«капитанская дочка»: история человека и…государства

«она по-русски плохо знала»: как учили иностранные языки в российской империи

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Кажется, Пушкина знаешь наизусть с детских лет. И все же каждый раз, раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, видишь то безудержно веселые, то задумчивые глаза писателя и невольно втягиваешься в беседу с ним.

Пушкин — добрый спутник нашей жизни.

Мне нравятся стихи, поэмы Пушкина. Но в большей степени он привлекает меня как прозаик. Я зачитывал до дыр «Повести Белкина», восхищался «Дубровским». «Капитанская дочка» потрясла мое воображение и осталась любимым произведением.

Сейчас, если я слышу о чести, благородстве и верной любви, в моей памяти возникают образы Гринева и Маши Мироновой из «Капитанской дочки». Это произведение, несмотря на небольшой объем, полно глубокого смысла.

В «Капитанской дочке» одновременно развиваются несколько сюжетных линий. Одна из них — это история любви Маши и Гринева, другая — события, происходившие в то время в Оренбургской губернии. Пушкин считал, что в повести должна быть «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».

Завязка произведения состоит в том, что молодой офицер Петр Гринев был направлен служить в Белогорскую крепость. По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает 100 рублей Зурину, ссорится со своим дядькой Савельичем, хотя тот и прав, не давая барину денег.

Гринев с дядькой, следуя в крепость, заблудились во время бурана, но случайно встретили мужика, выведшего их к постоялому двору. Юноша, поблагодарив вожатого за помощь, отдал ему свой заячий тулуп. Казалось бы, рядовое событие, но какую огромную пользу оно принесло впоследствии!

Гринев, приехав в Белогорскую крепость, познакомился с дочерью своего начальника Миронова. Маша понравилась молодому человеку. Из-за девушки он поссорился с Швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринев вызвал обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина.

Этот поединок едва ли не закончился гибелью Гринева из-за подлости Швабрина. Выздоровев, Гринев узнал, что Швабрин написал на него донос. Это возбудило в юноше ненависть к своему врагу. Праведный гнев Гринева близок и понятен мне.

В это же время в губернии началось восстание. Повстанцы под началом Пугачева легко взяли крепость. Комендант, его жена и офицеры были убиты. Швабрин, запятнав честь офицера, изменив присяге, стал прислужником бунтовщиков. Гринев никогда бы не стал предателем. Он предпочел бы умереть, но верный Савельич спас своего господина. Пугачев оказался тем самым мужиком, которому Гринев когда-то подарил заячий тулупчик. Добро окупилось сторицей!

Гринев, потрясенный тем, что тулуп, подаренный бродяге, избавил его от петли, а бродяга теперь осаждает крепости и потрясает государство, тем не менее отказывается присягнуть на верность Пугачеву: «Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу»,

Этот поступок Гринева привел меня в восхищение: находясь полностью в руках Пугачева, он не пытается скрыть от него своих убеждений. Самозванец, пораженный такой честностью, отпустил юношу.

И еще раз доведется Гриневу воспользоваться благосклонностью Пугачева: крестьянский вождь, восхищенный смелостью Гринева, спасает Машу Миронову от ненавистного ей Швабрина. Эти поступки Пугачева свидетельствуют о незаурядности его натуры. Он умел не только карать, но и миловать. Это его гуманное поведение вызывает у меня искреннее уважение.

Петр Андреевич Гринев выступает в повести образцом порядочности. Вспомним, что он отказался служить Пугачеву, не побоялся рисковать жизнью ради спасения Маши. А каким благородством проникнуто его поведение на суде, когда, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, Петр Андреевич старается не запятнать честь Маши!

«Береги честь смолоду» — таков эпиграф к «Капитанской дочке». Пушкин выбрал точную пословицу: поведение героя полностью соответствовало ей. Как тут не вспомнить нынешнее состояние русской армии, когда некоторые офицеры распродают военное имущество, даже оружие! Побольше было бы у нас таких офицеров, как Гринев, беззаветно преданных России, все поступки которых направлялись на ее пользу!

Я снова и снова возвращаюсь мысленно к Гриневу, размышляю о его поступках. Чувствуется, что он глубоко симпатичен и самому автору. В чертах Петра Андреевича мы угадываем мысли и чувства самого писателя. Герои его произведений еще долго будут владеть моим сердцем.

Глава 4. Поединок

Петр часто заходит в гости к коменданту. Служба не тяготит его. Парень проникается нежными чувствами к Маше. Она оказалась весьма умной и воспитанной девушкой. Гринев посвятил ей песню, которую написал сам. Швабрин раскритиковал каждое слово. Он сказал, что вместо песенок, ей лучше подарить серьги, и она будет приходить к нему каждую ночь. Ведь отец не может дать ей огромного приданого.

Петя вызывает обидчика на дуэль. Им не удастся драться в назначенное время. Их схватят солдаты, которых пришлет Василиса Егоровна. Парни согласятся с речами окружающих, и пообещают больше не накалять обстановку.

Вскоре возле реки случится поединок. Швабрин начнет сдавать позиции. Петр услышит голос Савельича, обернется, и враг ранит его. Тот упадет без сознания.

Тема повести

  • На первый план в произведении выходят темы нравственного выбора, порядочности, достоинства. Гринев демонстрирует высокие моральные ценности, а Швабрин – их отсутствие, и мы видим влияние этих обстоятельств на их судьбы. Так Пушкин показывает, что моральное превосходство всегда дает человеку преимущество, хоть он и брезгует хитростью, которая привела бы его к цели быстрее. Несмотря на то, что Алесей употребил все свою изворотливость, победа все равно осталась за Петром: Мария осталась с ним, как доброе имя.
  • Честь и бесчестье. Каждый герой стоял перед выбором между честью и бесчестьем, и все сделали его по-разному: Мария предпочла преданность выгодному браку (отец Петра изначально не дал согласия на брак, так что она рисковала остаться в старых девах, прогоняя Алексея), Гринев не раз решал в пользу нравственного долга, даже когда речь шла о жизни и смерти, ну а Швабрин всегда выбирал выгоду, позор был ему не страшен. Подробно этот вопрос мы разобрали в сочинении «Честь и бесчестье в Капитанской дочке».
  • Тема воспитания. Пример главного героя поможет разобраться в том, что же значит хорошее семейное воспитание, то есть, чего не хватает не порядочным людям, и как это отражается на их жизни. Детство Швабрина прошло мимо нас, но с уверенностью можно сказать, что он не получил важнейших духовных основ, на которых строится благородство.
  • Основные темы включают в себя и любовную: союз Петра и Марии – идеал для любящих сердец. Герой и героиня на протяжении романа отстаивали свое право на совместную жизнь, даже вопреки родительской воле. Они смогли доказать, что достойны друг друга: Гринев неоднократно вступался за девушку, а она спасла его от казни. Тема любви раскрывается с присущей Пушкину чуткостью: молодые люди клятвенно обещают друг другу вечную преданность, даже если судьба никогда больше не сведет их вместе. И свои обязательства они выполняют.
  • Примеры из «Капитанской дочки» пригодятся для тем «человек и государство», «власть и человек». Они иллюстрируют насильственную природу власти, которая не может быть не жестокой по определению.

Основные проблемы

  • Проблема власти. Пушкин рассуждает, какая власть лучше и почему: анархическая, стихийная пугачевщина или екатерининская монархия? Очевидно, что крестьяне предпочли первую второй, рискуя собственной жизнью. Дворяне, напротив, отстаивали порядок, удобный им. Общественные противоречия разделили единый народ на два противоборствующих лагеря, и у каждого, выходит, своя правда и свой устав. Историческая проблематика включает и вопросы о справедливости бунта, нравственной оценке его предводителя, правомерности действий императрицы и т.д.
  • Проблема человека и истории. Какую роль играют исторические события в судьбе человека? Очевидно, что бунт поставил Петра в трудное положение: он был вынужден проверить свой характер на прочность. В окружении врагов он не изменил своим убеждениям и рискнул в открытую не принять их сторону. Ему грозила верная смерть, но он предпочел жизни честь, и сохранил и то, и другое. Пугачевщина — это темная сторона истории, с помощью которой Пушкин оттенил судьбы персонажей. Об этом говорит даже название романа «Капитанская дочка»: автор назвал его именем вымышленной героини, а не Пугачева или Екатерины.
  • Проблема взросления и воспитания человека. Через что должен пройти человек, чтобы стать взрослым? Благодаря пугачевскому бунту, юноша рано повзрослел и стал настоящим воином, однако цену такой эволюции можно назвать слишком дорогой.
  • Проблема нравственного выбора. В произведении есть герои-антагонисты Швабрин и Гринев, которые ведут себя по-разному. Один выбирает предательство ради своего блага, другой ставит честь выше личных интересов. Почему их поведение столь различно? Что повлияло на их нравственное становление? Автор приходит к выводу, что проблема безнравственности решаема только индивидуально: если в семье чтут мораль, то все ее представители будут следовать долгу, а если нет, то человек не выдержит испытаний и будет лишь пресмыкаться и жульничать, а не беречь честь.
  • Проблема чести и долга. Герой видит свое предназначение в службе императрице, однако на поверку оказывается, что она не дорого стоит в глазах Екатерины. Да и долг, если разобраться, весьма сомнителен: пока народ восставал против произвола, армия помогла подавить его, и вопрос о чести участвовать в этом насильственном акте весьма сомнителен.
  • Одна из главных проблем произведения «Капитанская дочка» – социальное неравенство. Именно оно встало между гражданами одной страны и направило их друг на друга. Против него восстал Пугачев и, увидев дружеский жест Гринева, пощадил его: не дворян он ненавидел, а их высокомерие по отношению к народу, который кормил всю державу.

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Популярные сочинения

  • Молчалины блаженствуют на свете сочинение (9 класс) В нашем обществе присутствует достаточно большое количество различных подтипов людей, которые так или иначе встречались, или же до сих пор встречаются в нашей жизни. Хоть и вешать на кого-то ярлыки является лишь придуманной человеческой необходимостью
  • Сочинение-опсание по картине Мика Морозов Серова (4 класс) Картина Серова «Мика Морозов» в своё время стала одной из самых известных на просторах СССР. На ней изображен мальчик лет пяти от роду. Художнику было совсем непросто нарисовать такую картину
  • Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика) Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Это известный учёный, интеллигентный человек, который добился больших успехов

Гувернеры и гувернантки

Главным способом обучения было как можно более полное погружение в языковую среду. Приставленные к дворянским отпрыскам гувернеры и гувернантки зачастую вообще не знали русского, и дети, к которым большинство окружающих (в том числе собственные родители) обращалось исключительно на иностранном, вырастали билингвами.

Традиция нанимать в качестве воспитателей носителей языков (в основном французского) сложилась при Елизавете Петровне. При этом их квалификация поначалу вообще никого не интересовала, и в гувернеры зачастую шли все кому не лень.

Такое положение дел беспокоило даже самих приезжих иностранцев. Граф де ла Мессельер, секретарь посольства в России в 1757–1759 годах, писал:

Когда проблема стала приобретать угрожающие масштабы и ее уже нельзя было игнорировать, императрица Елизавета Петровна выпустила указ, который обязывал всех иностранцев, претендовавших на звание учителя, сдавать экзамен в Петербургской академии наук или Московском университете. Но такие «квалифицированные» преподаватели просили более высокое жалованье, и во многих помещичьих семьях по-прежнему охотно брали в услужение любых приезжих, не спрашивая дипломов (формально это грозило штрафом нанимателю и высылкой — гувернеру, но, как известно, строгость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения).

Так что проблема оставалась актуальной и в начале XIX века (хотя по сравнению с серединой прошлого столетия ситуация несколько улучшилась). Англичанин Джонс уже в 1820-х годах , что некоторые встреченные им в России гувернантки, его соотечественницы, на родине были, по всей видимости, поварихами или прислугой:

После Французской революции в Россию хлынули тысячи граждан рухнувшей монархии, бежавших от нового режима. Многие из них — аристократы, не имевшие другой специальности, — тоже пополнили ряды учителей и гувернеров.

Кстати, один из таких аристократов-эмигрантов, граф Монфор, работал гувернером в семействе Пушкиных.

Глава 2. Вожатый

Молодой Гринев с верным слугою едут в крепость. Извозчик предупреждает, что может начаться сильная метель, но парень велит двигаться дальше. Поднялся сильный ветер и пошел снег. Путники встретят незнакомца, который поможет им найти дорогу к постоялому двору.

В пути Петя задремлет. Ему приснится странный сон. Он вернулся домой, получив новость о болезни отца. На ложе он увидит не его, а совершенно другого мужчину, с черной бородой. Незнакомец размахивает топором и крушит все вокруг, убивает людей. Парня же он не тронет. Проснувшись, тот будет очень удивлен. Ведь путник, который помог им выбраться, очень похож на мужчину со сновидений. В знак благодарности, Гринев подарит ему заячий тулуп.

Когда Петя и Савельич приедут в Оренбург, они отдадут сопроводительное письмо отца его знакомому. Тот, чтобы удовлетворить просьбу мужчины, отсылает его сына еще дальше, в Белгородскую крепость.

Пропущенная глава (присутствовала в рукописях, но редко издавалась с остальным текстом)

Петр, отослав Машу и старика Савельича в родительское гнездо, наконец успокоился, и стал со всей отвагою бороться с пугачевскими приверженцами. Когда его отряд находился слишком близко от родного дома, он переправился через Волгу, а потом, сумев раздобыть лошадь, добрался к близким. Там он узнал, что крестьяне поддержали бунт, и выступили против семейства Гриневых.

Пока бунтари ожидали подкрепления, близкие Пети находились в амбаре под замком. Туда же предатели и поместили прибывшего сына Андрея Петровича. В селение вошли солдаты Пугачева, под предводительством Швабрина. Он дает распоряжение повесить семейство его соперника.

Гусарский эскадрон Зурина не допустил беды, вовремя прорвав оборону, и добравшись к поместью. Петр ранит врага. Швабрина отправляют в Казань. Возлюбленный Марии Мироновой вновь отправляется в бой.

На этом и заканчивается краткий пересказ романа «Капитанская дочка», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Мы напишем — Француз Бопре в романе Капитанская дочка Пушкина. Подсказки школьнику

Во времена, которые описываются Пушкиным в Капитанской дочке, многие знатные люди иностранцев для воспитания детей. При этом не всегда иностранные педагоги были педагогами в полном смысле этого слова. Люди из других стран пользовались спросом на такую «экзотику» и даже будучи ранее кондитерами или простыми солдатами, отправлялись в Россию на заработки.

Собственно, Пушкин через француза Бопре описывает именно этот феномен. Этот герой повести ранее работал парикмахером, после чего служил солдатом в Пруссии.

Изначально, согласно заключенному контракту, преподавателю нужно было обучить Петра Гринева разнообразным областям знания и также немецкому и французскому языкам. Тем не менее, по факту Бопре сам учится к Петра, которого учит с 11 лет, русскому языку. Он не прикладывает практически никаких усилий к обучению юноши, но тот этому вполне рад.

Бопре использует свои познания в русском языке для того чтобы обеспечить потребности в рамках основной собственной страсти – женщины

Француз является любителем противоположного пола и стремится всячески завоевать внимание прекрасной половины человечества. За такое поведение он нередко получает не самый приятный ответ, но иногда и добивается собственной цели

В частности, в повести описывается, как ему удается соблазнить двух молодых и неопытных крепостных: прачку и коровницу. Как говорит автор, Бопре удается «соблазнить неопытность» этих юных особ.

Помимо этого француз является падким до алкоголя и подобно тому, как легко и с собственной пользой меняет родной язык на русский, он меняет привычные ему вина на русские настойки, которые с удовольствием употребляет в неумеренном количестве. В связи с этим нередко Бопре не может стоять на ногах или спит на занятиях с Петром. Именно за безделье и склонность к алкоголю Андрей Гринев в итоге выгоняет репетитора.

Пушкин описывает эти пороки довольно отстраненно и не винит героя в его склонности. Как ни странно, но Бопре в большей степени положительный персонаж, чем отрицательный. Ведь он обладает добротой и искренностью, а также дает Петру полезный навык.

Благодаря Бопре Петр Гринев обучается фехтованию и такое умение оказывается для него весьма полезным на дуэли со Швабриным и в целом на службе. Поэтому в какой-то степени француз все-таки влияет на судьбу своего воспитанника и дает ему нужное и полезное для дальнейшего существования.

Конечно, также образ Бопре введен для того чтобы немного оттенить Савельича и сделать его, скажем так, фактурнее. Благодаря беспечности и безответственности Бопре забота и чуткость Савельича выглядят гораздо более «выпукло». Да и не даром сам Савельич радуется, когда француза в итоге выгоняют, и только он остается воспитателем Петра. В целом, образ Бопре представляет собой бездельника и алкоголика, со множеством пороков. Такие люди существовали и, вероятно, будут существовать всегда.

Сочинение на тему: «Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва»

Повесть «Капитанская дочка» написана в виде воспоминаний главного героя — Петра Грине­ва. Детство Петруши было воль­готным и свободным, он «жил недорослем, гоняя голубей и иг­рая в чехарду с дворовыми маль­чишками». Но по достижении шестнадцати лет отец решает от­править Петра на службу в ар­мию. Петруша обрадовался это­му, потому что надеялся на служ­бу в Петербурге, в гвардии и был уверен, что жизнь там будет так же легка и беззаботна, как в род­ном доме.

Отец же справедливо рассудил, что Петербург может научить молодого человека лишь «мотать да повесничать», поэтому направляет сына к генералу с письмом, в котором просит ста­рого друга определить Петра на службу в надежное место и быть с ним построже.

Таким образом, Петр Гринев, расстроенный далеко не радующими перспективами своего будущего, попадает в Белогорскую крепость. Вначале он ожидал увидеть «глухую крепость» на границе киргиз-кайсацких степей: с грозны­ми бастионами, башнями и валом. Капитана же Миро­нова Петр представлял себе «строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы». Каково же было изумление Петра, когда он подъехал к реальной Белогорской крепости — «деревушке, окруженной бревен­чатым забором»!

Из всего грозного оружия — лишь старая чугунная пушка, служащая не столько для обо­роны крепости, сколько для игр ребятишек. Комендант оказывается ласковым добрым стариком «высокого ро­сту», он выходит проводить учения одетым по-домашне­му — «в колпаке и в китайском халате». Не меньшей неожиданностью для Петра оказался вид храброго вой­ска — защитников крепости: «человек двадцать старень­ких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах», из которых большинство не могли запомнить, где находится право, а где — лево.

Прошло совсем немного времени, и Гринев был уже рад, что судьба привела его в эту «богоспасаемую» деревушку. Комендант и его семья оказались милыми, простыми, доб­рыми и честными людьми, к которым Петр привязался всей душой и стал в этом доме частым и долгожданным гостем.

В крепости «не было ни смотров, ни учений, ни карау­лов», и, тем не менее, не отягощенный службой молодой человек был произведен в офицеры.Общение с приятными и милыми людьми, занятия ли­тературой, а в особенности проснувшаяся в сердце Петра любовь к Маше Мироновой сыграли немаловажную роль в формировании характера молодого офицера. С готовно­стью и решительностью встает Петр Гринев на защиту своих чувств и доброго имени Маши перед подлым и бес­честным Швабриным. Нечестный удар Швабрина на по­единке принес Гриневу не только тяжелую рану, но и вни­мание и заботу Маши.

Благополучное выздоровление Пет­ра сближает молодых людей, и Гринев делает девушке пред­ложение, признавшись перед этим в своей любви. Однако гордость и благородство Маши не позволяют ей вступить в брак с Петром без согласия и благословения его родите­лей. К сожалению, отец Гринева считает, что эта любовь — лишь блажь молодого человека, и не дает своего согласия па брак.

Приход Пугачева с его «шайкой бандитов и бунтовщи­ков» разрушил жизнь обитателей Белогорской крепости. В этот период раскрываются лучшие черты и моральные качества Петра Гринева. Свято он выполняет завет отца: «Береги честь смолоду». Он смело отказывается присяг­нуть на верность Пугачеву даже после того, как на его глазах были убиты комендант и многие другие защитники Белогорской крепости. Своей добросердечностью, честно­стью, прямотой и порядочностью Петр сумел заслужить уважение и расположение самого Пугачева.

Не за себя болит сердце у Петра во время его участия в военных действиях. Он переживает за судьбу своей люби­мой, оставшейся сначала сиротой, затем попавшей в плен к перебежчику Швабрину, Гринев чувствует, что, признавшись однажды Маше в своих чувствах, он взял на себя ответственность и за будущее одинокой и беззащитной девушки.

Таким образом, мы видим, насколько важную роль сыг­рал в жизни Петра Гринева период, проведенный им в Белогорской крепости. За это время герой успел вырасти и возмужать, он задумался о смысле и ценности человече­ской жизни, а в общении с различными людьми раскры­лось все богатство нравственной чистоты героя.

Глава 1. Сержант гвардии

Повествование идет от лица Петра Гринева, главного героя произведения. Он повествует о своей семье. В Симбирской деревне проживает его отец — Андрей Петрович Гринев, премьер-майор в отставке, женившийся на дочери местного дворянина Авдотье Васильевне Ю. У Петра, их единственного сына, было много братьев и сестер, но все они умерли во младенчестве. Когда матушка только забеременела наследником, он уже был записан в Семеновский полк благодаря связям. Если бы родилась девочка, отец объявил бы о смерти сына, и бронь в элитные войска была бы снята. Но вот родился Петр, и протекция родственника понадобилась, а пока он воспитывался дома до наступления 16-летнего возраста.

Мальчик находился под присмотром Савельича — крепостного крестьянина, пожалованного «в дядьки» к барскому сыну за трезвое поведение. Но потом отец выписал для него гувернера француза, чтобы тот обучил его всем наукам. Однако Бопре оказался гулящим пьяницей, неспособным к преподаванию. Пока он отсыпался после безумной ночи, Петр занимался своими делами: тем и ограничилось его образование. Однажды отец, получив жалобу от дворовых девок (француз обольстил их), ворвался прямо посреди урока и застал гувернера мертвецки пьяным, а своего сына — за странным занятием: он делал из карты воздушного змея. Тогда дворянин выгнал Бопре, чем обрадовал Савельича, которому не нравился иностранный учитель.

Петруша рос недорослем: играл в чехарду и гонял голубей, пока отец не поинтересовался возрастом сына: шел 17 год, а значит, ребенка пора было отправлять на службу. Мать расплакалась, узнав о решении мужа, но он был тверд в своих убеждениях и не уступил сентиментальности. Более того, вместо Семеновского полка, о котором так мечтал сын (в его сознании служба в Петербурге была дорогой к свободе), он решил отправить его на реальную службу в Оренбург, вместе с Савельичем. Отец решил, что недоросль должен «понюхать пороха», а в столице его только испортят, сделав мотом и пьяницей. Петр сильно расстроился, рухнули все его надежды, но спорить с отцом он не мог. На следующий день на него надели тулуп и шубу и отправили в путь. Он обливался слезами. Отец дал ему такое наставление:

На пути в Оренбург они остановились в Симбирске, и Савельич пошел покупать вещи. Оставшийся в трактире Гринев познакомился с ротмистром Зуриным, который угостил молодого человека, научил его играть в бильярд и предложил партию на деньги. По его представлению, служба в армии состояла из азартных игр, пьянства и мотовства. Разгоряченный пуншем Петруша проиграл сто рулей, и его, пьяного и не стоящего на ногах, доставили к Савельичу. Наутро Петру пришла записка с просьбой отдать деньги. Савельич отказал. Гринев понял, что ему необходимо переспорить старика, чтобы в дальнейшем не зависеть от него. Он грубо напомнил слуге, что он — всего лишь холоп, и должен слушаться барина, иначе вылетит со службы. Старик расстроился и стал умолять его не делать этого, но Петр был неумолим. Савельич отдал сто рублей и поспешил увезти подопечного из трактира. Гриневу было ужасно стыдно за грубость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: