Сочинение про Матрёну
Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.
Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.
Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.
Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.
Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру. Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен. Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих. Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.
За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.
Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей. Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава. Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.
Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.
Интересные факты
Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.
Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.
Двор Матрёны
Символично название рассказа. Двор Матрёны Васильевны, её дом и подворье являются своеобразным отражением натуры хозяйки, её судьбы. Здесь прошла вся её жизнь, здесь она трудилась и рожала детей, ждала с войны мужа, любила и страдала. Матрёнин двор, как это ни парадоксально, стал причиной гибели героини. Она умирает из-за разобранной горницы, части дома, давно обещанной приёмной дочери Кире.
Дом Матрёны поражает скудостью убранства, почти запущенностью, в нём нет создающих уют обывательско-мещанских мелочей: бумажных цветочков вокруг фотографий и открыток на стене, салфеточек, вышитых скатертей и наволочек. Женщина не слишком озабочена созданием уюта в своём доме, не любит готовить. То, что подаётся на стол, не отличается ни разнообразием, ни вкусом.
Дело вовсе не в лени хозяйки. Она труженица по природе. Труд — средство от невзгод, отдых, способ забыть об обидах и единственно возможный смысл жизни. Работа возвращает на её лицо добрую улыбку. Если Матрёна Васильевна не занята на огороде, то идёт в лес за ягодами, за травой для козы, или, взяв мешок, отправляется за торфом. Никогда не откажет ни родне, ни соседям, ни колхозу в помощи и будет с полной отдачей трудиться на чужом участке, не прося за это никакого награждения. Просто ей жаль времени для себя, собственного уюта и благополучия. Она привыкла довольствоваться малым, самым необходимым.
Вариант 4
Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки».
Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна эта одинокая женщина? Она на войне потеряла мужа, шестеро ее детей умерли, а после того как сильно заболела — потеряла работу. Несмотря на то, что обстановка ее избы скудна, Матрена предстает перед читателями человеком, у которого безмерно добрая душа. Она видит чужую нужду и, отбросив свои дела, спешит на помощь.
Помогая другим, для себя Матрена хлопочет в последнюю очередь, например, не может накосить сена для своей козы-кормилицы, так как негде, или преодолевает бесконечный путь к сельсовету, в надежде выхлопотать пенсию. Еще одна проблема – топливо, которое полагалось только начальству или к нему приближенным. Брали деревенские женщины мешки и таскали торф украдкой. И у читателя создается впечатление, что вся жизнь Матрены Васильевны состоит только из помощи другим да обивания порогов в сельском совете?
Но нет, вторая часть рассказа посвящена молодости Матрены. Казалось бы, судьба не ласково поступила с юной Матреной, забрав любимого, который на войне пропал без вести, смерть его матери, ее вынужденное замужество за младшего брата Фаддея. Оправдываясь, Матрена снова жалеет всех, так как считает, что лишние руки не помешают. Однако и тут женщина получает от судьбы страшный удар в лице нежданно — негаданно вернувшегося Фаддея, больно ранившего сердце Матрены словами, что если бы это был не его родной брат, то он бы убил обоих.
С возвращением Фаддея Матрене вернулись прекрасные воспоминания из ее прошлого, чего не скажешь о Фаддее. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он узнал о смерти Матрены. Похоронив когда-то любимую женщину, все его переживания свелись к разделу имущества. Получив забор и сарай, он успокоился. Сестра Фаддея также «подлила масла в огонь», называя Матрену «нечистоплотной, транжирой, глупой, помогающей другим бесплатно». Однако не все обладают таким качеством, как «бескорыстная помощь», а Матрена могло, так как она была «особенная», «не похожая на других». Итог подвел сам писатель, сказав о том, что как раз на таких людях держится вся наша земля.
Одиночество
Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.
Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.
Противопоставление Матрены и Фаддея
Проблему добра и жестокости можно также рассмотреть на примере взаимоотношений героини с ее возлюбленным — Фаддеем Мироновичем Григорьевым, братом мужа Матрены.
Если ставить их двоих в сравнение, то получается, что женщина олицетворяет собой все светлое и прекрасное, что есть в человеке, а Фаддей, к сожалению, наоборот. Он несет в себе равнодушие, излишнюю жестокость и бесчеловечие. Автор также провел параллель между его внешностью и внутренним миром: черная борода, брови и волосы явно указывают на темноту и пустоту души этого человека. Фаддей в «Матренином дворе» представлен как антигерой, который олицетворяет в своем образе все село.
Его озлобленность на людей и мир и бескрайняя мелочность поселились в душе основательно. Под руководством этих качеств герой и продолжал жить. Но к чему это привело? К смерти Матрены и их родного сына. Вряд ли эти события изменили что-то в его взгляде на мир. Любил ли он Матрену, не знает никто. Но если бы все сложилось иначе, возможно, Фаддей был бы совсем другим человеком.
В рассказе «Матренин двор» автор говорит об этом. Он показывает, к чему может привести подмена истинных чувств и переживаний на такие фальшивые, как черствость и мелочность. Главная мысль рассказа — по каким принципам жить и как жить, решает сам человек. Писатель привел прекрасный пример такого выбора.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
В якутской литературе есть свет мысли народа саха. Я благодарна судьбе, что мне довелось прочитать, полюбить и научиться жить, читая произведения классиков нашей литературы. Мой любимый поэт — Семен Петрович Данилов, Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Горького.
Народные писатели Якутии — Золотарев Николай Гаврилович, Кулачиков Серафим Романович (Эллэй), Мординов Николай Егорович (Амма Аччыгыйа), Новиков Владимир Михайлович (Кюннюк Уурастыров), Сивцев Дмитрий Кононович (Суорун Омоллоон), ученый-филолог Слепцов Платон Алексеевич (Ойуунускай), поэт, фронтовик Сметанин Тимофей Егорович, народный поэт Якутии Тобуроков Петр Николаевич, Софрон Петрович Данилов и многие другие писатели и поэты помогали и помогают в формировании светлых и прекрасных чувств в жизненном пути человека.
Сочинение Матренин двор
Рассказ Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” был написан в 1959 году и через несколько лет опубликован в журнале “Новый мир”. Первоначально рассказ должен был называться “Не стоит село без праведника”, Само произведение написано в рамках так называемой “деревенской” прозы.
Жизнь деревни и ее обитателей составляет содержание подобных произведений
Их отличают простой язык, внимание к бытовым деталям, подробности в описании деревенского жизненного уклада. Однако А
И. Солженицын этим не ограничивается.
Его рассказ несет более глубокий смысл: в нем создан образ человека, который живет не для себя, а для других, образ праведника.
Важно
Повествование ведется от лица рассказчика, который поселяется в деревне Тальново. Он снимает комнату у одинокой пожилой женщины Матрены. Читательузнает подробности жизни героини.
Детально описан дом Матрены (большие фикусы в кадках по всей просторной избе) и его обитатели: колченогая кошка, мыши, тараканы. Еще в хозяйстве есть коза.
Женская судьба Матрены Васильевны не сложилась: вышла замуж за нелюбимого, не дождавшись с войны жениха. Ее жизнь вертелась вокруг хозяйства и огорода.
Героиня всю жизнь проработала в совхозе за “палочки-трудодни”, пенсии ей не полагается. Матрена Васильевна одинока. Она потеряла мужа и похоронила детей: из шестерых ни один не дожил до трех месяцев. У нее осталась только воспитанница Кира, которая вышла замуж и уехала.
Несмотря на одиночество и перенесенные невзгоды, Матрена не утратила жизнелюбия и бодрости духа. Она всегда готова прийти на помощь односельчанам бескорыстно и искренне. Матрена всей душой откликается на чужое горе. Любовь к труду – основное качество героини. “У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа.
Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель.
Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом – по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.
Доброта Матрены Васильевны не показная, а искренняя. Поэтому она отдает воспитаннице Кире и ее мужу свою горницу, хотя для этого пришлось сломать крышу ее дома. “Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда. Ни добра своего не жалела Матрена никогда.
И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. .. А для Матрены было это – конец жизни”. Безотказная героиня помогает в колхозе вывозить навоз, помогает соседям в пахоте и уборке урожая, не принимая никакой платы за свой труд.
Часто у Матрены не остается ни сил, ни времени для собственного хозяйства.
https://youtube.com/watch?v=_qgoHwtfnGQ
Отзывчивость и милосердие определяют характер и судьбу героини. Именно стремление Матрены помочь другим и стало причиной ее гибели. Но и после смерти никто не вспомнил о добром нраве и трудолюбии героини.
Родственники принялись делить нехитрое наследство Матрены. И только рассказчик сожалел о ее смерти и испытывал душевную боль: “Нет Матрены. Убит родной человек”. Героиня осталась непонятой даже близкими людьми: “За обзаводом не гналась. ..
даже поросенка не держала. .. и, глупая, помогала чужим людям бесплатно” .
Матрена Васильевна оказывается единственным человеком, способным на сострадание и на доброту. Она не ждет благодарности или вознаграждения за свои дела. Доброта, бескорыстие и любовь к людям для нее – образ жизни.
Совет
Такие люди живут среди других незаметно и тихо. В образе Матрены воплотился русский национальный характер, его праведность, которая постепенно уходит из современной жизни. Она “тот самый праведник, без которого. .. не стоит село. Ни город.
Ни вся земля наша”.
(1
История создания
Писатель Александр Солженицын Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.
Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.
Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.
Иллюстрация к рассказу Солженицына «Матренин двор»
Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».
История жизни Матрены
В образе Матрены писатель изобразил типичную русскую женщину, какой она должна быть, согласно его представлениям.
Солженицын изобразил простую деревенскую женщину, ничем особенным не примечательную, которая всю жизнь исполняла свои обязанности по отношению к другим.
Личная жизнь Матрены – олицетворение нелегкой женской доли. Она должна была выйти замуж за Фаддея, но тот был отправлен на фронт, так как Первая мировая война. Жених пропадает без вести она выходит замуж за его брата Ефима. Примечательно, что делает это женщина не по своей воле, а уступая давлению Ефима. Этим автор показывает покорность простой русской женщины, ее склонность делать, как ей велят другие.
У Матрены умирает шестеро детей, еще в самом малом возрасте. Это показывает и ее несчастную судьбу, и, одновременно, отсутствие сочувствие к ней родственников и односельчан, о котором ничего не говорится.
Ефима также забирает война, с которой он не возвращается, хотя и нет документов о его гибели. В рассказе не говорится об этом прямо, но есть намеки, что муж предпочел просто устроить свою жизнь на другом месте.
Фаддей, все же вернувшийся в село и судя по всему сохранивший чувства к прежней невесте (он специально находит себе жену, которую зовут также), не стал мстить ей и своему брату. Матрена берет у него на воспитание одну из дочерей, демонстрируя нерастраченные материнские чувства. Однако это же становится причиной ее гибели.
Приемная дочь Кира выходит замуж и покидает старую Матрену. А любимый когда-то Фаддей требует с Матрены отдать ему избу, завещанную дочери. Она не пытается спорить и жертвует последним своим ценным имуществом, считая что оно больше пригодится молодым. Матрена погибает в результате несчастного случая при перевозке избы не по вине Фаддея, но он становится косвенным виновником ее гибели.
Отношение к Матрене государства сродни поведению родственников. Женщина всю жизнь работала в колхозе и власть даже не дала ей пенсию за тяжкий, но малооплачиваемый многолетний труд. Также относились к героине рассказа и ее соседи.
Матрена в произведении выступает, прежде всего, в образе жертвы. Она, кроме того, символизирует покорность и бескорыстие. Рассказ проникнут сочувствием к простым русским женщинам, которое испытывал его автор. По мысли Солженицына Россия держится на самоотверженности таких русских старух (Автор подчеркивает физическую силу и выносливость Матрены). Он как бы ставит перед читателем вопрос: что будет со страной, когда они уйдут из жизни.
История жизни Матрены
В образе Матрены писатель изобразил типичную русскую женщину, какой она должна быть, согласно его представлениям.
Солженицын изобразил простую деревенскую женщину, ничем особенным не примечательную, которая всю жизнь исполняла свои обязанности по отношению к другим.
Личная жизнь Матрены – олицетворение нелегкой женской доли. Она должна была выйти замуж за Фаддея, но тот был отправлен на фронт, так как Первая мировая война. Жених пропадает без вести она выходит замуж за его брата Ефима. Примечательно, что делает это женщина не по своей воле, а уступая давлению Ефима. Этим автор показывает покорность простой русской женщины, ее склонность делать, как ей велят другие.
У Матрены умирает шестеро детей, еще в самом малом возрасте. Это показывает и ее несчастную судьбу, и, одновременно, отсутствие сочувствие к ней родственников и односельчан, о котором ничего не говорится.
Ефима также забирает война, с которой он не возвращается, хотя и нет документов о его гибели. В рассказе не говорится об этом прямо, но есть намеки, что муж предпочел просто устроить свою жизнь на другом месте.
Фаддей, все же вернувшийся в село и судя по всему сохранивший чувства к прежней невесте (он специально находит себе жену, которую зовут также), не стал мстить ей и своему брату. Матрена берет у него на воспитание одну из дочерей, демонстрируя нерастраченные материнские чувства. Однако это же становится причиной ее гибели.
Приемная дочь Кира выходит замуж и покидает старую Матрену. А любимый когда-то Фаддей требует с Матрены отдать ему избу, завещанную дочери. Она не пытается спорить и жертвует последним своим ценным имуществом, считая что оно больше пригодится молодым. Матрена погибает в результате несчастного случая при перевозке избы не по вине Фаддея, но он становится косвенным виновником ее гибели.
Отношение к Матрене государства сродни поведению родственников. Женщина всю жизнь работала в колхозе и власть даже не дала ей пенсию за тяжкий, но малооплачиваемый многолетний труд. Также относились к героине рассказа и ее соседи.
Матрена в произведении выступает, прежде всего, в образе жертвы. Она, кроме того, символизирует покорность и бескорыстие. Рассказ проникнут сочувствием к простым русским женщинам, которое испытывал его автор. По мысли Солженицына Россия держится на самоотверженности таких русских старух (Автор подчеркивает физическую силу и выносливость Матрены). Он как бы ставит перед читателем вопрос: что будет со страной, когда они уйдут из жизни.
«Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны»
Григорьева Матрена Васильевна — крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М., по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно». Дом старый, в дверном углу у печки — Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами — главное ее богатство. Из живности — колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы.
Замуж М. вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла… рук у них не хватало». Вышла за Ефима — младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала — «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» — не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим и осталась М. одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девчонку — Киру, воспитала ее.
Пенсию М. не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не , не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку — никогда никому М. не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее — нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его — невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.
Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.
М. была присуща врожденная деликатность — боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала — «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью?
На фоне смерти М. проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея — бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то — грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».
Секрет успешных людей в ответственности
Когда мы принимаем решение взять на себя ответственность, мы перестаем бездарно тратить время, обвиняя время, людей и обстоятельства …
Отсутствие ответственности — важнейшая проблема современности
Немного эту тему мы рассмотрели в прошлой статье «Страх совершить ошибку», где говорилось о том, как страх совершить ошибку не позволяет раскрыть весь потенциал личности в своей жизни.
Человек, у которого есть страх совершить ошибку, похож на бутон прекрасной розы, которая в страхе перед тем, что она как-то неправильно расправит свои лепестки, решает так и оставаться всего лишь бутоном…
Обратите внимание
Эта проблема — страх совершить ошибку, или, вернее, боязнь взять ответственность за свою жизнь в свои руки — основная причина плачевной ситуации современного общества, в котором все ждут, что кто-то придёт и что-то поменяет. А ведь нужно начинать с себя …
Вы несёте ответственность за то, кем вы являетесь. Не перекладывайте ответственность на другого, иначе никогда не освободитесь от страдания.
Почему успешные люди ответственны?
Лучше взять самому ответственность, чем потом на тебя возложут обязанность или долг: «Чувство долга навязано, тогда как чувство ответственности человек берет на себя сам.», более того, замечено, что человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения, а это требует ответственности.
Именно взяв ответственность за что-то человек по-настоящему становится свободным: «Это есть величайшая тайна человеческого существования. Быть личностью трудно, быть свободным — значит взять на себя бремя.».
«Свобода, это не вседозволенность, а ответственность. И если вы сами за себя не отвечаете, кто-нибудь непременно начнёт отвечать за вас, а это будет означать рабство.» — Ошо
«Нужно приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово, и действие. Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности. Именно, единство нужно понять в космическом размахе.» — Н. Рерих
«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». — Ф. Искандер
Взяв ответственность на себя за свою жизнь, человек, кроме свободы, так же получает эффективность использования своих ресурсов: «Когда мы принимаем решение взять на себя ответственность, мы перестаем бездарно тратить время, обвиняя время, людей и обстоятельства, то есть то, что не имеет к нам отношения.». Проще говоря— мы начинаем максимально эффективно использовать каждую возможность для достижения запланированного.
Т.е. ответственность предоставляет уникальные возможности и ресурсы для человека, превращая даже слабого и неудачного человека в успешного: он взял ответственность — теперь это его осознанный долг, он должен сделать это, и всё… В истории не раз случалось такое, что слабые преображали мир, мужественно и честно выполняя свой долг тогда, когда у сильных уже не хватало на это сил.
«Невозможно ступить ни шагу по этой Земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить.» — Т. Карлейль
Важно заметить, что ответственность в успехе — это, прежде всего, уважение. И уважение, в первую очередь, родителей и старших: «Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями.». Пока сознание человека будет оставаться прежним — ничего не изменится
То же относится и к целым странам — пока жители страны не изменят своё сознание и концепцию жизни, страна будет продолжать двигаться старым путём, невзирая на какие-то внешние изменения…
Пока сознание человека будет оставаться прежним — ничего не изменится. То же относится и к целым странам — пока жители страны не изменят своё сознание и концепцию жизни, страна будет продолжать двигаться старым путём, невзирая на какие-то внешние изменения…
Заключение. Нравственный смысл рассказа-притчи
Изначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» было изменено по настоянию главного редактора «Нового мира» Твардовского ради публикации, чтобы избежать проблем с цензурой. Не столь прямолинейное название «Матренин двор» несет в себе потаенный смысл: двор обозначает не собственность героини, ее хозяйство или накопленное имущество. Образ матрениного двора – это символ оплота нравственности и самоотречения среди огромного пространства эгоизма и накопительства. Читая Солженицына, мы понимаем, что история жизни одной деревенской старухи в финале обобщается, становится притчей, ведь без таких праведников не стоять не только селу, как звучит в пословице, но и городу, и «всей земле нашей». В образе Матрены заложены спасительные нравственные ориентиры, утратив которые, люди окажутся на грани духовной катастрофы.
Словарь
1. Метастазы – вторичные признаки распространения раковых клеток.
2. Самиздат – неофициальное распространение запрещенной литературы.
3. Обзавод – стремление обзаводиться, приобретать, припасать.
4. Стяжательство – стремление к накопительству, наживе, корыстолюбие.
5. Притча – небольшой назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное учение.