Неизбежность кончины для всех
Развивая тему, Василий Андреевич и на всех людей распространяет свое горькое умозаключение о том, что смерть рано или поздно коснется каждого: и простых людей, и царей, ведь даже «путь величия» ведет ко гробу.
Жестока и беспощадна смерть, как показывает ее анализ. «Сельское кладбище» (Жуковский) описывает ее деяния. Смерть равнодушно забирает нежные сердца, умевшие любить, предназначенные для того, чтобы «быть в венце», но окованные при этом «убожества цепями» (крестьянской необразованностью и бедностью), и прах того, кто родился для того, чтобы «фортуну побеждать», бороться с «бурей бед».
Здесь голос поэта, еще недавно звучавший горько, обличительно, почти гневно, внезапно смягчается. Словно достигнув некоторого предела, приблизившись к отчаянию, авторская мысль плавно возвращается в точку покоя, а ведь именно с нее начинается произведение, которое создал Жуковский («Сельское кладбище»). Стихотворение это, таким образом, переносит нас в некое исходное состояние, подобно тому, как жизнь все возвращает на круги своя. Неспроста слово, мелькнувшее отголоском в первой строфе («шалаш спокойный»), впоследствии, во второй, отвергнутое, вновь занимает в поэтическом языке Василия Андреевича свое законное место.
История создания
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») было написано в родовом имении поэта, в селе Михайловском.
Год написания произведения – 1825.
История создания знаменитого стихотворения связана с нелегким периодом в жизни Александра Сергеевича. В это время Пушкин как раз вернулся из Южной ссылки. Он был полон надежд и мечтал вновь окунуться в бурлящий, свободный, пусть и суетливый, мир. В этой жизни было все, чего ему так не хватало в ссылке: друзья, шумные споры, интересные встречи. Было искрометное движение самой жизни.
Каким же ударом для поэта была новость о том, что вместо блистательного Петербурга и динамичной Москвы, он должен безвыездно находиться в глухом селе Михайловском. Ему предстояло пройти и полную изоляцию от внешнего мира; и контроль его собственного отца за перепиской поэта; и состояние отчаяния.
После того, как родители Пушкина покинули имение, в заброшенном судьбой доме, остались два затворника – Александр Сергеевич и его преданная няня Арина Родионовна.
Насколько тяжело давалось Пушкину это вынужденное отшельничество, можно понять из строк стихотворения «Зимний вечер». Оно весьма точно передает бурю чувств в душе поэта.
Это произведение, создание которого проходило на фоне обостренных ситуацией эмоций, породило целый ряд подобных стихотворений, посвященных противостоянию внешнему миру.
Возможно вам будет интересно
Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога. Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении. Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.
Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.
Произведение «Поэт»
было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале «Московский вестник». В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.
Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира»
, он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету. Поэт «ничтожен»
, а его душа «вкушает хладный сон»
.
Во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол»
вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира»
и «людская молва»
становятся ему чужды. «Дикий и суровый»
поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.
Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь. Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо. Стихотворение «Поэт» появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.
В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно. А поэт – это человек, живущий по особым правилам. Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он»
.
В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтической
поэзии: «народный кумир»
, «гордая голова»
, «пустынные волны»
, «пробудившийся орел»
. Идея независимости
поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы. Поэтому стихотворение «Поэт» вполне логично отнести к этому литературному направлению.
Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: «детей ничтожных»
, «хладный сон»
, «суетного света»
. Вторая часть стихотворения более оптимистична: «широкошумные дубровы»
, «гордой головой»
, «встрепенувшийся орел»
. Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: «божественный глагол»
, «святая лира»
, «священной жертве»
. Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом
. Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.
Вечная тема миссии поэта
и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение «Поэт» сродни произведению Пушкина «Пророк» , написанному годом ранее.
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
Основная мысль произведения
Одной из мыслей данного стихотворения, можно назвать роль природы в жизни творческой личности. Насколько общество может играть негативную роль на творчество. Находясь в нем, можно столкнуться с критикой, непониманием, что негативно влияет на творческую личность. Пропадает желание творить, появляется депрессивное состояние, выйти из которого не всегда легко. Находясь в толпе, творец практически ничем не выделяется из неё. Но это все происходит до той поры, пока к нему не приходит вдохновение. Это две абсолютно разные личности.
Когда поэта посещает муза, ему становится чуждо все то, что так увлекает толпу. Ему становятся не интересными проблемы окружающих, да и свои его начинают волновать не так уж и сильно. Он полностью растворяется в творчестве, в которое уходит с головой. Но для того, чтобы он смог творить и полностью отвлечься от суеты – ему необходимо полное уединение. Вот тут и приходит на помощь природа, которая всегда сможет помочь найти гармонию с самим собой.
Здесь показывается влияние природы на поэта. Её влияние всегда благотворно сказывается на написании произведений, поскольку природа всегда успокаивает, помогает сосредоточиться на творчестве и мыслях. Она вдохновляет на новые и новые свершения, за которые каждой творческой личности приходится платить одиночеством.
Александр Сергеевич Пушкин поистине считается одним из самых великих поэтов и писателей во всём мире. Его вклад в развитие русской литературы невозможно переоценить. В коллекции Александра Сергеевича сотни стихов, десятки поэм и романов. Будучи высокообразованным человеком, он вобрал в себя все черты интеллигентного благочестивого мужчины. Для него вечные ценности — не пустой звук, а закон, который невозможно переступить.
Основная идея
Главная мысль стихотворения – стремление прожить отведенное время весело и продуктивно. Поэт призывает друзей увидеть прелесть мгновения, которое запечатлело их молодость. Молодые люди любимы, уважаемы и сильны тем, что есть друг у друга. Так зачем предаваться бесплодным печалям о быстротечности бытия? Нужно любить и ценить то, что есть сейчас. И от этой взаимной радости уйдут все тревоги.
Также смысл пушкинских строк заключается в умении разделять чувства товарищей. Поэт счастлив лишь оттого, что его друзья веселы. Ему достаточно их радости, чтобы утешиться. Это говорит о том, что человек должен любить не только себя, но и свое окружение, тогда он быть жить ярко и полноценно.
Анализ 2
Лирика повествование в произведениях Лермонтова отличаются содержанием и живописностью, это особый и уникальный жанр принадлежавший поэту. Также у поэта присутствует лирические монологи содержащие все наличия обычного жанра, но при этом сохранив романтизм. В своих поздних произведениях автор приобрёл черту философского мышления которая является главной формы высказывания переживаний героя. Это и есть стихотворение Молитва.
Произведение “Молитва” олицетворяет непревзойденную любовь к женщине, нравственную духовность. В этом стихотворении отображается несколько образов, божьей Матери, любящей женщиной и самого Лермонтова. Это стихотворение можно отнести к лирическому монологу, который просит богородицу за невинную девушку.
Отсутствие наличия в тексте местоимений глаголов говорят нам о том что нет определенного или женского пола молящегося.
Картины стихотворения является в виде девушки чистые души которая оказалось в незнакомом для неё месте, и не знает как найти дорогу чтобы выбраться. В этом стихотворении она обращается к молитве, где показана Святая душа которая поможет встать на истинный путь.
Происходит сражения главного героя самим с собой, и в какой-то момент находит успокоение. Присутствуют разные формы а где он молила спокойствие души. Страх помолиться перед открытым небом, вынуждала смотреть на мир по-другому.
Автор возносит свои искренние эмоции к возлюбленной. Все строки в произведении “молитва” передают особенный непревзойденный эмоциональный фон. Герой стоящие перед чудом это есть Божья Матерь, святость из всех покровителей мира. Ее цель показать истинно праведный путь.
Можно сказать что всё содержание произведения молитва Поэта приводит к смиренности и понятному покаянию, которое своего рода особое Покаяние, покаяние через стихотворение, иначе герой не может признать свои промашки который допустил. Крик души-вот что представляет стихотворение самого поэта. Это борьба поэта с слабостями, трудности с которыми ему приходится жить. Он вынужден скрывать свой внутренний мир и мысли под маской, которую вплоть до самой смерти он не снимет.
Произведения Лермонтова можно разделить на поздние и начальные периоды. Начальные имеют оттенок заимствования, а у поздних произведений есть свой стиль, черта, которую позже назовут Лермонтовскими. Поэт основал свою тематику (смерть и любовь, гражданская лирика, природа). Также присутствует другие жанры- дума, элегия.
Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) по плану
Анализ стихотворения Поэт Пушкина 9, 10 класс
Александр Пушкин написал произведение, жанр которого – стихотворение, под названием «Поэт» в 1827 году. Именно его мысли побудили его написать такое произведение, которое он назвал по смыслы и сюжету – «Поэт». Ведь именно такие были мысли Пушкина – он думал о своем предназначении, о его смысле жизни своей на этой земле, возле этого общества. Такие мысли долго его не покидали, пока он не решился написать такое стихотворение.
Это стихотворение очень хорошо показывает чувства и внутренние скрытые мысли поэта до этого времени. Эта тема стала весьма популярной, так как тема вообще поэтов – очень интересна, и о ней много можно говорить. Кроме того, Пушкин постоянно в своих произведениях затрагивает такую необычную тему. Именно в этом стихотворении, если смотреть по сюжету – то писатель показывает своего героя – поэта — как недоступно человека, очень творческого, доя которого обычная жизнь среди простых людей – это не показатель его настоящей жизни, это также – оковы, которые сковывает его творчество, мешая его красотам появиться и воплотиться в творческих произведениях. Пушкин описал, что чувствует поэты, когда им сковывают руки. Это было написано качественно и очень трогательно.
Пушкин вообще считает тему взаимоотношений людей — очень важной, а потому она также обсуждается. И он, как поэт, так и как человек, хочет сделать жизнь людей – более яркой и насыщенной
Но вместе с тем, произведение получается весьма грустным и даже – пессимистичным. Хотя без этого произведение не смогло бы показаться таким вдумчивым и очень правильно написанным обо всем. Автор также разделил все произведение на две части, которые очень разные. Одна – печальная, а другая – раскрывает поэта как человека уже с вдохновением и полного радости и творчества.
9, 10 класс
Анализ стихотворения Поэт по плану
Анализ стихотворения «Два чувства дивно близки нам» Пушкина
В творчестве А. С. Пушкина большое место уделено философской лирике. Поэта серьезно волновали вопросы, связанные с назначением человека и смыслом его жизни. Такому размышлению посвящено произведение «Два чувства дивно близки нам…» (1830 г.).
Существует два варианта стихотворения. Первый состоит из двух строф, в которых есть пропущенные места. Во втором варианте восстановлены пропущенные слова, а в центре вставлена еще одна строфа. Так или иначе в первом четверостишии заложена основная идея произведения. В оставшихся Пушкин развивает и конкретизирует свою мысль.
Поэт утверждает, что для любого человека самыми близкими и дорогими являются два чувства: «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Первое чувство не стоит воспринимать буквально. «Пепелище» символизирует родной очаг, а в более широком смысле — место, где человек появился на свет. Пушкин очень высоко ценил понятие родины. Испытав в молодости горечь изгнания и тоску по Отечеству, он до конца жизни сохранил любовь к своему родному краю.
«Любовь к отеческим гробам» заключается не только в регулярном посещении могил своих родственников. Это чувство означает преданность заветам своих предков, уважительное и почтительное отношение к своим национальным корням. Пушкин, как известно, по одной линии вел свое происхождение от привезенного в Россию Петром I Ганнибала. Это нисколько не мешало ему считать себя чисто русским человеком. Интерес к отечественной истории, восхищение перед подвигами и великими деяниями предков были органически присущи Пушкину. По его мнению, такие же чувства должен испытывать каждый гражданин своей страны.
Развивая свою мысль, поэт заявляет, что от наличия этих основных чувств зависит «самостоянье человека, залог величия его». Если люди забывают о своих национальных корнях, плюют на свое прошлое, то они теряют уважение не только по отношению друг к другу, но и вызывают презрение у граждан других стран. Историю часто называют бесполезной наукой. Однако при малейшем обострении международных отношений противники начинают оперировать примерами из истории и извлекать из архивов «секретные» документы, доказывающие их превосходство. Современная идеологическая война во многом опирается на историческую науку.
В заключительной строфе Пушкин закрепляет свою мысль. Без двух основополагающих чувств внутренний мир человека становится пуст. Пуста и его душа, превращающаяся в «алтарь без божества».
Философские размышления Пушкина в стихотворении «Два чувства дивно близки нам…» особенно актуальны в наше время. Отсутствие духовных принципов и отрыв от своих корней становится одной из острейших проблем современного мира.
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Вариант 2
Над «Реквиемом» Анна Ахматова трудилась восемь лет. И что самое обидное, поэма не могла быть издана во времена Сталина. Из-за этого родные и близкие Ахматовой учили поэму наизусть, а рукописи сжигались лично Ахматовой, потому что даже хранение их было опасным. Впервые «Реквием» был напечатан в Мюнхене в 1963 году, и только лишь через четырнадцать лет его опубликовали в России.
Поэма написана отдельными стихотворениями, которые различаются по своей тематике, структуре написания и звучанием. Его структура позволяет прочувствовать эффект взволнованности, напряжения в эмоциональном плане, которое прослеживается у главной героини поэмы, ведь она переживает не только драму в своей жизни, но и драму в жизни общественной.
Ахматова очень переживает за будущее родины, она переживает события той эпохи, как свою личную трагедию, мучаясь в противоречиях. Однако, она не изменила своей позиции, являясь преданной всем сердцем родной стране. Ахматова проживала жизнь вместе с народом, разделяя все горести и заботы.
Основой произведения явилась личная трагедия Анны Ахматовой. Ее сын и муж были приговорены к тюремному заключению за участие в антисоветской террористической группе. Это было абсурдное обвинение, но именно это событие подтолкнуло поэтессу на написание поэмы. На протяжении всего произведения можно прочувствовать огромную душевную боль всех матерей, жен и невест, которые испытывали эти муки не только во время «ежовщины», но и во все тягостные для России времена. Пишет Анна Ахматова о трагичных событиях тридцатых годов, о расправах над декабристами, о стрелецких казнях, и страдания и горе русских женщин – неотъемлемая составляющая этих событий.
В «Эпилоге» произведения Ахматова поднимает проблему человеческой памяти, только помня об этих страшных событиях, можно избежать в будущем повторения такого. А еще она обращается к богу, прося за всех тех, кто был с ней рядом у красной стены, пока она ожидала приговора для сына. Именно там прошли самые страшные дни ее жизни, как и тысяч людей того поколения.
Во второй части «Эпилога» Ахматова пытается определить свое место на земле и подвести итоги своей творческой деятельности. Эта часть перекликается с Пушкинским «Памятником», только Ахматова желает, чтобы памятник ей стоял не в Царском Селе, где прошло ее детство, а у стен Крестов, где она пережила страшные душевные муки с другими женщинами.
«Реквием» — это четырнадцать молитв, как сказала сама Ахматова. И не только по собственному сыну, но и по многим людям, которые были уничтожены без вины, и не только физически, но и духовно. Это поэма – вызов, обвинение тем, кто создал тоталитарный режим.
Смысл
В стихотворении, как уже было сказано, выделяются две части: жизнь «слепая» со спящей душой и удел человека прозревшего, который не заслоняется за бытовыми мелочами от бессмысленности прозябания, который готов прямо и смело смотреть в лицо всем невзгодам. Это идеал личности, его воспевает Пушкин. Главная мысль произведения заключается даже не в том, что автор возвышает свое мастерство, а в том, что любой человек может и должен стремиться стать выше, чем повседневные и бытовые мелочи, которые зачастую замещают все духовные потребности. Нужно не закрывать глаза, не примиряться со злом, а идти против него, чтобы и другие люди увидели, что надо менять ситуацию к лучшему.
Так, поэт призывает к неравнодушию. Поэт воспарил как орёл, как только смог услышать «божественный глагол». Главное — суметь открыть свою душу этому голосу, который раскроет мир перед тобой во всех его проявлениях.
Структурный анализ стихотворения
Читателю легко выделить две составные части небольшой по размеру работы: тусклое существование среди не представляющих истинной ценности забот и счастье творческого полета лирического героя.
Негативной окраски первым четверостишьям добавляют прилагательные, тщательно подобранные автором: «хладный», «суетный», «ничтожный».
Во второй части общий настрой меняется: употребляя такие эпитеты, как «святая», «священная», «божественный», Пушкин не боится пафоса и преувеличений, он уверен в высшем предназначении поэтического искусства.
В популярном четырехстопном ямбе конкурируют два способа чередования рифм: кольцевой и перекрестный. Альтернативная рифмовка делает заметный акцент на перемене настроения повествования.
Возвышенный стиль и эмоционально окрашенные эпитеты, противопоставление суетности и вдохновения, мотив независимости гения от светских правил позволяет отнести это произведение к романтизму.
Пронзительная лирика Пушкина, открывающая все грани его неординарной личности, красочно и убедительно рассказывает о том, что действительно будоражило гения, о чем он считал не вправе молчать. Отношения одаренного человека и света, роль поэзии в решении социальных вопросов — это важнейшие темы, занимающие центральное место в нескольких творениях, в том числе и в «Поэте». Художественный дар, по мнению Александра Сергеевича, обязывает своего обладателя к определенным действиям: силой слова литератор должен стремиться очистить мир от грязи и пороков, добавить красоты и справедливости.
Как и многие поэты, А. С Пушкин обращался в своем творчестве к теме поэта и поэзии. И это стихотворение наиболее ярко выразило авторское видение на предназначение поэта.
В стихотворении можно выделить две части.
В первой из них мы видим поэта в обыденной жизни. Он погружен в заботы светской жизни и среди прочих обывателей не только ничем не выделяется, но и «всех ничтожней», душа его погружена в «хладный сон». Однако уже тут, автор говорит, что поэт носит на себе божественную отметку, ему покровительствует сам Аполлон. Для акцентирования внимания на божественном покровительстве автор использует такую фигуру речи, как инверсию (пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»). Когда поэт лишен необходимости писать, не чувствует вдохновения – его лира молчит, он растворен в суете.
Вторая часть – противопоставлений первой. В ней мы видим, как меняется жизнь поэта, когда его касается «божественный глагол». Поэт словно просыпается ото сна, обостряются все чувства. Поэту становятся чужды прежние занятия и забавы. Он противопоставляется остальным людям, он становится проводником божественного видения. И даже если с его видением, стихами не согласны, то он все равно не «клонит гордой головы» перед лицом общества и власти. Так, в стихотворение входит еще одна тема – поэта-пророка, которая разовьется в более позднем творчестве автора.
Отчужденность от толпы и одиночество поэта подчеркиваются в окончании стихотворения. Меняется сам поэт, он больше не ничтожен, он исполняет свое предназначение, и поэтому меняется его мироощущение и видение его другими. При описании изменившегося поэта автор использует такие эпитеты, как «суровый», «гордый». Это одновременно его возвышает над другими людьми, но и отделяет, противопоставляет его окружающим. Он становится одиноким. Именно поэтому ему лучше творится в одиночестве среди «Широкошумных» дубрав или на берегу. Душа поэта переполнена («и звуков… полн») и требует одиночества и покоя, чтобы мысли смогли облечься в слова.
А.С. Пушкиным использована тоническая система стихосложения, с четырехстопным ямбом. Среди художественных средств, используемых А.С. Пушкиным в данном произведении, выделяются:
Сравнения («душа… как орел»); — эпитеты («святая», «божественный», «народного», «гордой», и т.д.); — метафоры («молчит его… лира», «душа вкушает… сон» и др.).
Темы и проблемы
- В своём стихотворении А.С. Пушкин затрагивает одну из важнейших тем для самого поэта, это тема творчества
, преображения человека, которое стало возможно благодаря искусству. Александр Сергеевич показывает, как одним движением, одним дуновением муза может изменить жизнь. - Кроме того, поэт поднимает проблему «слепоты» общества
. Ей посвящена первая часть произведения. Мир равнодушен, меркантилен, ничтожен. Таким выступает человек со спящей душой, равнодушный человек. Поэт не может быть таким, он остро реагирует на всё происходящее вокруг, он видит порочность окружающих его людей и не может с этим мириться. И мир, что казался привычным, открывается в новом неприглядном свете.
Помимо всего, А.С. Пушкин повествует о специфике вдохновения: муза приходит и покидает поэта, она независима, она своевольна.
Структурный анализ стихотворения
Читателю легко выделить две составные части небольшой по размеру работы: тусклое существование среди не представляющих истинной ценности забот и счастье творческого полета лирического героя.
Негативной окраски первым четверостишьям добавляют прилагательные, тщательно подобранные автором: «хладный», «суетный», «ничтожный».
Во второй части общий настрой меняется: употребляя такие эпитеты, как «святая», «священная», «божественный», Пушкин не боится пафоса и преувеличений, он уверен в высшем предназначении поэтического искусства.
В популярном четырехстопном ямбе конкурируют два способа чередования рифм: кольцевой и перекрестный. Альтернативная рифмовка делает заметный акцент на перемене настроения повествования.
Возвышенный стиль и эмоционально окрашенные эпитеты, противопоставление суетности и вдохновения, мотив независимости гения от светских правил позволяет отнести это произведение к романтизму.
Пронзительная лирика Пушкина, открывающая все грани его неординарной личности, красочно и убедительно рассказывает о том, что действительно будоражило гения, о чем он считал не вправе молчать. Отношения одаренного человека и света, роль поэзии в решении социальных вопросов — это важнейшие темы, занимающие центральное место в нескольких творениях, в том числе и в «Поэте». Художественный дар, по мнению Александра Сергеевича, обязывает своего обладателя к определенным действиям: силой слова литератор должен стремиться очистить мир от грязи и пороков, добавить красоты и справедливости.
Нет ни одного поэта, который бы не задумывался над проблемой предназначения творца, над его сущностью, его миссией на этой земле. Исключением не стал и Александр Сергеевич Пушкин. В его творчестве значительное место отведено теме поэта и поэзии. «Пророк», «Эхо», «Памятник» — лишь малая часть из всего многообразия произведений, в которых отражалась данная тема. В данной статье мы проанализируем стихотворение «Поэт», где автор также высказывался о роли человека искусства в жизни всего мира.
Стихотворение было написано в 1827 году, когда поэт прибывал в Михайловском, с которым А.С. Пушкин был связан всю свою зрелую жизнь: здесь он был в ссылке, здесь он творил.
В 1826 году заканчивается ссылка Александра Сергеевича в Михайловском, но уже в следующем году поэт сам приезжает сюда из Санкт-Петербурга, чтобы отдохнуть от светской суеты столицы и заняться свободным творчеством. В этот период он пишет очень много, задумывает первое своё произведение в прозе «Арап Петра Великого». В деревенской тиши муза поэта проснулась, воспарила, и стихотворение «Поэт» очень точно отражает такое фантастическое пробуждение поэта, когда он из загнанного обывателя превращается в Пророка.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Дон»
В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж. Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор: Блеща сред полей широких, Вот он льется. Здравствуй, Дон! Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат. Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства
Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон»
Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».
Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним. В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости». В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.
В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний «Казак» (1814) окрашен в романтические тона, то в «Истории Пугачева» (1833-34) ставка сделана на реализм.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Рыцарь на час»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»
- Анализ стихотворения Ивана Никитина «Зимняя ночь в деревне»
- Анализ стихотворения Ивана Никитина «Утро»
Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Блеща средь полей широких, Вон он льется. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата, Реки знают тихий Дон; От Аракса и Евфрата Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою, Пьют уже донские кони Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный Виноградников твоих.
Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
Электронная публикация РВБ, 20002017. Версия 5.0 от 1 декабря 2020 г.
Блеща средь полей широких, Вон он льется. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я провез тебе поклон.
Как прославленного брата, Реки знают тихий Дон; От Аракса и Евфрата Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою, Пьют уже донские кони Арпачайскую струю 1 .
Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный Виноградников твоих.
комментарии, примечания к стихотворению ДОН Пушкин А. С.
1 Арпачай — приток Аракса, в XIX в. граница между Россией и Турцией.
Анализ стихотворения Молитва я матерь божия Лермонтова
В этом произведении, которое попало под очень большую критику, поэт выразил весь свой бунтарский дух, которого у него было предостаточно, так как он был очень молод и амбициозен, что и приводило к различного рода конфликтов с властями, которые очень жестоко довили все проявления вольнодумства.
Стихотворение, можно отнести к позднему циклу стихов, которые были написаны после ссылки на Кавказ, где поэт провел достаточно большое время. Именно там, к поэту пришла вера, но вера не в том смысле, который понимает православный человек, так как он был настоящим атеистом, который не мог просто так обращаться к Богу, но в этой соей роботе, он начинает осмысливать все происходящее с другой точки.
Поэт не обращается на прямую к Богу, так как он не может себе этого позволить, но он четко понимает и признает, что слово, имеет огромную силу, а это для него играет очень сильный, сакральный смысл, смысл всей его молодой жизни, жизни, которая очень скоро может закончится.
Вся суть этого произведения заключается в том, что наш герой уже давно смирился со своей участью и не собирается ни чего менять, так как очень четко представляет свое предназначение, предназначение нести людям поэзию, которая бунтует молодые умы.
Весь сюжет сводится к покаянию и смиренности, но это своеобразное покаяние, покаяние через стихи, так как по-другому, наш герой не может признать свои промахи и ошибки, которые допускал раньше. Он признает свою великую слабость, которой он обладает, которая мешает ему быть как все.
Полное переосмысление ценностей, которые наш юный герой не замечал раньше, но теперь, все будет по-иному, так как он познал великий смысл бытия и вечности, которые скрываются на небесах и в его молодой, бунтарской душе, душа, которая рвется на свободу, словно парус корабля, которому уготовано очень длинное плавание.