2 вариант
Основной тематикой произведения является раскрытие конфликта двух поколений, представленных в качестве отцов и детей, прогрессивных и консервативных взглядов.
В качестве единственного представителя молодого поколения в романе изображается главный герой в лице Евгения Базарова.
Поколение века минувшего в романе представляется, в первую очередь, Николаем Петровичем и Павлом Петровичем Кирсановыми, родными братьями, родителями Базарова, а также Аркадием Кирсановым, сыном Николая Петровича, другом Базарова.
Главным противником Базарова является Павел Петрович Кирсанов, представленный в образе бывшего светского льва, отставного военного, приверженца английского аристократизма, отличающегося своеобразной речью с использование иностранных слов.
Также представителем поколения отцов является Николай Петрович Кирсанов, представленный в образе истинного дворянина, отца семейства, либерала, прекрасного, любящего и заботливого отца. Герой отличается добрым, спокойным, уравновешенным характером, ведя размеренную жизнь в своей усадьбе, при этом пытается модернизировать поместье, чтобы не отстать от моды, но это у него плохо получается. Несмотря на собственные консервативные взгляды, Николай Петрович терпеливо относится к мировоззрению Базарова, понимая, что молодежь может заблуждаться по причине неопытности и молодого возраста.
Аркадий, являющийся сыном Николай Петровича, является его сторонником, поскольку нигилистические взгляды Базарова, поначалу понравившиеся ему, оказываются чуждыми молодому человеку, воспитанному в консервативных условиях.
На примере семейства Кирсановых автор демонстрирует состояние русского дворянства, бессмысленность и неспособность представителей общества к активной деятельности.
Самые трогательные в романе герои, представленные в образе родителей Базарова, являющиеся простыми, добрыми людьми, скромными тружениками, обожающими своего сына и гордящиеся им. Базаров с любовью относится к родителям, однако его взгляды не позволяются открыто проявлять собственные чувства, но поскольку в нем воспитаны истинные нравственные ценности, он даже при смерти не может забыть о родителях.
Таким образом, помимо конфликта между старым и новым поколением, в романе автор представляет взаимосвязь отцов и детей, а также подчеркивает необходимость в ее сохранении.
Конфликт двух поколений
32 предложения/ 385 слов
В России XIX век был ознаменован появлением «новых» людей-разночинцев. Это были образованные интеллигенты, которые говорили о необходимости изменений в стране. Такой тип людей стал появляться практически в каждом крупном произведении, написанном в этот период. В этом смысле роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» не исключение. Главный герой Евгений Базаров по натуре «нигилист», то есть человек, отрицающий все то, что складывалось в обществе веками. Молодежь восприняла его как пример для подражания, а старшее поколение как бескомпромиссный вызов.
Уже в самом названии романа мы видим, что речь пойдет о конфликте двух поколений, который был, есть и будет во все времена. Самое ярое противостояние разворачивается между молодым либералом Базаровым и аристократом в летах Павлом Кирсановым. С самой первой минуты знакомства эти двое невзлюбили друг друга. Они не похожи во всех отношениях. Один носит накрахмаленные белоснежные рубашечки, а другой потертые и местами заляпанные брюки. Один придерживается тех же взглядом, что и все дворяне того периода, а другой толкует о России и новой «русской идее».
При этом оба сами себе противоречат. Базаров в речи употребляет слишком много иностранных словечек, а Кирсанов любит рассуждать о тяжелой доле крестьян в стране, но при этом морщится при встрече с ними. Напряженность в отношениях героев настолько возрастает, что доходит до тайной дуэли. Павел Петрович когда-то был блестящим, многообещающим офицером. На своем пути он встретил одну светскую даму (княгиню Р.), которую полюбил, но роман вскоре закончился и он остался ни с чем.
Позже он замечает нечто общее между княгиней Р. и крепостной Фенечкой, у которой ребенок от его младшего брата. Случайно увидев, как Базаров обнимает и крепко целует девушку, он вызывает противника на дуэль, во время которой первым получает ранение. Базаров как доктор обязан ему помочь, ведь он давал Клятву Гиппократа. Не найдя понимания в доме Кирсановых, он вскоре уезжает домой. Мы видим, что его родители — единственные люди, которым он по-настоящему дорог.
Их чувства к сыну не меняются ни при каких обстоятельствах. До конца жизни, уже дряхлыми старичками, они приходят на могилу сына. В семье Кирсановых со временем проблема отцов и детей сглаживается. Николай Петрович берет в жены Фенечку, а его сын Аркадий — Катю Одинцову. Павел Петрович уезжает в Дрезден и живет там одиноко, не изменяя своим аристократическим привычкам. Сам автор неоднозначно отнесся к своим героям. Он не принимал рьяно чью-либо сторону, так как по натуре являлся одновременно и аристократом, и либералом.
см. также:Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев
Популярные сочинения
- Сочинение Мой школьный день 4, 7 класс Каждый мой школьный день с одной стороны однообразный, а с другой уникальный и неповторимый. Одно я знаю точно, что каждый новый школьный день дарит мне заряд энергии, новые знания и делает меня чуточку взрослее.
- Сочинение Описание степи в повести «Тарас Бульба» 7 класс В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Николаем Гоголем, показана небывалая красота природы, которую автор описал, как нечто живое и трогательное
- Сочинение на тему Весна в лесу Долгожданная весна приходит в каждый уголок нашего города. Она заглянет и под мостик, где начинает звенеть ручей, и пройдется по дорогам, оставив за собой следы в виде грязи. Но особые чувства от наступления весенней поры
Мы напишем — Нигилизм в романе Отцы и дети Тургенева. Подсказки школьнику
Произведение «Отцы и дети» знакомо многим (). Его автор, Тургенев Иван Сергеевич, на страницах смог описать конфликт двух поколений и показать читателю мнение и идеи как «отцов», так и «детей». Они разнились, а две стороны не смогли прийти к компромиссу. Но помимо этого, в романе одной из главных тем была тема нигилизма. Нигилистом был главный герой, друг Кирсанова, Базаров. Что же такое нигилизм и как он относится к роману Тургенева?
Для каждого человека, соответственно и для каждого героя романа слово «нигилизм» означает что-то своё. Друг Евгений Аркадий считал, что нигилистом является тот человек, который всё отрицает. Павел Петрович с высоты своих лет немного по-иному воспринимал нигилизм, он считал, что это понятие означает отказ от каких бы то ни было авторитетов и принципиальных устоев. Сам же нигилист не считал, нигилизм чем-то собственно полученным, он говорил, что стал нигилистом после того, как увлёкся наукой, и такая судьба ждёт почти всех учёных. У героя это являлось профессиональной деформацией. Он всё время был чем-то занят, никогда не сидел сложа руки, а любую теорию проверял на практике. Базаров отрицал не только искусство, он отрицал и чувства, а особенно любовь. До того, как встретил Одинцову, Евгений считал свои мысли единственно правильными, но благодаря ней он перестал быть нигилистом. Любовь, то, что он так не любил и что так отрицал, убила в нём этого практичного человека.
Кроме настоящего нигилиста, на страницах произведения можно встретить и ненастоящих. Таким, к примеру, является Ситников. Он пытается подражать Евгению, хочет занять хорошее положение в обществе и стать свободным, но этот его псевдонигилизм чувствуется за версту, поэтому его так не любит Базаров. Ещё «нигилистом» является Кукшина. Эта женщина отчаялась, потому что её бросил муж. Ей ничего не остаётся, кроме как быть «нигилисткой». Базаров понимает, что Кукшина не знает всего, что должен знать нигилист, что она глупа и не образованна, поэтому тоже не принимает её. Это жалкие пародии, поэтому они выглядят так комично.
Итак, нигилизм в данном произведении основывается на отрицании авторитетов и критическом подходе абсолютно ко всему. Хорошей бы эта концепция была, если бы Евгений Базаров предложил что-то взамен, но он сам признаётся, что ничего не смог придумать, из чего можно сделать вывод, что это не самая полезная философия.
Вариант 1
Конфликт «отцов» и «детей» один из самых древних. Умудренные опытом «отцы» пытаются предостеречь молодежь от ошибок. «Дети» не признают доводов старших, стремясь построить новую жизнь. Им кажется, что у них все получится сделать лучше. В некоторых случаях это удается. Старшему поколению жаль, что молодежь не ценит их достижений, стремится разрушить все то, на что они жизнь положили. Возможно, если бы молодые проявляли больше уважения и такта, то ситуация бы изменилась. Литературные примеры подтверждают мое мнение.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», название которого говорит само за себя, конфликт разгорелся с разрушительной силой. Павел Петрович Кирсанов представляет старшее поколение. Евгений Базаров относится к поколению «детей». Герои, хоть и относятся к разным возрастным категориям, очень похожи между собой. Оба самонадеянны, умны, самоуверенны, самолюбивы, имеют обо всем свои суждения. Это в большей мере и стало причиной разногласий. Павел Петрович сразу почувствовал в Базарове врага. Ему не понравился внешний вид молодого человека. Он пренебрежительно отозвался о нем «этот волосатый». Кирсанов почему-то сразу решил, что Базаров ни к чему не испытывает чувства уважения. Его предубеждение крепло в нем с каждой их новой встречей. Он так и ждал случая вступить с Базаровым в словесный поединок. В конце концов, их противостояние нашло выход в ожесточенной дискуссии. Их мнения разошлись по всем вопросам: во взглядах на принципы, логику, русский народ, аристократию. Павел Петрович упрекает молодежь в «сатанинской гордости» и глумлении над святынями. Базаров в свою очередь предъявляет старшему поколению счет за их бездействие. Я думаю, что каждый из них по-своему прав. Я не согласна с Базаровым, когда он отрицает искусство. Только и Павел Петрович не прав, когда видит в молодежи только отрицательные стороны. Наверное, он просто забыл, каким был в молодости. В отличие от него, Николай Петрович философски относится к своему возрасту, хоть и делает попытки идти в ногу с веком. Он старается понять молодежь, знакомится с приятелями сына, ведет с ними беседы, с уважением относится к увлечениям Аркадия.
Не обошел проблему «отцов и детей» в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. В центре внимания находятся два молодых героя – Чацкий и Софья. Их обоих вырастил и воспитал Фамусов. Он выказывает недовольство ими. Фразой «Вот то-то, все вы гордецы!», с которой начинается монолог, обращенный к Чацкому, Фамусов обобщает свое мнение о молодежи. В его высказывании сквозит недовольство молодым поколением. Они не добиваются чинов и наград, не стремятся построить карьеру. Самый главный же недостаток молодых состоит в том, что они не используют опыт «отцов», не хотят учиться у старших. Фамусов – очень консервативный человек, поэтому любые изменения ему претят. Такие, как он, никогда не будут довольны прогрессом и его сторонниками, каковым является Чацкий. Ему нравятся только покорные и бессловесные люди, подобные Молчалину. Вот они-то достойные преемники его дяди Максима Петровича.
Когда старшее поколение пытается понять и принять новшества, изменения в общественной жизни, культуре, искусстве, оно становится ближе к молодежи. Говоря об отношениях старшего поколения и молодежи, считают, что молодые должны почитать и уважать стариков. Почему-то никогда не высказывается мысль о том, что старшие также должны проявлять уважение к интересам, увлечениям, убеждениям молодого поколения. Я думаю, взаимное уважение могло бы значительно смягчить конфликт между «отцами и детьми».
Отношение к окружающему миру
Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.
Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.
Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.
Конфликт «отцов» и «детей»
В произведении конфликт между двумя поколениями не несет в себе исключительно отрицательную окраску. На этом настаивал и сам писатель, который хотел показать, насколько важным для развития общества является диалог между представителями разных жизненных укладов.
В романе «Отцы и дети» главным композиционным приемом служат споры между главными героями, благодаря которым читатель может определиться с собственной точкой зрения на тот или иной важный вопрос, будь то природа, наука, искусство, нравственные понятия. Кроме того, данный прием, когда «дети» и «отцы» находятся в состоянии непрекращающегося спора, указывает на тот факт, что жизнь многогранна и динамична – она никогда не стоит на месте, и все время движется только вперед.
Следует осознать и принять тот факт, что противостояние между поколениями никогда не завершится. Однако этот бесконечный конфликт несет в себе большую пользу, поскольку является фактором развития всего, что происходит на земле.
Отношение к окружающему миру
Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.
Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.
Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.
Сочинение на тему» Базаров — Нигилист «
Демократизм в общении с представителями простого народа унаследовал от отца и Евгений. При этом, что примечательно, Базаров-сын никогда не заигрывает с крестьянами, не прикидывается своим, не играет перед ними в «добренького барина» (отметим, что для крестьян он все-таки остается «барином», правда, «чудным»). За это крепостные крестьяне и уважают Базарова, и даже немного побаиваются.
Иван Сергеевич не показывает этого героя как лидера губернских нигилистов, какими являются, например, Евдокия Кукшина и откупщик Ситников. Для Кукшиной отсталой женщиной является даже Жорж Санд. Евгений Базаров понимает пустоту и ничтожество подобных псевдодемократов. Их среда чужда ему. Тем не менее Евгений скептически относится также и к народным силам. А ведь именно на них возлагали главные надежды современные ему революционные демократы.
Вопросы нововведений в стране, которые связаны с отменой крепостного права, остро интересуют Евгения, и он твердо выступает за освобождение простого люда. Позиция Базарова непонятна его другу, Аркадию Кирсанову, который не считает крестьян равными по положению его семейству. Друзья отчаянно пытаются доказать друг другу правоту своих позиций и все споры приводят к тому, что их дружба разваливается.
Положительное в нигилизме Базарова
Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.
Долой авторитеты
Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.
Нет — суждениям, да — опыту
Давая характеристику своему другу, Аркадий Кирсанов назвал Евгения Базарова человеком, который ко всему относится с критической точки зрения, не принимает на веру. Сам Евгений признавал, что для него убедительны только суждения, подтвержденные опытным путем. Такой подход чрезвычайно полезен в практической науке, дает толчок исследованиям и открытиям. В них Базаров мог бы достичь успеха, если бы не преждевременная смерть.
Профессиональная работоспособность
Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.
Критическое самоуважение
Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.
Сила духа и цельность личности
Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.