Сочинение тема свободы в поэме мцыри лермонтова 8 класс

Темы и мотивы лирики м. ю. лермонтова

«На смерть поэта»

Одним из самых знаковых и грустных периодов для русской литературы и культуры в целом стал 1837 год. Именно тогда погибает великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. На это событие Михаил Юрьевич реагирует созданием стиха, который называет «На смерть поэта». Удивительно, но многие литературоведы считают, что именно эта трагедия повлияла на творчество поэта, он перешел к качественно другой поэзии, это можно заметить по следующим сочинениям:

  • «Узник»;
  • «Я не хочу, чтоб свет узнал…»;
  • «Спеша на север издалека».

Стих, посвященный смерти Пушкина можно условно разделить на две части, так как у них разное настроение и разный способ написания:

  1. Первая часть является элегией, для написания которой автор использовал четырехстопный ямб. Писатель рассказывает о горькой утрате. Если делать общие выводы, то стихотворение написано в минорном настроении, но в нем присутствуют резкие и даже язвительные вопросительные предложения. А восклицания делают его более напряженным. Поэт утверждает, что в смерти Пушкина виновен не дуэлянт, а общество, которое загоняло его талант в своеобразные рамки.
  2. Вторая часть больше напоминает сатиру, в которой автор пользуется не только четырехстопным ямбом, но и пяти, и шестистопным. Собственно, поэтому сочинение более живое и подвижное. Тут Лермонтов упрекает самого Пушкина в том, что он показал свой талант невеждам.

Вольнолюбивая лирика: стихи (примеры и особенности)

Свобода — значимое понятие для вступающего в жизнь человека. Поэты начала 19 века с ранней юности задумываются о том, насколько оно многогранно (у А.С. Пушкина в него включаются и «легкий зефир» увлечений — «К Наталье», 1813; и общение «без чинов» — «К студентам», 1814; и полет мысли «веселых остряков» — «Из письма к Я.Н. Толстому, 1822; и стремление к социально-политическому освобождению — «Вольность», 1817), остро переживают недостижимость идеала свободы, что вызывает бунтарские настроения (в лермонтовской юношеской лирике родина предстает «диким краем», где «стонет человек от рабства и цепей» — «Жалобы турка», 1829, торопя наступление времени, «когда царей корона упадет…» — «Предсказание», 1830; душа лирического героя подобна бушующему океану «Я жить хочу! хочу печали…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Челнок», «Парус», все — 1832). Тема свободы занимает центральное место в их творчестве, претерпевая эволюцию, но оставаясь важнейшей для автора. Среди тех черт, которые позволят творцу быть «славным», вознесенным в потомстве «подобно «памятнику», лирический герой пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836, называет способность восславить свободу лирой, невзирая на «жестокие» условия времени, в которое он живет. («И долго буду тем любезен я народу,/Что чувства добрые я лирой пробуждал,/Что в мой жестокий век восславил я свободу…»

Правоту молодости, влекущей к вольнолюбию, подтвердило время. Стихия «тайной свободы» (Пушкин. «К Н.Я. Плюсковой», 1818) является плодотворной для творчества, в такой а дышится (Пушкин. «Кн. Голицыной», 1818), доносятся «отголоски рая» (Лермонтов. «Я видел тень блаженства; но вполне…», 1830) и острее переживаются земные впечатления. Она внушает сердцу поэта гимны «Священной истине» (Пушкин. «Жуковскому», 1818), любви, славе, «праздности вольной, подруге размышлений» (Пушкин. «Деревня», 1819) и в то же время «труду, молчаливому спутнику ночи» (Пушкин. «Труд», 1830). Освободившись с годами от иллюзий о скором наступлении «минуты вольности святой» (Пушкин. «К Чаадаеву», 1818) или о благотворности «бури» в общественных отношениях (Лермонтов. «Монолог», 1829; в стихотворении «10 июля (1830)» вольность поэтом названа «кровавой», «Предсказание» (1830) о том, что и в России «царей корона упадет», окрашено в мрачные, «черные», но все же «возвышенные» тона), поэты сохраняют верность «гимнам прежним» (Пушкин. «Арион», 1827), воспевающим «волю». Лирический герой стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834), отказываясь от мечты о счастье, называет «завидной» долей свободу:

На свете счастья нет, но есть покой и воля, Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег…

У Лермонтова в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841) утверждается высшая ценность свободы, остающейся желанной даже для того, кто устал от жизни настолько, что ничего не ждет от будущего, не жалея о прошлом, желая «забыться и заснуть»:

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Стихи Пушкина стали реминисцентным фоном для творчества многих поэтов, их отголоски слышны и у Лермонтова, и у Н.А. Некрасова, но для самого великого поэта важными представлялись ориентиры, доставшиеся в наследство. Образцом мужества художника, дерзнувшего «вольность первым прорицать», была в его представлении судьба А.Н. Радищева (1749—1802), автора «Путешествия из Петербурга в Москву» (опубл. в 1790 г.), за которое он был арестован и приговорен к смертной казни (заменена ссылкой на десять лет в Сибирь). Радищевские образы претворяются в стихотворении Пушкина, называющемся так же, как ода, в сокращении вошедшая в одну из глав «Путешествия» (глава «Тверь»).

Гражданская лирика

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Пленный рыцарь

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно. Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжелый да панцирь железный. В каменный панцирь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит. Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы. Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало.

*****

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в наш век изнеженный»; «в немом благоговенье», «струя светлей лазури», «ветхий мир», «осмеянный пророк»;
  • олицетворения: «наезднику служил», «забавы он делил» (о кинжале), «нас тешат блёстки и обманы», «мир привык морщины прятать под румяны»»;
  • сравнения: «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, // Как фимиам в часы молитвы», «как божий дух, носился над толпой», «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык // Морщины прятать под румяны…»;
  • метафоры: «…была б ему богатая резьба // Нарядом чуждым и постыдным…», «Игрушкой золотой он блещет на стене…»;
  • антитезы: «прежде — теперь», «оружие – игрушка».

С помощью аллитераций на «с», «ж», «ч», «ш» поэт прорисовывает мужественный образ кинжала. Это холодное оружие, со свистом рассекающее воздух, словно блестит и переливается, когда его достают из ножен, чтобы полюбоваться.

Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.

Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.

Многогранный и талантливый поэт и прозаик

Михаил Юрьевич был очень одаренным человеком. Сохранилось много его картин и замечательных рисунков. Он был одарен и музыкально. Блестяще играл на фортепьяно, скрипке, флейте, пел восхитительные романсы и даже сам сочинял музыку. И многие мотивы лирики Лермонтова зачастую отражают его таланты художника и музыканта.

Рассматривая причудливую сеть набросков, сделанную пером поэта на страницах рукописи, можно увидеть преследующие его образы. Эти рисунки, как и все темы и мотивы лирики Лермонтова, показывают, как сталкивается земное и небесное, ангельское и демоническое, священное и порочное. В этом мире потрясенная душа творца ищет гармонию счастья, но не находит ее. И по-человечески Михаил Юрьевич был глубоко несчастен.

Сосед

Кто б ни был ты, печальный мой сосед, Люблю тебя, как друга юных лет, Тебя, товарищ мой случайный, Хотя судьбы коварною игрой Навеки мы разлучены с тобой Стеной теперь — а после тайной. Когда зари румяный полусвет В окно тюрьмы прощальный свой привет Мне умирая посылает И, опершись на звучное ружье, Наш часовой, про старое житье Мечтая, стоя засыпает, Тогда, чело склонив к сырой стене, Я слушаю — и в мрачной тишине Твои напевы раздаются. О чем они — не знаю; но тоской Исполнены, и звуки чередой, Как слезы, тихо льются, льются… И лучших лет надежды и любовь В груди моей всё оживает вновь, И мысли далеко несутся, И полон ум желаний и страстей, И кровь кипит — и слезы из очей, Как звуки, друг за другом льются.

*****

Популярные сочинения

  • Дружба и вражда сочинение 11 класс Как приятно иметь друзей. Дружба — одна из лучших вещей, таково мое мнение. Человек не может оставаться один, он не сможет выжить.
  • Сочинение Равнодушие человека к природе Равнодушие к миру является в чем-то положительным качеством, человек может не вовлекаться во внешние обстоятельства и стимулы, а мы знаем как много в современном мире ерунды и всяческих негативных воздействий
  • Когда вражда может перерасти в дружбу? — сочинение Вражда может перерасти в дружбу, но при каких условиях? Чтобы понять это, необходимо рассмотреть понятия дружбы и вражды, а также то, как строятся отношения между людьми.

Популярные сочинения

  • Сочинение Философская лирика Тютчева Федор Тютчев выделяется из группы остальных поэтов Золотого века русской литературы своим особенным отношением к творчеству. Для него лирика — это один из способов познания себя
  • Сочинение Герои рассказа Конь с розовой гривой Главными героями автобиографического произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой» являются сорванец Витя, от лица которого ведётся повествование, и его бабушка Екатерина Петровна.
  • Сочинение Гринев и Швабрин (сравнение) 8 класс «Капитанская дочка» историческое произведение написано великим русским писателем А. С. Пушкиным, как раз не задолго до смерти в 1836 году. Произведение написано в форме мемуаров главного героя.

Вариант 1

Тема свободы является одной из главных в лирике М.Ю. Лермонтова. Он выражал свои мысли о свободе в различных произведениях, начиная от стихотворений и заканчивая романами. В своих произведениях Лермонтов выражал свою глубокую скорбь о том, что человек не может быть свободным в полной мере. Он считал, что свобода – это не только отсутствие оков, но и возможность самореализации.

В стихотворении “Свобода” Лермонтов выражает свою мысль о том, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие оков. Он говорит о том, что свобода – это возможность выбора, возможность самореализации. В своих произведениях Лермонтов выражал свою глубокую скорбь о том, что человек не может быть свободным в полной мере.

В романе “Герой нашего времени” Лермонтов показывает, что свобода – это не только отсутствие оков, но и возможность самореализации. Главный герой Печорин ищет свободу, но не может ее найти. Он понимает, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие оков.

В стихотворении “Бородино” Лермонтов выражает свою мысль о том, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие оков. Он говорит о том, что свобода – это возможность выбора, возможность самореализации. В своих произведениях Лермонтов выражал свою глубокую скорбь о том, что человек не может быть свободным в полной мере.

В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов выражает свою мысль о том, что свобода – это нечто большее, чем просто отсутствие оков. Он говорит о том, что свобода – это возможность выбора, возможность самореализации. В своих произведениях Лермонтов выражал свою глубокую скорбь о том, что человек не может быть свободным в полной мере.

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот наконец докатился до Черного моря. У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы. И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». — На что мне тебя? — отвечает младая чинара, Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море.

*****

Популярные сочинения

  • Как я однажды пекла пироги сочинение для 5 класса Однажды, холодным осенним днем, смотря в окно, я думала чем-бы себя занять. Братьев и сестер у меня не было, бабушка с дедушкой жили далеко, а родители работали
  • Школьные годы чудесные — сочинение Давайте поговорим о годах, которые проходят, пока мы учимся в школе. Это время, которое было есть или будет в жизни каждого человека. И это одно из самых важных, самых счастливых и самых запоминающихся периодов в жизни каждого из нас.
  • Сочинение Годы, опаленные войной Нет на земле человека, который бы спокойно отреагировал, услышав слово война. Ведь мы прекрасно понимаем, что находясь под мирным небом, люди всегда счастливы. У нас есть проблемы

Любовь в творчестве поэта

Тема любви и отношений — еще один основной мотив творчества Лермонтова. Стихотворения, объединенные этой темой, драматичны. Метания лирического героя вызваны личными неудачами, случавшимися в жизни поэта. М. Ю. Лермонтов не жаловался на отсутствие женского внимания и считался сердцеедом. Однако в его жизни не было отношений, которые подарили бы покой его израненной душе.

Ни один доклад или реферат по литературе, в котором рассказывается о любовной лирике Лермонтова, не обходится без упоминания самой важной женщины его жизни. Ею была Варвара Александровна Лопухина, с которой он познакомился в 1831 году

Они сильно любили друг друга и даже хотели пожениться. Однако семья девушки была категорически против возможного брака с молодым литератором. Варвара Александровна вышла замуж за другого мужчину, но она не переставала любить поэта до самой смерти.

В. А. Лопухиной было посвящено множество стихов, главными из которых принято считать «К Л.» (1831), «Валерик» (1840), «Она не гордой красотою» (1832) и т. д. Стихотворения, рассказывающие об этой любви, пронизаны светлым мотивом грусти.

В произведениях, адресованных другой любви Лермонтова, Наталье Ивановой, прослеживаются совсем иные мотивы. Краткие отношения литератора и Натальи закончились изменой женщины. Факт неверности стал причиной серьезной обиды Лермонтова. Тематика стихотворений «Ивановского цикла» — ревность и жажда мщения («Я не унижусь пред тобою» (1832)).

Кроме того, в любовной поэзии Лермонтова присутствуют мотивы:

  • неразделенных чувств;
  • мятущейся природы, отражающей переживания лирического героя;
  • вечности и разлуки;
  • долгой дороги к недостижимой цели и т. д.

Тема свободы в лирике Лермонтова сочинение

Михаил Юрьевич Лермонтов — выдающийся русский поэт. Он писал свои стихотворения на разные темы. Ведущей темой в лирике М. Ю. Лермонтова стала свобода. Поэт считал, что свобода — это главная ценность для человека, ведь это необходимый элемент для развития человека. Особенно популярной данная тема была в моменты ссылки поэта, когда Лермонтов был отрезан от всего мира и лишён главной ценности жизни. Эта потребность свободы и привела поэта к созданию такого величайшего произведения, как поэма «Мцыри». Главным героем здесь является молодой узник, который с малолетства живёт в монастыре. Совсем скоро он должен был принять обет, но все это совершалось против воли героя, ведь его желанием было возвращение на Родину. Вот Мцыри решил сбежать из монастыря. Три дня он пробыл на свободе и впоследствии называл эти дни лучшими в своей жизни. В конце концов герой погибает, потому что жить в неволе он не может. Всё детство он пробыл на Кавказе, среди гор, для его народа свобода — это главное в жизни. Только погибая, он обретает то, чего так хотел, но уже в загробном мире.

Обычно Лермонтов в своих стихотворениях выражал свои мысли, чувства, стремление к свободе. Например, стихотворение «Парус». Здесь рассказывается об одиноко белом парусе, который в бурю пытается найти спокойствие и счастье. Но вот буря закончилась, небо теперь светлое, пробиваются солнечные лучи. Но одинокий парус не рад этому, ему нравится метаться во время бури.

Автор хотел сказать этим произведением то, что намного лучше жить на свободе в вечных поисках, чем провести всю жизнь на нелюбимой земле, где царит спокойствие.

Пересечение свободы и одиночества наблюдается в стихотворении «Воля». Лирический герой данного стихотворения очень беден, у него нет ничего, он одинок. Однако, герой счастлив, ведь он свободен. Лирический герой нашёл друзей и товарищей в природе — это деревья, собеседником для него является степь. В этом стихотворении автор показывает, что в большинстве случаев свободные люди очень одиноки.

Также в лирике поэта затрагивается тема поэзии и свободы. Примером является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Всю жизнь за произведениями Лермонтова следили, никакой свободы слова у него, конечно, не было. В этом стихотворении автор смело заявляет, что он рад покинуть Родину и избавиться от «всевидящего глаза и от всеслышащих ушей». Михаил Юрьевич надеется обрести свободу за стеной Кавказа.

Таким образом, тема свободы наблюдается во многих стихотворениях. Лирические герои Лермонтова всегда свободолюбивы, они стремятся к свободе и жить в заточении не могут.

Мы напишем — Лермонтов тема свободы сочинение. Подсказки школьнику

Свободолюбивая тематика занимает особое место в творчестве поэта, поскольку является явным отражением характерных черт, присущих самому автору.

Тема свободы затрагивается поэтам в различных его произведениях, начиная с любовной лирики и заканчивая гражданскими стихотворениями.

Во многих произведениях поэт размышляет о характере вольных славян, которые, с его точки зрения, со временем растеряли чувство мужества, хотя изначально их дух был направлен исключительно в сторону свободы.

В некоторых стихотворениях поэт олицетворяет чувство свободы с природными явлениями, которые он пытается представить в виде одушевленного предмета. Посредством изображения красоты окружающей природы (океаны, моря, небеса, тучи) поэт олицетворяет общественную свободу.

Своеобразие лермонтовского творчества заключается в изображении тесной взаимосвязи воли и одиночества, поскольку ощущении свободы внутреннего состояния человека, по его мнению, неизбежно обуславливает появление чувства тоски и грусти. Именно поэтому поэт размышляет о том, что любые ограничения подвергают сковыванию внутреннего мира человека.

Представляя лирического героя в качестве бедного, но свободного человека, живущего только общением с окружающей природой, поэт акцентирует внимание на ощущение героем полнейшего одиночества, а также непредсказуемости полного отрешения от мирского существования. При этом свобода представляется поэтом в виде возможности к размышлениям, мечтам, собственным поступкам вопреки устоявшимся в обществе традициям, мнениям, устоям

При этом свобода представляется поэтом в виде возможности к размышлениям, мечтам, собственным поступкам вопреки устоявшимся в обществе традициям, мнениям, устоям.

В некоторых произведениях поэта лирический герой, который оказывается в неволе, ощущает постоянные мучения и страдания от болезненной нехватки свободы, терзаясь своим одиночеством

Кроме того, поэт акцентирует внимание, что человек, обреченный на отсутствие свободы, неминуемо погибнет, как и растение в отсутствие живительной влаги, несмотря на хороший уход, спокойствие и заботу

С точки зрения поэта, человек стремится к ощущению свободы даже несмотря на возможность гибель при достижении данной цели. Иногда даже смерть является для человека желанным освобождением.

Смысловая нагрузка лермонтовского творчества заключается в изображении стремления каждой личности к свободе, полету, мечтам, действиям, поступкам, мыслям, стремлениям и жизненному счастью.

Мотивы свободы и одиночества лирики Лермонтова

Еще при жизни лирические произведения М. Лермонтова принесли ему славу второго поэта после Пушкина, но настоящее значение его лирического наследства открылось уже после его смерти. А поэтическая обворожительность его стихотворений привлекает читателя и сегодня.

В стихотворениях поэта отразились все его творческие интересы, моральные и художественные поиски, личные переживания, даже общественные явления его времени. Из этих произведений можно понять, какие друзья и враги его окружали, какие события волновали мир, какие проблемы разрешались.

И

все же ведущий мотив его лирики — это мотив одиночества, на которое обречен человек. Для лирического героя Лермонтова выхода из этого состояния нет. Ни любовь, ни дружба не дают ему избавиться ощущение одиночества:

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Живу — как неба властелин —

В прекрасном мире — но один.

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтов обращается к образу Байрона, чтобы показать истоки этого чувства. «Мировая скорбь» Байрона находит отзыв в сердце лирического героя. Но Лермонтов живет и творит при других исторических обстоятельствах.

Байрон

отобразил пробуждение самосознания человека, а поколение Лермонтова несет груз разочарований в возможностях человека, ее прогрессивной роли в истории. Поэтому в «душе моей, как в океане, надежд разбитых груз лежит», потому чувство пессимизма охватывает его лирического героя.

Своеобразное решение находит этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой чувствует себя безгранично одиноким не только среди людей, но и во вселенной. Странно, но это чувство вызывает у него не желание уйти из жизни, а желание «Свободы и покоя», желание освободиться от условностей, которые ограничивают личность, желание почувствовать красоту человеческих отношений и мира.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

О любовь мнет сладкий голос пел

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

Мотив одиночества тесно связан с мотивом свободы. Возможно, человек потому одинок, что только во внутреннем мире он чувствует себя свободным. Но Лермонтов чувствует, что скованность в пределах внутреннего мира обедняет человека. Например, стихотворение «Не верь себе» раскрывает традиционную для романтиков тему «поэт и толпа». Но его решение этой темы противоположно традиции: у толпы значительные преимущества перед поэтом, потому что в ней сосредоточился выстраданный опыт многих поколений, а внутренний мир одного человека, какой бы богатый он не был, не может вместить этот опыт.

Более характерно для Лермонтова — сочетания мотивов свободы и природы, природы и одиночества. Природа олицетворяет стихию свободы, потому часто употребляемые образы океана, моря, неба, звезд, туч. Лирика Лермонтова отобразила главные проблемы его времени. И не случайно мотивы одиночества и свободы — ведущие в его творчестве. Именно действительность подсказывала их поэту.

Образы в известных произведениях

Герой драмы «Маскарад» жаждет духовной свободы и человеческого участия. Но безграничное неверие в жизнь и людей превращает его в убийцу. Губит его самого. Гибнет и главный образ поэмы «Мцыри», готовый рай и вечность променять на свободу.

А «Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской прозе? Рассуждая о свободе как о главной ценности, Печорин спрашивает себя: «От чего я так дорожу ею?» Он ищет ответы, вторгаясь в жизнь других людей, сеет вокруг себя гибель и страдания. Обрекает себя на трагическое одиночество и холодное ожесточение.

Фаталист намеренно испытывает судьбу и остается жив. Но это лишь временная отсрочка. А «Песня про купца Калашникова»? Герой этой поэмы своей смертью утверждает честь и достоинство человека. Обращаясь к народным истокам поэзии, Лермонтов страстно искал ответы на кардинальные вопросы жизни и смерти.

Все, связанное с памятью Михаила Юрьевича Лермонтова — бесценное достояние не только русской, но и всей мировой культуры. Память о гении никогда не умрет в душах потомков. Она служит неиссякаемым источником вдохновения, веры в жизнь и любви к родной земле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: