем он другим смешон; И часто тем ему случается хвалиться, чего бы должен он стыдиться.
- Нередко мы, хотя того не примечаем, себя в других охотно величаем.
- Как ни приманчива свобода, но для народа, не меньше гибельна она, когда разумная ей мера не дана.
- Различность разумов пристрастно различая, не редко жалуем того мы в дураки, кто платьем не богат, не пышен волосами; кто не обнизан вкруг перстнями и часами и злата у кого не полны сундуки.
- Нет, кумушка; а видывал частенько, что рыльцо у тебя в пуху.
- А ларчик просто открывался.
- Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно.
- По мне, уж лучше пей, да дело разумей.
- А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.
- Завистники на что ни взглянут, поднимут вечно лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают да отстанут.
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.
- Осёл был самых честных правил: ни с хищностью, ни с кражей незнаком, не поживился он хозяйским ни листком и птицам, грех сказать, чтобы давал потачку..
- И правы – сам себя вини: что ты посеял, то и жни.
- То волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает.
- Какую ж ты себе защиту здесь сулил? Нет, в наших мужичках не столько мало толку, чтоб на свою беду тебя спасли они.
Анализ
Создатели работы И.А. Крылов и его басни рассматриваемое произведение анализируют следующими тезисами:
- Лисица выступает олицетворением льстеца, который для достижения цели готов восхвалять кого-угодно самым наглым образом, пытаясь получить интересующую его вещь.
- Ворона — образ глупого человека, легко поддающегося на провокации и убеждения, часто попадающегося в капкан обмана.
- Влиянию лести подвержены недалекие и недальновидные лица, склонные к самолюбию и хвастовству.
Пояснения специалистов
Тихомиров Д.И. считает, что люди должны жить в мире и согласии. Это позволит оказывать пользу друг другу, не прибегая к лести. Граждане низкие и подлые, из корысти напрашиваются в приятели, унижаются и лебезят, а после достижения своей низменной цели, просто смеются над «товарищами», радуясь их простоте и глупости. Нередко они клевещут на того, кого только вчера восхваляли.
А теперь посмотрим, что думает о сути басни Крылова поэт Хемницер И.И.
Анализируя басню, он выделяет несколько основных пунктов:
- Ворона — прообраз не столько глупого человека, сколько любящего похвалу до чрезмерности, истинно верящего каждому слову. Если он возомнит себя таковым, каким восхваляет его льстец, попадает в ситуацию, схожую с пернатой героиней басни.
- Лисица — воплощение лукавого и хитрого человека. Для того, чтобы добиться своего, он готов на любое унижение и преклонение.
- Когда интерес подобострастного лица удовлетворен, он первый же будет хаять и всячески оговаривать своего недавнего благодетеля.
Основная мысль басни Крылова «Ворона и лисица» заключена в том, что плохо быть и лисицей, и вороной. В первом случае, льстец всеми призираем и неуважаем.
О доверии к нему даже и не говорится. Ворона-простак тоже не лучший жизненный образ, причем для самого себя. Над такими людьми иногда подшучивают, но чаще жалеют.
Педагог Водовозов В.И. считает, что смысл басни Крылова «Ворона и лисица» может быть неверно истолкован детьми, поэтому требует пояснения от взрослых. Он отмечает, что нельзя причислять все произведения Крылова исключительно к требованиям школьного возраста. Многие из них наполнены сатирой, которая абсолютно непонятна детям.
В «Вороне и лисице» отображена изворотливость и хитрость «плутовки», которая лестью выманивает завтрак у доверчивой птицы. Какая мораль в этом? Во-первых, показать практичный и актуальный урок тем, кто поддается на льстивые уговоры и ложные комплименты. Во-вторых, отобразить поведение хитреца, который втирается в доверие и с первого взгляда кажется приятной особой.
Анализ басни «Ворона и лисица»
Характер главных героев- налицо.
Лиса- красавица: хитра, умна и лжива, охотная на лесть. Также очень сообразительна и находчива.
Ворона, напротив, глупа, доверчива, недальновидна. Она поверила лестным словам лисы и каркнула, а петь- то она и не умела. Да и ангельским голоском похвастаться также не могла. Однако, как же ей понравилась хвала лисы, что аж вскружилась голова и ворона не смогла удержаться, попробовала спеть…
Сыр выпал — лиса получила лакомый кусочек и была такова.
Противоречие морали с текстом является главным противоречием этой басни.
Мораль заявляет, что льстить – это не хорошо, однако лиса становится победительницей благодаря своей игривости и остроумию. А одураченная, глупая ворона осталась ни с чем.
Анализ / мораль басни «Ворона и лисица» Крылова
Иван Андреевич Крылов – писатель, обновивший басенный жанр, перенесший его на русскую почву.
Басня написана в 1807 году. Ее автору в эту пору исполнилось 38 лет, он уже вышел в отставку с места секретаря генерал-губернатора. В тот период он был скорее драматургом, чем баснописцем. По жанру – социально-бытовая басня, аллегория на тему нравственности, по размеру – вольный ямб с охватной (в начальных строках), смежной, перекрестной (в финале) рифмовкой. Относится к басням с традиционным, заимствованным сюжетом. Мораль вынесена в начало произведения, является его своеобразным эпиграфом: лесть гнусна. Однако тщеславие настолько неистребимо, что «льстец отыщет уголок» в сердце практически каждого человека. Сюжетная канва проста. Действующие персонажи – птица и животное (вид становится именем и пишется с прописной буквы). Под этим иносказанием подразумеваются люди. Каждый из героев еще и носитель характерных черт, приданных ему народным сознанием. Скажем, лиса – символ хитрости. Отсюда же представление о вороне как о «вещунье» (предсказательнице, вестнице). «Твердили миру»: автор подчеркивает общеизвестность этого утверждения, говорит не только от своего имени. «Бог послал»: писатель усиливает необычайное везение птицы, редкостность подобного дара. Вообще же на Руси сыром называли творог. Раздобыть «кусочек» (сразу понятно, что маленький) сыра твердых сортов – задача не из легких. Счастливица несет его в лес. «Взгромоздясь»: птица была не из хилых, да и занятый клюв мешал ей сразу усесться как следует. «Позавтракать»: выходит, дело было ранним утром. «Призадумалась»: о превратностях жизни. «Лиса близехонько»: наречие с уменьшительным суффиксом, вкрадчивость которого как бы заранее характеризует нового персонажа, до того, как он что-то сказал и сделал. «Сырный дух»: возможно, сыр был с плесенью, к примеру, французский. Впрочем, нюх у лис и без того отличный. «Плутовка»: метонимия. «На цыпочках»: гипербола. «Вертит»: типичный пример устаревшего ныне ударения в словах. Начинается диалог. Ряд сладких обращений к Вороне: голубушка, сестрица, светик. «Право»: частица уверения. Череда восклицаний с экспрессивным оттенком, ласкательными суффиксами и междометиями: ну что за шейка! Какие перушки! «Ангельский голосок»: эпитет, превзошедший всякую меру по отношению к карканью вороны. «Царь-птица»: фольклорный оборот. Опьяненная похвалами Ворона со спертым «в зобу дыханьем» теряет бдительность. «Приветливы слова»: усеченная форма прилагательных. Решив, что пора огласить округу карканьем, Ворона берет высокую ноту. «Сыр выпал». Казус завершается улепетыванием «плутовки». Лексика живая, разговорная. Глаголы придают динамизм сюжету.
«Ворона и Лисица» И. Крылова впервые была опубликована в «Драматическом вестнике».
Щука
На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!
Читать текст басни полностью
Басня про ворону и лису
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, — И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Ворона, сыр и лисица
Известная басня ворона
и лиса известна каждому школьнику. Басня имеет глубокий смысл и мораль ее
велика, каждый может извлечь из нее урок. Давайте разберем ее подробнее. Обычно
басню учат на уроках чтения в начальных классах.
Анализ
Сюжет
Басня начинается о том что звери решили создать оркестр, при этом не умея собственно играть. С самого начала стало понятно что ничего с этого путного не выйдет. Первое слово Осел само за себя дает знать, следующим был Козел, который символизирует упорную глупость, Мартышка это тоже еще то чудо, а Медведь естественно косолапый.
Все они собрались чтобы очаровать своими талантами окружающих. Значит сели они под липу, ударили по инструментах даже не искали ладу. Тут обозвалась Мартышка, хотела она мелодию настроить, но дело все никак вперед не шло. Как вдруг Осел вспомнил секрет, сказал что если рядом сядем тогда и все по маслу станет. Послушав его, ребята дружно сели в ряд, но почему-то квартет не идет в такт. Все стало только хуже, в момент забыли о своем задании, как ругаться не прекращали. Как раз мимо пролетал Соловей, которого они посчитали последней надеждой и стали преданно просить о помощи. Он не отказал, но и помогать не стал, а только лишь сказал чтоб стать музыкантом превосходным нужно владеть умениями не хуже.
Главные герои
Осел – символизирует глупость.
Мартышка – ее можно охарактеризовать любопытством, суетливостью и легкомысленностью
Козел – владеет необъяснимым упрямством и тупостью.
Медведь – его можно описать неуклюжестью и отсутствием музыкального слуха.
Соловей — пример талантливого и способного человека, который работает над собой и не бросает слов на ветер.
Мораль басни
Хоть мораль следует и в очень примитивном существе, но, сколько смысла оно несёт. Для того чтобы стать музыкантом и не только им нужно иметь умения в той сфере и эта мудрость действительно касается не только музыки но и другого творчества и работы. Чтобы добиться успехов в любом вашем начинании, необходимо владеть, некими способностями и так же талантом, который присутствует у каждого еще с рождения. Никакие внешние данные, дорогие инструменты или приёмы не спасут вас, если вы не умеете писать музыку, играть на различных музыкальных инструментах, или же стоить дома и лечить людей. Даже наличие таланта это совсем не единое, что есть условием успеха и неправильно считать, что кроме таланта им ничего больше в жизни не понадобится. На самом деле, чтобы творить что то невероятное и необычное нужно беспрерывно работать над собою, прикладывать вагон и маленькую тележку усилий и стараний, чтобы добиться поставленной цели. Наибольше в басне высмеиваются люди, которые хвастаются и те кто слишком самоуверен в себе, при этом они впредь верят в то за что бы они не взялись у них все сразу получится. Но жизнь диктует свои правила и большинство вещей требуют тяжелого труда, о котором не задумываются те хвастуны. Каждый должен доказывать свои умения делом, а не словом поскольку красиво говорить умеют все, а делать явно не каждый.
Лисица, птичка и ворон.
На дереве в гнезде сидела птичка. В гнезде четыре птенчика было. Бежала мимо лиса, увидела птичку и говорит:
— Дай мне, птичка, одного птенчика, — мне есть хочется.
Птичка отвечает:
— Как я могу дать тебе своего птенчика? Ищи в другом месте, я не дам.
Лиса говорит:
— Если не дашь, я срублю твоё дерево. У меня сабля в меховом мешке.
Подняла лиса свой пушистый хвост и стала им размахивать, точно дерево рубит.
Испугалась птичка, заплакала.
— Не руби, лиса, дерево, дам я тебе птенчика.
И с этими словами выбросила из гнезда птенчика. А лисе этого и надо было. Схватила птенчика и унесла в лес.
Сидит птичка и плачет. Жаль ей своего птенчика. Летит мимо ворон и спрашивает:
— О чём, птичка, плачешь? Или горе у тебя большое?
Птичка отвечает:
— Как мне не плакать! Лиса съела одного моего птенца.
Ворон удивился, говорит:
— Как лиса могла твоего птенца съесть? Ведь гнездо твоё высоко на дереве.
— Я сама ей бросила его: лиса хотела дерево срубить, у неё острая сабля в меховом мешке.
Ворон говорит:
— Глупая, глупая ты! Это не сабля, а хвост. В другой раз придёт, пусть рубит, сама отступится.
После этого ворон улетел.
На другой день лиса снова пришла, говорит:
— Дай-ка мне ещё одного птенца, проголодалась я.
Птичка говорит:
— Нет, не дам я своего птенчика.
Лиса говорит:
— Тогда я дерево рубить буду.
И стала тут лиса хвостом по дереву бить. Била, била, все волосы с хвоста повыдрала, а дерево не шевельнулось. Присела лиса около дерева и спрашивает:
— Кто это тебя научил меня не слушаться? Не ворон ли тебе про меня насказал?
Птичка отвечает:
— Сама я догадалась, хотя и поздновато. Ведь есть же у меня свой ум!
Лиса говорит:
— Нет, самой тебе умом до этого не дойти, в этом тебе ворон помог.
Побежала лиса по лесам и долинам ворона искать. Много дней так бежала. И вот к большой реке подошла. На берегу реки оказалось несколько чумов. Тут, около людей, и решила лиса чем-нибудь поживиться. Вырыла лиса яму и легла в ней вверх брюхом. В яме зарылась, только один язык наружу высунула. Язык красный далеко видно.
Лежит так лиса, лежит, вдруг видит — ворон летит. А ворон увидел красный язык лисы и думает: «Эге, вот мне и ужин!».
Подлетел ворон к лисе и вцепился клювом в язык, а лиса тут схватила его за голову, смеётся:
— Ага, ты птичку уму-разуму учил, а теперь я тебя проучу.
Ворон просит лису:
— Ой-ой, не убивай меня так позорно. Если так убьёшь, никто тебя не похвалит. Подними лучше меня на скалу, поставь над обрывом, разбегись и столкни.
Лиса думает: «В самом деле, так его надо проучить, пусть упадёт да косточки свои переломает!».
Так лиса и сделала: поставила ворона на скалу, разбежалась и хотела его толкнуть. А ворон расправил свои крылья и полетел. Лиса с разбегу не удержалась и упала с обрыва, да так себе ноги и поломала. С тех пор перестала с вороном в хитрости состязаться.
Запись И Перевод В. Тонкова.
Жизненный путь И. А. Крылова
Жизнь баснописца Ивана Андреевича Крылова (рис. 1) была очень сложной. Она и не может быть лёгкой у человека, постоянно указывающего на человеческие недостатки и пороки. Рис. 1. И.А. Крылов (Источник)
Первое своё литературное произведение маленький Ваня Крылов написал, когда ему было 10 лет. Оно называлось «Прошение». Дело в том, что отец Вани и его младшего брата Лёвушки был армейским офицером, он участвовал в восстании против Емельяна Пугачёва и погиб, когда Ивану Андреевичу было 10 лет. Матушка маленького Ивана Крылова решила обратиться к императрице Екатерине II (рис. 2) с прошением. Прочитайте отрывок из этого прошения, которое было написано Иваном Крыловым:
«…воззрите милостиво на наше несчастное состояние и, приняв во уважение двадцатисемилетнюю мужа моего беспорочную и ревностную службу, повелите на пропитание наше и воспитание детей определить, что Вашему величеству всевышний Бог на сердце положит…».
Рис. 2. Императрица Екатерина II (Источник)
К сожалению, прошение не дошло до императрицы Екатерины, она на него не ответила. А Ваня очень надеялся на него. Он надеялся также на то, что они с Лёвушкой смогут продолжить образование, мама перестанет ходить по домам и работать на чужих людей, а бабушка будет печь вкусные пироги. Поскольку ответа на прошение семья Крыловых так и не дождалась, Ване пришлось работать. Десятилетним мальчиком он устроился на службу в канцелярию города Твери. Маленький мальчик должен был аккуратно переписывать бумаги, не допуская помарок. Но при этом он видел несправедливость, которая окружает его: прошения простых людей просто выбрасываются в мусорную корзину.
По вечерам маленький Ваня подходил к заветному сундуку, который остался ему от отца. В этом сундуке хранилось множество книг. И среди них был французский букварь, а в нём – басня Жана де Лафонтена (рис. 3) «Ворона и Лисица».
Рис. 3. Жан де Лафонтен (Источник)
Это была любимая басня Крылова. По вечерам маленький Ваня Крылов занимался переводами с французского языка на русский именно этой басни. Это очень его успокаивало.
Но вскоре семья решает переехать в Петербург. Мама Крылова надеялась на то, что там они смогут обратиться опять к императрице Екатерине и на помощь сослуживцев отца Ивана Андреевича Крылова.
Семья приезжает в Петербург. В это время на Сенатской площади был открыт памятник Петру I, так называемый «Медный всадник» (рис. 4).
Рис. 4. Открытие памятника «Медный всадник». Скульптор Этьен Морис Фальконе (Источник)
Вокруг памятника скопилось очень много людей. Окружённая охраной, стояла и Екатерина, но к ней нельзя было обратиться с прошением, нельзя было к ней подойти.
В течение нескольких месяцев Иван Крылов искал работу. Он устроился на службу в канцелярию. Там он видел то же самое: доносы, жалобы. Он понял, что жизнь в Петербурге ничем не отличается от жизни в Твери.
Когда Крылову было 14 лет, он случайно попал в театр и влюбился в него. Нужно сказать, что перу Ивана Андреевича Крылова принадлежит опера, которая называлась «Кофейница». Эта опера имела большой успех, но не принесла желаемого гонорара семье. Единственным гонораром, который заслужил Иван Крылов, был бесплатный проход в театр.
Крылова стали приглашать в известные дома, но он вызывал только усмешку: беден, плохо образован, небрежно одет.
Анализ и описание героев басни Ворона и лисица Крылова 3 класс
Ворона и Лисица — главные и единственные действующие персонажи одной из самых известных басен Крылова. Выражение «ворона и сыр» давно стало крылатым, означая упущенную по собственной глупости выгоду. Ворона — аллегоричный прототип жадного и одновременно крайне падкого на лесть недалекого человека, чей мир крайне эгоцентричен. Ворона отнюдь не наивная и доверчивая, просто ее желание показать себя во всей красе пересиливает в ней логику и здравый смысл.
Автор, к сожалению, не указывает прямо, где Ворона добыла себе пищу, но возникает ощущение, что тоже не самым честным способом. На примере самовлюбленного персонажа, баснописец советует читателю, что порой не стоит пытаться заявлять о себе при каждом удобном случае, подтверждая старинную пословицу, что молчание — золото. Именно поэтому, обладая каким-либо имуществом, знакомствами или возможностями, иногда не стоит заявлять о них во всеуслышание, в противном случае всегда найдется кто-либо достаточно ловкий и проворный, чтобы ими поживиться.
Лиса в басне Крылова оказалось именно таким хитрым и изворотливым персонажем. С давних времен считающаяся обладательницей тонкого ума, Лисица даже не попыталась насильно отнять приглянувшийся ей кусок сыра. Подобно поведению множества хитрецов среди людей, рыжая плутовка ласковыми речами заставила не слишком прозорливую Ворону широко разинуть клюв, и выронить кусок сыра. Этот факт еще раз доказывает, что далеко не всего в жизни следует добиваться физической мощью, порой правильное, вовремя сказанное слово и знание недостатков противника может сделать гораздо больше, чем кулаки.
Баснописец прозрачно указывает на то, что не каждый, кто говорит приятные, сладкие речи, может считаться искренним другом, вполне возможно, что это очередная «лисица» только и ждет, пока ей под ноги свалится то, что она пожелает отнять.
Несколько интересных Басен
Басня Эзопа Собака, Петух и Лисица Текст и анализ басни Собака, Петух и Лисица
Басня Крылова Лебедь, щука и рак Если рассматривать героев как друзей, то им катастрофически не хватает согласия и понимания
Не обращая внимание на желание и возможности других все стараются вывернуться на изнанку но сделать по своему.
Басня Михалкова Слон-живописец Басня показывает, что всегда нужно иметь голову на плечах. Нужно думать, прежде чем делать
Всем угодить нельзя и не нужно.
Басня Эзопа Угольщик и Cукновал Текст и анализ басни Угольщик и Cукновал
Басня Михалкова Заяц и черепаха Помощь нужна вовремя, когда в ней еще толк. А то позно может стать.