История создания
Время написания картины датируется 1922 годом.
Аполлинарий работал с 1918 года «Главой комиссии по изучению старой Москвы». Художник несколько лет изучал документы, которые сохранились в архивах, отыскивал исторические памятники для археологического общества «Старая Москва». Васнецов вместе с историками и археологами.
Идея написания исторической Москвы возникала у художника часто. Задумав написать картину, которая изображала бы город именно в те времена, Васнецов долго занимался изучением документов, часами работал в архивах. По документам он и составил представление о том, как выглядела Москва в годы правления Дмитрия Донского. Это и помогло ему при создании полотна. Он воспроизвел ту Москву, которая еще вмещалась на территории Кремля.
Популярные сочинения
- Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? Проблема взаимоотношения отцов и детей, поднятая в одноимённом романе И.С.Тургенева, к сожалению, существует и в наши дни. Примеров этому довольно много в нашем обществе.
- Сочинение Что такое гений Я уверен, что гений – это не обязательно деятель искусства или изобретатель, а политик, спортсмен, певец, массажист, да хоть повар! Просто как-то так не привыкли называть представителей всех профессий гениями.
- Сочинение Как я в первый раз… (7 класс) В своем сочинении я расскажу, как я первый раз каталась на роликах. Этот день навсегда останется в моей памяти, ведь я испытала бурю эмоций и впечатлений.
LiveInternetLiveInternet
Орест Адамович Кипренский
Согласно заданию Академии художеств, живописец должен был «представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержанию победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании». Полотно написано под впечатлением от работ итальянских мастеров. В сюжет русской истории Кипренский добавил античный пафос и детали.
«Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805) О. А. Кипренский
Дмитрий I Иванович
Великий князь Московский (с 1359) и Владимирский (с 1363). За победу в Куликовской битве получил прозвище Донской.
При нем значительно расширилась территория Московского княжества за счёт присоединения Владимира, Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских земель.
При этом основная территория была разорена в ходе войн с Великим княжеством Литовским, междоусобицами и столкновений с Ордой. Н.И. Костомаров называл время Димитрия Донского одной из самых несчастных эпох русской истории.
За военные подвиги причислен к лику святых. Его отчасти мифологизированный образ стал символом русской воинской славы. Например, в годы Великой Отечественной войны в честь Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих.
Куликово поле
Территория на водоразделах Окско-Донского междуречья, где 8 сентября 1380 года сошлись в битве русские князья во главе с великим князем московским Дмитрием Ивановичем и войско Мамая.
Точное место сражения не до конца определено. Ранее считалось, что столкновение произошло у слияния Непрядвы и Дона возле села Монастырщино. В последние годы появилась версия, что сеча была у истока Непрядвы из Волова озера.
В советское время на этом поле велись сельскохозяйственные работы, в качестве удобрения применялась разрушающая металл аммиачная селитра. С этим связывают довольно скромные артефакты, которые удается найти на поле.
Палудаментум
Разновидность воинского плаща периода Древнего Рима. Был менее практичен, чем солдатские лацерны, больше служил знаком отличия (особенно красного цвета) — в нём изображались императоры на монетах и памятниках. Палудаментум носили не только на плечах, но также оборачивали вокруг бёдер, забрасывая один конец на левую руку.
Алый цвет
В античной традиции ткани ярко-красного и пурпурного цвета ценились больше всего. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, демонстрировал тщеславие. Ношение этого цвета было ограничено при Цезаре. При Августе же пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры. Нерон и вовсе запретил продажу пурпурной ткани. При этом красную одежду часто носили римские воины, поскольку цвет, как считалось, приносил удачу, бросал вызов врагу, и на нем была менее заметна кровь.
Калиги
Солдатские полусапоги, состоявшие из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Хорошо подходили для длительных переходов. Были популярны в Древнем Риме.
Шлем с бармицей
Голову русского воина защищал шлем полусферической или сферической формы. Мог украшаться драгоценностями (в зависимости от статуса воина). Шею защищала бармица, выполненная в той же технике, что и кольчуга.
Лорика сегментата
Пластинчатые доспехи, часть обмундирования римских воинов периода Империи. Как считается, они были созданы специально для защиты от ударов германских длинных мечей.
Доспехи состоят из стальных полос, изнутри попарно скрепленных на груди и спине кожаными ремнями, образуя таким образом обруч, охватывающий торс солдата.
Сапоги
Обувь, перенятая русскими воинами у кочевых народов. Активно начали использоваться с 10 века.
Сандалии
Лёгкая обувь, подошва которой закрепляется на ноге ремешками или верёвками. Один из самых древних видов обуви у народов, живших в тёплом климате. А потому странно, что Кипренский, изображая сентябрьское сражение, обрядил воина в сандалии.
Борода
Символ зрелости и мужественности. За ее повреждение «Русской правдой» предусматривалось наказание: «Если кто вырвет у кого клок бороды, и знак останется, и очевидцы то подтвердят, то взыскать с обидчика 12 гривен штрафа».
diletant.media
Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина 4, 6 класс
В творчестве молодого российского художника Виктора Маторина много работ посвящено русской истории. Не является исключением и его картина «Дмитрий Донской».
Эта картина чем-то напоминает русскую икону, где на первом плане образ-портрет великого исторического деятеля русского средневековья, полководца, собирателя русских земель, князя Московского, Дмитрия Ивановича.
Из истории известно, что князь прожил очень недолгую жизнь. Он умер в 38 лет, по нашим меркам в очень молодом возрасте. Но художник, изображая его более старшим, хочет подчеркнуть мудрость этого человека, позволившую ему шаг за шагом находить единомышленников и объединить с Москвой другие княжества.
Но Дмитрий не только полководец, он ещё строитель и рачительный хозяин на своей земле.
За спиной героя зритель видит прекрасный белокаменный город. Основательно отстроен каменный Кремль, под стенами которого идёт большая торговля, по реке прибывают суда с различными товарами. Устремились в небо кресты великолепных соборов.
Эта картина очень хорошо передаёт дух того времени. Растущее самосознание русского народа и стремление его к освобождению от многолетнего ига, бесстрашие и самоотверженность, всё это художнику удалось сконцентрировать в образе великого исторического персонажа—Дмитрия Донского.
Описание картины Маторина Дмитрий Донской
На уроках истории и из исторических книг мы узнаем о русских князьях, которые правили страной в далекие годы. Конечно, в учебниках стараются писать хорошее о князьях, но не следует отрицать и фактов. В период междоусобиц многие проявляли себя не самым лучшим образом, вступали в союз с иноземцами, дабы получить личную выгоду, плели интриги против других князей.
Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы, но он всегда старался действовать с заботой о собственной земле и избегать напрасных войн и междоусобиц.
Возможно, именно поэтому Владимир Маторин решил изобразить этого правителя. Картина создана в ярких и торжественных тонах, от всего изображения веет величием. Центральной фигурой является сам князь, который стоит спереди как олицетворение всей Руси, а за ним располагаются типичные символы и пейзаж.
Когда смотришь на картину, то от центральной фигуры исходит такое ощущение спокойного достоинства. Характерным является жест правой руки, которая ладонью прижата к груди. Таким образом подчеркивается и сердечная забота князя о своем народе, и открытость, искренность.
На плече накинута красная одежда, вероятнее всего, плащ, который своим цветом подчеркивает царственность и особое положение этого человека в обществе. Он одет в золотой доспех и золотые наручи, которые тоже подчеркивают особое положение. За ним располагаются красивые церкви, кремль и река, вероятнее всего, Дон, который полон кораблей.
На мой взгляд, в этой картине художник хотел запечатлеть не только определенную историческую личность, но и некий идеал правителя. Художник пишет красивого зрелого мужчину, исполненного достоинства и абсолютного спокойствия.
4, 6 класс
Мир искусства
Картина Левитана И. «Золотая осень»
Исаак Ильич Левитан в картине «Золотая осень» очень точно и поэтично смог передать волшебство уголка русской природы в погожий день ранней осени. Невозможно оторвать взгляд от прощального праздника красок.
Как прекрасен и прост привычный пейзаж! Мне кажется, что я стою в глубине луга и любуюсь неширокой речкой, которая спокойно несёт синие воды меж невысоких берегов.
Слева — крутой пригорок с тоненькими берёзками в пурпурно-золотистом наряде и двумя осинками с уже почти облетевшей листвой. Тихо и чудесно в берёзовой роще. Только листочки чуть слышно шуршат и лопочут. Они устлали траву, понемногу желтеющую и тускнеющую, мягким разноцветным ковром.
На правом берегу реки в изумрудных сарафанах красуются ивы. Они из последних сил сопротивляются пышному увяданию природы. Одиноко стоящая берёзка указывает поворот реки. На поверхности речной глади отражается лазурное небо с белыми облаками.
Мой взгляд движется за течением реки, и на заднем плане открываются в «багрец и золото одетые леса». В просвете между ними стоят маленькие крестьянские домики. Около них зеленеют озимые.
Осенний день, изображённый художником, пронизан светом. Здесь преобладают яркие краски. Я думаю, что И.И. Левитан, работая над своим знаменитым пейзажем, повторял строки мастера поэтического слова А.С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!…
Картина И.И. Шишкина «Рожь»
Я смотрю на картину талантливого художника И.И. Шишкина «Рожь» и любуюсь золотистым полем.
Как хороши высокие густые, наклоненные к самой земле, тяжёлые спелые колосья! Мне кажется, что я иду по этой поросшей травой, убегающей лентой вдаль, просёлочной дороге.
От лёгкого дуновения свежего ветерка колышется, волнуется янтарное и необозримое поле ржи. Я слышу, как весело стрекочут кузнечики, и тихо поёт упругий налитой колос. Ведь близится жатва – пора сбора урожая.
Вокруг раздолье и волшебство русской природы. Как легко и прекрасно мне в этом родном и привольном поле.
Картина В.В. Маторина «Дмитрий Донской»
Виктор Викторович Маторин современный талантливый художник. Его любимый творческий жанр — исторический. Особенно художнику удалось показать свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность в серии картин, посвящённых Куликовской битве.
Меня восхищает его картина «Дмитрий Донской». Это исторический портрет великого князя московского. Своё прозвище он получил после разгрома полчищ Мамая на Куликовском поле между Доном и Непрядвой.
Лицо обветренное, загорелое. Правую руку он положил на грудь, словно даёт клятву. Руки у него трудовые, сильные с вздутыми венами. Князь изображён без шлема.
И всё-таки он одет в воинские позолощеные доспехи, а слева яркий, наброшенный поверх них плащ.
Я смотрю на освещенное солнцем лицо Дмитрия Донского и понимаю, что он не только мужественный воин, но и великий труженик. Ведь В.В. Маторин показал князя не в битве среди воинов, а на фоне строящихся белых стен Кремля. За спиной героя изображено то, за что он готов отдать жизнь: Родина и вера.
Да, я уверена, что князь Донской не только воин, он мечтает видеть свою Русь богатой.
Популярные сочинения
- Примеры взаимовыручки из жизни — сочинение Одним из самых великодушных дел в жизни есть взаимовыручка. К сожалению оплошностью нынешнего общества является редкость этого качества у людей.
- Сочинение Женские образы в произведении Обломов Гончарова Ольга и Агафья. Оба женских образов в произведении являются положительными. Героини Ольга и Агафья симпатичны читателю. Ольга очень серьезная женщина в возрасте двадцати лет
- Сочинение Примеры совести из жизни Совесть – это способность человека, которая помогает ему контролировать свои поступки, делить их на хорошие и плохие, а также воспитывать в себе только положительные качества.
Великие победы
Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже).
А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды – Тохтамышем.
Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.
Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.
Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.
Описание картины Маторина «Дмитрий Донской»
Существует множество именитых художников, живописцев, основная часть их проживала в прошлом столетии, многих уже даже нет в живых, однако есть и те, кто радует все новыми и новыми полотнами. К их числу можно отнести и Виктора Маторина, который занимается исторической живописью.
Такой своеобразный выбор раскрывает определенную гражданскую позицию автора, поскольку он уже приличное время является вытесненным портретным и пейзажным жанром. Одной из картин популярного сегодня московского художника является «Дмитрий Донской», которая автору действительно удалась.
Главный герой картины
Бесспорно, персонаж художником выбран более чем колоритный.
Он сам по себе не нуждается в том, чтобы про него что-то рассказывать, поскольку является важной исторической фигурой, но на картине Донской изображен особенно, в важный момент его жизни – перед тем, как войско отправилось в поход. Герой картины уверен в себе, источает силу и прямоту своего духа, несмотря на то, что он будто бы замер, в чертах на его лице можно просмотреть сильнейшую волю, силу характера и прямолинейность
По взгляду видно, что этот человек не привык покоряться судьбе, не привык уступать
Герой картины уверен в себе, источает силу и прямоту своего духа, несмотря на то, что он будто бы замер, в чертах на его лице можно просмотреть сильнейшую волю, силу характера и прямолинейность. По взгляду видно, что этот человек не привык покоряться судьбе, не привык уступать.
Это тот, кто способен повести за собой людей и тот, кто обязательно добивается совей цели. Примечательно, что, даже будучи далеким от отечественной истории, все это уже можно сказать про персонажа картины. Настолько автору удалось воссоздать и поймать образ Донского.
Дмитрий Доской на картине отличается:
- Уверенностью, решимостью;
- Силой патриотизма;
- Настойчивостью и упорством идти до победного конца.
Гармония картины
На полотне невозможно найти делать, которая бы не вписывалась в общий сюжет. Все подробности и делали картины лишь подчеркивают основную идею. Вместе с тем, Донской изображен с правой рукой на сердце.
Это достаточно символично, ведь за его спиной находится народ, который верит ему, родные церкви и дома, за которые он готов сражаться до конца.
И это прослеживается по картине, ведь, смотря на Донского, обязательно понимаешь, что этот человек любит свою родину и народ, точно также как и они его, а, значит, ему есть за что отдать даже свою жизнь – за правду и свободу.
Записки историка
Дмитрий Донской был достойным продолжателем дел своего деда Ивана Калиты. Все годы его правления прошли в борьбе за объединения страны под одной властью, за освобождение от татарского угнетения, за мир внутри Руси.
Дмитрий Донской – молодые годы
Отец Дмитрия, великий князь Иван Красный, скончался, когда мальчику исполнилось девять лет. Опекуном и надёжным советчиком маленького князя, стал митрополит Алексий. Человек, как описывают историки, умный, авторитетный, с сильным характером. Он воспитал Дмитрия таким же, готовым к борьбе в непростых условиях.
С одной стороны – постоянный контроль и необходимость платить дань татарским ханам, с другой – угроза военного вторжения армии литовских князей, постоянная вражда внутри страны. В одиннадцать лет юному князю пришлось ехать в Орду, утверждать свою власть. Правящий хан Золотой Орды всегда пользовался распрями русских князей и умело манипулировал их желанием захватить власть. Поначалу, на Великое княжение было разрешено вступить Дмитрию. Но его политика укрепления России не нравилась в Орде и это право передали Дмитрию Константиновичу Суздальскому.
Вот тут Дмитрий Иванович и показал, что власть у него так просто не заберёшь. Он силой подтвердил свои права. Изгнал князя Суздальского из Владимира. Надо сказать, что князь Дмитрий Константинович, был человек разумный. Он понимал, что молодой соперник силён, целеустремлён и интересы страны ставит на первое место. Наперекор ханским приказам, желавшим столкнуть лбами двух князей, он признал Дмитрия Ивановича и принял его власть. Этот союз скрепили браком. Дмитрий Иванович женился на дочери князя Суздальского, Евдокии. Она на протяжении всей жизни была его верной подругой, родила двенадцать детей и воспитывала их в духе любви к Родине.
Укрепление Руси
Талантливый политик и полководец – качества, тесно связанные в те далёкие времена, когда Великий князь Дмитрий Иванович подчинил своей власти нижегородского князя, рязанского и тверского. Именно правители этих городов всегда спорили за власть на Руси. Более маленькие княжества, такие как Углическое и другие, были присоединены под главенство Москвы. Даже Новгород Великий не спорил с властью Дмитрия.
Навёл он порядок и на литовской границе. Князь Ольгерд неоднократно пытался захватить Москву. Постоянно совершал набеги на различные русские княжества. Под его контролем находились Киевские, Черниговские земли, а хотелось ещё и Московских. В ноябре 1368 года состоялась битва под Москвой на реке Тросна. В результате, Дмитрий Иванович окончательно отбил желание у Ольгерда добиваться Москвы.
Но главным врагом, конечно, были татарские ханы. Уплата непомерной дани, постоянный контроль, угроза вторжения и разорения, всё это веками висело над Русью. Спасения от ига не было. Укрепив свое положение внутри страны, великий князь решил бороться с татарами. Первая победа была одержана русскими над сильным войском мурзы Бегича. Хан Мамай прислал войско, чтобы показать силу контроля над русскими землями. Полностью разгромив татар, необходимо было срочно готовиться к наступлению основных сил противника.
Биография 3
Дмитрий Донской – великий московский князь, правивший с 1368 по 1389 гг. Он расширил влияние Москвы и освободил её от выплаты дани.
Дмитрий Иванович Донской родился в октябре 1350 года. Его отцом являлся князь Иван 2. Спустя 9 лет мальчик стал сиротой. Престол оставался пустым, поэтому юному Дмитрию пришлось взять бразды правления в свои руки. Единственным его помощником стал митрополит Алексей, который был по совместительству его регентом. Между ними сложились дружественные взаимоотношения. Алексей помогал молодому правителю справиться со всеми трудностями. Тем не менее у Донского был ещё 1 близкий знакомый – игумен Сергей Радонежский. Именно он просвещал Дмитрия, сделав его достаточно религиозным и набожным. В результате Донской занялся крупным строительством храмов на землях современной Коломны и Волоколамска. Этот чудотворец сыграл огромную роль в жизни князя. Именно Сергей благословлял его войска перед крупными сражениями.
В конце княжения Дмитрия Донского Москва повысила свой авторитет. Ей пришлось противостоять грозной Твери, хорошо укрепившейся на политической карте. Начался кровопролитный конфликт за ярлык на княжение. Кроме того, с Востока всё ещё продолжались нескончаемые набеги монголо-татар, которые смогли сжечь столицу Московского княжества. В целях защиты Дмитрий решил построить вокруг города каменный Кремль. В результате махинаций Твери, в 1368 году на Москву напала Литва. Под Кремлём войска литовского князя потерпели сокрушительное поражение
В 1372 году война заканчивается, Дмитрий сосредотачивает своё внимание на Твери. Его армия осадила город, который продержался только до 1375 года
В результате решительной победы Донской получил во владения территории Владимира. Со временем жизнь вернулась в мирное русло.
Постепенно власть в Московском княжестве централизовалась. Поселения богатели и становились более могущественными. Ордынскому хану Мамаю не нравился такой расклад дел. В связи с этим, он собирает огромное войско, чтобы усмирить Москву. Донской решает дать отпор Золотой Орде. Генеральная битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Против Мамая билось объединённая русская армия. Помимо Дмитрия, в ней участвовали князья из других княжеств. Куликовская битва продлилась целый день, князи не стояли в стороне и принимали непосредственное участие в боевых действиях. Исход решил засадный полк, отбросивший монголо-татар. Русское войско праздновало первую победу. Благодаря этой битве Москва перестала платить дань. К сожалению, нашествие Тохтамыша возобновило денежные выплаты. Тем не менее был сделан первый шаг к освобождению от ордынского ига.
Скончался Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в своих покоях. Его женой была Евдокия Московская, подарившая ему 13 детей, 1 из которых умер в младенчестве. Один из них станет князем и сделает первые шаги к объединению раздробленных государств.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
- Сочинения
- По картинам
- Другие
- Маторин — Дмитрий Донской
Маторин — Дмитрий Донской
Подробный анализ
Виктор Астафьев, прошедший через горнило той страшной войны, работал над повестью с 1967 по 1974 год, поэтому она так реалистична. Автор много раз редактировал ее, перечитывал и переписывал, меняя события и судьбы героев. Эта повесть была мерой долга перед теми, кто не вернулся с войны.
Астафьев сам определил жанр произведения, назвав его «современная пастораль», хотя тема произведения далека от названия жанра, ибо события повести происходят не в жизни пастухов, а на кровавой войне. Но, прочитав повесть, понимаешь, что название жанра подчеркивает симпатию автора к героям и их чувствам, а также трагизм происходящего. Сентиментальность в произведении сталкивается с грубостью войны. Через всю повесть лейтмотивом любви проходят образы пастуха и пастушки и сочетаются они с образами двух влюбленных – Люси и Бориса. В самом начале повести взвод Бориса, войдя в освобожденное село, наталкиваются на убитых стариков – пастуха и пастушку, которые пасли отару и вместе погибли, взявшись за руки. Это говорит о непобедимости чувства любви. Она Выше всех войн и бедствий.
Повесть состоит из пролога, эпилога и четырех разделов, которые и описывают суть происходящего. В прологе мы видим героиню, которая после долгих поисков находит могилу своего возлюбленного, опускается на колени и целует землю на ней. В первом разделе «Бой» мастерски описаны события войны и храбро сражающиеся воины. В разделах «Свидание» и «Прощание» мы видим историю любви Бориса и Люси, которая противопоставлена ужасам сражений. В четвертом разделе война уносит жизни многих людей и после ранения умирает главный герой – Борис. В эпилоге мы встречаемся вновь с одинокой женщиной, целующей землю на затерянной в степи могиле. Каждый эпизод повести говорит о том страшном горе, которое приносит война.
Война в произведении изображена очень тонко и натурально, со многими подробностями и драматическими сюжетами. Автор также детально описывает внешность и рассказывает о жизни героев.
Главный герой повести – молодой парнишка, лейтенант Костяев Борис. Он очень смелый и решителен в бою, а также ему присуще чувство долга. Борис много повидал и пережил на войне. Однажды он защищает девушку Люсю от домогательства старшины, и так получается, что между ними зарождается чувство любви. Эта любовь вопреки всему происходящему вокруг и есть главным в повести. Прощаясь, Люся с Борисом понимают, что могут и не увидится более, но свое чувство они проносят сквозь все невзгоды.
В повести много лирических отступлений, много описаний природы. В целом это антивоенная повесть, читая ее осознаешь, что война не нужна человечеству, это трагедия, приносящая горе и она не должна повториться.