Жанр
Любовная линия сюжета романа – это эпическое начало, в нем происходит развитие действия. Размышления автора и его отступления – начало лирическое, и поэт даёт определение своему произведению как «лиро-эпический» роман в стихах.
Во время создания романа,поэт уже отказался от романтизма, начиная новый виток творчества, и роман «Евгений Онегин» получил реалистическое направление.
Несмотря на то, что финал романа не слишком оптимистичен, он написан таким живым и звучным языком, что читатель с оптимизмом смотрит в будущее, искренне верит в благородные порывы и настоящие чувства. «Евгений Онегин» – поистине выражение силы и мощи таланта непревзойдённого русского поэта и писателя, великого гения Александра Сергеевича Пушкина.
Сочинение «Образ автора в романе»
Образ автора в романе создают лирические отступления. Их в романе 27 значительных по объему и около 50 малых. В них автор отступает от сюжетной линии и раскрывает свое отношение к тому, о чем он пишет. Так, становятся понятными его представления о жизни светского общества, о позиции «лишнего человека», о литературной борьбе и культурной жизни дворянства России начала XIX века, а следовательно, раскрывается в какой-то степени мир Пушкина, образ автора, человека и гражданина.
Познакомившись с Онегиным, Пушкин отмечает, что многие общие черты сблизили их:
«Условий света сдвинув бремя», автор, как и его герой «устав от суеты», не может в душе не презирать людей «света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной».
Пушкину импонирует «резкий, охлажденный ум» Онегина, его разочарование в светской жизни и «святое недовольство собой», злость «мрачных эпиграмм».
Но поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Если Онегин только хандрит, то Пушкин мечтает о свободе: «Придет ли час моей свободы… Когда же начну я вольный бег?». И читатель понимает огромную силу чувства поэта к России.
Пушкин страстно любит и Москву, но не холодный и официальный Петербург:
С глубокой гордостью за свой народ и его историю вспоминает Пушкин события 1812 года, когда Наполеон ждал ключей от Москвы:
Читая роман, мы постепенно постигаем отношение Пушкина к дворянскому классу, к которому он и сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, естественность, отсутствие серьезных интересов, особенно в 8-й главе романа.
Он с насмешкой относится к дворянам Москвы, к неизменности их быта и привычек, сочувствует Татьяне, живущей в среде поместного дворянства, крайне далекого от общественных проблем, состоящего в основном из «владельцев нищих мужиков».
Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою» Из-за нее он вступает в спор с «общественным мнением» о письме Татьяны. И тогда перед читателем предстает человек, умеющий быть выше привычных представлений, высоко ценящий в человеке естественность и непосредственность в выражении чувств. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами и свой идеал женщины: «от небес одарена умом и волею живой», и признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться, так как в нем «безумный сердца разговор, и увлекательный, и вредный».
Многие строфы романа раскрывают перед читателем биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Таково начало 8-и главы, где Пушкин повествует о том, какие облики принимала его муза под влиянием жизненных обстоятельств поэта, то в лицее, то в Петербурге, то в Молдавии и на Кавказе, то в уездной глуши.
Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин пишет:
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем: «Но те, которым в дружной встрече я строфы первые читал», «иных уж нет, а те далече…» И большая горечь звучит в словах поэта, когда он говорит о трудностях и сложностях жизни того, кто дочел роман до конца и изменился не в лучшую сторону.
Мы видим Пушкина веселым и жизнерадостным светским молодым человеком, когда он раскрывает свои восторги по поводу балерины театра, когда восхищается красотой женских ног, когда озорно признается: «Я балы б до сих пор любил».
Образ автора складывается у читателя и под влиянием тона и чувства, с какими говорит Пушкин о своих героях о событиях, о размышлениях, об образе жизни своих современников, даже о моде, «красоте ногтей», дорогах. В романе раскрывается вся любовь, вся душа Пушкина, гениального поэта, мудрого и оптимистичного философа, доброго и истинно русского человека.
Автор в романе Пушкина с цитатами
В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего. Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.
На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:
О, вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:
Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу,
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу,
Цензуре долг свой заплачу…
Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.
В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:
Условий света свергнув бремя,
Как он, устав от суеты,
С ним подружился я в то время,
Мне нравились его черты.
И дальше поэт продолжает:
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас.
Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:
Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.
В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» — о молодости и старости — дано в восьмой главе романа:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть сумел.
В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.
Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.
В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».
В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.
Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго…навсегда.
Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом.
Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Таким образом, на всём протяжении сюжета романа в нём открыто присутствует личность автора-рассказчика. Этот персонаж характеризует всех понемногу, имеет своё мнение по любому поводу, знаком с некоторыми героями, открыто обращается к читателю. Автор в романе “Евгений Онегин” такой же полноценный персонаж, как и остальные.
Сочинение на тему «Роль автора в романе «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.
Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — своих и Онегина. В произведении автор и его герой — друзья, но какая же пропасть разделяет их.
Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин — в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?…
Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин — ледяная душа — считает ее не более чем «наивной девочкой».
В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: «Я люблю Татьяну милую мою». А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора. Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью. Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.
Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — это портрет всего «молодого поколения» того времени, это, можно сказать нарицательное имя. Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к молодежи: он считает, что рядом с человеком должен зримо или незримо, присутствовать тот, с кем можно было бы сравнить себя, с кого можно было бы брать пример. Пусть это будет поэт (не обязательно Пушкин) или кто-нибудь другой. Пусть этот кто-то противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.
Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от наго совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни. Автор уходах, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.
Роман читается в форме диалога, потому что Пушкин» рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа « мой читатель », « мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.
Да, Пушкин знал и любил молодость, любил в ней живое, здоровое начало. Он верил, что младое поколение с его задором м решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и «болезней” праздности, оно желает н может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов. Поэзия великого Пушкина до сих пор волнует умы и сердца молодежи.
На сайте есть еще одно сочинение по данной теме, можете обратить внимание и на него:
Образ автора в романе «Евгений Онегин»
Особенность стиля повествования
Автор в романе выступает не только в качестве персонажа, но и как рассказчик. Поэт выстроил свое произведение так, что возникает ощущение, будто он на глазах читателя создает свой роман. Все его рассуждения, которые не касаются сюжета произведения, кажутся органичными и придают его творению эту особую душевность. О героях романа он говорит как о своих старых знакомых, и читателю кажется, что и правда существовали и Онегин, и Татьяна, и Ленский.
Для Александра Сергеевича «Евгений Онегин» — это особенное произведение, поэт и сам понимал, что создал нечто удивительное. Поэтому даже спустя столетия люди, читая роман, продолжают сопереживать героям. «Евгений Онегин» — одно из великих произведений русской литературы.
Пушкин и Онегин: различия
Образ автора в романе «Евгений Онегин» прослеживается уже с начала произведения. Так, Александр Сергеевич, говоря о типичности полученного главным героем образования, и себя относит к этой социальной среде. Он пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» В то же время поэт подчеркивает разницу между собой и Онегиным. Они противопоставляются в отношении к театральному искусству: Пушкин называет театр «волшебным краем», а Евгений в нем видит только развлечение. По-разному они относятся и к природе: автор любит ее, а Онегин считает одним из звеньев перемены занятий. Нет у них схожести и в отношении к любви: главный герой говорит, что это «наука страсти нежной», а Александр Сергеевич отмечает, что «все поэты — любви мечтательной друзья». Иначе они относятся к литературе — создатель произведения пишет о Евгении: «не мог он ямб от хорея… отличить».
Образ Татьяны Лариной и Ленского в романе «Евгений Онегин»: значение образа этих героев и автора
Образ Татьяны Лариной и Ленского в романе «Евгений Онегин» Образ Татьяны Лариной отличается целостностью и притягательностью. Вот образ Татьяны Лариной и Ленского в романе «Евгений Онегин», значение образа этих героев и автора:
Можно сказать, что героиня прошла путь от невинной барышни, которой была в первой части произведения до зрелой, независимой женщины, которую после не узнал даже сам Онегин. Именно благодаря автору произошел ее нравственный и личностный рост. Это женское воплощение любви и неимоверной верности.
Конечно же, Онегин в творении также меняется – но второго шанса вернуть отношения нет. Прошлое стало пылью, и каждый из них (и Онегин, и Татьяна), теперь идут своей дорогой. Если же рассматривать отношение Пушкина как героя – рассказчика к этой героине, он чувствует к ней симпатию. Нет, не ту симпатию, которую чувствовал Онегин – она приятна ему как личность, как человек. Что же касается любовного письма, которое он хранит, можно сказать, что эта бумага служит назиданием Евгению, дает толчок на то, что нужно измениться. Однако юноша понимает это слишком поздно.
Что же касается Ленского, автор вводит этого героя в повествование по многим причинам. С одной стороны, это друг Онегина, с другой, полная его противоположность. Молодые люди по-разному мыслят, по-разному действуют. Ленский не придает отношения с Евгением анализу. Но в его привычный мирок явно вторглось нечто инородное.
Когда Ленский пытается найти точки соприкосновения, Онегин всем видом показывает, что ему это не нужно. Друзья не говорят о детстве, не предостерегают друг друга от заблуждения, не мечтают вместе. Впрочем, и сам Евгений мало что знает о Ленском. Тем не менее, он его уважает.
Но уважает по-своему, без каких-либо показных жестов и пафосных слов. Истинную натуру друга он также не знает. Если для Онегина любовь – пустой звук, Ленский относится к этому чувству более трепетно. Погибает Ленский за свою честь, однако знает, что причина его смерти – не вражда, а глупость Евгения.
Привязанность к Ленскому или общественное мнение – вот какой выбор стоит перед Онегиным, и он его делает. Но, как и в случае с Татьяной, впоследствии он осознает неправоту, но уже не может ничего изменить.
Любовь и отношение к женщинам
Как и любому мужчине, автору интересен противоположный пол. Ему импонируют грациозные, красивые и умные женщины, но, как говорится, найти такую девушку просто невозможно.
Рассказчик был сильно влюбчив, пленялся женским образом и полностью мог отдаваться своему влечению: «Когда ж, и где, в какой пустыне, безумец, их забудешь ты? Ах ножки, ножки! Где вы ныне?»
Образ любимой женщины в душе автора поселяется на долгое время, он умеет быть верным, представляет на обозрение свою ранимую и романтическую сущность через природу: «Как я завидовал волнам, бегущим бурной чередой с любовью лечь к её ногам!»
Автор обладает романтическими чувствами, имеет впечатлительную и лирическую нотку в характере, всё это вызывает расположение к нему.
Этот персонаж играет на протяжении всего романа важнейшую роль, так как помогает разобраться в героях, особенно в образах сестёр Лариных. Описание личных чувств, которые показаны в параллельном сравнении с образом Онегина, раскрывает его внутреннее состояние и сущность.
Вариант 1
(515 слов) Многие читатели, познакомившись с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», задаются вопросом: Как соотносятся автор и главный герой произведения? Это не праздное любопытство, ведь некоторые критики утверждали, что в центре повествования оказался не какой-то там Онегин, а сам Пушкин, прикрывшийся чужим именем. Чтобы развеять эти иллюзии, достаточно сравнить рассказчика и его «доброго приятеля».
Описание Онегина начинается с иронии и насмешек автора. Однако чем дальше мы читаем, тем лучше понимаем, что стрелы юмора бьют и по самому рассказчику, и по всему его окружению. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» — пишет он, обращаясь ко всем дворянам. Мы видим в образе Онегина «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис» и по поразительной осведомленности автора понимаем, что и он мимо этих заведений не проходил. Перед нами типичный dendy и «модный тиран» для светских красавиц. В этих ярлыках нет ничего оскорбительного, но все они не вызывают у нас симпатии и уважения к персонажу. В столице Евгений — такой, как все, не больше и не меньше. Его образ жизни дублирует распорядок дня большинства его современников и сокамерников, запертых в узких рамках непостоянной моды высшего света. Онегин не создает себя, а подражает сомнительным эталонам иностранного происхождения. Все эти явления автор хорошо знает, он сам их пережил, но теперь они безнадежно от него далеки, как и сам герой, находящийся в столице. Однако как только Евгений делает шаг в сторону от стереотипов и бежит от высшего света, автор сразу проникается к нему теплотой и участием, называя «отступника бурных наслаждений» не иначе, как «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Более того, рассказчик признается, что «сердечно любит» своего героя. Неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум роднят Евгения и автора, ведь Пушкин высоко ценил индивидуальность и самобытность человека. У Онегина она была, но сил для ее реализации у него не хватило. Несмотря на то, что автор и его герой в романе «Евгений Онегин» имеют одинаковое воспитание и происхождение, идентичный жизненный опыт (их «ожидала злоба слепой Фортуны и людей»), Пушкин нашел призвание в поэзии и смог защитить свое право быть не таким, как все. В юности и рассказчик «был от балов без ума», и тратил жизнь «на разные забавы». Но потом он стал много работать и обрел свою дорогу. Онегину же «труд упорный ему был тошен». Он даже пробовал писать, но при этом не мог отличить ямб от хорея, то есть не старался даже вникнуть в то, что делал. Евгений, в отличие от автора, ничем не интересовался всерьез. Он ко всему оставался равнодушен, но не потому, что был каким-то особенным, все гораздо проще. Онегин был ленив не только умом, но и сердцем, но и воображением. Если автор черпает вдохновение и силы в природе, видит и ценит ее красоту, то герой скучает, глядя на пейзажи. Ни город, ни деревня, ни любовь, ни дружба не трогают его души.
Таким образом, автор в романе «Евгений Онегин» близок к своему герою, но в то же время сильно отличается от него, и в этом отличии А.С. Пушкин оставил для всех «лишних людей» путь к спасению. Человек не должен бояться упорного труда и ответственности, и тогда ему удастся реализовать себя и получить удовольствие от жизни.
Самохарактеристика
Автор сам упоминает в тексте, что его возраст – 30 лет. Этот возраст, по его мнению, пора утихнуть, оставить юношеские забавы, стать серьёзнее и мудрее. Между делом автор сообщает, что когда-то также жил в Петербурге, но ему не подходит климат (“но вреден север для меня”). Из маленьких картинок-фраз складывается удивительно цельный образ повествователя. Судя по отступлениям от основного повествования он большой любитель красивых стройных женщин, сердцеед и ловелас. Знаток девичьих ужимок, кокетства, манер и лицемерия. Автор прекрасно разбирается в названиях деталей женского туалета, обуви, он наблюдателен и хитер. Он прозрачно намекает, что множество раз примерял на себя роль искусителя. Также сквозь общее повествование прорывается самоирония. Изящно, с юмором, без зазнайства и намёка на собственный талант повествователь даёт характеристику своему роману прямо в процессе его создания. Автор самокритичен и мнимо ленив, он сам себе хозяин, о чём с удовольствием сообщает в начале повествования: “Я кончил первую главу; пересмотрел всё это строго: противоречий очень много, но их исправить не хочу”.
Самохарактеристика автора в «Евгении Онегине»
В романе очень явно присутствует автор, как рассказчик, старый друг Онегина, знакомый его отца. Он много философствует, высказывает своё мнение по поводу каждой значимой ситуации, наполняет эпизоды воспоминаниями и лирическими отступлениями.
Главного героя автор называет “верный мой приятель”, признаётся, что молодой человек хорошо знаком ему, они вместе пережили нелёгкий период разочарования в жизни, “сплин”.
Автор свыкся с привычкой Онегина язвить, подтрунивать, небезобидно шутить над приятелем. Они вместе даже собирались в путешествие, но у Онегина умер отец и дороги молодых людей разошлись на длительное время.
Очень трепетно относится автор к Татьяне Лариной, описывает её с особой любовью. Она искренне симпатична автору, он оправдывает её пылкость, неопытность, бережно хранит письмо, которое она написала Онегину. Оно по какой-то причине находится именно у автора, тот в свою очередь часто перечитывает его, наслаждаясь стилем, слогом, искренностью.
В конце романа автор “проговаривается”, что у Татьяны есть реальный прототип – женщина с нелёгкой судьбой. Рассказчик постоянно присутствует в тексте, мотивируя или объясняя некоторые поступки персонажей. Такая манера повествования, от лица знакомого, очень удачна, она придаёт всему происходящему реальность, живость, правдоподобие.
Автор сам упоминает в тексте, что его возраст – 30 лет. Этот возраст, по его мнению, пора утихнуть, оставить юношеские забавы, стать серьёзнее и мудрее. Между делом автор сообщает, что когда-то также жил в Петербурге, но ему не подходит климат (“но вреден север для меня”).
Из маленьких картинок-фраз складывается удивительно цельный образ повествователя. Судя по отступлениям от основного повествования он большой любитель красивых стройных женщин, сердцеед и ловелас. Знаток девичьих ужимок, кокетства, манер и лицемерия.
Автор прекрасно разбирается в названиях деталей женского туалета, обуви, он наблюдателен и хитер. Он прозрачно намекает, что множество раз примерял на себя роль искусителя. Также сквозь общее повествование прорывается самоирония.
Изящно, с юмором, без зазнайства и намёка на собственный талант повествователь даёт характеристику своему роману прямо в процессе его создания. Автор самокритичен и мнимо ленив, он сам себе хозяин, о чём с удовольствием сообщает в начале повествования: “Я кончил первую главу; пересмотрел всё это строго: противоречий очень много, но их исправить не хочу”.
В романе около 25 лирических отступлений, в которых рассказчик открывает свои личные тайны, творческие планы, приверженность старым устоям, традициям, обсуждает моду, современный театр, русскую природу, жизнь в провинции.
Особое внимание он уделяет вкусам высшего общества, описывая самые мелкие детали, ситуации, что создаёт невероятно ценную картину жизни современного Пушкину Петербурга и Москвы. Не понаслышке знает автор о жизни в глубинке (сам Пушкин многократно находился под домашним арестом, в ссылках, вдалеке от светского шума)
Знакомо также ему и о смертельной скуке, которая охватила главного персонажа, о усталости от жизни, роскоши, развлечений. Он осознаёт, что значительную часть жизни “загубил” на утехи, забавы, удовольствия, а мог бы быть полезным обществу, Отчизне.
Несколько раз повествователь упоминает о том, что ему ближе проза, чем лирика, в планах у автора всерьёз заняться прозаическим творчеством. В целом образ автора очень обаятелен, приятен: рассказчик остроумен, деликатен, имеет тончайшее чувство юмора и особый склад ума.
Сопоставление образов
Автор постоянно сравнивает себя со своим героем. Между ними есть как сходства, так и различия.
Автор и Онегин имеют почти одинаковое детство и воспитание.
Оба они знали «игру страстей», их обоих томила жизнь, у обоих угас «сердца жар», а также обоих «ожидала злоба слепой Фортуны и людей».
Описывая бывшую праздную жизнь Онегина, он говорит и про себя: раньше он «был от балов без ума», а также погубил жизнь «на разные забавы».
Однако, как отмечает автор, между ним и Онегиным довольно много различий. Первое заключается в том, что Пушкин – известный и признанный поэт, который входит в «задорный цех людей». Онегин же даже не может отличить ямб от хорея, хотя и пытался писать, однако этот «труд упорный ему был тошен».
Разное у образов и отношение к природе: Онегин скучает в деревне, спокойной образ жизни и тишина которой нравятся автору. Еще Онегин не умеет ценить природу, а автору она нравится.
Автор в самом тексте романа указывает на цель сравнения его с Онегиным. Он замечает «разность», чтобы никто не смог сказать то, что А. С. Пушкин в центр повествования поместил самого себя.
Данная статья поможет сравнить образ Евгения Онегина и образ автора в одноименном романе А. С. Пушкина, а также поможет написать сочинение «Автор и герои романа «Евгений Онегин».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Евгений Онегин»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Евгений Онегин»
для самых компанейских —
Главные герои «Евгений Онегин»
для самых занятых —
Читательский дневник «Евгений Онегин»
для самых любопытных —
Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
для самых крутых —
Читать «Евгений Онегин» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы августа для 9 класса:
Анализ «Анна на шее» Чехов
Анализ «Хамелеон» Чехов
«Белые ночи» очень краткое содержание
Краткое содержание «Первая любовь»
Краткое содержание «Убить пересмешника»
Краткое содержание «Мои университеты»
«Крыжовник» очень краткое содержание
Краткое содержание «В людях»
Краткое содержание «Анна на шее»
Краткое содержание «О дивный новый мир»
Кратко о главном герое
Евгений Онегин — это не конкретный человек, а собирательный образ молодого поколения времен поэта. Пушкин описал человека, воспитанного в светской среде, перенявшего черты общества, на фоне обыденной жизни. Читатель сразу отмечает холодность, циничность, равнодушие ко всем проявлениям сентиментальных чувств у Онегина. И возникает вопрос: почему же он стал таким?
Поэт дает простой ответ: таким его сделало общество
Евгений Онегин предстает перед читателем как личность, для которой было важно общественное мнение. Так было и во времена поэта: мнение общества было важно для людей, которые постоянно посещали светские рауты
Александру Сергеевичу жаль поколение, которому важно не личное мнение, а только то, что скажут другие.
Но у читателей может возникнуть вопрос: «А не сам ли поэт раскрыл себя в герое?». И это была одна из причин, почему образ автора в романе «Евгений Онегин» выступает как отдельный персонаж.
Вариант 3
Александр Сергеевич, завершив работу над своим произведением, хлопая в ладони, похвалил себя. Поэт прекрасно осознавал, что сотворил шедевр. Роман «Евгений Онегин» был легким и изящным по содержанию. Работа над этим трудом длилась не один год. Автор пережил гибель и потерю близких друзей, горечь разочарований, и изгнание. Может поэтому роман был так дорог поэту.
Порой нам кажется, что главным персонажем здесь является далеко не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует повсюду: и на балу, и на спектакле в театре. Он насмешливо наблюдает за Евгением в деревенской обстановке, и в бедноватых гостиных дворян, и в саду, где так и осталась сидеть на скамейке Татьяна после разговора с Евгением.
Персонажи произведения находятся в окружении приятелей автора: то промчится Чаадаев, или грозно посмотрит Вяземский. А в неопубликованной 10-й главе промелькнет тень Якушкина. И повсюду из-за спин виднелась улыбка Александра Сергеевича.
Многочисленные лирические отступления показывают нам образ автора. Изучив роман внимательно, можно заметить,что здесь главных героев два -Онегин и сам автор, который также, как и его персонаж, устав от суеты, в душе презирает людей светского общества. Он предается воспоминаниям о беспечных и веселых юношеских годах. Говоря об образованности Онегина, Пушкин, прежде всего, говорил о себе. Главный персонаж и автор имели сходство практически во всем. У них у обоих воспитанием занимался гувернер французской национальности. Их окружали общие друзья.
Однако автор делает некоторые отличия от Онегина. Так, например, если Онегину сложно давались занятия по созданию стихов, то Пушкин занимался поэзией серьезно. Евгению чужда природа, автор же наоборот полон мечтаний о тихом уголке в местечке, окруженном природными красотами.
К театру же у них тоже разное отношение. Если Онегину там было скучно, и он даже не смотрел на сцену, то Александр Сергеевич, находясь в ссылке, только и мечтал, чтобы посмотреть новую пьесу. Тот мир, где живут Евгений и автор-это светские балы и званые приемы, это общество особ, с которыми трудно завязать знакомство. Поэт жестко критикует высший свет Петербурга за его неестественность и отсутствие серьезных интересов.
Автору жить тяжелее, чем Онегину. Если тот был разочарован во всех проявлениях жизни, то Пушкин, находясь в изгнании, мучился отсутствием свободы. У него были друзья, интересы, но он не мог их полностью реализовать, потому что был, подвергнут слежке властей. В конце произведения автор делает обращение к тем, к кому испытывал горячие чувства, будучи юношей, и кому остался, сердечно верен. И какими бы не были разными они, Пушкина и его героя объединяет общая мысль-переживание за то, что происходит в России.