«анна каренина»

Характеристика и образ левина в романе анна каренина толстого

Очень краткое содержание

Анна отправляется к брату, чтобы помирить его с женой. По пути видит Алексея Вронского и влюбляется в него. Успокоив Дарью и уговорив ее пойти на примирение с супругом, Каренина возвращается домой.

Алексей Вронский понимает, что не может быть без Анны, и идет к ней. На влюбленных не действует ничего — ни уговоры Алексея Каренина, ни критика светского общества, и они начинают жить отдельно.

У Анны и Алексея Вронского рождается ребенок. Сначала женщина просит прощения у мужа, потом опять сбегает к графу в Европу. Там Анна и Алексей сталкиваются с трудностями. При временном проживании в Москве от главной героини отворачиваются все подруги. К тому же, ей не удается видеться с Сережей.

Анна осознает, что все испортила. Ссоры с любовником, невозможность навещать сына, порицание общества и наркотики порождают в ее голове мысли о безысходности, и она решает броситься под поезд. После трагической смерти Анны Алексей Вронский отправляется на фронт, дабы найти себе смерть от пули, а Алексей Каренин забирает к себе его дочь.

Роль салона Шерер для романа

Образ Анны Павловны в «Война и мир», как и образ ее заведения полностью собирает в себе всю суть светского общества. Именно здесь начинается роман. Автор вводит читателя в фальшивый мир светского общества. Здесь царят бессмысленность и излишний пафос, показуха и наигранность. Салон Шерер, как и сама Анна Павловна – лицо светского аристократического общества того времени.

На ярком контрасте искренности главных героев и фальши светского общества, салона Анны Павловны и самой Шерер Толстой говорит с читателем о том, что войну помог выиграть настоящий патриотизм, а отсиживаясь в салонах и прикрываясь своим происхождением выиграть войну невозможно. Ведь, если бы война была проиграна, в салоне вряд ли бы что-то изменилось, кроме тем для разговоров.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анна Павловна Шерер («Война и мир»).

Вронский

Вронский — граф, представитель “золотой молодежи” Петербурга. Обаятелен, пикантен, но эгоистичен. Он не привык жить для кого-то. Даже с матерью он не имеет близких отношений. Он уважает ее, в каком то смысле любит, однако не чувствует себя ответственным за нее. То же самое наблюдается и во взаимоотношениях с Анной Карениной. Он смог подарить женщине большую, страстную любовь, однако когда пришла пора что-то менять в своей жизни, он оказался на это просто неспособен.

Алексей, даже несмотря на то, что имел любовницу с ребенком, продолжал посещать светские вечеринки, кататься на лошадях. Но образ Вронского снова предстает перед читателем неоднозначным. Здесь нельзя сказать, что Алексей — подлый и циничный. У него есть и положительные качества. Например, ради Анны он пожертвовал карьерой и своей репутацией в обществе. После смерти Карениной он не смог остаться в Петербурге и уехал воевать. Значит, с его совестью не все потеряно. Он, безусловно, тонко чувствующая натура, склонная к страстным эмоциональным порывам. Однако, как выяснилось, к семейной жизни этот человек не готов. Видимо, Вронскому мешает гордость и чрезмерное тщеславие.

Главные герои и их характеристика

  1. Анна Каренина — уважаемая, красивая и хорошо образованная светская дама, павшая жертвой любви. Она — любящая мать и страстная любовница, умная собеседница и блестящая хозяйка дома. Изысканностью манер и оригинальностью рассуждений образ Анны Карениной пленяет многих читателей. Но пойдя против законов общества, она оказалась не готова к последствиям, что и стало причиной её трагического конца.
  2. Алексей Вронский — красивый, молодой офицер, искренне любящий Анну. Это упорный, здравомыслящий и сильный человек, способный на самопожертвование и благородство. К сожалению, именно его искренне чувство и погубило его возлюбленную. Как и Каренина, он не был готов к последствиям её измены. В конце романа, потеряв любовь всей своей жизни, он впадает в апатию и начинает искать смерть на полях сражений.
  3. Алексей Каренин — холодный, ответственный и умный, но ведомый и не приспособленный к реальной жизни человек. Простив измену Анны, он стал посмешищем в глазах общества. Бегство жены окончательно сломило его, превратив в озлобленного и замкнутого мистика. Каренин был слабым мужчиной, зависимым от мнения общества и своего положения при дворе, поэтому его семейная жизнь рухнула, и он ничего не смог с этим сделать.
  4. Степан Облонский (Стива) — брат Анны. Непутёвый, легкомысленный, общительный и ветреный человек. Своими денежными тратами и изменами мучает жену и подвергает свою семью тяжёлым испытаниям. Стива сам по себе добр и способен на бескорыстные хорошие поступки, и все же из-за своей ведомости он становится заложником той среды, в которой оказался благодаря браку сестры. Именно общество является источником пороков Степана.
  5. Дарья Облонская (Долли) — заботливая, самоотверженная и любящая мать, страдающая от непутёвого мужа. Завидует Анне из-за её вольного образа жизни после побега от Каренина. Однако ближе к концу романа понимает трагичность жизни Анны и понимает необходимость пусть и несовершенной, но законной семьи. Героиня отчаянно экономит и лавирует между банкротством и тем высоким уровнем, на котором она должна находиться из-за происхождения. Она измотана многочисленными родами и тревогами за судьбу детей, но по-прежнему добра и сильна духом.
  6. Кити Щербацкая — младшая сестра Дарьи Облонской, жена Левина. На протяжении всего романа проходит путь от ветреной светской девушки до порядочной жены и любящей матери. Девушке свойственны пороки ее среды (зависимость от мнения света, лицемерие, легкомыслие), но она избавляется от них и находит себя в семейной жизни, где проявляет совершенно иные черты характера: терпение, милосердие, понимание и смирение.
  7. Константин Левин — отображение самого Толстого в романе. Скромный провинциальный помещик, который стремится поднять доходность своих имений и изучить сельское хозяйство, внеся и свой вклад в науку и практику. В конце романа через семейную жизнь и физический труд приходит к просветлению и душевному спокойствию, которых ему так не хватало. Он — однолюб и ревнивец, упрямый спорщик и бережливый хозяин, но во всех проявлениях его характера мы видим целостность и естественность образа.

Неизбежная трагедия

Предназначение настоящего мужчины — тоже служение, служение Делу. Его генетическая задача — совершать, открывать, покорять. И Вронскому скоро становится скучно всеми днями находиться рядом с Анной, предаваться исключительно «любви»: «Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска».

Более того, Алексей хотел бы создать с Анной полноценную семью — то есть получить от неё то, что любовница предала и потеряла. Но Анна уже не способна — не за тем она сбежала из семьи, не за «серыми буднями и однообразием» семейной жизни. Страсть необходима ей как дыхание, как свет, она хочет лишь одного — обладать Вронским без остатка. Но у него другие планы: «…я все могу отдать ей, но не свою мужскую независимость».


(Кадр из фильма «Анна Каренина», 1914 г.)

Когда Анна понимает, что теряет единственный источник жизни, жить ей более незачем — нет смысла. И память, подсознание услужливо подсказывают выход: Анна помнит, как при первой встрече с Вронским они стали свидетелями гибели сторожа, раздавленного поездом. Героиня сама делает это событие символичным и следует тому, что придумала, — бросается под вагон состава.

Трагедия Анны Карениной не только в том, что она поставила вечное (долг, служение семье) над преходящим (страстью, удовольствием). Её судьба раскрывает более глубокую и страшную трагедию каждого умного, порядочного человека: невозможность без жертв сочетать свои желания и требования общества, законы справедливости, человечности. И чем глубже человек, духовно и интеллектуально богаче, тем больше его страдания, жертвы.

История создания

Сюжет романа сложен, как и характеристики его действующих лиц. Автор подарил каждому образу детальное описание и множество мотиваций для каждого поступка персонажей. Психологическая нестабильность героев, их душевные терзания провоцируют неожиданные поступки.

Писатель Лев Толстой

Консервативный Толстой, проповедующий нравственность и мораль, отстраненно рассуждает о своих героях, стараясь соблюдать объективность и быть снисходительным. Он описывает каждого героя, очерчивая его положительные и отрицательные стороны, делая образ объемным и реалистичным.

Развитие героев происходит на протяжении всего действия романа. Особенно четко оно прослеживается у таких персонажей, как Кити, Левин и Вронский. Последний описан автором придирчиво и скрупулезно. Изменение героя прослеживается с первых страниц до финала произведения. Меняется не только душевный склад мужчины, но и его внешность.

Книга Толстого «Анна Каренина»

В начале произведения Вронский – молодой человек, плотно сложенный, здоровый, румяный, пышущий азартом юных лет. Он – щеголь в нарядной одежде, демонстрирующий лихость и подтянутость каждой деталью гардероба и внешнего облика. В дальнейшем герой серьезно меняется внешне от переживаний, стрессов и неопределенности. Ответственность, которую он добровольно принимает на себя, стирает с него обольстительные черты. Описание внешности в этом плане становится символичным и значимым.

Внезапно на его лице появляется бородка, голову увенчивает лысина, которую герой старательно покрывает зачесываемыми волосами. Наряды Вронского пропадают, как и привычные ранее выходы в свет. Бремя связи с Карениной из легкой интрижки переросло в тяжкий груз, психологически неподъемный и обременительный.

Вронский и Каренина – арт

Не готовый к подобным жизненным перипетиям, в конце романа Вронский предстает отчаявшимся мужчиной, быстро постаревшим и ничего не ожидающим от будущего. Его душа полна страданий, не осталось и тени легкомысленности и оптимизма, присущих молодому щеголю, легко соблазняющему любую светскую даму.

Описывая действующих лиц, автор использует излюбленные им приемы повествования. Классифицируя героев и проводя между ними параллели, Толстой создает специфичные многоугольники, в которых пересекается сравнение главных и второстепенных персонажей. Так, писатель проводит параллели между Карениной и Кити. Анна сравнивается и с княжной Тверской. Вронский, в свою очередь, сравнивается с Карениным. Автор даже наделяет героев одинаковыми именами, как бы сопоставляя двух избранников главной героини.

Иллюстрация к книге «Анна Каренина»

Вронский проигрывает мужу Анны и Левину, который в числе второстепенных персонажей тоже может составить ему конкуренцию по моральным качествам и жизненным достижениям. Поверхностный светский щеголь, не отличающийся талантами или интеллектом, Вронский предстает посредственным мужчиной. При его энергии и амбициях он остается не у дел, ничего не достигнув в карьере, неудачно строя семейную жизнь и потеряв лицо в обществе.

При этом любое дело спорится в руках Вронского, что говорит о том, что он отнюдь не бездарен. Алексей неплохо рисует и даже был отмечен в Италии. Находясь в собственном поместье, он умело руководит им, налаживая быт и проводя реформы.

Ни одно дело не доведено героем до конца лишь по одной причине – ему не хватает глубины. Он смело бросается в пучину начинаний и ничего не доводит до конца, будь то любовь, служба или творческая самореализация. Автор обвиняет Вронского только в этом.

Анна Каренина и Вронский

В остальном Толстой позволяет читателю судить Алексея, хотя и намекает на то, что в самоубийстве Анны виноват Вронский. Глубина души его возлюбленной так и осталась недоступной для поверхностного молодого человека. В сравнении с Карениным Вронскому не хватало внимательности, понимания и интереса к личности женщины. При этом, влюбленный и искренний, Алексей пожертвовал всем, что имел, чтобы быть рядом с Анной.

После смерти Анны Карениной дочь Вронского, которая получила фамилию матери, осталась жить с Алексеем Карениным. Вронский не претендовал на ее воспитание, понимая, что не сможет дать ей того, что необходимо. Дети Анны содержались Карениным, которому удалось смириться с произошедшим.

Часть 4

В отношениях Анны и Вронского назревает разрыв, все становится только хуже. Их жизнь все больше осложняется, ведь Анна сгорает от ревности к Вронскому, а Вронский все больше от этого охладевает к ней.

Однажды муж застал офицера в гостях у Анны, и принимает решение припугнуть жену тем, что заберет их сына и уедет в столицу. Он даже решился развестись, однако вскоре ему пришлось от этого отказаться – ведь для того, чтобы развод состоялся, нужны доказательства неверности супруги, ее письма к любовнику, а Каренин не хочет унижаться ради этого, да и это может отрицательно повлиять на его карьеру.

Левину удалось пообщаться вновь с Кити, когда он заехал погостить к Облонским. Он написал на доске мелком предложение руки и сердца девушке, которая на этот раз его не отвергла, а приняла. После этого Левин сказал о своем стремлении родителям девушки, и они его одобрили. Начались приготовления к свадьбе.

Каренина родила дочь и оказалась ослабленной недугом – родильной горячкой. Находясь то в сознании, то срываясь в горячечный бред, она просит, чтобы оповестили ее мужа о том, что она при смерти. Муж не верит жене, но, тем не менее, приезжает и вновь встречает у себя же дома Вронского, который находится рядом с Анной. Каренин ставит его в известность о том, что прощает изменившую ему жену, чем наносит моральный удар офицеру, который пытается застрелиться, но попытка оборачивается провалом – он лишь ранит себя.

Офицер попадает в больницу, а после выздоровления он соглашается на предложение Анны закончить их отношения и собирается отбыть в Ташкент. Но незадолго до своего отъезда он приезжает к Анне, якобы проститься перед разлукой.

Пока жена болела, муж чутко и внимательно о ней заботился и присматривал за ней. Каренин убеждается в том, что сможет простить измену. А Анна ощущает себя униженной, она не в состоянии принять жертву мужа, поскольку угнетена противоречивыми чувствами. Вронский же, после общения с Карениной, решился на отчаянный в его положении шаг – он просит, чтобы Каренин развелся с женой. А Каренин, будучи оскорбленным и обиженным, дает им согласие на этот процесс и позволяет Анне с дочерью вместе с Вронским отбыть в Италию. Сын остается с Карениным, и Анна не против этого, она не хочет играть на великодушии мужа.

Второстепенные герои

Другие действующие персонажи: 1. Долли супруга Облонского, мать нескольких детей. Лучшая подружка Карениной. 2. Степан Облонский это брат Карениной, он представлен, как «гуляющий» муж, поскольку в начале романа изменяет супруге. 3. Сережа сын Карениных, в начале романа ему 8 лет, на фоне постоянных ссор родителей у него складываются сложные взаимоотношения с отцом. 4. Сергей Кознышев представляет столичную интеллигенцию, ему 40 лет, он брат Левина по матери. Имеет дворянское происхождение, искусный оратор и писатель. 5. Бетси близкая подруга и родственница Анны, богатая княгиня, очень популярна в обществе. 6. Катя Щербацкая (Кити) женщина гордая, скромная. Систра Долли, в последующем супруга Левина.

Характеристика героя Анна Каренина

Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л. Н. Толстого и одна из наиболее популярных женских образов в русской литературе. Анна молодая привлекательная женщина из высшего общества, жена известного чиновника А. А. Каренина, сестра Степана Облонского. Она не просто красива, а отличается особой изысканностью и грацией. По натуре она весела, добра и приятна в общении. В Анны есть восьмилетний сын Сережа, в котором она души не чает. Муж Анны гораздо старше нее. Хоть она никогда его не любила, но всегда уважала и хорошо относилась. Все меняется в жизни Анны после встречи с молодым графом Вронским. Он безоглядно влюбляется в нее и начинает преследовать в надежде на взаимность. В высшем свете Петербурга флирт и романы были привычным делом, даже среди замужних, но такая страсть не могла скрыться от любопытных глаз и уж тем более оставить кого-либо равнодушным.

Анна понимает, что эта связь роковая и принесет ей лишь неприятности. По этой причине изначально она старается держаться подальше от Вронского, но вскоре не выдерживает его натиска и подпадает под его чары. Вскоре о ее романе узнает весь свет, а вместе с тем и муж Анны – Алексей Александрович Каренин. Это известие выбивает его из колеи. Он не только разочаровывается во всех женщинах и в жизни целом, а теряет интерес к горячо любимой и успешной карьере. В сущности их с Анной почти ничего не связывает. Он человек холодный, рассудительный, в то время как она импульсивна, открыта и прямодушна. Она до последнего пытается сохранить брак, так как не представляет жизни без сына Сережи. Но чувство вины перед мужем, обществом и родными не дает ей покоя.

Каренина и Вронский начинают жить отдельной жизнью, вне общества. У них вскоре рождается дочка – Анна. Они много путешествуют, так как в Петербурге Каренина тяготится людскими пересудами и косыми взглядами. Вронский все также преданно ее любит и старается всячески подбадривать. Однако процесс душевного кризиса Карениной неизбежен. Ее честная, искренняя душа запутывается в лживых и фальшивых отношениях. В результате она становится глубоко несчастной и начинает в отсутствии Вронского употреблять морфий. Анну все чаще посещают кошмарные сны, ей кажется, что Алексей ее разлюбил, что он холоден с ней. Сам Вронский начинает себя также чувствовать ущемленным. Ему не хватает свободы, опостылели разговоры о любви. Скандалы и истерики становятся неотъемлемой частью их жизни. Не выдержав этих тягот и душевного разлада, в конце романа Анна бросается под поезд. Так и не сумев построить свое счастье за счет несчастья других и переступить через нравственные законы общества, она предпочла смерть.

см. также:Характеристики главных героев произведения Анна Каренина, Толстой

Список литературы по школьной программе для 11 класса

А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»

И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)

А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)

Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»

Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»

Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)

А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)

С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»

В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»

А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»

Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)

Часть V

В противовес несчастью Карениных и Вронского, Левин и Кити вполне счастливы. Семья Кити готовится к свадьбе, что Левин называет «счастливыми хлопотами». Сам он в это время предпринимает глубокое самоисследование – размышляет о своей жизни и отношении к вере, беседует со священником и признаётся ему в своём сомнении в существовании Бога. Венчание Левина и Кити проходит торжественно и радостно, Левин в процессе этого исполнен возвышенными глубокими чувствами.

Совместная жизнь молодых начинается в деревне, в имении Левина, и первое время между супругами случается много неурядиц и ссор. Конец мелким недоразумениям наступает с отъездом супругов в Москву, к брату Константина, Николаю, который смертельно болен. Кити настаивает на своём праве ухаживать за больным, с чем справляется отлично. В несколько дней комната больного и он сам совершенно преображаются, сияя чистотой, и все нужды больного удовлетворяются. Больной исполняется к Кити чувством благодарности и дружбы. После смерти Николая супруги Левины возвращаются в деревню. Кити беременна, как перед этим сообщил ей доктор.

Во время путешествия Анны и Вронского по Европе, Анна совершенно поправляется и чувствует себя счастливой. Но она скучает по сыну Серёже, поэтому Анна и Вронский направляются обратно, в Петербург. В Петербурге Анну в её новом положении не желает принимать светское общество, чем та оскорблена до глубины души. Её решение увидеть сына в день его рождения встречает серьёзные преграды и проходит крайне болезненно для обоих.

Каренин «опозоренный, осмеянный, никому не нужный и всеми презираемый», находит утешение в обществе графини Лидии Ивановны, которая берёт на себя заботу о нём. Она хочет прервать всякую связь между Алексеем Александровичем и его женой, поэтому всячески препятствует свиданиям матери с сыном. У отца, несмотря на заметные усилия, отношения с сыном не ладятся. Между тем Алексей Александрович незаметно подпадает под влияние Лидии Ивановны и соглашается с её решениями относительно Серёжи и Анны. Лидия Ивановна вводит Каренина в кружок спиритического «мистического» общества.

Анну оскорбляют в свете, одна из дам, Картасова, делает это открыто в театральном зале. Отношения между Анной и Вронским вновь портятся, Анна импульсивно вымещает на Вронском свои неудачи.

Тайна отказа Каренина от дуэли


Ссора Анны и Каренина. Иллюстрация Хелен Мейсон Гроз к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1919 год Brigham Young University / Harold B. Lee Library Когда измена Анны раскрылась, первое, о чем подумал Вронский, была дуэль:

О поединке думал и Каренин. Для него это был едва ли не единственный способ выйти из неприятной ситуации с незапятнанной репутацией. Согласно Дуэльному кодексу, дуэль могла «дать решительное и окончательное восста­новление чести. …Даже самое тяжкое оскорбление признается не оставляющим ни малейшего пятна на чести, раз только она получила удовлетворение посред­ством дуэли; при этом безразлично, осущест­вилась ли дуэль или не была осуществлена вследствие признания ее неосуществимости на основании законов о дуэли; а если дуэль была осуществлена, то оказалось ли ее резуль­татом пролитие крови или нет».

Однако оскорбленный Каренин так и не ре­шился на поединок. И дело не только в стра­хе быть убитым. В России дуэль считалась уголовным преступлением, и участие в ней означало бы конец успешной чиновничьей карьеры Алексея Александровича, которая была невероятно значима для него. Вторая причина была религиозная. Церковь отно­силась к дуэлянтам как к душегубам и само­убий­цам — их нельзя было хоронить на клад­бище, собо­ровать, допускать к исповеди и причастию. Каренин как человек религиозный и воцерковленный не мог себе позволить дуэль.

Образ героини в произведении


(Иллюстрация Верейского Ореста Георгиевича к роману «Анна Каренина»)

Сегодня поиск себя, поиск личного счастья, превосходство личного над интересами других стало нормой. Именно такую «норму» Толстой предвидит в 70-е годы XIX века, наблюдая за «подводным» течением в обществе, и предсказывает её роковую роль в распаде семьи.

Анна — не вульгарная, как Элен Курагина из «Войны и мира». Она не распутна, не корыстна и не лжива, горячо любит сына. Она вызывает симпатию и у мужчин, и у женщин, и у читателя.

Но Анна утратила то, что всегда составляло опору семьи и даже общества, — превосходство долга (читайте — разума) над чувством, страстью. Эта утрата лишает её и других достоинств. В первую очередь — честности: «Она чувствовала себя одетою в непроницаемую броню лжи. Она чувствовала, что какая-то невидимая сила помогала ей и поддерживала ее».

(Вронский — Олег Арзамасцев, Анна — Татьяна Луань-Бинь. Балет «Анна_Каренина», 1978 г. Фото: Олег Попов)

Когда случилась первая физическая близость Вронского и Анны, Толстой описывает это как убийство: «Он же чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни. Это тело, лишенное им жизни, была их любовь, первый период их любви… И с озлоблением, как будто со страстью, бросается убийца на это тело, и тащит, и режет его; так и он покрывал поцелуями ее лицо и плечи».

Анна «убита» как женщина в вековом её представлении — хранительница семьи, моральных устоев (как бы пафосно это ни звучало), опора для мужчины и детей. Ради своей страсти, наслаждения она лишается всего: «Все кончено, — сказала она. — У меня ничего нет, кроме тебя. Помни это».

В представлении Толстого, женщина должна служить даже не мужчине — мужу, а порядку, долгу. На этом стоит семья, весь мир. И вот эта опора рушится. Анна разрушает не только судьбу Каренина, сына, свою судьбу, но и самоё себя: когда у неё появляется дочь, героиня уже не способна любить ребёнка.

Она без остатка предана страсти: «Во всем, что он (Вронский) говорил, думал и делал, она видела что-то особенно благородное и возвышенное. Ее восхищение пред ним часто пугало ее самое: она искала и не могла найти в нем ничего непрекрасного». Вся жизнь Анны оказалась сосредоточена в любовнике — не в семье, не в долге, не в созидании, а только в телесном удовольствии.

Лишь однажды к ней приходит прозрение — после свидания с сыном: «Вернувшись в свое одинокое отделение в гостинице, она долго не могла понять, зачем она здесь. «Да, все это кончено, и я опять одна». Но исправить уже ничего нельзя.

Образ Анны Павловны

Анна Павловна Шерер в «Войне и мире» – хозяйка модного салона, где собирается все светское общество Петербурга. Это дама за 40, главным делом жизни которой является ее салон. По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах. Тем не менее, каждый сам выбирает, каким человеком ему быть. В случае с Анной Павловной стремление вести дело превысило человеческие качества. Анна Шерер слишком подвержена своему салону – чтобы успешно вести дела, она перестает быть настоящей. Она подстраивается под свою публику, делает все, чтобы угодить ей.

Анна Павловна пытается выглядеть тактичной и воспитанной

Но этот такт напускной, ведь ей важно «держать лицо» перед публикой и не более того. Большое значение Анна Павловна придает своей патриотичности

Но со временем читатель понимает, насколько эта патриотичность напускная. Это заметно по тому факту, что в день, когда опасность над Москвой висит лишь формально разговоры ведутся точно также, как и в день, когда над Москвой висит реальная угроза. Получается, что Анна не переживает за Россию искренне, она делает это лишь для того, чтобы показать себя с лучшей стороны. Персонаж является любимой фрейлиной императрицы, она не замужем в свои годы.

Образ героини в произведении


(Иллюстрация Верейского Ореста Георгиевича к роману «Анна Каренина»)

Сегодня поиск себя, поиск личного счастья, превосходство личного над интересами других стало нормой. Именно такую «норму» Толстой предвидит в 70-е годы XIX века, наблюдая за «подводным» течением в обществе, и предсказывает её роковую роль в распаде семьи.

Анна — не вульгарная, как Элен Курагина из «Войны и мира». Она не распутна, не корыстна и не лжива, горячо любит сына. Она вызывает симпатию и у мужчин, и у женщин, и у читателя.

Но Анна утратила то, что всегда составляло опору семьи и даже общества, — превосходство долга (читайте — разума) над чувством, страстью. Эта утрата лишает её и других достоинств. В первую очередь — честности: «Она чувствовала себя одетою в непроницаемую броню лжи. Она чувствовала, что какая-то невидимая сила помогала ей и поддерживала ее».

(Вронский — Олег Арзамасцев, Анна — Татьяна Луань-Бинь. Балет «Анна_Каренина», 1978 г. Фото: Олег Попов)

Когда случилась первая физическая близость Вронского и Анны, Толстой описывает это как убийство: «Он же чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни. Это тело, лишенное им жизни, была их любовь, первый период их любви… И с озлоблением, как будто со страстью, бросается убийца на это тело, и тащит, и режет его; так и он покрывал поцелуями ее лицо и плечи».

Анна «убита» как женщина в вековом её представлении — хранительница семьи, моральных устоев (как бы пафосно это ни звучало), опора для мужчины и детей. Ради своей страсти, наслаждения она лишается всего: «Все кончено, — сказала она. — У меня ничего нет, кроме тебя. Помни это».

В представлении Толстого, женщина должна служить даже не мужчине — мужу, а порядку, долгу. На этом стоит семья, весь мир. И вот эта опора рушится. Анна разрушает не только судьбу Каренина, сына, свою судьбу, но и самоё себя: когда у неё появляется дочь, героиня уже не способна любить ребёнка.

Она без остатка предана страсти: «Во всем, что он (Вронский) говорил, думал и делал, она видела что-то особенно благородное и возвышенное. Ее восхищение пред ним часто пугало ее самое: она искала и не могла найти в нем ничего непрекрасного». Вся жизнь Анны оказалась сосредоточена в любовнике — не в семье, не в долге, не в созидании, а только в телесном удовольствии.

Лишь однажды к ней приходит прозрение — после свидания с сыном: «Вернувшись в свое одинокое отделение в гостинице, она долго не могла понять, зачем она здесь. «Да, все это кончено, и я опять одна». Но исправить уже ничего нельзя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: