Анализ стихотворения «родное» д. мережковского

Поэт и гражданин некрасов позиция поэта. «поэт и гражданин», анализ стихотворения некрасова. литературные традиции и преемственность

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом (как пушкинское «Поэт и толпа») с многочисленными пиррихиями. Мужская и женская рифмы чередуются. Кольцевая, парная и перекрёстная рифмовки чередуются неупорядоченно, как и у Пушкина.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов довольно часто поднимал проблемы общества и простых людей в своих произведениях. Можно сказать, что он восстал против условностей поэзии своего века, пошёл против устоявшихся традиций и вкусов. Возможно, именно поэтому Некрасова часто критиковали ещё при жизни, и даже после смерти, а его стиль и вовсе не признавали за поэзию.

Некрасов – поэт-реалист, который ставит во главу проблемы простого народа, проблемы выбора и гражданской позиции. Николай Алексеевич задается вопросом – а необходимо ли отражать в своём творчестве свои настроения, убеждения и взгляды?

Как раз именно это отражено в его стихотворение «Поэт и Гражданин». Оно представлено в виде диалога, конфликта двух сторон – активной жизненной позиции в лице Гражданина и пассивной со стороны Поэта. Все это произведение пропитано конфликтом двух сторон. Безусловно, и обе эти стороны всю жизнь жили в душе поэта, были отражены во многих произведениях автора.

Гражданин представляет собой активную позицию поэта, то, чего он добивался всю жизнь и жаждал видеть не только в себе. Это как совесть человека, активная жизненная позиция, призывающая не зарывать свой талант. Вне зависимости от должности и ранга Гражданин призывает служить отчизне. Проблема не только была, но и остаётся актуальной и в наше время. Все дело в том, что каждый человек талантлив по своему, но он его не развивает, а останавливается при достижении нужного только для него уровня. Служить Родине, обществу, своему народу – вот главные приоритеты Гражданина, которые в некоторой мере присутствовали и в самом Некрасове. Жизненная позиция – умереть во блага обществу. «Умрёшь не даром, дело прочно, когда под ним струится кровь». Ведь именно такая жизненная позиция поможет жизни общества. Тот случай, когда даже самые незначительные дела для Родины принесут пользу всему обществу.

С другой стороны Поэт – пассивная сторона общества и лично Некрасова. Образ сурового и одинокого человека. По всей видимости, в образе Поэта автору лучше всего было заложить основу пассивной стороны общества. Ведь именно поэт как никто другой талантлив, поэтому имеет возможность служить обществу во блага через свои произведения. Но Поэт не развивается, не служит обществу, оправдывая, что многие видят лишь одну дорогу славы. Проблема как нельзя актуальна и сейчас, когда талантливые в своей сфере люди не реализуют свой потенциал, а лишь творят только в рамках норм и моралей.

В оправдание Поэт приводит произведения Пушкина, которые имели колоссальный успех. Однако же стихотворения Пушкина певучи и красивы, но кроме как удовольствия они не приносят. Безусловно, они построены верно, читать их легко и приятно. Но сам Некрасов ассоциирует себя с Поэтом, и признает, что это вполне способно принести больше пользы обществу. Сравнивая себя с Поэтом из своего произведения, Некрасов признает, что он совсем не Пушкин, и славы его он не добился. Но в плане служения народу Некрасов своим творчеством добился большего, в чем и проявляется активная сторона, лучшие качества Гражданина.

И сам Поэт уже понял, что ошибся, перестав служить отчизне. Избрав пассивную сторону, Поэт не только не стал служить во благо обществу, но и остался без музы. Творя лишь в рамках морали и устоев общества, сложно реализовать свой потенциал в полной мере.

Кульминация спича Гражданина – призыв. Фраза, которая стала легендарной. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Призыв к гражданской позиции человека – вот основной смысл стихотворения Некрасова. Не теряет актуальности и сейчас, когда человек все больше думает о себе, о карьере и достижении жизненных благ.

Некрасов сделал гражданскую позицию основной темой своих произведений, и сам всю жизнь ей соответствовал. Желает он, чтобы и общество склонялось к позиции Гражданина. Вот почему стихотворение так популярно, несмотря на сложность его построения и восприятия.

Исторический контекст

В середине XIX века в кружке одного поэта-петрашевца кто-то сказал, что Гавриил Державин напоминает скорее «напыщенного ритора и низкопоклонного панегириста, чем великого поэта». Тогда один из членов объединения писатель Федор Достоевский гневно возмутился: «Как? Да разве у Державина не было поэтических, вдохновенных порывов? Вот это разве не высокая поэзия?» И он прочел наизусть стихотворение «Властителям и судиям» так, что никто из идейных товарищей больше не сомневался в величии поэта XVIII века.

Творческий взлет и продвижение по карьерной лестнице Державина пришлись на период царствования Екатерины Второй. В эти годы политическая и военная мощь страны усиливались с каждым днем, империя одерживала грандиозные победы. Власть сосредотачивалась на проблемах государственного развития и расширения империи. Русская культура также переживала времена небывалого подъема.

Западноевропейские (зачастую, связанные с модой на масонство) идеи Просвещения приписывали знаниям и искусствам поистине мессианское значение, обещая преображение общества, тон в котором будут задавать люди эрудированные, гармонично развитые и гуманные. Независимо от отношения к масонству, тенденцию эту не могли игнорировать ни люди власти, ни образованные и талантливые «наследники» петровских реформ. Для кого-то Просвещение было модой; для кого-то поиском предназначения: с огромной творческой энергией люди (среди которых, например, великий поэт и ученый Михаил Ломоносов) ринулись в развитии наук, изящных искусств, литературы и образования, в создание Университета и академий. Литературная и книгоиздательская деятельность в стране получает колоссальный размах. В 1772 году Николай Новиков (известный публицист и создатель первого для России мощного частного книгоиздательского проекта) насчитал в стране около 220 своих современников – литераторов разного калибра. Для той эпохи цифра колоссальная.

Однако идея общества всеобщей гармонии, при всей привлекательности, была все же идеалистической, далекой от реальности. А мощное расширение империи достигалось тяжёлой ценой – мобилизациями, человеческими потерями, ужесточением положения низших сословий. Поиск ресурсов под имперский проект вызывал радикальные меры, как например, в церковной сфере, изъятие монастырских земель и доходов в пользу государства – так называемая секуляризация.

Станислав Молодых “Пугачевщина”

В 1773 году прогремела пугачёвщина — крестьянское восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева, всколыхнувшее всю Российскую империю. А спустя чуть более пятнадцати лет во Франции началась кровавая революция, в которой главным инструментом решения проблем стало вовсе не просвещение, а террор и нож гильотины. Екатерина вовсе не была восторженной идеалисткой, хотя образ верховной просветительницы ей и нравился. Однако она неоднократно, самым жестоким образом проводила черту, заступ за которую мог очень дорого стоить.

Само значение науки, литературы и искусства, начиная с екатерининской эпохи, никогда не подвергалось в России сомнению. Но в отношении критиков системы это означало особенно пристальное и пристрастное отношение власти. Такие колебания высшего начальства в вопросе, что дозволено, а что нет стороннику исправления нравов в России, прекрасно прочувствовал на себе Гавриил Романович Державин.

Анализ стиха Властителям и судиям Державина

Державин внес весомый вклад в развитие Российской империи. Гавриил Романович оставил в истории память о себе не только в качестве влиятельного государственного деятеля в годы правления Екатерины II, Павла I и Александра I, но и в качестве одаренного поэта, прозаика и драматурга. Гений Державина придал литературе восемнадцатого века новое развитие. Его смелые, критические произведения пролили свет на все сферы жизнедеятельности общества, обнажили яркие социальные, политические, духовные и нравственные проблемы того времени. Некоторые его произведения содержали в себе столько решительной критики власть имущих, что едва не обернулись для Державина изгнанием. Ярким примером таких критических произведений служит «гневная ода», как сам называл свое произведение автор, ода «Властителям и судиям». В нем Державин раскрыл всю несправедливость царской власти, ее и невнимательность к проблемам своего народа.

«Властителям и судиям» — представляет собой переложенную на новый лад восемьдесят первую псалму Ветхого Завета, написанную царем Давидом. Основной мыслью оды Державина, как и в Псалтыре Давида, является тема беззаконности. Православный Державин напоминает власти, забывшей свое истинное предназначение, о том, что по мимо их несправедливого суда есть высший суд, перед которым они предстанут, как и обычные люди.

«Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?»

Поэт напрочь рушит привычный в то время стиль классицизма и развивает новое поэтическое направление мысли. В оде часто употребляются устаревшие слова, присущие библейской речи: «во сонме», «мздою», «очеса», «внемли». Это и тот факт, что в основе произведения содержится Ветхозаветный сюжет, позволяет нам отнести его к жанру духовной оды. Все стихотворение по своему звучанию величественно, торжественно и громогласно, этому способствует использование в тексте восклицательных и вопросительных предложений; обращений к властям; языковых средств, таких как повтор слов «ваш долг», на котором автор делает упор; отрицание при помощи частиц «не»

Четким, пропитанным нелюбовью к беззаконности, ритмом ода привлекает внимание читателя к центральной ее теме, позволяя задуматься о судьбе не только несправедливо лишенных правды людей, но и о судьбе Родины в целом. Гневная лирика автора пробуждает по большей части не ответные отрицательные эмоции, она заставляет проникнуться мыслью об искоренении пороков и лжи в мире

Современники Державина, приближенные к царице Екатерине, сочли оду «Властителям и судиям» революционной. Они видели в ней прямую отсылку к свержению власти. Первую редакцию произведения, имевшего название «Псалом 81» вырезали из печатанных новостей. Вторая редакция, вышедшая в 1780 году, смягченная цензурой и доработанная автором, воспринялась не лучше предыдущей. «Неправедные», «злые», «падете» — эти и другие фразы сгубили репутацию Державина, восхвалявшего прежде в своих стихотворениях личность Екатерины и ее мудрое правление.

Таким образом «гневная ода» в свое время не дошла до простого народа, но несмотря на это использование поэтом прямой критики правителей, позволило зародится в русской литературе новому направлению, которое в последующие годы было поддержано великими литераторами, в числе которых были Пушкин и Лермонтов, и предшествовало своей идеей новым политическим и социальным взглядам всей страны.

К большому сожалению, смысл этой оды, пройденный через века, понятен и доступен читателю двадцать первого века. Немало в современном обществе примеров несправедливости власти, но вслед за Державиным нам остается верить, что наступит день, когда беззаконность падет и главных закон – закон справедливости будет властвовать над всем.

7, 9 класс, кратко по плану

Отсылки к Библии

Стихотворения «Властителям и судиям» — это довольно точное поэтическое переложение 81-го псалма, включенного в ветхозаветную книгу Псалтирь, состоящую из 150 песнопений-обращений к Богу. Изначально Державин хотел назвать произведение «Ода. Извлечение из псалма 81». На первый взгляд, странно, что поэт определил жанр стихотворения как оду, так как дух текста лишен воспевания чего-либо и торжественности.

Приведём здесь текст псалма целиком в русском синодальном переводе (которого, напомним, во времена Державина ещё не существовало – только церковно-славянский текст).

Псалом 81
Псалом Асафа.
1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его
из руки нечестивых.5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.6 Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Библейский и державинский текст отличает, пожалуй, интонация, в остальном стихотворение очень и очень близко следует оригиналу. Но современники Державина привыкли воспринимать псалмы исключительно в контексте церковно-славянского языка и особой манеры церковного чтения. А при воспроизведении на русском, вдруг проявилась в новом времени грозная и пророческая сила Библии

Литературный деятель ХХ века Александр Западов отмечал, что «В обработке поэта стихи псалма зазвучали с такой силой, что привлекли внимание цензуры». Тот факт, что автор извлек из Псалтири смыслы, связанные с обличением властей, был ошеломительным для читающей публики

А ключевая мысль о том, что не царю принадлежит полноправная власть, а Богу, при всей очевидности, шокировала.

Что касается жанрового определения – все же произведение Державина – ода. Но обычно славу в таком творении принято было воздавать земному вельможе или монарху. А тут поэт не польстил земному начальству ни словом – ода возносится только одному Богу, Которого забыли и не слышат те, кто призваны исполнять Его волю, быть милосердными и помнить о своей участи…

Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»

Со второй половины 18 века русская поэзия перестала быть салонным и кулуарным явлением, постепенно оказывая на жизнь общества все больше и больше влияния. Красивые стихи, написанные «высоким штилем», уступили место обличительным произведениям, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, который не побоялся публично обличить тех, кто злоупотребляет своей властью, стал Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 году.

К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы. На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина-II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не причисляет себя к высшему существу, однако отваживается говорить от имени Всевышнего, указывая своим соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершают. «Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых?», — вопрошает поэт.

В первой части стихотворения автор повествует о том, чем именно заключается долг тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «сохранять законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать от бед невинных» и защищать слабых перед сильными. Кроме этого, поэт озвучивает мысль, что необходимо «исторгнуть бедных из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое высказывание даже во времена правления Екатерины-II считалось проявлением вольнодумства, однако императрица, благоволившая Державину, закрыла на подобную дерзость глаза.

Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внемлют доводам рассудка и давно уже живут не по божьим заповедям, а по мирским законам. «Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!». В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы вершить суд над людьми. «Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!», — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.

Восстал Всевышний Бог, да судитЗемных богов во сонме их;Доколе, рек, доколь вам будетЩадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,На лица сильных не взирать,Без помощи, без обороныСирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,Несчастливым подать покров;От сильных защищать бессильных,Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!Покрыты мздою очеса:Злодействы землю потрясают,Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,Никто над вами не судья,Но вы, как я подобно, страстныИ так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!И их молению внемли:Приди, суди, карай лукавых,И будь един царем земли!

Г.Р. Державин “Властителям и судиям”, читает Леонид Кулагин

История создания

Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Тема и идея стихотворения

Некрасов никогда не делил свою поэзию на сугубо лирическую, интимную, и гражданскую. Эти два направления, казалось бы, совершенно разные, гармонично соединились в его творчестве в одну общую струю. «Поэт и гражданин» (анализ стихотворения доказывает сие утверждение) — программное произведение в том плане, что в нём раскрыты самые важные для автора понятия, затронуты животрепещущие вопросы.

Некрасов ясно и открыто высказал своё творческое и общественно-политическое кредо: не важно, кто ты по профессии и убеждениям. Важно, что ты являешься сыном своей страны, а значит, гражданином, который обязан бороться за неё, за лучшую жизнь, процветание, как экономическое, так и духовное

К сожалению, согласны с ним совсем немногие. Потому Гражданин с горечью восклицает: «Наперечет сердца благие/ Которым родина свята». В «годину горя и печали» талантливые, честные, образованные люди не имеют права отсиживаться в стороне, воспевать «красы природы» и «ласку милой». Деятели искусства, особенно литераторы, наделены особым даром — воздействовать на умы и сердца людей, вести их за собой — на подвиг. Исполнить свой долг, отдать себя на служение Родине и народу — в этом видит предназначение творческой личности Некрасов. «Поэт и гражданин», анализ которого мы проводим, — стихотворение-манифест, стихотворение-призыв, открыто призывающий всех собратьев по перу выступить на стороне народа: «Не будет гражданин достойный / К отчизне холоден душой / Ему нет горше укоризны…».

Зинаида Гиппиус — Смотрю на море жадными очами ( Бессилие )

Smotryu na more zhadnymi ochami, K zemle prikovanny, na beregu. Stoyu nad propastyu — nad nebesami, — I uletet k lazuri ne mogu.

Ne vedayu, vosstat il pokoritsya, Net smelosti ni umeret, ni zhit. Mne blizok Bog — no ne mogu molitsya, Khochu lyubvi — i ne mogu lyubit.

Ya k solntsu, k solntsu ruki prostirayu, I vizhu polog blednykh oblakov. Mne kazhetsya, chto istinu ya znayu — I tolko dlya neye ne znayu slov.

Cvjnh/ yf vjht ;flysvb jxfvb, R ptvkt ghbrjdfyysq, yf ,thtue/// Cnj/ yfl ghjgfcnm/ — yfl yt,tcfvb, — B ektntnm r kfpehb yt vjue/

Yt dtlf/, djccnfnm bkm gjrjhbnmcz, Ytn cvtkjcnb yb evthtnm, yb ;bnm/// Vyt ,kbpjr ,ju — yj yt vjue vjkbnmcz, [jxe k/,db — b yt vjue k/,bnm/

Z r cjkywe, r cjkywe herb ghjcnbhf/, B db;e gjkju ,ktlys[ j,kfrjd/// Vyt rf;tncz, xnj bcnbye z pyf/ — B njkmrj lkz ytt yt pyf/ ckjd/

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Долго снились мне вопли рыданий твоих Фета

    Афанасий Фет, находясь в молодых годах, переживает страстные и бурные отношения с Марией Лазич. Из-за финансовых соображений, он отказывается от любимой и женится на другой. Он не может выбрать ее из-за скромного

  • Анализ стихотворения Мережковского Родное

    Среди всего творческого многообразия Д. С. Мережковского стихотворение «Родное» является искренним выражением автора к родному краю, тому месту, где каждый рад оказаться спустя много лет прожитой жизни

  • Анализ стихотворения Фета Я жду… Соловьиное эхо…

    Стихотворение поэт написал в 1842 году. Оно отображает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В тот период Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной особенностью этого сочинения от других является краткость, недосказанность сюжета.

  • Анализ стихотворения Демону Некрасова

    Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

  • Анализ стихотворения Блока Фабрика

    Одно из очень интересных произведений Блока – это стихотворение под названием «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.

Державин. Властителям и судиям

Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят – и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли!

Ода Державина «Властителям и судиям» (см. её краткое содержание и анализ) имела три редакции. Первая не удовлетворила поэта. Вторая оды была опубликована в «СПб. вестнике», однако номер журнала, открывавшийся одой, был приостановлен, листок, на котором раньше была ода, перепечатан. По-настоящему ода пришла к читателю только в 1787 г., когда она была в окончательной редакции напечатана в журнале «Зеркало света» под заглавием «Ода. Извлечена из псальма 81». В 1795 г., пытаясь испросить разрешение на издание собрания своих сочинений, Державин поднес Екатерине II рукописный экземпляр первой части, куда включил и эту оду. Однако то, что в 1787 г. прошло незамеченным, в 1795 г., после Великой французской революции , казни короля Людовика XVI и т. п., произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Тогда ходил слух, что 81-й псалом был использован революционерами-якобинцами против короля.

Когда теперь Державин появлялся при дворе, вельможи сторонились и попросту «бегали» от него. Поэт немедленно написал объяснительную записку – «Анекдот», в которой «ясно доказал», что автор псалма «царь Давид не был якобинцем», и разослал ее наиболее влиятельным при дворе лицам. После этого все «как рукой сняло: все обошлись с ним так, как ничего не бывало». Несмотря на это, разрешения на издание своих сочинений Державин не получил, а рукопись была отдана князю Зубову, у которого и находилась до самой смерти Екатерины II. В издании 1798 г. ода была вычеркнута цензурой, и в окончательной редакции она под заглавием «Властителям и судиям» появилась только в I томе издания 1808 г.

Возможно, что непосредственным внешним толчком к написанию оды послужил следующий случай, описанный самим поэтом: «В 1779 г. был перестроен под смотрением его Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная… лепными барельефами…, между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; то когда изготовлена была та зала и генерал-прокурор князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: «Вели ее, брат, несколько прикрыть». И подлинно, с тех пор стали отчасу более прикрывать правду в правительстве».

Непонятные слова

В своих произведениях Державин использовал слова, свойственные живой речи современной поэту эпохи. В отличие от высокопарного слога од Ломоносова, Державин мог употребить в тексте, к примеру, ироничную лексику. Русский писатель и общественный деятель Сергей Аксаков и вовсе отмечал, что порой Державин «управлялся с языком без всякого уважения», «гнул на колено синтаксис». Читатели же восторженно воспринимали язык его произведений как естественный, разговорный. Конечно, для нас многие слова нуждаются в пояснении, являются архаичными (устаревшими), но в XVIII веке они были понятны каждому.

Рек
(устар.) — сказал, произнес

Сонм
(книжн.) — большое количество, множество кого-либо, чего-либо

Доколе, доколь
(устар.) — как долго, до каких пор

Покров
(устар.) — здесь в значении покровительства, защиты

Исторгнуть
(устар.) — переносное употребление: освобождать

Внимать
(устар.) — слушать кого-нибудь (что-нибудь), устремлять внимание на кого-нибудь (что-нибудь)

Мзда
(книжн. устар.) — 1) награда, плата, вознаграждение; 2) взятка (ирон.)

Очеса
(устар.) — глаза

Зыбить
— колыхать, колебать, волновать

Лукавый
— хитрый, коварный

Стихотворение «Властителям и судиям» поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение — крик отчаявшегося человека, сердце которого болит от сострадания к угнетаемым, слабым, бесправным. И при этом автор не видит никакого выхода из этого положения, кроме суда Всевышнего Бога.

Следует отметить, что Державин с большим почтением относился к царской семье, считая, что все беды происходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.

Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невинных, наказывать виноватых. Но «земные боги» не делают этого. Они творят злодейства, глаза их закрыты с помощью взяток, а совершаемые ими беззакония сотрясают землю и доходят до небес.

Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они в свое время умрут. Тогда им предстоит Божий суд, однако люди не думают об этом и продолжают делать злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина только Господь способен установить справедливость в России, обычным людям с этим не справиться. И поэт призывает Бога прийти, покарать всех виновных и править на всей земле.

Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его «гневной одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, кто не побоялся открыто осудить беззакония и злоупотребления властей. В 1780 году стихотворение не было напечатано, так как цензура не пропустила его. Лишь спустя 8 лет произведение все же увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не было принято осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего столетия, посвятив этой теме свои лучшие произведения.

Композиция

Она соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.

На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и продажности власть придержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: