Нравственные уроки пьесы островского гроза. в помощь школьнику

Авторское определение жанра грозы (к какому жанру отнёс пьесу островский)

История создания пьесы Гроза. Дополнительная информация

Премьера пьесы Островского «Гроза» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого Театра. Созданию её предшествовал целый ряд событий, которые, ко всему прочему, обросли мифами в народном сознании.

Александр Николаевич Островский прославился многими пьесами, однако лидирующее положение сохраняет именно пьеса «Гроза». Александр Николаевич был определенным культурным столпом своего времени и внес огромнейших вклад в развитие национального театра. Известно, что написание данного произведения началось летом 1859г и уже осенью, в октябре, пьеса была завершена.

Однако Александр Николаевич не просто так задел тему провинциальной жизни Поволжья, написанию пьесы поспособствовала этнографическая экспедиция, организованная правительством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Островский был одним из участников данной миссии. Не секрет, что Калинов – город вымышленный, собирательный образ городов Поволжья, однако от этого он не теряет своей убедительности.

Во время своего путешествия Александр Островский собирал «живой» материал для создания своего произведения, в этом одна из причин правдоподобности «Грозы». Но не только это, известно, что история главной героини пьесы  повторилась (во всяком случае, внешне) в реальной жизни и в то же время в городе Кострома. Данный факт поспособствовал укоренению мифа в сознании людей, что Островский попросту переписал реальную историю на страницы своего детища, т.к. совпадений действительно много. В той и другой истории девушка спрыгнула со скалы в Волгу, обе были молоды, обеих мучала свекровь и у обеих был бесхребетный муж, неспособный защитить их, обе полюбили другого. Однако у  этой версии есть промах. Реальная история , произошедшая в Костроме случилась месяцем позже, в то время, когда пьеса уже была напечатана.  Впрочем, не вызывает никакого диссонанса факт того, что Островский, будучи опытным писателем, мог выдумать подобную историю на основе нравов и обычаев, что он отметил по ходу экспедиции.

Интересен факт, что сон Катерины  –  это прототип реально записанного сна актрисы Любови Павловной Косицкой, которая, кстати, впоследствии сыграла роль самой Катерины.

История создания пьесы «Гроза» уникальная история, в ней есть и миф, и личная драма, и, что главное, убедительность, вера в происходящее.

Осознание обреченности

Кабаниха и Дикой не могут не чувствовать, что обстановка накаляется и грядет гроза во всех смыслах этого слова. Именно это вызывает у них злость и даже страх. Вот почему они лютуют еще пуще, требуют еще большего подчинения и безусловного уважения со стороны молодежи, хоть и не заслуживают его. Кабаниха и Дикой, которые много лет упивались своей властью и безнаказанностью, понимают, что их положение перестает быть стабильным, а авторитет — непререкаемым.

Становится все более очевидным, что «отцы» неправы и теряют контроль. Старшее поколение в глубине души осознает, что их время прошло, перемены неизбежны, а «темное царство» обречено. Уникальность пьесы заключается в том, что старшее поколение вызывает осуждение и резкую критику. А. Н. Островский не наградил ни Кабаниху, ни Дикого ни одним светлым и позитивным качеством.

Драме «Гроза» отлично подходит высказывание французского путешественника А. де Кюстина: «Россия — страна фасадов». На первый взгляд, в городе царит благополучие — открытых конфликтов не возникает, поскольку все вокруг притворяются. Молодежь прикидывается, что уважает старших и чтит традиции. Взрослые, которые живут двойными стандартами, делают вид, что не замечают набирающего силу недовольства.

Тем не менее существующие в обществе законы нельзя назвать нормальными. То, что происходит за закрытыми дверями в каждом доме, вызывает ужас и даже отвращение — у людей отсутствуют любовь и уважение друг к другу. Сила и агрессия «темного царства» подавляет все светлое и доброе.

Возникает вопрос, все ли представители старшего поколения города Калинова являются бессердечными и неспособными на человеческие чувства? Ответить на него положительно не позволяют рассказы Катерины о своей семье, которая также принадлежит к купечеству.

Героиня, вспоминая детство, говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…».

О чем книга «Гроза»

Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. «Темное царство» самодуров основано исключительно на денежном расчете и чувстве страха.

Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа.

Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной. Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены.

Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису. Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису. Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила.

Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома. Борис случайно встретился на ее пути. Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования. Люди искали пропавшую девушку по всему городу. Катерина умерла, бросившись с обрыва. Тихон тяжело пережил это горе.

2 вариант

В данном замечательном произведении сокрыто много проблем, что заставляют читателя пересмотреть свое мировоззрение, и задуматься об очень важных для человека вещах. Среди данных размышлений, можно отметить такие, которые касаются существования родных и близких людей, общества и народа, а также той среды, где проживает человек. Стоит отметить и более глубинные и философские проблемы, которые будут рассмотрены далее.

Стоит отметить такую проблему, как вопрос человеческой свободы, проявляющийся во внутренней и внешней ее форме. Главенствующей проблемой в данной истории, выступает именно эта. Лишь такая героиня действа, как Екатерина, очень сильно отличается от большинства, которое ее окружает. С первых строк, касательно Кати, читатель может понять, что это довольно смелая и отважная девушка, которая ценит свободу личности. Она говорит о том, что не может жить в столь душном и тесном мире, так как ей нужно больше свободы для того, чтобы проявлять потенциал своей личности.

Также, автор поднимает проблему, связанную с трудностью принятия решений. Ведь из-за своих душевных переживаний, связанных именно с выбором решений, героиня теряет душевный покой, и становится более эмоционально неустойчивой. Она говорит о том, что даже в своих молитвах, никак не может собраться с мыслями, так как те идеи, которые приходят ей в голову, являются навязчивыми и неприятными. Девушка решает, что ей следует покинуть данный мир, потому что продолжать жизнь в таком русле она просто не могла. Она не хотела просто существовать, героиня мечтала о том, чтобы проявить себя, показать, насколько многогранна ее личность. Однако, ей этого не удалось осуществить, и это можно рассматривать как одну из проблем, которую хотел затронуть автор данного произведения.

Также, писатель поднял и тему запретной любви. Ведь, когда героиня встречает Бориса, то она на миг понимает, что способна быть счастлива, способна ощутить то, что не может получить в своем доме. Тогда, в девушке закрадывается страх, ведь данная любовь является запретной, и героине не понять причин этому. Катерину можно назвать прогрессивной личностью, которая жила по-новому, а закоренелые и устаревшие устои общества, с навязчивыми принципами, ей были чужды и не милы.

Смысл

Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.

Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в сочинении на эту тему.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Смысл пьесы «Гроза»

Основное место в произведении отведено конфликту жертв «темного царства» и его сторонников. Если посмотреть на окружающую природу, то все в ней находится в полной гармонии, чего нельзя сказать о действующих лицах. Молодая женщина подверглась унижениям и гнету. Ключевой героиней книги является Катерина. Она просто не может существовать в этих невыносимых условиях. Сама природа говорит о том, что скоро произойдет что-то страшное. Сгущаются на небе тучи, надвигается гроза.

Смысл произведения «Гроза» заключается в том, чтобы показать внутренние терзания, сомнения, противоречия главной героини. С детства Катерина жила в полной гармонии и радости. Но замужество внесло в ее существование свои коррективы. Молодая женщина стала заложницей «темного царства». К ее мнению не прислушивались. Все ее попытки быть понятой пресекались. Катерина словно стучалась в закрытые двери. Со временем героиня поняла, что их так никогда и не откроют.

Композиция

Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Гроза»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Гроза»

для самых компанейских —

Главные герои «Гроза»

для самых любопытных —

Анализ «Гроза» Островский

для самых крутых —

Читать «Гроза» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы августа для 10 класса:

Князь Мышкин

Мышкин и Настасья Филипповна

Краткое содержание «Сто лет одиночества»

Краткое содержание «Тупейный художник»

Краткое содержание «Дом, где разбиваются сердца»

Анализ «Бахчисарайский фонтан» Пушкин

Краткое содержание «Над пропастью во ржи»

Краткое содержание «451 градус по Фаренгейту»

Краткое содержание «Гиперболоид инженера Гарина»

Краткое содержание «Идиот»

Критика

Что говорили критики о «Грозе» Островского? Пьеса воспринималась неоднозначно в годы своего создания, неоднозначно воспринимается она и сейчас. В основном споры велись и ведутся вокруг морального образа Катерины.

Если критик Николай Добролюбов воспринимал её как положительного персонажа, как «луч света в тёмном царстве», то Дмитрий Писарев напротив видел в Катерине – инфантильную и глупую купчиху, такую же порочную и лицемерную, как и люди вокруг неё.

Так или иначе, на сегодняшний день «Гроза» являет собой монумент русской драматургии, свидетельство культурной жизни и настроений интеллигенции Российской империи девятнадцатого века.

О жизненности и искренности драмы Островского говорили многие рецензенты. Его произведениям верили и зрители, и читатели.

О новаторстве и свежести взгляда Островского на общественные явления критики тоже говорили не раз.

В частности, А.Н. Островский существенно обогатил галерею женских образов русской литературы.

Особенностью пьесы «Гроза» является уникальный национальный язык, который передает русскую ментальность и ее неоспоримую самобытность.

Главные герои

Основные персонажи пьесы: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (сноха Кабановой), Борис (ее возлюбленный), Варвара (сестра Тихона), Дикой, Кулигин. Есть и другие персонажи, у каждого из которых своя смысловая нагрузка.

Кабаниха и Дикой олицетворяют собой все негативное, что есть в городе Калинове. злоба, самодурство, желание руководить всеми, жадность. Тихон Кабанов — пример безропотного поклонения матери, он бесхарактерен и глуп. Варвара же не такая. Она понимает, что мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться из-под ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь невозможен для Катерины. Она не может врать мужу, измена для нее — это большой грех. Катерина на фоне других выглядит более мыслящей, чувствующей и живой. В стороне стоит лишь один герой — Кулигин. Он выполняет роль героя-резонера, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Анализ 5

В центре событий произведения Екатерина Кабанова, Добролюбов присваивает ей звание «луча света в темном царстве». Девушка разительно отличается от остальных персонажей произведения. Она не желает подчинять окружающих своей воле и мимолетным желаниям, и не желает устраивать свои порядки. Ее мечта жить тихо и спокойно, не нарушая свободы окружающих людей.

Поэтому она попадает в настоящий замкнутый круг, муж обманывает окружающих и старается всем польстить, а желание свободы Екатерины приводит к настоящей катастрофе, из которой она не может выбраться собственными силами.

В город попадает Борис, который является племянником Дикого. Его мировоззрение полностью совпадает с отношением Кати к окружающему миру. Поэтому молодые люди быстро влюбляются друг в друга, Екатерина намерена разорвать отношения с мужем и уехать вместе с Борисом. Но вот Борис оказывается совершенно другим человеком, он обманывает девушку, пользуется ее чувствами. Он использует ее, чтобы заявить о собственной части на наследство. А о своих намерениях заявляет прямо в разговоре с Кулигиным.

Главный конфликт развивается благодаря Екатерине и ее отношению к окружающему миру. Она попадает в совершенно безвыходное положение, а автор противопоставляет ее другим героям, которые имеют право выбирать, кем быть и как жить дальше. Так, например, Варвара в тихую, меняет замки на калитке, чтобы встретиться с возлюбленным, а Тихон, несмотря на то, что жалуется на постоянные указания матери, все равно подчиняется им.

Вторая часть конфликта развивается на уровне идеологии. Катерина относится к новому поколению, которое намерено жить честно, но при этом свободно. Остальные же привыкли лгать и осуждать окружающих людей, они сами живут в постоянном осуждении и противоречии, они не готовы бороться за собственную свободу и любовь.

Постоянное противостояние нового и старого, противостояние времен и поколений. Даже между Борисом и Катей возникает разница, Борис воспитан в новой идеологии, а Екатерина в условиях домостроя, поэтому ее так легко обмануть, ее реальность ограничивается пределами дома, она редко покидает границы, поэтому борется за свободу в пределах установленных рамок.

Сочинение 3

Произведение Островского «Гроза» после опубликования было встречено критиками неоднозначно. Кто-то воспринял его, как свежий глоток воздуха в то непростое время, другие не приняли пьесу вовсе, третьи посчитали, что автор написал его в пику власти.

Но все сошлись на одном – в пьесе отражен широкий спектр проблем разного характера, присущих не только современникам Островского, но и людям, живущим сегодня.

Нравственность в общепринятом смысле – это модель поведения и оценка действий окружающих людей на основе внутренних устоев, правил и ценностей человека. Поэтому для определения нравственных проблем пьесы «Гроза, стоит проанализировать поведенческие линии ее главных и второстепенных персонажей.

Центральной проблемой произведения Островского становится отсутствие свободы, как таковой, и право выбора. Как одно из событий, которое указывает на это, прозвище главной героини. Катерину нарекли «белой вороной» за неспособность и нежелание примириться с рамками, в которые ее загнали.

Угнетенное состояние в доме Кабанихи и страстное желание освободиться из этой клетки, приводит к тяжелому, нестабильному душевному состоянию Катерины.

Еще одну проблему обнажает тема отношений Бориса и Катерины. Он был не столько объектом любви, сколько способом спастись. Об этом говорить и ее независимое к нему отношение.

Катерина – представитель молодого поколения, а отношение к ней в доме Кабанихи, и отрицание ее свободы другими жителями, обнажает еще одну проблему пьесы – конфликт поколений.

Желание навязать свое патриархальное отношение к жизни, мнение и уклад не увязывается с желанием молодежи жить по новым порядкам, где каждый наделяется правом выбора, возможностью открыто любить, и выражать свои чувства.

Лицемерная и хладнокровная Марфа Игнатьевна всю жизнь ценила превыше всего деньги и власть, которую они могли дать. Она не желает дать волю детям, ведь это прямая угроза ее существованию.

Чистая душой Катерина не желала мириться с лживостью горожан, не могла жить по их правилам. Девушка всячески пыталась переменить это, искренне и с любовью пытаясь объяснить неправильность такой ситуации мужу. Но его мать на корню пресекала все ее попытки, а Тихон не смел перечить. Что и подтолкнуло главную героиню к единственно правильному выходу – смерти.

По замыслу Островского, пьеса «Гроза» должна была обнажить разложившееся лживое общество людей, которые не хотят ничего менять. В условиях произвола свободной и желающей развиваться личности остается только выживать.

Образ грозы в пьесе

Сочинение на тему «Гроза» невозможно без краткого описания этого символа в произведении. Это природное явление присутствует на протяжении всех действий, даже когда о нем не упоминается. Та тревожная, напряженная атмосфера, которая приходит вместе с ней, остается в жизни главной героини — Катерины.

14 стр., 6752 слов

Почему пьеса гроза самое решительное произведение островского. …

… драматичен и имеет собственную социальную и нравственно-психологическую содержательность. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ (ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА») «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…» – писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч … Но Борис не пара Катерине – судьба свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и …

Гроза выступает в произведении как предвестник возмездия, которое должно свершиться над главной героиней, обманувшей мужа. Катерина считает это явление наказанием Божьим, поэтому она так сильно боится ее.

Но в сочинении на тему «Гроза» ее образ следует рассматривать гораздо шире, нежели как олицетворение наказания для героини. Это грозное явление природы символизирует собой ту напряженную обстановку, которая царила в описываемом обществе, то столкновение интересов — устаревших порядков и прогрессивного взгляда, которое потом выливается в конфликты между героями (Катерина и Кабанова, Дикой и Борис).

В сочинении на тему «Гроза» также следует кратко рассмотреть отношение к ней остальных героев: та часть общества, «домостроевская», относится к ней так же, как Катерина. Другие люди, как Кулигин например, рассматривают ее с научной точки зрения. Гроза символизирует раскол, который происходил в российском обществе в тот период.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Дружба и любовь Дружбу Аристотель понимал как длительные и высокие отношения, когда двое близки по духу и у них есть общие интересы. Дружба невозможна без доверия, верности и откровенности, а также бескорыстной помощи своему другу.
  • Сочинение Какой опыт дает человеку война? Война – это тяжелое испытание для любого человека. Во время войны приходится испытывать изнуряющие физические и психологические нагрузки. Человек не знает, что его ждет впереди и только в самой тяжелый момент понимает, как он был счастлив ранее
  • Сочинение Любовь в жизни Онегина и Татьяны (9 класс) Написанный гением русского слова роман «Евгений Онегин» стал знаковым произведением русской языковой культуры. А. С. Пушкин рассказывает читателю любовную историю простушки Татьяны и уставшего от дворянского образа жизни Евгения.
  • Главные герои произведения Черная курица, или Подземные жители Алеша. Учащийся Петербургского пансионата. Алеше 9-10 лет, его обучение в пансионате длится уже около двух лет.
  • Образ Януша В дурном обществе Короленко сочинение Януш – седобородый нищий старик, который приютился в подвале заброшенного замка, потому что у него не было собственной квартиры, также он являлся слугой графа. В самой повести Януш считается второстепенным персонажем

Александр Николаевич Островский осмелился заглянуть за железные ворота самодуров, описать их нравы, жизненные устои, быт. Автор с ненавистью в душе рассказывает о тех, кто унижает и оскорбляет человека как личность. Островский верил, появятся люди, которые станут «лучами света» и изменят жизнь в лучшую сторону.

Образ грозы в пьесе

Сочинение на тему «Гроза» невозможно без краткого описания этого символа в произведении. Это природное явление присутствует на протяжении всех действий, даже когда о нем не упоминается. Та тревожная, напряженная атмосфера, которая приходит вместе с ней, остается в жизни главной героини — Катерины.

Гроза выступает в произведении как предвестник возмездия, которое должно свершиться над главной героиней, обманувшей мужа. Катерина считает это явление наказанием Божьим, поэтому она так сильно боится ее.

Но в сочинении на тему «Гроза» ее образ следует рассматривать гораздо шире, нежели как олицетворение наказания для героини. Это грозное явление природы символизирует собой ту напряженную обстановку, которая царила в описываемом обществе, то столкновение интересов — устаревших порядков и прогрессивного взгляда, которое потом выливается в конфликты между героями (Катерина и Кабанова, Дикой и Борис).

В сочинении на тему «Гроза» также следует кратко рассмотреть отношение к ней остальных героев: та часть общества, «домостроевская», относится к ней так же, как Катерина. Другие люди, как Кулигин например, рассматривают ее с научной точки зрения. Гроза символизирует раскол, который происходил в российском обществе в тот период.

Приверженцы старых обычаев

Представители взрослого поколения являются хранителями и последователями дедовского уклада жизни. Они — олицетворение «темного царства». К ним относятся:

  • Купец с говорящей фамилией Дикой. Персонаж этот достаточно однозначный — на протяжении всего произведения читатель не встречает ни одной его положительной характеристики. «Дикость» Савла Прокофьевича заключается в ругани, пьянстве и рукоприкладстве — совершенно нечеловеческих проявлениях личности.
  • Купчиха Марфа Игнатьевна, которая фигурирует исключительно как Кабаниха. Она отличается грубостью и жестокостью по отношению к окружающим, включая родных детей и невестку. Кабаниха является воплощением лицемерия и хладнокровности, при этом старуха любит «читать морали» и давать наставления молодежи: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Изобретатель Кулигин заявляет: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Эти слова как нельзя лучше описывают атмосферу Калинова. В приоритете жажда наживы и богатства, которые отождествляются с властью и непоколебимым авторитетом. Образованность и интеллигентность старшими не приветствуются и даже отвергаются, а честь и благородство не в цене.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: