Несколько интересных сочинений
- Сочинение Тамара в рассказе Яма Куприна
Настоящее имя Тамары – Лукерия. Она довольно красива, у неё рыжие волосы и «тёмнозолотые» глаза. Она очень скромна, у неё спокойный характер.
- Идея, суть и смысл романа Герой нашего времени Лермонтова
Роман «Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в середине девятнадцатого века, однако, действия перенесены именно на начало века. Уже спустя лет читатель видит подобные рефлексии в известных книгах таких писателей
Полицейский – очень сложная профессия. Быть полицейским – это призвание, так как человек должен обладать храбростью, честностью и хорошей логикой. Все полицейские имеют хорошую физическую подготовку, даже когда принимают людей на учебу, их проверяют.
Сочинение Описание бала (рассказ После бала Толстого)
Жизнь – весьма забавная вещь. Сколько всего интересного происходит с человеком. Человек каждый день то и делает, что узнают окружающий его мир: он влюбляется, знакомится с другими людьми, разочаровывается в них или связывает с ними свою жизнь
Любовь – сильнейшее чувство, которое может испытать человек. Она многогранна и каждая из этих граней имеет свой цвет. Ошибаются те, кто думает, что цвет любви – красный. Красный – это один из оттенков любви
Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.
Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.
Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Основная характеристика чувств
Каждая история любви отличается своими мгновениями взлетов или падений, радостных мгновений, боли и отчаяния. Это чувство может как очаровать, так и разочаровать. Следует разобраться, почему это происходит и какие меры предпринять для предотвращения мучений.
Возникновение и значение симпатии
Любовь является самым сильным чувством, сопровождающим человека на протяжении жизненного пути. Она олицетворяется со светлым, возвышенным отношением к живому существу. Для одних любовь будет радостью и счастьем, а для остальных — бедствием, очень серьезным испытанием и муками.
Классификация любви:
- Взаимная.
- Безответная.
Это различные обстоятельства, способные помешать счастью влюбленных. Не все вопреки трудностям сохраняют чистое чувство, зарожденное изначально.
Любовь предполагает не только внутреннюю симпатию, но и доверие, уважение, желание заботиться о другом человеке.
Каждый партнер обладает душевной свободой и спонтанностью проявлений. В отношениях всегда имеется большое пространство для собственных интересов, увлечений, целей и воспитания личности.
Отношения завязываются, потому что оба хотят этого, ценят чувства взаимности, способны поделиться радостными и неприятными эмоциями. Близкие связи возможны при взаимном уважении, равенстве, ценности отдельно взятого партнера как личности.
Мир многогранен и индивидуален для каждого человека. Нельзя сразу определить, для кого любовь будет искренним чувством навек, а для кого мучением.
Последствия любви:
- Счастье.
- Радость.
- Блаженство.
- Терзания.
- Депрессия.
- Трагичный финал.
Проявляя определенные эмоции по отношению к любимым людям, и получая это же взамен, ощущается счастье. Отсутствие позитивной реакции в ответ делает человека несчастным.
Многие люди уверены, что если они найдут свою любовь, то станут счастливыми. А другие, имея личный неудачный опыт, убеждены, что любовь доставляет разочарования.
Любить можно не только мужчину или женщину, но и ребенка, родителей, животных. Истинная любовь доставляет чувство удовлетворения и гармонии жизни. Она дарит душевный комфорт и тепло. Отношения строятся на основе глубокого чувствования партнера, доверия и уважения к своим и сторонним потребностям.
Моральная боль и разочарование
Насыщенные эмоции, хорошее настроение, радостное возбуждение характерно для стадии влюбленности. Это чувство перерастает в большее, во взаимную привязанность, близость, любовь, и тогда партнеры остаются вместе, строят отношения, создают семью.
В ожидании от возлюбленного ответных эмоций, внимания и поддержки, человек не получает ожидаемого, в тот момент его планы рушатся.
Всем знакома пронзительная драма противоречий между новизной и интенсивностью чувств, испытываемых впервые в жизни, и столкновением с настойчивой действительностью того, что мощные эмоции остаются неразделенными.
В объекте желания не пробуждается теплота, несмотря на всю искренность. Пережитый опыт прошлого становится сильным учителем и опорой для последующих отношений.
Человек, взрослея, задает себе множество вопросов, происходящих от страстей человеческой натуры. Гордыня не дает приятия любви, ревность душит и контролирует все процессы.
Терзания, мучения возникают против природы человека. Когда поглощает физическая боль или духовные муки, хочется скорее это прекратить.
Главный фактор возникновения страдания человека зависит от взаимных чувств и отношения друг к другу. Когда любовь возникает и продолжается без взаимности — один человек использует другого.
Причины страданий:
- Отсутствие уважения в паре.
- Стесненные семейные обстоятельства.
- Зависть и ревность.
- Предательство внутри отношений.
В декабрьском, итоговом сочинении о любви указано, что ради чувств человек терпит неудобства, изменяет характер, место работы, отказывается от друзей и своих увлечений.
Образец 4
А.Н. Островский написал множество интересных и поучительных пьес о купечестве. Одной из лучших стала пьеса «гроза», написанная в 1860 году. Автор частенько говорил, что пишет свои произведения исключительно на основе реальных событий и фактов, и что любая из них способна научить человека чему-то и показать плохие стороны общества для его дальнейшего исправления. Именно поэтому он написал данную пьесу и представил её общественности. Сразу после премьеры на автора полилась грязь из уст неосведомлённых граждан так как многие увидели себя в образах героев пьесы. Но не следует забывать, что подобная пьеса может задеть не просто плохих людей, но ещё и не совсем умных.
В данном произведении описано «Тёмное царство», где все жители совсем не наделены даром мысли. Они не понимают, что живут совсем неправильно. И не понимает этого никто: «ни самодуры, ни их жертвы». В центре внимания в произведении оказалась некая Катерина. Она попала в сложную жизненную ситуацию после замужества. До того, как выйти замуж, она жила в семье купца, который очень хорошо её обеспечивал, и она ни в чём не нуждалась. Но после замужества она попала под влияние свекрови и стала жертвой её самодурства. Будучи замкнутой как будто в клетке, она не могла контактировать ни с кем кроме членов своей семьи. Свекровь сделала её глубоко верующим человеком, от чего она не могла допустить признания своей любви к Борису, из-за чего очень страдала. Общая обстановка в доме, где было множество богомолок и странниц, рассказывающих разного рода истории, замкнутость образа жизни Катерины сделали своё дело и она стала очень замкнутым в себе человеком и не общалась почти ни с кем. Кроме того она стала очень чувствительной ко всему. Именно поэтому, когда пришла страшная гроза, она начала искреннее молиться, а когда увидела на стене страшную картину, её нервы совсем не выдержали, и она призналась в своей любви к Борису своему мужу. Ключевым в этой истории является тот факт, что в «Тёмном царстве» никто из жителей не знает свободы, а, следовательно, не знает и счастья. Откровение Катерины в данном случае показало, что житель тёмного царства может открыться и сделать себя свободным от лишних мыслей и страхов человеком.
Своим поступком Катерина пошла против системы «Тёмного царства» и дала повод для плохого отношения к себе. Да что там, в «тёмном царстве» любое проявление независимости и свободы выбора считалось смертным грехом. Именно поэтому история заканчивается смертью главной героини, так как она становится не только одинокой, но и страдает от мук совести, так как все те поучения и дурные рассказы не прошли мимо её ушей. Она постоянно мучит себя и не может найти покоя нигде и никогда, так как от своих мыслей ей не убежать.
Можно до бесконечности осуждать Катерину за её поступок, но при этом следует отдать должное её смелости. Ведь не каждый сможет поступить подобным образом в «Тёмном царстве» Её смерть настолько потрясла всех, что даже муж Тихон начал обвинять свою мать в смерти жены. Своим поступком Катерина доказала, что даже в «тёмном царстве» могут рождаться светлые натуры, делающие его немного более светлым.
10 класс
Нужно ли растворяться в любви к партнеру?
Бывает и так, что ты влюбившись, начинаешь растворяться в партнере. Ты забываешь о себе и начинаешь жить только его жизнью, его проблемами. Вся твоя жизнь – это Он. Жизнь становится как в тумане, серой и скучной. Он все реже на тебя обращает внимания, он не реагирует на твои проблемы и с каждым днем начинает отдаляться от тебя. А ты остаешься один на один со своей болью, чувствами и переживаниями. Разве такая любовь может принести счастье?
Чтобы чувства не угасали, и лодка семейного счастья постоянно плавала на волнах любви, нужно быть интересными друг другу. Не забывайте про саморазвитие, научитесь отдавать просто так, не требуя ничего взамен, не стесняйтесь проговаривать свои страхи и переживания. «Зрелая» любовь обязательно должна состоять из доверия, помощи и уважения к своему партнеру. И тогда радость, счастье и моральное удовлетворение будут постоянными спутниками в вашей семейной жизни!
Любовь это очень сложное и хрупкое чувство и что бы его сохранить надо очень много работать над собой, слушать и слышать партнера, уметь искать компромисс в сложных ситуациях, а если вы чувствуете , что в этих отношениях всем только плохо, умейте вовремя остановиться и уйти не мучая ни кого.
Суть
Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.
В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная . Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.
Борис
Племянник Дикого, живет у него в доме из милости. Молодой парень привык слушать выражение недовольства и наставления своего дядюшки, но если быть внимательными, то можно увидеть, как глубоко ранят его укоры Дикого, насколько ему неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле власть имеющего Дикого как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, господствующих в городе Калинове.
Сочинение на тему Культура поведения
Чтобы стать успешным и уважаемым человеком, недостаточно получить дорогое образование на деньги родителей. Надо ещё быть культурным человеком. Образование ещё не говорит об уровне культуры.
Часто в жизни бывает, что человек, не имеющий высшего образования, ведёт себя как настоящий джентльмен. Его таким воспитали родители, или он сам воспитал себя таким. С таким человеком приятно общаться. Он никогда не оскорбит тебя, не повысит голоса. Он одинаково относится и к дворнику, и к миллионеру.
Мама рассказывала про своих бабушку и дедушку, моих прабабушку и прадедушку. Они никогда не сорились при детях, не ругались при чужих людях. Дедушка никогда не матерился при женщинах и детях. А он воевал в Великой Отечественной войне, нервная система была расшатана.
Бабушка рассказывала, что когда дед приходил, выпивши, он не буянил, не дрался. Бабушка уважала дедушку, готовила его любимые блюда. Дедушка, как бывший военный, любил кушать строго по часам. И бабушка, не роптала, делала, как он просит.
Мою маму бабушка учила, что чужое брать нельзя! Никогда! В гостях нельзя проявлять любопытство, брать без спроса вещи, смотреть, что и где лежит. Бабушка говорила: « Где посадили, там и сиди».
В прежние времена дети звали своих родителей по имени-отчеству. Вели за столом себя прилично. Не перебивали взрослых, не хватали руками лучшие куски пищи.
Сейчас вопросами воспитания никто не занимается – ни школа, ни родители. Изредка на улицах можно встретить школьников младших классов, которые здороваются с взрослыми. Наверное, их всё-таки учат этому в школе.
Часто можно наблюдать такую картинку, где-нибудь в аптеке или магазине. Мама разговаривает, а ребёнок дёргает её и требовательно кричит: «Мам, ну, мам!». Маленькие дети бегают по поликлинике, кричат. А ведь сюда приходят больные люди, им итак плохо, голова болит. Понятно, что им скучно сидеть и ждать своей очереди, но ведь родители должны объяснить ребёнку, как вести себя в общественном месте.
Культурный человек не бросит на землю фантик или окурок. Ему даже не придёт это в голову. Культурный человек выражается красиво, грамотно. Он не вставляет в речь всякие непонятные выражения.
Культурный человек уступит место женщине, девушке, девочке в общественном транспорте. Он всегда пропустит её вперёд, откроет перед ней дверь, и придержит её.
Культурный человек ведёт себя культурно в любой ситуации.
8 класс, 15.3 ОГЭ
Как сломать стереотипы
Первый шаг
Разделите любовь и эмоции, которые рождает наше бессознательное. Любовь — это энергия, сила, счастье, источник всего на земле. А эмоции имеют культурное, «светское» происхождение. Мы усвоили их с детства, они необходимы для нашего выживания в социальной среде.
Второй шаг
Разберитесь со своими страхами и неврозами. Почему меня сжигает ревность? Откуда неуверенность в себе и партнере? Почему встреча с любовью разбудила во мне эти страхи?
Я понимаю, насколько это сложная задача. Не обижать и не обижаться, не качать права, доверять, быть честным, не испытывать страх за свои отношения, уметь договариваться, как нормальные взрослые люди.
Но без осознания своих глубинных мотиваций никакого просветления не наступит. А значит, вместо того, чтобы наслаждаться счастьем, которое несет любовь, мы будем обречены находиться в постоянной драме и переживаниях.
«Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом», — написал Вольтер. Простите, господин Вольтер, но в этот раз я с вами не согласна! Оставьте немного места для осознанности и разума.
Сочинение: Тема любви в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)
(456 слов) Каждый человек, в том числе и творческий деятель, воспринимает мир по-своему. Любовь — важнейшая и сложнейшая его часть. Существует великое и прекрасное множество ее интерпретаций. Трагическая любовь крестьянки к дворянину в «Бедной Лизе» Николая Карамзина. Трепетная любовь лирического героя к природе в элегиях Василия Жуковского. Спасающая любовь блудницы к убийце в «Преступлении и наказании» Федора Достоевского. Губительная любовь к себе в «Легенде о Ларре» Максима Горького. Ценная любовь отца к сыну в «Отцах и детях» Ивана Тургенева. Драматург Александр Николаевич Островский тоже раскрывает тему прекрасного чувства в пьесе «Гроза».
Одна из двух существующих в произведении влюбленных пар — Катерина и Борис. Их отношения начинаются по нескольким причинам. Во-первых, Катерина не способна жить без высоких чувств и свободы. Автор пишет о характере главной героини:
Во-вторых, Борис ощущает себя лишним в новом обществе, ищет утешения и настоящих людей. Писатель подчеркивает неуверенное состояние героя:
Общество не воспринимает молодых людей, обходится с ними холодно и жестоко. Их отношения — тайные встречи ночью, болезненные метания. С одной стороны, в невозможности любви Катерины и Бориса виноват консервативный, угнетающий, мрачный Калинов, в котором нет места искренним чувствам. С другой стороны, мужчина отказывается нести ответственность, искать способы остаться вместе. В мире драмы «Гроза» люди не могут по-настоящему любить. Еще одним примером являются смелые Варвара и Кудряш. У них получается любить друг друга и быть счастливыми, но для этого им приходится бежать из Калинова.
Читатель неприятно удивляется системе ценностей Кабанихи. Для нее любовь — страх. Властная и грубая женщина требует от детей полного повиновения. Кабанова даже ревнует сына к жене. Драматург пишет: «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой». Тихон не любит мать. Мужчина ее боится, пьет из-за нее. Варвара тоже не испытывает к матери положительных чувств, постоянно обманывает. А.Н. Островский говорит о позиции дочери: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Кабаниха любит традиции, уважение к старшему поколению, то есть себя. У нее отсутствуют эмпатия, человечность, уважение. Кабанову не заботит счастье близких людей, только благородный и богатый образ семьи.
Дикого тоже волнует лишь собственное состояние. Кулигин просит богатого мужчину сделать хоть что-то для общественного блага — установить на улице часы, но того волнует только собственное состояние. Часовщик-самоучка искренне любит людей и мечтает сделать их жизнь лучше. Автор пишет о герое: «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки». Вместе с тем Кулигин восхищается красотой природы, любит ее. Мужчина наслаждается Волгой, спокойно относится к грозе.
В мире лицемерия, тирании, власти самодуров невозможно построить искреннюю и светлую любовь. Ее понятие искажено до бездуховности, бесчеловечности. Любовь к свободе заканчивается гибелью, а любовь к обществу ограничивается мечтой.
Препятствующий эгоизм
Если бы мы поняли себя, свои слабости и страхи, нам бы никогда не пришлось страдать от тех мук и несчастий, которые приносит вместе с собой влюблённость. Только понявший себя способен прощать слабости другого. Но таких людей мало, чаще они являются лишь героями произведений. Большая часть людей вынашивает целую кучу недостатков, и главными из них являются:
- тщеславность;
- гордость;
- повышенное самолюбие;
- зависимость от своих желаний и эмоций.
Обмен энергией
Чтобы каждый, и мужчина, и женщина, получил удовлетворение от общения необходимо установление между ними прочного любовного контакта. Для этого нужно точно знать желания друг друга, а они не всегда совпадают. Парни склонны отдавать предпочтение телесной стороне взаимоотношений, в то время как девушки это ставят на второй план и больше любят тёплые разговоры.
Из-за этого мужскому полу следует учиться смирять своё гипервозбуждение, переключая внимание на другие вещи. Есть такое понятие, как межполовой размен энергиями
Он возможен не только на телесном уровне, но и на духовном, когда от простого разговора каждый может зарядиться противоположной энергетикой. Это нужно помнить также и при интимной близости, не сводя всю страсть только на тело партнёра. Всё телесное возбуждение имеет свойство быстро угасать, но если есть ментальная связь, когда люди понимают каждого без слов, то оно останется между ними даже после того, как всё уже свершилось.
Терпимость и сила духа
В заключение и выводе сочинения на тему светлых и трагических сторон любви надо сказать, что в паре непременно должен быть кто-то сильней, являющийся опорой для своего любимого. Это тот, кто способен стерпеть все его слабости и пренебречь своими желаниями. К тому же в таких случаях устанавливаются довольно естественные отношения. Обычно в семье таковым является мужчина. От природы они более решительны и благоразумны, что помогает им спускать все эмоциональные слабости женщин и продолжать их крепко любить.
За это, в свою очередь, женщина вознаграждает мужа своими сильными сторонами, а именно проявлением нежности и заботы. Это и приносит в их жизнь радость от взаимности и поддержки. Таким образом, уравновешиваются две противоположные силы; в Китайской культуре эти силы именуются как Инь и Ян. Если каждый будет осознавать свою роль и значимость, то не будет между ними раздоров и тяжёлых душевных терзаний, когда каждый мучается и обижается на другого. Нам всем хочется сторонней ласки и проявления внимания, но присутствие этого в нашей жизни напрямую зависит от того, насколько щедро мы делились этим с нашим близким.
«Катерина — луч света в темном царстве»
Сочинение по литературе на тему:
Катерина – луч света в темном царстве.
А.Н. Островский – выдающийся драматург, написавший большое количество произведений. В большинстве своем – пьес. Все они посвящены теме купечества и дворянства. В них он описывал современное общество: невежественное и покорное. Причем эти определения адресованы двум абсолютно противоположным сторонам. Как, например, в драме «Гроза», которой я посвящаю свой рассказ.
Надо сказать, что герои в пьесе разделились на две половины. Одна половина – «темное царство», вторая – Катерина. На первый взгляд, первая половина имеет значительный перевес, но я думаю, что это не так. Катерина – герой крайне сложный, в отличие от невеж и невежд, окружающих именье Кабанихи. Но чем же она именно отличается от своего окружения?
Думаю, что все дело в ее идеализации мира и восприятия всего, что произошло с ней после замужества. Но ведь идеалов не бывает! Ни в чем и никогда! Я считаю, что Катерина была человеком неподготовленным. Ведь и она воспитывалась в купеческой семье. Но та жизнь сильно отличалась от жизни настоящей, той, которая проходила в доме Кабанихи. Здесь она столкнулась с ложью, ненавистью и несправедливостью.
Сама Катерина говорила, что жила дома, как птичка, и не тужила ни о чем, но после того, как вышла замуж, безуспешно билась о стену непонимания свекрови.
В родительском доме всегда было много приближенных к церкви. Это и сделало Катерину религиозной и духовной. С детства знала, что такое грех и как не привести к нему. На мой взгляд, излишняя религиозность сделала её чувствительной и ранимой. Катерина также умела слушать: и полезные вещи, и даже бред полусумасшедшей барыни.
Дома Катерина мечтала о настоящей любви, о взаимопонимании. Ведь она хотела быть мужниной женой. Но, к сожалению, судьба не предоставила ей возможности найти ее. По законам современности она была выдана замуж за совершенно незнакомого ей человека. По сравнению с Диким и Кабанихой ее муж (Тихон) оказался бесхарактерным человеком.
Она не теряет надежды обрести настоящую любовь. И все поступки, которые совершает впоследствии, она совершает во имя любви. И даже вступает в неравную схватку с «темным царством».
Можно ли сказать, что эта война проиграна? Думаю, что нет. Ведь Катерина смогла сохранить нравственность, волю и разум. Она не поддалась натиску общества Кабанихи. Конечно, самоубийство – самый страшный грех, и я ни в коем случае ее не оправдываю. Но в данном случае это был единственный выход.
Катерину можно считать «лучом света», ведь она была единственным человеком, который хотел если не искоренить, то хотя бы попытаться изменить общество домостроя. Я считаю, что своей непокорностью она смогла «осветлить» это «темное царство».
Парфенов К.
Изранена душа, разбито сердце на кусочки…
Попытайтесь философски относиться к безответной любви: это не всемирное горе, а всего лишь повод стать чуточку сильнее. Примите это чувство как испытание для своей силы воли. Не стоит зацикливаться на одном этапе своей жизни: жизнь была у вас до этого, будет и после. Она не ограничивается одним мирком, имя которому «любимый человек».
Ситуация неприятная и обидная, но при всей горечи вашего положения отвергнутой кандидатуры старайтесь и в этом найти для себя положительные стороны.
Не стоит ни в коем случае унижаться: гордость – это единственное, чем необходимо дорожить. Вы не во власти навязать человеку то, чего хотите больше всего на свете, не заставите чувствовать, то, что необходимо вам. Не следует винить во всём ни себя, ни любимого человека: виноватых нет.
Главные действующие лица
Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) — нового, прогрессивного.
Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.
Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.
Борис
Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.
В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.
Кабаниха
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.
Тихон
(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи — Марфы Игнатьевны
)
Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.
В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.
Смысл названия
Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, которое случается также и при ожидании грозы как природного явления: везде царит духота, не хватает свежего воздуха. Настолько же мучительна жизнь городских обывателей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашней тирании. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, слушать голос собственного сердца. В изображении таких характеров настоящим мастером оказался А.Н. Островский («Гроза»). История драмы максимально подчеркивает невозможность решить проблему мирным путем и тщетность таких попыток.