Вариант 3
Вопрос о возможности гармонии между личностью и обществом является одним из ключевых в философии и социологии. Многие ученые и мыслители старались разрешить эту дилемму, и каждый имел свое собственное понимание этого сложного взаимодействия. Моя точка зрения состоит в том, что гармония между личностью и обществом возможна, но требует взаимного уважения и понимания.
Человек, как личность, обладает своими уникальными чертами, стремлениями и ценностями. Он стремится развиваться и реализовывать свой потенциал. Однако общество, в котором мы живем, также вносит свои требования и ожидания. Оно создает определенные нормы, правила и стандарты поведения. И здесь возникает конфликт между личностью и обществом. Но я верю, что истинная гармония может быть достигнута, если каждая сторона будет уважать и учитывать интересы и потребности друг друга.
Для подтверждения этой идеи, я хотел бы привести два примера – один из литературного произведения русской классики, а другой из реальной жизни.
В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” мы встречаем главного героя Раскольникова, который сталкивается с конфликтом между своей личностью и обществом. Он мечтает о великих делах и высоком положении, и для достижения этой цели совершает преступление. Однако, его деяние оказывается вопиющим нарушением норм и ценностей общества. Раскольников понимает свою ошибку и переживает внутреннюю борьбу
В конечном итоге, через страдания и осознание своей вины, он находит гармонию, признавая важность общественных ценностей и отдавая дань справедливости
Примером из реальной жизни может быть история Махатмы Ганди, индийского политического лидера. Он стремился к освобождению Индии от колониального гнета, однако его методы ненасилия и гражданского неповиновения были противоречивы многим традициям и нормам общества. Ганди столкнулся с сопротивлением и даже насилием, но он оставался верен своим принципам и убеждениям. В итоге, его упорство и пример стали не только символом индийской независимости, но и вдохновением для многих других стран и движений.
В обоих примерах гармония между личностью и обществом достигается через осознание и принятие обоими сторонами. Личность должна быть готова преодолеть свои эгоистические стремления и вписаться в общественные нормы, а общество должно уважать индивидуальность и учитывать разнообразие потребностей и ценностей каждого человека.
В заключение, гармония между личностью и обществом возможна, но требует взаимопонимания и уважения. Литературные произведения и реальные примеры показывают, что путь к гармонии может быть сложным и требует усилий со стороны обеих сторон. Однако, только через такое взаимодействие мы сможем достичь гармонии, в которой каждая личность будет уважена и общество будет процветать.
Мне нравится4Не нравится4
Вариант 1
(448 слов) Конфликт человека и коллектива — это проблема, относящаяся в разряду «вечных». Поэтому многие люди задаются вопросом: «Возможна ли гармония между личностью и обществом?». К сожалению, многочисленные примеры из литературы доказывают, что примирение индивидуальности и толпы едва ли достижимо, так как сами эти понятия противоположны по смыслу и противопоставлены друг другу.
В качестве характерного примера разберем конфликт в повести А.И. Куприна «Олеся». Главная героиня и ее бабушка были изгнаны в лес. Жители Полесья обвинили их в черной магии. Суеверные крестьяне боялись того, чего не могли понять в силу своего невежества. Им внушали страх выдающиеся способности Мануйлихи, передавшиеся по наследству и Олесе. Женщины могли предсказывать судьбу, лечить хворобы с помощью трав, черпали мудрость из недр природы. Никто из других обитателей этих мест не мог похвастаться такими талантами. Разумеется, одаренность всегда вызывает зависть, а если ее источник неизвестен, то к зависти примешивается страх. Эти мотивы были определяющими в формировании негативного отношения крестьян к целительницам. Как мы знаем, Олеся попробовала наладить с ними контакт, пришла на службу, но толпа жестоко избила ее. Крестьянские женщины так и не смогли принять девушку, которая отличалась от них в лучшую сторону: была умнее, красивее и свободнее. Эта ситуация показала, что гармония между личностью и обществом невозможна, потому что большинство всегда будет пытаться навязать свою волю меньшинству, а за неповиновение точно накажет силой.
О неготовности общества к компромиссу писал и А.Н. Островский в пьесе «Гроза». Катерина вышла замуж за купца и оказалась в новой социальной среде, где царили жестокие патриархальные нравы и дремучие предрассудки времен «Домостроя». В семье мужа героиня подвергалась нападкам и притеснениям свекрови. Как бы сама Катерина ни пыталась наладить отношения и встроиться в мир Кабановых, Марфа Игнатьевна безжалостно давила любую инициативу с ее стороны. В ответ на доброе слово невестка получала упрек и новое наставление. Она могла бы стать частью Калинова, если бы дала растоптать собственную индивидуальность. Но героиня не могла и не хотела этого сделать. Ей хотелось вернуть прежнюю резвость, ее томили сны о Борисе, ее манила свобода. Как бы она ни старалась сдержать свой порыв, подстроиться под общество, у нее не вышло: роман с Борисом стал началом протеста против тирании Кабанихи и Калинова. Кульминацией бунта становится признание, а развязкой — самоубийство. Как мы видим, личность была готова к уступкам, но ее окружение не хотело ни в чем отступать от своих традиций и установок. За любое несоответствие себе большинство карает того, кто отличается от него хоть в чем-то.
Таким образом, гармония между обществом и личностью останется невозможной до тех пор, пока большинство не пойдет на компромисс с человеком, не соответствующим его понятию о норме. Необходимо наладить диалог, где обе стороны готовы слушать и слышать друг друга. А пока со стороны толпы мы видим лишь угрозы и бряцание доспехами, никакого разговора не получится.
Социальные функции морали
К основным социальным функциям морали относятся:
- Гуманизирующая. Люди стремятся изменить окружающий мир, чтобы он стал гуманнее и человечнее. Стремление к нравственному идеалу способствует личностному росту человека, указывает направление его развития, позволяет увидеть смысл жизни.
- Познавательная. Заключается в познании добра и зла. Основу понятия добра составляет гуманность. Познание добра предоставляет духовную перспективу, понимание того, в каком направлении необходимо развиваться.
- Оценочная. Происходит дифференциация поступков в соответствии со шкалой добро/зло.
- Регулятивная. Мораль предъявляет требования к поведению, душевным качествам человека, предписывает должное положение вещей. Регулятивная функция реализуется во всех областях жизнедеятельности человека, для ее осуществления не существует специальных учреждений. Нравственная регуляция поведения возвышает человека и общество к идеалам гуманизма.
- Воспитательная. Результатом воспитания становится нравственная культура личности. Об уровне ее развития можно судить по тому, насколько у человека развиты моральные чувства и понятия, способность реализовывать на практике свои нравственные установки. Нравственная культура учит самостоятельно справляться с жизненными ситуациями.
Основную социальную роль морали играют регулятивная, воспитательная и оценочная функции.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Вариант 2
(386 слов) Существует множество причин возникновения конфликтов между личностью и обществом. Я считаю, что дисгармония возникает тогда, когда поведение одного человека не соответствует устоявшимся правилам. Люди привыкают к определённым традициям, нормам. Они следуют им в течение длительного времени. Некоторые убеждения настолько сильно укореняются в сознании общества, что изменить их становится практически невозможно. Новые идеи и мысли могут быть людьми, а личность, предлагающая эти нововведения, способна показаться опасной. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.
Тема дисгармонии между личностью и обществом чётко прослеживается в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Чацкий вернулся в Россию после длительно пребывания за границей. Молодой человек во время своего путешествия узнал много нового об искусстве, науке и литературе. Он думал, что представители русского светского общества ничем не уступали иностранцам, но ошибался. В то время как люди в наиболее развитых странах вели беседы о философии, музыке, науке, русские дворяне думали лишь об удачном замужестве дочерей и продвижении по службе. Представители «фамусовского общества» постоянно «прислуживались» перед тем, кто было выше их по статусу. Лесть, лицемерие, боязнь высказывать свои точки зрения стали неприятны Чацкому. Александр предпринял несколько попыток изменить мировоззрение людей, но ни одна из них не была успешной. Дворяне приняли Чацкого за сумасшедшего, так как задуматься над его идеями и постараться изменить свою жизнь требовало гораздо больше усилий. Так, причиной дисгармонии между личностью и обществом стало столкновение взглядов Чацкого и «фамусовского» общества». Конфликт возник из-за того, что новые представления главного героя не соответствовали устоявшимся убеждениям других людей.
Тема дисгармонии между личностью и обществом рассматривается в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения – Евгений Базаров – был нигилистом
Он отрицал важность человеческих чувств, искусства, признавал лишь точные, научно доказанные факты. Мужчина открыто говорил о своих убеждениях
Старшему поколению было сложно понять мысли Базарова. Вследствие столкновения точек зрения нигилиста и других людей, возникали конфликты и споры. Разногласия Базарова и Павла Петровича и вовсе закончились дуэлью, в результате которой Кирсанов был ранен. Так, именно новые идеи Евгения и неспособность консерваторов их принять стали причиной дисгармонии в обществе. Нестандартные мысли главного героя противоречили устоявшимся убеждениям и вызвали конфликты.
Таким образом, общество нередко отталкивает новые идеи, не признавая их ценности. Традиции, привычки большого количества людей изменить чрезвычайно сложно. Когда один человек пропагандирует то, о чём раньше никто и никогда не задумывался, его идеи становятся причиной дезорганизации общественной жизни, вызывают конфликты и споры.
6 уровней социального взаимодействия
В процессах взаимодействия людей выделяют 6 основных уровней:
1. Конвекционный. Это обычное соблюдение установленных общественных правил поведения.
2. Примитивный. Тут не планируется выстраивание долгосрочных коммуникаций, каждая из сторон лишь использует возможности друг друга, существующие на данный момент.
3. Манипулятивный. Более опытный участник использует другого для решения своих социальных и бытовых проблем, а после этого прекращает общение.
4. Приятельский. Когда оба партнера с интересом исследуют роли друг друга, могут вместе проводить время, взаимно совершенствуя социальные функции (и свои, и реализуемые вторым участником).
5. Деловой. Здесь во главе угла стоит не исполнение ролей и не внешний вид. Это процессы взаимодействия людей при планировании и ведении совместного бизнеса, некой работы.
6. Духовный. Это высший уровень, на котором людям для общения не нужны слова. Они способны проникать в сущность друг друга буквально с помощью взглядов, глубоко чувствуя партнера по поступкам, которые, опять же, становятся отображением этого взаимодействия.
3 главных правила идеальных отношений:
Каждый человек с учетом своего личностного развития сам решает, какой именно уровень общения выбрать, отталкиваясь при этом от собственного понимания ценностей других людей.
Роль морали в жизни человека
Мораль оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Это обусловлено тем, что человек способен подвергать моральной оценке любую сторону общественной жизни. Поэтому мораль имеет вес в политической, религиозной, экономической, духовной и научной области современного общества.
Существуют определенные нормы правила и нормы поведения, которые обязывают людей вести себя определенным образом, в зависимости от ситуации. Это объективно продиктовано необходимостью сосуществовать в коллективе и вести совместную жизнь с другими людьми. Поэтому мораль оказывает существенное влияние на жизнь людей разных стран, профессий и увлечений.
В обществе мораль действует на основе трех элементов — моральной деятельности, морального сознания и нравственных отношений. Особенностью морали в обществе является то, что в ее сознании выражается некий шаблон или алгоритм поведения человека.
Общество признает определенный стереотип поведения правильным и наиболее оптимальным на данный этап времени. Поэтому о морали говорят, как об своеобразной коллективной воли людей, которые и представляют собой общество.
Созданные системы правил, требований и оценок нацелены на то, чтобы согласовать между собой все индивиды общества и обеспечить им мирное сосуществование.
Сочинение Автор Слова о полку Игореве
В мировой литературе не так уж много произведений, которыми зачитывались бы всё новые и новые поколения. Именно к числу таких редких шедевров и принадлежит «Слово о полку Игореве». И хотя создано оно было в далёком XII веке, однако остаётся актуальным и в наше время.
Нет сомнений в том, что «Слово…» не является фольклорным памятником древности. В нём чётко вырисовывается образ автора – мудрого, талантливого гражданина, который не боится высказать собственную точку зрения, отражающую народные чаяния.
Учёные предполагают, что он жил в Киеве или Чернигове, поскольку симпатизирует в своём произведении киевскому князю Святославу и даже восхищается им. Вероятно, автор был дружинником одного из древнерусских князей, опытным поэтом-певцом. Написанный им текст свидетельствует о том, что он получил прекрасное образование, хорошо знал историю, легко и правильно ориентировался в государственных делах и политических событиях своей эпохи и времён минувших. Кроме того прекрасно знал литературу и мастерски владел образным наследием народного творчества. Ему близка поэтическая манера Бояна и он стремится ей наследовать.
Правда, теперь невозможно установить личность этого человека и его имя. Но главное нам известно. Он — настоящий патриот земли русской, а не обычный летописец, бесстрастно запечатлевший для потомков исторические факты. В отличие от Бояна, который только восхвалял князей, автор «Слова о полку Игореве» принимает решение творить «по былинам сего времени», то есть правдиво отображая истинную суть описываемого. Ведь в условиях, когда русское войско потерпело поражение, нужно было не столько хвалить князей, сколько упрекать за своеволие и нежелание действовать сообща, призывать их к объединению для защиты от набегов коварных и жестоких половцев, для сохранения мира и благополучия.
Любовь к Отчизне вдохновляла автора. Его произведение насквозь пропитано этим чувством. Оно сказывается в и том, с каким трепетом и душевным волнением он говорит о поражении войска князя Игоря, и в том какие слова находит, чтобы передать печаль и отчаяние жён убитых воинов, и в нарисованной широкой картине природы родной земли.
Образы, темы и проблемы, поднятые в «Слове …», нашли отображение в творчестве многих писателей, композиторов, художников. Они продолжают будоражить умы и сердца. И в этом немалая заслуга автора – лучшего из тех, кого рождала русская земля.
Вариант 2
(487 слов) В обществе всегда есть люди, которые отличаются от большинства своим мировоззрением. Как правило, это одаренные «белые вороны», которые видят чуть дальше и знают чуть больше всех остальных. Разумеется, любое превосходство порождает зависть, непонимание, агрессию. Коллективу проще ополчиться против индивидуальности, чем признать собственную неправоту или ограниченность. Данное явление рассматривали многие писатели.
Например, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал драматичное противостояние между Михаилом Кутузовым и высшим обществом, окружающим императора Александра. Дворяне, которые даже не имели отношения к войне, осуждали действия главнокомандующего, обвиняя его в трусости и старческой нерешительности. Никто из них даже не вник в мотивы поведения Кутузова, зато все вдруг стали знатоками военной стратегии и получили право критиковать и указывать. В этой травле каждый старался извлечь выгоду и показать себя, но основными мотивами людей были зависть и непонимание. Поскольку большинство дворян не выходило на поле брани, а только командовало с безопасного расстояния, никто из них не знал, сможет ли русская армия выдержать прямое столкновение с врагом, победившим всю Европу. А Кутузов, который воевал не один год и сам брал в руки оружие, понимал, что сражение, навязанное императору амбициями и двором, будет совсем не выгодно для русских. Был огромный риск потерять всю армию и потерпеть полное поражение. Поэтому Михаил Илларионович хитрил, претворялся, медлил, но на самом деле берег своих солдат и ждал случая, когда они смогут спасти, а не погубить Россию. В отличие от большинство офицеров, Кутузов был равнодушен к наградам, но очень любил Родину. Дальновидный фельдмаршал был выдающимся военным, и его талантам многие завидовали. Поэтому настоящими причинами его конфликта с обществом были зависть и непонимание, которые затуманили взор дворянам.
От невежественного и консервативного дворянского общества досталось и герою пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий получил зарубежное образование, поэтому отчетливо видел недостатки России и понимал их причины. Он был патриотом, поэтому сразу же попытался исправить положение и открыть слушателям глаза на очевидные проблемы. Но остроумие и эрудиция Александра вызвали у людей совершенно другую реакцию. Они улавливали в его словах только насмешку и ущемление собственного достоинства. Истинного же смысла речи они не понимали в силу невежества и ограниченности. Так, из всего сказанного Чацким Софья осознала лишь то, что он издевался над ее кавалером. Изнеженные богатством, развращенные беззаконием, представители фамусовского общества не хотели перемен, потому что сами не соответствовали высоким требованиям справедливости, прогрессивности и нравственности. Поэтому все они направили усилия на борьбу с Чацким, а не на работу над собой. Они с удовольствием приняли слухи о его сумасшествии за правду и вычеркнули Александра из своих рядов, ведь проще избавиться от него, чем от своих пороков. В данном примере причинами противостояния личности и общества тоже являются зависть и непонимание. Большинство просто отомстило меньшинству за его одаренность.
Таким образом, обществу легче вести войну с инакомыслящими, чем менять себя и признавать собственные недостатки. Поэтому причиной конфликтов часто являются зависть и неспособность понять тех, что чувствует и мыслит по-иному. Большинство не может смириться с тем, что какая-то отдельная личность ушла далеко вперед, поэтому стремится избавиться от нее.
Гармония с миром
Мы – часть существующего мира, причем неотъемлемая его часть. И невозможно жить в гармонии с собой, если не понять, как находиться в гармонии с миром. Итак, как достичь этой гармонии? Для начала стоит определиться с самим термином. Что значит находиться в гармонии с миром? Если кратко, то это – научиться находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других людей, найти некие точки их соприкосновения. Кроме того, это еще и определение своего предназначения в этом мире. Какие конкретные действия стоит предпринять?
Знаете ли вы, что мысль способна материализоваться? Чаще всего так и происходит. Постарайтесь больше думать о тех успехах, которых вы хотите достичь, мечтайте. И, наоборот, сведите к минимуму негативные мысли, страхи, что у вас ничего не получится. Помните о том, что подобное притягивает подобное. В вашей жизни, в последнее время, появилось много людей, которые тянут вас вниз? Задумайтесь, возможно, вы сами настроены пессимистично. Подумайте и решите, что больше всего раздражает вас в других людях. Именно это качество самое негативное в вас самих. Подумайте, как это можно изменить. Знайте, что там, где закончилось что-то, тут же начинается что-то другое. Не стоит останавливаться, посмотрите вперед. Возможно, там вас ждет что-то еще лучшее. Если вы стремитесь понять, как жить в гармонии с миром, понаблюдайте за морем. Приливы и отливы вод в нем неизбежны. Точно так же происходит и в жизни. Если что-то не получилось сегодня, вполне вероятно, что завтра это получится с легкостью. Как вы думаете, что произойдет, если пружину очень сильно зажать? Правильно, в конце концов, она раскроется с такой силой, с которой ее зажимали. Эта аналогия к тому, что все должно быть в меру. Если переусердствовать в чем-либо, неизбежно настанет время, когда вас с такой же силой отбросит обратно. Всему происходящему в мире есть свои причины. Просто так не происходит ничего. Поэтому, если вы хотите жить в гармонии с миром, вы не должны думать, что все бессистемно. Всему происходящему есть объяснения
Важное правило – уметь сохранять и приумножать. Начните откладывать деньги прямо сегодня
И сработает еще одно правило Вселенной, описанное выше – подобное к подобному. Чем больше вы сохраняете, тем быстрее приумножаете. Чтобы жить в гармонии с миром, нужно научиться благодарить Вселенную за подарки. Старайтесь всегда отдавать часть того, что имеете сами другим людям, и тогда Вселенная отблагодарит вас еще больше. Если вы часто пребываете в состоянии напряжения, обязательно выделяйте время для того, чтобы расслабиться. Все должно быть уравновешено, гармонично. Чем больше вы работаете, тем больший отдых давайте своему организму. Обязательно выделяйте время для того, чтобы побыть наедине с самим собой. Это очень полезно. Помогает лучше понять себя, проанализировать настоящее, спланировать будущее. Да и, наконец, от всех отдохнуть. Не забывайте о том, что в мире все движется, а значит движение – жизнь. Не позволяйте себе проводить все выходные или отпуск на диване или шезлонге. Больше двигайтесь, это поможет обрести гармонию не только с миром, но и с собой!
2 вариант
Возможно ли представить жизнь успешного человека, который не приложил никаких усилий и не знаком со словом «труд»?
Любой человек знаком с трудом с первых своих шагов. Уборка в доме, первые буквы, слова, прочитанная книга, помощь родителям. Все это сплощает, делает крепче семейные узы, отношения между членами семьи. Родители всегда будут знать о твоей ответственности и трудолюбии.
Физическая трудовая деятельность требует особой выдержки. Работай то грузчиком, то совершенствуй своё тело в спортзале. Все требует упорства и это не так уж просто. Нынче нет необходимости в том, чтобы трудиться ради выживания. Автоматизация и роботизация в цифровом мире понижает востребованность простых рабочих
Поэтому возрастает важность людей работающих «головой»
Труд бывает не только физическим, но и интеллектуальным. Знания – это отдельный труд, играющая особую роль в жизни. Обучаясь в школе, мы постепенно подготавливаем себя к будущему. Успешность зависит от нас самих. От добросовестности и ответственности, которую приложили во время получения новых знаний. Многие обучаемые начинают подрабатывать в школе, вместе с дополнительными деньгами они получают незаменимый опыт, который прибавляет чувство уверенности для достижения успеха.
Самый главный этап в жизни – выбор специальности в институте. От приложенного усердия, полученного уровня знаний зависит то, какими специалистами мы выйдем
Абсолютно неважно, какая профессия будет выбрана. Все они важны, многозначны и незаменимы
Что, если студент «спустя рукава» будет относиться к своему обучению? Думаю, он точно так же будет относиться к своей работе. Это не предвещает ничего хорошего. Ему не будут знакомы фразы: карьерная лестница, продвижение по службе, качественно выполненная работа. Какую репутацию он себе заработает? Какие деньги он будет получать за свою работу?
Людям предоставляется выбор, чем ему заниматься, но нужно включать все виды трудов для полного счастья. Не стоит забывать, что работа должна быть в радость и тогда, человек точно достигнет успехов в своем деле. С потерей интереса к работе теряется интерес к самому себе. Все это приводит к потере значимости человека в обществе, его авторитета. В случае, если вас поджидают неудачи, не стоит отчаиваться и оставлять начатое. Нужно пробовать до тех пор, пока не получиться. Через время придет опыт, появятся необходимые навыки и все наладится, а те неудачи будете вспоминать с улыбкой.