Противопоставление проблемам
Но есть в комедии Фонвизина и светлые моменты, которые противопоставляются поднимаемым проблемам. Если Простаковы являются воплощением всех пороков того времени, то такие персонажи как Софья, Стародум, Милон – представители плеяды, которая спасет Россию. Старое поколение, которое имеет разум и честь, и молодое, которое стремится к знаниям, справедливости и настоящим чувствам. Именно они являются положительными персонажами и имеют возможность спасти ситуацию. Никакие козни Простаковой не позволяют Стародуму оставить племянницу в их цепких руках. В итоге справедливость восторжествовала, благодаря лучшим качествам человечества, которые выражены в положительных героях комедии.
Денис Иванович поднимает проблемы актуальные для своего времени. Дворянство имело ряд собственных пороков, которые автор очень хорошо раскрывает. Помимо этого, писатель касается такой темы, как воспитание. Всё в сумме дает понимание, почему мы сталкиваемся с тем обществом, которое нас окружает. В центре всего стоит проблема нравственного и морального упадка, а также невежества и безразличия. Все эти моменты очень сильно отражаются на жизни окружающих людей.
Проблема воспитания
ярко раскрывается на примере семьи Простаковых. Знакомясь с этой семьей, очень сложно понять, где находится глава семейства. Складывается такое впечатление, что отцу всё безразлично. Он ведет себя отстраненно и безвольно, все бразды правления отданы в руки матери. Она заняла статус главы в этой семье, и сама все решает. Она души не чает в своем сыне и не позволяет ему перетруждаться. Она нисколько не задумывается о том, что из него вырос лодырь. Митрофанушке хочется все время отдыхать и не напрягаться. В таком исходе виновата мать. В первую очередь проблема в том, что у нее самой сложный и деспотичный характер. Она хочет, чтобы ее сыночек всегда был в поле зрения. Чтобы ему жилось спокойно и радостно, но при этом не надо было прилагать ни капли усилий. Этим она сгубила сына. Она даже не могла подобрать ему нормального учителя.
Социализация индивидуума
проходила неправильно. Мать воспитала сына так, что он никому ничего не должен. Однако, ему все должны. Она передала своему ребенку, что знала и понимала сама. Невежа способна вырастить только невежу. Это закономерно.
Нравственный упадок
характерен для дворянского рода. Проблема состояла в том, что дворяне чувствовали себя выше остальных. Их сгубила власть и вседозволенность. Подопечные ничего не могли им противопоставить, что привело к развитию деспотизма. Безнаказанность и свобода действий породили таких наглых, самовлюбленных и жестоких деспотов. Разумеется, они воспитывали своих детей в такой же атмосфере. Те, в свою очередь, воспринимали такое поведение как само собой разумеющееся. Так работает цепная реакция. Автор поднимает проблему деградации. Ранее дворяне отличались благородством и добродушием, теперь эти качества ушли в небытие. Такое понятие, как уважение окружающих людей перестало существовать. Теперь только существует понятие эгоизма. Митрофанушка не сможет стать нормальным и высоконравственным человеком. Его родители оставили только два пути: путь безволия и слабохарактерности (по отцу) или путь хитрости и лжи (по матери).
Суть комедии «Недоросль»
Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения
Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Недоросль»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Недоросль»
для самых компанейских —
Главные герои «Недоросль»
для самых занятых —
Читательский дневник «Недоросль»
для самых любопытных —
Анализ «Недоросль» Фонвизин
для самых крутых —
Читать «Недоросль» полностью
Тест по произведению
-
/18
Вопрос 1 из 18
Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:
- Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;
- Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
- События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;
- Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.
Самые популярные материалы августа для вашего класса:
Краткое содержание «Всадник без головы»
Краткое содержание «Оливер Твист»
Краткое содержание «Песня о Соколе»
Краткое содержание «Мои университеты»
Образ Василия Тёркина
Краткое содержание «Вино из одуванчиков»
Краткое содержание «О дивный новый мир»
Краткое содержание «Убить пересмешника»
Краткое содержание «Овод»
«Айвенго» очень краткое содержание
Исключительно отрицательные герои
Примерно та же ситуация складывается и в отношении Простаковых. Несмотря на жестокость матери Митрофанушки, ее чрезвычайно узкие, ограниченные взгляды, в ней есть и положительные качества. К примеру, госпожа Простакова наделена способностью искренне любить собственное дитя и заботиться о нем в силу своих возможностей.
В комедии «Недоросль» тема воспитания раскрывается скорее путем демонстрации самого Митрофанушки, в котором совершенно невозможно выделить хоть какое-то минимально положительное качество. Он жесток, груб, ограничен и совершенно ленив. По сути, в данных условиях он и не мог стать другим – полнейшее отсутствие строгости у матери, мягкотелость и безразличие отца при тотальной опеке, совершенно наплевательское отношение учителей – все это просто не могло сформировать другую личность.
Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» показано особенно отчетливо, в мельчайших подробностях. Читатель просто не может остаться равнодушным к столь вопиющему поведению по отношению к растущему, формирующемуся ребенку, которому в результате предстоит попросту предать собственную мать.
Противопоставление проблемам
Но есть в комедии Фонвизина и светлые моменты, которые противопоставляются поднимаемым проблемам. Если Простаковы являются воплощением всех пороков того времени, то такие персонажи как Софья, Стародум, Милон – представители плеяды, которая спасет Россию. Старое поколение, которое имеет разум и честь, и молодое, которое стремится к знаниям, справедливости и настоящим чувствам. Именно они являются положительными персонажами и имеют возможность спасти ситуацию. Никакие козни Простаковой не позволяют Стародуму оставить племянницу в их цепких руках. В итоге справедливость восторжествовала, благодаря лучшим качествам человечества, которые выражены в положительных героях комедии.
В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин
Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.
Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.
Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.
Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.
Сравнение с другими произведениями
Проблематика комедии «Недоросль» близка с проблемами других русских литературных произведений. Например, основной проблемой в романе Гончарова Обломов является крепостное право, так как главный Герой Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и ничего не делает. С детства его семья прививала ему леность и халатное отношение к образованию, так как они жили за счёт труда крестьян и ни в чём не нуждались.
Обломов ни к чему не стремится, постепенно деградируя в умственном и физическом развитии. В итоге из-за неподвижного образа жизни Илью Ильича захватил апокалиптический удар и он умер. По мнению Штольца, причиной его смерти стало бесцельное проживание жизни и осознание ненужности в современном обществе.
В пьесе Грибоедова «Горе от ума» произошёл конфликт двух поколений между Фамусовым и Чацким. Александр Андреевич Чацкий представитель нового поколения, который с презрением относится к крепостному праву и к старым традициям. Он считает, что лучше развивать науку и искусство, нежели гнаться за чинами и лицемерить вышестоящим людям.
Павел Афанасьевич Фамусов придерживается старых традиций и не готов ничего изменять. Здесь можно сравнить поведение Чацкого со Стародумом, так как Стародум не готов подло вести себя с другими людьми и кому-то угождать. Так как Фамусов является приверженцем старого времени, то его можно сравнить с Простаковой, которая, так же как и он, считает синонимом счастья богатство и власть.
Сюжет пьесы
Писатель был озадачен проблемой невежества на Родине. Сюжет его комедии построен так, чтобы читатель понимал абсурдность поведения Митрофанушки, видел корни проблемы.
Вся пьеса состоит из 5 действий, что соответствует требованием поэтики Аристотеля. Сюжет развивается линейно. В начале произведения писатель знакомит читателя с героями, во второй и третьей частях сюжет закручивается. В 5 действии конфликты благополучно разрешаются.
Что происходит в каждой части:
- Родители Митрофана узнают, что Софья — сирота, живущая в их имении, получила наследство. Госпожа Простакова резко меняет свое отношение к девушке и мечтает женить на ней своего необразованного малолетнего сына.
- Во второй части читатель вникает в важный диалог. Правдин делится своими мыслями с другом Милоном — он хочет наказать Простаковых за грубость и отсылает бумагу в столицу. Тот, в свою очередь, рассказывает о своей любви к Софье. Молодые люди в конце 2 действия встречаются.
- Учителя Митрофана жалуются друг другу, что их ученик бестолков. Он не может обучиться ни одной науке. Мать потакает слабостям сына, но просит хотя бы для вида заниматься.
- Дядя Софьи говорит со своей племянницей, и узнав, что они с Милоном хотят пожениться, благословляет пару. Простакова злится на Стародума и разрабатывает план по похищению девушки.
- В финальном эпизоде Простаковой читают приказ, согласно которому и все имение, и крепостные переходят под опеку государства. Женщина падает в обморок от отчаяния. Митрофан соглашается пойти на военную службу.
Проблема нравственного упадка
Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли». Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящему. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься – вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге – поколение за поколением только деградация. Что может вырасти из Митрофанушки, которые имеет перед глазами пример родителей? Только такой же как они человек: либо жестокий и хитрый как мать, либо бесхарактерный и слабовольный, как отец.
Актуальность темы произведения
Вечный вопрос воспитания в пьесе выходит на первое место.
Д. И. Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 1792 году. С тех пор слово стало именем нарицательным для глупых, грубых и аморальных людей. Тема произведения — необразованность помещиков в царской России, которые могли унижать крестьян, считая их людьми низшего сорта.
Истинный гражданин — человек, имеющий не только ясный ум и хорошее образование, но и обладающий высокими морально-этическими качествами. Главные герои — супруги Простаковы абсолютно невежественны, и сын их растет таким же.
В те времена, а именно в период царствования Екатерины 2, существительное «недоросль» означало лицо без должного образования. Необразованный мужчина не мог получить чин или пойти на службу.
Митрофан — сын Простаковых — не любит ни учебы, ни труда. Юноша желает обрести и чин, и жену, но при этом не хочет прикладывать усилия. Даже если в будущем он и получит какие-либо знания, он останется недорослем. Общий уровень его воспитания и культуры речи ниже, чем у крестьян.
Актуальность работы Фонвизина заключается в том, что комедия поднимает вопрос воспитания и образования детей. Родители взращивают молодое поколение не для себя, а для служения обществу. Вечный вопрос воспитания остро стоит и в современном мире. Отцы не являются в большинстве случаев авторитетами для сыновей.
Проблема нравственного упадка
Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли».
Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящему. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься – вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге – поколение за поколением только деградация. Что может вырасти из Митрофанушки, которые имеет перед глазами пример родителей? Только такой же как они человек: либо жестокий и хитрый как мать, либо бесхарактерный и слабовольный, как отец.
Сочинение Следователь Порфирий Петрович
Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа «Преступление и наказание». Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры. Он очень любит Россию и считает, что в будущем страна станет одной из самых великих на мировой арене.
Первая встреча Порфирия Петровича и Раскольникова происходит на квартире одного из героев. Увидев Родиона Раскольникова, Порфирий включает умелого актера, который в разговоре с Родионом задает ему каверзные вопросы в надежде на то, что убийца сознается сразу же в содеянном. Раскольников не оказался таким простым человеком, поэтому у следователя сложилось двоякое отношение к нему. С одной стороны Раскольников был преступником и убийцей, а с другой стороны он был очень сильной личностью, которая все давным-давно поняла, но боящаяся правосудия.
К каждому преступнику Порфирий Петрович ищет индивидуальный подход, ведь расследование — это психологическая борьба следователя и подозреваемого. С первого дня допроса Родиона Раскольникова, Порфирий Петрович догадывается о том, что именно он совершил данное убийство, но он не хочет сажать его в тюрьму сразу. Следователь хочет, чтобы Родион сам понял свою вину и раскаялся.
Порфирий является дальним родственником Разумихина. Ему около 35 лет. Рост его был ниже среднего, имел небольшое брюшко. Он был аккуратно подстрижен и побрит. Он был очень умным мужчиной с особым складом ума. Следователь был талантливым человеком способным заглянуть в будущее, ведь какой обычный человек может распознать преступника в первый день допроса, понять вину обвиняемого и отпустить его для того, чтобы тот сам раскаялся. Эта ситуация выделяет еще одну характеристику данного персонажа это умение разбираться в людях.
Порфирий Петрович один из ключевых персонажей данного романа. Роман получил жизнь благодаря его эксперименту по проверке человека на человечность. Он очень хороший следователь и человек, который является патриотом своей страны и верит в нее очень сильно. Он сумел определить в Родионе не деспота, который убивал старух без угрызений совести, а смог заметить в Раскольникове что-то хорошее. Он замечательный человек и опытный следователь.
Проблемы
Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.
- Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
- Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
- Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, отличаются благородством, человечностью и искренностью.
- Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.
Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение
До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.
Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.
Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.
При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.
Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.
Сочинение 2
Конечно, проблем в этом произведении достаточно. Какое произведение без проблем, ведь вокруг них все и строится!
Самая главная проблема в этом самом недоросли. Он проблема для всех, особенно для своей мама, хотя она этого и не понимает. Ей кажется, что он её счастье. Конечно, для любой матери ребенок – счастье, но нужно ведь хоть чуть сохранять объективность! «Мамаша» ведь такой своей слепой любовью ему только хуже делает. Он и её саму не любит, готов от неё при первом случае отказаться. И никого, кроме себя, не видит.
Но это ведь не просто частная история. Автор ставил проблему общества. То есть тогда (и сейчас) были такие наследники. Денег у них достаточно, родители их обожают, защищают и даже выгораживают. И теперь уже даже репетиторов не нанимают, а просто диплом покупают и устраивают на работу начальником. А как бывает, когда дети богатых родителей гоняют на крутых машинах даже без прав? Я такое слышал в новостях. Проблема в том, что от этого страшные аварии бывают. И такой водитель ведь угроза и для других, и для себя. Родители б хоть пожалели своего ребеночка, раз других совсем не жалеют.
Ещё одна проблема, что вокруг практически все молчат. Те же учителя, которые занимаются с этим недорослю, они страдают от его глупости и наглости, но, в основном, молчат. Они боятся и деньги (заработок) свой потерять, и попасть под руку мамаше. Она ведь точно примет сторону своего сыночка! Вот и, как бывает сейчас, ставят «тройки». Но от такой работы, по-моему, они сами себя не уважают. Остается только удивиться, насколько их ученик глуп. И насколько он не хочет ничего учить! Никакого уважения в нём не воспитали ни к учителям, ни к родителям. Что говорить о просто окружающих?
Ещё проблема, что помещица эта очень далеко от власти. В итоги приехал «ревизор», конечно. Но они там сами говорили, что начальство далеко, поэтому эта помещица может творить, что хочет. И над своими крестьянами издеваться, требовать с них очень много налога своего, а их никто защитить не может! Как она кричит на своих крепостных!
В общем, я думаю, что вот это основные проблемы. Получается, что на самом деле все они идут от мамаши, которая и сына своего испортила, и свою жизнь отношением к окружающим. Верой в то, что её деньги, власть и хамство бесконечны, что они дают ей право на всё. К счастью, всё оказалось не так! И у комедии этой, к моей лично большой радости, очень даже хороший финал!
Сочинение 2
«Недоросль» написал Фонвизин, данная комедия затрагивает указ, введенный в восемнадцатом веке в России. Указ говорил о том, что абсолютно все в стране должны были иметь образование, в противном случае неграмотные люди не могли вступать в брак.
В комедии Фонвизина главным сословием является дворянство, он показывает, как формируется личность у молодого поколения дворянства. Здесь ярко видна позиция Фонвизина: он считает, что только образованные люди могут спасти Россию, помогать развиваться стране.
Митрофан — главный герой в комедии, он ребенок дворян, его воспитанием занимается его мать, которая сама не имеет образования, более чем, воспитана дурно. В противовес Митрофану в произведении представлены и другие герои: Стародум, Софья, Правдин. Через этих героев, автор показывает, в каких людях нуждается Россия. Они красиво и грамотно говорили, их ум был чист, главное в их жизни — образованность. Но больше всего героев — отрицательные, например, семья Скотиных или Простаковых.
Сам Митрофан вырос ленивым, жадным и глупым ребенком. Он полностью зависит от матери, ее слово для него — закон. Сама Простакова желала быть с сыном постоянно, даже не пускала его в армию. Она решается сама обучать его, но ничего не знает об образовании, ее речь бедна, она использует ругательные обороты и грубую лексику. Митрофан привык жить в чрезмерной любви и ласки от матери, он всегда был прав, ел досыта, постоянно находился под защитой, поэтому и вырос не способным на самостоятельную жизнь.
Муж Простаковой понимает, что такое воспитание идет не на пользу сыну, но боится высказать свое мнение, поэтому оставляет все как есть. Это еще одна из характеристик дворянства восемнадцатого века. Но введение нового указа вынуждает нанять для Митрофана учителя, который бы объяснял азы наук, языков. Любящая мать делает это, но все бесполезно. Митрофанушка думает только о будущей свадьбе, а науки совсем ему не интересны. Несмотря на это, Фонвизин надеется на лучшее для России, что реформа способна поднять уровень образования в стране среди дворян.
Также есть и другая проблема в комедии Фонвизина — гнет крепостных. Это видно из отношения Простаковой к разным людям. Она груба к членам семьи и к своим помощникам, но к гостям мила и приветлива. Простакова хочет наладить связи с более богатыми людьми, влиться в их компанию ради своей выгоды, поэтому льстит им. У таких людей нет нравственных ценностей, понятий о бескорыстных поступках, доброте.
Следователь и главный герой
Великий Мастер Слова Достоевский весьма умело столкнул двух своих центральных персонажей в схватке. Прекрасно владеющий собой, холодный, как камень, едко ироничный, следователь словно оса кружит возле Раскольникова, хладнокровно выбирая место, в которое можно ужалить. Писатель, описывая Порфирия Петровича, с помощью приемов семантики отразил в этом персонаже Петербург, нравственно больной, с его чахоточной сыростью, туманами и резким контрастом между богатыми и бедными:
«царственно столичный, порфироносный, одновременно каменный и холодный город четко выражен в имени героя».
Порфирий Петрович такой же душевно холодный, одержимый идеей наказать преступника, но не думаюший о людях душевно. Он никому не симпатизирует. А убийство Алены Ивановны разгадывает словно кроссворд.
Эти качества подтверждает и манера его поведения: приторное, липкое, слащавое его многословие обволакивает и выматывает собеседника вместе с обилием уменьшительных суффиксов. Словоерсов в речи Порфирия даже чересчур много – он словно унижает сам себя перед собеседником, а сам тем временем просчитывает варианты, изучает противника, вводя того в заблуждение своей вроде бы недалекостью.
Он доводит Раскольникова чуть ли не до сумасшествия в своей совершенно иезуитской манере. Зато как же следователь горд собой в конце романа, когда говорит Родиону:
«…да вы убили, Родион Романыч!» «Вы и убили-с…, — прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»
Порфирий торжествующе принял признание студента в убийстве. Однако же не он достучался до души главного героя, и не с его помощью раскаялся Родион. Соня смогла пробудить в Раскольникове человеческие чувства, искренне покаяние и раскаяние.
Порфирий ерничает часто, любит притворяться перед собеседником простачком, что вводит того в заблуждение. Человек расслабляется, считая следователя недалеким, может даже глуповатым, в запале спора или долгого разговора выдает себя. А Порфирий, словно опытный рыбак, в этот момент и ловит на слове, на действии собеседника. А вот с Раскольниковым такой иезуитский метод следователю помог лишь отчасти: да, Родион пришел добровольно и признался в убийстве в итоге. Но не Порфирия это заслуга, не смог он запугать студента. Соня повлияла на Раскольникова, достучалась до его души и совести.
2 вариант
Центральную тему комедии «Недоросль» образуют проблемы образования и воспитания. Сюжет разворачивается вокруг темы отсутствия образования у Митрофанушки. К этому факту герои произведения относятся по-разному, на основании чего и завязывается сюжет произведения.
По мнению автора комедии, образование необходимо получить каждому человеку. Однако для того, чтобы стать образованным недостаточно просто посещать уроки в школе, нужно заниматься еще и самообразованием. А для этого нужно, чтобы у человека было стремление к получению знаний.
Митрофанушка посещает уроки у разных учителей, но знания у него от этого не прибавляется. Дело в том, что сам мальчик не хочет учиться. Кроме того, учителей, которые учат Митрофана, нельзя назвать образованными людьми. Они приходили домой к мальчику только с целью получить деньги за урок. Может ли человек, который сам не имеет четкого представления о значимости образования, научить чему-то другого?
Далее автор приводит различные мнения героев произведения относительно образованности и воспитания. Так, например, Протаскова считает, что образование открывает человеку дорогу в высший свет, не более того. По ее мнению, можно быть неграмотным, но производить впечатление образованного человека, тогда окружающие будут считать Митрофана умным. Она ищет учителей Митрофану, чтобы дать ему ключ от двери в элитные слои общества.
Стародум и Правдин полагают, что в процессе обучения человек не только приобретает определенный запас знаний, но и формируется как личность. Новые знания, по их мнению. Должны расширить кругозор Митрофанушки. О результатах образовательного процесса можно будет судить по тому, какие личностные трансформации произошли в мальчике. Правдин и Стародум убеждены, что без образования мальчик не сможет жить по совести в условиях человеческого общежития.
Так, автор комедии противопоставляет 2 взгляда на образование и образованность. Семейство Протасковых, где растет Митрофан, в комедии является примером необразованного и безграмотного сословия. Об этом свидетельствует не только учебная неуспешность ребенка, но и взгляды его матери на то, для чего необходимо учиться. Родительская позиция и принципы воспитания являются залогом формирования правильной мотивации ребенка к познанию и учению. Взрослый человек, который не стремится расширять свой кругозор и осваивать новые виды деятельности, не способен научить этому других. Если ребенок видит, что его мать не стремится постичь азы науки, у него не появится желание сесть за книгу и прилежно выполнять задания учителя.
Методы, о которых говорит Стародум, являются полной противоположностью подхода к воспитанию Протасковой. Мужчина воспитывает Софью в соответствии с высокими моральными и нравственными принципами. В результате девочка вырастает умной и образованной, чего нельзя сказать о Митрофане, который в финале произведения отказался от своей матери.
Таким образом, автор в комедии «Недоросль» затронул актуальную тему – проблему воспитания и воспитанности, образования и образованности. Яркие контрасты двух противоречивых воззрений героев на проблему воспитания подрастающего поколения и финал комедии позволяют читателю понять, для чего каждому гражданину необходимо образование. Ключевым моментом в формировании воспитанности и образованности Д. Фонвизин считает личный пример родителей.
Фонвизин как драматург
1764 год — дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион. Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений — это переработка французской комедии.
После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир. По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания — подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, — воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии — это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой.
Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.
Воспитание современной молодежи
Пьеса Фонвизина «Недоросль» поднимает важный вопрос — как воспитать гражданина для общества. Человек сам должен трудиться над своим воспитанием — желание учиться первостепенно, но роль учителей не менее важна. Однако необразованная мать Митрофана не могла найти для сына достойных педагогов.
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» основополагающая. Д. Фонвизин желает, чтобы читатель задумался — уместно ли давление на индивида, или он волен поступать в соответствии с собственной волей?
Во время прочтения пьесы человек открыто смеется; его душа должна раскрываться, расти. Учиться надо хотеть самому. Взрослым нужно привить детям желание обучаться.
В комедии Аристофана «Облака» также поставлена проблема воспитания юного поколения. Здесь учитель сам Сократ. Он обучает софистике, но не дает морального воспитания. Обучение должно развивать и знания, и духовные качества — в этом абсолютно уверен Д. И. Фонвизин.
Сейчас образование доступно всем, но оно информационное, материальное. Моральным качествам, этике общения молодых людей не учат. И произведение «Недоросль» в связи с этим в современном цифровом мире тоже актуально.