Актуальность образов
В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.
Деревенские дома и окна
Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.
В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:
- мох вбирает сырость;
- уголь не дает стеклам обмерзнуть;
- рябина предохраняет от угара чадящей печки.
Детство Вити
В глухой сибирской деревне приезжий учитель открывает школу. В ней обучается озорной и жизнерадостный мальчик Витя. В селе ожидают приезда фотографа. Семья учителя думает, как удобнее разместить гостя. Они решают поселить его у односельчанина по фамилии Чехов, которого все считали образованным и начитанным человеком.
Школьники представляют, как они будут сидеть на фотографии. Ребята решили, что отличники разместятся в первом ряду, хорошисты встанут во второй ряд, а двоечники — сядут сзади. Такое решение не устроило Витю и его друга Саньку, потому что как раз они и должны были занять место в последнем ряду. Выразив недовольство общим решением, мальчишки убежали кататься на санках с высокой горы.
Вернувшись домой, Витя почувствовал, что ему нездоровится. От матери он унаследовал тяжелое заболевание — ревматизм, который сковывал ноги и вызывал сильную боль. Бабушка долго ругала его, но потом пошла за лекарством. Она растирала Витины ноги настойками, носила его в баню, но болезнь не отступала. Витя не мог ходить.
В день приезда фотографа он был вынужден остаться дома, так как самостоятельно не мог сделать ни шага. Из солидарности, или почувствовав свою вину, Санька тоже отказался идти фотографироваться. Этим поступком он доказал, что ради друга готов пожертвовать своей мечтой, хотя это стоило мальчику невероятных усилий.
Долгое время Витя провел дома. Ему осталось единственное развлечение — разглядывать картину за окном и то, что лежало между рамами: мох, угольки и грозди рябины. Он чувствовал себя одиноким и всеми забытым.
Спустя некоторое время к Вите заглянул учитель, который принес снимок, на котором не было главного героя и его лучшего друга. Визит учителя мальчик вспоминает с особым благоговением. Евгений Николаевич понимал, насколько фотография важна для мальчика, поэтому и навестил его.
Тема и проблематика
В рассказе Виктора Астафьева повествуется о жизни в маленькой сибирской деревне. Писатель поднимает множество тем, которые коснулись его самого. Например, такие, как:
- Дружба.
- Взаимопонимание.
- Верность.
- Любовь.
В начале произведения повествуется о приезде городского фотографа.
Действия происходя в довоенные годы, поэтому такое событие было редким и очень важным для каждого жителя.
В рассказе присутствуют такие ключевые герои, как:
- Витя.
- Санька.
- Бабушка.
- Учитель.
История начинается с того, как Витька вместе со своим другом Саней балуется в снегу, намокает, а на следующее утро заболевает и не идёт в школу. Бабушка пытается всеми возможными способами вылечить внука, чтобы тот смог сфотографироваться вместе со своими одноклассниками. Однако мальчик настолько сильно простудился, что никакие лекарства и отвары не смогли помочь ему за такой кратковременный срок.
К герою приходит в гости его друг Саня и видит, что тот сильно заболел. Мальчик недолго думая принял решение, что тоже не будет фотографироваться. Таким образом, показывается настоящая дружба между двумя ребятами. Санька проявил настоящую силу воли и великодушие, так как наотрез отказался от того события, которое может никогда в жизни больше не произойти.
Пример Сани раскрывает основную тему рассказа — настоящая дружба, ради которой можно отказаться от самого ценного в своей жизни. Саня, увидев больного друга, решил пойти на такой поступок не только ради товарища, но и ради себя.
Анализ рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Небольшое автобиографическое произведение «Фотография, на которой меня нет» создано Виктором Астафьевым по воспоминаниям из детства. В маленькую деревню приехал фотограф. Этот приезд был знаковым событием. На снимке, сделанном фотомастером, запечатлены сельские школьники. Герой произведения не попал в кадр. Он не вовремя заболел. В этом и заключается смысл заглавия произведения.
Однажды в руки Виктора Астафьева попала старая фотография. Этот снимок напомнил ему о детских годах, проведенных в глухой деревушке. Воспоминания о прошлом положили начало рассказу «Фотография, на которой меня нет». Автор в своей работе затронул несколько важных тем, среди которых тема патриотизма, любви к своей малой Родине, уважение к истории. Писатель показал семейные отношения, чувства и эмоции маленького персонажа.
В произведении можно отметить необычность композиции. Повествование начинается с рассказа маленького мальчика. В конце истории читатель видит осознанный взгляд взрослого, прошедшего долгий жизненный путь человека. Главной темой произведения является описание существования людей в глухой сибирской деревеньке. События происходят в довоенные годы.
Несмотря на небольшой объем произведение «Фотография, на которой меня нет» наделено глубоким смыслом. Эта история касается каждого человека. Виктор Астафьев поднял важные вопросы, на которых основаны человеческие взаимоотношения, родственная связь. Свою историю должен знать и уважать каждый человек. Без изучения прошлых исторических событий невозможно сделать правильный выбор в настоящем, строить планы на будущее. Каждый должен помнить о своих родственных связях. Без внимания автора не осталась и тема взаимопонимания, дружбы. Виктор Астафьев сделал акцент на проблемах верности и любви. Произведение получилось небольшим, но содержательным.
Главному персонажу не повезло. Накануне приезда фотомастера маленький герой вместе со своим другом намок в снегу. Мальчик из-за болезни не мог отправиться в школу. Бабушка попыталась ему помочь. Было испробовано несколько средств лечения. Но ничего не помогло. Мальчик не смог пойти в школу, чтобы сфотографироваться. В дом персонажа заглянул Санька. Друг увидел, что Витя лежит в постели. Санька принял решение тоже не ходить в школу. Он хотел поддержать своего близкого друга. Именно в такие жизненные моменты проверяется дружба. В сложные периоды человек может сделать вывод, кто находится рядом с ним.
Приезд фотографа — значимое событие для всех сельчан. Автор показал, какой волей обладал Санька. У мальчика было огромное доброе сердце. Он смог пожертвовать своим желанием, понимая, что это событие может больше и не случиться. «Фотография, на которой меня нем» — поучительная история. Именно после ознакомления с рассказом человек осознает истинную силу дружбы
Санька осознал, что самое важное и значимое он может сделать для своего друга именно в тот момент. Он понял, что ради настоящей дружбы можно от чего-то отказаться
В лице персонажа читатель увидел пример великодушия и самоотверженности.
В рассказе Виктор Астафьев описывает не только жизненный период конкретного героя, но и взаимоотношения всех деревенских жителей
Особое внимание уделено образу учителя. Школьный преподаватель уважаем всеми сельчанами
Учитель — искренний, добрый, вежливый и умный человек. Он олицетворяет доброту и сочувствие.
Уже во взрослом возрасте герой вновь возвращается к этой фотографии. Он вспоминает тех, кто был с ним рядом на протяжении школьных лет. Этот снимок является своеобразной летописью истории.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.3 / 5. Количество оценок: 3
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
«Фотография, на которой меня нет» кратко
Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне Овсянка; родители мальчика умерли. Однажды зимой в деревню приезжает фотограф из города, чтобы сделать общий снимок всей школы.
Накануне съемки Витя и его друг Санька катаются на санках и набирают полные валенки снега. Ночью у Вити начинают ужасно болеть ноги от ревматизма: это случается каждый раз, когда мальчик застужает ноги. Витя воет и плачет от боли. Бабушка ругает его за безответственность. Всю ночь старушка лечит внука народными средствами, растирая ему ноги и т.д. Ночью дед затапливает баню, бабушка уносит туда Витю и снова растирает ему ноги и т.д. Наконец под утро мальчик засыпает.
На следующий день Санька приходит к Вите и зовет на фотосъемку. Увидев, что друг не может ходить от боли, Санька в знак солидарности решает тоже не идти фотографироваться. После этого Витя неделю не ходит в школу из-за болей в ногах. В эти дни его навещает школьный учитель Евгений Николаевич. Мужчина спрашивает про здоровье мальчика и вручает ему фотографию: на ней есть все ученики и двое учителей, но, конечно, нет Вити и Саньки. Витя едва не плачет оттого, что не попал на фотографию.
Бабушка Вити угощает учителя чаем и сладостями. Тот рассказывает, что вчера какой-то добрый человек подбросил ему к дому воз дров. Бабушка и все село знают, кто это сделал, но не говорят учителю. В деревне все уважают эту милую семейную пару учителей за их вежливость и отзывчивость; кто-то из местных тайно подбрасывает им дрова, кто-то приносит молоко, сметану и т.д. Учителю около 25 лет, у него немного печальные и очень добрые глаза. Его жена-учительница недавно родила сына. Когда пара только приехала в село, в школе не парт и тетрадей, на весь класс был один учебник и карандаш. Учитель помог детям приобрести учебники, тетради, краски и т.д., за свои деньги установил в школе парты.
В эту зиму, после визита фотографа, Витя много болеет и пропускает уроки. Весной учитель водит детей в лес, где они беседуют о природе, приметах и т.д. В одном из походов учитель видит змею. Боясь за жизнь учеников, мужчина свирепо бьет змею палкой, пока та не умирает. Потом дети объясняют учителю, что змею нельзя бить, махая палкой через плечо: так ее можно забросить на себя. Учитель признается, что впервые в жизни видел змею. Спустя годы взрослый Виктор с нежностью и благодарностью вспоминает своих добрых школьных учителей. Виктор сожалеет, что многие ребята из его школы (с той самой общей фотографии) впоследствии погибли на войне 1941–1945 гг.
Виктор также помнит, как в его селе происходило раскулачивание зажиточных крестьян (вероятно, в 1930‑е гг.). Осенью бригады “ликвидаторов” выселяли раскулаченные семьи на улицу. Обездоленные люди ютились у родных, селились во времянках и терпели всяческие лишения. “Ликвидаторы” действовали хладнокровно и безжалостно. Однажды “ликвидаторы” пришли выселять семью Платоновских. Хозяйка дома отказывалась покидать дом, тогда один из “ликвидаторов” ударил ее сапогом по лицу. В ответ немой крестьянин Кирила накинулся с топором на “ликвидатора”, изувечив его насмерть. Кирилу арестовали, а выселение раскулаченных семей ускорилось. Бедных Платоновских выслали в город, после чего о них никто не слышал (вероятно, их сослали или расстреляли).
В те же годы были раскулачены и выселены из своих домов прадед и дед Вити; прадеда сослали в тюрьму, где тот вскоре умер.
Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.
Сочинение Собака Травка в рассказе Кладовая солнца
Собака Травка, пожалуй, самый яркий представитель произведения Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца». Неоднократно упоминается, что Травка — это гончая собака. Как правило гоняла она животных для своего хозяина Антипыча, к которому была очень привязана. Автор подчеркивает, что для себя она этого не делала, исключительно для хозяина.
Внешность у собаки была приметна: рыжая с «черным ремешком на спине», глаза у нее были большие, а пятна чуть ниже их создавали эффект очков.
Интересно то, что кличка собаки не однозначна. Как выделяет автор, ее кличка произошла от слова «затравка». Хозяин же нежно и ласково называл ее Затравушка или Затравка.
После того, как сторож Антипыч умер, другого сторожа так и не нашлось. Сторожка опустела. А Травке нужно было учиться жить для себя. Но уж очень тосковала она по Антипычу. Бывало, поймает она зайца, а не ест. Ждет, как в старые добрые времена, что придет Антипыч оценит ее улов и сам покормит своего питомца. Казалось, что весь лес напоминал травке о потери хозяина, подвывала она и ветру в скорби и печали. В лесу ее каждый день ожидала опасность — волк по кличке Старый Помещик. Это был самый старый волк в округе, которого в течение многих лет никто не мог поймать. Он тонко чувствовал собаку и часто следовал по ее следам.
Автор неоднократно показывает читателю, что только благодаря Травке благоприятно закончилась история Насти и Митраши. Благодаря своему острому нюху, она учуяла хлеб, который был у Насти, и нашла дорогу к ребятам, которые разделились во время похода за клюквой. Травка проявляет чуткость, увидев на поляне Настю в слезах. Она подошла и лизнула солёную щеку девочки, будто успокаивая. Затем, уже Настя пошла за собакой, которая и вывела девочку к брату
Однако нельзя не принять во внимание, что Травка осторожная собака. Когда она увидела утопающего в болоте Митрашу, то стояла до последнего, пока мальчик не назвал ее знакомым именем «Травушка»
Тогда Травка будто вспомнила, что уже встречалась с этим мальчиком и кинулась спасать его. Ей вдруг показалось, что перед ней стоял ее старый хозяин Антипыч. После чудесного спасения Митраши, мальчик стал новым хозяином Травки.
Травушка является ключевым героем произведения, обретая в процессе повествования новую, любящую семью. В этой истории подчеркивает преданность животного своему хозяину, а значит и человек должен с любовью и добротой обращаться с животными.
Дальнейшее развитие ситуации
Царь Борис Годунов всерьез боялся самозванца. Известно, что он засылал к тому наемных убийц и даже пытался выяснить у матери Дмитрия Улицкого правду о ее сыне. 13 апреля 1605 г. Годунов ушел из жизни. Поговаривали, будто он принял яд, но официально было объявлено, что причиной смерти стал апоплексический удар.
В это время Григорий Отрепьев, набравшись сил, продолжил наступление на Москву. Он посылал в столицу посланников, возвещавших о возвращении законного царя, отчего Москва стала похожей на улей – люди готовились встречать наследника Ивана Грозного, многие взяли в руки оружие, а семья Годуновых с сохранившими им верность боярами заперлась в Кремле. Когда толпа заполнила Красную площадь, царские стрельцы уже не смогли ей противостоять. Бояре, предавшие Годуновых, отперли крепостные ворота, толпа ворвалась в Кремль и принялась громить дворы царской семьи.
Анализ образов
Главный персонаж произведения — Витя Потылицын. Он олицетворяет самого автора. Пересказ событий, который ведет от его имени Витя, — детские воспоминания писателя. Мальчик и его бабушка Катерина Петровна — жители деревни Овсянка. Витя после смерти родителей живет у дедушки с бабушкой и учится в местной школе. По тексту рассказа ему можно дать такую характеристику: не выказывал ни особого прилежания, ни хорошего поведения.
Екатерина Петровна — внешне суровая женщина, заботящаяся о любимом внуке. Ночь напролет ухаживает и пытается поставить Витю на ноги, чтобы он мог сфотографироваться с классом на фоне дома, где родился. У этой героини занимательная речь с разговорными выражениями и даже ругательствами, характерными для этой местности.
Санька — лучший друг главного героя, такой же непоседливый, как Витя. Это была его идея — пойти кататься на увал, поэтому он не может не поддержать заболевшего товарища. А ведь в 30-е годы сфотографироваться было действительно большим событием.
С большой любовью и уважением описывает автор еще одного героя рассказа — своего учителя Евгения Николаевича, а также его жену. Молодая чета ютится с ребенком в половине ветхого домика, но при любой возможности старается помочь школьникам. Когда ребятам уже не на чем писать, учителя занимают их познавательными прогулками. Учитель отличается не только добротой, но и смелостью. Он защищает своих учеников от змеи, встреченной в лесу.
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.
для самых компанейских —
для самых занятых —
Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.
Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время. Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится
На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия
В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.
Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.
Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.
Несколько интересных сочинений
- Тема любви в творчестве Блока сочинение
Любовь — это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств
- Анализ повести Гоголя Вий
Это произведение Николая Васильевича Гоголя имела неоднозначный резонанс в обществе. В примечании к ней, автор обозначил, что основой для написания этого произведения являлись народные предания, переданные Николаем Васильевичем, практически дословно.
- Сочинение по сказке Щелкунчик и мышиный король Гофмана
В сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» главными персонажами являются маленькая девочка по имени Мэри и Щелкунчик.
- Анализ повести Бондарева Батальоны просят огня
Повесть выдающегося советского и российского писателя Юрия Бондарева Батальоны просят огня — второе произведение писателя-фронтовика о Великой
- Герои произведения Пиковая дама Пушкина
Германн — Молодой человек, инженер по профессии. Он всегда сдержан, хладнокровен
История создания
Знаменитый рассказ Астафьева является частью автобиографического произведения писателя. Автор не раз заявлял о своём желании описать родную Сибирь, её граждан, а также рассказать о своих детских годах. В своем произведении Виктор Петрович желал продемонстрировать читателю неразрывную связь, возникающую между поколениями.
Как известно, Виктор Астафьев рано лишился матери и ранние годы рос без отца, потому что он отбывал срок в местах лишения свободы за вредительство. Ребенок жил у матери, но она утонула, когда ему было всего 7 лет. Женщина возвращалась со свидания с мужем, и лодка, на которой она плыла домой, перевернулась. Так мальчик остался сиротой и долгое время жил с бабушкой. Эти годы были счастливыми и во многом определили мировоззрение Виктора. Бабушка дала ему строгое воспитание, которое не дало ему пойти по кривой дорожке непутевого отца. Ведь когда мужчина освободился, он завел новую семью и уже не уделял должного внимания сыну.
В память о лучших годах детства Астафьев показал родственные отношения между внуком и бабушкой, описав преемственность поколений. Бабушка пытается научить своего внука жизни, она прививает ему понятия о дружбе и доброте.
Замысел создания произведения у Виктора Петровича возник, когда он смотрел старые фотографии. Среди них писатель нашёл фотографию, на которой его не было, потому что в тот момент он болел. Свои воспоминания Астафьев решил запечатлеть на бумаге. Рассказ Виктор Петрович создал в 1968 году. Произведение было опубликовано в сборнике «Далёкая и близкая сказка».
Пострижение в монахи
Чтобы избежать смертной казни, Отрепьеву пришлось прятаться в Железноборовском монастыре. Там он, по всей видимости, постригся в монахи и принял имя Григорий. Предположительно, на тот момент ему исполнилось 20 лет. Новоиспеченный чернец также побывал в Спасо-Ефимиевом монастыре. Однако жизнь смиренного монаха не пришлась ему по вкусу, и через некоторое время он решил вернуться в Москву.
Романовы были сосланы в Сибирь, и шумиха, связанная с опалой, поутихла. Будучи постриженным в монахи, Григорий Отрепьев рассчитывал, что его появление в Москве останется незамеченным. Здесь один его родственник замолвил за Гришку словечко, и того приняли в Чудов монастырь.
На новом месте Отрепьев проявил себя с лучшей стороны и в течение года уже оказался в свите самого патриарха Иова. С ним он, в составе штата помощников, являлся на собор и в Думу. Благодаря своим способностям и яркой натуре, он смог добиться признания и высокого положения.
Отношение к учителям
Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:
- присматривала за ребенком;
- делились продуктами;
- привозили дрова.
Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.
Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.
Тема и проблематика рассказа
В своем автобиографическом рассказе В.П. Астафьев рассказывает о жизни в сибирской деревни в довоенный период. В произведении четко прослеживается главная мысль, которая касается каждого человека. В небольшом, но при этом очень содержательном рассказе писатель охватывает несколько тем:
- Историческую тему;
- Тему родственных отношений, которые важны для каждого и о которых человек должен помнить всегда;
- Тема взаимопонимания и дружбы;
- Тема любви и верности.
В рассказе Астафьев повествует о приезде в деревню фотографа из города. Для каждого из жителей деревни это события считается очень значительным. Действие рассказа происходит в довоенные годы.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» 490 ₽ Реферат В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» 280 ₽ Контрольная работа В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Главный герой рассказа, Витя, намок в снегу вместе со своим другом, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка Вити всеми средствами старается внука вылечить, чтобы тот скорее выздоровел и смог сходить сфотографироваться. Однако болезнь не сдается, и все усилия заботливой и любящей бабушки оказываются тщетными. К Вите приходит друг Санька, который, увидев, что тот не может идти, тоже отказывается фотографироваться. Именно так проверяется настоящая дружба. Писатель показывает, какое великодушное сердце и какую силу воли может иметь ребенок, чтобы отказаться от большого и долгожданного события, которое, возможно, никогда больше не повторится
На примере Саньки писатель учит умению отказаться от всего важного, дорогого и неповторимого во имя дружбы. Санька понял, что в данный момент его поступок является самым важным не только для Вити, но и для него самому
Поступок Саньки – пример великодушия и самоотверженности.
Проблематика отношений в рассказе касается не только Вити, но и других жителей деревни.
В произведении присутствует образ учителя. Учитель – очень уважаемый человек в деревне. Это образованный, интеллигентный, дружелюбный, вежливый человек. Он пользуется большим уважением со стороны жителей деревни, которые прислушиваются к его мнению. Женщины часто приносят учителю деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, и делают это незаметно и ненавязчиво. Они помогают учителю дровами, подшивают ему валенки. Учитель – городской житель, отдается полностью своей работе и самоотверженно отказывается от городской жизни ради воспитания и обучения деревенских детей. Именно учитель принес Вите фотографию, на которой запечатлены все деревенские школьники, кроме Вити. Поступок учителя – это тоже пример сопереживания и доброты.
Уже повзрослев, Витя смотрит на фотографию, на которой запечатлены школьники на фоне его родного дома. Перед Витей встают образы людей, живших рядом с ним, людей, которые вместе с ним учились и работали. Фотография – это часть истории, она хранит события давно прошедших дней.
Замечание 1
Еще одна проблема, которую понимает в своем рассказе В.П. Астафьев – память о прошлом, которую надо беречь и без которой нет будущего.