Кто такой Мцыри – характеристика героя
В литературе 18–19 веков одним из главных направлений был романтизм. Увлечение мистикой, обращение к душевному миру героев, воспевание свободы, ярких, сильных чувств, описание необыкновенных событий, приключений – все это привлекало к романтическим произведениям.
Все русские литераторы работали в этом направлении, создавая в своих произведениях образы неординарных, сильных личностей. Лермонтов также создал романтические образы, среди которых Мцыри, герой одноименной поэмы.
Поэма «Мцыри» посвящена судьбе молодого послушника монастыря ( Мцыри и означает в переводе с грузинского послушник). Короткая жизнь пленного мальчика, затем юноши – монастырского воспитанника — наполнена яркими, необычными событиями. И сам его характер может стать символом романтического образа.
Шестилетним мальчиком герой поэмы оказался в плену. Русский генерал вез его из Грузии, но в дороге пленник тяжело заболел, и его оставили на попечение монахов одного из монастырей. Больного вылечили, и в обители он провел детство, отрочество.
Главное чувство, которое наполняло смыслом монотонную жизнь Мцыри в обители, была тоска по родному краю, родителям. Он жил воспоминаниями о горах, о мудрых стариках, о воине-отце, о любимых сестрах. И мечта вернуться в родное селение росла и крепла вместе с ним. Поэтому, став старше, он бежит из монастыря.
Три дня на воле стали самыми счастливыми в жизни. Буйство грозы, прекрасное тихое утро, молодая грузинка, идущая за водой, и даже схватка с диким барсом – все это дало столько потрясающих впечатлений, сколько он не получил за всю свою недолгую жизнь.
Раны от когтей барса отняли у Мцыри последние силы. Его, потерявшего сознание, нашли монахи и опять вернули в обитель. Здесь юноша умер, поведав на предсмертной исповеди всю свою историю старому монаху.
Мцыри воплотил в себе все основные черты романтического героя: погруженность в мечту и тоску по родине, страстное стремление к свободе, слияние с природой во время побега, храбрость и мужество в борьбе с барсом.
Романтично и само место, где разворачиваются события: монастырь в горах Кавказа, мрачный, непроходимый лес, горное ущелье с шумящим потоком… Все в поэме рисует читателю прекрасный образ юного героя, пожертвовавшего жизнью ради трех дней свободы.
Такой романтический, полусказочный герой был актуален в 30–40 годы 19 века, когда стремление к свободе подавлялось реакционной властью Николая I, и о воле, гармоничном мире можно было только мечтать.
Вариант 2
М. Лермонтов написал поэму «Мцыри» в 1839 г. В ней повествуется о жизни юного послушника по имени Мцыри.
Образ Мцыри в этом произведении является самым ключевым, поскольку в нём заключается главная идея произведения. По ходу прочтения мы узнаём, что Мцыри оказался в монастыре ещё в детстве, потому что его родной горный аул был разрушен войной. Затем также узнаётся, что он перенёс тяжелую болезнь и был воспитан монахами как послушник.
Однако все эти горести жизни не сломили его, а, напротив, сделали сильнее.
Мцыри представляет собой юношу очень чуткого и восприимчивого, с тонкой душевной натурой. Любые движения природы откликаются в его душе.
В Мцыри бушует кровь горцев, стремление к независимости и свободе. Мир, который состоит из монастырских молитв, смирения и послушания для него чужд и неприятен. Он был рождён не для отшельничества и вечного служения богу. Окружающие его люди, монахи, не способны его понять из-за своей религии.
Для свободолюбивого Мцыри такая жизнь является отягощающей и ненастоящей. Поэтому он совершает побег из монастыря. Он остался в одиночестве, но это вовсе не беспокоит Мцыри, потому что ему открылся целый мир с его простором и великим естеством природы. Но этого недостаточно, он желает большего, что было бы для него, действительно, важным. Его настоящее его желание – это вернуться туда, где он вырос, на родину. Пытаясь отыскать свою родину, Мцыри заблуждается. Он видит горы, Кавказ, знает, что там его дом. Но Мцыри не знает, как туда попасть. Проведя долгие годы в монастыре, он забыл дорогу назад. Даже если Мцыри сможет вернуться на родину, что его там ждет, в давно разрушенном ауле? Все его близкие погибли. У него не осталось ни одного дорогого человека на всём свете.
Постепенно Мцыри осознаёт, что ему не удастся вернуться домой, и он также осознаёт своё чудовищное проклятье – абсолютное одиночество.
Далее в ходе действия поэмы происходит битва с барсом. Мцыри сражался с ним яростно и самозабвенно, как дикий зверь.
Мцыри выходит победителем, но слишком много ранений ему нанесли. Смерть неизбежна. И Мцыри это полностью понимает. Он не боится смерти. Он сознательно пошёл на этот шаг, потому что дальнейшая жизнь для него бессмысленна. Мцыри утратил всё ценное, что у него было в этой жизни.
Мцыри является очень ярким и запоминающимся на долгое время героем, достойным сострадания.
Характеристика главного героя Мцыри
Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. Лермонтов описал его сильным и мужественным человеком с четко намеченными целями и жизненными мировоззрениями, к которым он стремится, несмотря на невзгоды и преграды. Он не боится отдать свою жизнь за свободу и любовь к своей Родине.
Еще давно его в монастырь привез русский военный, который взял мальчика в плен. Мцыри был ослаблен, физически уставший, но он уже в ту пору был силен волей. Монахи в монастыре ухаживали за мальчиком, в результате чего он поправился, и жил с ними долгое время. Но там он был несчастен, так как постоянно тосковал по свободе, по своей Отчизне.
Монастырь он считал тюрьмой, которая была для него важной преградой для пути на свободу. Он мечтал оказаться на своей Родине, и постоянно жил этой мечтою. Мечта была осуществима лишь тогда, когда темной ночью Мцыри убегает из монастыря
Ему кажется, что вот путь к свободе, но обитатели монастыря спустя немного после совершения побега, его находят почти умирающим.
Они пытаются ему помочь, возвратить его к жизни, но молодой человек умирает. Многим кажется, что он сделал большую глупость, убежав из обителя, тем самым поплатился собственной жизнью. Но перед смертью Мцыри исповедуется и рассказывает истинную причину побега, наставник монастыря понимает внутренний мир героя.
Мцыри, имея своеобразный нравственный пыл, был полон тревог и надежд на свободу, мечтал воссоединиться к природе, познать окружающий мир. Он был наделен достоинством, гордостью, мечтал быть независимым, а не обитателем тюрьмы.
Каждое действие за пределами окрестностей монастыря делало юношу счастливым и свободным. Он восхищался, и одновременно горько разочаровывался, все эмоции для него были ценны, потому что неискушенный горец никогда в жизни не ощущал.
Его дорога была сложна, но он стремился добиться цели и преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Он смог одолеть горного барса, с которым у него была смертельная схватка, будучи уставшим и истощенным. Но его мечты не сбываются, он умирает с мыслью о далекой Родины.
Он был по-своему счастлив, находясь на природе, поэтому вернувшись в обитель, жизнь для него сера и скучна. Перед своей кончиной юноша произносит просьбу схоронить его в дивному саду, откуда виден Кавказ.
Облик Мцыри предстал читателю сильным и стойким духом, гордым и независимым мужественным юношей. Автор жалеет своего персонажа, восхищается и любуется им. Он проявляет сочувствие горному мальчику в том, что он не смог возвратиться в родительский кров.
Несколько интересных сочинений
Замечательная поэма Лермонтова рассказывает о молодом монахе, проживающем на Кавказе. Писатель описывает чрезвычайно мужественного и непокоримого героя.
Первый конструктор, который у меня появился, был про полицейского, который на машине гонится за преступником. Потом мне подарили полицейский катер, и у меня начал собираться целый набор про полицейских
«Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова — историческая поэма времен правления Ивана Грозного. Главными героями стали сам царь и его опричник – молодой купец Степан Парамонович Калашников.
Александр Михайлович Герасимов — одна из самых значительных фигур советской живописи.
Еще с первобытных времен человек не только переживал за свое благополучие, но так же задается постоянными вопросами: «Кто есть человек?», «Как он появился на планете Земля?» и, самый важный вопрос «Зачем он здесь?».
Источник статьи: http://sochinite.ru/sochineniya/po-russkomu-yazyku/imya-sushchestvitelnoe
Основа поэмы
Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.
Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.
Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».
Элементы автобиографии
Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.
Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу . Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.
Жизненный путь Мцыри
Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул. В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние. Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».
Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.
Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.
Вариант 2
Комедийная пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» обладает множественными стилистическими особенностями, главной из которых является стиховая форма. Именно стихотворный комедийный язык стал центром культуры комедийного диалога персонажей, позволил обогатить литературную речь простым, живым просторечием. Данная форма высказываний больше напоминает музыкальную драму, имеющую свой особый, неизбежный ритм и без пауз и остановок, форму, которая затягивает при чтении.
Главные персонажи комедийной пьесы Чацкий и Софья способны выразить целую гамму чувств, которые отличны от других персонажей, к примеру, от Скалозуба, речь которого наполнена короткими фразами, Молчалина, также, немногословного. Их речи выражают любовь, жизненную душевную боль, скорбь по тем, кого потеряли в гражданской войне, уникальный сарказм, наполненный иронией и негодованием.
С первых минут чтения легко наблюдаются психологические, и даже можно сказать этические элементы комедийного языка Грибоедова. Еще одной особенностью языка комедии «Горе от ума» является Чацкий, который имеет свой особенный набор фраз, которые чужды тем временам, свое индивидуальное построение эпитетов и синтаксис, смешанный набором простых и сложных форм предложений.
Речь главных персонажей наполнена богатством и разнообразием, инверсиями и антитезами, градациями и патетикой, что позволяет отличить ее от речи других героев, которая больше схожа на обыденную, бытовую. Грибоедову отлично удалость выделить Чацкого и Софью благодаря созданному образу и идейности. Но при этом, Александр Сергеевич не забыл о реалистичности. Книжные отголоски время от времени чувствуются в контексте, также само, как и автор чувствовал их опасность и власть.
Грибоедов в своей комедийной пьесе даже смог воссоздать особую дворянскую речь интеллигенции эпохи декабристов. При этом патриотическая лексика также имела место существовать.
Главной особенностью комедии Александра Сергеевича является стихотворное построение речи персонажей, которая больше напоминает музыкальную драму, наполненную особым ритмов, и в которой нет места паузам и произвольным остановкам.
Вариант 4
На мой взгляд, человек является частью природы, а точнее остается, однако, только сейчас. В дальнейшем люди смогут практически полностью выйти из природы и в этом есть свой резон и определенное преимущество.
Ведь, если на данный период люди остаются частью природы, то кем они, по сути, остаются? Животными, совершенно верно, но ведь именно люди стремятся себя всячески отделить от животного мира и сделать себя чем-то большим. Конечно, до сих пор примитивные народности могут иметь тотемные верования, а простые люди даже в чем-то подражать животным и видеть в животных примеры позитивного развития каких-то качеств.
Тем не менее, все эти верования, по моему мнению, являются атавизмом, также как хвост или шерсть на теле, от которой люди спокойно избавляются в процессе собственного развития. Человеку свойственно именно отделять себя от природы и становиться не просто чем-то отдельным, но и чем-то большим, то есть превосходить существующие условия и положение дел.
Поэтому у человека есть собственная природа – культура. В дальнейшем люди смогут заменить многие факторы, которые являются сугубо природными и создавать искусственные: свет, пищу, воду. Также не потребуется какого-то природного ландшафта для обитания, какие-то природные нормы отступят и будут смещены идеями сугубо человеческими.
Даже сейчас люди могут размножаться практически без использования изначальных природных механизмов, а в этом фактически заключается основа природы. Даже сейчас люди обитают в городах, где зачастую вообще практически полностью отсутствуют растения и животные, а на какой-то праздник управляющие городом могут улучшить погоду при помощи специальных распылителей или других технологий.
Поэтому современный человек мне кажется только переходным этапом к чему-то большему. Не известно чем станет нечто новое и каким в действительности будет человек нового времени, но вполне ясным видится факт его существования вне природы, в совершенно особых условиях, которые созданы самостоятельно и не опираясь на какие-то природные механизмы. Остается только вопрос будет ли существовать природа без человека?
Ощущения Мцыри от свободы
(Свобода Мцыри)
Что увидел Мцыри, будучи свободным? Он восхищался, радовался окружающей его природе. Для юноши она удивительно прекрасная. И действительно перед ним открылись невероятные пейзажи Кавказа, а здесь есть места, которыми можно любоваться. Мцыри улавливает все, что его окружает, – птицы-облака, хребты гор, толпы деревьев, большие поля. Сердце ощущало легкость, внутри пробуждались воспоминания, которые отсутствовали в заключении. Внутренний взор героя наблюдает за знакомыми, близкими людьми, картиной детства. Ощущается здесь натура Мцыри, являющаяся очень поэтичной и чуткой. Он со всей искренностью отзывается на природу, ее зов. Он готов ей раскрыться полностью. Мцыри – это человек, предпочитающий общение с природой, а не общество, которое способно испортить любую душу.
Образ Мцыри
Мцыри — глубоко трагический образ, который раскрывается во время всего повествования. Поначалу он предстаёт перед читателями робким, надломленным юношей, который готов покориться судьбе и стать монахом. Этот поступок не вызывает удивления: всё детство Мцыри провёл за стенами монастыря, не зная ни родительской ласки, ни детских забав. Оторванный от отчего дома в раннем возрасте, он провёл унылую, безрадостную жизнь на чужбине, среди суровых старцев-монахов.
Однако за внешней замкнутостью и угрюмостью скрывается живая душа, трепетное сердце, которое отчаянно тоскует по родине, свободной жизни, наполненной приключениями и опасностями. Скучный, однообразный уклад в монастыре не по нутру этой страстной натуре, которая отчаянно мечтает выбраться из своей темницы. Мцыри даёт себе клятву совершить побег, чтобы вкусить настоящую жизнь, и в итоге сдерживает слово.
Всем своим нутром Мцыри стремится на родину, к своей семье. Для него, горца, большое значение имеют родственные связи, принадлежность к своей общине, своему народу. Именно поэтому ему так тяжело живётся в монастыре, где он чувствует себя одиноким чужаком.
Оказавшись на свободе, Мцыри впервые за долгие годы познаёт счастье, в нём раскрываются дремавшие прежде романтические черты. Он радуется грозе, наслаждается красотой дикой природы, его переполняют чувства и эмоции. За короткий промежуток времени юноша успевает почувствовать влюблённость к грузинке, проявить себя ловким и отважным воином в схватке с разъярённым барсом.
Всего за три дня Мцыри успевает пережить полный спектр эмоций, которых он был лишён в монастыре. Герой не жалеет о совершённом побеге, поскольку понимает, какой он есть на самом деле: свободный, сильный и несокрушимый. Физически ослабленный, он сохраняет удивительную стойкость духа и грустит лишь о том, что не смог осуществить свою давнишнюю клятву и вернуться домой. Мцыри покидает этот мир с улыбкой на устах, никого не обвиняя в своей горькой судьбе.
Популярные сегодня темы
Островский Александр Николаевич – человек, который смог в, казалось бы, таком простом и коротком произведении как «Гроза» описать всю Россию и озвучить народные мысли о желанной революции. Написав эту пьесу в 1859
Тарас Скотинин – является одним из главных отрицательных лиц в произведении. Он предстаёт перед читателем крайне неприятной личностью, которая отторгает все хорошие и позитивные эмоции
Теннесси Уильямс написал своё произведение «трамвай желание» в 1947-м году. В этом же году пьесу опубликовали. Пока шла работа над произведением, писатель успел поменять 3 города.
Первая зелень – очень красивая картина известного во всём мире художника Никонова Владимира Глебовича. Эта картина как – будто веет свежестью, весной
Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.
Сочинение Существительное — моя любимая часть речи
Имя существительное главная часть нашего Русского языка. Без нее мы не сможем общаться и называть вещи своими именами.
В первом классе на уроке русского языка, мы проходили тему «Имя существительное». Я вообще очень люблю русский язык, но эта тема меня зацепила конкретно, я постоянно хочу узнавать, что-то новое об этой теме, и очень стараюсь знать о ней все.
А хочу все о ней знать потому, что я люблю красиво говорить и писать, не допускать ни каких ошибок. Ведь я считаю, что если не правильно сказать слово, то это позор. Да и вообще существительное самая волшебная часть речи, она называет города, села, материки. А самое главное это то, что эта часть называет все предметы и отвечает всего на два вопроса «кто?» и «что?», например: стул, вода, соль, рука, нога и многое другое. Вы только представьте, всего два вопроса, а называет и материки, и предметы, и химические вещества и многое другое. Всего в русском языке семь падежей, все они отвечают на разные вопросы и благодаря им каждый предмет обретает другую форму названия.
Еще мне нравится то, что существительные бывают одушевленные и не одушевленные. Например: сестра, мальчик, русалка, кощей – это одушевленные, а гроза, олимпиада, радость- неодушевленные.
Я даже не могу представить, как бы мы жили без существительного. Ведь тогда было бы не возможно общаться, с трудом бы понимали друг друга, да и вообще не знали бы как называется, то или иной предмет. Больше всего мне нравятся падежи, я выучил их всех.
Я их выучил за 15-20 минут и с тех пор никогда не забываю их. Вот хоть сейчас дай мне любое существительное, я за пять минут его просклоняю по падежам. Некоторые слова не склоняются например: кино, пальто и другие.
Что было если бы не было мужского, женского и среднего рода? Мы бы называли женщину «он», а мужчину «она». Вот смеху было бы. А если не было бы вообще русского языка, то все говорили бы как первобытные «мумамкме» а другое ему «пореног-пореног». Смех и грех.
Приглядитесь, я написал сочинение в двести восемьдесят и более слов. Из них сто двадцать и более существительные. И только попробуйте сказать, что без существительных нам можно прожить.
Вариант 2
Образ, созданный Лермонтовым, совсем не соответствует тому типу монахов, которые были присущи тому времени. Главный герой предстает перед нами сильным и свободолюбивым молодым человеком. В его характер автор вложил максимум стремления к свободе, он сильный духом и твердой воли и непокорности.
Возможно, этому послужило то, что он с малого возраста находился в монастыре, и его так тянуло к свободе, к полету. Мцыри попал в монастырь случайно, а не по зову сердца. Воспитывая маленького больного мальчика, монахи думали, что он станет хорошим монахом, и Мцыри почти смирился со своей участью, и принимает свою судьбу. Но время от времени мальчик вспоминает свою семью, родных и родное село, и его обуревает тоска по дому.
Свою жизнь в монастыре он характеризует как плен, и если бы в его власти он поменял бы свою жизнь, и если бы была еще одна, то и ее бы отдал за ту одну свободную, полную жизни и тревог.
Однажды в своем рассказе старику-монаху он жалуется на свою тоску, которая его одолевает, которая как червяк сидит в его душе и жжет оттуда из нутрии. Лишь мысли о свободе, где мир полный тревог и битв, подальше от душных келий, живут в его мечтах и в его молитвах.
Мир, который он себе представляет, красочен и прекрасен, и окружающий мир и люди, которых он воспринимает как вольных орлов.
По своему рождению он горец, а дух рожденного в горах, его нрав, пыл и страсть, и характер, не совместимы с тихой монашеской жизнью. Здесь автором на протяжении всего произведения описан конфликт души и судьбы. И действительно для главного героя жизнь в монастыре это своего рода испытание, и даже не жизнь для него, а существование. Он даже клянется сбежать из монастыря, из этой тюрьмы, чтобы увидеть свою родину, своих родных.
Монашеская жизнь Мцыри ни как не сочетается с внутренним миром юноши. Для него есть более ценные вещи. И даже те три дня, которые он прожил на свободе вне стен монастыря, он ценит больше чем всю свою маленькую жизнь, прожитую в монастыре. Три дня прожитые дома в родных краях, по настоящему делают его счастливым человеком, но он так и не находит дороги домой.
В целом поэма Лермонтова в целом трагична.
В борьбе с хищником Мцыри получает смертельные раны, и все же в бреду добирается до стен монастыря, где принимает по выздоровлении постриг. Его мысли теперь грустны и печальны, его теперь тревожит лишь одна мысль, то, что он не будет похоронен на своей родине на Кавказе. Об этом он говорит своему настоятелю. И ему так горьки мысли, что он не погиб от полученных ран, а волею судьбы вернулся в свой плен.
Популярные сочинения
Рыбная ловля в наши дни является очень популярным занятием. Удить рыбу любят как маленькие дети, так и взрослые. С раннего детства (мне тогда было около пять лет) отец постоянно брал меня с собой на рыбалку
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был выпущен после отмены крепостного права и произвел фурор в обществе. В книге повествуется о событиях, предшествующих отмене крепостного права
В основу произведения М. А. Шолохова «Судьба человека» лег рассказ, услышанный писателем в ожидании парома от случайного знакомого. Впоследствии Шолохов очень жалел, что не узнал его имени.
Источник статьи: http://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/imya-sushchestvitelnoe-i-ego-vazhnost