Главная тема стихотворения
Тема стихотворения — мужество народа в борьбе за выживание, сохранение своей идентичности и культуры. Автор призывает народ бороться и сохранять веру в будущую Победу, дорожить русским языком и культурой, не бояться трудностей. А главное — Ахматова считает, что русский язык обязательно нужно подарить будущим поколениям («…И внукам дадим, и от плена спасём»).
Основные образы стихотворения — великое русское слово, олицетворяющее всё богатство нашей культуры, и мужество — бесстрашие перед смертью и исытаниями. Также здесь представлен образ внуков — будущих поколений, которым предстоит жить после войны. И которые тоже должны будут беречь родной язык и культуру.
Поэтесса искренне гордится русским языком, говоря, что он — «великое русское слово». Она верит, что именно в языковой и культурной общности — единство и идентичность народа.
Важно, что поэтесса обращается в стихотворении — к слову, к русской речи. И она пишет не только от своего имени, но от имени всего народа «мы знаем», «на наших часах», «нас не покинет», «пронесём»
Она чувствует себя частью и народа, и его борьбы.
Ахматова понимает, что та, современная ей война, имеет особое значение не только для людей 40-х гг. ХХ в., но и для будущего России и, возможно, человечества. От её исхода, по мнению автора, зависели жизнь и свобода как русского народа, так и его культурного наследия. Это можно увидеть с первых строк: «Мы знаем, что ныне лежит на весах…»
Размер, рифма, риторика и строфика
Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.
Анализ стихотворения Андрея Белого «Посвящение»
С 1912 года Андрей Белый всерьёз увлёкся антропософским учением. Адепты этого философского течения придерживаются представлений о том, что человек может постичь собственную душу, а через неё и Вселенную, с помощью познающего разума. Они верили, что чистому уму под силу приобщиться через определённые ритуалы к секретам мироздания. Похоже, что именно эту способность поэт раскрывает в стихотворении «Посвящение».
Это произведение было написано в 1915 году. Оно представляет собой одну строфу, состоящую из восьми строк. Рифмы в стихотворении нет, но чувствуется ритм, обеспечивающийся размером – дактилем.
Лирическим героем является сам поэт. Как бедный странник он приходит к неким людям, которых он называет просто «вы», и просит милостыню в виде куска хлеба. Приняв дар, протагонист понимает, что его ладонь покрывается ожогами, ведь вместо хлеба ему вручили раскалённый камень. Поэт применяет нелогичный эпитет «расплавленный», хотя понятно, что если что-то расплавлено, то оно пребывает скорее в жидком состоянии, нежели в твёрдом.
Герой наверняка испытывает при этом чудовищные страдания, но вместо того, чтобы рыдать и кричать от боли, он обращает своё внимание на разворачивающуюся на его глазах фантасмагорию. Дело в том, что поблизости разгорается костёр
«Пламень танцует под небо» – так эффектно описывает автор это зрелище. Вокруг собираются люди. Они объясняют протагонисту, что это пурпур. Этот цвет, как объяснял Андрей Белый в письме Э. К. Метнеру, символизирует божественный огонь, который является своего рода вратами в рай – праведники пройдут сквозь пламя невредимыми, а грешники превратятся в пепел.
Некто восходит в костёр. По реплике «Он просветлённо смеётся…», которая доносится из толпы, становится ясно, что это мужчина. Поэт подробно описывает, что происходит с телом в этом жертвенном пламени, обозначенном пугающим выражением «пляшущий пурпур». Далее в тексте стихотворения присутствуют не менее жуткие эпитеты: «чёрный, осклабленный рот», «страшный череп». Градация «и кожу, и мясо» усиливает и без того тяжёлое впечатление от зрелища.
Таким образом, оба персонажа – и тот, что стоит в костре, и лирический герой, – испытывают невыносимую муку, но у них хватает воли преодолевать физические страдания. Недаром стихотворение носит название «Посвящение». Из его текста становится ясно, что этот акт превозмогания боли является обрядом, дающим неофиту ключи к тайнам мироздания. А поскольку герои выдерживают испытание, то и инициация может считаться свершившейся. Потому-то в финале произведения человек, объятый пламенем, награждается «густолиственным лавром», то есть становится мудрецом – посвящённым.
Метки: Белый
Сюжет и композиция произведения
Свою малую родину Есенин возвышает уже с первых строк, с грустью отмечая, что былые безмятежные времена остались в прошлом, хотя и оставили след в сердце лирического героя. Вообще же стоит отметить, что образ лирического героя здесь тесно связан с самим поэтом, т.е. создается по принципу протагониста. Тем трагичнее и безысходнее для читателя выглядят печальные сны поэта о местах, где у него уже нет возможности побывать.
Автор в третьей строфе выводит важную для своего душевного состояния (и всего дальнейшего текста) мысль: несмотря на естественный страх заблудиться в глуши и некую скованность чувств, герой всё равно испытывает особую грустную нежность, которую вызывает в его русской душе сельская природа. Кульминацией стихотворения становятся животрепещущие пейзажные картины, в которых Есенин с любовью описывает небеса, журавлей над голыми полями, деревья и кустарники.
В развязке стихотворения лирический герой иронично сокрушается, что не способен разлюбить родную сторонку, невзирая, быть может, на свое стремление казаться мужественным, смелым, дерзким. И именно благодаря огромной силе любви взрослые дни поэта наполнены теплотой и уютом, светом всех его добрых воспоминаний.
В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин создает нам образ чувственного и растревоженного лирического героя, который черпает жизненные силы из былых размышлений и сохранившихся в памяти красот родного края.
Средства выразительности
Образ главной героини создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: ««сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон». Сравнения в тексте нет. Предпоследний катрен построен на контрасте: «ярче становилась луна», «громче свистал соловей» – «бледней становилась она».
В последней строфе важную роль играет интонация. Душевную боль лирического «Я» автор передает при помощи оборванной синтаксической конструкции и восклицания.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Несжатая полоса» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – история создания, идея, жанр
Следующая
Анализ стихотворений«Последняя любовь» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, средства выразительности, композиция
Тема
Тема смерти распространена в мировой литературе, но А. Фет сумел раскрыть ее по-особому трепетно, с щемящей тоской. В центре анализируемого стихотворения образы лирического героя и девочки, второстепенную роль играет невидимый адресат, к которому обращается лирическое «Я».
В первой строфе лирический герой умоляет кого-то: «на заре ты ее не буди».
Он боится спугнуть утро со щек и груди девочки. Не зная, при каких обстоятельствах было написано стихотворение, трудно догадаться, что его главная героиня умирает. Однако, внимательному читателю об этом «кричат» детали: «горяч утомительный сон», бледность и боль в сердце. Портрет девочки также соткан из деталей
Автор обращает внимание на черные косы и румянец на груди. Он не может поверить, что юное создание так рано покидает этот мир
Лирический герой признается, что вечером видел, как девочка наблюдала за луной и слушала соловья. Видимо она понимала, что каждая ночь для нее может стать последней, поэтому так долго и засиживалась у окна. Она чувствовала боль в сердце, но не спешила прилечь. Лирический знает, что только во сне девочка может отвлечься от мыслей о смерти и хоть ненадолго избавиться от боли, поэтому свой монолог завершает повторением начальной просьбы.
Анализ стихотворения Андрея Белого «Меланхолия»
Стихотворение «Меланхолия» входит в цикл «Город» в сборнике «Пепел». Оно было написано Андреем Белым в Москве в 1904 году и впервые публиковалось в альманахе «Гриф» в 1905 году. Посвящено произведение переводчику Максимилиану Яковлевичу Шику, который служил корреспондентом журнала «Весы», и в чьём обществе поэт иногда проводил вечера во время встреч литераторов.
В своих воспоминаниях Андрей Белый отзывается о М. Я. Шике не самым лестным образом. Во втором томе автобиографии он пишет, что рядом с приехавшим из Германии франтоватым переводчиком он испытывал напряжение и даже уныние: «соскучился с шикарным Шиком из Берлина…»
Видимо, об этом неприятном состоянии тоски и идёт речь в стихотворении «Меланхолия». Автор, не скрываясь, говорит в нём от первого лица. Время действия – раннее утро, место – некогда шумный весёлый ресторан. Но в этот предрассветный час до лирического героя доносятся только звуки, которые издают служащие – лакеи, усталый музыкант. Последние гости покидают зал, оставляя героя в одиночестве бродить по пустеющим коридорам. Поэт использует необычный эпитет: он называет посетительниц в элегантных платьях феями, которые своими «атласами шушукают». Этот глагол вызывает интерес. Благодаря нему создаётся впечатление, что одежды дам – это тоже живые существа, которые тихонько шелестя переговариваются между собой.
Этот приём одушевления неживых предметов и явлений поэт ещё не раз использует в произведении. Например, он говорит о наступающем дне так: Уж скоро золотистый день Ударится об окна эти.
Благодаря этим строкам читатель может представить себе, что день – это огромная сказочная птица, которая бьётся в стёкла, чтобы впустить в мрачное помещение ресторана животворный солнечный свет.
Не менее живописен и образ усталого газового фонаря, что «дозирает», то есть бросает последние взгляды на пустые улицы и тёмные окна. Для усиления впечатления автор использует эффектный эпитет «огнистый глаз». Содержащиеся в этом словосочетании резкие свистящие согласные «с» и «з» могут напомнить нам о треске искр, медленно вспыхивающих и угасающих в старом фонаре.
Оживает под пером поэта и отражение в зеркале, в которое всматривается лирический герой. Мы не знаем, как ведёт себя сам протагонист, но его двойник очень эмоционален – он протягивает руки, заламывает их. Стоит заметить, что поэт говорит об «зазеркалье» как о «ясной глубине», в то время как в его настоящем мире мы видим клубы гари, отблески, обрывки звуков, какой-то беспорядок, путаницу. Более того, на протяжении всего стихотворения мы встречаем один и тот же повтор «Там – …», указывающий на стремление лирического героя покинуть этот неуютное место, в котором он бродит, как тень. Возможно, именно там, за прозрачным стеклом поэта ждёт то, чего он ищет в тёмных коридорах опустевшего ресторана.
Метки: Белый
Анализ стихотворения Есенина «Ну, целуй меня, целуй»
Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди них — произведение «Ну, целуй меня, целуй», созданное в 1925 году. До трагической гибели поэта оставалось немногим более 8 месяцев.
Последний период жизни Есенина неразрывно связан с именем Софьи Толстой, которая стала последней супругой поэта. Этот союз был обречен с самого начала, так как Есенин не испытывал особо глубоких чувств к своей избраннице. По большому счету, ему было все равно, с кем в очередной раз идти под венец, и на брак поэт согласился лишь из уважения к своей новой пассии, которая была в него искренне влюблена.
Софья, воспитанная в интеллигентной семье и являющаяся внучкой Льва Толстого, отличалась сдержанным нравом и целомудрием. Эти качества безумно раздражали Есенина, которому всегда импонировали страстные и темпераментные женщины. Поэтому в стихотворении, посвященном супруге, он отмечает: «Не в ладу с холодной волей кипяток сердечных струй». В этой фразе содержится намек на то, что эти два человека совершенно не
подходят друг другу, и остается лишь догадываться, что может их связывать в обычной жизни.
Разница в возрасте у Есенина и Толстой была незначительной, составляя всего 5 лет, однако казалось, что поэт прожил на целую жизнь больше своей избранницы. Поэтому, обращаясь к ней в стихотворении, он позволяет себе менторский тон, отмечая: «Понимай, моя подружка, на земле живут лишь раз!». Следует отметить, что в тот момент, когда создавалось это произведение, Есенин и Толстая еще не были официально женаты. Более того, о свадьбе автор даже и не помышлял. Зато очевидно, что о своей скорой кончине поэт догадывался, поэтому и подарил миру следующие строки: «Песню тлен пропел и мне».
Именно в этот период Есенин особенно остро ощущает, насколько скоротечна жизнь, и понимает, что она может оборваться в любой момент. Поэтому он хочет получить от нее все, что возможно, заявляя: «До кончины губы милой я хотел бы целовать». Поэт рассчитывает на то, что найдет понимание со стороны своей избранницы, которая действительно готова ради него поступиться собственными принципами и забыть о хороших манерах. «Пей и пой, моя подружка», — просит ее Есенин, прекрасно понимая, что подобные моменты безудержного веселья в его жизни становятся все более редкими и непродолжительными. И очень скоро наступит тот период, когда одиночество поэта уже некому будет скрасить.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь не жалеешь» Незадолго до смерти Есенин написал стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь». в котором в полной мере отражено ощущение одиночества.
- Анализ стихотворения Есенина «Мой путь» Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому последние несколько лет жизни словно бы подводил в стихах ее итоги.
- Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
- Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой.
- Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник.
- Анализ стихотворения Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата» В начале 20-х годов прошлого века отношение к творчеству Сергея Есенина было весьма противоречивым. Несмотря на то, что его называли.
- Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Ну, целуй меня, целуй»
Ну, целуй меня, целуй, Хоть до крови, хоть до боли. Не в ладу с холодной волей Кипяток сердечных струй.
Опрокинутая кружка Средь веселых не для нас. Понимай, моя подружка, На земле живут лишь раз!
Оглядись спокойным взором, Посмотри: во мгле сырой Месяц, словно желтый ворон, Кружит, вьется над землей.
Ну, целуй же! Так хочу я. Песню тлен пропел и мне. Видно, смерть мою почуял Тот, кто вьется в вышине.
Увядающая сила! Умирать — так умирать! До кончины губы милой Я хотел бы целовать.
Чтоб все время в синих дремах, Не стыдясь и не тая, В нежном шелесте черемух Раздавалось: «Я твоя».
И чтоб свет над полной кружкой Легкой пеной не погас — Пей и пой, моя подружка: На земле живут лишь раз!
Вариант №2
С. А. Есенин родился в 1895 году в селе Константиново. С детства его привлекала поэзия, он вдохновлялся красотой родных мест. Первое стихотворение Есенина было опубликовано в журнале Мирок и подучило отклики читателей. Сергей Александрович дружил со многими литераторами того времени, старался обмениваться опытом с признанными деятелями искусства.
Творчество С.А. Есенина было разнообразным. Он пробовал себя в нескольких жанрах, рождая в каждом из них удачные произведения. Основными затронутыми поэтом темами стали природа, Родина и любовь. Сергей Александрович известен своей чувствительностью. Влюбленный мужчина становился необычайно романтичным, что проскальзывало сквозь строки текста, посвященного музе. Одним из стихотворений с любовной тематикой является «Ну, целуй меня, целуй». Данное произведение было написано в 1925 году и адресовано третьей жене поэта, Софье Толстой. Эта девушка отличалась от предшествующих ей спутниц Сергея Александровича.
Взаимоотношения С.А. Есенина с последней женой не были идеальными. Супруги обладали противоположным темпераментом и разными взглядами: «не в ладу с холодной волей Кипяток сердечных струй». Поэт пишет о нехватки пылкости со стороны жены: «… на земле живут лишь раз», «чтоб…не стыдясь… раздавалось». Молодой человек честно признается своей возлюбленной в том, что хочет жить полной жизнью, радуясь и любя всем сердцем, совершая порой безрассудства. С. А. Есенин будто чувствует свою скорую гибель. В его стихотворении ощущается принятие неизбежного, спокойный взгляд в лицо смерти: «видно, смерть мою почуял», «умирать так умирать».
Стихотворение «Ну, целуй меня, целуй» пропитано эмоциональность, что подчеркивается обилием восклицательных знаков и обращений к «подружке». Поэт использует в тексте кольцевую рифму и разные средства выразительности. Метафоры — кипяток сердечных струй, эпитеты — спокойным взором, олицетворения – Месяц, словно желтый ворон
Несмотря на то, что за основу стихотворения взято общение с любимой женщиной, Есенин уделяет большое внимание описанию пейзажа вокруг
С.А. Есенин всегда нравился публике. Скорее всего, секрет популярности поэта в его умении «говорить просто о сложном». Его стихотворения не теряют актуальности спустя годы, а строки глубоки и мелодичны. Сергей Александрович по праву считается одним из самых выдающихся поэтов двадцатого века.
Ну, целуй меня, целуй
Сейчас читают:
-
Бунтующее сердце образ Базарова сочинение 10 класс
Образ Базарова – один из самых сложных и в тоже время предсказуемых, законченных. Нигилизм, принимаемый, как бунт против всего мира, это защитная реакция от неминуемо приближающегося конца. Базаров сам признаёт, что он не творец, не созидатель,
-
Сочинение-описание по картине Васнецова Царевна-несмеяна
Известный художник Васнецов написал очень много разных картин и одна из них называется «Царевна-несмеяна». Поскольку она является очень интересной, то и рассматривать можно ее очень долго.
-
Сочинение Субботний вечер у нас дома для 4 класса по русскому языку
В субботний вечер мы всей семьей собираемся дома. В этот день мама всегда готовит очень много вкусных блюд, а папа всегда проводит время со мной. Утро, в субботу, у нас начинается с совместного завтрака.
-
Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишневый сад сочинение
Помещик Гаев является одним из центральных персонажей произведения, однако воспринимается лишь как брат главной героини. Его образ необходим для понимания и всестороннего рассмотрения
-
Сочинение на тему Делай добро 6 класс
Каждый человек обладает этим великим благом, которое помогает другим людям почувствовать себя не одинокими, так как добрый человек, всегда придет на помощь и не сможет бросить другого человека в беде. Человек, устроен следующим образам:
-
Сочинение на тему С чего начинается Родина
В каждом человеке закладывается определенный фундамент начала, который потом развивается и укрепляется. Также и с Родиной.
Анализ стихотворения
Любовь – это чувство, которое испытывал каждый человек на Земле. И всегда она разная, приносящая счастье и отчаяние, душевный трепет ожидания и нестерпимую муку разлуки. Любовь сложно описать и передать всю её многогранность.
Знаменитая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова является одним из талантливых авторов лирики о любви. Из-под её пера вышло множество произведений на эту тему. Она по-особенному просто и ясно смогла раскрыть перед читателем всю глубину, силу и красоту этого чувства.
В 1911 году Ахматова написала стихотворение «Любовь». В этом произведении понятно и искренне говорится обо всех переживаниях человеческой души. Каждый может здесь найти те моменты, которые случились в его жизни, может быть не один раз.
Можно почувствовать холодок неуверенности, похожий на змейку, сжимающую трепещущее сердце: «А вдруг меня не любят?»
Потом этот страх проходит и к томящемуся человеку прилетает белый голубь, символ любви. Он садится на белое окно и воркует, принося умиротворение и состояние счастья.
В нетерпеливом ожидании любимого можно найти желанный образ в иллюзорно ярком блеске инея или в тенистых зарослях левкоя, разомлевшего на солнце.
Человеку, покорившемуся любви уже невозможно спокойно и размеренно вести свою жизнь. Это чувство как магнитом тянет к предмету страсти. Парадоксально сочетаются во влюблённом тоска и одновременно сладость от этого переживания.
Хочется молиться и плакать слезами счастья, как скрипка в руках умелого музыканта. Мелодия любви выходит у каждого своя, но у всех обязательно будут как светлые, радостные моменты, так и тягостные, тоскливые, рвущие душу на части периоды. Поэтому многие, трепетно желая всё это испытать, всё же опасаются этого чувства.
Человеку, ожидающему любви, кажется, что вот она, сейчас выглянет из-за поворота, улыбнётся ещё незнакомой улыбкой и оглушит, затянет в водоворот переживаний. И страшно становится от неизвестности, чем же всё это закончится. Этот новый, неизвестный пока человек, где он ходит? А вдруг пройдёт мимо? Может быть, он будет глуп, некрасив и злобен и любовь не принесёт так ожидаемого неземного счастья? Неизвестность и одновременно желание этих переживаний – вот парадокс любви.
Ахматова смогла всё это выразить в таком небольшом стихотворении. Вся трепетная ранимость человеческой души раскрывается в нём. Поэтесса описывает любовь, путём привлечения чувств, имеющихся у людей. Тут и слух, услаждаемый воркованием голубя, и зрение, помогающее найти милый образ в окружающем мире, и чувство молитвенного экстаза, орошающее сердце сладкими слезами.
Только человеку дана такая способность – любить. Необходимо открывать своё сердце навстречу и радоваться возможности таких переживаний. Они закаляют сердце и укрепляют душу.
Иван Суриков.Детство
Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство»
В своем стихотворении Детство Иван Суриков рассказывает о самом незабываемом и беззаботном периоде в жизни каждого человека. Именно в детстве ребенок по-иному оценивает все вокруг себя, природу, людей, явления. Стихотворение напоминает нам что в любом возрасте мы часто вспоминаем детство и черпает из воспоминаний все самое лучшее. Стихотворение Ивана Сурикова детство можно разделить на две части одна относиться к тому как природа готовиться к приходу зимы, а другу как человек готовиться к приходу зимней стужи, как он его утепляет и готовит зимний запас пропитания. В итоге стихотворение получилось совместить детские годы, веянье природы, и труд человека.
Сильнее времени
Память о детстве и отрочестве сильнее времени, её не стирает ничто, это фундамент, на котором стоит Есенин. Пусть мир трижды перевернётся, но домик детства никуда не денется, он словно заколдован, законсервирован и запечатан.
Анализируя текст стихотворения, мы видим, что в начале произведения поэт показывает нам свой домик с голубыми ставнями и отвешивает ему поклон, после чего переключается на описание природы. Это позволяет создать в стихе нужную атмосферу и дать почувствовать себя читателю на рязанских просторах, где втору строк дорог даже кривой ракитник и дешевенький ситец берез. В последней строфе автор вновь возвращается к дому, как будто, обойдя округу и ещё раз с ним прощается:
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Каменщик Брюсова
Безусловно, поэт представляет собой своеобразное зеркало, которое отражает движения в обществе, а в начале 20 века, когда Брюсовым было написано стихотворение каменщик, движения были революционными.
- Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина
Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.
- Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба
В стихотворении «Забелелся туман за рекой…» поэт-символист Федор Сологуб приглашает читателя в свой особый мир – мир тончайших оттенков чувств и красок, мир неведомого и невыразимого.
- Анализ стихотворения Юность Есенина
Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения
- Анализ стихотворения Толстого То было раннею весной…
Произведение относится к позднему творчеству поэта и представляет собой лирическое сочинение в виде ретроспективного взгляда на ушедшую юность.
Низкий дом с голубыми ставнями анализ стихотворения Есенина по плану
1. История создания.
Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…» было написано С. Есениным в 1924 г. В это время в творчестве поэта все чаще звучит ностальгия по своей малой родине и по прошлому. Произведение было впервые напечатано в том же году в журнале «Русский современник».
2. Жанр стихотворения
— пейзажная лирика с элементами философских размышлений автора.
3. Главная тема произведения
— тоска поэта по своему родному селу. Центральный образ, появляющийся в самой первой строке, — «низкий дом с голубыми ставнями». Он символизирует не только домашний очаг, но и всю прежнюю счастливую жизнь автора. После переезда из села Константиново в Москву Есенин с головой погрузился в шумную и суетливую жизнь большого города. За эти годы он перенес множество страданий и неудач. Поэт так и не смог обустроить свою личную жизнь.
Он любил и его любили, но все романы неизменно оканчивались расставанием. Есенин пытался понять и приспособиться к новому коммунистическому мышлению и образу жизни, но постепенно осознавал, что это — не его путь. Поэту было бесконечно жаль уходящей в прошлое патриархальной Руси. За это он подвергался яростной критике и находился на подозрении.
Чувствуя глубокую неудовлетворенность окружающей жизнью, Есенин находил спасение в алкоголе. Другим исцеляющим средством была поэзия. Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…» — обращение поэта к картинам родного пейзажа. Есенин признается, что русская природа может показаться бедной и неприглядной («серенький», «дешевенький ситец», «кривой и безлистый ракитник»). Но именно эта печальная картина заставляет сердце поэта трепетно сжиматься. Он испытывает «нежность грустную», которую не смогла заглушить разгульная городская жизнь.
Любовь Есенина к малой родине — врожденное чувство. Он него невозможно избавиться. Воспоминания о «низком доме» согревают душу поэта в самых тяжелых ситуациях. Он никогда не забывает о том, что на Руси есть место, где он родился и куда может вернуться в поисках утешения.
4. Композиция произведения
кольцевая. Первые две строки в точности повторяются в финале, подчеркивая значение центрального образа.
5. Размер стихотворения
— трехстопный анапест. Рифмовка перекрестная, за исключением пятой и шестой строфы (опоясывающая рифмовка).
6. Выразительные средства
. Есенин подчеркивает скромность русского пейзажа с помощью эпитетов: «сереньким», «тощие», «дешевеньким». Оригинальны метафоры, используемые поэтом: «отзвучавшие в сумрак года», «ситцем… небес». Есенин традиционно обращается к олицетворению: журавли «не видали», «слышали». Поэт, несмотря на критику, не отказывается от простонародных и местных слов: «курлыканьем», «березь да цветь», «родимая выть».
7. Главная мысль
произведения — у каждого человека в душе должен храниться святой образ своей малой родины. Этот образ позволяет пережить трудные ситуации, придает уверенность в собственных силах. Для Есенина «низкий дом с голубыми ставнями» — спасительный маяк, на который он ориентируется на протяжении всей жизни.
Множество произведений С. Есенин посвятил малой родине. Одним из самых трогательных является «Низкий дом с голубыми ставнями». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Низкий дом с голубыми ставнями» по плану.
Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина
Данное произведение посвящено личной жизни поэта. Однако это не классический образец любовной лирики, в стихотворении Есенин говорит о сложных взаимоотношениях и взаимопонимании, а также о своем восприятии жизни и смерти.
Стихотворение «Ну, целуй меня, целуй …» написано незадолго до самоубийства поэта. В последний период жизни он был не удовлетворен очень многим, личная жизнь не составляла исключения. На тот момент Есенин был женат на Софье Толстой, внучке автора «Войны и мира». Однако они очень различались по характеру. Поэт был человеком импульсивным, в отличие от своей спокойной и сдержанной супруги.
Разность их характеров вызывало отторжение поэта. В стихотворении выражено страстное желание сломать ее холодность. Пытаясь убрать разделяющее их, сделать свою супругу ближе, он напоминает о любовных встречах, поцелуях. Посвятивший много стихотворений кабацкой тематике, именно в теме пьяного разгула Есенин видел выражение настоящей свободы, поэтому и здесь, обращаясь к подруге, он выражает свое стремление еще немного пожить настоящей полной жизнью в этих образах.
Произведение представляет собой как бы обращение к женщине, не понимавшей его до конца, не способной разделить его душевные порывы. Поэт зовет свою подругу жизни разделить его порыв, хочет вместе окунуться в водоворот жизни, олицетворяемый здесь кружкой. Этот образ выражает стремление Есенина испить до конца все, и хорошее, и плохое, что готовит ему жизнь, насладиться ей напоследок.
В произведении выражено явное предчувствие приближающейся смерти. Это не суицидальные мысли, не желание уйти, а наоборот, ощущение увядания и тления. Вероятно, таким образом, Есенин хотел сказать, что он исчерпывает себя, ему нечего больше сказать. Однако он не желал малодушно бежать от приближающейся смерти или оттягивать ее приход. Натура Есенина не принимала такой путь. Он, обращаясь к своей подруге, советует посмотреть на жизнь именно спокойно, хотя, при этом рисует довольно неприглядные картины. Месяц на ночном небе изображен им в виде ворона, но тот, однако, окрашен желтым цветом. Золотой или желтый – один из любимых цветов поэта, в который он использовал для характеристики образов, имевших для него положительный смысл. Могильные символы – ворон и сырая мгла смешаны у Есенина друг с другом, что может означать, что уход из этого мира и страшил и манил его одновременно.
Композиция
Композиция стихотворения «Крещенская ночь» делится на 3 части. К первой относятся первые пять четверостиший. Перед читателем предстаёт ночь в зимнем лесу. Здесь присутствуют сказочные мотивы. Природа подобна таинственному живому существу, она сама становится наблюдателем:
Первая часть передаёт значение природы для человека, некое их взаимодействие. В старину люди высоко ценили дары природы, обожествляли её и надеялись на милость. Поэт обращается к народным поверьям, употребляя словосочетание «снежное лоно»: снег наделялся магическими свойствами.
Вторая часть стихотворения контрастирует с первой, покой сменяется напряжённостью. Однако эта настороженность свойственна только человеку. Природа остаётся такой же величественной. О разобщённости природы и человека, а также о недоверии первого божеской мудрости говорят следующие строки:
Здесь также ощущается одиночество человека, его страх. И хотя было сказано о разобщённости с природой, человек таится в лесу подобно лесному животному. Кажется, будто их объединяет древнее родство.
Третья часть состоит из последних двух четверостиший. Она посвящена мудрости, которая стоит над всем сущим, утерянный покой возвращается:
Всё встаёт на свои места, снова появляется мотив тишины.