Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова
Роман «Мастер и Маргарита» поднимает множество проблем, актуальных и для современного общества. В чих числе есть темы добра и зла, любви и ненависти и, конечно, творчества. Через все страницы произведения проходит тема искусства, раскрывающаяся на примере трех персонажей: редактора Берлиоза, поэта Бездомного и самого Мастера.
Следует начать анализ темы с незначительного, на первый взгляд, персонажа – критика и редактора журнала Берлиоза. Читатель может сделать вывод о том, что Берлиоз – маловажная фигура в романе, ведь он гибнет в самом начале произведения. Однако это предположение неверно. Редактор художественного журнала Берлиоз является образом воплощения бюрократизма. Этот человек не достоин называться настоящим творцом и деятелем искусства, ведь творчество для Берлиоза – один лишь из способов самовыражения.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
На первый взгляд, Берлиоз производит вид человека умного, с широким простором познаний. Однако все его знания утыкаются в цитаты и афоризмы из книг, суть которых для него осталась нераскрытой.
Творчество для Берлиоза – возможность удовлетворить свои потребности. Персонаж далек от подлинного искусства, и вся его работа состоит в том, чтобы принижать ценность и величие произведений настоящих деятелей искусства. До тех пор, пока Берлиоз будет редактором журнала, в этом журнале не появится ни одно подлинное произведение искусства, достойное назваться шедевром.
Образ же поэта Ивана Бездомного является собирательным. Автор воплотил в персонаже всю молодежь булкаковского времени. Он полон жизненных сил, амбиций и рвения к настоящему творчеству. Бездомный владеет многими удивительными идеями, но такие редакторы, как Берлиоз, превращают его в «раба». Поэт пишет по критериям и требованиям, выдвигаемым Берлиозом, и все дальше отдаляется от свободного творчества и грандиозных и уникальных идей.
Однако Бездомный вскоре понимает, что совершает ошибку. Произведения, написанные по четким правилам и требованиям, становятся «чудовищными» в его глазах. Стоит поэту осознать это, как тут же он меняется. Ивану приходит осознание всей глубины творчества и духовности. И пусть даже он не способен стать великим поэтом, но он может прочувствовать суть, скрытую в творчестве и искусстве.
Разумеется, со всей полнотой тема творчества раскрывается на примере жизни главного героя романа – Мастера. Для этого героя творчество – гораздо большее, чем самоутверждение или слава. Мастер пишет роман так, будто живет им. Он полностью погружается в работу, забывая об окружающем мире. Герою настолько дорого произведение, что жестокая его критика и отторжение вызывают жгучую обиду и оставляют тяжелую рану на сердце. Мастер не выдерживает боли, потому готов бросить рукописи в огонь, что и делает. Но «рукописи не горят». Произведения великих Мастеров живут вечной жизнью.
Только творчество Мастера в романе может считаться истинным. За это он и получает вечный покой. Подлинный деятель искусства не нуждается так сильно ни в чем другом, как в свободе. В свободе слова, идей и миропонимания.
Цель приезда в столицу
Погружаясь в события романа, читатели пытаются понять, зачем Воланд приехал в Москву. Литераторам целью визита он называет работу над старинными рукописями чернокнижника, администрацию варьете информирует, что намерен дать сеансы чёрной магии, версией для Маргариты является проведение музыкального весеннего бала. Ответов у профессора Воланда много, как и его имён и обличий. Правдивый ответ на вопрос, для чего мессиру понадобилось приезжать в Москву, получил только заведующий буфетом варьете Соков. Ему профессор сказал, что хочет понаблюдать за жителями города, для чего и организовал представление.
Значение образа Воланда
Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем. Можно ли справедливость Воланда считать добротой? Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского. Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.
Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы. Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью. Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.
Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, характеристика и роль для сочинения | источник
М.А. Булгаков Мастер и Маргарита
Кот Бегемот
Огромный черный кот-оборотень ходит на двух задних лапах, чем сводит жителей Москвы с ума. Он обладает искрометным юмором, обожает шутить и периодически привирает. Иногда Бегемот превращается в человека-толстяка в рваной кепке. Лицо у этого человека не случайно очень похоже на кошачье В характере Бегемота комично сочетаются склонность к философствованию, интеллигентные манеры и жуликоватость, агрессивность. После посещения свиты Воланда Москвы, в городе начали ловить и истреблять черных котов – такой резонанс вызвал персонаж у жителей столицы. В последнем полете Бегемот предстает перед читателями в виде юного мальчика-пажа.
Внешний вид у него довольно интересный:
- тёмные волосы;
- несимметричные брови;
- глаза разного цвета;
- зубы покрыты коронками;
- лоб в морщинах;
- кожа сухая.
Воланд представлен как гладковыбритый мужчина среднего роста с тёмной шевелюрой и кривым ртом. У него разные глаза — левый чёрный, а правый зелёный. Его зубы с одной стороны украшены платиновыми коронками, а с другой — золотыми. Лицо покрыто загаром, а кожа на вид сухая. Мессир разговаривает низким голосом с хрипотцой.
Его одежда в течение всего романа менялась в зависимости от случая. На торжественных мероприятиях Воланд надевал классический дорогой костюм. А дома выглядел неряшливо: засаленный халат, стоптанные туфли, старая пижама. Когда сатана принял своё истинное обличье, то был в черной сутане, накидке, перчатках.
2 стр., 656 слов
Пейзаж и его функции в романе «Обломов», описание природы –
… пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку. Заключение Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее … во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся …
Значение образа Воланда
Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем. Можно ли справедливость Воланда считать добротой? Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского. Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.
Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы. Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью. Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых компанейских —
Главные герои «Мастер и Маргарита»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
для самых любопытных —
Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы августа для 11 класса:
«Три товарища» главные герои
Краткое содержание «Овальный портрет»
Краткое содержание «Неточка Незванова»
Краткое содержание «Мартин Иден»
Краткое содержание «Кошка под дождем»
Краткое содержание «Три товарища»
Краткое содержание «Женитьба»
История создания «Господина из Сан-Франциско»
Краткое содержание «Сны Чанга»
Краткое содержание «Война миров»
Внешность героя
Роман повествует о Дьяволе, который в человеческом обличии приходит на Землю и наблюдает за людьми. Он делает свои выводы и большую часть романа является скорее наблюдателем, чем вершителем судеб. Примечательно, что образ Булгаковского Дьявола совершенно отличается от библейского.
С самого начала романа Воланд окружен ореолом таинственности. Внешность его периодически меняется, а в глазах зевак и вовсе становится преувеличенной. Воланд носит с собой трость, появляется в свете всегда в дорогом костюме. Его глаза имеют разный цвет: один из них зеленый, другой – черный. В самой внешности Воланда присутствует величие, но приятной внешность Воланда назвать нельзя. У него перекошен рот, вставлены зубные коронки по обеим сторонам. Тем не менее, эстетически персонаж не является отталкивающим и отвратительным.
Образ Воланда
Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.
Воланд прибывает в Москву в 1935 году и представляется консультантом по черной магии, профессором в области чародейства, артистом. В своем романе Булгаков описывает его как человека, одетого в дорогую одежду, с тростью, лет сорока с небольшим, с глазами разного цвета.
Нескольким героям Воланд раскрывает свое истинное лицо повелителя тьмы. Воланд не является воплощением абсолютного зла, поскольку способен проявлять милосердие и совершать справедливые поступки.
Князь тьмы пребывает в Москву затем, чтобы увидеть москвичей массово, для чего и устраивает сеанс черной магии в Варьете. Воланд хотел понять, как изменились люди за последние несколько веков, и изменились ли вообще. Посмотрев со сцены в зрительный зал, оценив поведение зрителей, он приходит к выводу, что люди остались прежними. Это самые обычные люди, которые любят деньги, бывают легкомысленными, «квартирный вопрос только испортил их…».
Оценивать поступки людей, наводить порядок и совершать возмездие Воланду помогает его свита в лице Коровьева, Азазелло, Кота-Бегемота и Геллы. Шутовское поведение первых троих призвано оттенить серьезность и величие властелина тьмы, а также подчеркнуть абсурдность происходящих событий, участниками которых из-за своих собственных пороков, в том числе, из-за глупости, трусости, мелочности, невежества, становятся жители города.
Главные характеристики персонажа Воланда сводятся к его всесильности и справедливости. На протяжении всего романе князь тьмы не причинил зла ни одному человеку. Негатив исходит не от него, люди сами являются источниками своих бед. Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам. Таким образом, с помощью созданного им образа дьявола, пропуская сюжет через призму удивительных и таинственных событий, Булгаков рисует сатирическую картину общества того времени.
В своем романе автор обличает такие человеческие пороки как жадность, лицемерие, воровство, взяточничество и многое другое. За свои грехи горожане жестоко расплачиваются, однако наказание им воздается вполне справедливое. Другие герои произведения, наоборот, сумели сохранить в себе духовную чистоту, доброе сердце и светлую душу, и Воланд прощает им их ошибки, а некоторых щедро награждает. В этом и проявляется всесильность и высшая справедливость Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Благодаря обличительной роли этого персонажа, герои романа открываются перед читателем словно книга, на страницах которой начертаны все их чувства, мечты, поступки.
Творчество и мастер
Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.
Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.
Москвичи глазами гостей
Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала. Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову. Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление.
Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», – таков портрет москвичей глазами персонажа.
Справедливость поступков
За период пребывания в Москве Воланд успел познакомиться со многими будущими обитателями своего темного потустороннего мира. Это и мнимые представители искусства, думающие лишь о квартирах, дачах и материальной наживе, и работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, и продажная администрация, и родственники, готовые порадоваться смерти близкого за возможность получить наследство, и низкие люди, которые узнав о смерти коллеги, продолжают есть, ведь еда остынет, а мертвому уже и так все равно.
Жадность, коварство, лицемерие, взяточничество, предательство были жестоко, но справедливо наказаны. Однако персонажам, сохранившим чистое сердце и душу, Воланд простил их ошибки, а некоторых даже наградил. Так, вместе со свитой Воланда Мастер и Маргарита покидают земной мир с его проблемами, страданиями и несправедливостью.
Свита и окружение
Такой неоднозначный персонаж Булгакова, Воланд, вершил правосудие не в одиночку. У него были свои соратники, которые прислуживали и помогали ему. Это удивительные и неординарные личности. Свита Воланда:
- Коровьев, или Фагот;
- кот Бегемот;
- Азазелло;
- Гелла.
Действия Фагота и Бегемота привели к пожару в доме Грибоедова. Но они дали людям второй шанс для воздвижения нового храма культуры и побудили их к творчеству. Азазелло выступал в качестве переговорщика, так как ему приходилось общаться с другими персонажами. А Гелла верно служила Воланду уже много лет, она была ловкой и умелой.
Свита Воланда совмещает в себе добро и зло. Она заставляет человека выбрать правильный путь, сбрасывает с его глаз пелену, которая скрывает действительность. Сам мессир в этом случае становится вершителем судеб.
Особенности создания образа
Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.
Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.
Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.
Несколько интересных сочинений
- Билибин И.Я.
Иван Яковлевич Библин появился на свет шестнадцатого (четвертого по старому стилю) августа 1876 года под Санкт-Петербургом, в поселке Тарховка. Его семья была выходцам из старого рода купцов
- Образ и характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс
Воланд, вообще, мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.
- Анализ произведения Записки охотника Тургенева
Русская литература всегда была неким знаменем, путеводной звездой для русского человека. Такого рода произведения, отражающие социальную и психологическую сторону жизни, позволяют людям думать,
- Почему помещики Бобчинский, Добчинский и городничий обманываются? сочинение
В комедии Гоголя «Ревизор» весь сюжет построен на ошибке жителей города, перепутавших Хлестакова, проезжего чиновника, проигравшего все деньги в карты, с ревизором, который должен был приехать инкогнито из Петербурга.
- Сочинение К чему ведет конфликт отцов и детей? 11 класс
Гармония в семье возможна только при отсутствии конфликта между отцами и детьми. Казалось бы, о чем могут спорить любящие и близкие друг другу люди, но как часто дочь, не соглашаясь с матерью
Тема маленького человека поднималась в литературе различными авторами неоднократно. Великие писатели размышляли на эту тему. А. С. Пушкин рассматривает в своем произведении «Медный всадник» бунт маленького человека, а не просто его мысли. Этот бунт сопоставлен с бунтом природы – наводнением.
Свита Воланда
Мессир всегда находится в сопровождении одного или нескольких членов своей свиты. Эти персонажи — его помощники, у каждого из которых есть своя роль и обязанности.
- Коровьев-Фагот — демон-рыцарь. Развязный, наглый, неприятный человек в клетчатом костюме, который всегда шутит, ломается, кривляется.
- Кот Бегемот — огромный чёрный кот, который умеет говорить, ходит на задних лапах и ведёт себя как человек. Они с Коровьевым — лучшие друзья, всегда и везде неразлучны.
- Азазелло — грубый и жестокий человек небольшого роста с широкими плечами, «разбойничьей рожей» и рыжими волосами. Он выполняет всю грязную работу: убийства, отравления, похищения…
- Гелла — рыжая ведьма с зелёными глазами. Обладая прекрасной внешностью, Гелла никогда не носит одежду. Обычно она выполняет работу по дому или мелкие поручения Воланда.
Творчество в понимании Берлиоза
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.
С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.
В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек». Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась «за кадром».
В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.
Внешность героя
Роман повествует о Дьяволе, который в человеческом обличии приходит на Землю и наблюдает за людьми. Он делает свои выводы и большую часть романа является скорее наблюдателем, чем вершителем судеб. Примечательно, что образ Булгаковского Дьявола совершенно отличается от библейского.
С самого начала романа Воланд окружен ореолом таинственности. Внешность его периодически меняется, а в глазах зевак и вовсе становится преувеличенной. Воланд носит с собой трость, появляется в свете всегда в дорогом костюме. Его глаза имеют разный цвет: один из них зеленый, другой – черный. В самой внешности Воланда присутствует величие, но приятной внешность Воланда назвать нельзя. У него перекошен рот, вставлены зубные коронки по обеим сторонам. Тем не менее, эстетически персонаж не является отталкивающим и отвратительным.
Внешний вид Воланда
В 11 классе средней школы учащиеся пишут сочинения на тему романа Булгакова, составляют таблицы его персонажей. По мнению литературных критиков, прототипом Воланда стал Мефистофель Фауста. Булгаковский герой унаследовал лишь внешность этого персонажа, но не его сущность.
У Воланда неопределенный возраст. На вид ему около 40, но на самом деле никто не знает, сколько ему лет, ведь Сатана бессмертен. Внешность его также трудно определить. По словам автора, все, кто видел Воланда, давали ему разное описание. Одним он казался маленьким, другим — огромного роста. Кто-то называл его хромым на левую ногу, кто-то на правую.
На самом деле краткий портрет Воланда следующий:
- лет около 40 с лишним;
- рост не маленький и не большой, просто высокий;
- волосы темные;
- гладко выбрит;
- лоб с морщинами;
- рот кривой;
- одна бровь выше другой;
- правый глаз черный, левый зеленый с золотым отблеском;
- лицо покрыто загаром;
- ни на какую ногу он не хромает.
В первой главе герой одет в дорогой заграничный костюм. На голове у него берет, заломленный за ухо, в руках он держит трость с головой пуделя.
Был ли счастлив Буревестник революции?
Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.
Счастье – вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.
Тема творчества
Эта тема очень важна в этом романе, ведь главный герой – писатель, точней Мастер. Как раз он и является автором второго романа – об Иешуа. Но творец этот не показан изолированно, хотя он и ведёт отшельнический образ жизни, в романе представлены и другие «творцы». Тема Массолита – союза писателей, авторов массовой культуры тоже занимает большое место в произведении.
Мастер интересовался только своим романом, в ещё Маргаритой, которая стала его музой. Они совсем не мешала его творчеству
Что важно, она понимала его… В отличие от критиков. Мастер наивно надеялся, что его роман смогут оценить
Пусть он и о сыне Бога, но в этой истории столько правды психологической, что её должны оценить даже в Советском Союзе. Даже если не поверят в историчность, то оценить слог люди ведь могут. Известно ведь, что Холмса тоже не было в реальности! Но критики, не вчитываясь, просто вылили поток идеологической брани на писателя. И хотя любимая хотела бы оградить его от их зла, но у неё не получилось. Разгромные статьи стали ударом для него. И он даже оказался в сумасшедшем доме. Мастер и до этого говорил, что его мучили приступы страха. Наверное, сейчас бы сказали о панических атаках. Ему казалось, что к нему тянутся холодные щупальца, ему было очень плохо… Да, у творческих людей богатая фантазия, часто расшатанные нервы. Роман, его судьба были самым важным для Мастера. И травля подорвала его здоровье. Хорошо, что в итоге его и спасли из психушки, и дали подарили в компании любимой.
Травили его критики Массолита, но и его работники тоже не приняли бы его в свою компанию. Ведь их ценности очень отличаются от его. Они готовы писать, как строгать – на заданную тему. Без огня, вдохновения, но за зарплату, за питание и дачу. Не могли бы себе и представить, чтобы написать что-то против системы. Они б покрутили пальцем у виска! Даже не сказали бы, что у Мастера есть талант, так как они друг другу там все завидовали. А ещё для них важны звания – народный, заслуженный писатель… Мастер был выше этого.
Вот это литературное творчество, но в романе упомянуто ещё и Варьете. О творчестве там совсем мало говориться. Всё больше показаны работники варьете: бухгалтер, кассир… Представление Воланда сложно отнести к творчеству, хотя Клетчатый вроде и показывал фокусы. Никаких талантливых певиц, танцовщиц… Всё только о деньгах! А ещё работники варьете часто вели нездоровый образ жизни, который ассоциируется, кстати, с творческими людьми. Вот только пить и гулять может любой, а проявить творчество в новой повести или в танце сможет не каждый.
Булгаков говорил о важности творчества, об избранности творца – в своем романе
Сочинение 5
Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа. Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.
На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира. Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни. Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.
Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми. Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей. Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.
Внешность Воланда представляется довольно скупо. Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования. Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.
Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы. На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям. Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.