Популярные сочинения
- Сочинение Характеристика и образ Муму (5 класс) Муму – главная героиня одноимённого рассказа Ивана Сергеевича Тургенева. Трагическая история
- Характеристика героев пьесы «Вишневый сад» В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нельзя выделить главных и второстепенных персонажей. Все участники произведения важны для раскрытия главной цели пьесы. Социальное положение накладывает большой отпечаток на жизнь людей.
- Как Вакуле удалось преодолеть козни черта? «Вечера на хуторе близ Диканьки» наверное, одно из любимых произведений школьников. В нём множество весёлых, мистических и реалистических сюжетов, которые не могут не запасть в сердце читателю.
Сочинение про Радду
В произведении Горького «Макар Чудра» идет повествование. Главный персонаж этого произведения, рассказывает легенду про влюбленную пару цыган Радде и Лойко, которые так и не ощутили что такое счастье. Рада — дочка солдата, она молода, то, как писатель ее описывает можно понять, что у нее очень высокая самоуверенность. «Нону сравнивать с Раддой нельзя много чести Ноне». Радду просто так словами и не опишешь. «Возможно, ее красивую внешность можно отобразить на скрипке, да и то только тому, кто знает толк, в скрипке». Она очаровательна, уникальна, несравненная, и очень горда. Этого у нее очень много, она остается с ней даже после гибели.
Один раз пожилой магнат, предложил Радде поцеловать его за деньги, но она полностью отвернулась, показав, что ее это не интересует, и что она не такая. Да и огромный кошелек с деньгами, она пнула в лужу, будто бы нечаянно. Так же от магната этого поступило предложение отцу девушке, отдать за него замуж Радду. Но отец дал право выбора своей дочери. Ясное дело, что девушка отказалась, потому что она сказала «что ни за какие деньги не купишь любовь, и нужно поступать так, как пожелает душа».
Эта прекрасная девушка, любит высмеивать, и насмехаться, при этом ставить человека на место. Она единственная кто не смотрел на парня, да и еще шутила над ним. Она старалась, не показывать свои чувства к Лойко, потому что была очень горда.
Основными особенностями характера Радды, являются решительность, и любовь к свободе. Цыганка напрямик говорит Лойко, что любит его, но потом объясняет насколько: « никогда у меня не было таких чувств как к тебе, а тебя я люблю, но больше я люблю свободу. Но без тебя я не хочу жить, и ты не сможешь без меня. И еще как ты не вертись, все ровно будешь моим, я тебя завоюю. Так что не трать время, под мои поцелуи, забудешь про свою жизнь, и будешь напевать мне романтические песни…» — выражается уверенность в себе. И не просто так. Ведь парень, сам не может устоять перед этой девушкой. Он готов ради нее на любые поступки, он полностью ей подчиняется, слушает и выполняет все ее капризы. Не зря рассказчик говорит что «сатана, а не девка», «удалая девка», эти эпитеты, подчеркивают, что эта девушка очень хитрая, она умеет управлять людьми, и пользоваться ими.
Несчастное окончание повествования, свидетельствует любовь к свободе Лойко, потому что ради свободы он убил возлюбленную Радду. Но цыганка, умирая, подтвердила свою гордость, зажав рану она сказала «Прощай, я так и думала что ты так поступишь». Лойко вслед отправился за девушкой.
Эта девушка является неоромантическим персонажем, для того что бы показать что бывает сильная любовь и любовь к свободе.
Мысль народная в образе Кутузова
Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.
Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем. Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты. У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.
В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения
Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый
Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.
Сочинение про Риту Осянину
Одной из главных героинь повести «А зори здесь тихие» является зенитчица Рита Осянина. Красивая молодая девушка, судьба которой истерзана войной. Она родилась в простой семье, в 17 лет вышла замуж. С будущим мужем она познакомилась еще учась в 9 классе. На зависть своим подругам и одноклассницам вышла раньше всех замуж, по большой любви. Через год родился сын, которого они назвали Альберт. В войну она служила санитаркой, а затем пошла в зенитчицы. Муж погиб на войне. Сын остался с бабушкой, которая очень больна. Сыну Риты всего три года.
Эта девушка очень храбра, надежна, рассудительна. Она готова бороться за победу, несмотря ни на что. Со всеми ведет себя очень сдержанно, порой даже скованно. Несмотря на свой возраст, она вовсю командует своими подчиненными. Она ведет себя очень скрытно, после смерти мужа не смотрит на других мужчин, является любящей матерью для своего сына. Люди считают ее очень странной. Ее душевная травма — потеря мужа в самом начале войны, не оставляет ей шансов остаться той юной и веселой девчонкой. Она очень любила своего супруга, а теперь от него осталось только воспоминание и маленький сынок на рыках.
Маргарита пользуется большим уважением и доверием со стороны своего начальства. Она на хорошем счету, ведь такие качества, как надежность и отвага так значимы в военное время.
Женя Комелькова, с которой по воле случая сблизилась Рита, некоторым образом влияет на нее. Ведь Женя озорная и жизнерадостная натура. Она помогает Рите быть стать чуть более открытой, ведь у них, несмотря на различия, имеются и некоторые сходства. Женя из-за войны потеряла всю свою семью, нопродолжает верить в светлое будущее.
Федор Васков считает Маргариту очень вдумчивой девушкой и хорошо к ней относится. Во время перестрелки Рита получает смертельное ранение и понимает, что вряд ли выживет. Тогда она просит Федора присмотреть и позаботиться о ее сыне. Понимая, что не вылечится от этого ранения, Рита стреляет себе в висок. Васков конечно же сдерживает обещание и ее сын Альберт вырастает и считает Федора своим отцом.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине В лесу графини Мордвиновой. Петергоф Шишкина Перед нами один из прекрасных и величественных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина. Картина была создана в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума в 1891 году. Шишкин снимал дачу в этих местах и создал здесь несколько полотен.
- Сочинение О чём заставляет задуматься рассказ Лапти (Бунин 7 класс) Познакомившись с рассказом И.А. Бунина «Лапти», поневоле задумываешься, а в чём смысл этого произведения, чему он учит? Ответить на этот вопрос можно, только если не поверхностно прочитать рассказ
- Сочинение на тему Лес Как приятно после городского шума окунуться в тихую свежесть леса. Подходя к лесу, уже издали можно заметить насколько, он наполнен величием. Войдя в лес, сразу же ощущаешь терпкий запах зелени и прохладу тенистых крон.
«Образ простого народа в романе «Война и мир»»
1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор о он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой раскрывает, изображая события Отечественной войны 1812 года. Не случайно Л. Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России. Историк и художник-реалист Л. Толстой показал, что Отечественная война 1812 года была войной справедливой. Обороняясь, россияне подняли «дубинку народной войны, которая наказывала французов к тому времени, пока нашествие не будет прекращено». Война коренным образом изменила жизнь всего русского народа. Автор вводит в роман множество образов мужиков, Солдатов, чьи раздумья, соображения в совокупности составляют народное мироощущение. Непреодолимая сила русского народа в полной мере ощущается в героизме и патриотизме жителей Москвы, вынужденных бросить родной город, свое сокровище, но не покоренных в душе; крестьяне отказываются продавать врагам продукты питания и сено, создают партизанские отряды. Настоящих героев, стойких и твердых в выполнении своей военной обязанности, показал Л. Толстой в образах Тушина и Тимохина. Более выразительно тема народной стихии раскрывается в изображении партизанской войны. Толстой создает яркий образ партизана Тихона Щербатова, который самовольно присоединился к отряду Денисова и был «самым полезным человеком в отряде». Платон Каратаев – обобщенный образ русского крестьянина. В романе он появляется на тех страницах, где изображено пребывание Пьера в плену. Встреча с Каратаевым много что изменяет в отношении Пьера к жизни. Глубокая народная мудрость будто сконцентрирована в образе Платона. Это мудрость спокойная, здравомыслящая, без ухищрений и жестокости. От нее Пьер изменяется, начинает по-новому ощущать жизнь, обновляется душой.
Ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали представители всех слоев русского общества, и патриотизм и близость к народу наиболее присущие любимым героям Толстого – Пьеру Безухову, Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. Простая русская женщина Василиса, и купец Феропонтов, и семья графа Ростова ощущают единство в желании помочь стране. Духовная сила, которую проявил русский народ в Отечественной войне 1812 года, это та самая сила, которая поддерживала деятельность Кутузова как талантливого русского и полководца. Он был избран главнокомандующим «против воли государя и согласно , с волей народа». Именно поэтому, считает Толстой, Кутузов смог выполнить свою большую историческую миссию, так как каждый человек чего-то стоит не сам по себе, а лишь тогда, когда он – часть своего народа. Благодаря единению, высокому патриотичному подъему и моральной силе русский народ одержал победу в войне.
«Мысль народная» – главная идея романа «Война и мир». Толстой знал, что простая жизнь людей, с его «личными» судьбами, перипетиями, радостью составляют судьбу и историю страны. «Я старался писать историю народа», – говорил Толстой, народа в широком понимании этого слова. Поэтому «мысль народная» играет для автора огромную роль, утверждает место народа как решающей силы в истории.
Сочинение 3
Поистине «энциклопедией русской жизни в прозе» можно назвать роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Каждую сторону жизни осветил Лев Николаевич на страницах эпопеи. И одна из тем романа – тема, скажем прямо, не самая популярная у писателей того времени – мысль народная. Задумывая произведение, Толстой ставил себе одной из задач представить высшему обществу образ простого русского труженика, деревенского землепашца, крепостного крестьянина. Образ со всеми его разногласиями, глубиной, мощью, широтой, величием и порой даже двуличием.
И не только показал Лев Николаевич простого русского человека в романе, но и важность для людей знатных связь душевную с простым русским «мужиком». Не спроста же каждый из положительных героев так или иначе в конце романа связывает свою жизнь с судьбой всей русской нации
Одни из самых ярких описаний простых крестьян — в борьбе против захватчиков
Здесь для Толстого важно показать единение армии и ополчения. У смекалистых крестьян и городских обывателей есть и свои безоружные методы борьбы с врагом: поджечь сено, чтобы врагу не досталось, уйти из города, чтобы Наполеону не смог ощутить полную радость от захвата не только города, но и горожан
Весь, абсолютно весь народ сплотился, чтобы не допустить победы французов.
Призрев обиды и разногласия, крестьянские мужики, одетые в военные шинели, идут в бой вместе с ненавистными «господами» за веру и Отечество свое, общее для всех. Тогда-то и открылись Волконскому героизм, простота и правда всеобъемлющей русской души.
Сцены сдачи Смоленска, когда купец Ферапонтов, понимая, что не вывезет все свое добро, велит раздать солдатам нужные им вещи, а все остальное сжечь, показывает единство и щедрость достойную самого царя.
Говоря о «мысли народной» в романе нельзя не сказать о «дубине народной войны». Партизанскому движению отведено большое место. Неоднократно Толстой подчёркивает роль партизанских отрядов в победе над врагом.
Но есть в романе и лжепатриоты. Один из самых ярких – Распопчин, занимающийся не поставленной перед ним задачей, а самолюбованием. Ведь вместо того, чтобы обеспечить вывоз ценного имущества, занимается тем, что раздает афиши и оружие, мечтая о «героическом эффекте».
И все же финальную подготовку к Бородинской битве – совет в Филях – мы видим именно в крестьянском доме, видим глазами маленькой девочки, внимательно с интересом, восторгом и трепетом, наблюдавшей за Кутузовым. Возможно, именно в образе этого крестьянского ребенка, Лев Николаевич Толстой и показал нам образ России, вечно возрождающейся, молодой и немного наивной.
10 класс
Сочинение образ «дубины народной войны» в романе Война и мир
Война и мир Толстого шедевр русской литературы, грандиозный роман-эпопея, в котором писатель раскрыл одну из основных тем — тему войны. В своем произведении писатель показал период, когда наша страна вынужденна была защищаться, ведь на ее свободу нацелилась французская армия во главе с Наполеоном. Для России Отечественная война стала народной, когда не только солдаты защищали свою Родину, не только армия и военнокомандующие воевали с врагом. Это война, когда весь русский народ поднялся против французов, вся дубина народной войны показала свою силу, разгромив неприятеля.
Дубина народной войны: смысл метафоры
В чем же смысл толстовской метафоры дубина народной войны и почему партизанская война названа таковой? В своем произведении писатель показал сплоченность людей, движимых одной целью — победить врага. Все герои разные, у каждого своя судьба, но сложная жизненная ситуация воссоединила весь русский народ, который стал устрашающей машиной народного ополчения. И пусть главным оружием всех государств была всегда армия с ее солдатами и полководцами, но все же самой страшной всегда и везде считалась именно партизанская война. Она, как та дубина народной войны поднялась, чтобы вселить врагам страх. Народ, ведомый единой идеей, шел до победного конца, жертвуя всем и даже своей жизнью, лишь бы будущее нации было светлым и свободным.
Дубина народной войны поднялась грозной силой…
В романе мы видим, как на службу идут простые люди и дворяне, как купцы жертвуют немалые деньги на армию. Многие сжигали свое добро, чтобы оно не досталось французам, покидали дома, сжигая все. Видим, как крестьяне, обычные мужики пополняли отряды партизан, становясь мощной силой, объединенной благородной целью. Люди самостоятельно выступают в борьбе против врага, подняв свое оружие — дубину, которая разгромила наполеоновскую армию. Партизаны громили французов по частям, при этом в отрядах собирались самые разные люди, что горели ненавистью к оккупантам. Это и Тихон Щербатый, и Денисов, и Петя Ростов, и Каратаев, и Тимохин, и старостиха Василиса и многие другие. Именно так пишет Толстой о дубине народной войны в отрывке своего произведения: дубина народной войны поднялась грозной силой… гвоздила французов до тех пор пока не погибло все нашествие. Перед этой грозной силой бессильно любое полководческое искусство, что и было в очередной раз доказано нашими патриотами. Небольшими отрядами партизан, которые не оставили французам ни малейшего шанса на спасение.
Единение с солдатами князя Андрея
Когда Андрей Болконский командовал полком в битве под Аустерлицем, он впервые почувствовал единение с народом. Он увидел в солдатах, выходцах из крепостных крестьян, героев-патриотов, которые ради спасения Отечества готовых пойти на смерть.
Ринувшись в бой со знаменем в руках, он не рассчитывал на то, что простые солдаты последуют за ним. В ответ на призыв командира: «Ребята, вперёд!», они, не раздумывая, бросились на врага. Таким образом, Толстой показал, что народ не делится на звания и чины, он един. То есть «мысль народная» в «Войне и мире» проявляется и в объединении лучшей части дворянства и крестьян в борьбе за свободу Отчизны.
Справедливая война
В романе-эпопее противопоставлены две воли. С одной стороны, это воля солдат французской армии, а с другой — воля всех русских людей. Война 1812 года для вторых была справедливой, ведь они бились за своё Отечество. Именно по этой причине их воля и дух были сильнее, чем у французов. Тем самым превосходство над Францией, победа над ней были предопределены.
Этой главной мыслью и были обусловлены характеры героев. Битва с Наполеоном явилась испытанием, важным рубежом, который прошли все положительные герои. Это касается:
- князя Андрея;
- Пьера Безухова;
- Пети и Николая Ростовых;
- Василия Денисова;
- Фёдора Долохова
и многих других персонажей.
И все они выдержали экзамен. При этом жизнь их изменилась коренным образом, приблизившись к жизни народа.
2 вариант рассуждения
Что может значить выражение «народная война»? Первое о чем это может сказать о войне внутри народа, а, если быть точнее между крестьянами. В народной войне не может быть генералов. Читая роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, можно прийти к выводу, что народная война охватывает целую нацию. Толстой анализируя свое произведение, обозначал, что главной его мыслью является — «мысль народная».
В целом повествуется о подвигах русского народа, о победном духе в войне 1812 года. Мысль эта выражается не столько в изображении быта и реалии жизни, сколько в том, что в конце концов все положительные герои связывают свою жизнь с судьбой нации и родины в целом.
Перед нами предстает главнокомандующий русской армией — Михаил Кутузов, рядом с ним в бою всегда граф Николай Ростов и маленький Петр Ростов. Также на поле боя всегда командующие Багратион, Барклая де Толи, капитан Тушин и Денисов. Но простые мужчины-крестьяне, не оставаясь равнодушными формируют партизанские отряды, подключаются к ним, становясь людьми невидимого фронта.
Сердца всех русский людей, без исключения, затронула текущую война. Каждый человек из простого народа помогал профессиональным военнослужащим. Так ярким примером этого может стать ситуация, которая складывалась в Москве. Когда главнокомандующие пришли к решению поджечь столицу, чтобы она не досталась французским войскам. С этим согласился народ, не стал протестовать и возмущаться, понимая, что будет потеряно много ценностей и имений. Чтобы неприятелю ничего не досталось, купцы раздавали вещи и продукты бойцам своей армии. Раненным солдатам были отданы подводы от Наташи, ее семья посчитала необходимость размещать в своем доме раненых солдат, чтобы оказать максимальную поддержку силам армии, при этом даже несмотря на непонимание со стороны своей матери, она искренне была уверена, что нельзя думать о личных ценностях в такое трудное для страны время.
Поддержка и любовь от народа к своему государю, в такой сложной для самого народа и для всей России ситуации, являлась ничем иным, как демонстрацией патриотизма.
Александра Первого воспринимали надежным для всей России. Бородинское сражение стало одним из самых ярким показателей характера русского народа в этой войне. Все слои населения России принимали участия в сражениях, помогая русской армии. Автор говорил в своем произведении, что до войны силы русской армии относились к силам французов относились как пять к шести, а в конце войны их можно было соотнести, как один к двум.
Ни одни раз в русской литературе мы видим, что русский народ всегда объединяются во время большой беды. И в такие времена не имеет значения ни положения в обществе, ни полученные звания, ни какие другие преимущества происхождения. И все это происходит ради достижения единой цели, которая направлена на победу.
Шенграбенское сражение
«Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой.
Благословляю тебя на великий подвиг. Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах.
Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо, привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
<…>Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз.
“Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!” – подумал Болконский.– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он».
Тут Толстой снова говорит об испытании войной. Князь Андрей не просто жаждет военной славы, а желает совершить поступок во имя общего блага.
Перед Шенграбенским сражением Толстой изображает перемирие: «…раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого, казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки».
Неслучайно князь Андрей невольно подслушивает разговор в шатре и слышит слова Тушина:
«— Нет, голубчик, — говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, — я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так-то, голубчик!»
Далее Толстой описывает само сражение. Один из важных эпизодов этой части романа – князь Андрей сравнивает свой идеал полководца, Наполеона, с Багратионом: «Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и, к удивлению, замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что все это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями. Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию».
Тут мы видим модель поведения, которую при Бородино использует Кутузов, Багратион не отдает ни одного приказа.
«Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность» (рис. 2)
Рис. 2. Портрет П.И. Багратиона
Важно поведение Николая Ростова, который падает с лошади и контузит руку: «Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом»
Положение на поле боя спасает рота Тимохина.
Большое значение имеет эпизод в палатке Багратиона, когда князь Андрей раскрывает секрет, что подкрепления не было, тем самым указывая на то, что успехом дня они обязаны Тушину. Тушин благодарит князя, но тот ощущает грусть, понимая,что истинным героем стал такой невзрачный человек (рис. 3).
Рис. 3. Батарея Тушина
«Мысль народная» и герои романа «Война и мир»
Л.Н. Толстой начинает вторую часть своего романа «Война и мир» с рассуждений о той, что предмет истории – это «жизнь народов и человечества» и задается вопросом: «Какая сила движет народами?». Писатель говорит о том, что именно народ вершит историю и доказывает это в романе. Одной из основных тем «Войны и мира» является «мысль народная».
Говоря о народе, писатель подразумевает не только крестьян, солдат, мужиков, для него «народ» — это и дворянское сословие, и генералы, и офицеры. Это и Болконский, и Кутузов, и Безухов, и Ростовы. Народ – это все человечество, охваченное одним делом, одной мыслью и одним предназначением. Все герои «Войны и мира» напрямую связаны с народом, неотделимы от него.
«Мысль народная» красной нитью проходит через жизнь Безухова. Пьер, находясь в плену, познал истину жизни. А открыл ее ему крестьянский мужик Платон Каратаев.
Французы предлагали Безухову перевестись из солдатского балагана в офицерский. Пьер отказался, оставшись верным тем, с кем связал свою судьбу. Впоследствии он еще долго вспоминал этот месяц, проведенный в плену, говоря о нем как о совершенной внутренней свободе и полном душевном спокойствии.
Почувствовал свой народ в битве под Аустерлицем и Андрей Болконский. Андрей схватил знамя и бросился вперед, но он и не думал, что за ним пойдут солдаты. Солдаты же, увидев князя со знаменем, бросились за ним на врага. Единство офицеров и солдат – подтверждение того, что народ един, он не делится на звания и чины. Именно это понял Болконский.
Наташа, выезжая из Москвы, бросает все имущество и отдает подводы для раненых. А тот факт, что это решение приходит к Наташе без раздумий, сразу, свидетельствует о том, что она не отделяет себя от народа.
Капитан Тушин пожертвовал жизнью ради своей Родины, своего народа, ради победы. Капитан Тимохин с «одной шпажкой» бросился на врага. Николай Ростов, Денисов, Петя Ростов и многие другие русские люди, как истинные патриоты плечом к плечу боровшиеся с врагом – это и есть русский народ.
В своем романе Л.Н. Толстой создает собирательный образ народа – непобедимого, единого, когда воюют не только войска и солдаты, но и ополченцы. А мирные жители помогают, как могут: мужики, чтобы не везти сено в Москву, жгут его, люди покидают город, чтобы не подчиняться Наполеону. И в этом тоже в романе раскрывается «мысль народная». Русский народ силен своим единством и в единой мысли – не сдаваться врагу, бороться до конца. Чувство патриотизма объединяет всех русских людей.
Писатель показывает в романе и партизанское движение, ярким представителем которого является Тихон Щербатый. Своей непокорностью, хитростью и ловкостью Тихон борется с французами. Активная деятельность Щербатого приносит русскому войску успех. Благодаря Тихону Денисов гордится своим партизанским отрядом.
Главнокомандующий армией М. И. Кутузов никогда не разделял себя и народ. «Он знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» — говорит о нем Л.Н. Толстой. Разобщенность армии при союзе с Австрией, предательство австрийской армии, когда союзники с сражениях бросали русских, для Кутузова были настоящей болью.
Образу Кутузова автор противопоставляет образ Наполеона. Он был далек от народа, все, что его интересовало – личный интерес в борьбе за власть. Когда война была проиграна, французы отступали, первым Москву покинул Наполеон, бросив и свою армию, и свой народ.
Толстой подчеркивает, что народная сила непобедима. В каждом русском человеке, отмечает писатель, есть «простота, добро и правда». Патриотизм не меряет людей по рангам, не ищет славы и не строит карьеру. Человек исполняет предписанные ему законы: чести, совести, общей истории, общей культуры.
Платон Каратаев
Образ Каратаева представляет собой другой тип русского мужика, отличный от типа Щербатого. Благодаря мудрости, человечности, доброте, простоте, равнодушию к лишениям, а также чувству коллективизма, этому неприметному «кругленькому» мужичку удалось помочь Пьеру. Тот, оказавшись в плену вместе с Платоном, снова смог поверить в людей, в существование справедливости, любви, добра.
Положительные качества простого человека Платона Каратаева противопоставляются эгоизму, высокомерию, карьеризму представителей высшего света Петербурга. Месяц, проведённый в плену, навсегда остался в памяти Пьера как самое лучшее воспоминание. Он никогда не испытывал столь полной духовной свободы.
Кутузов и народ
Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.
Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.