Психологизм и детали
Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.
- Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
- Музыка приобретает противный и ужасающий ритм: «музыканты знаменитые» — «неприятная, визгливая мелодия»;
- Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
- Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».
Состояние героя до и после бала тоже детально описано:
Жанр
Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем и раскрытие одной сюжетной линии (один случай из жизни одного героя). Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нем описаны две эпохи – 40-е годы 19 века, и закат 19 столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.
Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально происшедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.
Народ и его роль в трагедии «Борис Годунов»
Верностью исторической эпохе и правдивостью в изображении характеров отличаются и второстепенные действующие лица. Белинский отметил, что уже в первой сцене трагедии «и исторически и поэтически верно обрисован характер Шуйского». Это глава боярской группы, потомок удельных князей «Рюриковной крови». Он сам не прочь занять престол московских царей, освободившийся после смерти царя Федора.
Но Шуйский отлично понимает, что без помощи народа добиться своей цели он не может, и поэтому предлагает Воротынскому «народ искусно волновать». Но когда Борис избран, Шуйский превращается в «лукавого царедворца». Борису он выражает свою преданность, но полностью разделяет мятежные стремления Афанасия Пушкина. Шуйский — типичный придворный, «уклончивый, но смелый и лукавый».
В трагедии выведены и другие бояре: робкий и простоватый Воротынский; подлинный выразитель боярских взглядов Афанасий Пушкин; перешедший на сторону Самозванца Гаврила Пушкин, предок поэта, Голицын, Масальский и другие. Эти образы в трагедии Пушкину были необходимы, чтобы показать взаимоотношения царя и бояр, правящего класса и народа. Перенося действие трагедии в Польшу, Пушкин изображает и феодальную польскую аристократию: Мнишtка, Вишневецкого и других.
Большое внимание уделено Марине Мнишек. «Мраморная нимфа», холодная красавица, Марина честолюбива, высокомерна, хитра
Не чувство любви, а жажда стать московской царицей руководит ею, когда она дает согласие стать женой Самозванца. Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него.
Здесь первое и основное место принадлежит народу. Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает ее, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется.
Не отдельные герои , а именно yарод завершает трагедию. Народ творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре.
Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична. В народе живет неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией. Народ-это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей.
Афанасий Пушкин убежденно заявляет Шуйскому: «Попробуй Самозванец им посулить старинный Юрьев день, так и пойдет потеха». Умный Басманов говорит Борису: «Всегда народ к смятенью тайно склонен». Сила народа — в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям.
Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.
Пушкин на материале истории XVII века дает ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс. Превосходя современных ему историков и писателей гениальным чутьем великого поэта, приближаясь к нашему пониманию роли народа в истории, Пушкин показывает и огромную силу народа, и исторически обусловленную слабость его в то время — в начале XVII века. Свергнуть тиранов народ может, но обеспечить себе благо и свободу, воспользоваться в народных интересах своей победой он не в состоянии.
Причина этого — темнота, политическая несознательность народной массы. Пользуясь этой темнотой народа, политику творят цари и бояре, а не народ; плоды народной победы они присваивают себе. Пушкин отчетливо это показывает и в первых сценах трагедии , и в заключительной сцене. Народ в трагедии показан в движении, в развитии.
Сцена на Красной площади, где впервые появляется народ, говорит о некоторой растерянности народной массы, оказавшейся без царя: О боже мой, кто будет нами править? О горе нам! В следующей сцене — на Девичьем поле — народ умоляет Бориса стать царем. Но это делается по указке бояр: «То ведают бояре».
Реплики же, которыми обмениваются собравшиеся здесь, говорят о том, что, по существу, значительная часть народа совершенно равнодушна к избранию царя. Для нее это просто любопытное зрелище. В конце трагедии народ уже не таков: он сам принимает деятельное участие в событиях, не скрывая своей ненависти к царской семье.
М у ж и к на а м в о н е. Народ, народ! в Кремль, в царские палаты! Ступай вязать Борисова щенка!
Как подвести народ под монастырь
Итак, пролог оперы состоит из двух картин, про первую из которых я пару слов уже сказал. Увертюры или развёрнутой симфонической интродукции у оперы нет — это вполне согласуется с новаторскими устремлениями Мусоргского, его желанием отрешиться от привычных оперных форм. Есть крохотное вступление, даже скорее этакий выразительный музыкальный эпиграф.
Фагот и английский рожок излагают печальную, щемящую и очень русскую по характеру мелодию, которая затем передаётся различным инструментам, обрастая всё новыми и новыми красками. Из этой мелодии «вырастут» многие важнейшие лейтмотивы оперы, и в самую первую очередь — лейтмотив приставов.
Музыка будто бы затопталась на месте, стала однообразной до глупости, негибкой, бесперспективной. И на этом фоне командует пристав Микитич — фигура важная. Тот факт, что непосредственное действие этой «народной музыкальной драмы» начинается с лейтмотива приставов, свидетельствует о глубоком понимании Мусоргским российской ментальности.
Народ по приказу Микитича переходит к стенаниям и мольбам. Начинается хор «На кого ты нас покидаешь». Как ни удивительно, постепенно он становится таким жалобным и берущим за душу, что почти верится в искренность этих людей. Но стоит лишь приставу на минутку отлучиться, как начинаются выяснения:
— перетекающие в откровенную перебранку, которую прекращает вернувшийся лейтмотив приставов, а вместе с ним и сам Микитич. Весь этот отрывок — прекрасная иллюстрация оруэлловского «двоемыслия», а также мейерхольдовской «биомеханики»: изображая какую-то эмоцию, поневоле начинаешь её испытывать. Послушаем же:
Эпизод, в сущности, комический. Всё это было бы ну очень смешно, когда бы не было так жизненно. Собравшиеся снова повторяют хор «На кого ты нас покидаешь», а в это время в оркестре контрапунктом безостановочно повторяется тема приставов. И вот в ответ на эти мольбы и стенания ворота вдруг открываются, и выходит… Нет, не Борис Годунов, но тоже баритон: Андрей Щелкалов, думный дьяк. Выходит он, чтобы сообщить: «Неумолим боярин».
Поёт Щелкалова Алексей Иванов, с которым мы не так давно слушали отрывки из «Демона»
В этом красивейшем эпизоде обратите, пожалуйста, внимание на лейтмотив, который появляется в оркестре на словах «и озарит небесным светом Бориса усталый дух». Эта тема позже будет звучать в сцене смерти Бориса
Щелкалов призвал собравшийся люд «припасть ко Господу сил». И тут же, как по заказу, совершенно случайно появляются «божьи люди» — слепые калики перехожие, сопровождаемые мальчиками-поводырями, — и призывают к тому же самому:
В редакции 1869 г. оставшийся на сцене народ потом ещё недоумевал: какому царю? «Божьи люди», действительно, немножко опередили события: царя-то ещё нет. Однако несмотря на шитую белыми нитками «засланность» калик перехожих, хор их на удивление красив, как и почти все хоры у Мусоргского — плод его серьёзного увлечения русским церковным пением. Какой древностью веет от этой музыки!
А вот теперь, дорогие читатели и любители оперы, ответьте мне на вопрос: где тут «великая личность, одушевлённая единою идеею»? По-моему, в том, как Мусоргский изобразил народ, сквозит плохо скрываемая антипатия. Может быть, скажете вы, это только пролог, только самое начало, а дальше образ народа раскроется полнее. Ладно, вернёмся к этому вопросу попозже.
Вариант 2
Я считаю, что главная тема рассказа «После бала» — это лицемерие. В этом произведении мы видим, как может измениться человек, подстраиваясь под новые роли. На балу Петр Владиславович демонстрирует гостеприимство, превосходные манеры и заботу о своей дочери. Таким видит его впервые главный герой, Иван Васильевич, и проникается к полковнику симпатией. Однако уже на утро он застает Петра Владиславовича, избивающим татарина без жалости с самоуверенностью, внушающей отвращение. На службе полковник демонстрирует все худшие качества своей натуры.
Любопытно, что лицемерие демонстрирует не только жестокий полковник. Сам главный герой, Иван Васильевич, тоже демонстрирует не лучшие черты своей натуры. Он видит, что отец Вареньки – неискренний и безжалостный человек, и он, не задумываясь, переносит те же черты на девушку. Любопытно, что Иван не посчитал происходящее не площади слишком дурным делом: он его просто не понял. Главный герой отказался от отношений с Варенькой, проявившей к нему искреннюю симпатию. И при этом он вовсе не защищал высоких идеалов: он лишь отказался примыкать к действиям, которые были ему неприятны – и потому отказался и от военной службы, и от девушки.
Мне нравится2.1 k.Не нравится1.4 k.
Вариант 2
Петр Гринев
В произведении читатель наблюдает очень интересную картину, связанную с главным героем. На первых страницах предстает молодой Петя, который отличается добродушием и милосердием. Он не имеет высшего образования, простой парнишка. Далее, мы видим изменение главного героя. После того, как Петя встречается с Машей, его жизнь меняется коренным образом. В Петре начинают открываться новые качества, теперь он не мальчик, а мужчина. Он смелый, уверенный, отважный и честный. Петр Андреевич – человек, способный держать данное слово. Этот герой восхищает читателя.
Марья Миронова
Дочь Ивана Миронова, начальника крепости. Читатель знакомится с молодой Машей, его всего восемнадцать лет. У Маши очень хорошие родители. Однако, у Марии была тяжелая судьба. Ее родителей казнили, Гринев тоже находился в тяжелом положении. Девушка осталась совсем одна со всеми трудностями. Мало того, в стране было очень тяжело положение: бунты, восстания и массовые смерти. В этот момент девушка проявляет сильные стороны своего характера. Маша – отважная, смелая и самоотверженная девушка. Она пыталась спасти Петра. Для этого Мария отправляется к императрице, чтобы вымолить прощение для Гринева. Это очень опасный и смелый шаг.
Емельян Пугачев
Примечательно, что Емельян Пугачев в глазах государства – бунтарь и преступник. Поэтому в истории его можно увидеть только с негативной стороны. Автор же пытался выявить в герое положительные черты. Он не настолько плох, как его описывают в учебниках. Александр Сергеевич показывает, что смелый, мужественный и честный человек. Он помнит какое добро ему сделали и не отвечает за это злом. Однако, Пушкин не идеализирует образ героя.
Савельич
Савельич – пожилой человек, который отличается человечностью и добродушием. Он самоотверженный старик, который рискует собственной жизнью ради Гринева. Он верен своим товарищам и сослуживцам. Герой имеет большое сердце, однако, смерти он не боится. Это отважный и смелый человек. Благодаря его действиям все избежали казни.
Алексей Швабрин
Примечательно, что образ героя меняется на протяжении произведения. Сначала можно подумать, что он ничем не отличается от Петра. Однако, дело в том, что еще не было серьезных испытаний. Когда они пришли, открылось истинное лицо Алексея. Ради достижения своих целей Швабрин готов идти по головам, лгать и хитрить. Подлость для него не преступление. Герой отличается отборным высокомерием и злостью. Присяга для него ничего не значит. Он легко отрекается от своего государства и уходит к Пугачеву.
Екатерина Вторая
Читатель знакомится с простой женщиной. В первых главах сложно признать в ней владычицу. Однако, позже, когда государство оказывается в опасности, императрица преображается. Это смелая, непреклонная и уверенная правительница. Также она отличается милосердием. В конечном итоге, Гринев был помилован.
Сочинение про Вареньку
Этот рассказ, Льва Николаевича Толстого захватывает за живое, не возможно его прочитать и остаться равнодушным к судьбе героев. В произведении «После бала» рассказывается, про одну ночь, которая смогла изменить и перевернуть полностью судьбы героев, не смотря на их взаимную симпатию и любовь.
Главной героиней данного произведения Толстого, является хрупкая и юная девушка, с изящной и утонченной внешностью. Выросла она в семье обеспеченной, мама ее была коренной дворянкой, а отец всю свою жизнь посвятил военной службе, став статным и важным полковником. Звали его Петром Владиславичем.
Варенька была их единственная дочь, которую они безумно любили и баловали. На балу она затмила всех своей красотой, ведь она была довольно красивой девушкой, лет так восемнадцати. Желающих поухаживать, за ней и провести с ней время было много, но она выбрала только одного Ивана Васильевича, в которого была влюблена. Весь вечер она провела, и это ему очень нравилось. Варя один танец мазурки подарила своему отцу, видно было, что отец гордится своей дочерью. Во время танца на них смотрел весь зал и замирал от восхищения. И Иван начал испытывать невольно симпатию к полковнику.
Но продлилось она не долго, все разрушило случайно увиденное событие, которое произошло вблизи дома Вареньки. Иван Васильевич увидел, как солдаты ведут одного татарина и поочередно бьют его палками, а полковник идет рядом и следит, чтобы они не промазывали. У него в голове не могло уложиться, как в таком статном пожилом мужчине может быть столько злость и ненависти. И их ней любви с Варенькой пришел конец. Спустя время, Варя вышла замуж и родила двоих детей своему мужу. Даже рождение детей не забрала ее красоту, она осталась такой же стройной и с красивой улыбкой, от которой светилось все вокруг.
Из этого рассказа Льва Николаевича Толстого, можно выделить несколько, выделить несколько важных событий, которые несмотря не на любовь и чувства, могут поменять отношения к человеку. Ведь и в нашей жизни практически так и происходит, люди принимают решения не разобравшись, в ситуации.
Основная идея
Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.
Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.
Сочинение про Эраста
«Бедная Лиза» — повесть Николая Михайловича Карамзина опубликованная в 1792 году. Повесть положила начало новому писательскому стилю и открыла новую ветвь русской литературы.
Одним из главных героев этого произведения является Эраст. Это был красивый и приятный молодой человек, с которым было приятно общаться любому, он умел хорошо располагать к себе людей. Эраст был богатым дворянином и популярной светской личностью. Он был очень добрым, но также ветреным и непостоянным. Эраст тратил огромное количество времени на развлечения, личное удовлетворение и развлечение — главное волнение этого персонажа.
Он всегда старался пользоваться своим положением в обществе. Наш герой был участником всех светских мероприятий. Но даже такая жизнь может надоесть. Эраст пытался найти что-то новое, светлое — чувство настоящей любви. У нашего героя получилось сделать это.
Однажды, повстречав Лизу, наш герой почувствовал, что такое настоящая любовь. Им овладела красота девушки, её простота, доброта и искренность. Он, романтик и мечтатель в душе, постоянно блуждал в своем мире, где он представлял счастливую любовь, где он и Лиза жили счастливо и любили друг друга. Его мечты были основаны на романтических повестях того времени, в которых описывались самые яркие истории любви, он был вдохновлен ими. Эраст искренне верил в то, что их любовь будет вечной и что он не разлюбит её.Лиза и их любовь, которую он часто представлял — плод его романтических фантазий.Однако же, когда Лиза влюбилась в него и отдала себя без остатка, его чувства начали угасать. Он стал очень холоден по отношению к ней, затем он принимает решение отправиться в военный поход.
Эраста нельзя считать отрицательным персонажем, он не хотел предавать и обманывать девушку. Он искренне верил в свои чувства, в их счастливое будущее. Даже когда он отправился в поход, он очень сожалел о своем поступке, его мучила совесть.
Для этого персонажа деньги решали почти всё. Эраст решает откупиться от Элизы. Однако в походе, он потерял свое состояние, проиграв все деньги. Это послужило причиной его женитьбы на богатой вдове. Встретив Лизу, он решает дать ей 100 рублей, чтобы откупиться от её любви. Он думал, что деньги решают всё, но для Лизы это было, словно нож в сердце.
Сочинение Любовь в произведении Тихий Дон
Нет в мире более загадочного и прекрасного чувства, чем любовь. Она воспета в бесчисленных произведениях русской и зарубежной литературы. Именно она даёт человеку возможность жить и преодолевать любые преграды и препятствия. Ради неё совершались великие глупости и великие подвиги. Любовь – является одной из главных линий в романе Шолохова «Тихий Дон» (краткое содержание). Познакомившись с этим романом, я понял, что любовь бывает разная, но она всегда прекрасна и заслуживает уважения.
В центре романа находится любовь между главными героями – это Григорий и Аксинья, чей образ мне очень импонирует. Конечно, быть неверной мужу – это не есть хорошо, но сколько страданий ей пришлось перенести, чтобы обрести настоящую любовь. И выходила она замуж ведь не по любви, муж тоже отнюдь не баловал её ни лаской, ни нежностью, ни любовью. Он бил её, используя лишь её тело, при этом она несла на своих хрупких плечах всё домашнее хозяйство. С мужем она никак не могла обрести счастья. Она, естественно сопротивлялась и боролась с зарождавшимся чувством, но такова была её судьба. Всю свою нерастраченную любовь она раскрыла в отношениях с Григорием. Это чувство, как и положено ему быть, приносило ей не только радость, но и страдания и много внутренних переживаний. Но оно помогало ей жить. В Аксинье автор раскрыл образ сильной женщины, которая ради любви не побоялась бросить вызов устоям, общественному мнению и всем сложностям тогдашней жизни. Несмотря на все трудности, она не была сломлена в плане духа. Это показывает внутреннюю силу духа героини. Любовь же Григория к Аксинье имеет несколько другую направленность, его влекло к ней, как к женщине опытной, чувственной, страстной.
Не менее трагичной стала судьба и Натальи Мелеховой. В отличие от Аксиньи, она очень любит своего мужа, но вот он её – нет. Её любовь была сильной, жертвенной. Она была очень предана мужу. Так и не перенеся страданий от боли предательства и нелюбви Григория, она обречена на гибель после неудачного аборта. Может быть, Мелехов где-то в глубине души и любил Наталью, но любовь его была другая, нежели любовь к Аксинье. Это чувство нежности и благодарности.
Несмотря на то, что в романе «Тихий Дон» многие аспекты такого многогранного чувства, как любовь, показаны очень трагично, герои этого произведения были по-своему счастливы. Они познали это всепоглощающее чувство. Пусть оно доставляло боль и страдания, внутренние терзания, но в этом и заключается настоящая прелесть жизни.
Образ
Миколке 22 года: «Ну то, се, кто, как, сколько лет — «двадцать два» — и прочее, и прочее.» — Часть 2, глава IV
Он родом из Зарайского уезда Рязанской губернии. Об этом полицейским сообщает содержатель пивной Душкин, которому Миколка принес серьги на заклад:
«А крестьянина ефтова, Миколая Дементьева, знаю сызмалетства, нашей губернии и уезда, Зарайского, потому-де мы сами рязанские. А Миколай хоть не пьяница, а выпивает, и известно нам было, что он в ефтом самом доме работает, красит, вместе с Митрием…» — Часть 2, глава IV
Миколка принадлежит к числу раскольников, то есть сторонников старообрядчества. Был у старца под духовным началом, в пустыню хотел бежать:
«А известно ли вам, что он из раскольников, да и не то чтоб из раскольников, а просто сектант; у него в роде бегуны бывали, и сам он еще недавно, целых два года, в деревне, у некоего старца под духовным началом был. Всё это я от Миколки и от зарайских его узнал. Да куды! просто в пустыню бежать хотел! Рвение имел, по ночам богу молился, книги старые, «истинные» читал и зачитывался. Петербург на него сильно подействовал, особенно женский пол, ну и вино. Восприимчив-с, и старца, и всё забыл.» — Часть 6, глава II
Наивен и прост сердцем, что отмечает следователь Порфирий Петрович:
«Невинен и ко всему восприимчив. Сердце имеет; фантаст. Он и петь, он и плясать, он и сказки, говорят, так рассказывает, что из других мест сходятся слушать. И в школу ходить, и хохотать до упаду оттого, что пальчик покажут, и пьянствовать до бесчувствия, не то чтоб от разврата, а так, полосами, когда напоят, по-детски еще. Он тогда вот и украл, а и сам этого не знает; потому «коли на земле поднял, что за украл?»» — Часть 6, глава II
История создания
Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.
Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.
Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».
Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «После бала»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «После бала»
для самых компанейских —
Главные герои «После бала»
для самых занятых —
Читательский дневник «После бала»
для самых крутых —
Читать «После бала» полностью
Темы
Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты
Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.
Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам
Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.
Тема крушения мечты
Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.
Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.
Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.
Моральные вопросы, поднимаемые в произведении
Итак, здесь в центре проивзедения вечный спор о противоборстве личности и общества
Также автор заостряет свое внимание (и внимание читателя) на мерзости человеческого двуличия и двоедушия
Л. Н. Толстой в этом рассказе даже косвенно дает ответ на вопрос, почему, собственно, случилась русская революция: потому что «верхи» позволяли себе такое обращение с «низами», и «низы» отомстили. Таково краткое нравственное содержание «После бала». На самом деле этот рассказ может раскрыться веером и других моральных проблем, но это уже совсем другая история.
Образ полковника в рассказе «После бала» помогут раскрыть цитаты и описание его внешности.
«После бала» описание внешности полковника
«Смотрите, папа просят танцевать», — вот таким было первое упоминание о полковнике.
Действия развиваются на балу. Полковник — любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Танцевал он с огромным желанием, старанием, ведь ему не хотелось терять свой авторитет перед искушённой и импозантной публикой. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажется розовым, а жизнь весёлой и беззабтной.
Л. Н
Толстой обращает внимание читателей на скромные сапожки полковника: «чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»
. Не только полковник, но и сам бал, его гости, хозяева, Варенька, чувства Ивана Васильевича — всё казалось завышенным и прекрасным, счастливым и совершенным.
Поведение полковника на балу и после бала кардинально отличается.
После бала полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина. Полковник предстаёт перед нами избивающим бессильного и невинного солдата, беспомощного пленного. Иван Васильевич видит безграничную ненависть полковника к кавказцам, безжалостные удары палок и прутьев, человека-исполнителя.
Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Самая главная деталь произведения — замшевая перчатка. На балу -«отдал её услужливому молодому человеку, и натянув замшевую перчатку на правую руку…. взял руку дочери и встал в четверть оборота». Утро — «и я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого… » Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, можно сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный, а с солдатами жестокий и несправедливый.. . С другой стороны.. . в обеих ситуациях он искренен и верен своему дому. Нельзя также считать его абсолютно бесчеловечным, стыд и неловкость перед Иваном Васильевичем — этому подтверждение.
Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа. Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить в реальность происходящих событий, лучше разобраться в характере действующих персонажей. В основе сюжета жизненная история, рассказанная очевидцем. Характеристика полковника из рассказа «После бала» Толстого осуществляется через восприятие его Иваном Васильевичем. Мы видим Петра Анисимовича именно таким, каким представлял его себе рассказчик
Приём антитезы помогает читателям лучше разобраться в содержании, акцентирует внимание на главных чертах характера героя. Вечерние и утренние события в сюжете повествования противопоставлены друг другу и делят рассказ на две части
Основные герои повести
В рассказе три главных героя. Основной персонаж — Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование. Второй герой — полковник Б., и третий — дочь полковника, в которую влюблен рассказчик.
Персонажи произведения у Толстого раскрываются так:
- Сам рассказчик — Иван. Он описывает себя молодым студентом, который учится в военном училище и часто гуляет с друзьями, ходит танцевать на балы. Автор намекает, что этот персонаж еще юн, в нем много ветрености. Он мало понимает свой будущий путь. Но в нем есть и любовь к людям, и прощение.
- Варенька — дочь полковника. Девушка мало участвует в сюжете. Она представлена как красивая и воспитанная девушка. За ней ухаживает много представительных юношей. В ней есть шарм и ум, ее статус тоже высок. Все хотят жениться на ней. Образ Вареньки на балу отпечатался в воспоминаниях рассказчика. Иван Васильевич всю ночь не мог заснуть от счастья, которое подарил ему бал и эта девушка.
- Полковник Б. По сюжету вечером он проводит время с семьей на балу. В высшем свете Петр Владиславович — элегантный, воспитанный мужчина, хороший танцор. С людьми своего круга полковник ведет себя приветливо и достойно.
Есть еще один герой в рассказе — беглый солдат Татарин. За побег его проводят вдоль строя, и каждый служащий армии должен его ударить. Ударить можно символично, а можно со всей злостью и беспощадностью.
Татарин уже изрядно избит и просит своих сослуживцев помилосердствовать, смягчить удары.